Проявления тревожности у детей с дцп

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Валерьевна

Статья посвящена проблеме влияния тревожности на становление личности с двигательными ограничениями . Особый акцент сделан на специфику психического развития личности с церебральным параличом, что определяет актуальность данного исследования. Целью данного исследования является выявление уровня тревожности в группе детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет. В статье рассмотрены причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом, обусловленные социальными и биологическими факторами. В статье также отмечается, что изучение тревожности очень важно для последующего создания коррекционно-развивающих программ, способствующих снижению тревожности .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Валерьевна

УДК 159.922.7:616.8-009.11 ББК 88.83 М 42

Е.В. Медведева ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния тревожности на становление личности с двигательными ограничениями. Особый акцент сделан на специфику психического развития личности с церебральным параличом, что определяет актуальность данного исследования. Целью данного исследования является выявление уровня тревожности в группе детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет. В статье рассмотрены причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом, обусловленные социальными и биологическими факторами. В статье также отмечается, что изучение тревожности очень важно для последующего создания коррекционно-развивающих программ, способствующих снижению тревожности.

Ключевые слова: психология личности, личность с двигательными ограничениями, тревожность, детский церебральный паралич, старший дошкольный возраст.

E.V. Medvedeva FEATURES OF DISPLAYS AND THE REASONS OF THE ORIGIN OF UNEASINESS IN CHILDREN WITH THE CEREBRAL PARALYSIS

Abstract. The paper is devoted to a problem of influence of uneasiness on formation of the person with impellent restrictions. The special accent is made on specificity of mental development of the person with a cerebral paralysis that defines an urgency of the given research. An objective of this research is revealing level of uneasiness in group of children with a cerebral paralysis at the age of 6-7 years. The author considers the reasons of occurrence of uneasiness in children with the cerebral paralysis, caused by social and biological factors. Also it is noticed that studying uneasiness is very important for the subsequent creation of the correction-developing programs promoting decrease of uneasiness.

Keywords: psychology of the person, the person with impellent restrictions, uneasiness, a children's cerebral paralysis, the senior preschool age.

Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. В стране возросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста семей, имеющих ребенка с заболеванием детский церебральный паралич (ДЦП), которые наиболее подвержены развитию тревожности, становясь центром родительских забот и тревог.

У детей с ДЦП отмечается высокий уровень тревожности как характерологический признак и главный индикатор нарушений в личностной сфере [1].

В психологии тревожность рассматривается как отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности. Известно, что уровень тревожности существенно зависит от обстоятельств, однако каждый человек имеет свой личностный уровень тревожности. У детей с ДЦП высокий уровень тревожности обусловлен рядом патогенных факторов: церебрально-органическая недостаточность, частая госпитализация, переживания по поводу физической недостаточности.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей с церебральным параличом. По мнению Е.А. Сергиенко, дошкольный возраст (6-7 лет) является критическим в понимании собственного внутреннего мира [3].

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности и опыт консультирования, позволяют представить причины развития тревожности у детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет:

- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

- к ребенку предъявляют завышенные требования;

- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;

- негибкая, догматичная система воспитания;

- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захвалением, и реальными возможностями детей.

Своевременное исследование тревожности детей с ДЦП может привести к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей с церебральным параличом.

Целью исследования является изучение особенностей проявлений и причин возникновения тревожности у детей с ДЦП.

Исследование особенностей проявлений тревожности проводилось на базе Центра восстановительной медицины и реабилитации г. Краснодара для детей с церебральным параличом, выборка составила 50 детей 6-7 лет. Нормально развивающиеся дети в количестве 50 человек, посещающие МДОУ №8 г. Краснодара, были включены в исследование для сопоставления результатов.

Для исследования тревожности была использована методика Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [2].

В процессе использования Детского теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, Ф.Амен) были получены следующие результаты, характеризующие особенности проявления тревожности по отношению к наиболее типичным психотравмирующим ситуациям в детском возрасте.

В группе детей с нормальным развитием не отмечены показатели низкого и высокого уровней тревожности. Большая часть испытуемых (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности (индекс тревожности - ИТ от 20% до 50%), позволяющий дошкольникам в норме успешно адаптироваться в различных психотравмирующих ситуациях. У 17% испытуемых детей в норме отмечался повышенный уровень тревожности (ИТ от 50% до 70%), проявляющийся в раздражительности и эмоциональным напряжением в конфликтных ситуациях со сверстниками. Результаты отображены в диаграмме 1.

В группе детей с ДЦП показатели значительно отличались от показателей детей в нормальным развитием. Низкий уровень тревожности (ИТ ниже 20%) был отмечен у 4% детей с церебральным параличом. Показатели среднего уровня тревожности наблюдались у 12% дошкольников с двигательными нарушениями. Основную группу (84%) составили дети, обладающие высоким уровнем тревожности (ИТ выше 70%). Результаты отображены в диаграмме 2.

