Психологические проблемы ребенка с дцп

В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии. В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания. Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение.

Психология ДЦП: почему родители могут быть виноваты больше, чем физиология

Факт того, что основные психологические особенности ребенка с ДЦП обусловлены степенью поражения головного мозга не вызывает сомнений. Однако при одном и том же диагнозе выражаться эти тонкости поведения могут по-разному: одни ребята легко возбудимы, суетливы и раздражительны, другие же – с точностью до наоборот: чрезмерно боязливы и застенчивы, абсолютно бесконтактны.

Дети этой категории становятся такими в большинстве случаев из-за внешних, не внутренних, факторов, а именно при чрезмерной жалости, опеке и внимании со стороны окружающих. Подобное отношение блокирует личностный рост и развитие. Эмоционально-волевая сфера малыша остается незрелой, он не может принимать самостоятельные решения, постоянно чувствует себя незащищенным (парадокс: это при регулярной-то родительской заботе!), не умеет критиковать себя и эгоцентрично требует опеки.

Стоит ли говорить, что замкнутость, мнительность и тревожность с годами превратятся в хроническую депрессию, от которой трудно избавиться, ввиду сформированной сверхценности собственных страхов? Опасно и отвержение ребенка социумом: вследствие этого возникает раздражительность, застреваемость в себе, ригидность, склонность к стойким аффектам. Весь психологический фон приобретает спектры агрессивности.

ДЦП-личность: особенности, которые нужно знать

Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной. Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других.

В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму. Запущенные состояния подобного рода могут привести к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности.

Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных сферах занимает самооценка, которая у детей ДЦП как бы упрощена и формируется с большими сложностями. Дети со спастической диплегией, как правило, интроверты – ранимые, робкие, излишне подверженные различного рода страхам. При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность.

Как помочь ребенку

Безусловно, в данном случае родители обязаны протянуть руку помощи своему впечатлительному ребенку, но не только в прямом, физическом смысле. А, в первую очередь, постараться раскрыть весь тот природный потенциал, который был заложен в личности первоначально, и максимально приспособить маленького и такого мнительного, легко ранимого, человечка к сложной и, порой, очень жестокой жизни. Ближайшее окружение малыша должны придерживаться следующих принципов:

Подводя итоги, хочу сказать, что не смотря на знание родителями специфики психологии своего ребенка, в сложных случаях стоит обращаться за квалифицированной помощью специалистов психологов. Родители, как бы умны и внимательны они не были, не могут воспринимать своего ребенка объективно и до конца адекватно. Это и понятно — инстинкты мешают.

А я желаю вам вырастить своих детей самостоятельными, с высокой самооценкой и достоинством!

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все
зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться. Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными. Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Это заболевание не носит наследственный характер. Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех
разная степень тяжести
, их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей. У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится. При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:

  • постоянная тревожность;
  • агрессия;
  • необоснованные страхи, кошмары.

Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию — психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы, притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу. Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие. У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик, где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться.

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации. Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это — последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения. Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

ДЦП. Проблемы реабилитации.
Психологические проблемы между родителями и детьми, возникающие вследствие болезненных традиционных методов реабилитации



Впервые столкнувшиеся с диагнозом ДЦП, родители, как правило не понимают что происходит с их ребенком и, по этой причине, не всегда могут создать правильные условия, требующиеся для ежедневного корректного сопровождения и полноценного развития ребенка с ДЦП.

Непонимание родителями всей сложности заболевания ребенка часто связано с тем, что их своевременно не информируют, что такое заболевание как ДЦП требует длительных и сложных реабилитационных мероприятий и что полное выздоровление ребенка маловероятно. Родителям не рассказывают, не показывают, не объясняют и не учат правильному ежедневному взаимодействию, способствующему постепенной реабилитации ребенка с диагнозом ДЦП.
К сожалению, специалисты НЕ всегда вовремя обнаруживают и ставят диагноз ДЦП и часто НЕ предупреждают родителей о том, что ДЦП не ограничивается детским возрастом. Название диагноза ДЦП используется только в России, во всем мире это заболевание называют Церебральный паралич.

