Приспособления для обучения ходьбы детей с дцп

Детский церебральный паралич – это сложное заболевание центральной нервной системы, в значительной мере, либо очень сильно ограничивающее, двигательные функции и моторику ребенка. ДЦП подразделяется на группы, в зависимости от степени и тяжести заболевания и может проявляться от незначительного отклонения физических возможностей ребенка (при легкой степени) до полной неспособности не только ходить, но и сидеть и даже самостоятельно держать голову (при тяжелой степени). С такими детками занимаются врачи реабилитологи по специальным программам реабилитации, в том числе и с применением специальных технических средств реабилитации, к числу которых относятся и ходунки-опоры для детей с ДЦП.

Ходунки для детей с ДЦП являются специальными техническими устройствами, которые позволяют ребенку инвалиду освоить такой важный навык как ходьба. Благодаря ходункам ребенок получает возможность:

  • встать на ноги, что уже само по себе хорошо, так как он принимает правильно вертикальное положение в пространстве, так необходимое с точки зрения физиологии и строения человека. Все ходунки оборудованы специальными поддерживающими фиксаторами, позволяющими зафиксировать ребенка в правильном положении и исключить вероятность выпадения из ходунков, или заваливании набок;
  • получает возможность дать нагрузку на мышцы ног, спины, нагрузить суставы. При этом, ввиду особой конфигурации и устройства ходунков для инвалидов ДЦП снижается излишняя нагрузка на ноги малыша, благодаря чему процесс обучения происходит легче;
  • приобретает уверенность в собственных силах, преодолевает нерешительность и боязнь упасть, и сосредотачивается на совершенствовании новых важных навыков. Моральный аспект в данном случае является мощным стимулом к обучению. То, что вчера для него было кошмаром, сегодня превратилось в азартную игру, где он сам стремится к результату;
  • сделать первые самостоятельные шаги и начать ходить без посторонней помощи.
Производятся ходунки для больных с ДЦП в различных исполнениях, в зависимости от степени заболевания, его физических возможностей, возраста, веса и индивидуальных противопоказаний ребенка-инвалида. Какой именно тип ходунков подойдет тому или иному ребенку определяет врач-реабилитолог. В зависимости от его рекомендаций и подбираются сами ходунки.

Все ходунки для детей инвалидов с ДЦП отличаются друг от друга конструктивным исполнением и делятся на следующие типы:

Ортопедические. Их главным назначением является совершенствование уже имеющихся навыков ходьбы. Основная польза, помимо улучшения навыка ходьбы, заключается в выравнивании позвоночника, формировании правильной осанки, тренировка мышц спины и ног, укрепление суставов.

Ходунки – прыгунки. Как следует из названия, данный тип ходунков позволяет ребенку не только совершенствовать навыки ходьбы, но и прыгать. Этот тип создан для проявления большей активности малыша в процессе обучения. Есть некий игровой момент при использовании данного типа ходунков, который благотворно сказывается на физическом и моральном состоянии ребенка с ДЦП. Родителям не стоит беспокоиться по поводу излишней активности, потому что данный тип ходунков не создает излишней нагрузки на организм ребенка во время активности, за счет грамотного распределения нагрузки на весь организм.

Роллаторы, или ходунки-роллаторы. Рама данного типа ходунков всегда оснащается 3 или 4колесами, чтобы снять какие-либо ограничения по передвижению ребенка. Находясь в этих ходунках ребенок не ограничен ничем и может самостоятельно выбирать направление и скорость передвижения. Родителям не стоит опасаться подобной вольности. Опоры ходунки для детей с ДЦП этого типа могут быть оборудованы ручным тормозом (по типу велосипедного), сиденьем для отдыха малыша, столиком для игр и кормления, корзинкой для игрушек и антиопрокидавателем, для еще большей безопасности. На сегодняшний день данный тип ходунков самый востребованный тип, в виду его максимальной мобильности и возможности использовать ходунки для ДЦП даже на улице.

