Работа с детьми дцп в группах кратковременного пребывания

Вера ДОБРОЛЮБОВА
Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель МБДОУ №22 Добролюбова В. В. г. Воркута.

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

Среди них встречаются дети с недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой дисфункцией и пр.

Из года в год, к сожалению, растет число детейс комбинированными психофизическими нарушениями: поражением головного мозга детским церебральным параличом, поражением проводящих нервных путей (с параличами руки, кривошеей, имеющих сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.

Для таких детей пребывание в детском саду, в условиях, созданных для более благополучных в плане психофизического состояния сверстников, оказывается проблематичным. Поэтому большая часть детей с выраженными отклонениями в развитии воспитывается дома.

Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания и обучения проблемного ребенка и психологической поддержке.

Одной из форм оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в настоящее время являются группы кратковременного пребывания детей в специализированных (компенсирующих) ДОУ.

Группа кратковременного пребывания расположена в специальном изолированном помещении и оформлена в виде игровой комнаты с учетом разновозрастного состава группы.

В группу принимаются дети, имеющие разную степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, нарушение осанки, ДЦП и др., в возрасте от 3-х месяцев до 8-и лет.

В группу могут приниматься дети только на прохождение очередного курса реабилитации по назначению врача.

Дети, которые посещают другие детские сады могут приходить на лечение, в бассейн, на занятия лечебной физкультурой, на сеансы биологической обратной связи (Бос,на коррекционно-развивающие занятия со специалистами : дефектологом, логопедом, психологом.

Прием в группу кратковременного пребывания осуществляется в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.

Дети находятся в детском саду вместе с родителями, которые получают консультации специалистов по всем волнующим их вопросам, учатся вместе с детьми выполнять упражнения на ЛФК, учатся играм, приёмам, чтобы затем в домашних условиях продолжать работу по реабилитации детей, начатую в детском саду.

Для оказания специализированной медицинской помощи в МБДОУ созданы все необходимые условия : имеются физиокабинет, массажный,процедурный кабинеты, бассейн, музыкально-физкультурный зал.

Воспитанникам группыпредоставляются медицинские услуги: лечебная физкультура, лечебный массаж, ультразвук, электростимуляция мышц, парофино-озокеритовые аппликации, электрофорез, светолечение, проводятся занятия в бассейне, компьютерные сеансы биологической обратной связи (Бос).

Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания определяется обра-зовательной программой МБДОУ, включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка, предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.

Необходимую коррекционно – развивающую помощь детям осуществляют педагог – психолог, учитель - логопед, учитель - дефектолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатель.

Основная организационная форма работы с детьми - индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребёнка) в игровой форме.

Продолжительность занятий у каждого специалиста варьируется от 20 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости т. д.)

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный режим. Расписание занятий и медицинских процедур составляется с учётом пожелания родителей, обеспечивая при этом необходимые условия для работы персонала МБДОУ. Максимальное количество времени отводится на лечебные процедуры и коррекционно-развивающие занятия педагога – психолога, учителя – дефектолога.

В конце каждого учебного года психолого – медико - педагогическая комиссия по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка.

Как правило, дети, посещавшие группу кратковременного пребывания, зачисляются в детский сад вне очереди.

Группа кратковременного пребывания функционирует без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе от 1часа до 3,5 часов.

Режим работы группы: с 12.00 до 15.30.

Посещение группы кратковременного пребывания платное. Дети – инвалиды посещают группу бесплатно.


Группа кратковременного пребывания

Скачать:

ВложениеРазмер
gruppa_kratkovremennogo_prebyvaniya.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Группа кратковременного пребывания

Проблема социальной адаптации этих детей остро стоит и перед их родителями. В результате первых бесед с родителями и наблюдений за детьми стало понятно, что родители видят цель группы как лечебно-профилактическую и самым главным для них является посещение сеансов массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и занятия в бассейне.

Мы постарались убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам и проведения занятий по подгруппам.

С детьми этой группы работают следующие сотрудники: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, медицинский персонал.

Проводятся интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.

Родители принимают участие в написании сценариев праздников, в которых они принимают непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традиционным. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду — это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у них остается еще очень много: транспорт, специальное оборудование, медицинское обслуживание и другие.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Особенно трогательно проходят праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять мам, бабушек — каждый по-своему: кто умеет говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще плохо владеет речью — рисует, делает поделки, и эти усилия трогают взрослых до слез.

Дети, которые проходят адаптацию, усваивают навыки самообслуживания и общения, переводятся в общие группы детского сада, где их тепло встречают дети и воспитатели.

Несомненным достижением данной работы является то, что большинство выпускников данный группы детского сада учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.

Программа реабилитационной работы с детьми-инвалидами (ДЦП)

Программа базируется на документах:

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения с отклонениями в развитии (и с нарушением интеллекта) в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Основные задачи в работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП

1. Социальная адаптация.

