Программа рука мозг при дцп

Научная работа осуществляется в рамках деятельности Европейской нейропсихопедагогической лаборатории EPSYNEL. Практическая работа проводится на експериментально-практической площадке, которая находиться в одном из горных санаториев Словацких Татр. Здесь также проводятся обучающие семинары для специалистов и родителей.

функциональность верхних конечностей.

Для того, чтобы ребенок мог социализироваться ему необходимо учиться. Обратите внимание на то, в каком состоянии находятся руки Вашего ребенка. Очевидно то, что успех занятий с педагогами и психологами (развивающие игры, обучающие методики) и т. д. зависит, прежде всего, от функциональных возможностей рук. Свободно действующие руки необходимы ребенку для освоения движений, необходимых в быту. Никого не нужно убеждать в том, насколько важна

самостоятельность

не только самому ребенку (пить, есть, передвигаться по дому, заниматься с компьютером и т. д.) но и его близким. Даже для того, чтобы самостоятельно передвигаться на коляске, ребенку нужны РУКИ.

Для того, чтобы встать на ноги, ребенку нужны РУКИ.


Для того, чтобы помочь самому себе в освоении ходьбы, также нужны сильные руки.

В то же время, именно с этой стороны очевиден большой пробел практически у всех современных комплексных методов.

Одним из убедительных примеров органичного сочетания (принципиально меняющего ситуацию к лучшему) может послужить применение приемов нейрокинезитерапии в комплексе с логопедической работой.

РУКИ и звукообразование

Из научной литературы хорошо известно, что пусковым механизмом сгибательных и приводящих контрактур пояса верхних конечностей и самих верхних конечностей является напряжение большой грудной мышцы. Повышенный тонус грудных мышц и контрактуры, (неизбежно образующиеся со временем) дыхательных мышц не позволяют нормально дышать месяцы и годы.

Годами (!) ребенок не может сделать полноценного вдоха – выдоха. Сам по себе возникает вопрос, каких успехов можно ждать от ребенка длительное время находящегося в таком состоянии? Функциональная ограниченность двигательной сферы также не способствует насыщению организма ребенка кислородом. Еще раз сравним мышечную активность здорового ребенка и ребенка с ДЦП.

Организм детей и без того часто ослаблен, а отсутствие полноценного дыхания приводит к застою в легких и частым заболеваниям.

Еще раз вспомним типичную картину состояния дыхательных мышц у детей, их движения ограниченны и не могут обеспечить полноценного дыхания.

Если рассматривать речь как продукт движения определенных групп мышц, то данный вывод нужно отнести и к обучению ребенка говорить.

Качество произношения звуков зависит в большой мере от речевого дыхания.

Образно представим себе аккордеон и качество звуков, которые можно извлечь из этого инструмента, если ограничить движения его мехов.

На таком фоне любые усилия логопеда, сосредоточенные в области ротовой полости и артикуляционной мускулатуры ребенка без готовности мышц производить речевое дыхание являются примером нецелесообразной траты сил и времени.


Таким образом, приемы нейрокинезитерапии (прежде всего, прием ЗКЦ) предназначены для эффективного решения весьма насущных в логопедической практике вопросов: созданию биомеханического фона, необходимого для полноценной работы артикуляционных мышц, а также подготовку дыхательной системы для производства речевого дыхания.

На таком фоне работа логопеда и педагога приобретает нужную эффективность.

По материалам Программы существует десятки научных публикаций, написаны кандидатские диссертации и студенческие работы. Программа открыта для всех специалистов, ученых и студентов соответствующих учебных учреждений.

Данная программа не является альтернативой известным и широко применяемым методам. Напротив, каждому из описанных в рамках программы способов работы определяется свое место в комплексе популярных в данное время лечебно-коррекционных мероприятий.

Всем известно широкое представительство руки в головном мозге Homo sapiens, причем особое место принадлежит первому пальцу. Вспомним, что только одно существо в мире способно сознательно противопоставить и соединить первый палец со всеми остальными.

Если же это движение ребенок сделать не может, то невозможно и равномерное становление психических процессов. В свою очередь, для развития интеллекта ребенок должен учиться. В том числе взять перо, карандаш или кисточку и рисовать, писать, собирать мозаику и т. д. То есть совершать действия, связанные с работой мелкой моторики. Однако любое такое движение выполнимо, если обеспечивается оппозицией первого пальца.

