Представление о себе у детей с дцп

Семья, имеющая одного или нескольких членов семьи с физи­ческими нарушениями, встречается с большими трудностями. Рождение ребенка с физической аномалией — часто только начало длительного процесса, в ходе которого ребенок (либо дети) и роди­тели переживают это событие и адаптируются к нему. Рождение ребенка — это лишь первый кризисный момент, и подобных моментов будет не мало. Райт указывает на пять таких кризисных периодов:

- рождение ребенка с физической аномалией;

- планы получения образования;

- переходный возраст, сексуальность;

- подготовка к взрослой жизни.

Сам процесс приятия взрослой жизни ребенка неоднократно становился предметом исследований. Так, Райт (27) выделяет шесть этапов этого процесса для родителей: шок, отрицание, вина и гнев, стыд и мученичество, депрессия, а затем приятие. Дункан (27) пишет о пяти этапах: отрицание, ведение переговоров, гнев, депрессия и приятие. Дрокар (цит. по 27) выделяет четыре этапа: шок, отрицание, печаль — гнев — стыд, приятие.

Другая опасность — чрезмерная опека. Многие дети, подрост­ки и взрослые люди, с ограниченными физическими возможнос­тями подвержены этой опасности, из-за чего социальные навыки и опыт самостоятельности проходит мимо них.

Гиперопека родителей создает почву для возникновения у де­тей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрям­ство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происхо­дящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потреб­ность в речевом общении, в овладении навыками самообслужива­ния, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью. Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения — мак­симально помочь больному ребенку, гиперопекая его, приносят ему зачастую непоправимый вред.

Некоторые родители занимают неоправданно жесткую пози­цию в воспитании ребенка с церебральным параличом. Эти роди­тели требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех зада­ний, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двига­тельных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие этого у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникнове­ние судорог.

Правильное отношение к больному ребенку родителей и со­блюдение ими вышеперечисленных требований имеет огромное значение на формирование у детей с церебральным параличом

адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и раз­витие у них необходимых в жизни волевых качеств. По отношению к дефекту и оценке своих возможностей детей с церебральным па­раличом можно условно разделить на две группы.

Одни дети осознают, что у них тяжелое заболевание, не позво­ляющее им двигаться, бегать, овладевать речевыми и двигательны­ми навыками в той мере, в какой это делают их здоровые сверстни­ки. Такие дети отчетливо понимают, что их успешное развитие, преодоление речевых и двигательных затруднений находятся в прямой зависимости от их настойчивости. Невзирая на физичес­кий дискомфорт, болевые ощущения, они охотно ходят на заня­тия лечебной физкультурой, принимают физиотерапевтические процедуры, занимаются с логопедом. Дома эти дети выполняют все рекомендации специалистов. Их также отличает постоянное стремление овладеть все более сложными навыками и умениями, им свойственна адекватная оценка достигнутых успехов.

Другая группа детей, также ясно осознает тяжесть своего забо­левания, однако, проявляет крайний негативизм и не стремится преодолеть свой недуг. Для включения их в активную деятельность требуется большое участие взрослых. Родители должны умело фор­мировать мотивационную сторону поведения и интерес к заняти­ям по овладению двигательными и речевыми навыками, другими видами деятельности. Формирование активных качеств личности в условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра и элементарный труд. Включение труда в жизнь ребенка после 3—4 лет и систематическое развитие трудовых навыков положи­тельно сказывается на всем образе жизни больного ребенка фор­мирует его умственные, физические и моральные качества. Посте­пенное усложнение задач, доступных ребенку, воспитывает в нем упорство и настойчивость. При этом для формирования у Детей адекватной самооценки взрослые должны постоянно оценивать результаты их деятельности, особенно в случаях, когда ребенок очень старался и приложил много усилий.

Оптимально организованные условия жизни в семье создают больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возрас­та, прежде всего, должен научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких в сочетании с требователь­ностью помогают ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него посте­пенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к сво­им возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям:

именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать или как или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Роди­тели должны понять сами и внушить ребенку что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое оди­ночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направлен­ности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посиль­ную работу и радоваться тому, чего достигает. Это даст ему возмож­ность вести спокойную богатую впечатлениями и положительны­ми переживаниями полноценную жизнь.

Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воз­действием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологичес­кими защитами, которыми он пользуется.

Особое значение имеет то, как оценивает ребенка мать и насколько адекватно он это понимает (Исаев Д. Н., 1996).

Было установлено, что профиль оценки показателей детей с церебральными параличами их матерями более асимметричен, неровен, чем аналогичный про­филь оценки качеств матерями своих здоровых детей. Эта асимметричность сви­детельствует о противоречивости материнских оценок, обусловленной неорди­нарной ситуацией развития ребенка с церебральным параличом. Матери боль­ных детей чаще, чем матери здоровых, ниже оценивают физические (здоровье, сила) и умственные качества своего ребенка. Однако, в противовес низким оцен­кам физических, телесных качеств отмечается компенсаторное завышение оценок такого качества, какдоброта (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Татуйко О. Н., 1999). По-видимому, это своеобразная психологическая защита, способствующая при­нятию матерью своего больного ребенка.

Внутренняя картина болезни

понент) и его представлений, размышлений о причинах, патогенезе, проявлени­ях, лечении заболевания, прогнозе (интеллектуальная переработка).

У детей с церебральным параличом нарушены и эмоциональный, и интеллек­туальный компоненты.

Эмоциональный компонент определяется тем, что у пациента клиническая кар­тина болезни отличается от внутренней картины болезни. Это динамическое об­разование, все элементы которого обладают определенной эмоциональной окраской и могут перестраиваться под воздействием различной информации, что важно для специалистов, работающих с данным контингентом, так как, обладая этими данными, можно воздействовать на изменение ВКБ, на изменение тече­ния и эффективности лечения. В первые годы жизни отношение к болезни ребе­нок формирует опосредованно, через те эмоции, которые он вызывает у ближай­шего окружения, особенно у матери. Как общая, так и медицинская культура се­мьи оказывает сильное влияние на формирование ВКБ у ребенка.

Интеллектуальная переработка представлений о здоровье и болезни у ребенка с церебральным параличом затруднена по ряду причин.

Во-первых, у этих детей не было опыта здоровой жизни, так как их патология врожденная. Без представлений о здоровье очень трудно сформировать представ­ление о болезни. Как правило, у детей с церебральным параличом стерты грани­цы представлений о здоровье и болезни. Способствовать их коррекции может информация, полученная ребенком из книг, из СМИ. Впрочем, знания о болез­ни, полученные таким путем, играют незначительную роль. Большее влияние на формирование ВКБ оказывает информация, исходящая от специалистов, прово­дящих абилитацию, причем это влияние может быть как негативным, приводя­щим к ятрогениям, так и позитивным, способствующим повышению эффектив­ности абилитационных мероприятий. Поэтому любому специалисту, работающему с ребенком, важно построить доверительные и теплые отношения с ним и с его родителями.

ем человека о свойствах своего тела, что делает его пристрастным в восприятии од­них органов (или функций организма) и игнорирующим другие. Больные с цереб­ральными параличами чаще игнорируют свое тело. Социальный уровень включает моральные оценки, ролевые ожидания, определяет престижность или непрестиж­ность болезни. Детский церебральный паралич относится к непрестижной патоло­гии. Больные вызывают у членов общества любопытство, жалость, иногда агрессию.

У детей, в основном в силу недостаточной зрелости интеллектуально-мнести-ческих функций, ВКБ в большей мере представлена на неосознаваемом эмоцио­нально-чувственном уровне.

