Психологическая помощь детям с дцп основные направления и задачи

В представленном материале раскрывается понятие детский церебральный паралич (ДЦП), причины возникновения, формы. Расмотрены основные стадии течения ДЦП, также рассмотрены направления психологической диагностики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
spetsialnaya_psihologiya.ppt 2.74 МБ

Подписи к слайдам:

Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи. Выполнила Хватова Елена Сергеевна

Актуальность проблемы В настоящее время более часты случаи рождения детей с ДЦП. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее.

Цель нашей работы описать основные направления психологической помощи ДЦП

Задачи: Раскрыть понятие ДЦП, причины возникновения, его формы. Основные стадии течения ДЦП Направления психологической диагностики детей, основные принципы.

Детский церебральный паралич (ДЦП) это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие фило и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная.

Основные причины развития ДЦП: Пренатальные Натальные Постнатальные вредные факторы

В классификации К.А.Семеновой (1968) выделено пять форм ДЦП: Спастическая диплегия. Гемипаретическая форма ДЦП. Гиперкинетическая форма ДЦП. Двойная гемиплегия. Атоническиастатическая форма.

Спастигеская диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. При этой форме часто наблюдается задержка психического развития; 30-35 % детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70 % наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретигеская форма ДЦП в 80 % случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и т. п. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при поражении преимущественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражается верхняя конечность. У 25-30 % детей с гемипаретической формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50 % — вторичная задержка умственного развития.

Гиперкинетигеская форма ДЦП развивается у ребенка вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект и ограниченную возможность самообслуживания, уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10 % случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тяжелых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонигескиастатигеская форма встречается значительно реже других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни(острыми нарушениями гемои- ликвородинамики, возникающими в процессе родов ); ранняя резидуальная — первые годы жизни. Установочные рефлексы у ребенка не формируются или формируются их элементы. Произвольная моторика резко отстает в своем развитии, кроме того, нарастают патологические синергии, устанавливаются патологические двигательные стереотипы. 3. поздняя резидуальная — с 24 до 16 лет. окончательным развитием патологического двигательного стереотипа

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии стоят в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами.

Проблема ДЦП приобретает не сколько медицинскую, сколько социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому очень важна коррекция негативных проявлений детского церебрального паралича.

Правильно подобранные методики психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей больных оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП делят на направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, особенности мотивационнопотребностной сферы и индивидуальноличностных характеристик.

. Во время свободной игры ребенка психолог фиксирует следующие моменты: 1) проявляет ли ребенок интерес к игрушкам; 2) как долго ими занимается; 3) употребляет ли ребенок игрушку по назначению.

Диагностические методики исследования: Восприятие формы на доске сегена Восприятие цвета предметов

3. Восприятие величины предметов 4. Исследование особенностей осязательного восприятия предметов (игра Волшебный мешочек) 5. Исследование конструктивной деятельности

6. Исследование особенностей рисования 7. Исследование мыслительных процессов(лишний предмет)

8. Классификация предметных картинок 9. Обследование счетных навыков

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов : 1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметнопрактической, игровой, учебной деятельности.

2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, его умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка достигнутых результатов.

3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики психолога должен интересовать не отдельный симптом, а личность ребенка в целом. 4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентировать в особенностях психического развития здорового ребенка. 5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальнопсихологических .

После окончания диагностических занятий рекомендуется переходить к коррекционным занятиям.

Требования к работе с детьми с ДЦП: 1. Педагог-психолог должен хорошо отдавать себе отчет в своей деятельности. 2. Не испытывать жалости к детям и не фальшивить им. 3. Время занятия не более 20 минут для одного ребенка или группы детей. 4. Вариативность требований к ребенку. 5. Гуманность и естественность в отношении с детьми. 6. Самостоятельность детей во время занятий.

В коррекционной работе психологом используются такие упражнения: Дыхательные упражнения. Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов: Индивидуальные упражнения Парные упражнения Упражнения для развития произвольности.

Трудности восстановительного лечения детей с детским цере­бральным параличом обусловлены не только тяжестью двигатель-НОГОдефекта, но, главным образом, своеобразными особенностя­ми их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременно начатая психолого-педагогическая помощь являет- ;| ся одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В настоящее время вопросы психологической помощи детям j с ДЦП освещены далеко недостаточно. Практическое применение различных психотехнических приемов, направленных на больных с ДЦП, часто используются психологами и педагогами без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процес­сов и особенностей эмоционально-волевой сферы. Отсутствие чет- j ко разработанных дифференцированных методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный подбор психотехнических приемов мо­жет отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка, а также создает существенные трудности в ра­боте педагогов и родителей.

Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индиви­дуально-психологических особенностей больных оказывает поло­жительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Мы рассматриваем психологическую помощь детям и подро­сткам с церебральным параличом как сложную систему реабили­тационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности больного, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможнос­тям больного ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длитель­ное пребывание в стационаре и хирургическое лечение.

Эффективность психологической помощи детям с церебраль­ным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомен­дуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотива-ционно-потребностной сферы и индивидуально-личностных ха­рактеристик.

Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП являет­ся чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуаль­ных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ получен­ных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не толь­ко адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сен­сорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельнос­ти, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на дви­гательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возмож­ностей больного очень важен при психологическом обследовании.

Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается' в удобное для него положение, в котором достигается максимальное! мышечное расслабление.

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расст- \ ройствами. Обездвиженность ребенка во многом мешает ему актив- j но познавать окружающий мир. Положение многих детей с цереб-ральнымипараличами бывает вынужденным, они подолгу лежат] в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на животе они не могут под-1 нять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут поль-j зоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это значительно ограничивает поле зрения, препятствует развитиюзрительно-моторной координации.

При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние

Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразитель­ных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.

При детском церебральном параличе наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке дви­жения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточ­ности тонической функции в раннем возрасте нарушается фор­мирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте на­рушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Валлон (1967) отмечал, что патоло­гический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, бы­строе общее утомление, нарушение внимания. Патологический ги­пертонус с напряженностью позы, недостаточная пластичность также приводят к быстрой утомляемости и снижению внимания. Особенно наглядно это отражается в рисунках и в письме у ребен­ка. Из-за скованности движений линия не дотягивается до конца, рисунок отличается мелким размером, прерывистостью линий. На­рушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к на-

рушению в формировании автоматических движений. У ребенка! страдает синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных движений, впервую очередь мимических, особенно важных в процессе обще­ния. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах детства, когда еще недостаточно развита речь, усугубляет задержку его психического развития. Например, значительное не­доразвитие выразительной моторики наблюдается при умствен­ной отсталости. Это проявляется в невыраженности, обедненно-сти, монотонности мимики, жестов, защитных и автоматических движений.

Патология кортикального уровня движений формирует раз­нообразную симптоматику нарушений моторных функций.

При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов будут] страдать отдельные компоненты движения: его сила, точность и ско-рость,что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При па- i тологии как премоторных, так и постцентральных отделов головно­го мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединенные общим названием апраксии.

Однако при анализе нарушений движений у ребенка необходи-] мо помнить, что в детском возрасте двигательная система, особен­но отдельные ее стороны, еще находятся в процессе становления. ] Поэтому у детей меньше, чем у взрослых, проявляется четкость, ло-1

кальность и изолированность нарушений движений. При детском церебральном параличе наблюдается диффузная симптоматика, со­четающая в себе явления повреждения в двигательной сфере с её недоразвитием.

К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизволь­ные движения, не связанные по смыслу с произвольными движе­ниями. Например, ребенок при попытке поднять одну руку, одно­временно поднимает и вторую; при движении пальцев одной руки возникают аналогичные движения в другой. Синкинезии наблю­даются и у здоровых детей, особенно в ранние периоды, но с воз­растом они уменьшаются и в подростковом возрасте уже не наблю­даются. При детском церебральном параличе они имеют место у ребенка и подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают человека всю его жизнь.

Второе важное направление в психологической диагностике дошкольников с ДЦП — это оценка их сенсорно-перцептивных функций.

Целью коррекционной работы при нарушение опорно-двигательного аппарата является оказание медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи, а также обеспечение максимальной комфортной, полной и ранней социальной адаптации, общего обучения детей. И в первую очередь важно развить позитивное отношение к жизни, обществу, семьи, обучению и труду.

Пользой лечебно-педагогических мероприятий будет является своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в различных звеньях. Лечебно-педагогическая работа вносит комплексный характер, важное условие комплексного взаимодействие — это взаимосвязь всех специалистов различного профиля - невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, а также родителей. Необходима их полная согласованность позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплекс восстановления нарушения опорно-двигательного аппарата входят: медикаментозные средства, массаж, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры [51].

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательным аппаратом [46, c.74-75]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также выявление и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В настоящее время принято использовать в практике раннею диагностику ДЦП. Но несмотря на это когда в первые месяцы жизни у ребенка находят патологию, доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и логопедическая работа первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, психологи и логопеды начинают работать в нередких случаях с детьми только после 3 лет. Работа в данном случае как правило направлена на исправление уже сформировавшийся дефектов речи и психики ребенка.

