Психика человека с дцп

Добрый день, друзья и читатели блога! Представляю вашему вниманию статью и мнение незаурядного человека, прекрасной девушки, знающей проблему о которой говорит, как никто другой. Потому что она относится к категории людей, живущих, причем заметьте – успешно живущих, с диагнозом ДЦП. И так, сегодня на повестке дня – психологические особенности людей, живущих с диагнозом ДЦП, а также ложные заблуждения социальных корреспондентов, педагогов, психологов на счёт причин этих особенностей.

Мне на глаза, в одном из социальных изданий, недавно попалась заметка, в которой были перечислены рекомендации родителям и семьям, живущим с человеком с диагнозом ДЦП.

В этой заметке я обратила внимание на чудовищные заблуждения насчёт неверного истолкования социумом и, в частности, автором этой заметки причин психологических и соматических особенностей людей данной социальной категории.

На мой взгляд, публикации подобных заблуждений вводят в обман и дают ложное представление о тех, кто живёт с диагнозом ДЦП, в глазах других людей. Поэтому я считаю нужным не молчать об этом, а, наоборот, считаю нужным высказаться о некоторых аспектах подобных заблуждений.

Буду приводить дословно некоторые цитаты из той заметки и свои разъяснения к этим цитатам.

  • Начинается заметка такими предложениями:

Так считать — это первое заблуждение со стороны автора вышеупомянутой заметки. Не всегда и не обязательно главное значение в том, как сам ребёнок будет воспринимать себя и относиться к самому себе.

Прежде всего, за отношение сначала как к человеку, а с годами – и как к личности, пусть и живущей с диагнозом ДЦП, несёт именно его ближайшее окружение. Безусловно немаловажны и индивидуальные соматико-психологические черты характера такого человека, которые, где-то в чём-то и соглашусь, могут закладываться и проявляться с детства.

Умение гармонично сосуществовать с окружающим миром прививается путем правильного, адекватного морально-этического восприятия ребёнка или человека, имеющего диагноз ДЦП, социумом в целом, а не только близким.

Простое восприятие как обычных людей, ибо прежде всего люди с диагнозом ДЦП хотят видеть и позиционировать себя в обществе именно как обычные люди, без всяких там акцентов на уникальности их особенностей!

Я никогда не устану об этом повторять, ибо это основа основ смысла жизни таких людей! И очень многое зависит именно от правильного восприятия тех, кто живёт с ДЦП диагнозом, какой бы степенью сложности он не был, именно нашим социумом!

От самих людей с диагнозом ДЦП, без поддержки и должного восприятия их социумом, мало что зависит!

  • Цитирую следующее заблуждение:

Глубоко ошибочно так заявлять и утверждать. Конечно, бывают некоторые исключения из правил, когда особенности психологии зависят от степени поражения клеток головного мозга, но в диагнозе ДЦП – это малый процент.

При диагнозе ДЦП не вызывающий сомнения факт заключается в том, что от степени поражения нервных клеток головного мозга или мозговой подкорки зависят именно основные ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, а НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ!

А это, уважаемые читатели, согласитесь, уже совершенно другой подход и постановка вопроса, надо чётко это каждому уяснить и правильно понимать!

А вот как раз психологические особенности развития человека с таким диагнозом, начиная с рождения, обусловлены правильным восприятием ребёнка или человека с диагнозом ДЦП социумом, в том числе и тех, кто составляет ближайшее окружение или с кем приходится ежедневно и часто контактировать, а не степенью поражения мозга заболеванием, как это принято обывательски ошибочно считать.

  • Цитирую дальше:

Совершенное заблуждение. Давайте разбираться по порядку. Все люди – разные, и настроения у нас всех также, время от времени, бывают разные.

Иногда бывают периоды в жизни, когда любой человек ощущает потребность побыть наедине с собой, со своими мыслями, немного уйти в себя и отстраниться от окружающего мира.

Например, человек периодами находится в меланхолическом состоянии души. Это нормальное явление, свойственное для каждого человека, и диагноз ДЦП здесь совершенно не при чём. Тем более, в приделах нормы, ни к какой хронической депрессии такие состояния не ведут.

Также, как и мнительность с тревожностью в человеке могут быть обусловлены совершенно другими внешними, или даже и внутренними, факторами, с ДЦП никак не связанными.

