Профориентация для детей с дцп

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловече ской культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитая природных дарований. Профориен тация содействует социальной адаптации молодых людей с ДЦП к общественно-производственной деятельности, помо гает им в профессиональном самоопределении и выборе оп тимального вида занятости с учетом состояния здоровья, его потребностей и возможностей, а также социально-эконо мической ситуации на рынке труда.

Можно выделить следующие аспекты профориентации:

Экономический аспект профориентации — это процесс управления выбором профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности.

Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных ориентации в про фессиональном самоопределении молодых людей.

Психологический аспект профориентации состоит в изучении структуры личности, создании методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных типов деятельности и профессий.

Педагогический аспект профориентации в полной мере проявляется при организации профессиональ ного обучения учащихся с ДЦП, что ведет к формированию у них профессиональных интересов, соответствующих психо физическим и физическим особенностям, облегчает своевре менное выявление и развитие их профессиональных наклон ностей.

Медико-физиологический аспект профориен тации выдвигает такие основные задачи, как разработка кри териев профотбора в соответствии с состоянием здоровья.

Профориентация детей с церебральным пара личом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастер ские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, компью терным технологиям, садоводству и другим специальностям. В организации процесса профессиональной ориен тации условно можно выделить девять направлений организа ции помощи в выборе профессии:

1. Справочно-информационное и просветительское направле ние крайне важно при условии, если предоставляемая клиентам информация является достоверной, достаточ но свежей и эстетически оформленной.

2. Текстологическое направление

4. Гуманистическое направление предполагает центриро вание на личности клиента, которое достигается раз личными техниками установления психологического контакта с ним.

5. Организационно-управленческий подход подразумевает координацию работы между различными службами соци ально-медицинской помощи, психологическими служба ми, учебными заведениями и предприятиями.

7. Воспитательный (мировоззренческий, идеологический) подход. В его основе лежат ценностно-нравственные ори ентиры современности.

9. Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у клиента внутренней готовности к осознан ному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессио нального, жизненного и личностного).

В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует придерживаться определенной системы:

1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП нужна профориентационная помощь, психолог должен позна комиться с предварительной информацией о нем. На основа нии анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и на метить пути ее решения).

3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения.

4. Совместное решение выделенной проблемы, допус кающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например стандартизированных психодиагности ческих средств.

Углубленное психологическое обследование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях:

• о состоянии интеллектуально-мнестических функции, особенностях структуры интеллекта и об уровне интел лектуального развития в целом;

• о состоянии психических функций, о свойствах лично сти и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий;

• об особенностях личности и характера, определяющих на правленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей.

С целью профпсиходиагностики могут быть использованы различные методики, например:

• дифференциально-диагностический опросник Е.А. Кли мова, который позволяет выявить склонность к типам профессиональной деятельности в зависимости от пред мета труда, выделяя следующие пять типов: человек-при рода, человек-техника, человек-человек, человек-знако вая система, человек-художественный образ;

• карта интересов, позоляющая изучить глубину интере сов и склонностей в разных сферах деятельности;

• опросник профессиональной готовности, позволяющий выявить способности и желание заниматься определен ным типом профессиональной деятельности;

• опросник профессиональной направленности, предос тавляющий возможность определить модель желаемой и доступной профессии на основании обобщения ее суще ственных характеристик (физическая тяжесть, коллек тивность — индивидуальность, уровень нервно-психиче ского напряжения, система подчинения, уровень оплаты и т. п.), а также выявить предпочитаемый тип деятель ности (предмет труда) и оценить информированность о со держательной стороне различных профессий;

• методика Голланда, позволяющая выяснить соотноше ния предпочитаемого типа деятельности (рационали стический, артистический и т. п.), с характерологически ми особенностями личности;

• методика изучения коммуникативных и организатор ских склонностей, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей.

Общие противопоказания к приему на обучение в высшие учебные заве дения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

• открытые формы туберкулеза, активный прогрессирую щий туберкулез;

• хронические заболевания легких с выраженной легочно-сердечной недостаточностью;

• заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения;

• хронические заболевания почек с явлениями стойкой почечной недостаточности;

• эндокринные заболевания тяжелой формы в фазе деком пенсации (инсулинозависимый диабет);

Основные направления работы, позволяющие осуществлять более успешное трудоуст ройство инвалидов с ДЦП:

• совершенствование системы профессиональной ориен тации;

• расширение перечня учебных заведений профессиональ ной подготовки и переподготовки инвалидов;

• увеличение количества рабочих мест;

• создание условий для социальной интеграции инвалидовв общество.















