Ранняя диагностика дцп важность ранней диагностики

Значение ранней психодиагностики

Детский церебральный паралич является тяжелым инва-■ лидизирующим заболеванием. В большинстве случаев, осо-бенно при значительной степени тяжести заболевания, прог-ноз реабилитации при ДЦП неблагоприятен. Однако при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месячного возраста ребенка и раннего начала адекватного систематического лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60—70% случаев к 2—3-летнему возрасту. При начале лечения с 12—18-месячного возраста выздоровление даже при самых современных методах лечения может быть лишь у 15—20% и минимальная степень инвалидности — у 30—40% больных. При более поздней диагностике, позднем начале лечения в 60—70% случаев больной ребенок может самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. Однако и в этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном применении комплекса реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, педагогических и социальных.

Первоочередной формой реабилитации является медицин-ское или восстановительное лечение. Восстановительное ле-чение детей с ДЦП проводится, как правило, в медицинских, чаще всего специализированных учреждениях, где добива-ются максимального исправления имеющихся у ребенка функциональных нарушений. Если полного исправления этих нарушений добиться не удается, то ребенка выписывают из лечебного учреждения с рекомендациями по проведению поддерживающей терапии, физиотерапии и лечебной физкультуры.

Особенности психологического обследования детей

Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Про-цесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка.

Учет физических возможностей больного с ДЦП очень ва-жен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное

ч/ииледование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении, ребенку придают так называемую эмбриональную позу (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сги--бают в локтевых суставах и скрещивают их на груди). Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенка укладывают на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, ре-зиновых кругов, поясов и т. д.) ребенка фиксируют в этом положении.

При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д).

У детей с церебральными параличами нарушения в пси-хическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двига-тельными расстройствами. Обездвиженность ребенка с цереб-ральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на живот, они не могут под-нять и удержать голову, в положении сидя они не могут поль-зоваться руками, так как используют их для сохранения рав-новесия и т. д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко

распространенные, верифицированные и валидные методики Me могут использоваться полностью или частично в связи I с грубыми нарушениями речи и двигательных функций (осо-"бенно тонкой моторики).

Так, при выраженных гиперкинезах, правостороннем ге-мипаразе психолог не может в полном объеме воспользовать-| ся широко применяемым для определения интеллектуальной функции тестом Векслера. Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 ! И 12 субтесты. Причем это не позволяет судить об их способ-I ности к зрительному представлению, к конструктивному мышлению, о внимании, зрительно-моторной координации, экстраполяции.

Если даже состояние больного позволяет провести психо-i логический эксперимент, как правило, необходим пересмотр временных ограничений, предусмотренный методикой.

Те же причины могут препятствовать использованию ри-суночных тестов и многих других. Разнообразие по качеству и степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ДЦП, может существенно затруднить применение вербальных методик.

Психолог, работающий в учреждении для детей больных ДЦП, должен владеть большим количеством методов и взаи-мозаменяемых методик и перед обследованием больного тща-тельно подобрать наиболее пригодные для его обследования с учетом двигательных и речевых расстройств.

Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно исполь-зование опросников.

Для оценки интеллекта и интеллек-туальных функций при ДЦП могут быть использованы:

— методика исключения предметов;

— тест интеллекта Амтхауэра;

— тесты школьной зрелости;

— индивидуальный тест интеллекта и др.

Для диагностики нарушения психомотор-ных функций (непроизвольностидвижений, снижение или повышение двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций, а также графические тесты, проба на тремор, теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реакции (с 5 лет), методика оценки нервно-психического развития (4-^-6 лет), методика определения коэффициента психомоторного развития (до 4 лет).

Различные виды памяти (слуховая, зрительная, логическая и т. п.) оценивают с помощью специальных методик

тесты Бентона и Мейли, пробы на заучивание слов, слогов, (ифр, рассказов, пиктограмм и т. д.). Кроме того, целесообразно использование субтестов для оценки памяти, которые входят в психодиагностические тесты интеллекта (Векслер, Амтхауэр и др.).

Оценку особенностей личности и эмоциональш о-м отивационной сферы производят с помощью теста Розенцвейга, патохарактерологического опросника, личностного опросника Айзенка, теста тематической аппер-цепции, личностного вопросника Кеттелла, теста Люшера, теста животных Заззо, теста семейных установок, методики Рене Жиля и т. д.

