Психологическая коррекция развития детей с церебральным параличом

Психологическая коррекция является одним из важных звень­ев в системе комплексной реабилитации детей с церебральным па­раличом при различной степени тяжести интеллектуального и фи­зического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррек­ция рассматривается как один из способов психологического воз­действия, направленный на коррекцию отклонений в психичес­ком развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений развития детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физи­ческой беспомощности (44).

Психологическую коррекцию можно рассматривать в широ­ком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологичес­кая коррекция — это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недо­статков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как ме­тод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию разви­тия личностных свойств.

Б.Д. Эльконин (89) в зависимости от характера направлен­ности коррекции выделяет две ее формы; симптоматическую, направленную ца симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существен-

ных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура нарушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребенку усво­ить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, несмотря на интенсивные занятия у ребенка по-прежнему отмечаются суще­ственные трудности в усвоении математики. Такой способ коррек­ции является недостаточным, если мы не знаем истинную при­чину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе на­рушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической недостаточностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешний проявлениям отклонений в раз­витии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекции необходимы заня­тия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры наруше­ния и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требу­ют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как осно­вополагающих, отправных идей, чрезвычайно важна в теории и практике психологической коррекции.

Важным принципом психологической коррекции является принцип комплексности.Согласно этому принципу психологи­ческую коррекцию, можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует пси­холог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родите­ли); в которой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции — личностный подход.Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдель­ную функцию или изолированное психическое явление у челове-

ка, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учи­тывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип — деятельностный подход.Личность прояв­ляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологи­ческой коррекции детей и подростков. Психокоррекционная рабо­та должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятель­ность, органически вписывающаяся в систему повседневных жиз­ненных отношений ребенка. Психокоррекционный процесс дол­жен проводиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой деятель­ности, если школьник — то в учебной деятельности. Однако, учи­тывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следу­ет ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребен­ка, но и на тот вид деятельности, который является личностном значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при кор­рекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от исполь­зования продуктивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции — это един­ство диагностики и коррекции.Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на основе полной психо­логической диагностики не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, физических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Про­цессы психологической диагностики и коррекции являются взаи­модополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологи­ческом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекци­онных занятий. Или психогенные переживания ребенка с наи-

большей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучаю­щего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции —иеархический.Он базируется на положении Л.С. Выготского (11) о ведущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реализация этого принципа означает целенаправленное формирование психологи­ческих новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция на­правлена не на актуальную зону, а зону ближайшего развития ре­бенка. Например, для коррекции мнестических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции; анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных опе­раций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип — каузальный.Реализация этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. На­пример, первопричиной эмоциональных и поведенческих нару­шений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочетание обоих факторов. В зависимос­ти от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являют­ся семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспита­ния больного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном психологичес­кой коррекции должно быть снижение эмоционального диском­форта ребенка специальными методами психорегулирующих тре­нировок на фоне медикаментозной терапии.

Седьмой принцип психокоррекции — временной,то есть ран­нее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции, В последние годы широко вне­дрена в практику ранняя диагностика ДЦП, Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию речевого разви­тия и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого разви­тия и своевременное коррекционное педагогическое воздействие

в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней! коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детское го мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка, Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

Основными направлениями психокоррекционной работы при ДЦП в раннем и дошкольном возрасте являются:

— развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового,] кинестетического восприятия и стереогноза), формирование про- странственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности: (внимания, памяти, воображения);

— развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению пись­мом.

Восьмой принцип — единство коррекционной работы с ре­бенком и его окружением,прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сгла­живать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники психолого-педагогичес­кой помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. Для создания благо­приятных условий воспитания в семье необходимо знать особен­ности развития ребенка, его возможности и перспективы раз­вития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ре­бенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую дея­тельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре­деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружа­ющих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появля­ются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен.

Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребен­ка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое вос­питание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно со­четаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно по­степенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с це­ребральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интел­лектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нор­мального уровня психического развития до тяжелых степеней ум-, ственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме, патологии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельно­сти — абстрактного мышления.

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с психичес­ким недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-пер­цептивных процессов, что проявляется в недоразвитии констант­ности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов. Это оп­ределяет основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

- Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирова­ние перцептивных операций.

- Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

- Развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обуче­ния детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется фор­мированию конструктивной деятельности. Конструктивная дея­тельность является сложным познавательным процессом, в резуль-

тате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

А.Р. Лурия (36) провел психологический анализ развития конструктивной деятельности дошкольников. В отличие от обыч­но применяемых в дошкольной педагогике, конструтивных игр, где ребенок точно копирует образец, автор предложил конструиро­вание с нерасчлененных образцов, где перед ребенком стояла зада­ча мысленного анализа элементов, из которых состоит предложенная модель. Однояйцевые близнецы были разделены на две группы. Одна группа обучалась конструированию по традиционной методике, а вторая группа (их сестры и братья) обучалась констру­ированию с нерасчлененных образцов (готовые постройки были заклеены белым плотным картоном). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что предложенный метод кон­струирования по моделям радикально изменяет развитие конст­руктивной деятельности ребенка, положительно сказывается на развитии сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Обучение конструированию по моделям существенно повлияло на умственное развитие детей, на развитие зрительно-пространствен­ного анализа и синтеза.

Занятия с детьми по конструктивному моделированию с ис­пользованием методики А.Р. Лурия (37) предполагают решение следующих задач (табл. 2):

- Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов;

— Обучение самостоятельным способам решения конструктив­ных задач;

- Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;

- Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Параллельно с обучением конструированию проводится обуче­ние рисованию также в четыре этапа. На первом этапе дети обуча­ются элементарным графическим движениям в вертикальном и горизонтальном направлениях. На втором этапе — обучение про­извольному управлении* графическими движениями с помощью рисования по трафаретам. На третьем этапе — рисование после предварительного конструирования предметов из готовых форм. На четвертом (последнем этапе) -— изображение предметов с на­туры.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвити­ем отличается недостаточностью объема запоминания, трудностя­ми приема, хранения и воспроизведения информации. Невозмож­ность опосредованного запоминания обусловлена трудностями

Содержание обучения детей конструктивному моделированию

Одним из наиболее тяжёлых заболеваний, имеющих следствием детскую инвалидность, является детский церебральный паралич (ДЦП), который характеризуется комплексом нарушений (двигательные, речевые расстройства, нарушение познавательной деятельности и т.д.). В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества новорожденных с этой патологией и рост числа детей с наиболее тяжёлыми проявлениями нарушений (К. А. Семёнова, В. Д. Левченкова). В связи с этим разработка новых методов и форм работы с детьми с ДЦП является актуальной задачей.

Психологические исследования личностного развития детей-инвалидов показали, что прямым следствием инвалидности является нарушение эмоциональной сферы ребенка. А особенности эмоциональной сферы детей-инвалидов, в свою очередь, негативно отражаются на их адаптивных возможностях: нарушаются межличностные отношения, возникают сложности в общении, сужаются контакты с окружающим социумом, затрудняется обучение и т. д. Изучением данного вопроса занимались Московкина А. Г., Мастюкова Е. М. Раменская О.Л. и др.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений – это организованная система психологических воздействия. Основными ее направлениями является:

- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

- повышение активности и самостоятельности;

- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

Важным этапом работы с такими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивость и саморегуляции.

Причинами эмоциональных нарушений являются:

1) патологические изменения ЦНС и организма в целом, связанные с остаточным заболевание. Конечно, эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть и обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность.

2) дефекты процесса воспитания. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служит неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания (гипер или гипоопека).

Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушений должна идти по 2 путям:

- медицинскому (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);

Направления психолого-педагогической коррекции:

- воздействие на ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду;

- воздействие на мотивационную сферу ребенка с целью переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей, формирования четкой ближайшей и отделенной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде;

- изменение поведения. Поведение – это система взамосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения рассматривается как нарушение поведения.

Нарушение эмоционально сферы, прежде всего, связано с конфликтом. Традиционно выделяют 3 вида направленности конфликта у детей:

1) конфликт в рамках межличностных отношений - повышенная возбудимость, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, негативные эмоциональные реакции по незначительному поводу;

2) интрапсихический (внутриличностный) конфликт - повышенная тормозимость, слабо отраженная общительность, глубокое переживание обиды, возможны стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи).

3) смешанный конфликт – агрессивность, импульсивность. Встречается чаще 2-х других.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов – психическая травма. Психические травмы – это внешние раздражители, оказывающие патогенное болезненное воздействие на ребенка. Для осуществления коррекционной работы необходим содержательный анализ психической травмы ребенка.

Поэтому важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Цели таких занятий: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Она способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

Важным моментом при реализации данных направлений работы является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успеха в их развитии, пусть даже небольшого, и обязательно акцентировать внимание на этом успехе. Тем самым в ребенка пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться в данном направлении, проявляется новая эмоциональная установка.

Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее школы ценностей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, занятие любимым и полезным делом) и формированию адекватного уровня притязаний.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Для повышения эффективности проводимым мероприятий необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.

Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и ЦНС, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, - обуславливает необходимость создания разных моделей психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Дети с диагнозом ДЦП

Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей с ДЦП – это организованная система психологических воздействий, основным направлением которых является смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности, устранение вторичных личностных реакций.

Комплексное лечение при ДЦП должно быть направлено как на устранение патологий, так и на общее оздоровление организма. Большую помощь в решение этой проблемы может оказать психологическая коррекция личности.

Дети с данным диагнозом остро чувствуют собственные недостатки, неуверенность в себе, испытывают постоянное чувство тревожности, страх и паническое состояние. Для благополучного лечения в физическом плане важно, чтобы эти чувства были полностью исключены.

Основными случаями психокоррекции являются кризисы, приводящие к потере смысла жизни, психопатия, наличие агрессивных тенденций.

Очень важным моментом в этих случаях является то, чтобы лечением занимался опытный специалист вместе с опытным лечащим врачом, потому что за ситуацией необходим постоянный контроль.

  • Курсовая работа Психологическая коррекция ДЦП 420 руб.
  • Реферат Психологическая коррекция ДЦП 270 руб.
  • Контрольная работа Психологическая коррекция ДЦП 190 руб.

На первом этапе лечения будет лучше, если психокоррекция будет происходить в индивидуальном порядке, чтобы ребенок смог адаптироваться к необычному лечению.

Коррекционный метод выбирается тот, который сможет дать лучшие результаты.

С помощью психокоррекции специалист объясняет ребенку безопасность мира, в котором живет ребенок с ДЦП, объясняет, что он индивидуальность с собственными навыками.

Необходимо вселить в ребенка веру в собственные силы, зарядить позитивом и бодростью для дальнейшего лечения.

Игровой подход к коррекции становится лучшей методикой и может проходить вместе с родителями, цель которых наблюдать за деятельностью ребенка. При таком подходе позиция психолога становится главным аспектом правильной психологической коррекции, поэтому специалисту необходимы такие навыки, как умение создать комфортную обстановку, понимать мир ребенка, умение создать атмосферу безопасности.

Кроме этого, специалисту важно создать своеобразное чувство вседозволенности и поощрять ребенка даже за самое маленькое достижение, добиться, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, основываясь на собственном опыте.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Псикоррекционная работа с детьми с ДЦП

ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, часто приводящее к инвалидности.

Это заболевание у детей стало одним из самых распространенных - статистика показывает, что в среднем 6 малышей из каждой 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.

