Работа с детьми с дцп на уроках информатики

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Криницына Е. Б.

того, сильно ограничена возможность локальных экономических экспериментов из-за жесткой взаимосвязи отдельных частей экономики (1-3].

Таким образом, остается возможность использования своего прошлого опыта, опыта других экономических систем (стран), эксперименты со всей экономикой и математическое моделирование.

Свой прошлый опыт и опыт других стран не всегда может был. напрямую использован в условиях данной конкретной экономической ситуации.

Прямые эксперименты с экономикой имеют как положительную, так н отрицательную стороны. Положительная сторона состоит в том, что сразу становятся видны краткосрочные результаты проводимой экономической полигаки. Отрицательная сторона заключается в том, что невозможно напрямую предвидеть средне- и долгосрочные последствия принимаемых решений. Предвидел, такие последствия возможно лишь на основе концептуальных моделей развития экономики, опирающихся на прошлый опыт Концептуальные модели и составляют основу математических моделей.

Разработка математических моделей чрезвычайно трудоемка. Для выработки правильных экономических решений необходим учет как всего прошлого опыта, так и результатов, полученных по концептуальным и математическим моделям, наиболее адекватным данной экономической ситуации.

При выполнении своей главной функции экономическая система осуществляет следующие действия: размещает ресурсы, производит продукцию, распределяет предметы потребления и осуществляет накопление.

В качестве расчетных показателей математических моделей используются производственные фонды, которые состоят из основных производственных фондов и основных оборотных фондов. В результате функцно-

нирования экономики за каждый год все отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. п.) создают валовой внутренний продукт, который в натуральновещественной форме распадается на средства труда и предметы потребления, в стоимостной форме - на фонд возмещения выбытия основных фондов (амортизационный фонд) и вновь созданную стоимость (национальный доход). Как расчетный вспомогательный показатель, может быть использован валовой вышек (валовой общественный продукт).

В описании экономических процессов с помощью математических моделей необходимо учитывать организационно-хозяйственную структуру всей экономической системы - совокупность всех хозяйственных единиц и организационно-хозяйственных связей между ними.

При системном исследовании экономики выделяют макро- и микромодели. Первые отражают функционирование и развитие всей экономической системы и ее крупных подсистем (первое и второе подразделения народного хозяйства, отрасли народного хозяйства), а вторые - отдельных хозяйственных единиц и их объединений.

Таким образом, для построения экономической математической модели необходимо учесть это разнообразие уровней рассмотрения поставленной задачи и связей между ними, чтобы создать достаточно адекватную реальным условиям модель.

1. Понтригин JI.C. Математическая теория оптимального управления. М. Наука. 1976.

2. Ива ни лов Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979

3. КолвмйШб В.А. Математическая экономика М ЮНИТИ. 1998.

Информатизация образовательного процесса предъявляет новые требования к разрабо тке методов и средств, используемых для обучения, реабилитации и социальной адаптации людей со специальными потребностями.

В данной работе анализируются результаты применения специальных аппаратно-программных инструментальных средств в Республиканском объединении

по реабилитации и восстановительному лечению де-тей-инвалидов г. Москвы.

Заболевание ДЦП связано с ранним поражением центральной нервной системы, часто сопряжено не только с двигательными расстройствами, но и с серьезными проблемами в развитии эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер, задержками психического и психоречевого развития. Отмечается искажение развития личности ребенка, что выражается в неадекватности самооценки, нарушении восприятия себя и других, формировании многочисленных защитных комплексов; невозможности вести нормальный образ жизни, проблемами межличностного общения

етруктивных представлений, речи, логического мышления; развития быстро™ реакции, мелкой моторики и манипулятивной деятельности в целом.

У детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные шры позволяют снять раздражение, недовольство жизнью и окружающими, что позитивно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными физическими возможностями, но с сохраненным интеллектом в результате применения данных шр снижается ощущение физической неполноценности, так как в игре ребенок может то, что недоступно ему в жизни.

