Программа по сипр 2 класс тяжелая умственная отсталость с дцп


Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_sipr.docx 66.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

на Педагогическом совете

Специальная индивидуальная программа развития

обучающейся 2 класса Виктории А.

составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

учитель Севидова Ю.В.

  1. Общие сведения об обучающемся:

ФИО ребёнка: Виктория А.

Возраст ребёнка: 8 лет

Год обучения в ОУ: 1

Место жительства: г. Мичуринск

Мать: ФИО дата рождения, образование, занятость.

Отец: ФИО дата рождения, образование, занятость.

Виктория проживает с мамой и папой в двукомнатной квартире. Родители в браке. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама и папа заботливо и доброжелательно относится к дочери, они заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Дошкольной подготовки не проводилось.

Заключение ТПМПК № от дата №

I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.

II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:

- вариант обучения В-2;

- форма обучения – очная;

- режим обучения – с ограничениями во времени;

- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом и педагогом психологом, учителем дефектологом;

- создание безбарьерной среды.

IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2021 году

V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, офтальмолога.

ФИО дата рождения, образование, занятость.

  1. Общая характеристика развития обучающегося:

У девочки сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени.

Тотальное психическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок не передвигается, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: отсутствует удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начала узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские сказки и песенки, смотреть динамичные мультфильмы. Нравится пальчиковая гимнастика.

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Ребенок сам не может взять игрушки, но вложенную игрушку удерживает в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со ложечки.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.

Ребенок: Днестранских Алексей

Срок реализации программы: 1 год

Ответственный за реализацию программы: Могутова А.В.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе:

 ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Актуальность выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

Структура СИПР

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания.

6.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

6.5. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Индивидуальный учебный план на 2017-2018 учебный год

Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:

 Язык и речевая практика. Учебный предмет - Речь и альтернативная коммуникация.

 Математика. Учебный предмет – Математические представления.

 Окружающий мир. Учебный предмет - Окружающий социальный мир.

 Искусство. Учебный предмет – Музыка.

 Физическая культура. Учебный предмет - Адаптивная физкультура.

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. С согласия родителей в учебный план внесены занятия из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.

Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –4 часа. Предусмотрено посещение урока музыки вместе с классом.

Продолжительность урока-занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальнойиндивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

-Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и

образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений

частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически

адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

-определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

-повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом).

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается.

Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

В классе выделена игровая зона для отдыха, которая застилается ковром. Имеются большие надувные мячи для снятия мышечного напряжения; массажный коврик.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

1) наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2) обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3) выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4) обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5) уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6) алгоритм занятий устойчив по структуре;

7) содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8) использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9) деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель–достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Задачи

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.

Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Речь и альтернативная коммуникация (1 час в неделю)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.

В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Содержание учебного предмета

1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

-Знакомство обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками). Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.

-Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.

2. Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

-Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

-Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).

-Визуальные упражнения с картинками: покажикуклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

-Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

-Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

-Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

-Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

-Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажикуклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

-Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

-Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

4.Мои игрушки.

-Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

-Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).

-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее).

-Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

-Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.

-С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.

5. Моя семья

-Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.

- Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Ожидаемые личностные результаты

- мотива к общению с педагогом;

-желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;

-осознание себя учеником.

Возможные предметные результаты

-понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;

-совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).

Календарно-тематическое планирование по предмету


готовая разработка СИПР для детей с F-72( вариант2)

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

на заседании шПМПК

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)

учащегося __________________________

20 _____ / 20 _____ учебный год

1. Общие сведения о ребёнке

Год обучения в школе-интернате – 2 год

2. Психолого-педагогическая характеристика

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Иванов И.И.,_____ года рождения, воспитывается в неполной семье. Заключение ЦПМПК — Последствие воспалительного заболевания головного мозга. Симптоматическая эпилепсия. Ангиопатия сетчатки. F-72. Сложный дефект. На основании протокола № ______.

У ребенка ТМНР, наблюдается болезненная патологическая двигательная расторможенность и трудности в обучении. Речь отсутствует. Желания выражаются с помощью звука похожего на крик. Обращенную речь не понимает. В связи с особенностями здоровья, _____ не способна к выполнению требований или инструкций. Моторика грубо нарушена. _____ резко ограничена в движении, страдает недержанием мочи и с ней возможны лишь формы невербальной коммуникации. _____ не способна заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре. У _____часты оказывающие влияние на подвижность тяжёлые эпилептические приступы.

Отношение к учебной деятельности безразличное. Низкая работоспособность. Темп деятельности – замедленный. Динамика обучения почти никакая.

______постепенно привыкает к появлению учителя в доме, к прикосновениям. К заданиям относится пассивно. Продуктивный контакт затруднен. Произвольное внимание на очень низком уровне, требуется постоянная смена деятельности. Движения беспорядочны, манипуляторная функция рук резко ограничена. Интерес к играм и игрушкам минимальный.

Несмотря на внешнее безразличие, вовремя занятий, учитель старается подбадривать ребенка улыбкой, положительными оценками совместных действий.

Психологические особенности:

- значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти;

- слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения;

- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;

- преобладает наглядно-действенный тип мышления;

- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи:

- не понимает обращенную речь;

Особенности межличностного взаимодействия:

- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности,

- Существенное снижение устойчивой работоспособности.

Чтение. Буквы не знает. Проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями. Удерживает на них взгляд, но не продолжительное время.

Письмо. Функция мелкой моторики резко нарушена. Самостоятельно взять и удержать ручку не может.

Математика. Назначение ручки или карандаша не понимает, правильно в руке не удерживает. Не выделяет один предмет из множества. Цвета, геометрические фигуры не знает. Счетом не владеет. Сравнивать числа, предметы, соотносить количество не умеет.

Полина не проявляет интерес к предлагаемым видам деятельности, с заданиями не справляется. В предметах и явлениях окружающей жизни не ориентируется. Диких и домашних животных не знает.

Причина недостатков обучения: нет понимания материала. Программу 1 доп. класса не усвоила.

Индивидуальный учебный план на 201 - 201 учебный г.

Ключевые слова: ОВЗ , ФГОС

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (306,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с ОВЗ, может быть, затронут тот или иной анализатор - слух, зрение. Кроме того, у детей с ОВЗ нередко бывают нарушения в опорно-двигательной системе, значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие.

Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.

Первая и основная цель СИПР - построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;

4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):

1. Структура СИПР

2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)

3. Психолого-педагогическая характеристика

Она составляется на основе психолого - педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.

  • особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
  • состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
  • характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами;
  • особенности личности ребенка (со слов родителей);
  • выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

4. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Индивидуальный образовательный маршрут:

Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.

5. Содержание образования

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5.1. Базовые учебные действия

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.3. Психолого-педагогическое сопровождение

5.4. Нравственное развитие

5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

5.6. Внеурочная деятельность

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.

Общий вывод, СИПР:

  • Оптимизирует коррекционный процесс;
  • Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов;
  • Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний;
  • Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы;
  • Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей;

Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).

Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.