Следует особо отметить примечательный факт: чем больше диаметр колес,тем быстрее и легче будут катиться ходунки, и тем они более приспособлены для прогулок на улице. Если в ваших планах значатся прогулки на ходунках-роллаторахпо улице, вам стоит обратить пристальное внимание на диаметр будущих ходунков.

Ходунки каталки. Данный тип ходунков имеет более крепкую несущую основу в виде усиленной рамы и перекладины и оснащается ручными упорами для самостоятельного передвижения.

Решающим значением формирования цены на те или иные ходунки-опоры для детей с детским церебральным параличом являются: производитель, тип и материал, из которого изготовлена рама устройства, материал обивки сиденья, оснащение ходунков, или говоря по-простому, их комплектация.

Однако родители, перед тем как купить ходунки для ДЦП, всегда должны руководствоваться исключительно физическими возможностями и потребностями своего ребенка, а также рекомендациями лечащего врача. И только в последнюю очередь ценой и популярностью модели.

При выборе ходунков нужно также учитывать их функциональную направленность.

Функциональность это еще один критерий, который необходимо учитывать при выборе ходунков. Так устройства подразделяются на:

  • Шагающие
  • Не шагающие
  • Универсальные
  • Двухуровневые

Шагающие дают возможность передвигаться посредством поочередной перестановки левой и правой стороны. Отсюда и соответствующее буквальное название.

Для не шагающих ходунков характерна цельная рама, которую просто переставляют перед собой, продвигаясь вперед шаг за шагом, при этом ребенок находится внутри данной конструкции.

Для универсальных характерны особенности первых двух типов и могут быть как шагающими, так не шагающими. При помощи специальных фиксаторов можно задать тот или иной тип.

Двухуровневые ходунки оснащены специальными дополнительными поручнями снизу, которые позволяют ребенку самостоятельно подняться с пола и встать в ходунки, опираясь на них, без посторонней помощи принять вертикальное положение.

Учитывая положительное физиологическое воздействие на организм ребенка инвалида, а также наделение ребенка некоторой самостоятельностью к передвижению, невозможно переоценить значение такого полезного технического устройства, как ходунки для детей с ДЦП. Польза и эффективность от использования ходунков для детей инвалидов проходящих курс реабилитации доказана и признана во всех странах мира. Врачи реабилитологи всего мира широко используют опоры ходунки для детей с ДЦП в центрах реабилитации и специализированных учреждениях, и рекомендуют их приобретение для использования дома, как действительно эффективного средства, формирующего и развивающего навыки ходьбы.

11 минут Ирина Соколова 441


  • Для чего нужны ходунки
  • Критерии выбора
  • На что следует обратить внимание
  • Виды ходунков
  • Как приобрести для ребенка или взрослого
  • Подготовка пациента с ДЦП к ходункам
  • Обзор популярных моделей
  • Видео по теме

Заболевания, возрастные изменения опорно-двигательной или нервной систем могут сопровождаться нарушением способности к самостоятельному передвижению. Пациенты используют специальные приспособления для опоры и перемещения в пределах дома или по улице без риска упасть и получить травму.

Существуют различные виды ходунков для инвалидов и пожилых людей. Необходимо знать, на что стоит обратить внимание при выборе, можно ли получить это техническое средство бесплатно, есть ли возможность взять его напрокат.

Для чего нужны ходунки

Использование ходунков позволяет самостоятельно передвигаться людям, имеющим сложности с опорой, координацией движений и недостаточной мышечной силой для удержания веса тела в вертикальном положении. Потребность в них возникает при таких заболеваниях и состояниях:

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • последствия инсультов с поражением нижних конечностей;
  • реабилитация после операций (например, эндопротезирование сустава);
  • пожилые и ослабленные пациенты с риском падения.

Дети с ДЦП страдают от нарушения координации, непроизвольных движений, нарушения устойчивости в вертикальном положении. Применение реабилитационных приспособлений постепенно учит их находиться в положении стоя, затем – передвигаться без риска получения травмы. Длительное ограничение двигательной активности опасно в плане возникновения гипотрофии мышц, снижения выносливости.

