Психологическая работа с родителями ребенка с дцп

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Родители имеющие ребёнка с ДЦП знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.

Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии; проводиться поэтапно.

На 1 этапе, ещё до поступления детей в ДОУ, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действует программа изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.

На 2 этапе помогаем семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.

Рекомендации родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1. Активность и самостоятельность ребёнка.

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2. Постоянная упорная тренировка каждый день.

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Задача родителей - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3. Сознательная беспомощность родителя.

Если родитель ловит себя на мысли, что не может больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него - родитель жалеет не его, а себя! Если родитель сделал что-то за ребёнка, то отнял у него шанс научиться чему-то новому.

4. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ДЦП, в помощь к занятиям с специалистами:

1) Использовать вертикализатор не больше 3_х часов.

2) Давать возможность ребенку самостоятельно передвигаться (в коляске, с опорами).

3) Развивать хватательные действия, умение удерживать предмет в одной, в двух руках и т.д.).

4) Отталкиваться от того, что у ребенка получается.

5) Развивать навыки самообслуживания: прием пищи, умывание, одевание и т.д.

6) Развивать ориентирование в собственном теле (руки, ноги, лицо, живот и т.д.).

7) Развивать ориентирование во времени (время года, месяц, число, день недели, части суток).

8) Обсуждать с ребенком, как прошел день, что понравилось, на что обратили внимание.

Помимо названных можно обозначить и другие рекомендациями для родителей, ребенок которых болен ДЦП можно обозначить следующие:

1. Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Это правило универсально для всех детей - и больных, и здоровых.

2. Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.

5. Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.

6. Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

7. Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

Также можно выделить в отдельную группу рекомендации родителям детей с ДЦП по организации подготовки домашнего задания.

Особо важно твердо установить время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

Важно найти правильное положение тела, чтобы тремор был минимальным. По рекомендациям врача - ортопеда и психолога, если ребенок учится на дому.

Необходимо постоянное место для занятий, где все нужные предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть, безусловно выделено, освобождено место для занятий.

Необходимо наличие перерывов в работе. Важно единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа в начальной школе, до 4 - 5 часов у старшеклассников.

Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с самодисциплиной родителей, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.

Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при детском церебральном параличе оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Осознание детьми с церебральным параличом своей физической неполноценности негативно влияют на личностное развитие. Следствием этого является то, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у их здоровых сверстников обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности. Таким образом, задача родителей, да и специалистов состоит в том, чтобы создать условия для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Формирование адекватной самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Таким образом, особенности развития личности ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Консультирование родителей

детей с детским церебральным параличом.

Климова Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования

Оренбург, 2017г.

Консультирование родителей детей с детским церебральным параличом .

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родители испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Родители имеющие ребёнка с ДЦП знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.

Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии; проводиться по мере запроса.

. Обучение игре

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть.

Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечную мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т.д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, что лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки.

Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.


Однажды в шотландском городе Глазго решили поменять освещение и установили на улицах фонари с голубым светом. Удивительно, но в результате в городе резко снизилось количество преступлений и суицидов. Оказалось, что такая подсветка благоприятно влияет на психологическое состояние человека.

Всем ли нужен психолог?


Мы можем посмотреть на жизнь семьи, в которой есть ребенок с церебральным параличом, через призму адаптации: жили-жили, потом появился ребенок – и к самому этому факту нужно приспособиться, организовать жизнь по-новому. Кроме того, сразу или через какое-то время родители замечают: что-то идет не так, у ребенка есть проблемы. Тут могут возникать разные чувства: сегодня все хорошо и кажется, что все еще наладится, завтра – жизнь ужасна, все пропало… Человеку тяжело, тяжело, а потом происходит переход на новый уровень, когда стихает эмоциональный накал, приходит понимание, что можно делать, появляются новые радости.

И следующий этап, наверное, по степени тяжести соотносимый с моментом постановки диагноза, это период перехода во взрослость. Адаптироваться к тому, что у вас ребенок с нарушениями, и адаптироваться к тому, что теперь эти нарушения у взрослого, это разные вещи. Потому что у него борода, потому что у него характер, потому что надо решать вопрос о том, как он будет жить, как обеспечивать ему возможность передвижения, спать ли с ним в одной комнате, будет ли у него своя отдельная жизнь и свои отношения.

