Профилактика дизартрии при дцп

Бесплатная и профессиональная программы лечения дизартрии у детей и взрослых +7(495)960-60-04

Страницы дизартрии

  • [Главная]
  • [Карта сайта]

Дизартрия при детском церебральном параличе
теги дизартриия-при-дцп, дизартрия-у-детей

Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы (головного мозга) при котором поражаются двигательные зоны и двигательные проводящие пути головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.


From Дизартрия news
Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, при достаточном объеме движения. В других случаях, при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии (неумение выполнить целенаправленные практические действия). Дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое повреждение двигательных и речедвигательных систем мозга . У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с церебральным параличом является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в речевой мускулатуре . Это усиливает дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Поэтому, важной задачей на подготовительном этапе работы по коррекции дизартрии является — общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов .

Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным ( двойная гемиплегия — тетрапарез ), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей.

Гемиплегия — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т.е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Двусторонняя гемиплегия возникает при наиболее распространенном поражении головного мозга, прежде всего его больших полушарий (левого и правого). При этом поражены и руки и ноги, причем руки в большей степени, чем ноги. Развитие двигательных функций при этом очень затруднено.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Экспериментально было доказано, что в наибольшей степени с развитием речи связана мимика и движения кистей рук, в частности пальцев.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дцп, дизартрия, гемиплегия, гомункулус Пенфилда

Д и з а р т р и я — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недоста-точностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия при спастической форме ДЦП. Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрий с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой является спастическая диплегия, при которой имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона. При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени. При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдель-ные элементы спастичности в различных его отделах. У детей со средней степенью спастической дизартрии в экспрессивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изолированно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре. При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнятная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта. Отмечается недостаточность удержания статических поз и положений. Для гиперкинетической формы паралича характерно частое (от 5 до 20%) снижение слуха преимущественно на высокие тона. Трудность понимания речи часто зависит от точного восприятия некоторых фонем, из-за чего у детей нередко наблюдаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного числа и т. д. Иногда имеется трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что проявляется в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям декодирования значений отдельных слов. При гиперкинетической форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого неба и нужными движениями губ и языка. Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Дизартрия при других формах ДЦП. Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия, Поражены все конечности, причем руки в большей степени, чем ноги. Дети не овладевают статическими и локомоторными функциями. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии. Обычно резко выражено повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре с выраженным и стойким влиянием лабиринтного и шейных тонических рефлексов. Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, когда имеется одностороннее поражение центрального двигательного нейрона. У ребенка отмечаются односторонние двигательные расстройства, менее выраженные в нижней конечности и в проксимальных отделах верхней конечности, т. е. более тяжелое поражение кисти руки. При атоническо-астатической форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка и его связей с другими структурами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. При этой форме церебрального паралича наблюдается мозжечковая дизартрия (70—75%). Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность. Обычно речь атетозного ребенка неплавная, отрывочная, неритмичная, отсутствует координация. В некоторых случаях можно наблюдать сочетание различных ДЦП у одного и того же ребенка, т. е. смешанные формы дизартрии. Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нарушений и в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свойственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетической форм.

Алалия у детей с ДЦП.

Алалия (3-8% детей с ДЦП) рассматривается как специфическое языковоерасстройство, возникающее в результате поражения корковых зон вдоречевой период. Проявляется в недоразвитии всех сторон речи инарушении ее коммуникативных функций.

У детей с ДЦП отмечают как моторную, так и сенсорную алалию,при этом моторная алалия часто сочетается с дизартрией. Сенсорнаяалалия возникает преимущественно при гиперкинетической форме ДЦП.

Патогенез алалии при ДЦП определяется следующими факторами:

повреждение корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, которые также являются причиной ДЦП

вторичное недоразвитие корковых механизмов речи в результатедвигательно-кинестетической депривации или патологической афферентациис периферических отделов речевой системы в связи с поражениемартикуляционной мускулатуры.

