Прописи 1 класс для ребенка с дцп

  • Реабилитация
  • О гемипарезе
    • Всё что я знаю о гемипарезе
    • Сообщества родителей детей с геми
    • Наши диагнозы
    • Ортопедия
  • Обучение
    • Изучаем цвета
    • Формы
    • Математика
    • Алфавит
    • Учимся читать. Склады
  • Арт-терапия
    • Лепим
    • Аппликации
    • Рисуем пальчиками и ладошками
    • Учимся рисовать прямые и кривые
    • Учимся создавать рисунок
    • Зеркальное рисование
    • Лабиринты
  • Физиотерапия
    • Наше ЛФК
    • Массажи
    • Активные игры
  • Как включить руку в работу
    • Методика CIMT
    • Игры на подключение руки
    • Пальчиковые игры
  • Речь
    • Всё о нашем развитии речи
    • Дидактический материал
    • Логика и мышление
    • Пособия для развития речи
    • Занятия с дефектологом
    • Мелкая моторика
    • Детские книги
  • Мысли в слух
    • Инвалидность
    • Скрывать или нет
    • Поездка в метро с коляской
    • Бытовые условия
    • Куда пойти отдыхать с особенным ребёнком
    • Воспитание ребёнка
  • О нас
    • О нас
    • Наша история
    • Бытовые условия
    • Хобби или заработок
    • Выходные
  • Сенсорные игры

воскресенье, 4 марта 2018 г.

1) В Telegram есть группа для семей которые столкнулись с диагнозом гемипарез. Пишите в директ ИГ свой номер с комментарием "добавить в группу".

Правила группы можно прочитать тут

2) Развитие речи . Всё что связанно с развитием речи можно посмотреть тут перейдя по ссылки

3) Проблемы связанные с ортопедией. Вопросы ортезирования рук или ног. А так же вопросы по ортопедической обуви можно посмотреть тут перейдя по ссылки

4) Что такое гемипарез и на что он может повлиять

5) Как включить паретичную руку в работу при гемипарезе .

6) Реабилитационные центры. Вопросы связанные с выбором реабилитационных центров можно посмотреть тут перейдя по ссылки.

7) Навигатор по блогу


Когда до школы оставался год, то повестке дня стоял вопрос о подготовки руки к письму. В нашем случаи это была не простая задача.
В дополнении к этой статьи будет полезна статья про держатели ручек и прочие приспособления. Ссылка на статью ниже.
Держатели ручек и карандашей для обучения писать и рисовать.





Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории и практике специального образования, а также основной темой школы-интерната №7.

Детский церебральный паралич-это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

У ребёнка с ДЦП, с его ограничениями жизнедеятельности, обусловленными двигательными нарушениями, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и как следствие, ограничение социальных контактов, всё выше перечисленное вызывает выраженные трудности в социальной адаптации.

В то же время исследования Е. Г. Сологубовой (1996) показывают, что в результате своевременной и полноценной медико-социальной и педагогической реабилитации и адекватной профессиональной ориентации 35,4% детей с ДЦП являются социально перспективными, то есть могут жить и работать в обществе наравне со здоровыми людьми, а 40,2% - могут трудиться в специально созданных условиях.

Дети с особыми образовательными потребностями должны найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение. Овладение навыками письма является одним из важных средств социализации в обществе, но именно у детей с ДЦП это вызывает большие трудности, а порой невозможность приобретения и реализации этих навыков.

В структуре двигательного дефекта у учащихся с ДЦП особое место занимают нарушение функции рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию.

Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму.

Планирование и результат моей деятельности по теме:

• Анализ влияния двигательных нарушений при ДЦП на формирование и развитие графомоторных навыков;

• Выработка и использование в работе алгоритма некоторых подходов к преодолению сенсомоторных затруднений при подготовке руки и непосредственно обучению письму детей с ДЦП;

• Выступление на методическом объединении.

Степень тяжести поражения рук широко варьирует при различных формах ЦП.

Спастическая диплегия (синдром Литтля 45 – 50%) степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объёма и силы движений до лёгкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения акта письма.

Гемипаретическая форма (20 -25%, односторонние двигательные нарушения, чаще больше поражена рука. Мышечный тонус в руке высокий, она часто согнута во всех суставах и приведена к туловищу, кисть сжата в кулак.

Гиперкинетическая форма(15 -20%) двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов, исчезают во сне, усиливаются при движении, волнении, утомлении, охватывают мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма крайне затруднена.

