Прикладное творчество для детей с дцп

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Для максимального эффекта реабилитации детей с ДЦП необходима планомерная каждодневная работа. Ниже предлагаются несложные арт-терапевтические коррекционно-педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

7 Подготовительный этап

На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д.). Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно-двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета.

Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой.

Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно.

Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя

и расслабление мышц рук

Принять удобную позу; если ребенок может, сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Чтобы плавно танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Нужно прежде научиться

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно:

Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Тебе неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай, как я. Спокойно. Вдох — выдох.

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением.

(Сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем —

Легко приподнять и уронить

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Представь себе, что мы — олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твердыми. Трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быст 9 ро опусти руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно, вдох — выдох.

Посмотрите: мы — олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих. Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнения на расслабление мышц шеи

Любопытная Варвара

1) Поверни голову влево, постарайся сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогай шею справа: мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Теперь также — в другую сторону. Вдох — выдох.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

2) Теперь подними голову вверх. Посмотри на потолок. Сильнее откинь голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох — выдох.

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена,

3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох —выдох.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись.

Шея не напряжена,

Контрастные ванночки

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Воздействие холодом способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Возможно воздействие льдом, холодной водой, контрастное попеременное воздействие холодом и теплом. Самый простой способ — контрастные ванночки. В одну миску наливают горячую воду с морской солью (столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую — холодную. Ребенок на несколько секунд опускает попеременно руки в миски, начиная с горячей и заканчивая холодной водой.

Полезно также делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.

Предлагаем комплекс для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой:

Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

Круговые повороты кисти, прокручивание при фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);

Сгибание кисти вправо-влево;

Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

Вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

Сгибание пальцев в кулачок (большой палец сверху); затем каждый палец разгибается отдельно;

Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;

Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка;

Поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;

Разминание каждого пальца вверх-вниз; отведение и приведение всех пальцев;

Сгибание пальцев по фалангам;

Расслабление кисти потряхиванием (при этом нужно фиксировать руку ребенка у локтя);

Похлопывание кистью ребенка по руке проводящего массаж;

Смыкание пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

Интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между зажатыми двумя пальцами родителя по ногтевой фаланге.

Ребенку с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить самому сделать массаж кистей и пальцев рук. Вот комплекс упражнений:

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует и развитию речи, так как проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно. Выполнение комплекса упражнений в форме игры позволяет вызвать интерес ребенка к пальчиковой гимнастике.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Корюкина Любовь Ивановна, Вологодская обл., Тотемский район, п. Советский

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, коррекции.

Важно, что образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, коррекцию недостатков, раскрытие его творческого начала. Если в школе индивидуализация обучения, как правило, инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей, прежде всего,- со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Образовательный процесс, организуемый в системе дополнительного образования детей, носит развивающий характер, разнообразен по формам, основывается на многообразии образовательных программ, многообразии видов деятельности. Учебный и воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей, имеет свои конкретные, присущие только ему, характерные черты: осуществляется детьми в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года; характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), отсутствием жёсткой регламентации, жестко заданного результата; направлен на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право воспитанникам сочетать различные направления и формы занятий; носит неформальный и комфортный характер для всех его участников. Дети включаются в интересную для них досуговую деятельность (театральную, игровую, изобразительную), где создаётся такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребёнка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, формирует коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые навыки поведения.

Объектом реализации данной программы являются дети с ограниченными возможностями здоровья, требующие в силу своих психолого-педагогических особенностей, особого педагогического подхода, который реализуется на основе следующих принципов:

Эффективность наблюдения во многом зависит от правильного сочетания слова педагога и наглядного средства. Обучающиеся получают сведения об объекте из сообщений педагога, а наглядные средства конкретизируют словесные обобщения.

Словесные методы обучения, такие как объяснение, разъяснение, инструктаж применяются на каждом занятии. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта диктуют ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании данного метода; для объяснения применяется небольшой по объёму и доступный материал; изложение должно быть непродолжительным. Объяснение используется при овладении техникой и, если выясняется, что воспитанник не понял или забыл материал. Разъяснение используется, если необходимо сделать небольшие уточнения в процессе работы. Инструктаж по технике безопасности работы с иглой, ножницами, клеем, проводится на первых порах вначале каждого занятия и по мере формирования навыка использования инструментов в начале каждой четверти. Каждый ребёнок на разных этапах занятия получает от педагога словесные инструкции, помогающие овладеть приёмами вышивки.