Описание презентации по отдельным слайдам:

Трудности Недостаточно информации о состоянии рынка труда, содержании профессий и об образовательных услугах, предлагаемых учебными заведениями; Мало внимания профессиональному самоопределению. Службы занятости не решают проблему инвалидов.

Психологические барьеры, препятствующие получению желаемого профессионального образования. Склонность к потребительскому отношению к жизни. Политика изоляции людей с ОВЗ.

Профориентация - комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда

Цель профориентационной работы Постепенное формирование у воспитанников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством расширения границ самопознания.

Задачи профориентационной работы Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

Всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения

Содействовать формированию адаптивных механизмов, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации и уверенного поведения воспитанников. Решать некоторые личностных проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации

Развивать мотивацию самопознания, побуждать учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей соотнесению их с требованиями, предъявляемыми профессией.

Классификация двигательных нарушений Спастическая диплегия Гимепаретическая форма Гиперкинетическая форма Тяжелая атонически-астотическая форма Неподдающаяся лечению (редкая) Двойная гемиплегия

Выводы С детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка. Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации. Необходимо проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями.

На основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения. Необходимо в будущем уделять больше внимания вопросам трудоустройства инвалидов детства

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сорокина Елена ВладимировнаНаписать 867 27.10.2017

Номер материала: ДБ-794670

  • Классному руководителю
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    27.10.2017 190
    27.10.2017 1610
    27.10.2017 301
    27.10.2017 143
    27.10.2017 409
    27.10.2017 232
    27.10.2017 951
    27.10.2017 548

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Профессиональная ориетация подростков с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
proforientatsiya_d_tsp.pptx 655.12 КБ

Подписи к слайдам:

Профориентация - комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда

Этапы профориентации Первый этап – предварительный; Второй этап – диагностический; Третий этап – формирующий

Предварительный этап Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду; Развитие общетрудовых качеств и навыков; Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения; Формирование адекватного уровня притязаний и самооценки.

Диагностический этап Включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности.

Формирующий этап Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности; Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности; Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности; Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора

Профориентация подростков и молодых инвалидов, страдающих ДЦП, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: Клиническому; Психофизиологическому; Психологическому; Педагогическому; Социальному.

Трудности из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляли тот или иной вид профессиональной деятельности; зачастую дети и родители были убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами; дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию; детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания.

Коррекционная работа включает: профессиональное просвещение детей и родителей; проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности; коррекцию мотивов выбора профессии; знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;

активное включение в профориентационную деятельность родителей детей; организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов; ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий; мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении

Выводы Профориентационная работа с молодыми инвалидами, страдающими ДЦП и имеющими сохранный интеллект, должна существенно отличаться от профориентационной работы со здоровыми детьми, также профориентационная работа с молодыми инвалидами, страдающими ДЦП и имеющими нарушения интеллекта, должна существенно отличатся от профориентационной работы с детьми, имеющими только нарушения интеллекта (по данным Е.М. Старобиной ). С детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка. Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации. Необходимо проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями. На основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения. Необходимо в будущем уделять больше внимания вопросам трудоустройства инвалидов детства.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумов Александр Анатольевич

В статье приводятся данные исследования особенностей выбора профессии подростками, страдающими спастическими формами церебрального паралича легкой и средней степени тяжести, а также результаты проведенной с этими детьми профориентационной работы..

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наумов Александр Анатольевич

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье приводятся данные исследования особенностей выбора профессии подростками, страдающими спастическими формами церебрального паралича легкой и средней степени тяжести, а также результаты проведенной с этими детьми профо-ориентационной работы.

This article is supplied with the results of the following investigations: the abilities to choose the profession of the disabled teenagers with spasmodic forms of cerebral palsy in its initial and advanced levels; the results of the work, aimed at defining the disabled teenagersэ professional orientation.

Профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда (Е. М. Ста-робина). Следовательно, это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности. Данной точки зрения придерживались в своих исследованиях Ш. Бюлер, Э. Гинсберг, Д Сьюпер, Х. Хейвигхерст.

Э Гинсберг выделил следующие стадии процесса профессионального выбора: стадию фантазии (до 11-летнего возраста), гипотетическую стадию (от 11 до 17 лет), реалистическую стадию (от 17 лет и старше). Е. М. Старо-бина с соавторами определяет следующие этапы профориентации: предварительный, диагностический, формирующий.