Как было отмечено выше, заболевание ДЦП сопряжено с задержками психоречевого развития. У детей с тяжелыми дефектами речевого развития нарушаются все компоненты языковой системы: звукопроизношеиия, словарный запас, грамматический строй. Наряду с речевыми особенностями, характерна недостаточная сфор-мированность процессов, связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания, памяти, логического мышления. Ребенок с трудом восстанавливает расположение 4-5 предметов после перестановки, не замечает неточностей в рисунке, не всегда выделяет предмет или слово по 'заданному признаку Нарушение внимания и памяти в большей степени заграптвает произвольную деятельность. У детей отмечаются трудности при клас-сифнкацни предметов, обобщений явлений и предметов. Их суждения бедны, примитивны, логически не всегда связаны друг с другом.

фектологических занятий у детей, больных ДЦП. является приобретение новых и закрепления полученных знаний, раскрепощение детей, активизация их познавательной деятельности.

К сожалению, у большого количества детей-иивагшдов имеются выраженные нарушения со стороны верхних конечностей. Для их реабилитации используются специальные внешние тренажерные устройства, присоединяющиеся к стандартному ЮМ-совмести-мому компьютеру через аналого-цифровой преобразователь. Применение таких тренажеров способствует развитию активных движений в плечевом и локтевом суставах, в лучезапястном суставе, пальцах рук и т. д

Таким образом, применение специальных альтернативных устройств, тренажеров, развивающих ком-пьютерных игр эффективно для реабилитации больных с различными нозоологическими формами, причем для каждой из них созданы специальные пакеты игр, ориентированные на индивидуальную реабилитацию и учитывающие неврологический, соматический, ортопедический, психологический статус ребенка, а также его личные особенности.

Использование компьютерных программ в обучении больных ДЦП способствует приобретению ими достаточно высоких навыков пользователей ЭВМ, что позволяет расширить область выбора будущей профессии, повысить их социальную защищенность.

Среди всех инвалидов именно данный контингент является самым малообразованным. Чтобы получить образование, необходимо обучение в специализированных учебных заведениях. Эта проблема связана с низким финансированием специализированных школ и цетров реабилитации, отсутствием необходимого количества специальной и учебной литературы. Значительную роль в решении данной проблемы могут сыграть новейшие информационные и образовательные технологии, в частности, дистанционное образование.

Однако, использование данной формы обучения применительно к больным ДЦП, частично или полностью ограниченных в произвольных движениях, требует применения специальных программных средств для работы с ресурсами Интернет или адаптацию существующих. Интерфейс такого рода программных средств должен соответствовать основным требованиям дина-

мического интерфейса, а именно: поддержка различных устройств управления и ввода, использование графических символов для представления объектов, дружественность но отношению к пользователю.

Использование подобных настроек в специальном программном средстве позволяет учитывать индивидуальные. физические и психологические особенности пользователей со специальными потребностями, позволяет им а датироваться в среде Интернет, что способствует дальнейшей интеграции их в процесс дистанционного обучения.

За основу системы дистанционного обучения больных ДЦП целесообразно принимать информационно-

обучающую тестовую систему, тесты для которой составляются в соответствии с образовательным минимумом содержания среднего общего образования. Минимальное содержание учебного материала готовится на основе действующих программ, проектов стандартов, разработанных Российской Академией образования и другими научными центрами, и имеет два уровня. Первый уровень определяет минимальное содержание областей и курсов, которое реализовано во всех общеобразовательных учреждениях. Второй уровень по своему содержанию предполагает близость к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ российской школы.

Применение тестовой системы обучения и контроля позволяет педагогу быстро оценивать уровень ша-ний учащихся, корректировать процесс и программу обучения. Использование данной тестовой системы в учебном процессе повышает социальную защищенность обучаемых больных детей, оказывает им моральную и психологическую поддержку, открывает возможность получения высшего образования в вузах на факультетах дистанционного образования.

Для того чтобы исправить зтот недостаток, можно объединить два ттих типа в один. Эго достигается путем введеїшя в синапсы нейронов еще одного параметра - пластичности.

Под пластичностью понимается возможность синапса изменять свою проводимость. Или. если быть точнее, скорость, с которой он способен изменять тту проводимость в ходе обучения. Этот показатель участвует только на этапе обучения и не используется в обычном режиме работы сети.

Функционирование сети при распознавании образов абсолютно идентичен обычной многослойной сети.

Разница заключается в обучении нейронной сети. Алгоритм обучения можно представит!, следующим образом:

I. Задаем случайным числом проводимость синапсов.

2.1 Іластичность всех синапсов устанавливаем в 1.

3. Обучаем сеть на первый образ

4. Запоминаем текущие значения синапсов.

