Психология детей с дцп и проблемы их обучения и воспитания

У детей с ДЦП развитие идет не так, как у здоровых малышей. Уже с первых месяцев видны различия. Они позже начинают говорить, реагировать на звуки, движения, свет. Уже к 7-8 месяцу проявляются проблемы мышечного тонуса
– малышу становится тяжело сидеть, пользоваться ручками.

Повреждение коры головного мозга и других его отделов ведет к тому, что двигательная активность снижается, движения становится тяжело выполнять.

Все особенности детей с ДЦП зависят от степени тяжести болезни. У некоторых она слаба выражена – они могут посещать обычные школы, вести почти нормальный образ жизни. У других наблюдаются сильные нарушения развития тела, умственная отсталость или снижение интеллекта. Родителям необходимо набраться терпения. Существует несколько вариантов для организации обучения таких детей. Среди них домашнее обучение, специализированные школы и интернаты. Выбор должен делаться исходя из особенностей ребенка, индивидуальной ситуации. Обучение необходимо, ведь без него психика не сможет развиваться.

Коротко о ДЦП

Детский церебральный паралич — болезнь очень коварная. Практически невозможно заранее определить, какие именно симптомы будут проявляться у ребенка. Бывает, что за страшным диагнозом скрываются лишь минимальные повреждения и особенности ребенка. Такие дети могут посещать обычную школу, вести практически нормальную жизнь. Другая сторона — серьезная форма инвалидности: боли, невозможность самостоятельно совершать даже простейшие действия. Какую форму получил малыш, родители узнают только с течением болезни

ДЦП
не прогрессирует. Это серьезные повреждения мозга, полученные в период внутриутробного развития. Повреждаются, как правило, речевой и двигательный центр. Иногда ДЦП возникает из-за родовой травмы, проблемах при родах, когда младенец испытывает сильную гипоксию. Лекарства от ДЦП нет, а лечение только симптоматическое. Часто болезнь связана с болями, тогда можно снимать или облегчать симптомы терапией и массажем.

Детям, подросткам с ДЦП тяжело управлять своим телом. Из-за постоянного напряжения мышц движения становятся резкими, неконтролируемыми. Часты судороги. Процесс развития ребенка с таким диагнозом идет по иному пути, нежели у здорового малыша. Это касается не только его физического развития, но психического. Интеллект может быть полностью сохранен, и тогда дети через какое-то время начинают осознавать свое положение и отличие от других. К сожалению, очень часты случаи повреждения мозга, при которых интеллект сильно снижен.

Главная особенность всех форм ДЦП — расстройство двигательной сферы. Вслед за этим идет ослабленный или, наоборот, увеличенный тонус мышц. Мелкая
моторика дается ребенку с большим трудом, а часто самые простые движения для него просто невозможны.

Наиболее часты скелетные деформации. В процессе развития такие деформации могут серьезно помешать нормальному росту тела. Если ДЦП стал последствием родовой травмы головы, то часто встречаются аномалии развития черепа, челюстей, шеи и плеч. Зубы являются проблемным местом: они тоже подвержены деформации.

Уже с первых 2-3 месяцев жизни малыша видны проблемы развития:

  • появляются судороги конечностей;
  • на вид мышцы все время напряженные или же, наоборот, расслабленные, мягкие;
  • ребенок не
    реагирует на свет, громкие звуки;
  • уже после первых 4 месяцев пропадает рефлекс реакции на свет (не поворачивает головку к источнику света);
  • после 4 месяцев прекращается интерес к произвольным движениям;
  • малыш самостоятельно сидит только до 7-8 месяцев;
  • пользуется правой рукой, а левая может висеть или быть малоподвижной;
  • видно, что ребенку тяжело ходить, переносить вес с ноги на ногу;
  • шаг делается на пальцах, а не на всю стопу.

Часто основные проявления болезни видны только после первых 6 месяцев. Тогда врачи уже могут дать более или менее точный прогноз состояния малыша.

Диета назначается после консультации с врачом. У детей с легкой формой ДПЦ нет проблем с питанием. Возможны проблемы с функцией ЖКТ – в этом случае нужно добавить в рацион больше молочных
продуктов, супов, мягкой пищи
. Это предотвратит застойные явления и запоры. Если проблем не наблюдается, то питание может быть самым обычным.