Если же обучать ребенка на фоне патологически приведенного первого пальца, то этот дефект неизбежно закрепляется в головном мозге уже в виде двигательного стереотипа.

Складывается довольно нелогичная ситуация: ребенка нужно учить, но чем усерднее будет такое обучение, тем быстрее сформируется дефект и сильнее закрепится патологический стереотип движения в головном мозге. В итоге ребенок еще дальше окажется от линии обычного развития.

Этот пример является убедительной демонстрацией зависимости развития психических процессов от качества движений. Обучение для ребенка весьма важная часть жизни, однако, стоит серьезно задуматься, что при планировании коррекционных мероприятий поставить впереди – лошадь или телегу?

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, обеспечивающие полноценное функционирование мелкой моторики.

Попробуйте проделать несложный эксперимент со своей собственной рукой. Приложите (как на фото) палец одной руки к запястью другой и отведите первый палец. При этом вы почувствуете напряжение сухожилий-разгибателей запястья в месте приложения своего пальца.

Попробуете также взять какой-либо предмет, внимательно проследив за движением руки. Прежде, чем включатся сгибатели пальцев, рука в запястье немного разогнется. Это происходит вследствие напряжения (опять же) разгибателей запястья. Здесь эти мышцы становятся стабилизаторами, обеспечивающими опору для сгибателей пальцев.

Таким образом, с точки зрения нейродинамики, для нормального функционирования мелкой моторики, прежде всего, необходимо обеспечить опору на руки.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, обеспечивающие полноценное функционирование мелкой моторики.

Для мышц, выполняющих роль мышц-стабилизаторов кисти, в свою очередь необходима опора. Эту опору данные мышцы находят в вышележащих отделах. Такая цепь включается вплоть до пояса верхних конечностей, который, как известно, состоит из лопатки и ключицы, представляя собой конструкцию в виде разомкнутого, а значит нестабильного круга. Стабильность же этой конструкции придает напряжение мышц пояса верхних конечностей, прежде всего ромбовидных, как бы замыкающих этот условный круг.

Таким образом, роль мышц пояса верхних конечностей в создании условий для функционирования мелкой моторики очевидна. В биомеханике такая конструкция именуется кинематической цепью.

Пояс верхних конечностей является биомеханическим фундаментом, на котором строится согласованная работа всех звеньев кинематической цепи верхней конечности. В этом случае создается смешанная кинематическая цепь, состоящая из пояса верхних конечностей и свободных верхних конечностей. Такая конструкция необходима для обеспечения свободы движений рук ребенка. Чем лучше опора, тем увереннее движения рук.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ развития человека и особая роль функций руки в этом развитии.

У родителей довольно часто присутствует мнение о необходимости ползания как важном этапе развития. Однако, во-первых, ползание прямо зависит от способности опереться на руки (а не наоборот!), а во-вторых, сам по себе процесс ползания у ребенка в норме не является длительным, часто дети встают на ноги, минуя этот процесс. Зато увлечение ползанием, как тренировкой в развитии двигательных навыков приводит к деформациям коленных суставов позвоночника и, опять же, созданию порочного стереотипа движения. Об этом нужно хорошо помнить и не следовать устаревшим либо ошибочным концепциям.

Продолжение читайте в книге (скачать PDF).

Научная работа осуществляется в рамках деятельности Европейской нейропсихопедагогической лаборатории EPSYNEL. Практическая работа проводится на експериментально-практической площадке, которая находиться в одном из горных санаториев Словацких Татр. Здесь также проводятся обучающие семинары для специалистов и родителей.

Для того, чтобы ребенок мог социализироваться ему необходимо учиться. Обратите внимание на то, в каком состоянии находятся руки Вашего ребенка. Очевидно то, что успех занятий с педагогами и психологами (развивающие игры, обучающие методики) и т. д. зависит, прежде всего, от функциональных возможностей рук. Свободно действующие руки необходимы ребенку для освоения движений, необходимых в быту. Никого не нужно убеждать в том, насколько важна самостоятельность не только самому ребенку (пить, есть, передвигаться по дому, заниматься с компьютером и т. д.) но и его близким. Даже для того, чтобы самостоятельно передвигаться на коляске, ребенку нужны РУКИ.

Для того, чтобы встать на ноги, ребенку нужны РУКИ.

Для того, чтобы помочь самому себе в освоении ходьбы, также нужны сильные руки.

В то же время, именно с этой стороны очевиден большой пробел практически у всех современных комплексных методов.