5. Обучаем сеть на новый образ.

6. Сравниваем старые и новые значения проводимое™ для каждого из синапсов, если разница большая, увеличиваем пластичность (максимум до I), если маленькая - уменьшаем пластичность.

7. Переход на шаг 4.


Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств. Компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей с ОВЗ при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_2.docx 21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Людмила Ивановна Денисенко,

учитель информатики, заместитель директора по УВР

МБОУ коррекционная школа – интернат № 8

г. Саяногорска, республики Хакасия

Особенности занятий по информатике с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования, используемых методов и приёмов. Педагог должен помочь школьнику с ОВЗ усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.

Необходимо создавать специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:

  • поэтапное разъяснение и последовательное выполнение заданий;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
  • смена видов деятельности;
  • использование физкультурных пауз;
  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

При составлении плана занятия педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований занятие предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

Таким образом, одной из главных целей обучения детей с ОВЗ является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению.

И чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств.

Компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты.

Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей с ОВЗ при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.

Итак, рассматриваются три аспекта изучения информатики:

  • Компьютерные игры как средство восстановления движений (мелкой моторики) Для формирования движений в процессе терапевтической работы ребенку приходится выполнять множество однообразных движений. При использовании традиционных средств (например, при лечебной физкультуре) придать этим упражнениям привлекательный смысл бывает очень трудно хотя бы потому, что они должны повторяться многократно, а выполнение движения является в них самоцелью
  • Компьютер используется как средство предъявления аудиовизуальной информации, представляющей собой сюжетную игру, а также как средство регуляции и контроля за пространственно-временными и точностными параметрами движения в процессе игры.
  • Компьютер как средство обучения и получения информации — это обучение конкретным информационным технологиям. В качестве пропедевтических занятий ученики могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.).

Работа за компьютером так же вырабатывает личностные качества ребенка, такие как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается удовлетворенность как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.

Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни.

Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера. В качестве средства обучения компьютер в первую очередь позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, обучающийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Ученики более охотно отвечают компьютеру и не боятся ошибиться. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Формы и методы работы на уроках математики с детьми, больными ДЦП

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Оснащение рабочего места техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: устройства управления компьютером, специальная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации, джойстики, трекболы, головная мышь. Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Им необходимо постоянное внимание, поддержка, похвала. На начальном этапе взаимодействия с учеником преподавателю необходимо установить доверительные отношения, заинтересовать предметом, сделать технически, учебный процесс понятным, доступным, интересным. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
На начальном этапе также важно установить контакт с родителями ученика, выяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь). Учителю необходимо знать особенности ученика, чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций. В работе, помимо общедидактических принципов, применяются следующие принципы: принцип самостоятельности, принцип мотивации, принцип связи теории с практикой, принцип эффективности. Что обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения.

Алгоритм действий при подготовке к дистанционному уроку

1. Информационный блок

а) индивидуальные особенности ученика;

б) информация по теме урока;

а) Учёт индивидуальных особенностей ученика:

- имеющиеся ограниченные возможности здоровья (ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи и др.);

- успеваемость (слабая, средняя, хорошая; активный, пассивный);

- темп работы на уроке (медленный, средний, быстрый, неравномерный);

- общая подготовленность ученика по предмету (слабая, средняя, хорошая);

- отношение к разным формам работы (предпочитает диалог, предпочитает работу с иллюстративным материалом, предпочитает обсуждение вопросов по теме урока и др.);

- коммуникативность (слабая, средняя, высокая);

- эмоциональность (слабая, средняя, высокая);

- умение пользоваться техническими средствами обучения (слабый, средний, хороший уровень).

б) тема урока, место урока в тематическом разделе, цель урока;

- отбор материалов (видео) к уроку;

- что ученик должен понять, запомнить, знать и уметь после урока;

- определить доступный ученику объём материала, зафиксировать интересные факты по теме урока;

- методы и приёмы ведения данного урока;

- включение здоровьесберегающего компонента в структуру урока (разминка, рефлексивная техника, профилактика зрительного утомления);

- оформление технологической карты урока.

2. Практика (подбор методов, приёмов к уроку)

3. Рефлексия (анализ проведённого урока)

4. Дополнительный материал к уроку.

