Рабочая программа для детей с дцп и умственная отсталость


Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции. Представлены программы для 2 класса по следующим учебным предметам:

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochie_programmy_dlya_detey_s_umerennoy_umstvennoy_otstalostyu_i_slozhnym_defektom.docx 40.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида №7

по обучению детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом

высшей квалификационной категории

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

Пояснительная записка рабочей программы

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

- Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под редакцией Н.Н. Малофеева.

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.

Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от

индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основные виды организации учебного процесса:

  • урок;
  • экскурсия;
  • частично самостоятельная работа (сильная подгруппа);
  • практическая работа на каждом уроке;
  • индивидуальная форма работы;
  • групповая форма работы.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

При изучении тем курса используются:

  • наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

Уроки самообслуживания являются средство активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Цель: подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельному быту.

  • формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду;
  • выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
  • привитие навыков культуры поведения;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • привитие детям навыков самостоятельности.

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;
  • различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
  • правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
  • правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
  • пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
  • различать и называть предметы одежды и обуви;
  • правила ухода за одеждой;
  • правила ухода за обувью;
  • хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
  • различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
  • применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью учителя;
  • правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
  • помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на самообслуживание во 2 классе отведено:

  • в неделю – 1 час. за год – 34 часа.

Тематическое планирование по самообслуживанию 2”Б” класса. (34 часа)

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (9 часов)

  • о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;
  • различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
  • правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
  • правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
  • пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
  • различать и называть предметы одежды и обуви;
  • правила ухода за одеждой;
  • правила ухода за обувью;
  • хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
  • различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
  • применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью учителя;
  • правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
  • помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги.

Части лица и головы.

Левая и правая половина тела и лица.

Отождествление себя в зеркале.

Отождествление себя на фотографии.

Предметы гигиены, их назначение, хранение.

Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур.

Повторение пройденного материала за I ч .

II четверть (7 часов)

Предметы для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан.

Предметы для приёма пищи: чашка, блюдечко, солонка, сахарница, салфетка, клеёнка.

Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи.

Обучение пользованию ложкой и вилкой.

Дифференциация пищи (узнавание, называние).

Правила поведения приёма пищи.

III четверть (10 часов)

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

Последовательность одевания и раздевания.

Выбор одежды по погоде.

Чистка одежды щеткой. Хранение одежды.

Распознавание обуви по их функциональному использованию.

Различение обуви на правую и левую ноги. Упражнение в обувании.

Выбор обуви по погоде.

Уход за обувью с помощью щетки.

IV четверть (8 часов)

Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом) в различных ситуациях.

Культура поведения на празднике.

Культура поведения за столом.

Культура поведения на улице.

Культура поведения в лесу.

Культура поведения в транспорте.

Культура поведения в общественных местах.

Повторение пройденного материала за год.

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.

Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

  • Корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно -двигательной координации, наглядно – образное мышления, развивать элементы логического мышления.
  • Повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.

  • общее и речевое развитие детей;
  • формирование житейских понятий;
  • развитие мышления;
  • формирование трудовых умений и навыков;
  • воспитание учащихся.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на предметно-практическую деятельность во 2 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа.
  • за год – 68 часов.

Ольга Балагурова
Рабочая программа для детей с глубокой УО от 3 до 8 лет

МБДОУ "ДСКВ №28 "Ромашка"

Наименование раздела Страница

Пояснительная записка. 3

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта. 5

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы. 6

Принципы и подходы к формированию программы. 7

Прогнозируемые результаты реализации программы. 8

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки. 10

Перспективный план 11

Учебно-методическое обеспечение 13

Настоящая программа разработана в соответствии с Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени ДОУ №28.

Программа представлена с учётом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с умеренной и глубокой умственной отсталостью. В ней раскрываются задачи, цели, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность работы.

Педагогические задачи воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности, обеспечении оптимальных условий для их усвоения, при условии их взаимосвязи и соподчинения.

Большое значение в воспитании детей с ОВЗ имеет формирование навыков, определяющих способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми.Все приобретаемые ребенком навыки неразрывно связаны друг с другом: когда ребёнок играет не один, а с кем-нибудь, ему необходимо и уметь играть, и уметь взаимодействовать с другим человеком. Это, в свою очередь, связано с навыками тонкой моторики и сенсорно-перцептивной сферой детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Формирование мотивационной стороны подразумевает развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к различным видам деятельности (прежде всего предметно-манипуляторной, игровой, элементарно - продуктивной). "Внешняя" стимуляция осуществляется за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического материала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играет организующая активность взрослого, его эмоциональность.

