Программа инклюзивного образования детей с дцп

Муниципальное образовательное учреждение

«Обучение и социализация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Г.Каменногорск

«Обучение и социализация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа ориентирована на достижение социального равенства в получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, интегрированного образования и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Программа предназначена для учителей, тьюторов, медицинских работников, закрепленных за образовательным учреждением, учащихся и их родителей.

При реализации данной Программы образовательное учреждение дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни, развитие способностей, необходимых для общения, позволит создать условия в школьном сообществе толерантного отношения к детям с разными возможностями.

Исполнители экспериментальной работы

Директор школы Любовь Леонидовна Зырянова

Заместитель директора по УВР Бойцова Надежда Алексеевна

Заместитель директора по УВР Валентина Петровна Леонтьева

Научный руководитель эксперимента

Масштаб экспериментальной деятельности

Эксперимент рассчитан на 3 года

Содержание_____________________________________________________

1. Название программы стр. 4

2. Актуальность программы стр. 4-5

3. Цель программы стр. 5

4. Задачи программы стр. 5-6

5. Ожидаемые результаты программы стр. 6

6. Гипотеза стр. 6

7 Краткое описание программы стр.7-9

8. План мероприятий по реализации программы стр.10-15

9. Перспективы развития программы стр.16

10. Смета и источники финансирования программы стр.17-18

2. Актуальность программы.

По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Из них 382,5 тыс. в 2003/2004 учебном году посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа. 254327 детей обучались в 1956 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа обучались 26433 умственно отсталых ученика, 171966 учеников с задержкой психического развития, 5854 ученика с недостатками физического развития.

За последнее десятилетие в системе специального образования произошли следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии наблюдается сокращение контингента учеников и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь,

прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

Каждый человек способен чувствовать и думать

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

Все люди нуждаются друг в друге

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

3. Цель программы.

4. Задачи программы:

Создать компьютерную базу данных о детях с ОВЗ.

Разработать индивидуальные программы (образовательные маршруты) для детей с особенностями в развитии.

Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Создать систему мониторинга детей с ОВЗ.

Установить содержательное взаимодействие с социальными партнёрами

Ожидаемые результаты:

Создано образовательное пространство детей с ОВЗ.

Создана система психолого-педагогического сопровождения.

Овладение детьми с ОВЗ ключевыми компетентностями.

Определена положительная динамика вовлечённости родителей в процесс обучения и воспитания их детей.

Создана сеть информационного взаимодействия по проблемам инклюзивного образования.

Предполагаем, что обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве позволит им включиться в образовательную среду, реализовать свои способности и адаптироваться в современном обществе.

Реализация программы будет способствовать формированию коммуникативной компетентности детей с ОВЗ, повышению квалификации педагогических кадров.

Программа позволит создать условия в школьном сообществе толерантного отношения к детям с разными возможностями, популяризировать идею обеспечения равных прав всех детей.

Краткое описание программы

На сегодняшний день в школе обучается по справкам 98 детей, том числе 80 обучающихся по общеобразовательным программам специального (коррекционного) ОУ – VII вида, 4 – VIII вида, 12 детей – обучаются на дому, из них -7 инвалидов. В школе функционируют 3 класса специального (коррекционного) ОУ – 33 человека.

обучающие семинары по инклюзивному образованию для учителей школы;

запланировано открытие ресурсной комнаты для детей с особыми образовательными потребностями;

обучение заместителей директоров школы Бойцовой Н.А. и Леонтьевой В.П. на курсах на базе ЛОИРО с целью ознакомления и обмена опытом в области инклюзивного образования и экспериментальной деятельности ОУ;

Реализация проекта позволит продолжить уникальный процесс развития инклюзивного образования в школе. Продолжительность проекта – 3 года (январь 2009 года – декабрь 2012 года), он имеет долгосрочную перспективу развития. Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети с инвалидностью, родители детей и педагоги. В ходе реализации проекта планируется создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями и их практическое использование в образовательном процессе. В силу того, что в школе из общего числа детей-инвалидов, обучающихся на разных ступенях, 3 учащихся имеют диагноз ДЦП, то необходимо переоборудовать их рабочие места, приобрести специальную мебель, приспособленную для данной категории учащихся.

Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации преподавателями.

Необходимым условием успешной реализации проекта является его методическое обеспечение: приобретение необходимой литературы по инклюзивному образованию, обучающих фильмов, программного обеспечения, дидактического материала для работы с детьми.

Ресурсную комнату школы для детей с ограниченными возможностями необходимо оборудовать компьютером для того, чтобы дети-инвалиды могли

использовать в процессе обучения различные адаптированные компьютерные образовательные программы, обучающие игры. В ресурсной комнате предполагается проведение индивидуальных занятий, релаксация обучающихся.

В данной статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, а также проблемы взаимодействия детей с нормой развития и детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения. Обоснованы положительные стороны включения детей с ДЦП в инклюзивное образование.

Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности

The inclusion of children with cerebral palsy in inclusive classes orientation

Сырвачева Л. А., Зазулина В. В.

Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева,

г. Красноярск

Sirvacheva L. A., Zazulina, V. V.

Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva,

the city of Krasnoyarsk

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, а также проблемы взаимодействия детей с нормой развития и детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения. Обоснованы положительные стороны включения детей с ДЦП в инклюзивное образование.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, инклюзивное образование.

Abstract: This article considers the problems of inclusive education at the present stage of development of society and problems of interaction of children with normal development and children with cerebral palsy in the conditions of inclusive education. Justifies the positive side the inclusion of children with cerebral palsy in inclusive education.

Key words: cerebral palsy, inclusive education.

В настоящее время увеличивается количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 января 2013 года с диагнозом детский церебральный паралич зарегистрировано 6991 тыс. детей в возрасте от 0-14 лет и 657 детей в возрасте от 15-17 лет. Частота появления больных с ДЦП от 4 до 4,7 на 1000 детей [7]. В России нет единой базы учета детей с ДЦП и его последствиями, и оценить возможные масштабы реального количества инвалидов такой категории крайне сложно.

При диагнозе ДЦП у детей наблюдаются различные двигательные нарушения. По данным Л. М. Шипицыной, И. И. Мамайчук детский церебральный паралич объединяет группу синдромов, которые возникают вследствие повреждения мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от различных причин на ранних стадиях внутриутробного раз­вития плода и при родах. Основным нарушением при ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задерж­кой развития и неправильным развитием статокинетических реф­лексов, патологией тонуса, парезами [6].

При детском церебральном параличе наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. [2]. В некоторых случаях у детей с детским церебральным параличом наблюдаются серьезные интеллектуальные нарушения - умеренная и тяжелая степени умственной отсталости.

Согласно теории культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского, развитие специфических человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи возможно только в общении, в определенных социальных условиях жизни [1]. Создав для ребенка с детским церебральным параличом благоприятные условия развития, можно помочь ему достичь определенных успехов, преодолеть или нивелировать некоторые нарушения в его развитии. Обучение в инклюзивном классе, даст возможность ребенку с ДЦП адаптироваться к социальной среде, наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для общего развития. Способность детей полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности, свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации тесно связана с возможностью взаимодействовать со своими сверстниками, другими детьми, социальным окружением. Общение имеет важное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с интеллектуально развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества [4]. В процессе обучения среди нормально развивающихся сверстников у детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и у детей с ДЦП, формируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, базовые учебные действия [1].