После каждого острого периода при благоприятных условиях семья может восстановить те элементы жизни, которые были для нее важны и ценны до него. Родителю нужно справиться с теми чувствами, которые у него возникают в связи с тем, что есть история, которая писалась одним образом, были одни планы, а теперь многое оказалось по-другому, теперь придется планы пересмотреть. Но в целом, любой человек, сколько живет, столько и адаптируется. Это нормально. По мере жизни он научается справляться с все большим числом разных сложностей.

Конечно, психолог для преодоления этих тяжелых моментов нужен не всем – в целом, люди довольно неплохо сами справляются со своими трудностями в течение жизни, но в каких-то ситуациях может понадобиться помощь. Часть семей самостоятельно, без участия специалиста переорганизуют жизнь по-новому, привлекают дополнительные ресурсы, находят подходящие для себя стратегии поведения в сложившихся обстоятельствах.

Очевидно, что, если вы родитель ребенка с особенностями развития, то ваш уровень адаптации и состояние очень сильно зависит от того, что с ним происходит.

Есть исследования, которые показывают, что если ребенку найдена адекватная медицинская, социальная и образовательная помощь, то семья довольно быстро способна вернуться к тому стилю жизни, который у нее был до этого.


Альтернатива – или ты живешь автономно, умный, здоровый, красивый, или ты живешь в интернате – всегда будет провоцировать огромное напряжение у родителей и бешеные попытки решить ситуацию кардинально.

Родители детей с церебральным параличом чаще всего вынуждены становиться кейс-менеджерами для собственного ребенка, то есть самостоятельно разрабатывать маршрут реабилитации, лечения, обучения и так далее. При этом совершенно непонятно, на что опираться в своем выборе. У них часто нет достаточных знаний, зато есть много методов, которые очень агрессивно продвигают себя на рынке, но эффективность и безопасность которых не имеет обоснований.

Нередко родители становятся жертвами распространенного мнения: эффективно то, что интенсивно, а значит — связано с болью, поэтому надо потерпеть.

Сначала мама стискивает зубы, у нее вырабатываются гормоны, связанные со стрессом, ей очень плохо, но через некоторое время организм начинает адаптироваться, постепенно она научается игнорировать чувства, которые возникают, когда нужно держать своего плачущего ребенка, и отворачиваться, когда ему больно.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо грамотное раннее вмешательство специалистов, при котором реабилитация идет в спокойном режиме, по месту жительства, и помимо прочего поддерживается развитие привязанности и взаимодействия между родителями и детьми. Такого рода помощи пока очень мало, но, тем не менее, часть родителей, опираясь на эту или иную поддержку, постепенно начинает смотреть в будущее другими глазами, учится ориентироваться в рынке реабилитационных и образовательных услуг.

Некоторые родители могут найти внутри себя точку опоры, в частности благодаря какой-то любознательности, повышению своего уровня информированности и осмыслению полученной информации, и в конкретной ситуации могут понять, если специалист неправ, что он выражает всего лишь отдельное мнение, а не стопроцентную истину, и набраться сил ему ответить. Родители разные, некоторые сами просвещают специалистов и транслируют, что у них и их ребенка есть права, и с ними так обращаться нельзя, если получают в свой адрес неуважение.

Это очень сложно. Поэтому многие люди ищут профессионалов и сообщества родителей, каких-то союзников, которые бы разделяли их ценности. Таким образом создавая для себя жизненные опоры.

Обычно это не происходит очень быстро, но годам к 4-5, иногда к 8-9, становится понятно, как устроена жизнь с твоим ребенком и на что можно опираться, когда ты делаешь выбор.


Проблема еще и в том, что у части людей вообще, может быть, никогда не было такого опыта, когда их мнение было важно.

