Работа с дети с дцп школьного возраста

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

· Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) .

· Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

· Формирование полноценных представлений об окружающем мире.

· Развитие сенсорной культуры ребенка.

· развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

При организации работы по совершенствованию зрительного восприятия необходимо учитывать, что двигательная недостаточность препятствует его развитию в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов. Она мешает формированию зрительно-моторной координации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия. В связи с этим в коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения:

· для улучшения функций мышц-глазодвигателей следует предлагать упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора;

· специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.

При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех--пяти частей.

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго путают при чтении и письме буквы и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.

В ходе занятий по формированию представлений о форме дети должны научиться: правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру при определении формы реального предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко -- круглое, стол -- квадратный) ; составлять геометрический! формы из 2--4 частей, а также из заданного количества палочек знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица как самого ребенка, так и других людей. При формировании и закреплении этих понятий необходимо использовать метки, которые размещают обычно слева (на руке, на груди). Очень эффективным приемом является дорисовывание фигуры человека, аппликация, лица и фигуры из готовых частей.

Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению разрезных картинок, сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

В ходе занятий по формированию пространственного восприятия дети должны научиться:

· различать правую и левую руку, правые и левые части тела и лица человека;

· определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;

· воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;

· объяснить с помощью соответствующей лексики расположение одного предмета по отношению к другим;

· выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия;

· действовать в границах листа бумаги;

· размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;

· использовать в своей речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов.


В данном материале перечисляются особенности детей с детским церебральным параличом, а так же даются рекомендации учителям по работе с этой категорией.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_uchitelya_s_rebenok_s_detskim_tserebralnym_paralichom.doc 18 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок с детским церебральным параличом

Главным для ребенка является:

  • уверенность в себе и умение нравиться себе;
  • умение общаться с другими людьми;
  • навыки самообслуживания.

Особенности детей с детским церебральным параличом:

Условия работы с детьми с детским церебральным параличом:

  • Одним из важных условий работы с детьми с детским церебральным параличом является создание условий полноценного личностного развития .
  • Контроль за выполнением заданий как во время выполнения,так и после и обязательное доведение до конечного результата.
  • Постоянное наблюдение за ребенком в учебно-воспитательном процессе.
  • Необходимо отталкиваться от того, что ребенок умеет больше всего.
  • Будьте терпеливы и наблюдательны.
  • Дети не учатся беспрерывно,они нуждаются в отдыхе.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком,старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки.
  • Разговаривая с ребенком,давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
  • Будьте последовательны , двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
  • Чаще хвалите и пообщряйте ребенка.
  • Будьте практичны,давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.
  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
  • Обязательно должна проводиться работа в группе, так как дети не умеют дружить.
  • Нельзя показывать жалость.
  • Идти на мотивационном компоненте.

Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. .

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности.

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме.

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника и методические рекомендации для этой категории детей.

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом".

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП.

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

В данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

нового подхода состоит в том, что задача оценивания собственной деятельности ставится перед ребенком с самого начала обучения, открыто определяются критерии оценивания, которые выступают перед ребенком в явном виде. Четко дифференцируются субъективные и объективные критерии оценки. В процессе развития самооценивания важной задачей для обучающихся остается сравнение собственной и учительской отметки.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении связи целенаправленного, технологически выстроенного формирования оценочной деятельности учащихся со становлением субъектности учеников. Теоретически обоснована модель формирования оценочной деятельности учащихся как целостного процесса овладения комплексом умений учиться, определении и системном описании этапов процесса формирования мотивационных, рефлексивных и самооценочных умений учащихся, умений самопознания как базовых компонентов оценочной деятельности учащихся.

Гладкая, И.В: Оценка образовательных результатов школьников Текст. / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2008. - 144 с.

Звягинцева, Е.В. Методы изучения познавательных способностей школьников Текст. / Е.В. Звягинцева // Школьные технологии. — 2009. — №2.-С. 166-172.

Зачёсова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. - №2. - С. 167-172.

Квитова, JT. Ф Как проверить качество сформированности умений Текст. / Л.Ф. Квитова // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — №2.-С. 62-65.

