Подготовительный этап при дцп

У детей с ДЦП в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями, а так же они отстают по основным линиям развития от своих сверстников. Зачастую усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию двигательных функций. Большинство из них, хоть и замечают некоторые особенности в развитии малыша, не торопятся обращаться к специалистам (дефектологам, логопедам), надеясь, что когда ребенок начнет двигаться, остальные проблемы исчезнут сами по себе.

Большой опыт, накопленный в нашем учреждении, говорит о том, что, только вместе, объединив все звенья реабилитации, создавая комплекс, включающий в себя медицинское, психологогическое и педагогическое воздействие мы можем добиться высоких результатов.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Не стоит забывать и еще об одном главном звене – это семья, которая поможет закрепить у ребенка те навыки, которые появились в процессе коррекционной работы всех специалистов. Не только мама, но и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.

Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогаческое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Вся коррекционная работа организуется в рамках той ведущей деятельности, на этапе которой находится ребенок.

1 этап (в младенческом возрасте) — эмоциональное общение со взрослым;

2 этап (в раннем возрасте) — предметная деятельность;

3 этап (в дошкольном возрасте) — игровая деятельность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

§ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

§ стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);

§ коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);

§ развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

§ развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);

§ формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);

§ формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

§ формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

§ формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

§ развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

§ стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

§ формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

§ развитие игровой деятельности;

§ развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

§ расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

§ развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

§ развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

§ формирование математических представлений;

§ развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

§ подготовка к школе.

Подробнее познакомлю вас с некоторыми направлениями нашей работы.

Для нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата в своей практике используем несколько видов массажа:

дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

массаж с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатель, салфетки, различные зубные щетки: силиконовые, ворсистые; ватные палочки и т.п.);

Массаж проводим, основываясь на методики: Е. В. Новиковой, Е.А. Дьяковой, Архиповой, Томилиной, Блыскиной и других авторов.

На коррекционных занятиях большое внимание уделяем развитию мелкой моторики функциональным возможностям кистей и пальцев рук, развитию тактильных ощущений

Дополнительно применяем массаж кистей рук. Для выполнения массажа используем щетки различной жесткости, массажные мячи, валики и многое другое.

Искусственная локальная контрастотермия.

Используется для детей с ДЦП, гиперкинезами, повышенным тонусом мышц. Основана на контрастном сочетании применения массажа кистей рук и предплечья кусочками льда и дальнейшем тепловым воздействием.

Познакомившись с этим методом, он привлек мое внимание, так как дозированное, методически правильное применение холода способствует расслаблению мышц, улучшается микроциркуляция крови, снимаются мышечные спазмы, защемления, контрактуры, нормализуется обмен веществ, происходит спазм мелких сосудов (капилляров), блокируются нервные импульсы, замедляется кровоток, снижается проницаемость мелких сосудов и предотвращается возникновение отеков. При вялой малоподвижной мускулатуре локальная кратковременная и общая криотерапия имеет обратный эффект - стимулирующий – подготавливает мускулатуру к нагрузке.

В своей практике терапию криоконтрастов применяю в основном на мышцы верхних конечностей, но можно и мышцы артикуляционного аппарата.

Этот метод является вспомогательным в работе с мышцей. Благодаря этому методу мышца подготавливается к дальнейшей работе. После терапии криоконтрастов обязательно показан массаж, а затем перейти к активизации мышцы активно либо пассивно.

Большое внимание в коррекционной работе уделяем формированию сенсорных представлений, В своей работе руководствуемся системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А Венгер, Э.Г Пилюгиной, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др

Но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у этих авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии. Поэтому, совместно с дефектологами нашего учреждения Левинской Е.В и Елагиной Ф.Р. была разработана своя многоступенчатая система формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста с задержкой в развитии, основываясь на программу М.А. Васильевой и личный опыт.

Наше учреждение имеет богатейшую базу современных технологий, как отечественных, так и зарубежных фирм-производителей. Эти технологии внедряются и адаптируются к детям раннего возраста.

Сенсорная комната, в которой проходят некоторые занятия, в основном на первом этапе развития малышей.

