Психопатия у детей с дцп

Психопатологические варианты личности при ДЦП

Нарушение личности при ДЦП чаще всего встречается по типу психического инфантилизма. Поражение незрелого головного мозга приводит к тому, что формирование лобных долей происхо­дит замедленно и неравномерно, что является причиной измене­ний личности (51).

Специфическим условием развития психического инфанти­лизма является неправильное воспитание, ограничение деятель­ности и общения, что связано с двигательной и речевой недоста­точностью при ДЦП.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется неред­ко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной,

трудовой и социально адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в целенаправ­ленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемос­ти, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непос­редственность в проявлении эмоций.

Выделено три варианта осложненного психического инфанти­лизма у школьников с церебральным параличом. Первый невропа­тический вариант осложненного инфантилизма представляет со­бой сочетание психического инфантилизма с проявлениями не­вропатии (29).

При невропатическом варианте психического инфантилиз­ма дети с церебральным параличом отличаются сочетанием неса­мостоятельности, повышенной внушаемостью с тормозимостыо, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них на­блюдаются случаи проявления повышенной робости, застенчивос­ти, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотива­ции, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к социальному окружению в целом у детей нередко возни­кают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудов­летворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуве­ренностью в своих силах, повышенной тормозимостыо и пугли­востью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще боль­шей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные ва­рианты поведения могут стать первичными, что будет способство­вать формированию характерологических отклонений тормозного типа.

Наиболее частым проявлением пассивного протеста учащихся с ДЦП может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в семье — отказ от выполнения требований родителей.

дежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущения беспомощности. Проявлением подобного рода состояния у уча­щихся с ДЦП могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения и т.д.

Закрепление вышеописанных форм поведения, проявляющих­ся в виде пассивного протеста, отказа, при неправильном воспита­нии способствует так называемому патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт ха­рактера, как неуверенность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. У детей с церебральным параличом этому в значительной степени способствует воспитание по типу гиперопе­ки, которое ведет к подавлению естественной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате у ребенка посте­пенно начинают закрепляться ощущение зависимости от взрос­лых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с ДЦП представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный вид описан в литературе как цереброастенический вариант ос­ложненного инфантилизма (29). Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетаются с повышенной эмо­циональной возбудимостью, с нарушениями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение данных школь­ников отличается повышенной раздражительностью, несдержан­ностью; характерной для этих школьников является склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной пси­хической утомляемостью, непереносимостью психического на­пряжения. Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, но и с их повы­шенной психической утомляемостью, быстрым истощением ак­тивного внимания. Настроение у них крайне неустойчивое,, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети тре­буют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, ко­торые обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто на­блюдаются аффективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обстановке может, напротив, проявляться повы­шенная тормозимость.

У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимо­отношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно ска­зывается на дальнейшем развитии их личности. Особенностью

школьного возраста является возникновение новой социальной потребности найти свое место в коллективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возникнуть различные эффек­тивные реакции, проявляемые в форме обидчивости, озлобленно­сти, замкнутости, иногда агрессивного поведения.

Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом относится к так называ­емому органическому инфантилизму, описанному отечественны­ми психиатрами (29)

В основе органического инфантилизма — сочетание незрелос­ти эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуаль­ной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно растор­можены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих дей­ствий и поступков.

Проявления органического инфантилизма чаще наблюдают­ся при атонически-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности.

Эти дети при клинико-психологическом обследовании в нача­ле обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воз­действии дополнительных неблагоприятных факторов окружаю­щей среды у этих детей наблюдается формирование склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию, некритичны к себе и своему поведению.

Таким образом, формирование личности детей с церебральным параличом связано, как с ранним органическим поражением моз­га, так и с особенностями их воспитания и окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особенности формирования личнос­ти. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характе­ром двигательных нарушений. При более тяжелых формах заболе­вания, когда ребенок длительной время нуждается в уходе и помо­щи со стороны взрослых и у него бывают резко ограничен­ными социальные контакты, предметно-манипулятивная деятель­ность, отклонения в развитии личности по типу осложненного психического инфантилизма проявляются в более выраженной, форме.

Специфика двигательного поражения, связанная с вовлечени­ем в патологический процесс различных мозговых структур, также, оказывает определенное внимание на особенности развития лич­ности детей с церебральным параличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюдаются проявления невропатичес­кой формы осложненного психического инфантилизма с преобла­данием тормозимости, повышенной пугливости, неуверенности в своих силах. При осложненных формах спастической диплегии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперки­нетической форме заболевания с преимущественными поражени­ями подкорковых мозговых структур, преобладает цереброастеническая форма осложненного психического инфантилизма с раз­личными проявлениями аффективного поведения.