Результаты наблюдений Г. Алферовой, И. Гилевич, В. Гудонис, И. Тиграновой, В. Сводиной, Н. Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, нуждающихся лишь в помощи, особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы. Ученики в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного, что способствует гуманизации взаимоотношений детей. И хотя интеграция детей с ОВЗ (например, с нарушением опорно-двигательного аппарата) не получила в настоящее время широкого распространения, ее эффективность уже доказана отечественными исследователями [3]. Правильно организованная работа в инклюзивном пространстве, а также ранняя подготовка всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей к принятию в своем окружении ребенка с детским церебральным параличом, или с другой особенностью в развитии, будут способствовать развитию таких качеств, как гуманность, толерантность, готовность прийти на помощь у детей с нормой развития, их родителей, педагогов и другого персонала образовательного учреждения.

Однако существует и ряд проблем, которые затрудняют процесс образования детей с детским церебральным параличом в инклюзивном классе. Одной из таких проблем является взаимодействие детей с особыми потребностями и их нормально развивающимися сверстниками. Исследования взаимоотношений детей с ДЦП и детей с нормой развития в нашей стране не проводилось. В то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет. По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение детей с нормой развития к детям с особыми потребностями в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над тем, у кого есть определенные отклонения [6]. В процессе взаимодействия таких детей возникает эмоциональная напряженность, контакт носит неравномерный характер, и устанавливается очень медленно. Дети, не имеющие проблем в развитии, настороженно, или даже негативно, относятся к детям с детским церебральным параличом. Это обусловлено неготовностью детей принять в свой коллектив ребенка с особыми образовательными потребностями.

В данной ситуации особенно тяжело детям с ДЦП. Заболевание ДЦП само по себе осложняет пребывание детей в среде нормально развивающихся сверстников, они приковывают взгляды людей, чувствуют напряженность. В отличие от своих сверстников, им тяжело заниматься в течение 45 минут на уроке без перерыва, им сложнее даются задания, которые остальными детьми выполняются легко и т.д. Помимо всего прочего, эти дети, в условиях инклюзии, оказываются в меньшинстве. Согласно Санитарным правилам и нормам, в классе в условиях инклюзии может находится не более двух обучающихся с ДЦП. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся – не более 20 обучающихся, при 2 – не более 15 обучающихся [8].

За рубежом многие из перечисленных проблем уже решаются. Так, для облегчения учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями во многих европейских странах создана ставка тьютора. В нашей стране тьюторство только набирает свои обороты. Тьютор должен сопровождать ребенка с ДЦП в течение всего дня, помогать создавать благоприятную атмосферу при взаимодействии детей, создавать условия для эффективной социализации ребенка с ДЦП. Во время урока, тьютор сидит с ребенком за одной партой. Если у ребенка возникают трудности в понимании материала, то тьютор помогает разобраться, либо ребенку дается материал на дом, чтобы он смог разобрать его с родителями.

Для облегчения процесса обучения, для детей с ДЦП должны создаваться адаптированные программы обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) начального общего образования (НОО) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с НОДА. Данная программа должна учитывать особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Для учащихся с ДЦП имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость или тяжелые и множественные нарушения развития должны создаваться специальные индивидуальные программы развития (СИПР).

Еще одной проблемой, которая требует разрешения, является отсутствие материально-технического обеспечения. В школах необходимо устанавливать пандусы, лифты, специальные туалеты, поручни и прочее. Все это требует не малых материальных затрат, однако является необходимым условием для пребывания ребенка с ДЦП в школе. Существует также необходимость в создании кабинета психологической разгрузки и релаксации для детей с ДЦП.

Как мы видим, существует множество проблем, не позволяющих на данном этапе включить детей с детским церебральным параличом в условия инклюзивного образования, однако необходимо работать в этом направлении, обращать внимание общественности на существующие проблемы и побуждать действовать в сторону их разрешения.

Список литературы:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2003. - 197 с.

Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л. А. Сырвачева // Школьный логопед. - 2014. - № 4. – С. 58-72.

Сырвачева, Л. А., Шевцова А. В. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л. А. Сырвачева, А. В. Шевцова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 120 с.

