Программа по арт-терапии для детей с дцп

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Для максимального эффекта реабилитации детей с ДЦП необходима планомерная каждодневная работа. Ниже предлагаются несложные арт-терапевтические коррекционно-педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

7 Подготовительный этап

На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д.). Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно-двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета.

Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой.

Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно.

Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя

и расслабление мышц рук

Принять удобную позу; если ребенок может, сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Чтобы плавно танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Нужно прежде научиться

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно:

Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Тебе неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай, как я. Спокойно. Вдох — выдох.

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением.

(Сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем —

Легко приподнять и уронить

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Представь себе, что мы — олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твердыми. Трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быст 9 ро опусти руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно, вдох — выдох.

Посмотрите: мы — олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих. Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнения на расслабление мышц шеи

Любопытная Варвара

1) Поверни голову влево, постарайся сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогай шею справа: мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Теперь также — в другую сторону. Вдох — выдох.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

2) Теперь подними голову вверх. Посмотри на потолок. Сильнее откинь голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох — выдох.

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена,

3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох —выдох.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись.

Шея не напряжена,

Контрастные ванночки

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Воздействие холодом способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Возможно воздействие льдом, холодной водой, контрастное попеременное воздействие холодом и теплом. Самый простой способ — контрастные ванночки. В одну миску наливают горячую воду с морской солью (столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую — холодную. Ребенок на несколько секунд опускает попеременно руки в миски, начиная с горячей и заканчивая холодной водой.

Полезно также делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.

Предлагаем комплекс для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой:

Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

Круговые повороты кисти, прокручивание при фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);

Сгибание кисти вправо-влево;

Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

Вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

Сгибание пальцев в кулачок (большой палец сверху); затем каждый палец разгибается отдельно;

Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;

Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка;

Поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;

Разминание каждого пальца вверх-вниз; отведение и приведение всех пальцев;

Сгибание пальцев по фалангам;

Расслабление кисти потряхиванием (при этом нужно фиксировать руку ребенка у локтя);

Похлопывание кистью ребенка по руке проводящего массаж;

Смыкание пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

Интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между зажатыми двумя пальцами родителя по ногтевой фаланге.

Ребенку с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить самому сделать массаж кистей и пальцев рук. Вот комплекс упражнений:

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует и развитию речи, так как проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно. Выполнение комплекса упражнений в форме игры позволяет вызвать интерес ребенка к пальчиковой гимнастике.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

11-ти модульная обучающая программа online

Полный курс арт-терапии основных особенностей развития у детей

  • Научитесь работать с 11 сложными, но частыми запросами (среди них: агрессия, речевое развитие, ЗПР, ДЦП, РАС, гиперактивность, пищевые расстройства, насилие в семье и др.(весь список изучаемых тем смотрите в программе ниже))
  • Получите 3 сертификата (в т.ч. гос.образца)
  • Станете востребованным специалистом, работающим с запросами, с которыми справится НЕ каждый психолог
  • Сможете помочь большему количеству детей
  • психологов
  • педагогов
  • дефектологов
  • для родителей, столкнувшихся с ситуациями, описанными в программе курса.

Данный курс - наиболее полная программа обучения работе в арт-подходе с детьми с особенностями развития. Чтобы обучение было максимально обширным и глубоким, мы собрали опытных специалистов с многолетней практикой и достижениями. Впервые у вас появилась возможность получить максимум знаний и рабочих техник арт-терапии по большинству особенностей развития.

Внимание! Если вас интересует только определенный модуль из курса, то вы сможете его приобрести по стоимости 900 гривен. Вы получите запись модуля сразу после покупки.
(Обращаем ваше внимание! Сертификаты возможно получить только при прохождении полной программы)


  • Что такое детская агрессия.
  • Диагностика детской агрессии.
  • Виды и специфика проявления в разных возрастах. Коррекция методами арт-терапии.