Панина, А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику Текст. / А.Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - С. 28-31.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛНЫМ ПАРАЛИЧОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пушкарев Роман Олегович, 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования городКраснодарсредняяобщеобразовательнаяшкола№85, учитель начальных классов высшей

Аннотация: в данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: обучение младших школьников с детским церебральным параличом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема ДЦП получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП:

• Согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно.

• У некоторых детей снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, у 20-30% детей - косоглазие.

• Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних - повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, вялость), склонность к колебаниям настроения.

• Для большинства детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.

• Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость; тенденция к ограничению социальных контактов).

• У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

• Наблюдаются соматические нарушения: пороки сердца, пороки лёгких, изменение со стороны эндокринной системы и др.

• Примерно у 20-25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, психопатоподобное поведение, у 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.

Дети с ДЦП - это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.

В связи с вышесказанным при обучении детей с ДЦП следует учитывать следующее.

При обучении письму необходимо организовать ребенку комфортное рабочее место, поэтому целесообразно подобрать каждому ребёнку индивидуально стул или кресло , если необходимо подлокотники и крепления для ног, иногда крепятся и плечи, чтобы ребёнок не западал вперёд на парту. Всё это необходимо, потому, что большинство детей с ДЦП не умеют держать таз в правильном положении, а удобная поза имеет для ребёнка огромное значение, ведь при неудобной и неправильной позе дети с ДЦП реагируют быстро развивающимися деформациями опорно -двигательного аппарата.

Следующим этапом является подбор ручки или карандаша. Начинать следует с простого мягкого карандаша, затем переходить к ручкам. Удобно использовать ручки, которые имеют на пастах специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка не царапает бумагу (что часто раздражает детей)и пишет на любой поверхности( матовой или глянцевой).

Так же необходимо заметить, что лучше использовать круглые карандаши, а не граненые, поскольку при использовании таких карандашей пальцы ребенка находятся в меньшем напряжении.

Следующим моментом является подбор того, на чем будет писать ребенок. Кому-то подойдет обычная тетрадь, а кому-то тетрадь в крупную клетку. Некоторым детям придется самостоятельно расчерчивать листы. Это могут быть клетки и линии размером от 1 до 2 сантиметров, в зависимости от степени нарушения зрительного восприятия и нарушения моторных умений.

Трудности могут возникнуть и при научении ребенка правильному захвату ручки или карандаша и ведению линии по поверхности тетради. Дети с гиперкинезами неплохо схватывают карандаш или ручку. Не следует требовать от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Но для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать руку от поверхности ребёнку с гиперкинезом часто не просто. Но благодаря усердию и тренировкам многие дети успешно овладевают этим.

С детьми, у которых наоборот мышцы ослаблены, дело обстоит сложнее. Они не могут схватить карандаш, а затем удерживать его в руке, не могут надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им приходится держать ручку таким образом, каким им удается взять ее со стола. С такими детьми поначалу долго приходиться писать вместе (рука в руке). Затем необходимо придумать как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка. Простейшее приспособление, зачастую вполне достаточное на начальных этапах - плотный клубок шерсти такого диаметра, который

ребенок может схватить, соединив кончики большого и указательного пальцев. Такой клубок протыкается ручкой примерно на трети его диаметра. Основной объем клубка вкладывается в кисть.

Так же особенности детей с ДЦП следует учитывать и после периода обучения грамоте. Чаще всего такие дети нуждаются в обучении на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

• моя любимая игрушка;

• описание дерева под окном;

Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. Хотя внутренний мир ребенка, больного ДЦП, как правило, богат. Такие дети с удовольствием рисуют, используя всю палитру красок, и этот положительный момент в работе следует использовать как минутки отдыха между основными уроками. Но особенно он эффективен на уроках естествознания. Выполнение заданий в виде рисунка на темы "Растения тундры", "Животные леса", а также работа с географическими картами дают положительные результаты, хорошие оценки и моральное удовлетворение от сделанной работы.

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1-2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения.

В 3-4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.

Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.

И, как заповедь для врача, хочется напомнить заповеди для учителя, который работает с детьми вообще и с больными в частности.

Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов - это способствует развитию самостоятельности.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Воспитание должно быть щадящим к детству - поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации: Отв. ред. С В. Алехина. - М: МГППУ, 2012.

4.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ видов №48 от 04.09.1997г.

5.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. матер.// Международная научно-практическая конференция// Отв. ред. Алехина С.В.: МГППУ, 2013.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.