Тимохина, Т.В. Инклюзивное ориентированное образование / Т. В. Тимохина // Перспективы науки и образования. – 2014. - №5 (11). – С. 62-64.

Шипицына, Л. М., Мамайчук, И. И. Детский церебральный паралич : хрестоматия / сост. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И.- СПб., 2003. - С. 78-115.

Система обучения детей с детским церебральным параличом в России

Латынь- include -заключаю, включаю, вовлекаю

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

ДЦП церебральный паралич когнитивный психологический

Создание специализированных школ обусловлено реальной потребностью - более тысячи детей в возрасте от 6 до 18 лет нуждающихся в особых условиях и методиках обучения.

Цель создания таких школ - восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом специализированных школ для детей с ДЦП: изучение психофизических особенностей детей с детским церебральным параличом; изучение возможностей их бытовой, учебной и социальной адаптации, выявление трудностей и причин, их обуславливающих; разработка системы психолого-педагогической поддержки учащихся на разных возрастных этапах; содержание специальных занятий по коррекции нарушенных функций, обоснование вариативности форм учебно-воспитательного процесса; разработка специальных учебных планов, адаптирование программного материала по основным предметам.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей. Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

-я ступень - основное общее образование (6 лет);

-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом. Но специалистам необходимо психологическое обеспечение компенсаторного обучения. Так следует отметить, что успешность обучения по этой системе возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психологического обеспечения. Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Раннее лечение - один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования

Аннотация. Автором статьи показаны особенности учебной работы при изучении математики детей с ДЦП в условиях общеобразовательной школы.Выделены трудности обучения математикедетей с ДЦП и обозначены методы, приёмы и средства, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения.Ключевые слова:интегрированное (инклюзивное) образование,особенности детей с ДЦП,проблемы при изучении математики.

Актуальностьразвития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья. Институционная (в специальных учреждениях) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. Образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, если они будут более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии интегрированного (инклюзивного) образования, в основе котороголежат следующие принципы: дети ходят в ближайшую школу; методология предусматриваетподдержку в обучении детей с различными способностями; дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Трудности обучения таких детейобусловлены целым рядом причин:

нарушениямимоторной координации,зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций.Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитываяразныйуровеньподготовленности учащихся. На уроках математики обучающиеся с ДЦП испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпомвыполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.Некоторыене могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений.Авторскийпедагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенкуинвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.Для формирования математических умений и навыков используетсякомплекс педагогических методов, приемови средств:

Математика2011/2012 (5 класс)2012/2013 (6 класс)Качество 64%70%Обученность100%100%

Алгебра2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 63%71%Обученность100%100%

Геометрия2013/2014 (7 класс)2014/2015 (8 класс)Качество 55%63%Обученность100%100%

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что организация процесса обучения математике учащихся с ДЦП будет более эффективной, если продумывать и подбирать методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии, индивидуальный подход к детям.

  • Введение
  • Понятие и содержание инклюзивного образования
  • Методические рекомендации к разработке программ для детей с ОВЗ
Из серии: Библиотека логопеда (Сфера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации (С. Ю. Танцюра, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие и содержание инклюзивного образования

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Из этого следует, что инклюзивная форма обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение).

Таким образом, инклюзивное (интегративное) образование – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех (в плане приспособления к нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями).

Однако следует отметить ряд факторов, мешающих введению инклюзии в образовательные учреждения:

– организация инклюзивного образования во всех субъектах Российской Федерации требует привлечения в образовательные организации (ОО) большого числа специалистов (дефектологов, логопедов);

– неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ, в первую очередь – дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

– толерантное отношение населения РФ к детям-инвалидам находится на стадии формирования, т. е. наблюдается психологическая неготовность общества относиться к детям с ОВЗ как к его полноправным членам.

Однако, как показывает практика последних лет, стала активно проводиться работа по созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной среде. Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

В соответствии с требованиями ОО должна создавать адаптированные основные образовательные программы (АООП) с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.