  • Международные стандарты понимания особых образовательных потребностей в обществе
  • Инклюзивное образование:основные принципы и понятийный аппарат
  • Новые законодательные инициативы в подходах к обучению и развитию детей с особыми образовательными потребностями
  • Основные направления работы психолога в процессе сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде


Модуль 2

  • Этапы формирования речевого развития детей, нарушения в возрастных периодах и их последствий.
  • Выраженные вторичные психологические особенности детей с речевыми нарушениями
  • Условия подбора материалов и арт-техник в работе с детьми данной категории.

  • Способы самовыражения для детей с речевыми нарушениями.
  • Направления и техники арт-терапии, подходящие для использования в работе с речевыми нарушениями.


  • Трудности педагогов и психологов в работе с детьми с ЗПР.
  • Преимущества арт-терпевтических и арт-педагогичеких практик в работе с детьми данной категории.
  • Графические арт-техники для выявления ресурсов в развитии у детей с ЗПР.


Модуль 4

  • Особенности состояния детей, столкнувшихся с физическим или сексуальным насилием.
  • Особенности работы и подбор техник для работы с детьми данной категории.
  • Основные сложности, с которыми столкнется психолог, работая с детьми, находящимися в сложных семейных ситуациях.


Модуль 5

  • Теоретические аспекты РАС и применение арт-терапевтических методов.
  • Базовая структура арт-терапевтических занятий, методами организации терапевтического пространства.
  • Критерии уровня развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

  • Как подбирать направления арт-терапии, изобразительный материал и техники, с учетом возможностей ребенка.
  • Арт-терапевтический подход для помощи семьям воспитывающих детей с РАС.
  • Представление результатов эффективной работы для социализации детей с РАС в разных направлениях арт-терапии.


Модуль 6

  • Отличие ребенка со здоровой активностью и ребенка с гиперактивностью.
  • Принципы написания коррекционной программы под индивидуальные потребности семьи.
  • Арт-терапевтические техники для коррекции импульсивности, нормализации ритмической активности, техники, которые учат преодолевать трудности и развивать силу воли.

  • Правила подбора наиболее эффективных методик для работы с гиперактивными детьми. Работа в индивидуальном и групповом форматах.


Модуль 7

  • Понятие синдром Дауна, "олигофрения" по медицинским и психологическим определениям.
  • Основные потребности, трудности детей. Практические инструменты для коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна, олигофрении.
  • Основные задачи в коррекционно - терапевтической работе с детьми для их социализации, укрепления веры в себя и в свои возможности

  • Теоретические и практические инструменты для более гармоничного развитие ребенка и его самореализации
  • Техники для развития позновательных способностей у детей с синдромом Дауна и олигофрении.
  • Техники работы с навыками самоконтроля и с эмоциями.
  • Методы работы с семьей, воспитывающих ребенка с олигофернией и с синдромом Дауна.


Модуль 8

  • Что такое энурез для ребенка и для родителей.
  • Виды, классификация, причины, симптомы энуреза.
  • Как построить арт-сессию в работе с ребенком по данной проблеме.

  • Возможности арт-терапии как метода коррекции в работе с энурезом.
  • Наиболее эффективные практики и направления арт-терапии для работы с детьми с энурезом.


Модуль 9

  • Техники арт-терапии в работе с людьми с РПП.


Модуль 10

«Коррекционно – терапевтическая работа с детьми с ДЦП

  • Понятие и формы ДЦП. Методы коррекционной работы детей ДЦП с целью лучшей адаптации в обществе, повышения их веры в себя, развития мелкой, крупной моторики, расширения кругозора, обогащения навыков ухода за собой, через развитие моторики и координации.
  • Основные трудности, возникающие в коррекционно- терапевтической работе.


Модуль 11

  • Работа с ожиданиями приёмных родителей.
  • Виды сложностей в работе с приёмных детьми.
  • Что такое "разорванный рост".

  • Техники арт-терапии в работе с приемными детьми.