В структуре алалии прежде всего выделяют специфическиенарушения лексики. Недостатки словаря этих детей объясняетсяособенностями их познавательной деятельности, замедленным исвоеобразным формированием мыслительных процессов. Исследования рядаавторов свидетельствует о значительном преобладании пассивного словарянад активным, об употреблении детьми некоторых слов при недостаточномили искаженном понимании их значения (особенно часто слова, выражающиепространственные и временные отношения). В исследованиях частоотмечается, что дети с ДЦП труднее запоминают названия действий в связис несовершенным овладением движениями. Изучение словарного запасавыявляют у большинства детей значительные трудности в овладениилексическими значениями слов, плохую дифференциацию этих слов по ихсемантическим признакам. Это проявляется в смешении семантическиактуализируемого слова с лексическим значением других слов, находящихсяс ним в отношениях синонимической связи, в неумении пользоватьсясинонимическими и антонимическими средствами языка для более точноговыражения мысли. Особое внимание авторы обращают на частные случаинарушений норм лексической сочетаемости. Также в словаре детей с ДЦПотмечаются неоправданные смысловые замены, преобладание существительныхи глаголов (составляют суммарно около 90% лексического запаса).Прилагательные, наречия, местоимения встречаются гораздо реже.Наблюдаются трудности определения смыслового содержания многозначныхслов, неспособность самостоятельно раскрыть переносное значение слов.Зависимость лексического развития от формы ДЦП и от степени нарушенияартикуляционной моторики, орального праксиса, слуховой дифференциациизвуков не выявлено.

Среди нарушений грамматического строя речи отмечают трудностипостроения предложений различных типов, трудности употребления ипропуски предлогов, союзов, служебных слов. При построении фраз детизатрудняются в согласовании существительных с глаголом и особенно сприлагательным в роде и числе. Эти трудности связаны с недостаточнойдифференциацией морфемных признаков имен существительных. Еще большиетрудности возникают при согласовании прилагательных и существительных впадеже, в этих случаях также отсутствует связь грамматических форм сморфологическими признаками существительного. Кроме этого, детииспытывают значительные трудности при усвоении глагольных форм

Управления, что обусловлено несформированностью падежно-предложныхконструкций, т. е. дети с ДЦП часто не могут осознать и обобщитьморфологические элементы слова и возникающие в их речи аграмматизмыотличаются стойкостью и плохо поддаются коррекции.

При поражении двигательных зон и двигательных путей головного мозга возникает детский церебральный паралич. При ДЦП нервная система человека недостаточно контролирует движение мышц, и возникает поражение двигательной сферы. В разных случаях двигательные функции поражаются по-разному — от отсутствия возможности свободно передвигаться, но все же движения сохраняются, до небольшого нарушения тонуса мышц, при котором возникшие дипраксии (трудности в планировании целенаправленных действий) не дают возможности совершать точные движения, что утруждает самообслуживание. Дети физически развиваются с некоторыми особенностями на всех стадиях физического развития — им трудно удерживать голову, потом с трудом садятся, становятся на ноги, ходят, не могут точно совершать манипуляции руками и, конечно, наблюдаются проблемы с речью, такие проблемы при ДЦП имеют обобщенное название дизартрия.

Общая характеристика заболевания

Нарушение воспроизведения звуков при ДЦП связано с нарастанием тонуса мышц в мускулатуре, которая отвечает за речь, по этой причине дизартрия при ДЦП становится еще более выраженной. Нарастание тонуса в речевой мускулатуре связано с тем, что все движения делаются с приложением усилий, поэтому для начала работы с речевым аппаратом нужно расслабить мышцы всего организма, это должно снизить тонус речевых мышц и ослабить дизартрические расстройства.

Речевое отставание усиливается из-за других факторов — речевые отделы в коре головного мозга формируются позднее, пребывание в ограниченном пространстве, также ограничение свободы действий и передвижения, недостаточное общение со сверстниками негативно влияет на ребенка. Существует определенная связь между степенью поражения двигательных способностей ребенка и характером дизартрии. Ведь при самой тяжелой форме ДЦП, при которой ребенок с трудом двигает верхними и нижними конечностями (тетрапарез, который может сопровождаться двойной гемиплегией, то есть параличем двух, левой и правой половин тела), у большинства детей наблюдается дизартрия или же вовсе анартрия (неспособность разговаривать).


Особенности неврологии речи:

Типы нарушений звуковоспроизведения

При ДЦП ребенок может страдать дизартрией, главные симптомы этой болезни следующие:

  • ребенок с трудом произносить звуки,
  • страдает мелодичность, интонация речи,
  • возникают проблемы с темпом и ритмичностью разговора,
  • затрудняется дыхание при разговоре,
  • звучание голоса и артикуляционная моторика также могут быть нарушены.

Характеристика мышечного тонуса

Дизартрия является основной причиной отсутствия комфортного произношения, но это слишком общее понятие, на речь ребенка с ДЦП могут влиять разные дизартрические факторы — среди которых снижение тонуса мускулатуры. Нарушается тонус артикуляционной мускулатуры, к которой относится лицевые мышцы, а также мышцы губ, языка, мягкого неба. Отличают три вида тонусных нарушений — дистонические, спастические и гипотонические.