В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с ОВЗ представлены:

• пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся;

• планируемые результаты освоения обучающимися АООП ОО;

• система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП ОО;

– программа формирования базовых учебных действий,

– программы учебных предметов, курсов,

– программа нравственно-патриотического развития,

– программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

– программа коррекционно-развивающей работы,

– программа внеурочной деятельности,

– учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (примерный календарный учебный график);

• условия реализации основной образовательной программы (ООП):

• варианты обучения в инклюзивном пространстве:

Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать ОО. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по АООП организуется на дому или в медицинских организациях.

Также администрацией ОО должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.

При сопровождении ребенка в школе применяются следующие формы коррекционной работы:

– комбинированная – дети с уровнем психофизического, интеллектуального и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, по 1–2 чел. обучаются в обычных классах и получают систематическую коррекционную помощь педагога-дефектолога и психолога;

– частичная – дети (1–2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня или неполную рабочую неделю в классе нормально развивающихся сверстников;

– временная – вне зависимости от уровня психофизического, интеллектуального и речевого развития и навыков самообслуживания дети ОВЗ объединяются со здоровыми детьми 1–2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Родители должны знать и понимать, что:

– инклюзия будет эффективна в полной мере только для тех детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического, интеллектуального и речевого развития соответствуют возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1–2 чел. включаются в обычные классы образовательного учреждения (организации));

– общеобразовательные организации (детские сады, школы) не имеют коррекционного направления, и родители должны быть проинформированы администрацией об этом;

– родители могут присутствовать в школе (классе / группе детского сада) на усмотрение администрации;

– родители должны нести ответственность наравне со специалистами за составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду сопровождается поддержкой психолога и педагога (тьютора). Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в отечественном образовании. Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это – особая исторически сложившаяся педагогическая позиция. Тьютор сопровождает процесс индивидуального обучения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования. В инклюзивном образовании тьютор – специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора – помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители детей с ОВЗ.

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Это положение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).

• Посещение образовательной организации детей с ОВЗ вместе с детьми без нарушений (включение в группы ДОО, в класс).

• Надомное обучение (сочетание занятий дома и в школе).

• Дистанционное обучение (если нет противопоказаний к работе с компьютером). Сначала родителям предлагается заполнить анкету для дистанционной формы обучения (см. приложение) с целью изучения тех навыков, которыми владеет ребенок с ОВЗ.

• Инклюзивное образование – новая, недостаточно изученная форма обучения, трудно представить инклюзию в ОО (детском саду, школе).

• Инклюзивное образование предполагает изменение общего образования: ребенок с ОВЗ оказывается в микро-сообществе непохожих на него детей, он учится социализироваться и общаться.

• Инклюзивное образование требует знаний об особенностях детей с ОВЗ, создания сложной и разнообразной среды, в которой бы ребенок себя реализовал.

• Воспитатель, учитель – основная фигура воспитания и образования (он либо блокирует ситуацию инклюзии, либо преодолевает свои предубеждения, экспериментирует, ищет новые методы, приемы и формы организации занятий с ребенком с ОВЗ).

• При обучении в инклюзивной группе (классе) педагоги должны оказывать поддержку родителям ребенка с ОВЗ.

Дети с ОВЗ испытывают затруднения в общеобразовательной школе:

– они не могут приспособиться к новому темпу школьной жизни;

– у них не сформирована учебная мотивация;

– наблюдаются низкий уровень регуляции поведения, нарушение характера коммуникации со сверстниками и учителем, недостаточность социальной нормативности;

– редко удается составить эффективную индивидуальную программу коррекционного обучения;

– ребенок оказывается в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития (Е. Л. Черкасова).

Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливает их особые образовательные потребности – потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (В. И. Лубовский).

Особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ:

– с нарушением слуха (имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, технических средствах);

– с нарушением речи.