В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича. В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.

Психопатологические синдромы Количество больных II о л
м(%) ж(%)
Интеллектуальная недостаточность 68 41 27
Церебрастенический синдром 34 21 13
Двигательная расторможенность 23 13 10
Эпиприступы 14 7 7
Энурез 13 7 6
Энкопрез 6 5 1
Расстройства сна 12 7 5
Тики 11 8 3
Депрессивный синдром 9 4 5
Тревожно-фобический синдром 8 4 4
Ипохондрический синдром 7 3 4
Обсессивный синдром 6 3 3
Аффективная возбудимость 17 11 6
Изменения личности 28 19 9
Невропатия 43 29 14

Таблица 5
Характеристика психопатологических проявлений у больных ДЦП в зависимости от пола и возраста

Клиническая группа К-во больных (%) Пол (%) Возраст больных (%)
М Ж До 3 х лет 3 5 лет 6 9 лет 10 13 лет 14 17 лет
Интеллектуально-мнестическая недостаточность: 59 31 28 13 15 11 12 9
а) пограничная умственная отсталость 24 13 И 4 6 4 5 5
6) дебильность 13 4 9 3 3 2 4 1
в) имбецильность 10 5 5 2 3 2 1 1
г) идиотия 14 7 7 4 3 3 2 2
Церебрастенические, неврозоподобные и вторичные невротические расстройства 22 10 12 3 5 5 5 3
П атохарактеро логические реакции и формирования личности: 19 13 6 2 4 5 6 2
а) эпилептоидные 4 3 1 1 2 2 2
б) истероидные 9 3 6 1 1 2 2 1
в) шизоидные (аутичные) 5 3 2 1 1 2 1
Клиническая группа К-во больных Значительная эффективность,%
После 2-3 сеансов После 1 курса После 2 курса
Интеллектуально-мнестические расстройства: 177
а) пограничная умственная отсталость 72 17 58 88
б) дебильность 39 9 29 46
в) имбецильность 30 23 23
г) идиотия 36 14 14
Церебрастенические, неврозоподобные и невротические расстройства 66 36 68 77
Психопатоподобные личностные реакции и формы поведения: 54
а) эпилептоидные 12 25 50
6) истероидные 27 33 56
в) шизоидные 15 20 40