Внимание! Для всех специалистов помогающих профессий мы рекомендyем проходить полное обучение, включающее в себя все 11 модулей программы с дальнейшей сертификацией

Монтессори терапевт, терапевт сенсорной интеграции, арт-терапевт, 9 лет опыта работы с детьми с особенностями развития в Европе, пять лет руководитель инклюзивного Монтессори сада.

" data-img-class="lazyload" data-src="https://fs-th03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/cd87f5642cc68c72b77c292c4b10c20d.jpg/s/f1200x/a/8586/sc/192" >
Юлия Шевченко

Монтессори терапевт, терапевт сенсорной интеграции, арт-терапевт, 9 лет опыта работы с детьми с особенностями развития в Европе, пять лет руководитель инклюзивного Монтессори сада.

Юлия Шевченко

Монтессори терапевт, терапевт сенсорной интеграции, арт-терапевт, 9 лет опыта работы с детьми с особенностями развития в Европе, пять лет руководитель инклюзивного Монтессори сада.

" style="border-radius: 16px !important; box-shadow: 0 0 8px 0px #666666; " />

Юлия Шевченко

Монтессори терапевт, терапевт сенсорной интеграции, арт-терапевт, 9 лет опыта работы с детьми с особенностями развития в Европе, пять лет руководитель инклюзивного Монтессори сада.

Пример интеграцию европейского опыта работы с особенными детьми.

В программе встречи:

  • В чем секрет молчания детей с РАС.
  • Какие 7 шагов помогут ребенку заговорить.
  • Как арт-терапия помогает преодолеть поведенческие трудности.
  • Как справиться с тем , что многие творческие материалы недоступны детям с повышенной сенсорной чувствительностью.
  • Арт секреты инклюзивной работы или как ввести особенного ребенка в коллектив здоровых сверстников

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по арт – терапии для детей с ОВЗ.

Павлова Светлана Александровна

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Олы

РМЭ, г. Йошкар-Ола

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в процессе коллективных групповых и индивидуальных занятий.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, что дает возможность коснуться глубинных процессов личности, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека, особенно эмоциональное. Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, они не имеют ограничений и противопоказаний.

Цикл занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости и активизации внутренних ресурсов.

Программа предназначена для занятий с детьми подросткового возраста. Показания к прохождению данного цикла занятий: дети с проблемами адаптации, повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, негативным представлением о себе; дети, переживающие сложные жизненные ситуации.

Цели программы :

2.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Активизация процесса рефлексии, осознания и принятия себя.

Мобилизация ресурсов организма, снятие напряжения.

Количество занятий: 14.

Длительность одного занятия (сессии) составляет 45-60 минут.

Периодичность: 1-2 раза в неделю.

Материалы: бумага (А-4, А-3), краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15), тексты сказок, музыка.

Диагностический комплекс:

Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки.

Методика Люшера М. определяет эмоциональный фон ребенка, т.е. его преобладающее настроение; а также выявляет энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии.

Основные методы арт-терапии, применяемые на занятиях:

2. Изо-терапия. Терапия творчеством оказывает реконструктивное, гармонизирующее воздействие на человека. Творческие возможности тесно связаны с внутренними, самоисцеляющими ресурсами человека. Сам процесс изобразительного творчества или восприятие его результатов влияют на физическое самочувствие человека. В литературе описаны подтверждения относительно значительной вовлеченности разных частей тела в процесс создания изобразительной продукции, а также о существовании тесной связи между состоянием тела и психики на разных этапах изобразительной деятельности.

Этапы работы :

1. Подготовительный . Организационные процедуры, знакомство с материалами, исходная диагностика.

2. Основной (коррекционно-развивающий). Творческая деятельность. Интуитивное познание. Оценка промежуточных результатов.

Задачи этапов :

На 1-м подготовительном этапе (1 – 3 занятие):

- подготовка необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности; знакомство ребенка с материалами;

- установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком;

- помощь в ориентировке ребенка в обстановке, правилах и нормах работы;

- свободная активность перед собственно творческим процессом;

- исходная диагностика, собеседование.

