Психолого педагогическая характеристика детей с зпр при дцп

У детей с детским церебральным параличом отмечается нарушение не только опорно-двигательного аппарата, но и недоразвитие познавательных процессов, отставание в психофизическом развитии.

Особенностью развития познавательной сферы у детей с ДЦП является дефицитарное развитие: нарушение активного произвольного внимания, сенсорных функций, речи, нарушение памяти, формирования личности ребенка, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

В целом, образовательные перспективы этих детей определяются своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы. Специально организованное обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития ребенка с тяжелыми формами ДЦП, выработку практических умений и навыков, воспитание положительных черт личности и оказывает решающее влияние на результат его социализации.

У детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие ДЦП выявлены особенности психофизического развития, которые характеризуются множественными нарушениями двигательного развития, несформированностью познавательной деятельности, нарушениями речевого и личностного развития. Дети отличались повышенной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, заторможенностью в поведении, которая проявлялась в виде пугливости, страха перед всем новым, несамостоятельностью, неуверенностью в своих силах. Дети были очень привязаны к матерям, с трудом адаптировались к новым условиям, у 86% детей наблюдался высокий уровень тревожности.

В наше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велико, и, к сожалению, похоже, в будущем их число не только не уменьшится, но, напротив, оно увеличится. Необходимо, однако, отметить, что объем знаний о психическом развитии детей с различными физическими недостатками на сегодняшний день не слишком велик, а имеющиеся знания о различных недостатках достаточно неравноценны.

Существует огромное количество работ, посвященных изучению особенностей познавательных, эмоциональных и психических процессов у умственно-отсталых детей, много работ посвящено изучению особенностей развития слепых и глухих детей. В последнее время достаточно много работ были посвящены изучению детей с задержкой психического развития. Вместе с тем особенности развития психических процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мало исследовались психологами. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, а также со сложностями развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности. При этом для формирования моторных и психических функций характерны замедленный темп и асинхронность их созревания с появлением вторичных компенсаторных и в большинстве своем патологических симптомокомплексов.

Достаточно много работ посвящено психологами изучению проблем адаптации и социализации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предметом исследования нашей работы является внутренний мир такого ребенка, основные компоненты его личности, к которым принято относить самооценку и уровень притязаний.

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития. Так, для детей с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм, упрямство.

Л.С.Выготский считал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. Физический дефект, по мнению Л.С.Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. Большое влияние на трудности формирования социального Я ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц). Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда - чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов. В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.

Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слабовидению и слепоте, встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 - 30 % детей наблюдается косоглазие. Примерно у 20 - 25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20% - эпилептические припадки.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического и физического развития.

Список литературы 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989. 2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2000.

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Мешавкина Ольга ЕвгеньевнаНаписать 3833 23.04.2017

Номер материала: ДБ-407653

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.04.2017 712
    23.04.2017 1078
    23.04.2017 1306
    23.04.2017 2152
    23.04.2017 2100
    23.04.2017 1215
    23.04.2017 1995

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-психическими заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата и с некоторыми другими заболеваниями.

Основную массу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (далее – ДЦП). ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (далее – ЦНС) за функционированием мышц.

У детей с ДЦП наблюдаются:

Большинство детей с детским церебральным параличом нуждаются в индивидуальной программе развития в дошкольном возрасте.

В школьном возрасте Вашему ребенку лучше посещать образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата или обучаются на дому. При этом возможна интеграция в детской среде во второй половине дня или в рамках внеурочной деятельности, в учреждениях дополнительного образования, реабилитационных центрах.

Прогноз психического развития Вашего ребёнка связан с глубиной поражения двигательной сферы. Решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы и других сенсорных и регуляторных систем. Поэтому своевременно начатая абилитационная (комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие систем организма и способностей ребенка, естественное становление которых затруднено наличием нарушений или болезни) и коррекционная работа имеют важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

г. Советский (официальный сайт)

  • Конкурсы для обучающихся на 2019-2020 учебный год
  • Результаты деятельности учащихся
  • Проектная деятельность учащихся
  • Проекты учащихся
    • Кадетский марш
    • ИЗ УСТАВА МОУ СОШ № 4 г. Советский.
    • Из истории российского кадетства.
    • Начало кадетского движения в г. Советский.
    • Концепция программы развития "Кадет".
    • Правила внутреннего распорядка кадетских классов МОУ СОШ № 4
    • Новости, информация о запланированных мероприятиях
    • Культурно-массовые мероприятия 2019-2020
    • Акция "Советский район без наркотиков"
    • Покормите птиц зимой
    • Мы молодые! Нам выбирать!
    • Здоровье - в твоих руках!
    • Мы выбираем здоровое будущее!
      • Приказы, положения, рекомендации
    • Архив 2015-2016
      • Молодежь - против СПИДа!
      • Весенние каникулы
      • День космонавтики
      • Джунгли зовут
      • Обучающий сбор
      • Открытие "Года Детства" в Югре
      • Самый большой урок в Мире
      • Лучший по профессии
      • Викторина ПДД
      • День Героев Отечества
      • "Память о прошлом не знает забвенья"
      • День молодого избирателя
    • Приказы, акты, приложения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

    Задержка психического развития (ЗПР)

    Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом при­знаков, позволяющих отграничить ее как от педаго­гической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности. В основе этих симптомов лежит орга­ническое заболевание центральной нервной системы, выз­ванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте ис­тощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Вла­сова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).