Итак, согласно мнению психологов, существуют предшествующий профессиональной ориентации период, направленный на формирование у ребенка общетрудовых умений, позитивного отношения к труду, интереса к профессиональной деятельности; период непосредственного выбора профессии, предполагающий примерное определение вида профессиональной деятельности; и наконец, период профессионального самоопределения и коррекции профессиональных планов. Некоторые авторы (Д. Сьюпер, Х. Хейвигхерст) выделяют также этап профессионального становления, когда работники стараются занять прочное положение в выбранной ими профессиональной сфере и совершенствовать свои профессиональные навыки; этап сохранения достигнутого -стремление сохранить завоеванные на профессиональном поприще позиции; этап спада, предшествующий окончанию профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что возрастные границы этапов профессионального выбора, согласно Э. Гинсбергу, условны и могут меняться в зависимости от социальной ситуации.

Проанализировав различные точки зрения относительно этапов периодизации профессионального выбора, мы опираемся на позиции Э. Гинсберга и Е. М. Старобиной как наиболее приемлемые для нашего исследования.

Рассмотрим этапы профориентации, выделяемые Е. М. Старобиной и соавторами.

На первом этапе - предварительном - решаются следующие задачи:

• формирование установок на труд и позитивного отношения к труду;

• развитие общетрудовых качеств и навыков;

• определение базовых ценностей, норм и правил поведения;

• выработка адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.

Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, когда ребенок обретает способность к рефлексии.

Второй этап - диагностический - предусматривает выявление индивидуальных особенностей, склонностей к освоению определенных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профессиональный отбор, который осуществляется на основании объективных диагностических данных.

Третий этап - формирующий - предполагает:

• развитие установок и мотиваций на соответствующие индивидуальным особенностям виды трудовой деятельности;

• формирование качеств, способствующих успешности в предпочтительных видах труда;

• сглаживание и ликвидация неадекватных установок к предпочтительным видам трудовой деятельности;

• содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Проведение профориентации на всех этапах учитывает и охватывает следующие направления: клиническое, психофизиологическое, психологическое, педагогическое и социальное. Работа по этим направлениям должна проводиться особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе - предварительном - в соответствии с вышеобозначен-ными задачи данного этапа мы выясняли уровень осведомленности о мире профессий, существование будущего профессионального плана у детей и их родителей, мотивацию к тому или иному профессиональному выбору, а также наличие установок на труд.

По данным психологического обследования, у детей слабо выражены установки на труд. По нашему мнению, это связано с нарушениями семейного воспитания, которое в большинстве своем протекает по типу гиперпротекции.

Результаты первых двух этапов исследования позволяют утверждать, что дети с ДЦП недостаточно информированы о мире профессий, неясно представляют себе тот или иной вид профессиональной деятельности. Согласно диагностическим данным, профессиональный выбор у большинства детей либо не сформирован, либо неадекватен по медицинским показаниям. Следовательно, в программу необходимо включить следующие направления: про-финформирование, способствующее расширению знаний о мире профессий; профконсультирование и коррекцию профессионального выбора, помогающие ребенку осуществить адекватное профессиональное самоопределение. Подобные подходы к выбору профессии представлены в работах Н. С. Пряж-никова, Е. М. Старобиной, А. П. Чернявской.

На третьем этапе мы формировали у детей профессиональный выбор, адекватный их возможностям, и повышали уровень мотивации к показанным видам деятельности. Мы столкнулись с трудностями следующего характера:

• из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляют тот или иной вид профессиональной деятельности;

• зачастую дети и родители убеждены в необходимости получения престижной профессии, например бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно усложнить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами;

• дети и родители затрудняются в составлении профпланов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию;

• дети и родители болезненно воспринимают предложение коррекции их профпланов, поскольку не знакомы с особенностями заболевания.

Учитывая все эти трудности, мы считаем необходимым активное включение родителей в процесс профессионального выбора.

