Позиционная терапия при дцп

Физическая терапия фокусируется на функции, движении и оптимальном использовании потенциала ребенка. Она использует физические подходы для улучшения, закрепления и восстановления физического, психологического и социального благополучия ребенка в окружающей среде, включая дом, школу, места отдыха и проживания.

Крупные моторные навыки, функциональная мобильность, работа с двигательными нарушениями, позиционирование, сидение, переход из положения сидя в положение стоя, ходьба с использованием технических средств реабилитации и ортезов и без них, использование инвалидной коляски и перемещения – вот области, над которыми работают физические терапевты. Для того, чтобы развить функциональные способности ребенка, специалисты используют широкий набор физиотерапевтических методов, которые будут рассмотрены в рамках данного обзора.

Подходы в терапии

По данным Patel (2005), при лечении детей с ДЦП используется целый ряд терапевтических вмешательств. Однако пока что доказательная медицина не может подтвердить эффективность каждого из них. Так, существуют доказательства в поддержку использования нейромышечной электростимуляции, в то время как доказательства, однозначно подтверждающие эффективность нейроразвивающей терапии, пока что отсутствуют. Также клинические исследования не готовы подтвердить эффективность многих других вмешательств при лечении ДЦП, среди которых сенсорная интеграция, тренировка на тредмиле с поддержкой тела, кондуктивная педагогика, тренировка с принудительным выполнением движений и гипербарическая кислородная терапия.

В данной статье мы рассмотрим наиболее значимые аспекты популярных подходов и вмешательств, используемых при работе с ДЦП. Antilla H. в своем систематическом обзоре 2008 года перечисляет целый ряд реабилитационных техник. Выбор той или иной техники зависит как от самого врача, так и от страны, где он работает, подчеркивает автор статьи. Ниже представлен список наиболее популярных методов физической терапии при работе с ДЦП, появившихся за последние несколько десятилетий.

Терапевтические подходы в работе с детьми с ДЦП:

Одна из самых популярных методик работы с детьми с ДЦП – Бобат-терапия, также известная как нейроразвивающая терапия. Она была разработана Бертой и Карлом Бобат в 40-х годах прошлого столетия и основывалась на их личных наблюдениях при работе с детьми с церебральным параличом. Данный подход базируется на следующей идее: двигательные нарушения у детей с ДЦП связаны с проблемами с двигательным контролем и рефлексами, которые, в свою очередь, обусловлены нарушениями центральной нервной системы.

Этот подход направлен на стимулирование типичного двигательного развития и функционирования, а также на предотвращение развития вторичных нарушений, обусловленных мышечными контрактурами, деформациями суставов и конечностей. Хотя эффективность Бобат-терапии при церебральном параличе была поставлена под сомнение в некоторых опубликованных обзорах, существует ряд исследований, подтверждающих его эффективность.

Концепция паттернинга основывается на теориях, которые сформулировали в 50-е и 60-е годы прошлого столетия нейрохирург Темпл Фэй, специалист по возрастной психологии Карл Делакато и физический терапевт Гленн Доман. Данный подход основывается на следующем принципе: типичное развитие младенцев и детей проходит через четкие и заранее определенные стадии. И если на одной из этих стадий возникает ошибка, то дальнейшее развитие будет либо приостановлено, либо идти с нарушениями. Основываясь на этом принципе, они предположили, что развитие двигательных навыков у ребенка с ДЦП может быть запущено, если пассивно провести его через все стадии типичного развития. Данный процесс они назвали паттернингом. Родителей и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, учат выполнять эту технику на дому, однако это требует очень много времени и сил, так как необходимо выполнять по несколько сессий каждый день.

Несмотря на то, что паттернинг используется уже много лет, его применение сейчас считается спорным и его эффективность не была научно доказана. Данный подход – очень пассивная терапия, где практически нет места, чтобы поощрять ребенка к собственному активному участию, поэтому его использование у детей с ДЦП не рекомендуется.

Терапевтические вмешательства

Это растяжка мышц, находящихся в спастике, выполняемая мануально. Ее цель – снять напряженность мягких тканей. Мануальный стречинг может увеличить амплитуду движений, уменьшить спастику или улучшить эффективность ходьбы у детей со спастикой. В ходе неврологической реабилитации такая растяжка может выполняться различными способами для достижения определенных эффектов. Существуют следующие типы стречинга:

  1. Быстрый.
  2. Пролонгированный.
  3. Поддерживающий.