Для развития инклюзивной формы обучения необходимы:

– выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы для инклюзивной формы обучения;

– обязательная профессиональная подготовка учителей для перехода к образовательной инклюзии, подготовка всех участников школьного сообщества;

– вовлечение в процесс развития инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов системы специального образования и других заинтересованных участников;

– использование потенциала ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта специальной школы;

– взаимодействие учителей, специалистов и родителей в инклюзивном пространстве (табл. 1).

– создание индивидуальных образовательных программ;

– гарантированную систематическую специальную помощь.

Предмет этого стандарта – образование, которое должно быть развивающим, образовывающим, социализирующим. Выделяют четыре варианта инклюзивного образования.

• Первый вариант – цензовый уровень:

– ребенок полностью включен в инклюзивное пространство;

– осваивает основную образовательную программу.

• Второй вариант – цензовый уровень:

– упрощение программы по времени, но программу осваивает;

– повседневные контакты со здоровыми сверстниками;

– поэтапная помощь ребенку.

Взаимодействие со специалистами, учителями и родителями

• Третий вариант – нецензовый уровень:

– обязательное условие – организация специального обучения и воспитания;

– упрощенность программы, упрощение среды;

– расширение жизненного опыта, социальных контактов.

• Четвертый вариант – индивидуальный уровень:

– определение уровня обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка с ОВЗ;

– среда и рабочее место;

– социальное развитие ребенка (расширение жизненного опыта).

Коррекционная работа выстраивается на основе индивидуальной образовательной программы. Сначала необходимо заполнить данные о ребенке с ОВЗ. Ниже представлена карта учащегося с ОВЗ.

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, школа (класс), заключение ПМПК (если имеется в личном деле).

2. Нарушения / тип отклоняющегося развития: ЗПР, ОДА, РДА, нарушения зрения, слуха, речи и др.

3. Характеристика образовательного процесса: класс компенсирующего обучения, интегративный / инклюзивный класс.

4. Режим посещения: надомная форма обучения, дистанционная форма обучения, частичная интеграция (указать, какие предметы ребенок с ОВЗ посещает, какие не посещает).

5. Сопровождение ребенка в процессе обучения в классе / в школе обеспечивается:

– родителями / законными представителями;

6. Создание специальных условий в школе: безбарьерная среда, рабочее место для ребенка с ОВЗ, техническое оснащение (если нужно).

7. Разработка ИОП (ИОП должна быть согласована с родителями / законными представителями, подписана ими).

8. Оказывается ли ребенку психолого-педагогическая помощь на базе специального (реабилитационного, коррекционного и др.) центра, какими специалистами (договором между школой и центром).

Дифференцированный подход учитывает индивидуальные специфические особенности детей с ОВЗ, в связи с этим существует необходимость во внедрении новой инновационной модели по составлению индивидуальной программы. ИОП создается на основе ФГОС детей с ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2012).

Подготовительный этап: определение категории детей с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, методического оснащения.

Основной этап: организация и механизм реализации работы, описание специальных требований к программе.

Заключительный этап: доработка программы, ее обсуждение всеми специалистами.

– пояснительная записка (нормативно-правовая база, особые образовательные потребности);

– принципы (дидактические, специальные);

– цель (развитие, активизация ресурсов);

– задачи (обеспечение сетевого взаимодействия, комплексный подход);

– механизм реализации программы (формы деятельности: урочная, внеурочная, дополнительное образование);

– методическое обеспечение (дидактические материалы, средства обучения) (табл. 2).

Методическое обеспечение индивидуальной образовательной программы

Концепция программы построена на модели социализации ребенка с ОВЗ, его педагогической поддержке в образовательном пространстве. Ребенок осваивает ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми; становится менее отгороженным, более направленным на социальную жизнь.

  • Введение
  • Понятие и содержание инклюзивного образования
  • Методические рекомендации к разработке программ для детей с ОВЗ
Из серии: Библиотека логопеда (Сфера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации (С. Ю. Танцюра, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.