Если же проблемы затронули глотательную или жевательную функцию, то ребенку необходима жидкая пища. Это могут быть овощные или фруктовые пюре, измельченное мясо. К сожалению, иногда приходится кормить ребенка через зонд. Часто, когда ДЦП выражается как комплекс проблем, наблюдается невозможность самостоятельно глотать.

Специальный массаж должен выполняться профессионалом. Чтобы снять напряжение с мышц и не допустить развития болевого синдрома, массаж нужно делать регулярно. Сегодня многие специальные учреждения для больных ДЦП предлагают
стационарный массаж, к лежачим больным приходит на дом медсестра. Если массаж не проводить, то через некоторое время может наступить ухудшение двигательной функции, начнутся боли в суставах.

Со временем родители тоже могут научиться делать массаж. Часто это неприятная и даже болезненная процедура, однако необходимая. Лечебный массаж помогает на некоторое время облегчить состояние больного.

Очень часто малыш с ДЦП думает, говорит, даже читает нормально, однако можно заметить, что все эти процессы происходят гораздо медленнее. С большим трудом ему дается математика, счет, пространственное воображение. Тут необходимо подбирать развивающие материалы, которые будут доступны малышу. Не стоит ставить сложные задачи в надежде, что у него появится стимул учиться. Это не обычный ребенок – существуют многие особенности психического и
интеллектуального развития детей с этим диагнозом.

К сожалению, многие детки с ДЦП страдают от снижения интеллекта, поэтому с ними необходимо все время заниматься. Память, внимание, концентрация сниженные, так что приходится все повторять по много раз. Это касается не только уроков, но и самых обычных бытовых действий. Возможно, потребуется не один год, но так кроха сможет научится многому.

Есть несколько правил, которые помогут родителям:

  1. Любите вашего ребенка. Если вы показываете ему прямо или завуалированно, что он ущербный, больной, инвалид, то он будет чувствовать вашу нелюбовь, и на развитие можно не рассчитывать.
  2. Не настаивайте на том, что он ничего не может сам. Может сам пить из чашки? Ходит?
    Разговаривал на прогулке с другим малышом? Сам помыл ручки? Все это большие достижения для вашего малыша – хвалите его за это. Только так можно достичь нормального развития. Если же ограничивать его во всем, жалеть, потакать всем капризам, то никакого позитивного развития психики не будет.
  3. Никакой агрессии. Агрессивное поведение со стороны родителей очень сильно вредит психике ребенка. У детей с ДЦП в таком случае наблюдаются аномальные психические реакции, страхи и аффективное поведение.
  4. Обучение необходимо. Не думайте, что ребенок неспособен учиться. Многие детишки с ДЦП выросли и получили профессию. Без учебной деятельности не будет личностного и интеллектуального развития, а это значит, что ребенку будет становиться только хуже.
  5. Общение с другими детьми очень важно. Как и здоровые дети, дети с ДЦП способны общаться и стремятся к этому Они должны общаться, дружить, пытаться играть. Для более старших детей дружба будет иметь большое значение.

Характер и поведение такого малыша часто зависят от перемен настроения. Тут родителям нужно выбрать тактику своего поведения. ДЦП практически всегда ведет к личностным изменениям. Дети с ДЦП капризные, они требуют, думают только о своих желаниях. Чувства, возможности другого человека для них не имеют значения. Такое поведение начинается не само по себе, а из-за того, что родители, учителя, медсестры часто жалеют таких малышей. Как следствие, с детства они привыкли получать желаемое, стоит только заплакать.

У здорового
ребенка такое поведение тоже присутствует, однако с возрастом у здорового ребенка это поведение корректируется при должном отношении родителей. А у малышей с ДЦП оно остается и становится привычным методом достижения цели. Кроме того, часто проявляется агрессия по отношению к другим, здоровым детям. Родителям необходимо контролировать эти проявления.

Если носоглотка повреждена, появляются проблема с речью. Дети начинают говорить только после 1 года, и это лишь простые звуки, крики, а до этого возраста может быть только плач. Родителей не должно это смущать: таково развитие при наличии данного заболевания. Активно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте. Только тогда у него будет нормальный стимул говорить.

Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить. Дети в таком состоянии часто страдают от того, что родители ставят на них крест. Ребенок с ДЦП вполне может закончить школу и получить профессию. Сегодня многие из них работают на дому, используя компьютер. Обучая малыша, вы даете ему возможность стать полноценным членом общества.