  1. Спастические нарушения в основном характерны для спастико-паретической дизартрии и сопровождаются увеличением тонуса языковых, губных, лицевых и шейных мышц. При чрезмерном напряжении язык сокращается и оттягивается назад, при этом изгибается и поднимается к небу, кончик плоский. Приподнятие к небу спинки языка приводит к тому, что согласные звуки звучат мягче, этот процесс называется палатализацией. Бывает противоположная ситуация — когда после спазма язык утончается и вытягивается вперед. Круговая ротовая мышца при напряжении напрягает губы, от чего рот смыкается и его тяжело разомкнуть. При спазме только верхней губы рот может быть немного открытым, что может сопровождаться чрезмерным отделением слюны (научное название — гиперсальвация). При спазме речевых (артикулярных) мышц, ими трудно произвольно двигать.
  2. Снижение мышечного тонуса, гипотония характеризуется языком, который распластывается во рту, и от этого становится тонким, также наблюдается вялость губ, которые сомкнуты неплотно. Неполная сомкнутость губ приводит к ощущению полуоткрытости рта с выраженным слюноотделением. Гипотонические расстройства также касаются мышц неба, эти особенности приводят к трудностям выдоха через рот и воздух преимущественно выходит носом. Носовое дыхание приводит к носовому голосу (насализации). Гипотония может быть спутником атактического, спастико-паретического типа, реже — гиперкинетического вида дизартрических расстройств.
  3. Дистонические расстройства бывают при дизартрии гиперкинетического типа и характеризутся непостоянством тонуса мышц. Расслабленные мышцы еще больше расслабляются, тонус слишком сниженный. При попытке заговорить наблюдается чрезмерное мышечное напряжение. Такие скачки напряжении речевых мускулов негативно отображаются на звучании речи — звуки искажаются, заменяются похожими или же вовсе пропускаются.

Нарушение тонуса мышц, которые отвечают за речь, часто бывает неравномерным, например язык поражается спазмом, а лицевые мышцы слишком расслабляются. Но всегда наблюдается точная зависимость тонуса мышц головы от тонусного нарушения мышц остальных частей тела.

Другие проблемные моменты

При дизартрии также бывают следующие особенности:

  1. Нарушение двигательных функций речевых мышц, которые охватывает парез либо паралич. Конечно, это приводит к ухудшению звуковоспроизведения, неправильно звучат практически все звуки — как гласные, так и согласные. Особенно сильно чувствуются нарушения произношения при малоподвижности языка, причем язык может вовсе не двигаться, а может иметь только незначительные уменьшения амплитуды движения. Чаще всего язык неспособен подниматься кверху, а также утрачивает способность делать незначительные, мелкие движения, что может значительно отобразиться на звуковом ряде.
  2. Ослабленность кинестетики (мышечного чувства), при которой речевые органы не прилагают достаточных усилий для правильного образования звуков.
  3. Дыхательные нарушения часто встречается при гиперкинетическом типе дизартрии и происходят из-за того, что дыхательные мышцы управляются центральной нервной системой, то есть мозгом, который как раз поражен ДЦП. Среди нарушений дыхания — глубина, ритм, вдох недостаточно глубокий и сокращенный ослабленный выдох, носовое дыхание может наблюдаться даже при открытом рте.
  4. Голосовые нарушения происходят из-за нестабильности тонуса мышц, что приводит к недостаточной подвижности гортанных, небных, голосовых, губных и языковых мышечных тканей. Голос может получаться слишком слабым, тихим, либо с недостаточно выраженным тембром. Разговор человека с дизартрией может значительно отличаться от речи других людей.
  5. Просодические нарушения. Просодикой называют изменения в мелодичности и интонации. Эти особенности делают речь более выразительной за счет отделения звуков и слов, разговор становится более разборчивым, а интонация вносит в рассказ эмоциональные нотки. При нарушениях просодики разговор получает монотонное звучание. Также нарушается темп, в основном в сторону ускорения, но в редких случаях дизартрическая просодика замедляет говор. Проблем могут добавить дополнительные ударения в словах, делая выговор похожим на скандирование, слова проговариваются с рубящей интонацией.
  6. Гиперкинез и тремор в мышцах осуществляют самопроизвольные движения, которые не контроллируются сознанием. Эти движения бывают довольно заметными, они не имеют никакого ритма, иногда совершаются с большой амплитудой и не подвержены логики. Конечно, это все не позволяет звукам образовываться в обычным путем, и звучание будет значительно отличаться от обычного. Такая дизартрия называется гиперкинетической.
  7. Атаксические координационные нарушения. Симптомы атаксии — дисметрические (неточные, негармонические движения артикуляционных мышц) и асинергия (несоответствие движения и дыхательных процессов), а также подобие скандирования при разговоре. Дисметрия может быть выражена гиперметрией — движения становятся более медленными, но их амплитуда больше. Дизартрия по этому типу называется атактической.
  8. Синкинетические нарушения возникают при попытке заговорить. Примером синкинезии может послужить непроизвольное поднятие нижней челюсти вместе с нижней губой вверх синхронно с поднятием кончика языка. Оральная синкинезия — явление, когда рот непроизвольно открывается при движении любой части речевого аппарата.
  9. Нарушение в речевом аппарате ведет к трудностям в пережевывании пищи, также детям с дизартрией трудно пить. Может быть нарушена координация между процессом приема пищи и процессом дыхания.