Большое значение в развитии ребёнка играет формирование игровой деятельности. Оказывая решающе влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в её разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач.

В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью развивается коммуникативное общение. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению такими детьми способами речевого и коммуникативного общения, общения с помощью жестов, мимики.

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми умеренной отсталостью (умеренной и тяжелой). Продолжительность занятий составляет 2-5 минут.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта

Занятия будут проводиться с детьми от 3 до 8 лет:

дети с детским церебральным параличом, с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологии развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических). Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.

Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеют.

В эмоциональном развитии детей также отмечается ряд особенностей. Большинство детей пассивны, избегают трудностей, не проявляют интереса к окружающему миру, избегают контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут, внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

Рабочая программа направлена на:

создание условий для позитивной социализации ребёнка, разностороннее развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

Ведущие цели рабочей программы:

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

• максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

Задачи педагогической деятельности:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

• социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

• формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности;

Главными задачами, прежде всего, являются развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование предметной деятельности. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС.

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа группы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на доступных детям формах работы, учитывающих их индивидуальные способности и возможности. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Прогнозируемые результаты реализации программы

• динамика индивидуального развития детей;

• создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга):декабрь, май.

Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

- Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

- Выполнять движения по подражанию взрослому;

- Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;

- Захватывать мелкие предметы щепотью.

- Эмоционально, мимически реагировать на ласковые обращения знакомого взрослого;

- Эмоционально откликаться на появление близких взрослых;

- Понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

- Принимать помощь взрослого во время непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах;

- Откликаться на свое имя;

- Положительно реагировать на педагогов и детей;

- Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними;

- Не совершать неадекватные действия с игрушками;

- Выполнять элементарные манипуляции с игрушками;

- Фиксировать взгляд на предметах во время действия с ними, прослеживать взглядом их движения;

- Узнавать (показывать) себя; показывать или называть предметы одежды, мебели, посуды и пр. ;

- Узнавать знакомых животных;

- Пользоваться рукой или жестом для решения коммуникативных задач;

- Эмоционально реагировать на чтение художественной литературы;

- Воспроизводить знакомые звукоподражания лепетные слова;

- Выполнять действия по простой речевой инструкции, подкрепленным жестом или без жеста;

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки.

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей компенсирующей группы с умеренной и тяжелой степенью отсталости планируется в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка и не превышает 10 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью не зависимо от возраста не превышает 30 мин. ,

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Праздники, знаменательные даты Педагогические задачи

Январь 1-2 неделя Развитее зрительного восприятия.

Научение ребенка фиксированию взгляда, слежению за предметом.

Развитее интереса к окружающему, игрушкам. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым. • Привет

• Куда он прячется?

• Игра со шляпами

• Смотри-ка, что я вижу.

• Куда подевалась игрушка?

• Прятки с куклой

Февраль 1-2 неделя Развитее слухового восприятия.

Развитее интереса к звучаниями предметов, собственным звукам и голосам других людей.

Определение источника звука в пространстве.

Развитее понимания эмоциональной составляющей коммуникации. • Игра с погремушками

• Разговоры с малышом

• Жили у бабуси 2 веселых гуся

• Где прячется музыка?

Чтение сказок : Три поросенка, Аленький цветочек, Мойдодыр, Муха-Цокотуха,Айболит

23 февраля – День защитника отечества Развитие кинестетического восприятия.

• Игра с ветерком

• Работа

Март 1-2 неделя Формирование пространственных представлений. • Куда пойдешь, что найдешь

• У кого что получилось

3-4 неделя Развитие Мелкой моторики. • Утюг

Апрель 1-2 неделя Развития обоняния.

Развитее речи. • Лото запахов

• Что приготовили на обед?

• Кто у нас любимый?

3-4 неделя Знакомство с игрушками (каждый день новая игрушка) Знакомство с мячом, мишкой, обезьянкой, машинкой….

9 мая – День Победы Знакомство с одеждой.

Развитее цветового восприятия.

Что это за вещь? (каждый день ребенок знакомится с новой вещью)

3-4 неделя Расширить знания детей о мебели.

Активизировать словарь детей по данной теме.

Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.

Упражнять в рисовании пальчиками и штампами, лепке, наклеивании.

Развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений. • Чудесный мешочек.

• Укажи на предмет мебели, которую я назову.

• Большое и маленькое кресло.

• Разложи диванные подушки.

• Стол и табуретки.

Июнь 1-4 неделя Диагнотика.

1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.

Рабочая программа для детей младшего возраста 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка…. 3 1.2 Возрастные особенности детей 3-4 лет…. 3 1.3 Принципы.

Рабочая программа по хореографии для детей 4–7 лет Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 5.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.