Если раньше выявить у ребенка патологию речевого развития, а также оказать своевременную коррекционно-психолого-педагогическое воздействие в первые годы жизни малыша, тем самым можно излечить и искоренить такие нарушения как раннее речевые недостатки у детей с детским церебральным параличом в дошкольном возрасте. Необходимо оказать раннею коррекционно-логопедическую работу при нарушение опорно-двигательного аппарата в силу особенности детского мозга и его пластичности а также его индивидуальной способности к компенсированию нарушенных функций, в связи с эти, что оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психическо-речевого развития находится ребенок.

3. Работа в ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушение опорно-двигательного аппарата в значительной степени оправдывается отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому исходя из коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности – является эмоциональное общение с родителем; в раннем возрасте (от года до 3 лет) – у детей преобладает предметная деятельность; а в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического и речевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – являются главными основными участниками педагогической, да и любой помощи в принципе, при нарушение опорно-двигательного аппарата, особенно, это важно, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать учебно-воспитательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества [50]. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.

От родителей зависит многое, например, если родители будет отделять ребенка от окружающей среды, и рассматривать его как человека, который неспособен выполнять некоторые вещи самостоятельно, то и ребенок будет думать, что он полностью дееспособный; а если родители будут наоборот давать ребенку , хоть не много быть самостоятельным, и относиться к нему как простому ребенку, без каких-либо отклонений, то и ребенок будет думать иначе, и верить в свои силы, будет развиваться во всех сферах, в которых он найдет своё место.

Для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата в нашей стране имеется сеть специализированных учреждений: поликлиники; неврологические отделения и психоневрологические больницы; специализированные санатории; ясли-сады; школы-интернаты; реабилитационные центры. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями двигательного аппарата, поступающих в специальные коррекционные учреждения, также составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Но к большому сожалению, не у всех родителей есть доступ к различным сферам специализированных учреждений, например, отделенность от этих пунктов, а ездить с ребенком, у которого детский церебральный паралич, будет очень сложно, именно поэтому родители и местные органы власти, должны оказывать, осуществлять комфортное существование ребенка в домашних условиях.

В специализированных детских садах осуществляется: коррекционное обучение, воспитание; подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно- двигательного аппарата. Цель воспитания и общеобразовательной подготовки – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Развитие и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста осуществляется в специальных школах-интернатах 6 вида. Одновременно с обучением и воспитанием в образовательных учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа и восстановительная терапия [35, c.81]. Эта работа проводится врачом-ортопедом, методистом лечебной физкультуры, педагогом-дефектологом и логопедом.

В специализированных школах 6 вида принимаются дети, которые самостоятельно умеют передвигаться и не требуют специального ухода. Школы данного вида имеют в своей структуре подготовительный класс, куда принимаются дети 7-летнего возраста. Дети с ДЦП, по возможности, обучаются в отдельных классах. По мере восстановления здоровья, учащиеся (по заключению ПМПК) могут переводиться в массовую общеобразовательную школу [35, c.83].

В учреждениях общего образования могут обучаться только дети с нерезко выраженными (либо компенсированными) нарушениями опорно- двигательного аппарата. Помимо возможности самостоятельного передвижения, обязательным условием возможности обучения в массовой школе является сформированность навыков самообслуживания и наличие возможности овладения предметно-практической (включая письменную) деятельностью.

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Коррекционная работа с данной категорией детей не должна ограничиватся лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, - занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр. [14, c.67].

Существует не мало недостатков в образование детей на дому с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата: во-первых, при сокращение общеобразовательной программы, и не всегда проводимые дома занятия, приводит к изоляции ребенка от общества, а также у него формируется отсутствие профориентации.

Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления обще двигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения.

Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ [49, c.80].

Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП. В основе такой системы лежат ранее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются [40, c.21-22]:

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев;

- подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической работе. Основными задачами являются: развитие и коррекция речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения. На настоящее время работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, и различные упражнения.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Выводы по первой главе

Мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат это система которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой. Так же мы выяснили что нарушение опорно- двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического либо периферического типа.

Нарушения функций опорно- двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарат двигательный дефект является ведущим (недоразвитие, задержка формирования или утрата двигательных функций) Всё это приводит к тому, что все двигательные функции формируются с задержкой и с нарушением - с опозданием идет формирование функций удержания головы, навыки ходьбы, стояния, манипулятивной деятельности.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной системы детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Все вышеназванные особенности развития и трудности в нарушении опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать при организации учебно- воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2372 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.