2. Принцип наглядности. Соблюдение принципа наглядности требует от педагога целенаправленного и психологически обоснованного включения наглядных средств в структуру занятия, адекватного сочетания наглядности со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно- действенного мышления элементов абстрактного мышления. Наглядные пособия, применяемые на занятии должны быть просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы обладать характерными признаками. В результате применения наглядных средств активизируется внимание детей, существенно улучшается восприятие, понимание и запоминание нового материала.

4.Принцип коррекционной направленности обучения. Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе их обучения с помощью специальных методических приёмов. В результате одни недостатки у детей преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему они быстрее продвигаются в своём развитии и успешнее овладевают учебным материалом. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых заданий. Благодаря реализации этого принципа у детей увеличивается объем памяти, развивается логическое мышление, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере, совершенствуются зрительно-моторные координации.

5. Принцип создания положительного фона отношений ребенка и педагога в процессе их совместной деятельности.

Организационно- педагогические требования

Правила реализации принципа

Создание доброжелательной атмо сферы во время общения педагога с детьми

1. Своевременное реагирование на неудачи и успехи детей. Использование как осязаемых подкреплений (жетоны, очки, звездочки за успешное выполнение всей работы либо ее части, награждение грамотами за лучшее изделие и т.д.), так и подбадривающих реплик, а также одобрительной мимики. Установление зрительной связи с детьми, нуждающимися в помощи.

2. Тактичность педагога в отношении допускаемых ошибок детей. Никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-либо делать.

Создание ситуации успеха

1. Подбор заданий и дидактического материала, ориентированных на зону ближайшего развития.

2. Для каждого ребенка на занятиях планируется постепенное усложнение заданий.

4. Тревожных и неуверенных детей - хвалить с удвоенной силой.

5. Похвала - конкретная. (Как красиво ты вышил цветочек. )

Использование музыкальных про изведений, фонограмм звуков при роды (голоса птиц, шум дождя и т.д.)

1. На этапе практической работы.

2. Требование к музыкальным произведениям - ху дожественность, невозможность применения эмо ционально напряженных, трагедийных, мрачных произведений.

Их содержание соответствует целям, содержанию и этапам занятия.

а) упражнения на развитие пространственной ориентировки - во время этапа подготовки к восприятию;

б) гимнастика пальцев рук для развития моторики предваряет этап практической работы или проводится во время ее.

Использование дидактических игр и игровых упражнений

1. Место и характер игры определяется педагогом исходя из работоспособности группы.

2. Мыслительные операции во время игры правиль но дозированы, иначе игра становится утомительной либо недоступной.

3. Количество правил ограничено 2-3 условиями.

4. Слабым детям помощь, по возможности, скрытая от других детей, чтобы создать впечатление равноценности участия, предоставление упрощенного материала игры.

5. При неоднократном применении игры, чтобы интерес не снижался, внести изменения за счет оборудования (ввод новых предметов, картинок, условных обозначений) или введения новых правил.

6. Необходима заинтересованность педагога в результатах игры.

7. По завершении игры - выявление победителя (ребенка или группы). Важно наличие эмоционального момента - поздравление победителя, вручение игровых фишек, жетонов и т. д. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса.

Условиями эффективной реализации данного принципа являются благожелательность и тактичность педагога, знание психологических особенностей детей, понимание стремлений учащихся, умение принять детей такими, какие они есть, личный пример педагога. Результаты применения данного принципа - ребенок оказывается в ситуации успеха, снятие у детей чувства тревоги, неуверенности в себе, благоприятный микроклимат на занятии, заинтересованность детей в достижении результата, повышение работоспособности.


На Рождественском подворье Белгородской епархии многолюдно. За столом под навесом на открытом воздухе сидит десяток детишек с мамами. Перед ними — бумага для рисования, краски, кисти, поролоновые валики.

— Любая краска — это восторг! Просто посмотрите повнимательнее, — говорит стоящий у мольберта седоволосый мужчина с собранными в хвост волосами. Это художник Владимир Курдюков.

Сначала может показаться, что проводится творческое занятие для учеников воскресной школы. Но дети, сидящие за столом, — особые. Это воспитанники семейного интеграционно-коррекционного лагеря "Парус мечты". Сюда на неделю со всей России приезжают дети от двух до 16 лет с диагнозом ДЦП и с ограниченными возможностями. В августе проводится уже третья смена. Первая, пробная, прошла летом 2015 года. Нынешняя организована по инициативе Фонда русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) при поддержке Белгородской митрополии и руководства области.

Организаторы верят, что творческие занятия помогут детям не только лучше развиваться. Возможно, для кого-то из них рисование станет делом жизни, как когда-то случилось и с сыном Владимира Курдюкова, также имеющим диагноз ДЦП.