При дизартрии также наблюдаются вегетативные расстройства (глотание, слюноотделение и другие) и нарушение произношения. Лечение — массаж, упражнения, психологическая помощь. Самое главное — постоянная забота родителей и много терпения. Комплексное лечение обязательно даст позитивный результат.

Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Размещаясь в различных отделах мозга, нервные клетки группируются в центры, которые в дальнейшем имеют прямое отношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внутренних органов. Когда беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без помех. Плацента является барьером, строго контролирующим доступ к плоду химических веществ, проникших в кровь матери и обеспечивающим выведение продуктов обмена. Именно материнский организм может стать источником повреждения мозга и нарушения программы его развития. Чаще всего вредоносным воздействием является употребление беременной женщиной алкогольных напитков и курение. В первые три месяца беременности наибольшую опасность для мозга представляют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В более поздние сроки беременности вирус краснухи поражает сосуды плаценты, что порождает кислородное голодание. Кислородный дефицит плода может развиться при наличии у матери заболеваний сердца, легких, почек и при токсикозе второй половины беременности. Недостаток кислорода замедляет развитие мозга. В этих случаях не созревают к моменту рождения те структуры мозга, которые обеспечивают дыхание, глотание, сосание, т.е. жизнь новорожденного.

В запуске родового акта имеет значение не только активность мышц матки, но и активные движения плода. Если мозг плода является недостаточно зрелым к моменту рождения. активных движений плод не совершает. Мозг, ослабленный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Нередко бывают ситуации, когда оценить состояние мозга сразу после рождения, сложно. Специалисты считают, что период от рождения до 8-12 недель является критическим. Тяжелые дефекты не всегда становятся явными на первом году жизни, а появляются лишь по мере роста ребенка. Матери должны быть наблюдательны и проявлять максимум внимания к грудному ребенку.

Согласно последним данным долговременное влияние на младенца оказывают два важных пренатальных фактора - это наследственность и питание матери. Каждый человек является носителем 5 - 8 рецессивных генов, способных вызвать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Растет количество данных лонтитюдных исследований, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем сильнее может быть выражена задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллектуальной деятельности в течение всей жизни. Одним из важных факторов является правильное питание матери до и после зачатия, что обусловливает рождение здорового ребенка.

Психосоматическое развитие младенца является сложнейшим процессом, на которое оказывают влияние многие условия его жизни. Наряду с врожденными качествами ЦНС огромное значение имеет оптимальная социальная среда, которая стимулирует или депривирует врожденные качества организма ребенка.

Профилактическое направление здравоохранения и специальной педагогики начинается с рождения ребенка. Биологические факторы риска развития дизартрии могут действовать на организм ребенка в период внутриутробного развития и родов. Такое же значение имеют мозговые инфекции и травмы, перенесенные вскоре после рождения.

Эти биологические факторы могут вызывать органическое поражение ЦНС, вследствие чего в качестве первичного дефекта, могут выступать нарушения двигательной сферы, не редко сочетающиеся с патологическими изменениями зрения и слуха.

Ранние коррекционные мероприятия включают в себя развитие рефлексов орального автоматизма, ориентировочных познавательных реакций, фиксацию взора и его слежение, слуховое сосредоточение, вызывание голосовых реакций, стимуляция двигательной активности.

Если двигательные нарушения диагностируются в рамках ДЦП, то медицинская помощь таким детям регламентируется соответствующими законами оказания лечебной помощи и обеспечивается всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

Поскольку дизартрия является одним из признаков наличия ДЦП, то все мероприятия, связанные с коррекцией и развитием двигательной и психической сфер таких детей, служат профилактикой речевых нарушении.