2. Психологическая подготовка детей к восстановительному лечению.

3. Создание реабилитационного психотерапевтического климата в группе.

4. Коррекция психических процессов у детей.

5. Оказание психологической помощи родителям.

6. Развитие и коррекция речи детей.

7. Обучение основам самообслуживания.

8. Начальный этап трудотерапии (лепка, рисование).

9. Развитие движений на воде.

10. Лечебная физкультура с постепенным наращиванием нагрузки в индивидуальном обучении.

11. Лечение положением, применение лангет, туторов, корсетов, ортопедической обуви.

12. Различные формы массажа (точечный, сегментарный).

13. Работа с родителями: обучение проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях.


Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 09.08.2015

Статья просмотрена: 1562 раза

Педагогический эффект в решении коррекционных задач при работе с детьми с ДЦП в значительной мере зависит от взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Но помимо участия специалистов, коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность. Основная цель полноценного взаимодействия — активизация родителей.

Детский церебральный паралич — заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища [6, с. 82].

Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП представлена в работах И. А. Смирновой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Э. С. Калижнюк, О. Л. Раменской, Л. А. Даниловой, Н. В. Симоновой, Р. Я. Абрамович-Лехтман и др.

Л. М. Шипицына отмечает, что основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами [7, c. 46].

Е. М. Мастюкова утверждает, что для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость [4, с. 32].

В дошкольном возрасте психические нарушения обусловлены недостаточной сформированностью представлений, которые играют особо важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка и составляют базис памяти, воображения, мышления [1, с. 79].

По исследованиям И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

- выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике [3, с. 120].

По данным Л. А. Даниловой осязательное восприятие также неполноценно: у многих детей имеет место астереогноз.

Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи.

По данным Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской частота нарушений речи при детском церебральном параличе составляет 80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга [2, с. 370].

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации [3, с. 98].

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога протекает в тесном сотрудничестве со всеми специалистами (логопед, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор ЛФК) и с родителями, так как без содействия родителей невозможен полноценный коррекционный процесс.

Цель исследования: определить педагогические условия работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в группе кратковременного пребывания.

Мы предположили, что работа дефектолога будет эффективна, если построить систему работы с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания, с учетом следующих условий:

- организация работы семейного клуба, предусматривающего проведение мероприятий по родительскому всеобучу и досуговой деятельности;

- применение консультативно-рекомендательных, лекционно-просветительских форм работы с родителями, направленных на повышение теоретической, практической, мотивационной готовности родителей;

- систематизация работы по домашним заданиям с помощью специально разработанных карточек.

На констатирующем этапе исследования проводилось психолого-педагогическое обследование детей с ДЦП по методике И. А. Смирновой. Диагностика проводилась по следующим разделам: общие сведения, заключения врачей, сведения о семье, анамнез, двигательные возможности, чувство ритма, импрессивная речь, экспрессивная речь, слуховое воприятие, стереогноз, зрительное восприятие, пространственные представления, временные представления, математические представления, мышление, память, внимание, навыки самообслуживания, работоспособность, эмоционально-волевая сфера.

Результаты обследования показали, что в обеих группах, как в экспериментальной, так и в контрольной, недостаточный уровень психического развития детей с ДЦП. В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: со средним уровнем психического развития 25 % детей, с низким уровнем 50 %, с очень низким уровнем 25 %.

В контрольной группе: со средним уровнем психического развития 25 %, с низким уровнем 50 %, с очень низким уровнем 25 %.

Для диагностики уровня готовности родителей к участию в коррекционно-педагогическом процессе мы разработали и апробировали анкету, состоящую из 30 вопросов по 3 показателям: теоретическая, практическая и мотивационная готовность к участию в коррекционно-педагогическом процессе.

В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: средний уровень готовности к участию в коррекционно-педагогическом процессе — 50 %, низкий уровень 50 %. В контрольной группе средний уровень — 50 %, низкий уровень — 50 %. Таким образом, исследование подтвердило необходимость проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, с целью их психического развития и работы с родителями, с целью развития уровня готовности к участию в коррекционно-развивающем процессе.

На формирующем этапе исследования мы разработали и апробировали систему работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания, с учетом следующих условий:

- организация работы семейного клуба, предусматривающего проведение мероприятий по родительскому всеобучу и досуговой деятельности,

- применение консультативно-рекомендательных, лекционно-просветительских форм работы с родителями, направленных на повышение теоретической, практической, мотивационной готовности родителей,

- систематизация работы по домашним заданиям с помощью специально разработанных карточек.

И. А. Смирнова отмечает, что, как правило, родители детей с ДЦП в той или иной степени и в разные временные периоды проходят несколько этапов на пути к сотрудничеству со специалистами. Это — неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников, стремление вылечить ребенка, признание необходимости специального образования и принятие ребенка таким, какой он есть. Лишь на последнем этапе становится возможным адекватный подход к абилитации ребенка [5, с. 37].