Причиной возникновения заболевания ДЦП как в России, так и за рубежом считают нарушение работы мозга. Однако наш многолетний опыт и практика показывают, что ключевой причиной этого заболевания и всех его последствий является СПАСТИКА. Именно спастика (соединительнотканная недостаточность) является первопричиной следующих нарушений при ДЦП:
• Нарушения работы дыхательной системы на всех уровнях, вплоть до клеточного
• Нарушения деятельности головного мозга
• Нарушения центральной нервной системы
• Нарушения работы вегетативной нервной системы
• Нарушения гомеостаза (системы самовосстановления организма)
• Нарушения работы внутренних органов
• Нарушения сердечно –сосудистой системы
• Нарушения трофики всех органов и систем организма
• Нарушения всех видов обмена веществ
• Отставание в физическом и ментальном развитии



В мировой практике все реабилитационные мероприятия направлены только на облегчение состояния ребёнка, социализацию и обучение элементарному самообслуживанию, но не на полное выздоровление. Такая общемировая тенденция в реабилитации объясняется тем что, на сегодняшний день, не существует реабилитационных мероприятий освобождающих от спастики. Именно поэтому церебральный паралич во всем мире считается неизлечимым заболеванием. Инвалидность ребенку назначается с детства и на всю жизнь.

Среди реабилитологов популярно мнение о том, что ребенка необходимо успеть реабилитировать до 3-х лет. Это мнение они активно навязывают родителям и вводят их, таким образом, в сильное заблуждение.

Предлагая активно реабилитировать ребёнка до 3 лет, реабилитологи, только по известным им причинам, не предупреждают родителей о предстоящих проблемах, которые обязательно возникают в процессе роста ребенка, особенно в период пубертата. Еще никому из детей с ДЦП не удалось избежать усиления спастики в этом периоде, и последующего ухудшения состояния здоровья в процессе всей жизни. Во время пубертатного периода и дальнейшего роста ребёнка всегда проявляются скрытые глубинные напряжения и другие проблемы связанные со спастикой. В пубертатном периоде гормональная перестройка организма приводит к более тяжёлым и сложным состояниям, которые никто не учитывает и не знает, как правильно эти состояния сопровождать, чтобы не усугубить психофизическое состояние ребенка. Многие дети с ДЦП в переходном возрасте садятся в инвалидную коляску, потому что именно в этот период сильно активизируется рост организма в целом, и ребёнка с новой силой начинают сжимать и скручивать спазмы и спастика.

Родители, не обладая знаниями об особенностях состояния организма ребенка при ДЦП, упускают возможность самостоятельной ежедневной реабилитации. Не каждый родитель понимает насколько важно его личное осознанное участие в ежедневных реабилитационных мероприятиях ребенка.
В классической реабилитации не предусмотрено привлечение и обучение родителей методам восстановления и реабилитации, несмотря на научно доказанный факт, что обучение и вовлечение родителей в ежедневное взаимодействие со своим ребенком может привести к положительным, стабильным и пролонгированным результатам.




С другой стороны, многих родителей вводит в депрессивное состояние ситуация, в которой они не могут ничего сделать сами, не могут и не знают как самостоятельно помочь своему ребенку и из-за этого вынуждены полагаться только на чужие знания и руки. А если еще попадается не компетентный реабилитолог, не понимающий динамики спастичного тела, и у ребенка вследствие жестких реабилитационных мероприятий возникают серьезные травмы, то родителей начинает захлёстывать чувство вины, от отчаяния они буквально не понимают куда им бежать и что делать?! Все это только добавляет целый букет негативных эмоций как ребенку, так и родителям, усиливает их стрессовое состояние, справиться с которым самостоятельно практически невозможно.

Известный факт, что практически все методы и способы классической реабилитации болезненны, особенно для спастичного тела, и способствуют проявлению защитных реакций организма на боль в виде компенсаторной системной спастики. Манипулятивные и болезненные методы классической реабилитации только усиливают спастику в теле ребенка, от боли нарушаются его психика, что также провоцирует дополнительные неврозы у родителей. Часто, применение жестких и болезненных манипуляций в классической реабилитации, приводит к серьезным травмам у ребенка, таким как вывих тазобедренного сустава, переломам бедренных и подключичных костей, разрывам связок, сухожилий и пр.
Важным аспектом, глубоко нарушающим ПСИХИКУ ребенка в процессе болезненной реабилитации, является, так называемое, предательство родителей. Именно как предательство воспринимает ребенок поступок родителей, которые заведомо зная о предстоящей боли, отдают его чужим людям - реабилитологам, и в процессе реабилитации бездействуют, либо остаются на стороне тех, кто делает больно.