Приёмы работы на уроках: использование таблиц, мини-памяток, кратких инструкций, неоднократное возвращение к пройденному материалу, использование занимательных заданий. Изучение наиболее сложных разделов и тем предваряется систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного . Представляется целесообразным ещё раз отметить, что для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения.

Памятка при работе с детьми, больными ДЦП:

1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:

- фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;

- применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т. к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);

- обязательный перерыв в занятии на физкультминутку (разминку).

2. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).

3. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки — контроля за слюнотечением.

4. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

6. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. Безусловно, для организации систем дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо также учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Данное явление обусловлено особенностями динамичного развития современной информационной среды, что конечно же оказывает влияние на личностное развитие детей. Необходимо отметить тот факт, что данные методы работы не ограничены только конкретной категорией учащихся с ОВЗ, но и предоставляют возможность распространения подобного опыта на всех участников образовательного процесса при наличии технических условий, что даёт возможность перехода к индивидуализации в обучении.
Трудности обучения таких детей обусловлены целым рядом причин:
нарушениями моторной координации,зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций. Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитывая разныйу ровень подготовленности учащихся. На уроках математики обучающиеся с ДЦП испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпом выполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью. Некоторые не могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений. Педагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков используется комплекс педагогических методов, приемов и средств:

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что организация процесса обучения математике учащихся с ДЦП будет более эффективной, если продумывать и подбирать методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии, индивидуальный подход к детям.

Методическая разработка "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках информатики" в рамках региональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья"


«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ

- Наиболее полно реализовывать образовательные потребности детей с ОВЗ позволяет инклюзивный процесс обучения, который подразумевает, что эти дети не приспосабливаются, а полностью включаются в школьную жизнь на своих собственных условиях и в меру своих возможностей. Дети с ограниченными возможностями не должны ущемляться в правах на образование, работу, полноценное участие в общественной жизни.

- В нашей школе дети с ОВЗ составляют около 3% от общего числа обучающихся. Это в основном ученики классов, обучающихся по программам ФГОС ООО. Этот факт играет немаловажную роль при разработки технологической карты урока по информатике.

- Самое главное условие практически на всех уроках информатики – это использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями ребенка. Хвалить ребенка с ОВЗ необходимо даже за незначительные успехи.

- Информатика и компьютер успешно развивает информационные и познавательные процессы, пространственное воображение и творческие способности. Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста.

- На уроках информатики я использую следующие технические возможности:

- настраиваю интерфейс прикладных программ под нужды обучающихся с ОВЗ: это крупный текст задания, большие кнопки и озвучивание фрагментов теста;

- использую интерактивную доску. Весь класс работает по карточкам, а ребенок с ОВЗ выходит к доске. При этом ему можно писать пальцами, что ребята очень любят. Я же корректирую ход решения, и обучающийся при необходимости устраняет недочеты;

- даю ребенку с ОВЗ облегченный вариант индивидуальной работы (меньше заданий, более простые формулировки);

- использую развивающие компьютерные игры. Персонажу ребенка с ОВЗ необходимо выполнить более легкую миссию;

- активно применяю социальные веб-сервисы. Ребенку с ОВЗ заранее подготавливается ресурс, учитывающий его особенности развития;

- даю разноуровневые по сложности домашние задания. Например, при изучении редактора Paint нужно нарисовать цветное изображение, используя максимальное количество инструментов редактора. Ребенку же с ОВЗ дается готовое черно-белое изображение, которое ему необходимо разукрасить.

- Уроки информатики направлены на устранение недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств детей с ОВЗ. Компьютер помогает ребенку с ОВЗ усвоить тот круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые ему необходимы в условиях социальной среды. Информационные технологии для детей с ОВЗ – способ социально адаптироваться в будущем.

- Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках информатики:

1. Игра (наиболее часто используется в начале урока: кроссворды, ребусы, ролевая игра).

2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия творческой деятельностью, моделирование, создание проектов).

3. Исследовательский метод.

4. Графический метод.

5. Наглядный метод.

- Наиболее приемлемыми методами в практической работе с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которые также используются на уроках информатики как отдельно, так и в совокупности.

- Формы работы с детьми с ОВЗ:

- урок – викторина; урок – проект; урок – конкурс.

- В целом, на каждом уроке к детям с ОВЗ должен быть индивидуальный подход на всех этапах обучения: при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности;

- максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.