Использование компьютера в коррекционной работе дает возможность использования специализированных компьютерных развивающих и коррекционных программ, которых за последнее время на компьютерном рынке появилось огромное множество.

Сенсорный экран – технология сенсорного экрана облегчает доступ к работе на компьютере детям с различными трудностями. Все, что мы можем сделать с помощью мыши, ребенок может делать пальцем или карандашом прямо на панели.

Таким образом, использование ИКТ позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей с ДЦП значительно повышается.

Элементы арт-терапии

Акватерапия или терапия водой.

Песочная терапия.

Сказкотерапия.

Куклотерапия

Кинезотерапия

Музыкотерапия

Цветотерапия.

Использование элементов арт-терапии положительно сказывается на речи детей с различной патологией, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание. Дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с ДЦП все коррекционно-развивающие занятия проводятся с постоянной сменой видов деятельности. Игровой и дидактический материал используется дозировано. Занятия проходят на положительно-эмоциональной основе.

В силу сложности и многообразия проявлений двигательной, интеллектуальной и речевой недостаточности для детей с ДЦП нет и не может быть единой стандартной программы, равно как и стандартной схемы занятий в работе с ним. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, каждый этап обучения решает четко определенные задачи, каждый метод коррекционного воздействия должен применяться с учетом показаний, и противопоказаний у конкретного ребенка.

Длительная поэтапная работа над восстановлением и сохранением психики, двигательных, коммуникативных и речевых навыков — основа лечения ДЦП. Полностью компенсировать неврологический дефицит невозможно. Целью реабилитационной программы является максимальная социализация ребенка и повышение качества его жизни. Как показывает наш опыт, эта цель реальна и достижима.

Сформировавшееся в перинатальном периоде поражение головного и/или спинного мозга не усиливается с годами. Ухудшение состояния ребенка вызвано ортопедическими осложнениями — усугублением двигательных нарушений из-за дистрофии мускулатуры и развития контрактур. Предупреждение ортопедических осложнений — важнейшая цель реабилитации ДЦП.

Ученые, посвятившие свою жизнь данной проблеме, выделяют около 400 факторов риска развития ДЦП. Ключевым считается недоношенность, которая повышает чувствительность нервных клеток к гипоксии. Велика роль угрозы прерывания беременности, гипоксии плода на фоне фетоплацентарной недостаточности или токсикоза.

Среди интранатальных факторов наибольшее значение имеет акушерская патология. Это может быть неправильное предлежание, узкий таз, медикаментозная стимуляция слабой родовой деятельности. Негативным прогностическим признаком считается долгий безводный промежуток и затяжные роды. После родов развитие ДЦП может спровоцировать гемолитическая болезнь.


В июле 2015 года опубликованы результаты научной работы, проведенной норвежскими учеными из Бергенского университета. Проанализировав частоту случаев ДЦП у родственников первой-третьей степени родства, они пришли к выводу о наличии наследственной предрасположенности. Резюмируя вышесказанное, детский ДЦП — мультифакториальное заболевание с вероятным генетическим компонентом, этиология которого до конца не изучена.

Формы ДЦП и прогностические признаки

Основной признак ДЦП — двигательные расстройства, которые могут проявляться асимметрией мышечного тонуса, неконтролируемыми движениями, ригидностью мышц, наличием патологических рефлексов, нарушением координации движений. По мере взросления проявляется задержка психического развития, эмоциональные расстройства, нарушение коммуникативных навыков, дисфагия (трудности при глотании), расстройства речи.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют следующие формы ДЦП:

Не будем подробно говорить о каждой форме, ибо это отвлечет нас от более важных моментов — прогностических признаков. В клинике доктора Блюма при оценке перспективности реабилитации ДЦП мы, прежде всего, учитываем три ключевых фактора:

Глубина двигательного дефекта

Выраженность отставания в онтогенетическом развитии

Имеет значение возраст ребенка и проводимое ранее лечение. Хирургическая коррекция в анамнезе снижает перспективность реабилитации на 40-70%.