Внутренняя картина болезни у детей в зависимости от содержания может быть фактором и положительным, и отрицательным. Изучение психологической струк­туры ВКБ подразумевает выявление ее воздействия на личность ребенка, его само­оценку, определение места, которое она занимает в основных мотивах его сложных произвольных актов, а также ее влияние на все поведение в целом. Зная особенности восприятия родителями различных сторон личности своего ребенка, представления ребенка о себе и своем заболевании, можно за счет усиления мотивации больного к лечению, выработки у него адекватной внутренней картины болезни повысить эф­фективность абилитационных мероприятий. В то же время осознание ограниченно­сти своих физических возможностей у детей с церебральными параличами может спровоцировать появление у них острых личностных реакций.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

IMAGE OF THE BODY AS THE COMPONENT OF "I-CONCEPT" OF THE PERSON OF CHILDREN WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

The paper examines the image of a body, its value in structure I concept and the relationship of physical and social I. The author studies features of bodily experience of the child sick of a children's cerebral paralysis. Results of research demonstrate that children, suffering a children's cerebral paralysis, irrespective of the intelligence, show the underestimated self-appraisal, uneasiness, the low self-esteem, the expressed tendencies to regress and dependence, emotional experience of physical awkwardness, mismatch and general physical inadequacy, as well as a lack of comprehension and reflection of their own feelings and interpersonal relations.

УДК 159.922.76-056.26 ББК 88.836 Т 41

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой физической реабилитации Уральского государственного университета физической культуры Екатеринбургского филиала; Email: afk-ural@mail ru

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Physical Rehabilitation of the Ural State University of Physical Training, the Ekaterinburg Branch; E-mail: afk-ural@mail.ru

IMAGE OF THE BODY AS THE COMPONENT OF “I-CONCEPT” OF THE PERSON OF CHILDREN WITH THE CHILDREN’S CEREBRAL PARALYSIS

Abstract. The paper examines “the image of a body”, its value in structure “I - concept” and the relationship of “physical” and “social” “I”. The author studies features of bodily experience of the child sick of a children's cerebral paralysis. Results of research demonstrate that children, suffering a children's cerebral paralysis, irrespective of the intelligence, show the underestimated self-appraisal, uneasiness, the low selfesteem, the expressed tendencies to regress and dependence, emotional experience of physical awkwardness, mismatch and general physical inadequacy, as well as a lack of comprehension and reflection of their own feelings and interpersonal relations.

Keywords: a children's cerebral paralysis, an image of a body as “the I-concept” component, a technique of “Self-portrait”.

Сегодня детский церебральный паралич (ДЦП) - самая распространенная причина детской инвалидности. Дети чаще всего страдают такими заболеваниями, как задержка психического развития, неврологические нарушения и врожденные аномалии. Диагноз ДЦП в различных странах может колебаться от 1 до 8 случаев примерно на 1000 населения. По последним данным в России отмечается рост случаев заболеваемости ДЦП. Всего в России около 1,5 миллиона инвалидов ДЦП. Самой распространенной сегодня степенью поражения является спастичность одной или нескольких конечностей. Диагноз ДЦП у ребенка с нормальным весом ставится чаще всего из-за каких-либо травм во время родов или в период беременности, у недоношенного ребенка риск развития ДЦП усиливается. В связи с тем, что в последние годы увеличился процент выживания недоношенных детей или детей с очень низким весом, то и диагноз ДЦП стал ставиться чаще.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать особенности телесного

В исследованиях зарубежных ученых было выявлено, что физическое нарушение увеличивает склонность человека к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности своей жизнью [3].

Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии. Несмотря на различия в подходах к анализу природы, психологического содержания и структуры самосознания, в большинстве исследований образ тела рассматривается как важнейший компонент формирования самосознания на ранних этапах онтогенеза.

Проблема развития образа тела у детей с физическими дефектами имеет особый научно-практический интерес для поиска эффективных путей оказания психологической помощи в их личностном развитии. Образ тела рассматривается как сложное психологическое образование, включающее в себя индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу.