Следовательно, полученные данные показывают, что большинство нормально развивающихся детей в возрасте 6-7 лет (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности, в то время как только у 12% детей с церебральным параличом обнаруживаются средние показатели тревожности. Достоверность результатов проверена с помощью критерия Фишера и составляет 0,01 (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У дошкольников с низким уровнем тревожности наблюдается недостаточная тревожность, которая затрудняет адаптацию детей в психотравмирующих ситуациях. Дошкольники с двигательными ограничениями отличались расторможенным поведением, повышенным эмоциональным фоном настроения и снижением критичности. В ситуации обследования они легко вступали в контакт с экспериментатором, не боялись незнакомых людей. При выполнении тестовых заданий дети демонстрировали недостаточное понимание опасности, изображенной на картинке. У детей в норме показатели недостаточной тревожности выявлены не были.

В группе дошкольников с двигательными ограничениями адаптивная тревожность проявлялась в тех случаях (12%), когда дети имели сохранный интеллект, легкие двигательные и речевые расстройства. Адекватный уровень тревожности позволяет этим детям эффективно адаптироваться в социуме.

Повышенный уровень тревожности проявляется у старших дошкольников более разнообразно. Этот уровень тревожности характеризует преобладание негативного эмоционального опыта в какой-либо одной сфере социального взаимодействия (при общении со сверстниками или с родителями). Особенности проявления повышенного уровня тревожности в разных группах детей состоят в следующем.

Интересно, что негативный эмоциональный опыт дошкольников с двигательными ограничениями был связан преимущественно с ситуациями взаимодействия с родителями.

Анализируя и систематизируя полученные в результате исследования данные, можно выделить несколько причин возникновения повышенной тревожности:

1. Повышенная тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает у детей с церебральным параличом в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Повышенная тревожность вызывается чувством вины и характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.

3. Повышенная тревожность возникает при авторитарном стиле общения взрослого с ребенком в семье и в предъявлении завышенных требований.

4. Повышенная тревожность из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности.

5. Повышенная тревожность возникает в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации, и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей).

Итак, в результате исследования были выявлены особенности проявлений тревожности, выражающиеся в раздражительности, беспокойстве, пугливости, нерешительности и эмоциональной напряженности в ситуациях взаимодействия со сверстниками и родителями. При этом причинами возникновения повышенной

тревожности является не только физическое неблагополучие, вынужденная изоляция и частые госпитализации, но и некорректные стили воспитания по отношению к больному ребенку в семье.

Своевременное внедрение систем коррекционного воспитания и обучения, программ психологической поддержки семьи, формирующие у больного ребенка чувства своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

1. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМиД, 2000. 160 с.

3. Сергиенко Е.А. Истоки познания: онтогенетический аспект // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 43-54.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6


Так же, в научной литературе часто рассматривается отмечается эмоциональное отвержение больного ребенка. Главными последствиями такого отвержения в таких семьях являются чувство неполноценности ребенка, неуверенность в себе. А чем старше становится ребенок, тем больше у него формируются протестные реакции. в своих исследованиях отмечает, наиболее большую враждебность и эмоциональное отвержение наблюдается у родителей, чей ребенок имеет тяжелую двигательную патологию и косметические дефекты лица. С данным мнением соглашается , которая утверждает, что наибольшие трудности в эмоциональном общении испытывают семьи, воспитывающие ребенка с ДЦП и умственной отсталостью, чем семьи у которых дети имеет легкие и стертые двигательные нарушения.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним их факторов, влияющих на проявление тревожности у детей с ДЦП, является выбор неправильной тактики воспитания.

Из-за особенностей заболевания, ребенку с ДЦП приходится мириться с такими факторами как длительное пребывание в условиях частичной изоляции и невозможностью передвигаться самостоятельно. Ограниченно общение со сверстниками и участие в разнообразных видах деятельности.

Ребенок 7-10 лет начинает четко осознавать и переживать свою инвалидность. Тогда картина заболевания становиться сложнее, т. к. ситуационные расстройства поведения тесно переплетаются с психоорганическими.

Психоорганические нарушения характеризуются стертостью, нечеткостью личностных реакций, субъективной окрашенностью. Так, переживания собственного дефекта, не всегда глубокие в этом возрасте, сочетаются с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.

отмечал у младших школьников с ДЦП эгоцентризм, себялюбие, требовательность, которые не зависели от формы нарушения. Автор видел причины такого поведения в том, сто развитие ребенка проходит в узком кругу, потому что они оторваны от общественной жизни. Одновременно, автор отмечал у детей проявление неуверенности, несамостоятельности, постоянного чувства тревоги, неполноценности, которые стали последствиями непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки. У школьников с ДЦП возникает реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.