Наличие остаточных нарушений приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной адаптации ребенка, поэто-

у после завершения цикла интенсивного восстановительно-лечения необходимы меры психологической, педагогиче-

кой и социальной реабилитации. Ограничения жизнедеятельности при ДЦП складывают-

из различных сочетаний нарушения двигательных, сен-юрных, высших психических, вегетативных функций как аа элементарном, так и на более сложно организованном гровне. Так, наличие пареза и спастики мышц ног в раз-личном сочетании может повлиять на способность передви-гаться. Значительная степень пареза в сочетании с легкой спастикой приводит к полной неспособности ходить, но та же степень пареза в сочетании с выраженной спастикой позволяет сохранить работоспособность ног и возможность передвигаться.

Согласно международной классификации выделяют 5 видов ограничения жизнедеятельности при ДЦП, включающие снижение способности:

— адекватно вести себя;

— владеть телом при решении бытовых задач;

, — ухаживать за собой.

Каждый вид ограничения жизнедеятельности обусловлен , специфическими для этого заболевания нарушениями функ-ций, из которых наибольший вес занимают нарушения дви-гательных функций.

Психологическая помощь детям и подросткам с цереб-ральным параличом — сложная система реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной ак-тивности, развитие самостоятельности, укрепление социаль-ной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям больного ребенка.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду

The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].

Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].

Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:

  • G80.0 — Спастический церебральный паралич.
  • G80.1 — Cпастическая диплегия.
  • G80.2 — Детская гемиплегия.
  • G80.3 — Дискинетический церебральный паралич.
  • G80.4 — Атаксический церебральный паралич.
  • G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.
  • G80.9 — Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].

Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:

  1. Спастический паралич: односторонний (гемиплегия), двусторонний (диплегия, квадриплегия).
  2. Дискинетический: дистонический, хореоатетозный.
  3. Атаксический.

Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратко­временно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:

  • препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Кортексин, Церебролизин, Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Энцефабол);
  • препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (Кортексин, Циннаризин, Актовегин, Трентал, Инстенон и др.);
  • препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, Элькар, Лидаза, Стекловидное тело, Деринат);
  • антиконвульсанты при сочетании ДЦП с судорожным синдромом (вальпроаты — Конвулекс, Депакин и др.);
  • препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе — Мидокалм, Баклофен, препараты ботулотоксина; при гипотонии — Прозерин, Галантамин);
  • препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам, Фенибут, Наком, Тиапридал);
  • витамины (В1, В6, В12, С, Нейро­мультивит, Мильгамма, Аевит и др.).

Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].

При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].

При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].

Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].

При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].

Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].

Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].

При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].

Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.

Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Литература

  1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988. 327 с.
  2. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс, 2007.
  3. Заболевания нервной системы у детей. Под ред. Ж. Айкарди. М., Бином, 2013. Т. 1, с. 221–259.
  4. Детская неврология. Клинические рекомендации. Под ред. Гузевой В. И. М., 2014.
  5. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.
  6. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом. М., 2013. 567 с.
  7. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика-М, 2013. 442 с.
  8. Детский церебральный паралич: эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями / Под ред. Умнова В. В. СПб, 2013. 235 с.
  9. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Курбатов Ю. Н., Подкорытова И. В. Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы // Педиатрическая фармакология, 2012. № 5.
  10. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Применение кортексина в комплексной нейрореабилитации у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015, 2: 37–44.
  11. Клейменова И. С. Эффективное лечение нарушений развития психо-неврологичес­ких функций у детей раннего возраста. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 159–165.
  12. Платонова Т. Н. Использование кортексина в комплексном лечении заболеваний нервной системы у детей // Тerra medica. 2000; 4: 50–53.
  13. Громада Н. Е. К лечению отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 149–151.
  14. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом // Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.
  15. Студеникин В. М., Пак Л. А., Шелковский В. И. и др. Применение кортексина в детской неврологии: опыт и перспективы // Фарматека. 2008; 14: 23–29.
  16. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Terra Medica. Спецвыпуск. 2004: 7–8.
  17. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.
  18. Гузева В. И., Трубачева А. Н. Применение кортексина в комплексном лечении эпилепсии у детей // Terra Medica. 2003; 2: 19–21.
  19. Федунова Г. В., Сысоева Е. Н. Опыт применения кортексина при симптоматической эпилепсии у детей // Главный врач. 2008; 4 (16): 32.
  20. Королева Н. Ю., Воронкова К. В., Тарабрин П. П. Нарушение когнитивных функций у больных с эпилепсией, влияние антиэпилептической терапии и коррекция нарушений // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2010; 4: 41–46.