В исследованиях И.В. Поставневой выявлено, что восприятие детьми с физическими дефектами своего тела и его частей опосредуется специфическим отношением окружающих к дефекту, который имеет ребенок. Результатом таких оценок и опыта использования дефектных частей тела является формирование у ребенка установок на восприятие своего тела и отношение к нему. У значительного числа детей с физическими дефектами средней и тяжелой степени выявлена установка на восприятие своего тела как слабого, беспомощного. У всех детей с физическими дефектами, как и у их здоровых сверстников, выявлена установка на оценку своего тела как соответствующего половой идентификации мальчика или девочки:

а) на уровне психологических составляющих - низким уровнем сформированности схемы тела; негативным телесным опытом; установкой на восприятие своего тела как слабого, немощного; эмоционально-положительным отношением ко всему телу и отрицательным к дефектной части тела;

б) на феноменологическом уровне - пальцевой агнозией и нарушениями пространственной ориентации; несформированностью представлений о пластических свойствах тела человека; деформированностью представлений о размерах и форме частей тела, прежде всего, дефектных; неадекватностью оценки своих физических возможностей, несформированностью представлений о функциях дефектной части тела и возможности ее компенсации; заниженными притязаниями на признание в сфере общения и избеганием этими детьми контактов, предполагающих актуализацию переживаний, связанных с их телесными особенностями [10].

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Stati stica for Windows

11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal было задано несколько факторов. В результате переменные распределились следующим образом:

У мальчиков с нарушенным интеллектом, воспитывающихся в полных семьях

Мы предполагаем, что в полных семьях, воспитывающих мальчиков с ДЦП с сохранным интеллектом, наблюдается взаимозависимость социального интеллекта и выделяемого признака в рисуночном тесте. Так в рисуночном тесте дети изображают себя без ног (r= - 0,589), что говорит об отсутствии активности в социуме и концентрации внимания на своем физическом дефекте, отсутствие шеи (r= - 0,451) говорит об отсутствии контроля над телесным влечениями, отсутствие ушей (r= - 0,501) - нежелание прислушиваться к мнению других. В рисунках у мальчиков преобладают такие цвета, как зеленый (r= 0,671), что говорит о потребности в самоуважении, серый (r= 0,579) - утомлении, черный (r= 0,561) свидетельствует о страхе. В большинстве случаев мальчики изображают маленькое туловище (r= 0,685), что говорит о заниженной самооценке.

В рисунках девочек с ДЦП с сохранным интеллектом преобладает желтый цвет (r=

0,540), розовый (r= 0,431) и красный (r= 0,472). Это свидетельствует о потребности в эмоциональном общении, активности, инфантильности. Многие рисунки представлены метафоричным изображением (r= 0,597) в виде сказочного персонажа (принцессы), что говорит о заниженной самооценке.

Большинство детей изобразили свой автопортрет в нижней части листа, который занимает меньше трети листа, в рисунке присутствует выраженное нарушение симметрии, отмечается сильный нажим на карандаш.

Обобщение полученных результатов позволило сделать предположение о том, что у детей, страдающих детским церебральным параличом, независимо от интеллекта заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.

3. Breakey J.W. Body Image: The Lower-Limb Amputee // Journal of Prosthetics and Orthotics. 1997. Vol. 9. P. 58-66.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Academia, 2006. 304 с.

5. Five Fields of Striving for Significanceь / Developed by H.T. Stein, Ph.D. Based on the Original Concepts of Anthony Bruck. San-Francisco: Adler Institute Home Page, 1997.

6. Мосак Г. Адлерианская психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 4. С. 61-69.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66.

8. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 544 с.

9. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.

10. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1996. 17 с.

12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. Киев: Высшая школа, 1987. 309 с.

13. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: пособие для психологов и педагогов-дефектологов. М.: Просвещение, 2007. 272 с.

14. Крыжко Е.В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом // Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 3. Образование и наука. 2007. С. 37-40.

1. Bakhtin M.M. The aesthetics of verbal creativity. М.: Iskusstvo, 1979. 424 pp.

2. Kon I.S. In search of oneself. Personality and its consciousness. М., 1984. 335 pp.

3. Breakey J.W. Body Image: The Lower-Limb Amputee // Journal of Prosthetics and Orthotics. 1997. Vol. 9. P. 58-66.

4. Mudrik A.V. Socialization of a person. М.: Academia, 2006. 304 pp.

5. Five Fields of Striving for Significanceь / Developed by H.T. Stein, Ph. D. Based on the Original

Concepts of Anthony Bruck. San-Francisco: Adler Institute Home Page, 1997.