Одним из убедительных примеров органичного сочетания (принципиальноменяющего ситуацию к лучшему) может послужить применение приемов нейрокинезитерапии в комплексе с логопедической работой.

РУКИ и звукообразование

Из научной литературы хорошо известно, что пусковым механизмом сгибательных и приводящих контрактур пояса верхних конечностей и самих верхних конечностей является напряжение большой грудной мышцы. Повышенный тонус грудных мышц и контрактуры, (неизбежно образующиеся со временем) дыхательных мышц не позволяют нормально дышать месяцы и годы.

Годами (!) ребенок не может сделать полноценного вдоха – выдоха. Сам по себе возникает вопрос, каких успехов можно ждать от ребенка длительное время находящегося в таком состоянии? Функциональная ограниченность двигательной сферы также не способствует насыщению организма ребенка кислородом. Еще раз сравним мышечную активность здорового ребенка и ребенка с ДЦП.

Организм детей и без того часто ослаблен, а отсутствие полноценного дыхания приводит к застою в легких и частым заболеваниям.

Еще раз вспомним типичную картину состояния дыхательных мышц у детей, их движения ограниченны и не могут обеспечить полноценного дыхания.

Если рассматривать речь как продукт движения определенных групп мышц, то данный вывод нужно отнести и к обучению ребенка говорить.

Качество произношения звуков зависит в большой мере от речевого дыхания.

Образно представим себе аккордеон и качество звуков, которые можно извлечь из этого инструмента, если ограничить движения его мехов.

На таком фоне любые усилия логопеда, сосредоточенные в области ротовой полости и артикуляционной мускулатуры ребенка без готовности мышц производить речевое дыхание являются примером нецелесообразной траты сил и времени.

Таким образом, приемы нейрокинезитерапии (прежде всего, прием ЗКЦ) предназначены для эффективного решения весьма насущных в логопедической практике вопросов: созданию биомеханического фона, необходимого для полноценной работы артикуляционных мышц, а также подготовку дыхательной системы для производства речевого дыхания.

На таком фоне работа логопеда и педагога приобретает нужную эффективность.

По материалам Программы существует десятки научных публикаций, написаны кандидатские диссертации и студенческие работы. Программа открыта для всех специалистов, ученых и студентов соответствующих учебных учреждений.

Данная программа не является альтернативой известным и широко применяемым методам. Напротив, каждому из описанных в рамках программы способов работы определяется свое место в комплексе популярных в данное время лечебно-коррекционных мероприятий.

Рука - мощный источник информации для головного мозга, а так же важнейший стимул для его развития.

Авторы уделяют особое внимание правильному развитию большого пальца руки, так как он играет огромную роль в мелкой моторике ребенка. Именно развитию навыков управления большим пальцем нужно уделить повышенное внимание.

Если ребенок с ДЦП не научится правильно противопоставлять большой палец остальным, то сформируется патологический навык, который будет закрепляться все сильней и сильней.

Далее описывается простая методика о том, как правильно скорректировать навык управления большим пальцем. Как правильно развивать пояс верхних конечностей. Приводится схема упражнений для правильного развития навыка.

Особенно большое внимание уделяется реабилитации при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма ДЦП одна из самых непростых для качественной реабилитации. Обычные способы: иглоукалывание, массаж, лонгет, операции, медикаментозное лечения и подобные процедуры, могут рассматриваться в данном случае лишь как вспомогательные манипуляции.

В качестве примера рассматривается яркий пример эволюционного развития ребенка.

Основным этапом перед вертикализацией является укрепление пояса верхних конечностей. Для успеха вертикализации ребенка требуется добиться уверенной опоры на руки!

Это - важная идея, которая помогает в реабилитации ребенка с ДЦП. Развитие рук и плечевого пояса у ребенка запускает и развитие мышц спины. Невозможно заниматься вертикализацией ребенка ДЦП при недостаточно развитых мышцах спины и шейного отдела. Путь к развитию этих мышц лежит через развитие мышц верхних конечностей.

Так же рассматривается влияние развития рук на речь и дыхание.

В силу того, что плечевой пояс не развит, у ребенка с ДЦП возникает поверхностное дыхание, приводящее к постоянному кислородному голоданию.

Неокрепшие мышцы плечевого пояса не способны поддерживать дыхание на нормальном уровне, в результате у ребенка развивается поверхностное дыхание и, как следствие, заторможенность в развитии и неспособность говорить долгое время.