Никита

Владимиру Курдюкову 61 год. В молодости успешный художник, которому коллеги прочили блестящую карьеру, и представить не мог, что ему придётся заняться разработкой методики развития детей-инвалидов с помощью живописи. Но всё изменилось, когда у него родился сын Никита.

Историей и опытом художника заинтересовалась учредитель Фонда РАИ Ольга Ускова. По её приглашению Курдюков стал проводить мастер-классы "Цвет как эмоция" в лагере. Метод работы он никогда не формулировал: всё зависит от ситуации. Но подход один — дети должны изображать не конкретные предметы, а свои эмоции по определённой теме. В основном дети рисуют абстракцию. Причём могут выбрать любой способ — те, кто может держать кисть, пишут кистью. Другие же берут поролоновые валики или наносят краски на бумагу пальцами. Занятие длится 40 минут — за это время дети не успевают устать.

— Сейчас я рисую осень, — в качестве примера рассказывает художник на мастер-классе. — Возьму жёлтую краску. Вчера это у нас был пляж, солнце, а сегодня будет осень. Рядом нарисую другим цветом. У всех будут свои формы, разные. Не стоит ничего копировать. Будем по возможности самостоятельно рисовать. Я надеюсь, что у вас получится не только не хуже, но и значительно лучше, чем у меня. От вчерашних художников я был в восхищении!

Организаторы лагеря, как и Владимир Курдюков, прекрасно понимают сложности, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Председатель благотворительного фонда помощи инвалидам "Луч света" Наталья Смолянина тоже воспитывает дочь с диагнозом ДЦП.

— Я знаю, как тяжело детям, родителям, которые практически не бывают в обществе. На протяжении многих лет они находятся в четырёх стенах. К нам они приезжают семьями. Дети раскрепощаются, родители получают эмоциональную подпитку, успокаиваются. К нам приезжают не только с диагнозом ДЦП, в июне была смешанная группа, куда входили аутисты, даунята, дети с различными неврологическими заболеваниями.

На лицах родителей, сопровождающих детей в лагере, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребёнку рисовать, кто-то успокаивает раскапризничавшегося сына, который то ли утомился и не хочет держать кисточки и валики в руках, то ли недоволен выбором красок. Среди десятка мамочек выделяется ухоженная женщина с каре, глаза которой сияют от радости. Она водит по бумаге кистью, держа руку 16-летнего сына, и это явно доставляет ей огромное удовольствие.

— Фима, какой выберем цвет?

— Бежевый! — отвечает мальчик и начинает петь песню "Ты моё дыхание" Ады Якушевой. Фима не видит. Но знает названия всех цветов. Благодаря своей маме он буквально рисует музыку. Синяя краска у него ассоциируется с песней "Во Франции неважные дела" Никитиных, а коричневый — с "Атлантами" Александра Городницкого.

— Под определённый цвет он хочет спеть ту или иную песню. Вчера он пел совсем другие почему-то! — удивляется мама Фимы.

Помимо рисования мальчик активно занимается музыкой. Он умеет играть на многих инструментах: на фортепиано, аккордеоне и флейте. Последние два инструмента они взяли с собой в лагерь.

— Трудно сдержать эмоции, когда видишь этих детей — как у них горят глазки! — говорит Ольга Ускова. — Мы все счастливы, мы все находимся в едином эмоциональном свечении. Проходишь во время занятий мимо детей и их родителей — мурашки идут по коже. Ты понимаешь: совершенно всё равно, как ты выглядишь, свободно у тебя пальцы движутся или ручка немножко скована. Потому что ты своё добро, свою любовь, свои эмоции можешь передать разными путями. И если сознание открыто, то человек может быть счастлив.

Ускова уверена, что для любого человека внутренний мир важнее внешнего. И развитие духовного мира создаёт ощущение счастья и формирует дальнейшую судьбу. В своей работе они ориентируются на теорию всеобщей контактности советского учёного и художника Элия Белютина. Он утверждал, что через серьёзное эмоциональное напряжение можно произвести переключение работы человеческого мозга в креативные зоны, что позволит открыть новые способности или усилить существующие.

Из текста этой теории фонд сформировал учебник, который будет представлен в сентябре.

Недалеко от стола, где проходят занятия, есть импровизированная выставка — к натянутой верёвке прищепками прикреплены работы детишек. У одной из девочек рядом с листом бумаги и красками лежит тетрадка, куда она записывает свои стихи.