Мы применяли в работе с родителями консультативно-рекомендательные, лекционно-просветительские, а также практические занятия. Самым эффективным из перечисленных форм являются практические занятия, так как на этих занятиях родители практически осваивают полученную информацию.

С целью систематизации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в домашних условиях и привлечения к участию в коррекционно-развивающем процессе родителей нами были разработаны и применены карточки с домашними заданиями. Задания распределены по 8 блокам: 1 — задания на развитие сенсомоторной сферы, 2 — задания на развитие речи, 3 — задания на развитие мышления, 4 — задания на развитие внимания, 5 — задания на развитие памяти, 6 — задания на развитие математических представлений. Каждый из этих блоков состоит из 8 карточек с заданиями. При определении домашнего задания карточки подбирались в соответствии с особенностями психофизического развития каждого ребенка и задачами коррекционного обучения.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов выявил, что у детей экспериментальной группы наблюдалось более значительное повышение уровня психического развития. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что процент детей с высоким и средним уровнем психического развития увеличился на 25 %, с низким и очень низким уровнем уменьшился на 25 %. При анализе результатов исследования контрольной группы на контрольном этапе были выявлены единичные улучшения по некоторым разделам обследования (импрессивная речь, навыки самообслуживания, работоспособность, эмоционально-волевая сфера и т. д.), что незначительно повлияло на уровень психического развития детей. Это подтверждает эффективность проведенной работы.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов по диагностике уровня готовности родителей к участию в коррекционно-педагогическом процессе выявил, что у родителей экспериментальной группы наблюдалось более значительное повышение. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что процент родителей с высоким уровнем готовности к участию в коррекционно-педагогическом процессе увеличился на 75 %, со средним уровнем уменьшился на 25 %, с низким уровнем уменьшился на 50 %. Родители стали более заинтересованными, осознают значимость своей деятельности. Данные контрольной группы на контрольном этапе практически не изменились по сравнению с констатирующим этапом.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. На основе разработанной системы работы нами составлены методические рекомендации для дефектологов по работе с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания.

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. — 279 с.

2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.

6. Скоромца А. А. Справочник врача невролога. — М.: МЕДпрессинформ, 2008. — 576 с.

7. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Планирование работы учителя – логопеда по развитию речи у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания

Рекомендации специалистов > Учитель-дефектолог > Консультации

г. Краснодар
2013


Рассмотрим подробнее суть коррекционной работы по устранению речевых нарушений, развитию речи при заболевании детским церебральным параличом. Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, И.А. Панченко и др.
В зависимости от локализации и степени тяжести поражения мозга, проблемы нарушения речи у разных больных отличаются. Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Развитие речи проходит медленно также в случаях, когда ребенок очень много времени проводит в лечебных учреждениях, что сопровождается отрицательным эмоциональным фоном из-за отрыва ребенка от матери и привычной для него обстановки. Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
В раннем возрасте дети с церебральным параличом очень медленно увеличивают активный словарь, а длина предложений остается маленькой. Причем речь очень неразборчива, хотя пассивный словарь (понимают, что им говорят) намного больше активного. Сложнее всего для таких детей – усвоение глаголов. Часто они заменяют их на слова, обозначающие предметы. Больше всего у больных детей неразвита фонетическая сторона речи, т.е. произношение звуков. В самом начале развития речи они заменяют одни звуки другими, и если не проводить занятия с логопедом, то эти проблемы могут остаться до конца жизни. Следствием этого будет постоянная невнятная речь.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.

К основным направлениям коррекционной работы

(доречевой период) можно отнести:
- эмоциональное общение со взрослыми;
- приведение тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата в норму;
- стимулировать голосовые реакции, звуковую и речевую активность;
- корректировка кормления: глотание, жевание;
- развитие сенсорных процессов путем помощи при зрительном сосредоточении, плавном просиживании, слуховом сосредоточении и т.д.;
- обучение движениям рук и действиям с предметами: нормальное положение пальцев и рук, развитие хватательной функции, дифференциация движений пальцев рук, развитие манипулятивных функций;
- подготовка к этапу понимания речи.

Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов:

- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
- речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
- получение и развитие знаний об окружающем;
- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
- развитие зрительно-моторной координации, а также навыков самообслуживания и опрятности.

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы:

- игровая деятельность;
- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
- развитие пространственных представлений у ребенка;
- развитие мышления, внимания и памяти;
- элементарные математические представления о мире;
- развитие мелкой моторики рук и развитие ручной умелости.

Новизна практического пособия состоит в том, что предложенные методические рекомендации по развитию речи носят комплексный характер. Предлагаются детям в игровой форме все задания. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. А так же представлены задания, направленные на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Форма обучения: подгрупповые, индивидуальные.


В основе данной работы заложены методики:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.