Как правильно замечено в книге, перед тем как приступать к развитию мелкой моторики, нужно, прежде всего, подумать о приобретении навыков работы с крупными предметами, и о развитии мышц плечевого пояса, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее в своих движениях.

Но уверенность ребенка в себе будет возможно только при многократном повторении одного и того же действия! Именно так закрепляется новый навык.

Как описано выше, эти причины есть:

  • слабое развитие мышц плечевого пояса
  • слабое развитие мышц спины
  • плохая функциональность большого пальца руки.

Основная роль в программе реабилитации детей с ДЦП отводится специфическим методам лечения ДЦП. Стоит больше уделять внимания и сил, и средств именно этим специфическим методам лечения, профилактики и реабилитации при ДЦП.

Помните, что Ваше терпение не безгранично, а резервы организма ребенка с ДЦП не так велики, и их нужно тратить с умом, с таким расчетом, чтобы они восстанавливались, а Ваше терпение вознаграждалось успехами Вашего ребенка!

Зачастую родители и врачи сталкиваются с повышенным тонусом мышц у деток с ДЦП. Однако стремление его понизить не дает однозначного результата. Более важной задачей является выравнивание мышечного тонуса.

Этот результат достигается подбором правильных упражнений в особых условиях и при особом алгоритме действия! Таким эффектом обладают упражнения, выполняемые в условиях замкнутой кинематической цепи.

Пример работы Доктора Анатолия Смолянинова:

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Знание в помощь / База данных
  • В помощь детям с ДЦП
  • Развитие рук у ребенка. Коррекция развития при ДЦП и нейрокинезитерапия

На семинаре представлены новые подходы в реабилитации при мозговых и спинальных дисфункциях, первопричиной которых являются поражения, связанные с родами.

  • Обучение
  • Дневное
  • Заочное
  • Семинары

Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.


Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными и оказывают влияние на здоровье ребенка, а, впоследствии, и уже взрослого человека.

К отдаленным последствиям родовых травм относится большое число заболеваний, таких как:

- минимальная мозговая дисфункция
- гиперреактивность ребенка
- плоскостопие
- сколиозы
- нарушения мышечного тонуса
- детский церебральный паралич и др.

Они не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы, поэтому симптоматическая терапия не дает эффекта.

Важно понимать, что необоснованное применение лечебных методов, неправильный подбор упражнений могут привести к развитию осложнений.

Необходимо знать, что незначительные на первый взгляд повреждения в дальнейшем оказывают влияние на развитие движений, внимания, речи, формирование осанки, успеваемость и успешность человека, являются предпосылкой развития ряда заболеваний у взрослых (головные боли, СВД, остеохондроз и пр.).

В коррекции развития ребенка с органическими поражениями ЦНС, при работе с взрослыми пациентами, у которых имеются отдаленные последствия родовых травм, важен качественный комплексный подход. Использование знаний прикладной кинезиологии, кинезиологической остеопрактики, кинезиофитнеса, а также метода НМД (нейродинамического моделирования движений) позволяет индивидуально подходить к работе с каждым пациентом и добиваться значительных результатов, восстанавливая эволюционно закрепленный порядок развития человека и формирования движений от простого к более сложному.

На семинаре будет дано как теоретическое обоснование проблемы и методов коррекции данного рода нарушений, так и практические наработки (в том числе авторские), использование которых позволяет добиваться видимых результатов, как у детей, так и взрослых.

НА СЕМИНАРЕ БУДУТ РАССМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

Теоретическая часть нацелена на теоретическое обоснование рекомендуемых практических средств профилактики и коррекции неврологических нарушений.

Симутина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук
Образование медицинское, педагогическое, физкультурное
Направления работы: нейрокинезитерапия, кинезиофитнес, кинезиологическая остеопсихопрактика, педиатрия, ЛФК, АФК
Мастер спорта РФ по легкой атлетике
Посол мира ЮНЕСКО

Предцикловая подготовка:
мануальное мышечное тестирование, прикладная кинезиология, травмы новорожденных.
Литература:

  • Ратнер А.Ю. Патология новорожденных
  • Васильева ЛФ. Прикладная кинезиология

Удовлетворенность женщины процессом рождения ребенка и качеством жизни после родов приобретают все большее значение в современной акушерской помощи.
Роды – сложный физиологический акт, как для плода, так и для матери. Поэтому после появления ребенка на свет специалисты нередко констатируют наличие различных родовых травм и послеродовых нарушений у роженицы и новорожденного. По данным А.Ю. Ратнера, грубые неврологические симптомы церебральной и спинальной патологии в первые дни жизни новорожденных обнаруживаются у 8-10% всех детей. Еще у 23-25% всех новорожденных неврологическая симптоматика также не вызывает сомнений, но она менее грубо выражена.
Для профилактики и коррекции данного рода нарушений важна качественная подготовка женщины к родам и создание новорожденному оптимальных условий для развития.
Знание особенностей развития ребенка и его правильной последовательности необходимо и для работы со здоровыми детьми, и для работы с детьми и взрослыми, имеющими разного рода нарушения.