Если интеллект сохранен на должном уровне, малыш все понимает: и свою болезнь, и отношение других людей к нему. К сожалению, многие дети жестоки к своим сверстникам с подобным заболеванием.
Именно поэтому учеба в обычной школе может стать проблемой. Существует несколько вариантов:

  • надомное обучение;
  • специализированные школы;
  • интернат для детей с ДЦП.

В процессе обучения малыш общается с преподавателями и другими детьми. Это позволяет избежать депривации, снижения интеллекта. Поведение становится более стабильным, реже проявляются капризы, эгоистичное отношение к окружающим.

Надомное обучение, конечно, проще для ребенка: так для его комфортного развития создаются все условия. Дома всегда можно сделать перерыв, отдохнуть. Тут о нем заботятся родители, сиделка или медсестра. Учителя посещают его в определенные часы, а все остальное время он дома. С точки зрения многих родителей это удачный вариант. Конечно, есть и минусы.

  1. Минимум общения со сверстниками. Общаясь, дети учатся друг у друга. Это стимулирует развитие логики, мышления. Малыш нуждается в играх, даже если у него диагноз ДЦП. А при надомном обучении большей части обычного детства он лишен, ведь из тех, с кем можн
    о пообщаться, рядом только взрослые.
  2. Минимизация ответственности. В школе или другом учебном заведении для детей с ДЦП существует определенная ответственность: ребенку необходимо самостоятельно принимать решения и действовать. Это благотворно влияет на развитие психики, воли, эмоций. Рядом с родителями это не всегда получается, ведь малышу дается все, чего он хочет. Отсюда капризы, истерики, которые свойственны детям и подросткам с ДЦП.
  3. Нерегулярность учебного процесса. В школе есть четкий план занятий, расписание, уроки, а дома ситуация гораздо более гибкая. Для одних детей это, действительно, то, что нужно. Родители уже сами знают, когда крохе проще сконцентрироваться, заняться уроками, а когда нужно дать ему отдохнуть. Для его эмоционального и волевого развития это проблема, ведь учебный процесс становится подвержен настроению.

Выбор остается за родителями. Домашнее обучение вполне может пойти на пользу для развития малыша, главное — правильно его организовать.

Специальные учебные заведения для детей с ДЦП делятся на два типа.

  1. Специальные школы. Работают так же, как обычные: вы приводите малыша утром и забираете после окончания уроков. В такой школе есть медсестры и нянечки, несколько преподавателей. Каждому малышу нужно особенное внимание, с ними нужно заниматься, поэтому обычно формируются группы по 5-7 человек. Так можно достичь наилучшего результата.
  2. Школа интернатного типа. Здесь ребенок проводит 6-7 дней в неделю, остается на ночь. С одной стороны, это хорошее решение для родителей со сложной финансовой ситуацией, когда все работают и нет возможности маме или другому родственнику оставаться дома с малышом. В интернате много сотрудников, в том числе врачи. Здесь проводится массаж, есть возможность посещать терапию. С другой стороны, интернат есть интернат. Для маленького ребенка его обстановка может быть травмирующей.

Главное – помочь малышам с ДЦП учиться. Если интеллект ребенка сильно снижен, то в специальной школе его будут обучать простейшим вещам. Особенное внимание уделяется уходу за собой. Как умываться, пользоваться туалетом, переодеваться или помогать маме переодевать себя – как минимум этому вашего малыша точно научат.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом . Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

Психологические особенности обучающихся с детским церебральным параличом, способствующие школьной дезадаптации Сема А. В.

Сема Анастасия Викторовна /Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом. Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in article are considered urgent for modern pedagogic and psychology of a problem of training of children with cerebral palsy. Problems of development of small motility and any attention at students with cerebral palsy reveal.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дезадаптация, мелкая моторика, произвольное внимание.

Keywords: cerebral palsy, disadaptation, small motility, any attention.

С момента введения ФГОС УО дети с детским церебральным параличом (далее -ДЦП) имеют право обучаться в классе с обучающимися без проблем в развитии. Большинство из учителей отмечают, что обучающиеся с ДЦП невнимательны, неаккуратны, у них отсутствует мотивация к обучению, рассеяны. Некоторые учителя считают, что обучающиеся с ДЦП просто ленивы и не хотят учиться - поэтому и так плохо усваивают учебную программу. Но, прежде чем ругать детей, необходимо разобраться в чем причина их проблем в обучении.