Обсуждать и проговаривать


Я знаю, довольно часто бывает, что родители говорят: а я хочу, чтобы он ходил и говорил! Это все родители хотят, потому что это два самых главных критерия, которые дают шанс на обычную жизнь. Но им отвечают: так не будет. Они могут ожесточиться и сказать: нет, я настаиваю! Понять, что есть вещи, которые ты не можешь изменить, а можешь только научиться с ними жить, бывает сложно, на это требуется время…

Я видела довольно часто, что если специалисты готовы что-то обсуждать, а не просто жестко рекомендовать, то человек потихоньку начинает информацию принимать, обдумывать, потом возвращается со следующими вопросами, со следующей степенью твердости.

Людям нужно проговаривать проблему, иметь возможность посмотреть на нее с разных сторон, обсудить. Бывает, нужна поддержка, чтобы принять решение, продумать организационные моменты, спланировать ресурсы и справиться с тревогой.

Или, например, у ребенка ночные приступы эпилепсии, тяжелые двигательные нарушения и он неговорящий. Где его удобно положить спать? В одной с собой комнате. А когда ему 10 лет? А 18? Нужно что-то менять, хотя бы для того, чтобы у мамы тоже была возможность высыпаться. Обычно люди все-таки придумывают какой-то выход (ставят ширму, начинают использовать радионяню), но чтобы к нему прийти, нужно разговаривать с близкими, психологом или в родительской группе поддержки.

Все люди – вот сколько я видела – находятся на разных этапах, в каком-то своем контакте с этой темой, и запросы у них разные.

У мамы может оказаться какая-то болезненная тема, которая препятствует тому, чтобы увидеть альтернативу. Например, очень сложно вводить границы своему ребенку – а это нужно в какой-то момент делать, – если вас переполняет чувство вины перед ним. Вам представляется, что любая граница – это какое-то жесточайшее наказание, и даже если вы стараетесь, ребенок чувствует ваше внутреннее беспокойство и не воспринимает границу серьезно.

На группы поддержки родители приходят поговорить также про свои родительские установки. Ты думаешь, ты один злишься на своего ребенка и ты самый ужасный родитель, и вдруг ты выясняешь, что другие родители, которые вообще-то очень любят своих детей, иногда тоже ужасно от них устают и физически, и эмоционально. Когда не хватает ресурсов, бывает, хоть это и не лучший выход, они тоже могут накричать на своего ребенка или страшно рассердиться. Понимание, что это часть родительской истории вообще, снижает накал и напряжение. В групповой работе можно услышать разные мнения и увидеть, что ты не единственный родитель, который сталкивается с такими трудностями. Выход из изоляции – это очень важная вещь.

Речь идет не только о проблемах, родительские группы — это место, где мы можем поделиться приятными вещами, где мы рассказываем и о радости, и это тоже очень нужно – иметь возможность делиться, укрепляться в этом, слышать других.

Особые дети – обычные семьи


Задача родителей ребенка с церебральным параличом – научиться жить в новых условиях, различать то, на что можно повлиять, а на что повлиять невозможно и нужно просто принять, разобраться с перспективами и потихонечку найти и распределить силы, чтобы двигаться дальше. Ситуация ресурсоемкая, особенно, к сожалению, в России сейчас.

Мы, конечно, не мерили градусником уровень счастья, но среди семей, в которых есть люди с особенностями, он не ниже, чем, так скажем, в среднем по популяции.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова В. С., Грицкевич Н. К.

Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова В. С., Грицкевич Н. К.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PREVENTIVE WORK WITH FAMILIES OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN THE EDUCATION SYSTEM

The article reveals fundamental scientific principles and practice of psychological help to children with features of mental development in special education .

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В. С. Иванова, Н. К. Грицкевич

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С ДЦП В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, ребенок-инвалид, семья, образование, детско-родительские отношения, компенсация, эффективность.

Методология Л. С. Выготского создала принципиально новое учение о развитии психики ребенка в культурно-историческом аспекте, выделив основные факторы психического развития детей и показав диалектику их взаимодействия.

В аспекте культурно-исторического понимания развития ученый подошел к рассмотрению важнейших проблем детской психологии, обозначил психологические основы организации дифференцированной и индивидуализированной диагностической и коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Обращение к истокам методологических воззрений Л. С. Выготского способствует организации психологической помощи детям-ин-валидам с ДЦП и их родителям, которая зачастую оказывается без ясной рефлексии как механизмов, лежащих за тем или иным феноменом, так и природы психологического воздействия, либо эта рефлексия осуществляется частично или эклектично [1].

Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, утвердившийся в дефектологии и специальной психологии со времени Л. С. Выготского [2], не реализован в полной мере в организации психологической помощи детям в системе образования.

Стратегия семейной коммуникации как фактор личностного развития ребенка-инвалида базируется на выработанных в психологической науке установлениях о развитии личности ребенка, главным образом в общении со взрослыми, и возникновении и развитии таких негативных характеристик личности ребенка-инвалида, как упрямство, тревожность, лживость, агрессивность. Нередко эти черты бывают не следствием болезни, а вторичным дефектом деструктивного влияния отца и матери. В процессе исследований выявляется недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей, спонтанный выбор воспитательных стра-

тегий, недостаточно учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка. Феномен деструктивного влияния семьи обнаруживается в основном в асоциальных семьях, но есть и в благополучных, когда ребенку не уделяют внимание или воспитывают его как здорового. Поэтому программа обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком должна базироваться на комплексе психокоррекционных методик, гармонизирующих детско-родительские отношения, направленных на просвещение и обучение родителей, создание условий оптимального развития личности ребенка и помощь в конструировании психологически здоровой атмосферы. Для этого необходимо изучить и выявить влияние детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ре-бенка-инвалида.

Для психолога ребенок-инвалид не столько результат биологического дефекта, сколько носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления имеющихся проблем. В психологическом консультировании детей-инвалидов с ДЦП важнее видеть удельный вес позитивного ресурсного нача-

ла, степень сохранности, нежели диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья [3].

При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:

1. Дефект является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности.

2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности. Именно они выступают на первый план в развитии как его движущие силы.

3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой - от социальных требований и ожиданий и нацелены на достижение определенного социального типа [4]. Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на устранение социальных последствий, связанных с дефектом.

4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера.

5. Компенсация - это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции.

6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет не сам дефект и связанные с ним страдания, а их преодоление. Идея испытания есть средство для пробуждения сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов.

Эффективность сотрудничества родителей и профессионалов - психологов, врачей, педагогов -определяется наличием трех основных факторов: готовностью родителей и специалистов к совместной работе; пониманием ребенка родителями; знанием психологом ситуации семейной коммуникации, которое позволяет ему пролонгировать деятельность сопровождения во времени, спроецировав ее на семейную обстановку с целью обеспечения непрерывности.

Сама психологическая служба образования -это прикладная отрасль общепсихологических знаний. В концепции создания и развития психологической службы в системе образования 6 миссия педагога-психолога рассматривается с точки зрения его содействия созданию именно в школьном учреждении психологически целесообразных условий для развития личности отдель-

ного ребенка. Такое положение психологической службы в системе образования не случайно, так как в начале школьного обучения в связи со сменой социальной ситуации развития ребенка манифестируют многие проблемы его психического развития, и поэтому наиболее часто различные отклонения от нормального темпа развития психики диагностируются в младшем школьном возрасте. Эта область нуждается в особого рода работах, переводящих методологические идеи в план практических исследований.

Психологическое сопровождение детей-инвали-дов с ДЦП имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, дисгармо-

ничными отношениями с родителями. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог - это друг, помощник, а психолог - независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Таким образом, главная задача социальнопсихологической поддержки ребенка с ДЦП - помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:

1-й этап - ориентационный. На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.

2-й этап - созидательный. Этот этап предпола-

гает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы

образовательного учреждения с другими службами детского учреждения.

3-й этап - анализирующий. Отличительная особенность этого этапа - качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка-инва-лида с ДЦП.

Специфика комплексной, системной психологической помощи детям с ДЦП и их семьям заключается в следующем. Семейное консультирование как разновидность психологической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Психологическое консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного кон-

Квалифицированная помощь семье, имеющей больного ребенка, опирается на систему теоретических взглядов консультанта, которая в свою очередь определяет выбор методов и технологий. Методологические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом выражается теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники проблематизации, возможность изменений. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая; бихевиористическая; системная. В рамках системной модели выделяются: структурная модель; основанная на опыте модель и гештальт-модель работы с семьей.

