Поза эмбриона при дцп

Заболевание церебральным параличом нередко приводит к патологическим изменениям в строении и функциональности суставно-связочного аппарата. Поэтому родители ребенка с ДЦП должны с постоянным и неусыпным вниманием следить, чтобы малыш не усугубил свое состояние.

Опасность W-позы

Нахождение ребенка в W-позе при сидении на полу приводит к выворачиванию суставов, растяжению связок и мышц, и, в конечном итоге, к патологическим изменениям в геометрии нижних конечностей. Когда ребенок еще мал и его костные ткани не окрепли, нагрузка W-позы может привести к искривлению костей.


Важно, однако, что в большинстве случаев родители в силах предотвратить появление подобных нарушений.

Что происходит с ногами ребенка, сидящего в позе лягушки?

Говорит Бабур Курбанов, основатель и руководитель Bamboo Care Medical Consulting, врач, специалист по традиционной китайской медицине: «Поза лягушки у ребенка, чаще называемая W-позой, относится к одной из патологических поз. Если ребенок часто принимает подобное положение и подолгу находится в этой позе, у него развиваются вывихи и подвывихи голеностопного и коленного суставов, дисплазия тазобедренного сустава.

Специалисты по профилактической педиатрии добавляют: W-поза ощущается ребенком как удобная, потому что не требует больших усилий на поддержание равновесия. Однако поза лягушки препятствует активным движениям, ограничивает зону досягаемости, в известной степени обездвиживает ребенка.

Сидя в W-позе, ребенок не имеет возможности тянуться к далеко лежащей игрушке, не получаются у него и свободные ротации (вращения) корпуса. Между тем, именно в играх происходит тренировка умения перемещать вес тела. Даже изначально здоровому ребенку обеспечено замедление развития умения координировать движения, выполнять тонкие ориентационные задачи, рисовать, лепить, писать, бегать – если он упорно садится в W-позу!

Убрать W-позу из жизни ребенка!

Лечение неправильного положения при сидении на плоской поверхности подразделяется на пассивную и активную части.

Прежде всего, родители, заметившие предпочтение ребенка к нахождению в W-позе, должны незамедлительно пересадить малыша, по возможности разъяснив ему вредность подобного положения. Как правило, дети с вниманием относятся к доброжелательно высказанным замечаниям и скоро привыкают к необременительному запрету.

Запрещая малышу позу лягушки, предложите несколько других способов играть в положении сидя. Присесть ненадолго можно на корточки. Опуститься пониже можно на плотно сведенных коленках. Можно сесть на одну сторону бедра с опорой на руку: это не слишком удобная поза, и в скором времени ребенок переменит положение, пересев на другое бедро и вытянув ноги в противоположную сторону.


Пример, помощь и доброе слово действуют лучше любого насилия!

Помогите ребенку сидеть правильно

Обзаведитесь достаточным количеством невысоких и удобных для сидения предметов. Это могут быть низкие скамейки, небольшие плотные подушки, предметы мебели из вспененных материалов, маты и т.п.



Лечение последствий длительного нахождения в W-позе

Участвуйте в детских играх, предлагая малышу активные перемещения наряду с занятиями в статичном положении. Расположите игровой инвентарь так, чтобы ребенку приходилось тянуться к игрушкам. Пусть он наклоняется вперед, стоя на коленях и опираясь на одну руку, а другой достает до необходимого ему предмета.

Делайте с малышом гимнастические упражнения, помогающие наращивать силу и формирующие мышечный корсет в поясничной области тела. Наклоны в стороны с руками на поясе и с мячом, поднятым над головой; повороты влево и вправо с одновременным сведением и разведением рук; пролезание сквозь обруч или эластичное кольцо, опускаемое сверху от рук до пят, либо поднимаемое от пола вверх… Эти и другие упражнения помогут вашему малышу обрести уверенность в движениях.

Не упустите время! Поза лягушки не требует обязательного и немедленного обращения к хирургу. В ваших силах, родители, избавить ребенка от последствий неправильных привычек.


Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно! Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЛАБИРИНТНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ЛТР)

1. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис.1). Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.

2. Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис. 2). Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.

3. Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.

4. Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ШЕЙНОГО СИММЕТРИЧНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ШСТР)

1. Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

4. Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ АСИММЕТРИЧНОГО ШЕЙНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (АШТР)

Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью. От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам. Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.


РЕФЛЕКСОНОРМАЛИЗУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ ДЦП

Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно! Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЛАБИРИНТНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ЛТР)

1. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис.1). Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.

2. Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис. 2). Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.

3. Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.

4. Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ШЕЙНОГО СИММЕТРИЧНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ШСТР)

1. Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР (рис. 1). Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта (рис. 3). Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову (рис. 4). Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

4. Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз (рис. 5). Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ АСИММЕТРИЧНОГО ШЕЙНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (АШТР)

Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью. От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам. Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.

Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом. Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает. Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.