Для пожилых и старых людей оно чревато развитием тромбозов, пневмонии, а отсутствие побуждения к самообслуживанию угрожает прогрессирующим нарушением памяти. Именно поэтому неврологи и ортопеды рекомендуют побуждать таких людей к двигательной активности. В зависимости от конструкции ходунки помогают пациенту самому вставать с кровати, передвигаться по дому, совершать пешие прогулки на открытом воздухе.

Критерии выбора

Перед приобретением интересующей модели пациент или его родственники должны ответить себе на следующие вопросы:

  • Для чего нужны ходунки – для опоры, адаптации при нарушениях координации, послеоперационной реабилитации.
  • На какой срок потребуется это техническое средство.
  • Сможет ли пациент сам обращаться с ходунками, потребуется ли ему постоянная помощь при их использовании.
  • Планируют ли родственники пациента перевозить ходунки в машине, общественном транспорте.
  • В каких условиях инвалид будет использовать приспособление – дома или на улице.

Нелишне будет ознакомиться с отзывами других пациентов или их родственников, чтобы получить более полную информацию о достоинствах или недостатках модели.

На что следует обратить внимание

Ниже приведены практические рекомендации, на основании которых пациент или его родственники будут иметь первичное представление о конструкции модели. При выборе изделия для пожилого или ослабленного человека следует остановиться на ходунках с облегченной рамой или оснащенных передними колесиками. Для пациентов после операции рекомендованы простые ходунки на 4 ножках, так как эта модель наиболее устойчива.

Для инвалида с нарушениями координации рекомендованы модели с подмышечной опорой. Для лица, проживающего или длительное время находящегося без посторонней помощи, рекомендованы модели с сиденьем. При утомлении он сможет их легко разложить, использовать в качестве стула. Если пациент планирует пользоваться ходунками в поездках, следует выбрать складную модель.

Необходимо обратить внимание на регулировку по высоте для удобного использования пациента. Инвалиды, нуждающиеся в опоре и движении и передвигающиеся достаточно быстро, по достоинству оценят ходунки-роллаторы. Важно проверить прочность конструкции, наличие противоскользящих накладок на поручнях.

Для пациентов с поражением суставов кистей следует остановить выбор на инвалидных ходунках с крупными рукоятками для наилучшего комфорта. Необходимо внимательно изучить инструкцию к модели. Для пациентов с избыточным весом выбирают ходунки с усиленной рамой. Для прогулки по улице выбирают роллаторы с 4 крупными колесами ввиду наибольшей маневренности и устойчивости. Двух- и трехколесные модели рекомендованы для домашнего применения.

При длительном использовании может возникнуть потребность в текущем ремонте, замене деталей. Необходимо уточнить, где происходит обслуживание модели, купленной за свои средства или полученной по индивидуальной программе. Эта проблема решаема, так как большинство магазинов медтехники имеет свои мастерские.

Важно правильно отрегулировать ходунки по росту. Для этого выставляют высоту рукоятей таким образом, чтобы у стоящего пациента они находились в области запястий. При их высоком расположении инвалиду придется избыточно наклоняться, при низком – откидываться назад, не имея возможности разгрузить позвоночник, нижние конечности.

Виды ходунков

Классические или стандартные модели представляют скрепленные между собой две металлические дуги. Расстояние между ними таково, что инвалид спокойно проходит внутрь конструкции и опирается на поручни. Виды ходунков различают в зависимости от того, насколько жестко связаны между собой элементы, наличия ножек или колес, сиденья, возможности опоры для подмышечных впадин.

В зависимости от особенностей конструкции существуют различные виды ходунков. Стандартные ходунки. Конструкция представляет собой раму с опорами для руки четырьмя устойчивыми ножками. Все соединения жестко фиксированы. При движении инвалид переставляет их перед собой и переступает. Такие модели рекомендованы для использования у пожилых пациентов с достаточной мышечной силой.