и отмечают, что при равных условиях обучения патологические реакции чаще возникают у детей со спастическими формами церебрального паралича и значительно реже - с подкорковыми формами поражения нервной системы.

Начало школьной жизни сопоставляется с возникновением новых тревог и страхов. И тревожность нормально развивающихся детей в своём проявлении совпадает с тревожностью детей с детским церебральным параличом, на которую дополнительно воздействует структура дефекта. Уровень тревожности физически здоровых детей и детей с ДЦП различны. Тенденция к накоплению детской тревожности проявляется в том, что своеобразные по содержанию тревоги, эмоциональные напряжения больных детей образуют устойчивое аффективное чувство, или комплекс тревожных переживаний. Он складывается как предвосхищение негативного восприятия себя и своих действий (в частности, двигательной неполноценности и ее последствий) другими людьми; проявляется в амбивалентных переживаниях ребенком своего положения в семье. Мы говорим о детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками. В этом случае возникают трудности адаптации в школьном коллективе, появляется страх перед учителем и страх не оправдать ожидания родителей. Очень тяжело детям с небогатым опытом отношений со сверстниками.

Исходя из фактов, рассмотренных выше, можно сделать выводы:

    Дети с заболевание ДЦП имеют значительные затруднения в усвоении накопленного людьми опыта, так как их развитие происходит в условиях депривации. Это приводит к искажению деятельности, общении, социальной позиции ребенка, его отношению к окружающему. У детей снижен круг общения, т. к. они редко выходят за рамки ведущего коллектива – семья, учебный коллектив, что так же сказывается на развитии личности, затруднении социализации, возникновении тревожности. У детей с ДЦП наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. В младшем школьном возрасте начинается период осознания собственного дефекта, что приводит к патологическим свойствам личности. Социальные и биологические различия ребенка, больного ДЦП, приводит к нарушениям социальной адаптации.

Выше перечислены особенности детей с ДЦП, которые приводят к дезадаптации обучению в школе. Такие школьники отличаются робостью, нерешительностью, пугливостью. Они теряются в новых условиях, таки как новый коллектив в школе, по причине своей неуверенности в себе. В школе дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заикание или гиперкинезы. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ни чем не интересуются, все свободное время занимаются подготовкой уроков, стараясь выучить заданное наизусть. Все это тормозит развитие их интеллекта.

В школьном возрасте у детей с ДЦП неоднократно возникает страх за свое здоровье, страх смерти, неправильное развитие личности. Они нередко отказываются от занятий, отказываются читать вслух или выполнять какие-либо поручения из-за низкой мотивации.

Таким образом, у детей с ДЦП кроме обычных причин, приводящих к повышению тревожности, в поведении присутствуют характерные особенности, связанные со структурой дефекта. Зачастую, следствием неуспеваемости и страхов у детей с ДЦП младшего школьного возраста является тревожность.

Дети при поступлении в школу испытывают ряд причин, которые затрудняют процесс нормализации эмоционального состояния. У детей с ДЦП накладывается еще ряд причин, связанных со структурой дефекта: нарушение регуляции своего поведения, норм и правил поведения, нарушение коммуникативной функции, т. е. процесса общения, нарушения мотивационной сферы, низкого уровня познавательной деятельности. Вследствие чего возникает тревожность, которая может привести к социальной дезадаптации, к трудностям в обучении и к отклонениям в поведении.

Анализируя полученные в результате исследования данные, можно выделить несколько причин проявления повышенной тревожности:

1. Повышенная тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства появляется у детей с ДЦП в результате ассоциаций, на определенные стимулы, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Повышенная тревожность образуется от чувства вины и приводит к чувствами самоунижения, недовольством собой.

3. Повышенная тревожность возникает при авторитарном стиле общения взрослого с ребенком в семье и в предъявлении завышенных требований.

4. Повышенная тревожность из-за неприспособленности к социуму, слабой адаптации к окружающей среде. Она происходит, если ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает окружающая среда. Тревога связана с чувством неполноценности.

5. Повышенная тревожность возникает в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации, и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей).

В результате анализа научной литературы, мы рассмотрели факторы влияния социального окружения на проявление тревожности у школьников с ДЦП. Проявление тревожности в данном случае выражается в раздражительности, беспокойстве, пугливости, нерешительности и эмоциональной напряженности в ситуациях взаимодействия со сверстниками и родителями. При этом причинами возникновения повышенной тревожности является не только физическое неблагополучие, вынужденная изоляция и частые госпитализации, но и некорректные стили воспитания по отношению к больному ребенку в семье, страх не оправдать ожидания, слабая адаптация к окружающей среде и нехватка общения со сверстниками.

