Позотонические рефлексы наблюдаются только при гиперкинетической форме дцп

Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создает оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которыми относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции. К позотоническим рефлексам относят:

1) лабиринтный тонический рефлекс; проявляется при изменении положения головы. В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс фор­мирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или ина­че, позотонические рефлексы являются по своей природе и вли­янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП пато­логическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторно­го развития, что в большинстве случаев нарушает последователь­ный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Классификация

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

| следующая лекция ==>
Насильственные движения | Спастическая диплегия

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Эта форма встречается реже, чем остальные. Ее характерной особенностью являются периодически возникающие у ребенка насильственные движения — гиперкинезы. В раннем детском возрасте мышечный тонус обычно снижен, спонтанные движения вялые. Такой ребенок слабо сосет, часто срыгивает, поперхивается. Глотание нарушено.

Гиперкинезы появляются обычно в один-полтора года и постепенно усиливаются.

Различают следующие типы гиперкинезов:
- двойной атетоз,
- хореоатетоз,
- торсионная дистония.

Чаще других бывает двойной атетоз, который характеризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в проксимальных суставах, возникающими одновременно в сгибателях и разгибателях. Их сила очень велика. Тонический спазм одной группы мышц постепенно сменяется спазмом другой.

Гиперкинезы типа атетоза в основном возникают в верхних конечностях. Как правило, у детей наблюдается симптом Фогта — тыльное переразгибание пальцев рук во всех фалангах.

Контрактуры в верхних конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы повторяются и увеличивается их продолжительность, возможно формирование фиксированных порочных поз.

Хореоатетоз характеризуется преимущественно более быстрыми насильственными движениями в проксимальных и дистальных суставах; червеобразные движения в пальцах минимальные.

Как при атетозе, так и при хореоатетозе наблюдаются непроизвольные движения мышц лица.

Торсионная дистония — возникающие приступообразно медленные вращательные движения шеи и туловища, сопровождающиеся поворотом головы и другими изменениями позы. Голова запрокидывается назад, руки вытягиваются и заводятся за спину, туловище поворачивается вокруг вертикальной оси.

Торсионная дистония может сочетаться с другими формами гиперкинезов, обычно с двойным атетозом. В результате повторяющихся торсионных спазмов мышц у ребенка возникают порочные позы туловища, а со временем развивается сколиоз или

Гиперкинезы уменьшаются или исчезают, если ребенок спокоен или спит, но усиливаются при
различных движениях, при положительных и отрицательных эмоциях. Они меньше выражены в
положении ребенка на животе, чем в положении на спине и стоя. Если ребенок пытается что-то сказать, на лице возникают гримасы, иногда резко выраженные.

Произвольные движения некоординированные, скачкообразные, размашистые. Длительное время больные дети не могут самостоятельно сидеть. В этом положении они падают вперед, назад или на более пораженную сторону. Ходить без помощи ребенок начинает в 6-8-летнем, а иногда и в более старшем возрасте. При этом ему очень трудно сохранять равновесие, но стоять на месте самостоятельно еще труднее.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Прогноз зависит от степени поражения нервной системы. Обычно в 60-70 % случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкая моторика, как правило, существенно нарушена.

Смешанные формы

К ним относятся случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей. Встречаются следующие смешанные формы:
- спастико-атаксическая,
- спастико-гиперкинетическая,
- атактико-гиперкинетическая.

Они формируются обычно в более старшем возрасте на основе перечисленных выше основных форм. Появление новых, отсутствующих ранее симптомов обусловлено тем, что в связи с патологическим развитием мозга с возрастом более отчетливо начинает выявляться имевшийся ранее дефицит той или иной функции. Иногда вновь появившиеся симптомы, если они нерезко выраженные, расценивают не как наличие смешанной формы заболевания, а как возникновение на фоне основного заболевания сопутствующего синдрома.

В других случаях наблюдается, наоборот, понижение мышечного тонуса, нарушение равновесия; одновременно периодически возникают насильственные движения, которые у данного больного не являются превалирующим симптомом, т. е. атонически-астатическая форма сочетается с гиперкинетическим синдромом.