Атонически-астатическая форма (10 -15%): поражается мозжечковая система мозга, которая является важным регулятором координации движений и равновесия. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония). Мышцы конечностей слабые. Ребёнок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. При тонких целенаправленных движениях, например при письме, наблюдаются дрожание (тремор) рук, нарушен двигательный акт письма, навык формируется с большим трудом, письмо длительное время остаётся неровным, порывистым, с неровными большими буквами.

Исследование показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей. Наиболее часто наблюдается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено, отмечается снижение силы в мышцах-разгибателях, плеча, предплечья и кисти. Всё это в значительной степени затрудняет формирование функции кисти. Характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Всё это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функции кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности и навыка письма.

Специфические трудности при обучении техники письма:

• Несформированность или нарушение хватательной функции кисти;

• Повышение мышечного тонуса;

• Слабость мышц кисти;

• Несформированность зрительно-двигательных координаций;

Одним из средств коррекции двигательной сферы, кинестетического восприятия являются рекомендации Винтропа М. Фелпс, которые нашли своё применение в логопедии при коррекции дизартрий.

- массаж в виде лёгких поглаживаний;

- многократное потряхивание конечности ниже того сустава, в

котором имеется тугоподвижность;

- обучение произвольному расслаблению мышц;

2. Пассивное движение.

- ребёнок при этом не оказывает ни поддержки, ни сопротивление движению, но осознаёт его;

- способствует выработке зрительного и кинестетического контроля.

3. Активное движение с ассистированием.

- помощь на одном из этапов движения;

- ребёнок помогает себе здоровой рукой (при гемипарезах);

4. Активное движение без помощи.

5. Произвольное движение (по инструкции).

6. Автоматизированное движение.

7. комбинированное движение.

- умственная релаксация должна сопровождать телесную;

9. Спонтанное движение с позиции расслабления.

10. Достижение и схватывание.

11. Двигательные умения и навыки.

Рекомендации ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Движения рук тесно связаны с познавательной деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентацией, координацией движений.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные виды массажа, лечебную физкультуру, а также коррекционно-педагогическое воздействие.

Подготовка к письму состоит из трёх этапов:

Нельзя пренебречь ни одним из этих этапов. Но в каждом конкретном случае нужно выявлять трудности и концентрировать особое внимание на их разрешении.

Включает в себе 1-й и 2-й этапы. Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путём расслабления, потряхивания по Фелпсу. Для первого этапа хорошо подходит методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.

1-й этап. Совершенствование простых жестов необходимых для письма;

Прежде чем ребёнок начнёт учиться писать, он должен приобрести ряд навыков:

• Регуляция пронации и супинации;

• Формирование кулачковой позы;

• Регуляция движений в локтевом суставе;

• Удержание головы и плеча;

• Формирование сложной координации между всеми этими движениями.

Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребёнка побуждают брать игрушки из разных положений;

Развитие простых предметных действий (пассивно или пассивно-активно).

Развитие предметно – практической деятельности. Предлагаются манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем, лепку из пластилина, игры с бумагой, песком, водой.

2-й этап. Развитие пространственных представлений;

Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинестетических раздражителей. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования.Сюда относятся три категории элементарных знаний о пространстве:

- отражение удалённости предмета и его местоположения;

- ориентирование в направлениях пространства;

- отражение пространственных отношений между предметами.

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок,по разному проявляющихся в различных видах деятельности:

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, несоблюдение пропорций в рисунке.

В процессе развития пространственного восприятия необходимо давать задания, соответствующие его ментальному развитию. Не смотря на его реальный возраст, избегая предложения трудновыполнимых задач, усиливающих его моторные нарушения.

3-й этап. Собственно подготовка к письму.

Наступает момент, когда нужно определить, начинать ли письмо, несмотря на моторные нарушения или подождать ещё, пока не улучшатся движения. Процесс предварительной подготовки к письму с помощью упражнений даёт хороший результат в большинстве случаев. Желательно пользоваться тетрадями Хавранека, в которых используются рисунки, обозначающие глаголы действия. Эти упражнения позволяют концентрировать внимание ребёнка на выполнение нужного жеста (слева –направо). Их вначале можно

выполнять на доске, чтобы освоить движения большей амплитуды, достичь большей гибкости плеча, локтя и кисти. Чтобы научить ребёнка не фиксировать внимание на кусочке мела, который он держит, а на выполнение жеста, можно нарисовать на значительном расстоянии две точки. Ребёнок ставит мел на первой, и делает движение, которое должно их соединить. Можно это делать пальцем, следуя по заранее нарисованной линии или с помощью влажной губки. Эти упражнения сначала выполняются пассивно, а затем – активно с ассистированием, пока ребёнок не сможет их выполнить самостоятельно.