Здоровая мама – здоровый малыш. Подготовка женщины к рождению ребенка. Применение физических упражнений при беременности, в родах, в послеродовом периоде. Общие рекомендации женщинам в период беременности и после родов.

Развитие детей раннего возраста. Мюнхенская система диагностики. Уровни развития ребенка по Г. и Дж.Доман. Физический интеллект.

Значение движения в жизни ребенка. Применение физических упражнений в педиатрии: значение, особенности. Их использование в раннем возрасте (гимнастика для детей первого года жизни). Особенности занятий при нарушениях в развитии ребенка.

Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.
Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными.
В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному.
Необходимо в каждом случае знать, чем обусловлена обнаруженная неврологическая патология у новорожденных, где локализуется повреждение, каковы возможности воздействия на этот очаг.

Уровни построения движений. Развитие моторных паттернов, которые формируются совместно с созреванием ЦНС, что заставляет человека контролировать позу относительно гравитационной составляющей. Генетическая предопределенность некоторых моторных функций новорожденного. Проявление зрелости ЦНС в развитии и реализации оптимальных двигательных стереотипов.
Законы формирования движений. Понятие двигательного стереотипа. Двигательный стереотип первого порядка. Примитивные рефлексы (значение, нарушения, коррекция).

Динамика неврологических нарушений, выявленных у новорожденных. Поздние осложнения родовых повреждений НС, в т.ч.:

  • неврологические нарушения и врожденные вывихи бедра;
  • натальная травма и нарушения осанки, сколиозы;
  • нейрогенное происхождение косолапости;
  • особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела.

В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному. Требуют особого внимания поздние осложнения родовых повреждений нервной системы, в том числе связанные с неврологическими нарушениями, так называемые, врожденные вывихи бедра, нарушения осанки, сколиозы, нейрогенное происхождение косолапости, особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела, родившихся посредством Кесарева сечения, с использованием устаревших методов родовспоможения, дети ЭКО, нежеланные дети.
При работе с такого рода пациентами недостаточно простой симтоматической коррекции (которая чаще всего и осуществляется в рамках традиционного лечения и реабилитации).
Комплексный подход к работе с пациентом любого возраста с учетом уровня и характера поражения позволяет достичь значительных результатов даже при работе с отдаленными последствиями родовой травмы. Использование интеграции кинезиологической остеопрактики, метода нейродинамического моделирования движений (основа которого – уровни построения движений), коррекция патологической активности примитивных рефлексов, кинезиофитнеса (в частности активация нейрососудистых и нейролимфатических точек гипотоничных мышц, различные способы включения их в двигательную деятельность).
Данные подходы являются этиологически и патогенетически обоснованными, максимально экологичными для организма.

Восстановление оптимальности моторного и постурального стереотипа. Мышечно-фасциальные цепи (понятие, формирование, значение, взаимодействие между цепями, восстановление и координация работы МФЦ).

Критические периоды в развитии нервной системы. Сенсорная интеграция, ее уровни. Нарушения сенсорной интеграции. Диспраксия и восстановление праксиса. Краткая характеристика современных направлений двигательной терапии.

Строение нервной системы. Где произошло повреждение мозга?

Для того чтобы помочь своему ребенку с аутизмом, Елизавета Заварзина-Мэмми прослушала курс лекций в американских Институтах достижения потенциала человека (IAHP) под руководством Глена Домана, где разработаны программы лечения ДЦП, аутизма и других поражений мозга. Всем родителям, кто хотел бы заниматься со своим ребенком по программам Институтов, подробно рассказывают о строении нервной системы и возможных причинах повреждения мозга.