На 2-м основном этапе (4 – 12 занятие):

- поддержание атмосферы взаимного доверия;

-раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем ребенка в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;

- структурирование и организация опыта и поведения, удержание внимания ребенка на деятельности;

- преодоление препятствующих самораскрытию тревоги и сопротивления;

- активизация и раскрытие ресурсов личности, раскрытие и разрешение внутрипсихического конфликта, коррекция отношения к себе и другим;

- оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы.

На 3-м заключительном этапе (13 – 15 занятие):

- открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;

- закрепление полученного положительного опыта;

- планирование участником программы перемен в его жизни;

- оказание помощи участнику в подведении личных итогов;

- оценка результатов программы.

Ожидаемые результаты:

Подросток лучше сознает собственные переживания и эмоциональные состояния.

Наблюдаются проявления идентичности (осознание и принятие себя в физическом и психологическом плане, позитивного самоотношения).

Ослабляются проявления утомления, раздражительности, эмоционального напряжения.

Повышается уверенность в себе; снижается тревожность в ситуациях, предполагающих самовыражение.

Подросток делает самостоятельные попытки в планировании перемен на ближайшее будущее.

Прогнозируемые риски:

- значительные перерывы между арт-терапевтическими сессиями, что снижает терапевтический эффект;

- неготовность родителей и окружающих близких взрослых к изменениям, происходящих в подростке;

- наличие страхов у родителей, влияющих на детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Настрой на работу. Знакомство с пространством и материалами.

Методики диагностического комплекса.

Начальное самораскрытие. Адаптация к процессу арт-терапевтической работы. Стимулирование творческой деятельности.

стаканчик с водой, бумага, музыка.

Продолжение работы, дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления, воображения.

стаканчик с водой, бумага, музыка.

Активизация процесса самопознания, самораскрытия.

стаканчик с водой, бумага, музыка.

Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах).

стаканчик с водой, бумага, музыка.

Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления.

стаканчик с водой, бумага, музыка, трубочка коктейльная.

Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). Активизация ресурсов.

стаканчик с водой, бумага.

Исследование фрагментарного восприятия самого себя. Начать движение к цельному, более положительному взгляду на самого себя.

стаканчик с водой, бумага, музыка, текст для релаксации.

Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

стаканчик с водой, бумага.

Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений.

стаканчик с водой, бумага, музыка, стекло(10х15), шерстяная нить.

Представление и прочувствование себя в разных ролях, осознание и перестройка отношений.

Краски цветные карандаши, кисти,

стаканчик с водой, бумага.

Оценка промежуточных результатов, обзор работ, выполненных за предыдущий период. Развитие рефлексии. Осознание и перестройка отношений.

стаканчик с водой, бумага, музыка.

Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений.

Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры,

Обзор работ. Развитие рефлексии, ощущения собственной значимости.

Оценка и регистрация изменений.

Методики диагностического комплекса.

Все предыдущие работы. Бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручка.

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1980. – 292 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2004. – 144 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

5. Клепикава Р.А. детская ортопедо-травматологическая служба Архангельской области. - Архангельск: Издательский центр АГМА, 1998. – 119 с.

6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. - М.: Психотерапия, 2011. - 128 с.

7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

8. Лебедева Л., Петровичева Ю., Тараканова Н. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании //Школьный психолог. - 2005. - № 15. - С. 2 - 47.

9. Петкевич О. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях //Школьный психолог. - 2008. - № 12. - С. 11-16; № 13. - С. 9 - 11.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

12. Родионов В. Психология здоровья // Школьный психолог. - 2007. - № 17. - С. 39 - 42.

13. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Приложение 1.

Консультативная карта.

Возраст _______ Класс _____ Дата рождения _______________

Дата 1-й консультации________

Краткая запись обращения (жалобы) __________________________________

Запрос (какой помощи ждет) ___________________________________________

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.