А.С. Левин, В.В. Николаева, Н.А. Усакова

При гиперкинетической форме церебрального паралича преобладает поражение подкорковых отделов мозга, которые представляют собой важную составную часть внепирамидных (экстрапирамидных) двигательных систем. Экстрапирамидная система у человека автоматически создает тот фон готовности, на котором осуществляются быстрые, точные, дифференцированные движения, обусловленные деятельностью коры. Экстрапирамидная система имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. Стриопаллидарная часть экстрапирамидной системы обеспечивает автоматизированное выполнение двигательных актов, играет большую роль в эмоциональной и речевой деятельности человека.

Нарушения экстрапирамидной системы проявляются в виде изменения двигательной сферы, мышечного тонуса, речи, вегетативных функций, эмоциональной сферы.

При гиперкинетической форме церебрального паралича обычно имеет место сочетание этих двух вариантов речедвигательных расстройств. При специальном изучении гиперкинетической формы церебрального паралича было отмечено частое ее сочетание с другими неврологическими синдромами речедвигательных расстройств: пирамидным, мозжечковым, стволовым. При сочетании этой формы с пирамидным синдромом отмечалось недоразвитие важнейших статокинетических рефлексов, недостаточность тонких дифференцированных движений рук, псевдобульбарный синдром. Неврологические нарушения в речевой мускулатуре проявлялись в виде спастико-ригидного или спастико-ригидно-гиперкинетического синдромов. При сочетании с мозжечковым синдромом отмечалось нарушение координации движений. Неврологическая симптоматика в речевой мускулатуре проявлялась в виде ригидно-атактического или атактико-гиперкинетического синдромов. При сочетании со стволовым синдромом отмечалась резкая выраженность позотонических рефлексов. Иногда имели место отдельные проявления бульбарных расстройств. При всех вариантах гиперкинетической формы церебрального паралича всегда отмечалось нарушение тактильно-проприоцептивной афферентации.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при гиперкинетической форме церебрального паралича проявляются в виде экстрапирамидной дизартрии. Нарушения звукопроизношения при этой форме дизартрии обусловлены: резким изменением мышечного тонуса по типу ригидности, дистонией или гипотонией; наличием гиперкинезов; нарушением кинестетических ощущений и эмоционально-двигательной иннервации.

Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии (в отличие от псевдобульбарной) может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает при необходимости сохранить артикуляционную позу. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия.

Нарушение мышечного тонуса при этой форме дизартрии в значительной степени углубляется под влиянием позотонических рефлексов, неблагоприятных внешних воздействий и сильных эмоциональных состояний. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония или гипотония с трудностью удержания артикуляционной позы, то при попытках начать говорить в состоянии эмоционального напряжения наблюдается резкое повышение мышечного тонуса вплоть до состояния ригидности. Весь язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. В таком состоянии ребенок не может произвольно произнести ни одного звука; иногда он непроизвольно выкрикивает отдельные заднеязычные звуки (гы-кы). Такое же резкое повышение мышечного тонуса может отмечаться в мышцах голосового аппарата, в дыхательной мускулатуре. Эти особенности должны учитываться учителями. Дети с этой формой заболевания должны вызываться к доске только тогда, когда они сами этого хотят. При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса ребенок говорит. Однако его речь смазанная, невнятная. Голос с гнусавым оттенком. Резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура. Сильно нарушен и темп речи. Речь монотонная, однообразная, немодулированная. Во время высказывания наблюдается постепенное затухание голоса, переходящее порой в неясное бормотание.

Наличие гиперкинезов еще более искажает звукопроизношение и иногда делает его невозможным.

При экстрапирамидной дизартрии отсутствуют стабильные нарушения звукопроизношения. Кроме того, автоматизация звуков происходит с большим трудом. В ряде случаев эта форма дизартрии сочетается с кинестетической и кинетической диспраксией.

Наиболее тяжелый характер приобретает экстрапирамидная дизартрия при осложнении ее стволовой симптоматикой. В этих случаях наблюдается резкое усиление ригидности в речевой и скелетной мускулатуре под влиянием позотонических рефлексов: мышечный тонус меняется в зависимости от положения тела и головы ребенка. Нарушения звукопроизношения осложняются за счет бульбарных и псевдобульбарных расстройств. Выражены тяжелые нарушения дыхания, синкинезии и оральные автоматизмы (насильственные сосательные движения).