Мозг можно лечить

В течение многих десятилетий в ученой среде господствовало мнение, что после достижения определенного возраста мозг больше не растет и в нем возможны только процессы деградации. Но сегодня исследователи отказались от этого представления. Как выяснилось, возможно восстановление работы пораженных областей мозга благодаря тому, что некоторые функции поврежденных нейронов могут взять на себя нейроны другой, неспециализированной зоны.

Как полагают в IAHP, то, что справедливо в отношении мускулов, справедливо и в отношении мозга: его можно заставить развиваться, как любой другой орган. Лечить следует не внешние проявления заболевания, а их причину — пораженный орган, то есть мозг. Успех лечения мозга зависит от частоты, интенсивности и длительности воздействия на него.

Строение нервной системы

Я полностью согласна с тем, что нам говорили на лекциях: чтобы понять, почему эффективна та или иная реабилитационная программа Институтов, надо иметь хотя бы минимальные представления об устройстве и функционировании нервной системы.

По строению нервную систему разделяют на периферическую часть, состоящую из нервов и нервных узлов, и центральную, которую образуют головной и спинной мозг.

Все части нервной системы — головной и спинной мозг, нервные пути — образованы нейронами. Нейроны — это специализированные клетки, способные принимать, передавать, обрабатывать и хранить информацию. Нервную систему человека образуют примерно 100 миллиардов нейронов.

Нейрон состоит из тела клетки и отростков — дендритов и аксонов. Один нейрон имеет несколько ветвящихся дендритов (воспринимающая часть) и один аксон (передающая часть; длина аксона может достигать метра!). Нейроны контактируют друг с другом, благодаря чему информация передается по нервным путям.

Тела нейронов образуют серое вещество коры мозжечка и больших полушарий головного мозга, которые контролируют двигательную активность и отвечают за восприятие, обработку и организацию сенсорных сигналов (вестибулярных, зрительных, слуховых и т.д.) и психическую деятельность (память, эмоции, речь).

Головной мозг координирует и регулирует все жизненные функции организма, от бессознательных реакций на раздражение до решения сложных задач. Спинной мозг передает информацию и обеспечивает движение тела.


Лечение мозга — восстановление нервных путей

Связь всех частей тела с мозгом осуществляется благодаря наличию нервных путей. Их два вида — восходящие, по которым информация идет от органов чувств к головному мозгу, и нисходящие, по которым информация от головного мозга поступает в спинной мозг, а затем в нервное окончание исполнительного органа.

Никакая информация не может идти против течения — это одностороннее движение. Нельзя достичь мозга через нисходящие пути нервной системы, также невозможно послать сигнал к органу через восходящие пути. Сбой на любом участке этой цепи приводит к нарушениям в работе всей системы.

Если у ребенка повреждены восходящие пути, сигналы не проходят в мозг, что препятствует его развитию (the brain grows by use). Неразвитый мозг не может послать нужный сигнал к органам тела, соответственно, не развиваются двигательные функции.

Если повреждение находится в нисходящих путях, нужные сигналы по восходящим путям в мозг попадают и он их правильно перерабатывает, но не может передать эту информацию в исполнительный орган.

Из этого следует, что все усилия по лечению поражения мозга должны быть сосредоточены на локализации места поражения, а затем направлены на восстановление прерванной цепи. До какой степени удастся восстановить функцию, заранее сказать сложно: это зависит от степени поражения, а также от эффективности принятых мер.


Человек реагирует на любое раздражение благодаря рецепторам — специализированному виду нейронов. Они превращают раздражение в нервные импульсы — электрические сигналы, — которые передают другим нейронам. Нейроны связаны друг с другом своими отростками, дендритами и аксонами, образующими густую сеть, по которой мгновенно в разных направлениях распространяется нервный импульс. Один нейрон может иметь связи с тысячами других нейронов (до 20 тысяч).

Сенсорный сигнал — поток электрических импульсов — идет к спинному и головному мозгу и вызывает в нем осознание ощущения, поэтому можно сказать, что мы видим, слышим, ощущаем мозгом, а не глазом, ухом или кожей.

Передача нервного импульса от одного нейрона к другому происходит с помощью специальных окончаний — синапсов. Чем больше синапс используется, тем лучше он работает, с каждым повторением требуется все меньше энергии для прохождения нервных сигналов.

Можно сказать, что задача неврологической реабилитации состоит в том, чтобы наладить бесперебойное прохождение импульсов. Если повреждено одно соединение, нервный импульс может найти другой, здоровый путь. Благодаря пластичности мозга одни нейроны могут взять на себя функцию других, плохо работающих.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.