Программа по ручному труду для детей с дцп


В программе кратко описана работа инструкиора по труду с детьми с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
programma.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре, невозможно решать без опыта участия детей в труде.

Овладение ребенка любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний. Трудовых умений и навыков.

Одновременно труд предъявляет к ребенку разносторонние требования и поэтому является важным условием и средством развития, социальной реабилитации.

На занятиях по трудотерапии идет формирование готовности положительного отношения детей непосредственно к трудовой подготовке, а также трудотерапия. Этот этап работы предполагает проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана.

Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции. Осуществляется также социально – бытовая ориентировка, сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков.

В процессе включения детей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность актуализируется ряд социально – педагогических и реабилитационных возможностей труда.

Ум ребенка очень часто находится на кончиках пальцев. Это старая педагогическая истина необычайно важна для процесса реабилитации детей – инвалидов с трудностями в интеллектуальном развитии.

У детей с ДЦП на занятиях идет формирование движений рук и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно – моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции – неспецифической и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Идет развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений. Коррекция их нарушений.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно – образного и элементов абстрактно – логического).

Цель: развитие познавательного процесса, мелкой моторики, творческого потенциала в процессе труда.

- способствовать коррекции нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать творческий потенциал и выявлять склонности детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.

- воспитывать художественно-эстетического вкус, способность ребёнка к самовыражению

Целевая группа : дети с ограниченными возможностями от 3 лет до 16 лет.

Используются следующие методы: игровые ситуации, загадки, сказки, тренировочные упражнения, рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ.

Разработаны диагностические карты, позволяющие определить уровень развития каждого ребёнка и отследить динамику.

Трудовая реабилитация заключается в занятиях изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность включает в себя: рисование, лепку, аппликацию, конструирование – и является важным средством эстетического воспитания. Она позволяет детям этого возраста выразить в поделках свое представление об окружающем мире, понимание его, отношение к нему.

Эти занятия доставляют людям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Длительность занятия не более 35 минут.

Схема проведения занятий в течение недели может быть разной (по усмотрению педагога): либо ежедневное чередование разделов (понедельник – рисование, вторник – лепка и т.д ), либо вся неделя посвящена одному виду деятельности.

- Правильно держать карандаш и кисть в руке;

- Дети должны свободно рисовать линии в разном направлении, изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы, передавать простые сюжеты;

- Владеть правильными приемами закрашивания;

- Уметь различать основные цвета.

- Отрывание маленьких комочков пластилина от большого;

-Скатывание прямыми движениями (палочки, цилиндры и др). кругообразными движениями (шарики, ягодки и т.д).

- Сплющивание комочков, вдавливание, оттягивание мелких частей и деталей изображение;

- Лепка изделия по частям и из целого куска.

- Правильные приемы работы с клеем и наложением деталей на бумагу;

- Правильное резание ножницами;

- Резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезание округлых форм, вырезание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое;

- Создание в аппликации предметных, сюжетных и декоративных композиций.

- сгибание листа пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, диаметру круга, линиями начерченным педагогам);

- Хорошо заглаживать сгибы;

- Готовить выкройку и делать из нее игрушку;

- Приклеивать мелкие части к основной форме.

б) Из природного материала:

- Заготовка материала (шишки, листья, ветки и др);

- Изготовление поделок, используя естественную форму материала;

- Скрепление отдельных частей различными способами (клей, проволока, пластилин, спички и др).

Кроме требований, относящихся непосредственно к изобразительной деятельности, на занятиях решаются и воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, аккуратности, экономного использования материала, умения работать в коллективе.

Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирование у детей прочных навыков и умений. Особенностью проведения занятий в нашем Реабилитационном центре является разный возраст детей и постоянно меняющийся состав группы (одни выбывают, другие вновь принимаются). Поэтому особое значение имеет индивидуальный подход. Так для более развитых и старших детей задания несколько усложняются.

Индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями позволяют:

- Выявить уровень знаний, умений и навыков вновь поступившего ребенка;

- Обследовать уровень мелкой моторики рук и осязания детей;

- Способствовать развитию индивидуальных наклонностей ребенка к различным видам художественной деятельности.