С 1950 годов детей с ДЦП старались обучать отдельно в специализированных учреждениях. С развитием психологической практики в образовании произошли кардинальные изменения в системе обучения детей с ДЦП. Их начали разделять по группам не только по медицинским показаниям, но и по их интеллектуальному и психологическому развитию. Дети с ДЦП с сохранением интеллекта и способные передвигаться самостоятельно теперь могут обучаться в общеобразовательных учреждениях. При обучении детей с ДЦП необходимо учитывать их психологические особенности и при психологическом диагностировании особенностей развития детей

с ДЦП необходимо помнить, что ДЦП может быть вызвано травмами и патологиями различных частей мозга и нервной системы ребенка. Поэтому у каждого ребенка будут проявляться свои особенности в развитии и поведении. Каждый из таких детей индивидуален, но все-таки есть часть направлений, которые чаще всего требую коррекции и развития у детей с ДЦП [2].

У большинства детей с ДЦП выявлена характерная задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом в психологии понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности обучающегося. Это объясняется более замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Что часто отражается в виде повышенной чувствительности и эмоциональной возбудимости, высокой чувствительностью к повседневным раздражителям окружающих их, неустойчивость настроения. Бывает достаточно выражено отсутствие чувства времени, будущего. Для детей с ДЦП важно то, что происходит сейчас, в эту минуту. Им трудно планировать деятельность на достаточно продолжительное время, с трудом ориентируются во времени. Также достаточно часто проявляются проблемы в развитие самооценки. Одной из выраженных проблем являются страхи, развивающиеся вследствие недоброжелательного или негативного отношения окружающих к ребенку. Наблюдаются высокая эмоциональная возбудимость с положительными реакциями на окружающих, но при этом с низкой критикой (Бадалян Л. О., 1989).

При характерном замедленном темпе психического развития, часто отмечают диспропорциональный, неравномерный характер формирования отдельных психических функций [4].

Дети с ДЦП быстро утомляются в незнакомой обстановке и в процессе монотонной деятельности. Быстрая утомляемость может выражаться в виде двигательной расторможенности, эмоционально неустойчивых реакциях агрессивном поведение, отрицательной реакцией на просьбы взрослого. Данные проявления утомляемости могут стать причиной школьной дезадаптации. Эти реакции могут стать привычной чертой характера для ребенка при непосильных интеллектуальных и физических нагрузках, а так же при непрофессиональном воспитании [5]. Даная утомляемость достаточно часто сопровождается повышенной чувствительностью на обычные повседневные раздражители (яркий свет, громкие звуки. ) может усиливаться при воспитании по стилю гиперопеки.

Чрезмерная гиперопека и неправильное поведение окружающих формирует у детей с ДЦП такие черты личности как: высокая внушаемость, нехватка уверенности в себе и своих силах, отсутствие самостоятельности, низком уровне развития бытовых и практических навыков. При этом часто у ребенка достаточно высокий интеллект, но он не умеет проявлять его и отстаивать свою точку зрения. При таком типе развития личности дети с ДЦП предпочитают перекладывать ответственность на других [3].

При психологическом диагностирование и выборе методик необходимо учитывать уровень развития мелкой моторики обучающихся с ДЦП. Чаще всего мелкая моторика плохо сформирована и при заполнении анкет, тестов и выполнение методик ребенок может испытывать дискомфорт из-за того что ему сложно выполнить задание, написать в строчку или клеточку. В дальнейшем этот ребенок может отказаться выполнять задания требующие навыков развитой моторики, а то и полностью отказаться от общения с психологом. Одним из выходов из данной ситуации может быть увеличение шрифта в тестах, заданиях. Распечатывание более крупных диагностических карт. Отказ от методик, которые вызывают повышенную трудность в выполнение заданий из-за особенностей развития двигательных функций у ребенка с ДЦП.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что к каждому обучающемуся с ДЦП необходим индивидуальный подход. Если обучающийся не справляется с

заданиями и программой обучения, в первую очередь необходимо консультирование с психологом по поводу психологических особенностей обучающегося. С разрешения родителей преподаватель (воспитатель) может направить обучающегося на психологическое диагностирование особенностей развития и психологического состояния ребенка. При необходимости с обучающимся проводятся психологические занятия, консультации, встречи направленные на развитие необходимых навыков у обучающегося и решение его психологических проблем.