Период раннего младенческого развития имеет существенное значение для дальнейшего развития индивидуума. Младенцы требуют не только регулярного кормления и ухода, не просто зависят от помощи взрослых, но с самого рождения являются социальными существами, требующими постоянного общения и активации зрительных, слуховых, тактильных ощущений. В дальнейшем на адресованные младенцам со стороны взрослых взгляды, улыбки, речь, вызывают ответные взгляды, улыбки, вокализации, крики и другие действия младенцев. Особую роль для психического развития играют ранние этапы общения детей, у которых имеются церебральные параличи.

К ранним профилактическим мероприятиям относятся максимальное использование такого этапа в развитии ребенка, как эхолалия и эхопраксия. Эти феномены в норме появляются уже на первом месяце жизни и проявляются в виде ответной вокализации на вокализацию взрослых, ответные мимические и даже артикуляторные (высовывание языка) -в ответ на соответствующие движения взрослых. Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей другое важное достижение ранних месяцев жизни. Поэтому для детей с параличами требуется частое общение с взрослыми, что развивает их перцептивные способности. Особое значение имеет пространственная близость к матери, возможность ее касаться, обонять, видеть.

Развитие акта сосания, стимуляция силы и продолжительности сосания имеют первостепенное значение для развития пластичности мышц и активных движений артикуляторного аппарата. Попытки гуления, а в дальнейшем лепета, должны не только поддерживаться окружающими, но вызывание их должно стимулироваться окружающими. Существует практический опыт стимуляции гуления у детей с параличами: демонстрации звуков гуления и лепета здоровых детей с помощью технических средств. В случаях диагностирования нарушения тонуса артикуляторных и дыхательных мышц необходим их дополнительный к общему массаж.

Жизнь ребенка, имеющего риск появления дизартрии. должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному его развитию движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Активное участие матери в уходе за ребенком и коррекционной работе, проводимой специалистами, способствует эмоциональной устойчивости ребенка, что оказывает положительное влияние на его психическое развитие.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипулятивной деятельностью рук. Помимо нормализации мышечного тонуса и развития движений необходимо развивать тактильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с различной поверхностью (гладкой, шершавой, моховой, металлической, деревянной и пр.). Учитывая то, что у младенца в норме главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык, а затем кисти рук в целом, следует поощрять облизывание игрушек языком, забирание их в рот, покусывание и пр. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствуя играм ребенка голосом.

С первого года жизни большое значение приобретает развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Лингвистическое воспитание ребенка должно развиваться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Применение в общении с ребенком одной языковой системы способствует формированию устойчивых образцов интонации. различаемых образцов фонетического ряда речи, устойчивых образцов слышимых фонематических единиц, а позже слов и словосочетаний. Все это способствует переходу на втором этапе лепета от врожденных артикуляций к артикуляциям родного языка. Общение с ребенком, имеющего фактор риска появления дизартрии, должно протекать только в рамках одного языка.

Наличие церебрального паралича у детей задерживает и нарушает естественный ход развития речи. В этом случае родители стремятся удовлетворить желания ребенка, угадывая их по мимике и жестам. Это поведение является не правильным. Даже в тех случаях, когда речь отсутствует, необходимо вызывать любые звуки у ребенка для привлечения внимания взрослых и сопровождения собственных жестов ребенка. Все манипуляции с ребенком (кормление, одевание и тем более игра и пр.) должны сопровождаться речевыми комментариями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения.

Симптомы отклонений от языковой нормы в развитии фонологической системы являются прямым показанием начала направленной логопедической работы.

Помочь становлению речевой функции можно, обучая ребенка прослушиванию и повторению коротких ритмических стихов. При этом не надо требовать, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Целью таких упражнений является ритмизация и синхронизация голосовых реакций с дыханием и движением рук и ног (если это ребенку доступно). Поэтому можно ограничиться звуковыми абрисами, которые могут быть достаточно стереотипными.

На дальнейших этапах развития речи и психики имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, осуществляемое параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлении и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в развитии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в связи с их влиянием на развитие дифференцированного слухового . фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.

9.2. Вторичная профилактика

Степенью и характером речевой недостаточности и психических отклонений определяются возможности ребенка обучаться в школе. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

У детей с дизартрией даже при полной компенсации речевых нарушений в дошкольном возрасте, как правило, имеют дислексию и дисграфию. В связи с этим можно рекомендовать подготовку элементарным навыкам чтения и письма с 5 лет (А.Н. Корнев, 1995).