Больные ДЦП є более тяжелыми психопатологическими расстройствами оказались менее чувствительными к первым 2-3 сеансам лечения (см. табл.6). Хотя определенные положительные сдвиги в психическом статусе в этот период наблюдались и у некоторых из них (повышение общей активности), но эти изменения еще были слабо выраженными и не носили устойчивого характера.
К моменту окончания полного 2-х недельного курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации, а в ряде случаев через 2-3 недели после него, отчетливые положительные сдвиги в психическом статусе обнаруживались у большинства больных, проходивших лечение. При этом они носили достаточно стабильный, а у некоторых детей — качественный характер. Однако эффективность метода была неодинаковой в группах больннх ДЦП с различными психопатологическими синдромами, доминирующими в клинической картине заболевания.
Так, проявления пограничной умственной отсталости существенно смягчались у 58% страдающих ею детей. У 29% детей с легкой формой дебильности отмечалось заметное увеличение показателей как вербального, так и невербального интеллекта, уменьшались сопутствующие заболеванию явления социальной (школьной) дезадаптации. Улучшались внимание, память, общий жизненный тонус. Повышался аппетит, нормализовался сон, дети легче и продуктивнее общались со сверстниками.
Положительные перемены произошли в состоянии психического здоровья у 23% больных с имбецильностью и у 14% больных с идиотией. И хотя они по своему интеллектуальному уровню продолжали находиться в группах умеренной и глубокой умственной отсталости, появилась определенная упорядоченность в поведении, их словарный запас, навыки опрятности несколько улучшились. Дети становились более спокойными, проявляли меньшую агрессивность, импульсивность, эмоционально адекватнее реагировали на окружающих. У них заметно повышался аппетит, нормализовался сон, урежались судорожные приступы, очищались кожные покровы от имевшихся ранее сыпей, фурункулов, угрей. Следует отметить, что уменьшение психопатологических проявлений, наблюдаемое в процессе лечения у большинства детей с глубокими формами умственной отсталости, зачастую было слабо выраженным и не всегда стойким. Но в целом уровень социально-психологической адаптации возрастал и у этих больных.
Существенно выраженной была эффективность метода в группе детей с ДЦП, страдающих церебрастеническими, неврозоподобными и вторичными невротическими расстройствами. У 68% из них после завершения курса лечения практически полностью исчезали раздражительность, плаксивость, капризность, нарушения сна, немотивированная тревога, явлення энуреза. Улучшились общий фон настроения, активное внимание, память, аппетит. Дети становились живее, жизнерадостнее, легче и активнее вступали в контакты с окружающими. У них расширялся круг интересов, появлялось желание посещать школу, учиться, формировались новые мотивации, повышалась работоспособность, возрастала устойчивость к стрессорным воздействиям.
Психопатоподобные проявления и неадекватные формы психо-логической защиты у детей с ДЦП оказались более устойчивыми к первому курсу интенсивной нейрофизиологической реабилитации. После начальных 2-3 сеансов лечения у большинства больных этой группы каких-либо заметных сдвигов в психическом состоянии практически не происходило. Однако по мере его продолжения психопатологические проявления начинали смягчаться. В подгруппе больных с эпилептоидными нарушениями к концу 1-го курса интенсивной терапии положительные сдвиги в психической сфере наблюдались в 25% случаев. Снизилась склонность к аффективным реакциям, дисфориям, уменьшились агрессивность, злопамятность, конфликтность с окружающими. Поведение стало адекватнее, мягче, спокойнее. Заметно повысился темп мыслительных процессов, переключаем()СТЬ с одного вида деятельности на другой, уменьшились явления педантичности, былой нетерпимости к любым жизненным переменам, редуцировались пароксизмальные и гиперкинетические расстройства.
После первого курса интенсивной терапии у детей с истероидными проявлениями заметное смягчение и устранение основной психопатологической симптоматики имело место в 33% случаев. Почти полностью исчезали капризность, демонстративность, адекватнее становилось общение как в кругу семьи, так и со сверстниками. Менее выраженными становились проявления эгоизма и эгоцентризма. Более реалистично, особенно больные старшего детского возраста, начинали оценивать состояние здоровья и свои возможности. У них появлялись более адекватные планы на будущее.
После первого курса нейрофизиологической реабилитации заметный положительный эффект в отношении психического здоровья наступил и у 20% больных ДЦП с ведущей шизоидной психопатологической симптоматикой. У них заметно повысился общий энергетический потенциал, дети становились активнее в контактах с окружающими. Более адекватными и социально приемлемыми становились их интересы и увлечения. Исчезали мысли о своей ущербности, непохожести на других людей, уменьшалась склонность к бесплодном>'' философствованию. Возникало желание к включению в игры со сверстниками, к социальному самоутверждению, менее болезненно воспринималось внимание чужих людей к себе.
Однако, как показали результаты исследования (см.табл. 6), для достижения стойкого положительного эффекта у больных ДЦП с выраженной психопатологической симптоматикой одного курса системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации обычно было недостаточно. Обнаружилась определенная закономерность: чем тяжелее психические нарушения у ребенка, чем теснее они связаны с личностью больного, чем обширнее и выраженнее лежащее в их основе органическое повреждение головного мозга, тем чаще и интенсивнее должно проводиться лечение. 38% обследованных получили 2-й курс интенсивной реабилитации. После его завершения значительное улучшение состояния психического здоровья, как видно из табл. 6, наступило у 88% больных ДЦП с пограничной умственной отсталостью, у 46% — детей с дебильностью, у 23% — с имбецильноотью, у 14% — с идиотией. При этом у больных с ведущей церебрастенической или неврозоподобной симптоматикой оно после 2-го курса терапии наблюдалось в 77% случаев, с эпилептиформной — у 50%, с истероидной — у 56%, с шизоидной — у 40%. Ни у одного из больных в процессе лечения и после него не наступило какого-либо ухудшения психического здоровья. Более того, они значительно легче стали переносить те экзогенные вредные влияния, которые ранее негативно отражались на основном заболевании: простуды, физические и психические травмы, пищевые отравления.
Таким образом, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации является весьма эффективной при лечении психопатологических проявлений у детей с ДЦП. Однако эффективность метода оказалась различной при разных клинических формах психических нарушений. Наиболее выраженной она была у больных с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с пограничной умственной отсталостью. Несколько слабее эффект 1-2 курсов лечения был у больных с легкими формами слабоумия, неадекватными формами поведения и личностными реакциями. Наименее результативным он оказался у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Разработанный метод обладает большим спектром лечебно-коррекционных возможностей в детской психиатрической практике, причем не только при ДЦП, но и при других нервно-психических расстройствах. Поэтому требуется дальнейшее исследование показаний к его назначению и дифференцированных схем применения при различных клинических формах нервно-психических заболеваний детского возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.