В профориентационной работе мы руководствовались следующими принципами:

• принцип сознательности в выборе профессии, который выражался в стремлении ребенка осуществить выбор профессии самостоятельно, опираясь на свои личностные потребности и мотивы;

• принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям ребенка; в этом случае он осознает реальное состояние своего здоровья, имеющиеся ограничения, трезво оценивает свои возможности в данной профессиональной деятельности;

• принцип активности: ребенок активен в профессиональном выборе, стремится больше узнать о профессиях, но при этом прислушивается к советам окружающих (друзей, родителей, педагогов);

• принцип развития: ребенок осознает свои перспективы, а также требования, трудности и условия труда в этом виде профессиональной деятельности, однако смотрит на профессиональное будущее с оптимизмом;

• принцип взаимодействия с ближайшим окружением: родители и педагоги помогают ребенку осуществить адекватный профессиональный выбор, поддерживают его в процессе профориентации, помогают в написании и коррекции профессионального плана;

• принцип комплексного подхода в профориентации, который заключается в привлечении к данному процессу различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и т. д.).

Профориентационная работа, к которой были подключены социальный педагог, педагог-психолог, врач-специалист, педагог-дефектолог, проводилась на базе Центра научно-технического творчества г. Березники Пермского края и включала в себя следующие направления:

3. Корректирование: коррекция мотивов выбора профессии и профессиональных планов, подключение к этому процессу родителей; выбор пути получения образования и профессии; ориентация некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий; проведение для старшеклассников мероприятий по повышению самостоятельности, самодисциплины и самоорганизации в учебной деятельности (по рекомендациям В. Н. Касаткина), так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении.

В течение трех лет (2002-2005 гг.) сознательный адекватный выбор профессии был сформирован у 21 чел. (67,7%), из них 12 интеллектуально сохранных и 9 - с нарушениями интеллекта. Остальные 10 чел. (32,3%), из них 7 с нарушением интеллекта и 3 интеллектуально сохранных, либо не выбрали профессию, либо отрицательно относятся к дальнейшему профессиональному обучению и трудоустройству. Из 21 ребенка поступили: в обычный вуз на заочное отделение - 3 чел.; в специализированный институт-интернат для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2 чел.; в обычные средние профессиональные учебные заведения - 3 чел.; в специализированный техникум-интернат - 1 чел.; в обычные учреждения начального профес-

сионального образования - 5 чел.; в специализированное профтехучилище -5 чел. (поступление по окончании школы VIII вида).

К настоящему времени из 19 детей трудоустроились 5 чел., 3 чел. не смогли трудоустроиться, но являются активистами местного отделения Всероссийского общества инвалидов, 3 чел. заканчивают вуз, 5 чел. не могут трудоустроиться, но активно ищут работу, 1 чел. временно не работает по семейным обстоятельствам, 2 чел. не желают работать по различным причинам.

Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. К особенностям профессиональной мотивации подростков, страдающих спастическими формами церебрального паралича, относятся неопределенность в выборе профессии, неспособность аргументировать свой выбор, инфантильность в профессиональном самоопределении и т. д.

2. Из-за несколько ограниченных знаний об окружающем мире дети имеют достаточно неопределенное представление о мире профессий, что негативно сказывается на их способности к профессиональному самоопределению.

3. Профориентационная работа с молодыми инвалидами, страдающими ДЦП и имеющими сохранный интеллект, должна существенно отличаться от профориентации здоровых детей, а также детей, имеющих только нарушения интеллекта (по данным Е. М. Старобиной).

4. Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, следует проводить начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта деятельность должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

5. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс и различных специалистов, и родителей.

6. Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации.

7. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

8. На основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

9. Целесообразно введение в учебный процесс старшеклассников элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем сделает получение профессионального образования более эффективным, особенно при заочном обучении.

10. В старших классах общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном

обучении, на основе данных профориентации рекомендуется введение элементов профильного обучения.

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

2. Коркунов В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Свердловск, 1990.

3. Коркунов В. В. Организация и содержание трудового воспитания во вспомогательной школе: Метод. рекомендации. - Свердловск, 1986.

4. Методические указания по профессионально-трудовому обучению во вспомогательной школе / Под ред. С. Л. Мирского. - М., 1980.

5. Методика профориентации при умственной отсталости: Метод. рекомендации / Под ред. Е. М. Старобиной. - СПб.: ЭКСПЕРТ, 2005.

6. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. - М.: Медиздат, 1962.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.; Воронеж, 1996.

8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2000.

9. Формы профессиональной ориентации детей-инвалидов: Метод. рекомендации / Сост. С. А. Стеценко, А. Г. Рябоконь, Е. М. Старобина, А. В. Матвеева. - М., 1997.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

11. Чернявская А. П. Психологическое консультирование при профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001.

12. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 272 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.