В жизни человеку с ДЦП приходится сталкиваться и решать такое огромное количество разных задач и ситуаций различной степени сложности, что давным-давно перед таким человеком уже никаких страхов вообще не существует! Это совершенно ошибочное обывательское мнение и истолкование происходящего.

Это просто ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, а НЕ СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ!

То же самое касается и агрессивности. Нужно чётко понимать и различать понятие агрессивности и понятие свойственного всякому человеку здорового возмущения несправедливостью решения того или иного, жизненно важного для человека с ДЦП вопроса или актуальной проблемы.

Да, человеку с диагнозом ДЦП очень часто в жизни приходится настойчиво отстаивать и добиваться выполнения своих законных, а порой жизненно-важных, интересов и прав. Порой приходится при этом применять здоровую долю возмущения и негодования, свойственную, впрочем, и любому другому человеку.

Не секрет, что зачастую только так и можно решить ту или иную ситуацию либо проблему. Вот только не надо человеку с диагнозом ДЦП при этом приписывать вымышленную агрессивность, ибо ничего общего с ней возмущение и негодование не имеет!

  • Цитирую ещё одно заблуждение:

Это уже вообще цитата из области полного непонимания автором изначальной сути того, о чём вообще говорится в обсуждаемой теме!

Приведу пример из собственной жизни. Я человек, живущий с диагнозом ДЦП 36 лет. У меня есть некоторые ограничения в ходьбе и передвижениях в пространстве, особенно на улице, обусловленные физической особенностью формы диагноза – гиперкинетической.

В некоторой степени, всю мою сознательную жизнь присутствуют физические нарушения координации движений из-за гиперкинезов (непроизвольных движений рук и ног). Но это, ни в коем образе, в жизни не помешало мне всесторонне развиваться как личности. В детстве контактировать и играть наравне с другими, обычными соседскими детьми, справиться с дизартрией и полностью восстановить речь, приобрести элементарные навыки обслуживания себя в быту (уметь самостоятельно одеваться, обуваться, убирать квартиру, стирать, готовить, ходить в магазин). В пять лет я научилась самостоятельно читать, с детства умею декламировать стихи и петь, постоянно творчески старалась развиваться.

В семь лет я пошла в общеобразовательную школу, в обычный класс, наравне со всеми другими детьми. И каждодневно, все десять лет учёбы, посещала её и присутствовала на уроках в классе вместе со всеми остальными, успешно осваивая общеобразовательную программу обучения, получив через десять лет аттестат зрелости и окончив школу с золотой медалью.

Параллельно, в школьные годы, посещала занятия ещё и в музыкальной школе по классу фортепиано, а также кружки вокала и творческой живописи.

Летом ездила в пионерские лагеря, участвовала в творческих фестивалях, успешно занимала призовые места. Ездила также на отдых в детские санатории.

Всегда старалась вести активный, разносторонний и творческий образ жизни.

После окончания школы сразу же поступила в вуз, наравне со всеми сдавая вступительные экзамены, в Черкасскую Академию Менеджмента (нынче это – Черкасский Восточно-Европейский Университет Экономики, Менеджмента и Права), на юридический факультет.

Училась также наравне со всеми остальными студентами, каждодневно посещая лекции и семинары в режиме стационара, а не заочном. При чём на занятия мне приходилось ездить каждодневно. В любую погоду (дождь ли, снег, жара, холод), общественным транспортом из Смелы в Черкассы — это 20 км туда и 20 км обратно домой.

Да, спасибо моим родителям за поддержку: встречали, провожали, водили меня за руку на занятия. Порой было неимоверно сложно, но я как-то привыкла и все пять лет с достоинством преодолевала весь этот путь.

Учёба была мне в удовольствие, я с интересом посещала все лекции. Семинары, зачёты, экзамены, сессии, госэкзамены (а для юридического факультета у нас они были дважды, на четвёртом и пятом курсе), защита диплома, прохождение практик в различных юридических учреждениях – всё это происходило в общем потоке, без всяких поблажек к моему диагнозу, наравне со всеми остальными студентами-однокурсниками.

Вуз я закончила через пять лет с красным дипломом и получила высшее юридическое образование.