В зависимости от количества поручней выделяют одно- и двухуровневые модели. Двухуровневые ходунки имеют 2 пары поручней и могут быть использованы для подъема с кровати, в качестве устройства для подъема с унитаза. Подмышечные модели. Это приспособление устроено так, что инвалид может разгрузить кисти рук, не боясь падения: основная опора приходится на подмышечные впадины. Такие изделия рекомендованы лицам с нарушением координации и слабостью плечевого пояса.

Ходунки на колесах для инвалидов (прогулочные роллаторы). Такие изделия позволяют перемещаться с большим комфортом. Инвалид опирается на поручни и катит ходунки перед собой. Количество колес может быть различным в зависимости от модели – от 2 до 4; их оснащают тормозами на рукоятках. Для длительных прогулок используют кресла-роллаторы с удобным сиденьем для отдыха.

Как приобрести для ребенка или взрослого

При возникновении потребности в ходунках пациент или его родственники должны определиться с тем, на какой срок им необходимо это техническое средство реабилитации. Получение бесплатных ходунков нетрудоспособными гражданами возможно при оформлении индивидуальной программы реабилитации и включении их в список технических средств. Для этого потребуется консультация хирурга или ортопеда и направление пациента на медико-социальную экспертизу.

Пациент с нарушением координации или ходьбы может и не получить рекомендации по обеспечению бесплатными ходунками, если он страдает слабоумием и фактически не сможет понять, как пользоваться этим устройством. Для инвалидов с агрессивными тенденциями в поведении на фоне выраженного снижения памяти применение этого реабилитационного средства не рекомендовано.

После оформления индивидуальной программы родственники больного получат ходунки. Также возможно самостоятельное приобретение другой модели за свой счет с возвращением потраченных средств фондом социального страхования (ФСС). Для этого необходимо:

  • Уточнить название, вид модели и сколько стоят нужные ходунки.
  • Проконсультироваться в ФСС о возможности денежного возмещения и необходимых документов.
  • Приобрести выбранную модель и получить полную или частичную компенсацию.

Если ходунки нужны пациенту на определенный срок (например, на время послеоперационной реабилитации), он может обратиться в прокат медицинской техники. В крупных городах существуют магазины с возможностью аренды нужных моделей. Важно рассчитать стоимость оплаты за использование средства и сравнить ее с той суммой, которую придется выложить за приобретение новой или уже бывшей в употреблении модели.

Подготовка пациента с ДЦП к ходункам

Дети с органическим поражением нервной системы и развитием ДЦП страдают не только от невозможности самостоятельно ходить, но и от непроизвольных движений, нарушения мышечного тонуса с повышением его в мышцах-сгибателях, формированием контрактур в суставах. Само переведение таких детей в вертикальное положение необходимо производить постепенно.

При успешном овладением навыками нахождения в положении сидя ребенка помещают в устройство для пассивного стояния – вертикализатор. Следующий шаг – освоение ходунков.

Обзор популярных моделей

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Чередуйте направления движений в упражнении.


Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

- навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

- способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Ползать – раньше, чем ходить

Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.


Парфёнова Татьяна Сергеевна: "Бездарных детей не бывает. "


Самодеятельный театр. Часть 2. Глава 4. Энтузиасты. Танцоры



ДЦП. Как помочь начать ходить детям-колясочникам

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ДЦП. Как помочь начать ходить детям-колясочникам


Пришла беда, отворяй ворота. Инвалид в доме – большая беда, а ребёнок в инвалидном кресле – трагедия. Если взрослого инвалида ещё можно на какое-то время оставить одного, то с ребёнком необходимо находиться круглосуточно. А чтобы ребёнок встал на ноги, тут медицина не всесильна. На мой взгляд, только терпение и любовь родителей способны творить чудеса. Надеяться, что кто-то будет решать ваши проблемы, бессмысленно. А под лежачий камень вода не течёт.

ДЦП у второго ребёнка моих знакомых вынудил мать, педагога и переводчика, оставить кафедру в институте и искать другую работу, чтобы быть с ребёнком. Около моего дома много лет наблюдал, как отец ежедневно вывозил взрослого сына на прогулку. Но одно дело быть созерцателем и совершенно другое - участником решения ежедневных проблем. Не реальная помощь, пусть даже моральная, а пустые слова сожаления, сочувствия раздражают больше всего.