    В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обрати­мы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфан­тилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития яв­ляются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задерж­ке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

    Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружаю­щие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индиви­дуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой шко­лы ребенок оказывается не в состоянии освоить школь­ную программу, овладеть необходимыми поведенчески­ми навыками. У.В. Ульенкова (1990) справедливо отме­чает, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хо­рошие плоды, то нетрудно предположить, насколько ре­зультативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.

    В отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психи­ческого развития в дальнейшем преодолеваются (С.Я.Ру­бинштейн, 1990; В.В. Лебединский, 1985).

    Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекционная и развивающая работа с детьми, имеющи­ми нарушения темпа психического развития, оказывает­ся весьма плодотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.

    Задержка психического развития - выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.

    Дети с задержкой психического развития не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности. В основе этих симптомов лежит орга­ническое заболевание центральной нервной системы, выз­ванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте ис­тощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Вла­сова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).

    Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

    К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.

    Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

    а) конституционного происхождения;

    б) соматогенного происхождения;

    в) психогенного происхождения;

    г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

    Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

    I. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их

    II. поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

    Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

    II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

    • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

    Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.

    III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

    Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

    IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

    Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

    Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

    Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

    Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

    1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

    2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

    3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

    4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

    5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

    6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

    - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие У. о. включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. У.о., в
    зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.

    Деменция (приобретенная УО, после 3-х лет)

    стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, обеднением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

    Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью (УО)

    Характерные особенности детей с ЗПР

    Характерные особенности детей с умственная отсталость

    1 параметр, определяющий характер психического дизонтогенеза - функциональной локализацией нарушения (дефекты)

    Характерны только частные дефекты.

    Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.

    Характерен приоритет общих дефектов над частными.

    2 параметр связан со временем поражения.

    Характерно более позднее время воздействия вредности,

    длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.

    Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).

    Длительность воздействия негативных факторов значительно больше.

    3 параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

    Особую роль играет социокультурный фактор.

    Приоритетное влияние оказывают биологические факторы.

    Встречается значительно чаще, показатели распространенность составляют 7–11%.

    Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%

    Дети с ЗПР не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности.

    Стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга.

    При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер. Нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются

    УО носит необратимый характер. Нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы.

    Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Умеренная умственная отсталость F -71

    Тяжелая умственная отсталость

    1. Физическое развитие

    Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы.

    Отклонения в физическом разви­тии более выражены.

    2. Двигательная сфера

    Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Сла­бая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигатель­ной координации. Трудности са­мостоятельного выполнения двига­тельных упражнений.

    Движения хаотичны, плохо коор­динированы. Походка детей не­устойчива. Слабая регуляция мы­шечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координа­ции. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.

    3. Бытовые навыки

    Трудности самостоятельного вы­полнения действий по самообслу­живанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установ­лении правильной последователь­ности действий. Нуждаются в пос­тоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.

    При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиоло­гических потребностей. Не выпол­няют самостоятельно действий по личной гигиене.

    4. Социальный опыт

    Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется посто­янная сопровождающая помощь взрослого:

    — напоминание дороги в школу,
    местонахождения класса, туалета,
    столовой и т. д.;

    — помощь в различении средств
    передвижения, соблюдении правил
    перехода улицы с учетом сигнала
    светофора;

    — помощь в использовании пред­
    метов одежды, бытовых предметов
    и др. с учетом сезона, ситуаций
    (дома, в школе, театре и др.).
    Крайне ограничены знания о себе,
    семье, ближайшем окружении.

    Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов оби-

    5. Способность к общению

    Контакт со взрослыми непродол­жителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необхо­дима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.). Некоторые дети способны при­влекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.).

    Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жесто­вое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не иници­ируют. Иногда проявляют негати­визм. Характерно пассивное под­чинение. Положительно реагируют на лас­ку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.

    6. Способность к деятельности

    Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятель­ность, а отдельные признаки пред­метов (звучание, цвет). Требуется многократное повто­рение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удержива­ется.

    Способны к подражанию и сов­местным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют.

    Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адек­ватно.

    Интерес к действиям взрослого не проявляется.

    Пассивны в принятии предлагае­мого взрослым задания-

    Простейшие действия при совмес­тной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выпол­нении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Органи­зующая, направляющая, разъясня­ющая помощь не эффективна. Не­обходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы.

    7. Сформированность ВПФ

    При восприятии различают знако­мых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающе­го и его сопровождение со сторо­ны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей воз­можна только с помощью взрос­лого. Нет словесного обозначения ос­новных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требует­ся организующая и направляющая помощь.

    Восприятие знакомых и незнако­мых людей менее дифференциро­вано. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максималь­ной направляющей помощи взрос­лого. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна.

    Не соотносят запоминаемый ма­териал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффек­тивна.

    Опосредованное запоминание не­доступно.

    Операции обобщения на элемен­тарном уровне. Решение проблем­ных ситуаций, установление при­чинно-следственных связей воз­можны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут вы­полняться только при активном взаимодействии со взрослым. Пе­ренос показанного способа дейс­твия при решении новых задач вы­зывает те же трудности.

    Обобщение недоступно. Не пони­мают причинно-следственных за­висимостей.

    Крайне низкий уровень обучаемости

    Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограни­чен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербаль­ным средствам коммуникации.

    Доступно пониманию небольшое количество слов бытового харак­тера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.