Преподавателю даются ряд рекомендаций и методик по обучению и воспитанию ребенка с ДЦП направленных на развитие необходимых навыков, способов поведения и учебных компетентностей, которые позволят обучающимся более успешно справляться с учебной программой. Если для успешного усвоения программы обучающимся с ДЦП необходимы определенные условия, которые не может создать учитель, то целесообразнее всего будет закрепить за обучающимся тьютора.

1. Little W. J. Course of Lectures on the Deformities of the Human Frame. // Lancet, 1843.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Тимонова О. В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1997.

4. Калижнюк Э. С., Раменская О. Л., Кожевникова В. Ю. О структуре интеллектуального дефекта у детей с церебральными параличами, родившихся недоношенными // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. № 8. С. 421-424.

5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

6. Семёнова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

Проблемы мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом

Сема Анастасия Викторовна / Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом. Обследование обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in the article problems in development of small motility and attention in students with cerebral palsy. Inspection of students with cerebral palsy.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучающиеся, методики, мелкая моторика, внимание.

Keywords: cerebral palsy, students, techniques, small motility, attention.

В современном мире преподаватели в школе сталкиваются с проблемами обучения детей с детским церебральным параличом. Обучение таких детей требует особого


ДЦП – это один из серьезных диагнозов, как для детей, так и для их родителей. Но, несмотря на ограничение в движении и проблемы с умственным развитием, заниматься с такими детьми нужно регулярно. Ниже расскажем, каким образом происходит обучение чтению, письму людям с диагнозом ДЦП. Если выявлена легкая степень заболевания, то после получения среднего образования можно поступить в ВУЗ для продолжения обучения по выбранной дисциплине.

Учеба в обычной школе

В некоторых населенных пунктах пациенты с диагнозом ДЦП могут обучаться в обычных общеобразовательных школах. Но для этого необходимо:

  • получить справку от врача на разрешение такого обучения;
  • способность школы принимать учеников с инвалидностью;
  • отсутствие агрессии у школьника;
  • наличие в учреждении преподавателей дефектологов;
  • способности к обучению.

Также не стоит исключать из внимания того факта, что детям порой не удается перемещаться самостоятельно, а значит должен быть сопроводитель, не каждая школа может это предоставить. Но и самая важная особенность, из-за которой недопустимо такое обучение, кроется в насмешках сверстников, которые могут устраивать травли, из-за того, что он не может полноценно двигаться и разговаривать.


Домашнее обучение

Чаще всего именно этот вариант выбирают родители для обучения своего чада. Тут есть свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ:

  • на своей территории ребенок будет себя чувствовать комфортно, он сможет покушать, отдохнуть, когда ему нужно;
  • присутствие родителей рядом позволит ощущать себя спокойно;
  • над учеником не будут шутить и смеяться одноклассники.

Основными недостатками такого варианта обучения можно назвать отсутствие социального общения. Как показывает практика, такие ученики хуже развиваются и им даются сложно все предметы. Также нередко учителя и родителя дают им поблажки, что позволяет отказываться от выполнения тех или иных заданий.

Самое главное при надомном обучении – это не перегружать ребенка и действовать только исходя из его навыков, можно получить рекомендации от психологов. Конечно, можно проводить и контрольные работы, но если ученик готов. Помимо этого вы должны понимать, что это тяжелый труд, а поэтому стоит проявить терпение. К таким деткам нужен особый подход, так как они очень ранимы и на любое замечание могут реагировать истерикой. Важно приготовиться к тому, что уже через 15-20 минут ребенок может устать и нужно придумать, как его вовлечь в процесс обучения. Нередко современные учителя используют ТСО, что облегчает процесс учения.

Специализированные интернаты

Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.

Дополнительное обучение

Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.

Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.

Воспитание ребенка - процесс нелегкий, а если речь заходит о детях, больных ДЦП, нужно быть готовой к тому, что будет очень трудно. Однако если подойти к этой проблеме целенаправленно, то можно исправить многие помехи в развитии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это нарушения моторных функций и развития организма в целом, связанные с патологией головного мозга, сформировавшейся до рождения ребенка. Выраженность ДЦП может быть разной: в особо тяжелых случаях ребенок с ДЦП не может свободно двигаться, а при небольших нарушениях мышечного тонуса будет только слегка прихрамывать. И в этом случае он вырастит вполне нормальным человеком, способным себя прокормить и обеспечить, создать семью и иметь здоровых детей.

