Программа по сказкотерапии для детей дцп

Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год)

Составитель: Керн А. В.

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.

Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.

Цели и задачи кружка:

Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;

познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;

развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

снизить уровень тревожности и агрессивности;

развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи,необходимы следующие условия:

наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары);

практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);

консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

Основные этапы применения сказкотерапии.

- Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.

создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;

развитие совместного творчества родителей и детей;

развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром.Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду,способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей.

развитие интереса к русской литературе;

развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

совершенствование выразительности и связной речи детей;

содействие творческому развитию детей;

развитие эмоциональной отзывчивости;

гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Основные этапы реализации кружка:

опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки;

обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка.

Совместная деятельность детей и воспитателя:

1. Чтение сказок, фольклора;

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;

3. Игры- драматизации по сказкам;

4. Конкурс чтецов отрывков из произведений;

5. Игры на звукоподражание;

7. Оформление детских работ по сказкам.

Самостоятельная деятельность детей:

1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;

2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;

2. Заучивание отрывков из сказок;

3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению

игрушек, поделок, рисунков по сказкам;

4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций;

3. Подведение итогов кружковой деятельности.

Календарно- тематический план кружковой работы

недели Тема занятия Игровые упражнения

Программные задачи

«Угадай, из какой я

самостоятельно придумывать образы

сказочных героев, описывать их

внешний вид. Развивать словарный

сказкой. Распределять роли между

собой. Разучить с детьми песенку к

Познакомить детей со сказкой,

учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей.

Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках.

Литературная викторина. Игра "Чьи слова?" Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.

чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, приобщение родителей к русскому народному творчеству.

Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.

Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей.

Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память.

Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.

Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора

Выставка детских рисунков. Развивать творческое воображение у детей.

Список используемой литературы

1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] –СПБ : Детство-Пресс, 2003.

2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.

3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.

6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.

7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М. : Сфера, 2014. – 48

Коррекционно-развивающая программа по Арт-терапии разработана для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Суджанского района Курской области

Рассмотрена на заседании МО

Согласована на заседании МС

Утверждена на заседании педагогического совета

Введена в действие приказом №______

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курсу коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов

АРТ-терапии 5 класс

для ребёнка с ОВЗ, умственной отсталостью

на 2015 – 2016 учебный год

Составил: Нидзельская С.В.

учитель I квалификационной категории

к рабочей программе по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов Арт-терапии.

Коррекционно-развивающая программа по Арт-терапии разработана Муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Программа по Арт-терапии основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Уникальность программы заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа по Арт-терапии рассчитана для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Программа включает в себя 4 блоков:

Изотерапия (рисование красками, карандашами, монотипия).

Сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок).

Музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование ре-

лаксационной музыки на каждом занятии).

Драмотерапия (проигрывание историй с помощью наручных кукол).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действовавших там героев хорошее от плохого. И не беда, что одна и та же сказка повторялась множество раз, она не теряла от этого своей прелести.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и силь­ными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рас­судку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные ис­тории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами – с миром взрослых.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивитель­ными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребен­ку силы и формируют его личность, а также стимулиру­ют детскую фантазию.

Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем уз­нает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действитель­ность.
В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Интерес психологов к сказке существует давно.

О положительном влиянии искусства на раз­витие ребенка с проблемами указывал Л.С. Вы­готский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических фун­кций, так и в активизации творческих проявле­ний детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может быть использована и для того, чтобы:

предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;

сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;

сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что–то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;

сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;

сказка несёт свободу;

важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.

В работе с учащимися используются элементы АРТ-терапии, когда ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает продолжение или обсуждает с товарищами поведение героев.
Ребенок с проблемами, действуя в этом уди­вительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоцио­нального отвержения, чувства одиночества, стра­хов и тревожности или от конфликтных межлич­ностных и внутрисемейных отношений.
Арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.

Цели и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми:

освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,

развитие навыков работы с изобразительным материалом,


Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Программа по сказкотерапии разработана в помощь психологам и педагогам детских дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Прорамма по сказкотерапии 288 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии

Рекомендовано к изданию МБОУ ИМЦ

Отдел воспитания и социализации

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Программа по сказкотерапии разработана в помощь психологам и педагогам детских дошкольных учреждений.

Составитель: Азаматова Ольга Владимировна –педагог-психолог д/с №146

Рецензент: Лучинина Людмила Юрьевна – педагог-психолог МБОУ ИМЦ

Цели и задачи программы………………………………………………….8

Учебно–тематический план (младший возраст).………………….………19

Учебно–тематический план (средний возраст)……………………………24

Учебно–тематический план (старший возраст).…………..………………30

Учебно–тематический план (подготовительные группы).……….…….…35

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:

  1. Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
  2. Психокоррекционные;
  3. Психотерапевтические;

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.

Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:

  1. Приветствие
  2. Мысленная картинка
  3. Игровые приемы
  4. Чтение сказки
  5. Беседа, обсуждение сказки
  6. Прощание.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

- В психогимнастических играх у детей формируются:

  1. Принятие своего имени;
  2. Принятие своих качеств характера;
  3. Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
  4. Принятие своих прав и обязанностей.

- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

Раздел 1. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении, введение в мир чувств и осознания чувств).

Раздел 3. Умение владеть собой (формировать умение согласовывать свои желания со своими возможностями).

Раздел 4. Я учусь дружить. Дорога к школе (формирование потребности в общении со сверстниками, формирование мотивации учения).

Этот странный взрослый мир

В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников. Доброжелательность необходимо воспитывать.

На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Именно с этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

Поэтому именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться

В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Умение владеть собой

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.

К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Я учусь дружить. Дорога к школе

Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.