После окончания вуза работала какое-то время в местной юридической конторе помощником адвоката, проходила практику и стажировку в нотариальной конторе, практикую частную юридическую практику и консультации.

Не оставила и свою творческую деятельность – в жанре вокала меня иногда приглашают с выступлениями участвовать в творческих фестивалях, немного пишу романы и стихи, увлекаюсь вышивкой.

В 22 года я встала с коляски и стала самостоятельно передвигаться по улицам, с помощью прогулочных ходунков. Появилась возможность, помимо основной юридической деятельности, иметь дополнительные доходы.

Одно время занималась распространением и продажей косметических средств, а также записью музыкальных фонограмм для вокалистов.

Активно ходила по улицам города, ездила на обучающие тренинги, семинары, в том числе, и международного уровня, встречалась с кругом своих клиентов по работе.

Смешно звучит, ей-Богу! На чём же всё это держится, как не на силе воли, а?! И хочу заметить, что я далеко не единичный случай среди людей с диагнозом ДЦП, с сильной волей и ведущих активный, насыщенный образ.

Я лично, в силу своей активной трудовой, общественной и творческой деятельности знакома с десятками таких людей и знаю сотни ещё таких же ярких примеров!

А эмоциональный фон, излишние суетливые движения, некоторая утомляемость – всё это следствия физических особенностей состояний при диагнозе ДЦП.

В моём случае – это гиперкинезы, у кого-то какая другая физическая особенность ДЦП. Но это уж никак не связано с отсутствием силы воли, абсолютно полное заблуждение искать в этом причину!

Сила воли у нас присутствует, ещё и ого-го какая! Иначе мы просто не справились бы со всеми перипетиями и сложностями своей жизни.

С уважением к Вам и наилучшими пожеланиями, Оля Печерица

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все
зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться. Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными. Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Это заболевание не носит наследственный характер. Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех
разная степень тяжести
, их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей. У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится. При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:

  • постоянная тревожность;
  • агрессия;
  • необоснованные страхи, кошмары.

Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию — психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы, притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу. Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие. У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик, где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться.

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации. Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это — последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения. Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

Термином "церебральные параличи" объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер - как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций - тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот [2].

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения [7].

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов [18].

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Это обусловлено:

вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения

затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств [7].

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с ЦП.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с ЦП вследствие двигательных нарушений восприятие себя ("образ себя") и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, то есть, характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко заменяются у них определениями там и тут. Дошкольники с ЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса. У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с ЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у других наблюдается ЗПР, у части детей имеет место умственная отсталость. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с ЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

У детей с ЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических и социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков формируется нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В его основе лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.

В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с ЦП, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с ЦП характерен невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены различные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к раздражителям). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется, и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний. Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дому; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с ЦП наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителя или учителя.

Итак, психическое развитие ребенка с ЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [7].

Таким образом, личностные особенности детей с ДЦП включают ряд признаков:

Изменения самооценочного компонента личности, которые проявляются в снижении актуальных самооценок, негативном отношении больных детей к себе в целом.

Изменения эмоционального компонента личности, что проявляется в эмоциональной нестабильности, склонности к невротическим реакциям.

Изменения коммуникативного компонента личности, что проявляется в тенденции к псевдоаутизации: замкнутости, отгороженности от мира, трудностях в установлении социальных контактов.

Изменения интеллектуального компонента личности, что проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности.

Личностные особенности детей с ДЦП имеют ряд особенных признаков:

сниженные идеальные самооценки (притязания)

изменения волевого компонента личности, что проявляется в снижении инициативы, активности, конформном, зависимом поведении, стремлении к выполнению социальных правил и требований, что позволяет больному ребенку сохранить необходимый уровень активности за счет компенсаторного конформного и социально одобряемого поведения.

Выявленные общие личностные девиации отражают общие характеристики психогенеза личности детей с двигательными нарушениями и связаны с факторами социальной депривации, дефицитом общения, психогенным воздействием, в основе которого лежит физическая неполноценность.

Специфические особенности личности детей с ДЦП связаны с наличием органически измененной "почвы" и представляют собой вторичные изменения, определяющие способ приспособления личности ребенка к имеющейся церебрально-органической недостаточности и к двигательному дефекту [2].

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.