Это заболевание является результатом повреждения мозга в раннем онтогенезе или результатом недоразвития. При этом особенно страдают большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию произвольных движений, речи и других корковых функций.

Заболевание проявляется в виде различных психических, речевых, двигательных нарушений, которые в клинической картине являются ведущими.

Поскольку ДЦП не относится к прогрессирующим заболеваниям, то с возрастом и под действием лечения состояние ребенка улучшается.

Механизм этих специфических отклонений в психическом развитии очень сложен и определяется временем и степенью локализации мозгового поражения.

Вопросы психологической помощи детям, страдающим церебральным параличом, освещены недостаточно, хотя этой проблеме посвящено значительное количество работ.

Среди отечественных специалистов известны работы А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.

Динамика умственного и личностного развития таких детей будет положительной, если методы психологической помощи правильно подобраны с обязательным учетом индивидуально-психологических особенностей.

Специалисты делят процесс психологической диагностики детей с ДЦП на психологическую диагностику развития моторных, сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик ребенка.

Цель психологической коррекции заключается в исправлении нарушений в психическом развитии ребенка, профилактика отклонений в развитии, гармонизация личности.

Важное значение имеет ориентация на сложные системноструктурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.

Учитывая возраст ребенка с церебральным параличом, можно разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий, опираясь на системнострутурные модели психического дизонтогенеза.

Психокоррекция идет в двух основных направлениях:

  • во-первых, идет возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и их активизация;
  • во-вторых, идет ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.

Важной частью психокоррекции больных детей является работа с родителями, испытывающими эмоциональный дискомфорт в связи с тяжелой болезнью ребенка.

Задача психолога – смягчить этот дискомфорт, сформировать положительные установки на помощь ребенку, найти адекватный стиль воспитания детей с ДЦП.

Психокоррекция проводится на основе доступного ребенку деятельностного подхода. При несформированной игровой деятельности психокоррекцию проводят в контексте предметно-практической деятельности.

Важным является принцип комплексного подхода к психокоррекции – это контакт с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем, родителями.

Психологу в процессе коррекции необходимо ориентироваться как на уровень актуального развития ребенка, так и на его потенциальные возможности – этот иерархический принцип является самым важным.

Психокоррекция познавательных процессов детей с ДЦП

Дети с церебральным параличом имеют сложную структуру интеллектуального дефекта, которая требует дифференцированного подхода к психокоррекции.

Это говорит о том, что составление психокоррекционной программы требует учета формы, специфики и степени тяжести нарушения психических функций.

Интеллектуальные нарушения при ДЦП имеют большой диапазон – от нормального уровня психического развития до умственной отсталости.

Первичным дефектом при тяжелой форме интеллектуального нарушения является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием отмечаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в замедленном темпе узнавания предметов, трудностях обобщения сенсорных сигналов.

Отсюда основными задачами психокоррекции сенсорных процессов являются:

  • обучение усвоению сенсорных эталонов, формирование перцептивных операций;
  • развитие предметности, константности, обобщенности восприятия;
  • развитие скорости восприятия объектов.

Развитием конструктивной деятельности дошкольников занимался А. Р. Лурия, проведя психологический анализ, он пришел к выводу, что обучение конструированию по моделям в значительной степени влияет на умственное развитие, на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза ребенка.

Конструктивное моделирование по методике А. Р. Лурия предполагает, что в ходе занятий дети смогут обучиться:

  • самостоятельным способам обследования образцов;
  • самостоятельным способам решения конструктивных задач;
  • словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;
  • самостоятельному поиску своих ошибок.

Параллельно с конструированием идет обучение рисованию, где выделяется 4 этапа – обучение элементарным вертикальным и горизонтальным графическим движениям, произвольному управлению графическими движениями по трафаретам, конструированию предметов из готовых форм, изображению предметов с натуры.

Дети с ДЦП наряду с психическим недоразвитием имеют недостаточный объем памяти и запоминания, трудности приема, хранения и воспроизведения информации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.