В нашей работе мы проанализировали литературу зарубежных и отечественных авторов, исследовавших возникновение тревожности у детей. В нашей работе было выявлено:

- дети с ДЦП имеют большую предрасположенность к тревожности, чем здоровые сверстники;

- рассмотрены факты возникновения тревожности у детей с ДЦП, такие как внутренние и социальные.

Основываясь на данные, представленные в исследованной литературе, мы попытались составить характеристику детской тревожности, а так же факторы ее развития и дальнейшие последствия. При поступлении в школу даже здоровые дети испытывают определенные страхи и проявление тревожности во время адаптации к новым жизненным условиям. Дети, чья жизнь отягощена заболеванием, имеющие определенные психологическое и физическое развитие, а так же особенности эмоциональ-волевой сферы сильно подвержены проявлениям тревожности. Прослеживается определенная зависимость особенностей эмоционального развития, воспитания, психологического климата в семье и социального окружения младших дошкольников с ДЦП.

Эмоционально-волевая сфера детей с ДЦП

Описание: Понятие ДЦП. Формы ДЦП. Детский церебральный паралич ДЦП - непрогрессирующее поражение мозга обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном перинатальном и раннем постнатальном периодах всегда сопровождается двигательными нарушениями в частности неспособность ребёнком сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Дата добавления: 2015-11-02

Размер файла: 173.13 KB

Работу скачали: 74 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции – это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

2. Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

3.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

4. Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать – ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются [4]:

2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

6) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Социальная психология

Оглавление

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ 5

1.1. Феномен тревожности в психологии 5

1.2. Причины возникновения и последствия тревожности у детей 10

2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП 16

2.1. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП 16

2.2. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП 19

3. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С ДЦП 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Выдержка из текста

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспи-тывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных осо-бенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Например, в исследованиях С.А. Стельмах, имеются указание на повышенный уровень тревожности и наличие, наряду с обычными, возрастными страхами, неадекватных, бредоподобных, а также страхов, обусловленных заболеванием детей и особенностями переживания своей двигательной недостаточности. Проблема эмоционально-личностного развития больного ребенка рассматривается в узком конспекте. Так же, не полностью раскрыты и описаны другие факторы социальной ситуации развития детей с ДЦП, отражающиеся в их переживаниях и тревогах.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Без знания специфики эмоциональной сферы детей, сложно своевременно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Повышенный уровень тревожности лишает ребенка психологического комфорта.

Дети с заболеванием ДЦП, имеющие особенности психического и физического развития, имеют дополнительные факторы развития тревожности. Стельмах, имеются указание на повышенный уровень тревожности и наличие, наряду с обычными, возрастными страхами, неадекватных, бредоподобных, а также страхов, обусловленных заболеванием детей и особенностями переживания своей двигательной недостаточности.Цель работы: Исследование уровня тревожности у детей с ДЦП с разной формой посещения школы – интерната.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Такой ученик не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего, окружающие воспринимаются им как угрожающие, конфликтные, не способные оказать поддержки. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь ребенок все преломляет через призму тревожности, мнительности [5, с. 136].

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 января 2008 года зарегистрировано 650

12. детей-инвалидов в возрасте до

1. лет включительно. Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата (25%).

За высокими заборами системы специализированных домов инвалидов, домов ребенка, детских домов, интернатов проходила жизнь примерно

До настоящего времени не утрачивает актуальности проблема восстановления нарушенных функций у больных детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. Тяжесть инвалидизации у 20-30% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются необучаемыми. Важность этой проблемы определяется социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию. Весь смысл деятельности семьи, школы, вспомогательных и лечебных учреждений сводится к восстановительным мероприятиям, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности, возврат к активной жизни. Необходимо, чтобы дети-инвалиды овладели необходимыми навыками по самообслуживанию и получили школьное образование .

Гипотеза исследования предполагается, что установление определенных причин повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В. М. Астапов.— М.– 1997. – 456 с.

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992, № 5. — С. 111-117.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968. — 468с.

5. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, с.15.

9. Изард К. Эмоции человека [Пер. с англ.]

/ Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

11. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев: Вища школа, 1987. — 222 с.

12. Медведева Е. В. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия

3. Педагогика и психология . 2009. № 4. С.239-243.

13. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2007 г. – 114 стр.

14. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе.//Вопросы психологии личности школьника./ М.С. Неймарк. – М., 1961.

15. Немов Р.С. Психологическая книга: в 3т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – т.1.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1996. — 360с.

17. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.

18. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.

19. Устинова Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система по их преодолению [Текст]: автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.псих.наук (19.00.10)/Устинова Елена Владимировна; Самар.гос.пед.универ. – Самара, 2005. – 224с.

20. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 5. – С.14-22, с.21.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.