Экстрапирамидная дизартрия часто сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости; при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

Рассмотрим некоторые особенности логопедической работы при этой форме дизартрии.

Логопед должен тесно связывать свою работу с проводимыми в школе занятиями по лечебной физкультуре и общими лечебно-коррекционными мероприятиями.

Логопеду необходимо подбирать для ребенка такие позы, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными. Подбор рефлекс запрещающих позиций дополняется применением специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка. При тяжелой степени заболевания во время логопедических занятий ребенок может лежать. Но ребенка можно усадить в специально приспособленное кресло. На спинке этого кресла смонтирован головодержатель. Стопы фиксируются ремнями или обувью, прикрепленной к специальной тяжелой доске-скамейке. Руки мягкими петлями фиксируются к подлокотникам кресла, туловище — лифом.

Логопед должен обучать ребенка приемам расслабления с использованием описанной выше аутогенной тренировки. На этом фоне ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица. Кроме того, его учат произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и сопутствующих движений.

Логопед обучает ребенка произвольному дыханию в определенном ритме, координации между дыхательными движениями, фонацией и артикуляцией, широко используя для этого логоритмику.

Логопед обучает ребенка умению воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады. Вместе с тем его учат плавно переходить от одного уклада к другому.

На занятиях осуществляется последовательная постановка звуков. Начинают с тех звуков, артикуляционная моторика для производства которых более сохранна. Далее осуществляют автоматизацию звуков в слогах, словах и предложениях.

Определенное внимание уделяется развитию интонационно-мелодической стороны речи.

Проводятся специальные занятия по развитию фонематического слуха в случае снижения физического слуха.

6. Несформированностъ реакций равновесия и координации движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП.

7. Нарушение ощущения движений. Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется посредством рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях.

8. Насильственное движение. К насильственным движениям относят также тремор.

9. Защитные рефлексы. К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе. Защитные рефлексы – это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы.

11. Позотонические рефлексы. Данные рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. К позотоническим рефлексам относят лабиринтный тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс, симметричный тонический шейный рефлекс.

32. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП

Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. При инфантилизме психическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой психический инфантилизм. К нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Также существуют осложненные формы, например органический инфантилизм. Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами, так и с социальными условиями. Степень нарушения двигательных функций не определяет степени нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к болезни и своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям и воспитателям. Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени в результате воспитания по типу гиперопеки.

ДЦП – это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.

33. ФОРМЫ ДЦП

В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. Выделяют пять форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия. Паралич, или плегия, – это отсутствие движения в мышце или группе мышц. Частичная утрата двигательных функций называется парезом. Спастическая диплегия характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены сильнее, чем руки. При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений.

2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП. Диагностируется уже в период новорожденности. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.

3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) ДЦП обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути. Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями.

4. Гиперкинетическая форма. При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов. Они бывают хореиформными, атетоидными, хореоатетоидными, а также в виде спастической кривошеи.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая). Данная форма ДЦП характеризуется прежде всего низким мышечным тонусом, трудностями в формировании вертикализации. К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести:

1) нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;

2) дисметрию – несоразмерность, чрезмерность движений, которая проявляется в промахивании;

3) интенционный (динамический) тремор – дрожание конечностей, которое возникает при произвольных, целенаправленных движениях и усиливается в конце двигательного акта, при приближении к цели.

Эти и некоторые другие проявления двигательных расстройств наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса (гипотонии). При тонких целенаправленных движениях (таких как письмо, складывание мозаики и пр.) тремор рук затрудняет выполнение произвольных действий.

34. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Диагностика детей с ДЦП не вызывает трудностей у медицинских работников. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка. Неврологическая симптоматика, имеющая место у грудных детей, не всегда свидетельствует о развитии ДЦП.

Однако на ранних стадиях развития важно не только выявить ДЦП , но и определить уровень психического развития ребенка. Ведущая роль в работе по психодиагностике и психокоррекции принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Трудности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вызваны его умственной отсталостью, задержкой развития, недостаточностью зрения, слуха и др. Особенно важно рано обнаружить нарушения слуха у детей с ДЦП. Они встречаются достаточно часто. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с ДЦП необходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ его особенностей. Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудности, так как физические недостатки, ограниченный запас знаний об окружающем маскируют потенциальные его возможности. Более надежной остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием отдельных психических функций и изучением особенностей приобретения новых знаний и навыков.

Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей. Ранняя психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа очень актуальна. Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений. Физиотерапевтические процедуры улучшают трофику тканей и кровообращения в мышцах. Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.

35. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА). ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Аутизм может проявляться в различных формах:

1) в полной отрешенности от происходящего;

2) в активном отвержении;

3) в поглощенности аутистическими интересами;

4) в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным свое­образием и специфичным сочетанием двигательных патологиче­ских компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП.

1. Наличие параличей и парезов.

Центральным параличом называется полное отсутствие возмож­ности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обусловле­ны поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затруд­няется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть впе­ред, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших мотор­ных функций, затрудняет формирование навыков самообслужи­вания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельно­сти. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособ­ность произвольно управлять процессом мышечного движения.

Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей;

диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо ниж­них конечностей;

гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;

моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечг ности.

Для центрального (спастического) паралича характерно: нару­шение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), на­личие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлек­сов, синкинезий.

Все эти симптомы центрального паралича указывают на пора­жение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая ос­нова симптомов центрального паралича — выпадение тормозя­щих влияний коры больших полушарий на интраспинальные ав­томатизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.

2. Нарушение мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мы­шечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается со­гласованной работой различных звеньев нервной системы.

При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спас-тичность, мышечная гипертония). Наибольшее повышение мы­шечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Повышение мышечного то­нуса в данных группах мышц определяет специфическую позу де­тей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых сус­тавах, пальцы сжаты в кулаки.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В по­кое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение то­нус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный то­нус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм.

При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мы­шечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дрябло­стью, вялостью.

При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различ­ных вариантов нарушений мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)
рефлексов (гиперрефлексия).

Такая гиперрефлексия является признаком поражения пира­мидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и пе-

4. Синкинезии (содружественные движения).

Синкинезии — это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различают физиологические и патологические син­кинезии. К физиологическим синкинезиям относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы. Примером патологических синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализо­ванной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяю­щих движения здоровой конечности; производя какие-либо дей­ствия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движения­ми языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются гло­бальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными дви­жениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются наи­более пораженные конечности). Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжать руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализо­ванной стороне (пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кисти, приведение ноги).

Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных ви­дов деятельности.

5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов.
При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать

в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

6. Несформированность реакций равновесия и координации дви­
жений.

Равновесие тела — это состояние устойчивого положения тела впространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется слож­ной системой периферических и центральных механизмов. Суще­ствует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамиче­ское равновесие (при движении). Динамическое равновесие осу­ществляется за счет рефлекторного сокращения мышц поддержа­ния позы и тесно связано с координацией движений. Координа­ция механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит

на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зри­тельного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожи­лиях, вестибулярного аппарата.

При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и ко­ординация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равно­весия тела и координации движений проявляются в патологиче­ской походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.

7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).

Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью ре­цепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (про-приоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы пере­дают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.

При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувстви­тельность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении рав­новесия и удержании позы, к нарушениям координации движе­ний и пр. У многих детей искажено восприятие направления дви­жения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодей­ствии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формирова­нии различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).

Особенно выражены нарушения ощущений движений при ги­перкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

8. Насильственные движения.

Насильственные движения наиболее ярко проявляются при ги­перкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хо-реиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движени­ям относят и тремор, который в некоторых литературных источ­никах также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для ато­нически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигатель­ных актов. Они препятствуют своевременному формированию пред­метной, игровой, учебной и других видов деятельности, негатив­но сказываются на речи и письме.

9. Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся за­щитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого

здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

11. Позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создает оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

лабиринтный тонический рефлекс;

асимметричный тонический шейный рефлекс;

симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок

касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — про­является повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягива­ются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз при­поднят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных дви­жений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных по-зотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или ина­че, позотонические рефлексы являются по своей природе и вли­янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП пато­логическими. ^

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторно­го развития, что в большинстве случаев нарушает последователь­ный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.