Поэтому очень важно, чтобы родители не давали вводить себя в заблуждение историями об эффективности интенсивной и ускоренной реабилитации, использующей любые методы вплоть до хирургических вмешательств, и не ожидали быстрого восстановления ребенка с ДЦП. Интенсивные реабилитационные мероприятия не приносят быстрых результатов, не избавляют от спастики и от диагноза ДЦП, они приводят родителей только к неоправданным ожиданиям, к депрессиям, к потере сил, к разочарованию в себе, в ребенке, и в итоге к нежеланию вообще хоть как-то помогать ребенку.

Необходимо чтобы родители с самого начала понимали и знали реальную картину возможного развития заболеваниям ДЦП.


Каждый родитель может и должен ежедневно работать с ребёнком самостоятельно, проводить с ним восстановительные мероприятия, которые будут способствовать безболезненному снятию спастики и полному оздоровлению.

Метод Н. Лоскутовой БФМ единственный на сегодняшний день способ восстановления организма, мягко и безболезненно освобождающий от спастики любого уровня и генеза. Методу обучают всех желающих родителей, для того чтобы они могли самостоятельно работать дома со своими детьми, ежедневно обеспечивая им достойное качество жизни и постепенно улучшая их здоровье. Уникальный способ обучения и система передачи практических знаний позволяют качественно усваивать материал родителям, не имеющим специальной подготовки, и в дальнейшем эффективно самостоятельно работать дома со своими детьми.
Система преподавания и техники метода, дают действительно результативный инструмент в руки самих родителей, дают возможность восстанавливать не только физическое, но и психоэмоциональное состояние ребенка.


БФМ единственный в мире метод снимающий внешнюю и внутреннюю глубинную спастику любого происхождения, как травматического, так и психосоматического, соматопсихического, психоэмоционального и пр.

Использование метода Н. Лоскутовой в семье имеет ряд дополнительных преимуществ, в частности происходит постепенное психоэмоциональное восстановление родителей и родственников.


При системной и ежедневной работе с ребенком по методу БФМ, обращение в Центр Н. Лоскутовой потребуется не более чем 2-3 раза в год для консультации и коррекционных сеансов.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом . Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

Психологические особенности обучающихся с детским церебральным параличом, способствующие школьной дезадаптации Сема А. В.

Сема Анастасия Викторовна /Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом. Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in article are considered urgent for modern pedagogic and psychology of a problem of training of children with cerebral palsy. Problems of development of small motility and any attention at students with cerebral palsy reveal.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дезадаптация, мелкая моторика, произвольное внимание.

Keywords: cerebral palsy, disadaptation, small motility, any attention.

С момента введения ФГОС УО дети с детским церебральным параличом (далее -ДЦП) имеют право обучаться в классе с обучающимися без проблем в развитии. Большинство из учителей отмечают, что обучающиеся с ДЦП невнимательны, неаккуратны, у них отсутствует мотивация к обучению, рассеяны. Некоторые учителя считают, что обучающиеся с ДЦП просто ленивы и не хотят учиться - поэтому и так плохо усваивают учебную программу. Но, прежде чем ругать детей, необходимо разобраться в чем причина их проблем в обучении.

С 1950 годов детей с ДЦП старались обучать отдельно в специализированных учреждениях. С развитием психологической практики в образовании произошли кардинальные изменения в системе обучения детей с ДЦП. Их начали разделять по группам не только по медицинским показаниям, но и по их интеллектуальному и психологическому развитию. Дети с ДЦП с сохранением интеллекта и способные передвигаться самостоятельно теперь могут обучаться в общеобразовательных учреждениях. При обучении детей с ДЦП необходимо учитывать их психологические особенности и при психологическом диагностировании особенностей развития детей

с ДЦП необходимо помнить, что ДЦП может быть вызвано травмами и патологиями различных частей мозга и нервной системы ребенка. Поэтому у каждого ребенка будут проявляться свои особенности в развитии и поведении. Каждый из таких детей индивидуален, но все-таки есть часть направлений, которые чаще всего требую коррекции и развития у детей с ДЦП [2].