При оказании психологической помощи существуют основные принципы системного консультирования семьи, имеющей ребенка с диагнозом ДЦП:

- нарушение семейных отношений, рассматривается с точки зрения внутренней мотивации;

- актуальные семейные конфликты, анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально-окрашенных отношениях;

- влияние родительской семьи на развитие эмоциональной сферы ребенка с диагнозом ДЦП;

- способность устанавливать связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение;

- значимый для социализации ребенка-инвали-да семейный фактор - родительские ожидания.

Принципы системного подхода к консультированию семьи подробно описаны в работах А. Варги. Автор выделяет три методологических принципа: циркулярность - все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной; поведение членов семьи взаимосвязано - невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи; гипотетичность - работая с семьей во время консультации, системный консультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения се-

мейной дисфункции; нейтральность — это характеристика внутренней позиции консультанта, которому необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов семьи, понимать переживание каждого человека и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону [13].

Анализируя консультирование в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэк-Даунинг, Р. Кочюнас,

Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис) [см. 14, 15]:

1. Установление контакта. Создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

3. Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе целесообразно обсудить с клиентами следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования; что будет для них являться результатом; как они поймут, что он достигнут? Это имеет принципиальное значение, потому что цели консультирования у консультантов и клиентов могут быть различными. После определения задач психолог и семья заключают контракт на консультирование (т. е. договариваются о тех правах и обязанностях, которые берет на себя психолог и семья). Клиенты должны знать, как пойдет процесс консультирования, сколько понадобится встреч. Обсуждается время и место консультаций, вопросы, связанные с конфиденциальностью (требование конфиденциальности относится не только

к психологу, но и ко всем членам семьи). Во время консультирования часто возникает необходимость заключения контракта между членами семьи. Это связано прежде всего с тем, что позитивные изменения, возникающие в процессе консультирования, наступают не сразу. Часто бывает необходимо ограничить контакты членов семьи за ее пределами. Если семья находится на грани или в процессе развода, целесообразно приостановить на время консультации юридические процедуры. На период психологической работы семья должна сохранять существующий уровень отношений, оберегая себя от их негативного развития, потому что семейные трудности имеют историю, межличностные отношения осложняются постепенно и не могут быть изменены в ходе одной или нескольких встреч только усилиями психолога. Инерция этих отношений может препятствовать восстановлению доверия и искренности между членами семьи.

4. Выработка альтернативных решений. Здесь открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Консультант помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данной семьи) варианты решения проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы как с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменению, так и с учетом прошлого опыта. Специалист находит форму общения, в которой выбранный способ решения может быть опробован членами семьи (моделирование эксперимента, психодраматические процедуры, ролевые игры и т. п.).

5. Обобщение. Подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2-х т. / под ред.

B. В. Лебединского, М. К. Бардышевой. М.: ЧеРо, МГУ, 2002. Т. 1. С. 10-23.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / авт. послесл. и коммент. Э. С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983. С. 66.

3. Кузнецов И. В. Особенности психологии у детей с соматической и неврологической патологией // Сибирский психол. журн. 1997. № 4.

5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж; 1996. 768 с.

6. Асмолов А. Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. № 4.

7. Асмолов A. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 143 с.

9. Романова О. Л Экспериментально-психологическое исследование личности больных, страдающих физическими недостатками // Журн. невропатологии и психиатрии. 1982. № 12. С. 26-31.

10. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. М., 1928.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

12. Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия. М.-Л. 1998. 157 с.

13. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 652 с.

Иванова В. С., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 14.03.2011.

V. S. Ivanova, N. K. Gritskevich

MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PREVENTIVE WORK WITH FAMILIES OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN THE EDUCATION SYSTEM

The article reveals fundamental scientific principles and practice of psychological help to children with features of mental development in special education.

Key word: psychological support, disabled, child, family, education, child-parent relations, compensation and effectiveness.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Gritskevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.