6. Mosak G. Adlerian psychotherapy // Journal of practical psychology and psychoanalysis. 2000. №

7. Berns R. The development of I-concept and education. М., 1986. P. 30-66.

8. Shibutani Т. Social psychology: transl. from English. Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. 544 pp.

9. Chamata P.R. On the problem of the genesis of personality’s self-consciousness // The problems of consciousness. М., 1968. 238 pp.

10. Postavneva I.V. The peculiarities of a body image of children with physical defects (on the materials of work with 6-year-old children): Dissertation abstract for the Candidate of Psychology degree. М., 1996. 17 pp.

Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. 1985. № 4. P. 39-49.

Хлыстова Елена Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Штуркин Константин Алексеевич

Студент 4 курса факультета специальной психологии

Уральский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье раскрываются особенности самосознания детей подросткового возраста с ДЦП. Представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы. Описаны факторы, влияющие на формирование самосознания при ДЦП и отдельные его характеристики у детей подросткового возраста с данным вариантом аномального развития.

Ключевые слова: дети подросткового возраста с детским церебральным параличом, самосознание, факторы развития самосознания.

На современном этапе развития общества в условиях разрушения и неопределенности многих социальных норм и идеалов проблема формирования самосознания становятся предметом пристального анализа многих специалистов [1,2,3]. Представления субъекта о себе самом, лежит в основе модели его взаимодействия с социумом и, в конечном итоге, определяет успех социализации. По этому, изучение специфики самосознания на различных этапах становления личности, анализ его структурно – динамических компонентов актуально как в контексте как нормативного, так и дизонтогенетического развития.

Детский церебральный паралич (ДЦП), относящийся к дефицитному типу дизонтогенеза, определяется специалистами как одна из самых тяжелых аномалий развития, предполагающая сочетанные нарушения психики, нередко приводящие к инвалидности. Сегодня распространенность ДЦП составляет 3 — 9 случаев на 100 детей и имеет тенденцию к увеличению.Представление о структуре дефекта при ДЦП позволяет дифференцировать три фактора, которые в большей степени влияют на формирование самосознания [1, 5, 6]. Первый фактор – особенности работы нервной системы. Динамические характеристики и проявление органического синдрома накладывают свой отпечаток на эмоциональные и поведенческие реакции, которые с развитием личности могут проецироваться на психодинамические компоненты. Второй фактор – уровень двигательного дефекта, который влияет на формирование представлений о внешности, но и определяет такой компонент как осознание собственной автономности. Чем глубже двигательный дефект, тем в большей степени зависимость от других становится неотъемлемой частью сознания. Третий фактор – социальные условия. Особенности семейного воспитания, специфика обучения способствуют закреплению социальных ролей как субличностей [1, 4].

Качественный анализ полученных данных позволяет предположить наличие тенденции к недостаточной сформированной самосознания у испытуемых. При этом практически у всех обследуемых преобладает прагматичный и противоречивый взгляд на мир. В ответах основной акцент ставиться на будущие достижения, в том числе и в профессиональной жизни. Однако собственные двигательные ограничения респонденты не рассматривают как серьезные препятствия для достижения цели. Трое из пяти склонны проецировать свои личностные качества на других людей. Для четверых характерны наивные представления о будущей жизни, что можно интерпретировать как проявление личностного инфантилизма. В целом исследование показало, что самосознание детей подросткового возраста с ДЦП соответствует возрастным нормам. Общей тенденцией оказалось противоречивость между представлениями о себе в будущем в радужных красках и понимание трудностей, характерных для взрослой жизни. Представленность двигательного дефекта в самосознании испытуемых не обнаружена. Проблема требует дальнейшего изучения, которое может быть реализовано через расширение констатирующего эксперимента, организации и проведения формирующей его части.

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Мешавкина Ольга ЕвгеньевнаНаписать 3831 23.04.2017

Номер материала: ДБ-407653

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.04.2017 712
    23.04.2017 1078
    23.04.2017 1306
    23.04.2017 2152
    23.04.2017 2100
    23.04.2017 1215
    23.04.2017 1995

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.