Быстрая растяжка используется для фасилитации. С ее помощью создается относительно непродолжительное сокращение мышц-агонистов и такое же короткое расслабление мышц-антагонистов, что, в свою очередь, облегчает мышечное сокращение. Эффект при такой растяжке достигается за счет стимуляции первичных окончаний мышечного веретена, результатом которой является рефлекторная мышечная фасилитация через моносинаптическую рефлекторную дугу.

Повышенный мышечный тонус может в перспективе привести к контрактуре сустава и изменить длину мышцы. Для нормализации тонуса и поддержки длины мягких тканей подойдет медленная, пролонгированная растяжка. С ее помощью возможно поддерживать амплитуду движений и не дать ей снизиться. Несмотря на то, что эффекты такой растяжки не вполне ясны, пролонгированный стречинг тормозит мышечные реакции, что влечет за собой снижении гипертонуса, как, к примеру при Бобат-терапии, ингибиционном шинировании или гипсовании. По всей видимости, данная растяжка влияет как на невральный компонент мышц через сухожильный орган Гольджи и нервно-мышечное веретено, так и в отдаленной перспективе на структурные компоненты через количество и длину саркомеров.

Обездвиженная мышца в укороченном положении = сокрашение саркомеров и возросшая ригидность за счет увеличения соединительной ткани

Обездвиженная мышца в растянутом состоянии = увеличение саркомеров

Исследования на мышах показывают, что ежедневная растяжка в течение 30 минут предотвращает потерю саркомеров в соединительной ткани обездвиженной мышцы. Впрочем, указанные временные рамки могут напрямую не соотноситься с физиологией человека.

Пассивная растяжка может выполняться с помощью целого набора техник, среди которых:

Пролонигрованную растяжку можно выполнить вручную, используя вес тела и гравитацию, или механически, с помощью аппарата или тутора. Растяжка должна проводиться с определенной силой, чтобы преодолеть гипертонус и пассивно удлинить мышцу. Маловероятно обеспечить достаточную растяжку, чтобы каким-то образом повлиять на сустав, который уже имеет контрактуру.

Сообщалось, что весовая нагрузка снижала контрактуру в нижних конечностях при использовании ортостатического стола (Тилт-стола) и вертикализатора через пролонгированное растяжение. Угол наклона критически важен для того, чтобы колени оставались разогнутыми во время пролонгированной растяжки, поскольку сила, действующая на колени, может быть достаточно высокой. Некоторые исследования также ставят под вопрос предположение о преимуществах длительного стоячего положения.

Шины и лонгеты – внешние устройства, предназначенные для контролируемого приложения, распределения или снятия сил, действующих на тело. Цель их использования – выполнение одной или нескольких базовых функций контроля движения тела, в также модификация форм ткани тела и предотвращение травматизма.

Шины могут использоваться для создания длительного растяжения низкой силы, хотя данных, доказывающих этот эффект, пока не достаточно. Большое разнообразие шин используется, чтобы воздействовать на отек, статичную позу, спастику, активный и пассивный объем движений.

Этапное гипсование – это распространенная техника, которая используется при лечении спастики, обусловленной контрактурой. С ее помощью можно добиться увеличения объема движения в суставах. Процесс этапного гипсования представляет собой иммобилизацию одного или нескольких суставов с помощью полужесткой и хорошо пропитанной гипсом повязкой. По мере улучшения объема движения гипсование повторяют, в среднем через 1-2 недели.

Пока что не удалось установить оптимальную продолжительность растяжения, которая необходима как для снижения спастики, так и для предотвращения контрактуры. Требуется больше исследований, чтобы определить оптимальную технику и продолжительность для достижения этой цели.

Статические упражнения с утяжелением, в которых используются ортостатические столы или вертикализаторы, помогают предотвратить вывих бедра, снизить спастику и улучшить минеральную плотность костей. Кроме того, они стимулируют антигравитационную силу мышц, а также добавляют уверенности в своих силах и улучшают моторные функции.

Упражнения, направленные на развитие силы, укрепляют слабые мышцы-антагонисты и соответствующие им мышцы-агонисты, находящиеся в спастике. Таким образом достигаются функциональные улучшения у детей с ДЦП.

Как было доказано, тренировки, связанные со специфическими функциональными видами деятельности, сочетающие аэробную и анаэробную нагрузку и силовой тренинг, значительно улучшают общую физическую форму, интенсивность занятий и качество жизни у детей с ДЦП, которые находятся на амбулаторном лечении. Тренировки на статических велосипедах или тредмилах улучшают походку и крупную моторику, однако никак не сказываются на спастике или ненормальных двигательных паттернах.