Начинать заниматься развитием ребенка с ДЦП необходимо с самых первых дней жизни. Во время купания нужно дать ему самостоятельно полежать в воде, подвигать ручками и ножками. В возрасте 2-3 месяцев, достаточно делать простые упражнения. Например, положить малыша на животик и показывать ему сверху игрушку таким образом, чтобы он поворачивал голову вслед за ней.

Когда ребенку исполнится 5 месяцев, надо начинать развивать его моторику. Для этого необходимо подтягивать его за ручки, давать ему погремушку или соску в руки, при разговоре с ним менять свое положение, чтобы следя за вами, он поворачивал голову. Двигательная активность ускоряет развитие малыша, так как способствует созреванию центральной нервной системы. Поэтому очень важно с самого рождения заниматься с ребенком, больным ДЦП, приучая его к постоянной физической активности. Хорошее влияние на развитие пальцев оказывают игры типа "ладушки-ладушки", "сорока-белобока". Играть в такие игры с малышом следует ежедневно.


Однако детям с ДЦП разрешается заниматься только некоторыми видами спорта. Футбол, занятия с гантелями, на тренажерах и другие виды спорта, которые требуют сильного физического напряжения и приводят в тонус мышцы, категорически не подходят детям с подобной проблемой. Им можно только те виды физической нагрузки, которые направлены на расслабление тонуса мышц и их релаксацию.

Самый полезный вид спорта при ДЦП - плавание. Занятия на воде успокаивают ребенка и укрепляют мышцы. Нравится детям с ДЦП также кататься на лошадях. Этот вид спорта тренирует тело наездника и помогает устранить присущий детям с ДЦП стереотип движения. Но лошадь должен идти медленно, ритмические колебательные движения не пугают всадника и не надоедают ему.

Детям, больным ДЦП, регулярно должна проводиться лечебная физкультура, желательно под наблюдением опытного инструктора. ЛФК - это не только упражнения, а и закаливание, ежедневная утренняя зарядка, гигиена и двигательная активность. Упражнения должны быть разнообразными. Наклоны и прыжки, если они выполняются одинаково каждый день, не дадут нужной пользы ребенку.

Занятия на мяче-фитболе - популярный на сегодняшний день вид ЛФК. Упражнения эти простые: надо только уложить ребенка животом вниз на мяч и совершать покатывающие движения. При этом ноги ребенка каждый раз должны доставать пол, чтобы дать им слегка напрячься и тем самым стимулировать работу мышц нижних конечностей. Упражнений для игр на мяче- фитболе можно придумать и самим или проконсультироваться со специалистом в реабилитационном центре.

Одна из самых главных составляющих для ребенка с ДЦП - это звуки. Постоянно с малышом надо разговаривать, произнося четко звуки и повторяя их. В дальнейшем ребенок будет пытаться повторять их, подражая вам в силу своих возможностей. Игры вроде "Кто это сказал?" лучше всего способствуют развитию слухового и речевого аппарата. Поставьте перед ребенком фигурки разных животных и произносите, указывая на каждого животного, те звуки, которые они издают. Затем спросите ребенка, кто говорит "мяу", "му-у", "хав-хав" и так далее. При регулярных занятиях дети с ДЦП начинают сами произносить звуки и показывать на соответствующих зверушек.


Динамика роста ребенка, свидетельствующая о возврате показателей к 3-му перцентилю в течение 9 месяцев после начала применения пищевых добавок (обозначено стрелкой).
Вес ребенка увеличивался значительно более медленно.

Очень важно своевременно выяснить, в чем причина нарушения речи у болеющего малыша. Иногда к нему приводит поражение мозговых структур, которые несут ответственность за правильное функционирование речевого аппарата или нарушение слуховых органов, но в некоторых случаях причиной нарушения речи является лишь недостаток общения.

Большое значение в развитии речи у детей с ДЦП имеет отношения родителей к ребенку-инвалиду. Недостаток внимания, неблагоприятная психологическая атмосфера в доме и гиперопека могут еще более усугубить болезнь, заставив малыша закрыться от мира. Дети с ДЦП хорошо реагируют на интонацию голоса окружающих людей, это значит, крик и ругань в присутствии их нельзя допускать. Чаще берите малыша на руки и обнимайте, вместе делайте различные движения ногами и руками под музыку в определенном ритме.

Доброжелательная и теплая атмосфера между взрослыми и детьми - главное условие при воспитании детей с ДЦП. Терпение, труд и любовь со стороны родителей со временем обязательно принесут результаты, помогая ребенку заговорить и раскрыться психологически.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.