Есть много литературы, в которой бывшие больные ДЦП делятся опытом ежедневного труда своих родителей по восстановлению опорно-двигательных функций. И во всех случаях, кроме терпения и настойчивости родителей, нахожу упоминания о тренажёрах, ковриках с шипами, мячах, ходунках. Что-то приобреталось в рамках помощи инвалидам бесплатно, что-то покупалось в медтехнике, а что-то конструировалось родителями.

Яна Данихнова:







ФОТО Что полезно иметь дома даже для здоровых детей

Ну, если уж во времена застоя люди придумывали разнообразные приспособления, то почему бы этим не заняться и сейчас? Тем более, когда что-то и бесплатно можно заказать у ортопедов через управление социальной защиты, если вы успели оформить вашему ребёнку группу инвалидности. Ортопеды Владимира выезжают во все районные центры области по расписанию. В Муром они приезжают каждый месяц. Надеюсь, в других регионах ортопедическая помощь налажена не хуже. Могут возникнуть проблемы с чиновниками от медицины, но ради ребёнка можно и понастырней быть. Клин клином вышибают. Ну, а что-то и своими руками можно сделать, чтобы не тратить немалые деньги на приобретение готовых изделий, которые не положены инвалиду бесплатно.

Израильтянка Дебби Элнатан придумала упряжку из двух комбинезонов, чтобы сын мог стоять прямо и шагать вместе с ней.




ФОТО С истема Firefly Upsee в работе

Одна североирландская компания доработала изобретение и после успешных испытаний в Соединенном Королевстве и Северной Америке подвесная система Firefly Upsee поступила на мировой рынок. Это приспособление позволяет детям с диагнозом ДЦП находиться в вертикальном положении и ходить пристегнутыми ремнями к матери или отцу. Все крепления сделаны из ремней.





ФОТО Пневмокостюм "Атлант"





ФОТО Что можно купить или приобрести через соц.помощь

ФОТО Конструкция для взрослого больного и схема для ребёнка с мамой

Устройство содержит детский комбинезон (2) с левой стопой и правой стопой и взрослый комбинезон (5). Взрослый комбинезон выполнен со стопами, верхние части которых приспособлены для ног ребенка, и снабжен приспособлением для фиксации левой или правой стопы детского комбинезона (3). В области каждой голени взрослого комбинезона установлен фиксатор для крепления одноименной голени детского комбинезона (4). В области пояса взрослого комбинезона размещены ремни для поддержки в выпрямленном состоянии туловищной части детского комбинезона(1). Рукава детского комбинезона снабжены наружными стержнями (6), с помощью которых физиотерапевт во взрослом комбинезоне, осуществляет ручное управление маятникообразным движением рук ребенка в детском комбинезоне.

Правда мнения специалистов про эти изобретения расходятся.

— Сил у родителей, по опыту, на что только ни хватает. Я сейчас общаюсь с одной из мам, у нее дочка с ДЦП. Она считает, что такое приспособление — отличная мотивация для ребенка к шагу, к тому же учит правильно держать спину и находиться в вертикальном положении. Та же мама рассказывала, как она вместе с дочкой танцует доминиканский танец бачату (дочку к этот момент фиксируют к маме). Такие занятия хорошо снимают спастику. Если ребенок большой и может двигаться с такой минимальной поддержкой, то все приспособления должны помогать его социализации и максимальной самостоятельности.

Но как бы ни спорили специалисты, а судьбу ребёнка решать родителям. И им ломать голову над вопросами поиска средств на приобретение готовых изделий, или на включение фантазии для изобретения своего приспособления. Конечно же с учётом тех конструкций, которые уже изобретены. Главное, чтобы ребёнок научился держать головку, а его ручки с ножками научились себя обслуживать.

Фото из открытых источников
Иван Васильевич Костин

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.