Лечение ДЦП: этапы восстановления моторного стереотипа

Диагноз ДЦП нельзя снять, но люди с этим диагнозом могут прожить долгую и социально активную жизнь, качество и продолжительность которой определяется эффективностью ранней реабилитации. Важно, в каком возрасте начата реабилитационная терапия, какие методики использовались, насколько терпеливы, ответственны и трудолюбивы были родители.

При выборе центра по лечению ДЦП важно оценивать эффективность предлагаемого лечения, но обычному человеку сделать это непросто. Многие центры предлагают игровые методики, электромиостимуляцию, хирургическую коррекцию или ортопедические приспособления. К сожалению, эти методы часто усугубляют патологическую моторику и приводят к закреплению нарушенного двигательного стереотипа.


В клинике профессора Евгения Эвальевича Блюмаиспользуются авторские методики адресного биомеханического воздействия на поверхностные и глубокие слои скелетной мускулатуры. Цель реабилитации — комплексная коррекция неврологических дефектов с максимально возможным восстановлением двигательных, речевых, коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Мы не используем лекарства, игровые методики, гипсовые повязки и другие подходы, доказавшие свою несостоятельность. В клинике применяются только авторские методы профессора Блюма, основанные на поэтапном восстановлении двигательных функций.

Наш подход требует колоссальных усилий и значительных временных затрат со стороны врача инструктора и хотя бы одного из родителей (занятия проводятся при активном участии второго взрослого). Эффективность реабилитации во многом зависит от терпения, трудолюбия и исполнительности взрослых.

Первый этап лечения ДЦП — предварительный — направлен на методичную подготовку слабой опорно-двигательной системы ребенка к нарастанию объема двигательной активности. Второй этап — подготовительный — является самым сложным и длительным. Его цель — разрушение патологического двигательного стереотипа путем биомеханического воздействия.

На этом этапе мы работаем над коррекцией мышечного дисбаланса, укрепляем слабые мышцы, устраняем контрактуры. Работа проводится до восстановления полного объема пассивных движений. Также на этой стадии мы устраняем скованность суставов, восстанавливаем их осевую геометрию, стимулируем репаративные процессы в мышцах, суставных и околосуставных тканях.


На третьем — основном этапе — мы учим ребенка удерживать равновесие и ходить с использованием правильного двигательного стереотип. После завершения этой фазы реабилитации ДЦП ребенок уже может самостоятельно ходить и обходиться без постоянной опеки. Коррекция более сложных двигательных паттернов и тонкой моторики — задача последующих этапов реабилитации.

Реабилитация ДЦП: профилактика ортопедических осложнений

Перспективность реабилитационной программы напрямую зависит от озвученных ранее факторов (сохранность психики, задержка развития и глубина моторного дефекта). Своевременное начало лечения моторных нарушений буквально ставит детей на ноги. Поздняя реабилитация, безуспешное лечение в анамнезе, хирургическая коррекция — все это ухудшает прогноз.

Родители обязаны понимать, что чем раньше начата реабилитация ДЦП, тем лучше. Мозг ребенка активно развивается, и выполнение многих моторных функций может полностью перейти на неповрежденные отделы коры. В возрасте двух или трех лет года вероятность этого намного выше, чем в десять или четырнадцать лет.


Еще один важный момент касается ортопедических осложнений, о которых нужно сказать отдельно. При отсутствии эффективного лечения в скелетных мышцах неизбежно развиваются дистрофические процессы. Атрофия мышц ведет к формированию рубцовой ткани, которая не может сокращаться. Результат — развитие контрактуры с последующей деформацией костей и суставов.

Да, ДЦП отличается не прогрессирующим течением, но это касается неврологических дефектов. На этом мы еще раз акцентируем внимание. Патологические изменения в опорно-двигательном аппарате усиливаются и с годами становятся ключевым прогностическим признаком. Своевременное устранение спастики, асимметрий и моторных дефектов — неотъемлемое условие профилактики и лечения ортопедических осложнений.

При диагнозе ДЦП полноценная жизнь в социуме возможна, но достигается она упорным и длительным трудом. Узнайте больше о лечении и реабилитации ДЦП в клинике профессора Евгения Эвальевича Блюма. Запишитесь на консультацию и получите индивидуальное заключение специалиста о перспективности лечения.

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.