Шаговые движения, обусловленные шаговым рефлексом, в норме имеются у новорожденных и младенцев и пропадают к моменту, когда ребенок начинает стоять и ходить.

Тренировка на тредмиле с поддержкой тела происходит следующим образом: тело ребенка фиксируют в положении стоя с помощью жгутов, таким образом ограничивая общий вес. Беговая дорожка начинает двигаться на небольшой скорости, что заставляет ребенка рефлекторно шагать. Тренировка на тредмиле, таким образом, позволяет развить шаговые движения, что является важнейшим компонентом способности передвигаться. Исследования, в которых пациент занимался 3-4 раза в неделю в течение 3-4 месяцев, показали улучшения в движениях нижней конечности и паттернах ходьбы у детей с ДЦП.

Цель электростимуляции – увеличить силу мышц и улучшить двигательную функцию. Данная процедура выполняется с помощью аппарата для чрескожной стимуляции нервов (TENS), портативного и неинвазивного прибора, который, в том числе может использоваться в домашних условиях родителями или пациентом.

При электромышечной стимуляции через кожу пациенту проходит электрический ток, что приводит к сокращению мышц. Предполагают, что это приводит к росту мышечной силы за счет увеличения площади поперечного сечения мышцы и рекрутинга мышечных волокон второго типа.

Функциональная электрическая стимуляция (ФЭС) применяется при выполнении пациентом определенного упражнения или вида деятельности, т.е. тогда, когда мышца, на которую направлено воздействие тока, сокращается. Patel (2005) показал, что есть определенные доказательства в пользу использования и эффективности ФЭС у детей с ДЦП. Однако им же было обнаружено, что многие исследования ограничены из-за наличия искажающих факторов, включая сочетанное применение других видов терапии, большой вариативности способов применения, гетерогенности субъектов исследования, трудности в измерении функциональных результатов и недостатка пациентов в контрольной группе.

Mintaze (2009) предлагает использовать нейромышечную и пороговую электростимуляцию для укрепления четырехглавой мышцы бедра у детей с такой формой ДЦП как спастическая диплегия. По мнению Mintaze, такое воздействие может быть показано детям, испытывающим трудности со специфической резистивной силовой тренировкой.

Было показано, что терапевтическая верховая езда способна улучшить общую моторику, включая такие ее составляющие как мышечный тонус, объем движения, баланс, координацию и постуральный контроль у детей с ДЦП. Это, в свою очередь, может снизить степень двигательной инвалидности. Кроме того, занятие конным спортом способно дарить ребенку радость и доставляет удовольствие, настраивает на социальное взаимодействие, способствует когнитивному и психологическому развитию ребенка. Sharan и соавт. (2005) обнаружили убедительные результаты использования иппотерапии в Бангалоре, особенно при послеоперационной реабилитации. Два малодостоверных исследования, посвященных верховой езде в седле, показали отсутствие различий в мышечной симметрии и других критериях эффективности в контрольной и экспериментальной группах. Единственное отличие было связано с подпунктом, касающимся умения хватать.

Степень доказательности

В 2013 г. Novak и соавт., основываясь на своем систематическом обзоре, разработали схему, отражающую оценку различных методов, применяемых при работе с детьми с ДЦП, с позиции доказательной медицины. Цель их работы – облегчить выбор варианта вмешательства для достижения определенного результата. Они обозначили методы терапии, используя пузырьковую диаграмму, причем размер кружка коррелировал с объемом опубликованных данных.

Размер круга определялся следующими критериями:

  1. Количество опубликованных работ по теме.
  2. Общий балл за уровень доказательности (рассчитывается обратным кодированием Оксфордских уровней доказательности, т.е. экспертное заключение = 1 балл, рандомизированное контролируемое исследование = 5 баллов).
  3. Расположение окружности на оси Y-графика соответствует системе оценок рейтинга.
  4. Цвет круга соотносится со степенью эффективности метода (рис. 1 и рис. 2).


Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.




Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Принципы лечения ДЦП


Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:


Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

К таким средствам относят:

Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

Все гомеопатические средства.

Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

Задачи лечения детей с ДЦП


Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП


Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Лечебная физкультура и массаж


На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

Увеличение объема движений;

Расширение амплитуды движений;

Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Возможные методики лечения ДЦП


В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.