В старшей и подготовительной группах детского сада на первом году обучения чтению дети овладевают анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова на слоги, выделять звук на фоне произносимого слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова и слогов. Дети должны научиться воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т.п.

В процессе обучения используются слоговые таблицы, по которым отрабатывается чтение всех вариантов слогов: прямых и обратных, мягких и твердых и т.д.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов.

В тех случаях, когда подобная профилактическая работа у детей с дизартрией не проведена и дети не владеют практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, эти состояния можно рассматривать как первую причину, создающую значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Двигательные нарушения разного рода затрудняют овладение письмом.

Логопедическая работа по коррекции дислексии и дисграфии должна проводиться систематически и комплексно с включением психотерапевтических методов воздействия.

Дети с дизартрией, обучающиеся в общеобразовательной школе, с первых же шагов начинают отставать в учении, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины, а позже отвергаются соучениками и попадают в группы подростков с асоциальным поведением. В тех случаях, когда у детей наблюдаются личностные переживания в связи с трудностями обучения и наличием речевого дефекта, патологические формы личностного реагирования и, в дальнейшем формирование акцентуаций характера и аномальной личностной изменчивости, необходимо усиление психотерапевтического акцента в комплексном воздействии.

Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей его индивидуального, психологического реагирования.

Труд представляет собой основную сферу реализации личности. Большое значение в выборе профессии и трудоустройстве имеет профессиональное консультирование, которое помогает детям с дизартрией и остаточными явлениями параличей сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации.

Большое значение имеют информация о мире труда (печать и другие СМИ), а также реализация комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учебную и производственную деятельность. Информация помогает осознать профессиональные интересы, ценности, необходимые умения и способности, необходимые для той или иной профессии. Все это дает более полные представления о наиболее приемлемых профессиях и их вариантах.

Взаимосвязь между интересами подростка, его способностями и выбором профессии как в теоретическом, так и в практическом плане остаются недостаточно разработанными.

9.3. Третичная профилактика

Катамнестические исследования подростков с дизартрией свидетельствуют о том, что, не смотря на уменьшение с возрастом неврологического дефицита и нормализацию речи, подростки в юности и ранней взрослости, чаще всего имеют не высокий академический уровень при продолжении обучения и низкий профессиональный уровень в индивидуальной деятельности.

Третичная профилактика связана с профессиональной ориентацией подростков и их дальнейшим обучением. Дети с дизартрией, оканчивающие общеобразовательную школу, практически не имеют сколько-нибудь серьезных ограничений. Очень важно воспитание у подрастающего поколения мотивации к участию в труде и отсутствию рентных установок. Это связано с формированием у подрастающего поколе-

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

– структура речевого нарушения при дизартрии, ее причины и механизмы;

– психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм дизартрии;

– содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования лиц с дизартрией;

– особенности речи дошкольников с дизартрией и системы коррекционно-педагогической работы в условиях детского сада;

– содержание и методы логопедической работы по преодолению дизартрии у учащихся общеобразовательных и специальных школ;

– содержание и методы логопедической работы по преодолению дизартрии у взрослых;

– мероприятия по предупреждению возникновения дизартрии у детей, профилактике и организации системы логопедической помощи лицам с дизартрией.

В процессе изучения данного курса у студентов формируются следующие умения:

– обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией:

– проводить анализ результатов комплексного обследования;

– обосновывать основные направления дифференциального коррекционного воздействия в работе с лицами, страдающими дизартрией;

– составлять развернутый план-конспект логопедического занятия с детьми с дизартрией на разных этапах коррекционного обучения;

– целенаправленно проводить наблюдение логопедических занятий, анализ их структуры и содержания.

В целях закрепления теоретических знаний и формирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, анализ логопедических занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартрией. а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.

Организация деловых игр

Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией

Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях дизартрии.

В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией.

Преподаватель объясняет задачу - моделирование ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка.

Преподаватель делает развернутое заключение по содержанию деловой игры.

Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам: -моделирование ситуации обсуждения с коллегами результатов обследования пациента; -моделирование ситуации анализа результатов обследования и выводов, ведущих к заключению логопеда; -моделирование ситуации обсуждения с коллегами стратегического плана коррекционных воздействий (логопедических и психологических); -моделирование ситуации составления плана-конспекта индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представленной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особенностей; - моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек-ционной работы, логопедических технологий и т. п.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.