- Определить индивидуальные наклонности ребенка к различным видам художественной деятельности.

- коррекция нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формирование трудовых умений и навыков;

- развитие творческого потенциала и выявление склонностей детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, способности ребёнка самовыражения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце.

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде.

Тема занятия 3: Телевидение и мультипликационные фильмы. Цель: знакомство с понятием телевидение, основными видами мультфильмов, функции профессий, задействованных.

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте.

Составитель: учитель - дефектолог

«Ум ребёнка находится на

В. А. Сухомлинский

• Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

• установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

• запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

• образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

Задачи программы:

1-й блок. Развитие познавательных способностей.

2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

предметных и орудийных действий.

Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

№ п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

**Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

**Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

*Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

4. Матрешки играют

в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

**Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

5. Мальчики - пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

**Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

**Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

**Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

**Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

Содержание программы.

Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период,включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

На игровых занятиях по развитию мелкой моторикисоблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма,которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

В играх у детейодновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Анализ реализации программы.

Апробация программы включала 3 этапа:

1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Мячики, шарики.

4. Пластилин, тесто, глина.

5. Краски, карандаши.

6. Цветная бумага, клей.

10. Конструктор, мозаика.

14. Счётные палочки, спички.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пластилином, с тестом, глиной

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

- разрезать на кусочки;

- мять и отщипывать;

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

- Рисование краской, гуашью, углём.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

- наклеивание готовых форм;

- вырезывание несложных деталей;

- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание различных фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

- Аппликация из бумаги, салфеток.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

-собирание по схеме;

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

- заполнять просторную коробку пуговицами;

- перетереть пуговицы между ладонями;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

- решение задач при помощи пуговиц;

- составление узора из пуговиц.

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

- шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками, спичками

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

- перекладывание с одного места на другое;

- выкладывание рисунка по схеме;

- наклеивание спичек по образцу.

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- различные изображения (рисование) на песке;

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

- раскрашивание воды (опыты с водой);

- поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

- перебирать, брать разными пальчиками;

- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

- раскрашивание камушек, макарон;

- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

- выкладывание по образцу;

-перекладывание из одной ёмкости в другую;

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- одевание куклы на разные руки;

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- доставать прищепки из корзинки;

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

- наматывание нитей на клубок;

- распускание моточков;

- выкладывание по образцу.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторикиприносят положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Протокол №____ от

Рабочая программа

по ручному труду

индивидуального обучения на дому

ученика 2 класса (вариант 1)

Сенина Павла

2018-2019 учебный год

учителя начальных классов

Родиной Жанны Николаевны

к рабочей программе по ручному труду, надомное обучение, для ученика 2-а класса Сенина Павла

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Письмо департамента образования и науки Брянской области № 1239-06-О от 27.02.17г.

Методические рекомендации по сопровождению образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

-Положение об организации обучения детей на дому МБОУ ДСОШ № 3, протокол № 299 от 22.01.16г.

-Локальный акт « Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ ДСОШ №3.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой

Программа направлена на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП.

Основная цель обучения заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

― формирование интереса к разнообразным видам труда.

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, друга, гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов; формирование адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе, ведению здорового образа жизни, формирование гигиенических навыков.

Метапредметные результаты

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые правила и нормы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, учителем и взрослыми людьми;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

соблюдать правила и нормы поведения в школе (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов, признаки их сходства;

приводить примеры различных материалов, осваивать приемы работы с ними, бережно относиться к используемому материалу;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять практические действия с различными видами материалов;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.

Содержание учебного предмета

*Работа с глиной и пластилином

*Работа с природными материалами

*Работа с бумагой и картоном

*Работа с текстильными материалами

*Комбинированные работы с разными материалами

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

Обрывание бумаги . Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Картонажно-переплетные работы.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). При­ме­не­ние ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с ни­тками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Элементарные сведения о тканях . Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Шитье . Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество . Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани . Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани . Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды . Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.

Тематическое планирование

Наименование раздела ( темы), тема урока

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.