Обучение графическому навыку письманеобходимо проводить в три этапа:

1. Развитие мускульной памяти;

2. Развитие кинестетической памяти;

3. Развитие тактильной памяти;

4. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.

Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии.

Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур обведённых по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливают её к работе.

Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного ощупывания букв из негрубой наждачной бумаги, причём рука движется слева направо, как это происходит при письме.

Индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с альбомом, тетрадью;

Обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приёма удержания;

Формирование навыков пространственной ориентации в альбоме, тетради;

Формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков и т. п.

Проводятся упражнения с использованием трафарета с геометрическими фигурами. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют в заданном стрелкой направлении. Также используют трафареты с изображением различных предметов, фигур животных. Характер штриховки усложняется (волнообразная, кругообразная, петлеобразная).

Дети знакомятся с рукописным начертанием букв, используются разнообразные игровые приёмы:

• письмо мокрым пальцем на полоске линолеума;

• письмо на манке;

• письмо под счёт;

В дальнейшем письмо в тетради с помощью вкладыша, по обводке, письмо в жирно очерченной рамке, обводка пунктирного изображения, письмо по опорным точкам, а затем самостоятельно.

Таким образом, отрабатывается правильное написание сначала каждой буквы в отдельности, а затем их соединение в слоги.

Условия обучения письму:

Предпочтительна поза сидя. Лучше использовать адаптированный стул, стол. Учитель сзади ребёнка, чтобы лучше увидеть трудности ребёнка.

Положение стоя. Удобно для письма на доске и в том случае, когда он должен длительное время стоять за столом, например, для проведения постуральной терапии.

2. Размещение листа, наклон в зависимости от доминирующей руки. Фиксация листа с помощью различных приспособлений.

3.Выбор пишущих средств: использование карандашей и ручек с отягощением;

В результате глубокого изучения этой темы, системы работы у детей наблюдается динамика в развитии графомоторных навыков.

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом Опыт педагога Письмо - один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют.

Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.

Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.





















Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка руки к письму у лиц с ДЦП

В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера, но более 90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного мозга, органов зрения и слуха и, кроме того, многих мышц тела. Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Поэтому дети пишут медленно, неразборчиво, быстро устают, у них резко нарушена плавность письма.

Для того чтобы у ребёнка к поступлению в школу сформировались функции, необходимые для освоения этого навыка, уже в дошкольном возрасте целесообразно проводить работу по развитию произвольной моторики кистей и пальцев рук. С этой целью учитель-дефектолог и воспитатель (а также родители дома) выполняют следующие коррекционные упражнения по подготовке руки к письму детей с детским церебральным параличом: дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряжёнными кистями; имитируют встряхивание брызг с рук; имитируют полоскание белья; поднимают скрещённые руки над головой, раздвигая пальцы ("рога оленя"); опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряжёнными кистями рук; дети легко сжимают кулаки ("добрая кошка": прячет свои коготки в подушечки лапок); дети разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы ("кошка рассердилась": выпускает свои коготки) и др.

Следует помнить, что развитие статической и динамической координации движений кистей и пальцев рук проходит в следующей последовательности: сначала формируется движение на одной руке, затем на другой и только потом движения выполняются обеими руками одновременно.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Массаж Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: Самомассаж тыльной стороны кистей рук Самомассаж лодоней Самомассаж пальцев рук На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение). Утюг Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке. 2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. Пила Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

Массажеры для рук

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Шнуровка Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания: а) провести нитку через все отверстия по краю карточки; б) протянуть нитку в каждое второе отверстие; в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.); г) выполнить обмётку через край; д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках. Также используются готовые игры и пособия с учетом возрастных и физических возможностей ребенка.

Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи ; - развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома, простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: -параллельные отрезки сверху вниз, - снизу вверх, -слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку. Методика работы с трафаретами и лекалами

На последующих занятиях: - дети строят из геометрических фигур разные предметы, - заштриховывают их и составляют смысловые композиции. (можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие.) -затем в штриховку можно включить элементы букв. (штриховка в этот период выполняется фломастером). -заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д. Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Правильное положение руки при письме. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: - пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, - опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. - расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. - верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. - кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. - показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее: 1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. 2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка. 3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка. 4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий.

Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при письме гигиенических правил: Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку. Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений. Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем.

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.