— Я здесь отдыхаю, учусь и лечусь и получаю удовольствие, — говорит 14-летняя Лада, которая приехала в лагерь уже в третий раз. Её сопровождает мама и любимый питомец — рыжая такса. — Я раньше рисовала, но рисунки у меня плохо получались очень. А вот сейчас у меня вдохновение! Ещё я занимаюсь эстрадным вокалом и пишу стихи, записываю их в тетрадь.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн уверен, что лагерь помогает детям поверить в себя и раскрыть свои творческие возможности, о которых некоторые порой даже не подозревают.

— Мы пытаемся показать детям их будущее, чтобы они могли ответить на вызовы, которые так или иначе в жизни случаются, творчески, с помощью наших специалистов, родителей, — говорит митрополит. — Мы все вместе решаем трудную задачу — не просто вернуть ребёнка в социальное пространство, а помочь ему поверить в себя. Дай бог, чтобы это начинание нашло сторонников. Мы верим, что в России найдётся очень много людей, которые будут помогать детям творчески развиваться и преодолевать все недуги.

Значительную роль в развитии личности ребенка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры подрастающего поколения. Благодаря эталонам художественной направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.

Данная программа имеет художественную направленность, а по функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов действия. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Декоративно прикладное искусство позволяет ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности.

Программа предполагает изучение разнообразных видов аппликации, художественного конструирования из бумаги и создание поделок из бросового материала, изобразительное искусство.

Для детей с ОВЗ занятия декоративно прикладным искусством, работа с природным материалом, дают возможность в каждой незначительной детали видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, понятию и роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы, все это способствует повышению уровня общей осведомленности.

Наиболее важным моментом программы для детей с ОВЗ является положительное влияние на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Для ребенка уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной и речевой деятельности, обеспечивает возможность успешного обучения в школе.


Постоянная, кропотливая работа над предметом декоративно прикладного искусства обеспечивает развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ, что благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, внимания, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Художественное творчество является показателем развития личности, позволяет обрести социальный опыт и стать частью мировой художественной культуры. Для ребенка важно самовыражение и самораскрытие, которое возможно с помощью приобщения к творчеству и формирования чувство прекрасного. Декоративно прикладное искусство позволяет ребенку принять себя, выразить и осознать представления о себе, своем окружении и сформировать картину мира.

Педагоги

Михеева Ольга Владимировна, в должности педагога дополнительного образования работает 11 лет (с 01.10.2007 года).

Имеет первую квалификационную категорию.

Содержание программы

Программа разработана на 5 лет, каждый учебный год по 72 часа (2 часа в неделю).

  1. Вводное занятие.
  2. Рисование с натуры. Рисунок.
  3. Рисование с натуры. Живопись.
  4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте.
  5. Рисование на темы.
  6. Композиция.
  7. Декоративное рисование.
  8. Иллюстрирование литературных произведений.
  9. Подготовка и проведение выставок.
  10. Итоговая и промежуточная аттестация.

Цели программы

Создать условия для развития положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путём вовлечения в творческую деятельность.

  • формировать умения и навыки работы с различными материалами;
  • научить способам обработки и оформления материалов в изделии;
  • учить экономному и рациональному расходованию материала.

  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • развивать образное и пространственное мышление;
  • развивать творческие способности.

  • воспитывать выдержку, волевое усилие, доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать организованность, аккуратность.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут:

  1. Грамотно отбирать содер­жание рисунка.
  2. Передавать ха­рактерные признаки объектов и явле­ний на основе представлений, полу­ченных из наблюдений или в результа­те рассматривания репродукций, фото­графий, иллюстраций в детских книгах.
  3. Создании сюжета передавать несложные смыс­ловые связи между объектами, ста­раться показать пространственные взаимоотношения между ними.
  4. Сочетать различные техники изобразительной деятельности

  1. Правила техники безопасности.
  2. Название и назначение инструментов, необходимых при работе с бумагой, красками и пластилином.
  3. Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе.
  4. Цветовую гамму, с вари­антами композиций и разным распо­ложением изображения на листе бу­маги.

Развиты следующие личностные качества:

  1. Воплощать в художе­ственной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; под­держивать личностное творческое на­чало.
  2. Развита восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Особые условия проведения

Ограничение по состоянию здоровья.

Материально-техническая база

В наличии имеется оборудованный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям:

  • столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
  • доска, для демонстрации схем, чертежей, рисунков.
  • компьютер, проектор, экран.

Расходные материалы: мука, соль, бумага, картон, краски, карандаши, линейки, ластики, рамки, природный материал, пластилин, нитки, иголки, витражные краски, поролон, тесьма, салфетки, клей, ножницы, резаки, скалки, стеки.

Демонстрационные материалы: альбомы выставочных работ, образцы, репродукции картин, рисунки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.