У большинства детей с ДЦП выявлена характерная задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом в психологии понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности обучающегося. Это объясняется более замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Что часто отражается в виде повышенной чувствительности и эмоциональной возбудимости, высокой чувствительностью к повседневным раздражителям окружающих их, неустойчивость настроения. Бывает достаточно выражено отсутствие чувства времени, будущего. Для детей с ДЦП важно то, что происходит сейчас, в эту минуту. Им трудно планировать деятельность на достаточно продолжительное время, с трудом ориентируются во времени. Также достаточно часто проявляются проблемы в развитие самооценки. Одной из выраженных проблем являются страхи, развивающиеся вследствие недоброжелательного или негативного отношения окружающих к ребенку. Наблюдаются высокая эмоциональная возбудимость с положительными реакциями на окружающих, но при этом с низкой критикой (Бадалян Л. О., 1989).

При характерном замедленном темпе психического развития, часто отмечают диспропорциональный, неравномерный характер формирования отдельных психических функций [4].

Дети с ДЦП быстро утомляются в незнакомой обстановке и в процессе монотонной деятельности. Быстрая утомляемость может выражаться в виде двигательной расторможенности, эмоционально неустойчивых реакциях агрессивном поведение, отрицательной реакцией на просьбы взрослого. Данные проявления утомляемости могут стать причиной школьной дезадаптации. Эти реакции могут стать привычной чертой характера для ребенка при непосильных интеллектуальных и физических нагрузках, а так же при непрофессиональном воспитании [5]. Даная утомляемость достаточно часто сопровождается повышенной чувствительностью на обычные повседневные раздражители (яркий свет, громкие звуки. ) может усиливаться при воспитании по стилю гиперопеки.

Чрезмерная гиперопека и неправильное поведение окружающих формирует у детей с ДЦП такие черты личности как: высокая внушаемость, нехватка уверенности в себе и своих силах, отсутствие самостоятельности, низком уровне развития бытовых и практических навыков. При этом часто у ребенка достаточно высокий интеллект, но он не умеет проявлять его и отстаивать свою точку зрения. При таком типе развития личности дети с ДЦП предпочитают перекладывать ответственность на других [3].

При психологическом диагностирование и выборе методик необходимо учитывать уровень развития мелкой моторики обучающихся с ДЦП. Чаще всего мелкая моторика плохо сформирована и при заполнении анкет, тестов и выполнение методик ребенок может испытывать дискомфорт из-за того что ему сложно выполнить задание, написать в строчку или клеточку. В дальнейшем этот ребенок может отказаться выполнять задания требующие навыков развитой моторики, а то и полностью отказаться от общения с психологом. Одним из выходов из данной ситуации может быть увеличение шрифта в тестах, заданиях. Распечатывание более крупных диагностических карт. Отказ от методик, которые вызывают повышенную трудность в выполнение заданий из-за особенностей развития двигательных функций у ребенка с ДЦП.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что к каждому обучающемуся с ДЦП необходим индивидуальный подход. Если обучающийся не справляется с

заданиями и программой обучения, в первую очередь необходимо консультирование с психологом по поводу психологических особенностей обучающегося. С разрешения родителей преподаватель (воспитатель) может направить обучающегося на психологическое диагностирование особенностей развития и психологического состояния ребенка. При необходимости с обучающимся проводятся психологические занятия, консультации, встречи направленные на развитие необходимых навыков у обучающегося и решение его психологических проблем.

Преподавателю даются ряд рекомендаций и методик по обучению и воспитанию ребенка с ДЦП направленных на развитие необходимых навыков, способов поведения и учебных компетентностей, которые позволят обучающимся более успешно справляться с учебной программой. Если для успешного усвоения программы обучающимся с ДЦП необходимы определенные условия, которые не может создать учитель, то целесообразнее всего будет закрепить за обучающимся тьютора.

1. Little W. J. Course of Lectures on the Deformities of the Human Frame. // Lancet, 1843.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Тимонова О. В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1997.

4. Калижнюк Э. С., Раменская О. Л., Кожевникова В. Ю. О структуре интеллектуального дефекта у детей с церебральными параличами, родившихся недоношенными // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. № 8. С. 421-424.

5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

6. Семёнова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

Проблемы мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом

Сема Анастасия Викторовна / Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом. Обследование обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in the article problems in development of small motility and attention in students with cerebral palsy. Inspection of students with cerebral palsy.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучающиеся, методики, мелкая моторика, внимание.

Keywords: cerebral palsy, students, techniques, small motility, attention.

В современном мире преподаватели в школе сталкиваются с проблемами обучения детей с детским церебральным параличом. Обучение таких детей требует особого

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.