С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва

На протяжении десятилетий врачи были чрезмерно осторожны в диагностике ДЦП и других двигательных нарушений. Но сейчас обосновали важность ранней диагностики.

Как только ребенку поставлен диагноз ДЦП, необходимо провести тщательную проверку двигательных возможностей ребенка. Чем раньше родители начнут реабилитацию, тем больших успехов ребенок может добиться в будущем.

Все врачи знают преимущества ранней реабилитации. Однако, чаще всего на постановку точного диагноза может уйти несколько лет, поскольку мозг ребенка недостаточно сформирован. К тому же нет единого и простого теста для диагностики ДЦП. Врачи осторожны, так как боятся нанести вред психологическому состоянию семьи из-за неправильно поставленного диагноза.

Тем не менее, такой осторожный подход к диагностике означает, что некоторые дети, которые могли бы быть рано диагностированы, теряют время, необходимое для реабилитации.

ААПподняла этот вопрос в своем клиническом отчете "Задержки двигательного развития: раннее выявление и оценка".В докладе, ААП подчеркивает важность ранней диагностики, как возможность ребенку получить необходимые навыки, которые улучшат качество его жизни. Ранняя диагностика так же помогает родителям быстрее примириться с диагнозом и понять возможности своего ребенка.

Согласно докладу, педиатры и детские невропатологи часто в своей клинической практике сталкиваются с детьми с задержкой двигательного развития. Некоторые врачи, по неподтверждённой теории,считают, что ожидание диагноза может развить сильную негативную связь между родителем и ребенком.

Некоторые врачи считают, что точный диагноз можно поставить сразу после того, как мозг ребенка заканчивает развиваться. Но многие родители не могут узнать точный диагноз своего ребенка даже после 8-10-12 лет.

Родители эмоционально переживают такие задержки в диагностике. К тому же без официального диагноза невозможно получить помощь и субсидии от государства.

ААП призывает всех врачей грамотно взвесить все плюсы и минусы ранней диагностики, и все-таки выбрать то, что лучше для ребенка, а именно раннюю постановку диагноза.

Отчет представляет новую схему диагностики ДЦП.Это 12-шаговая инструкция для оценки задержек двигательного развития.

Почему процесс диагностики может затянуться?

Любой родитель ребенка с ДЦП скажет насколько долог процесс постановки диагноза. Иногда этот процесс затягивается на годы, тогда он может стать разрушительным для семьи.

Пока родители ждут диагноза, ценное время уходит, и возможность ранней реабилитации будет потеряна. Снова и снова, исследования показывают эффективность ранней двигательной реабилитации.

Итак, почему процесс диагностики может затянуться?Это сложный вопрос. Одной из причин может быть страх врача ошибиться с диагнозом, поскольку нет единого точного теста для диагностики ДЦП.

В клиническом отчете отдельно подчеркивается важность ранней реабилитации, независимо от этиологии нарушения головного мозга, если врачи диагностируют задержку двигательного развития.

"Первые наблюдения родителей и их опасения по поводу двигательного развития ребенка должны обсуждаться с лечащим врачом,", говорится в докладе. "Если родители или врач выражают озабоченность развитием ребенка, необходимо незамедлительно начать диагностику и тесты ребенка для определения ДЦП."

Преимущества раннего вмешательства

Раннее вмешательство - это методы лечения и реабилитации ребенка, которые помогают ему развиваться в рамках своего диагноза.Ранняя реабилитация позволяет врачам ввести технические средства, которые могут помочь расширить возможности ребенка; доказано, что это очень эффективно на ранних этапах развития. Как правило, программу раннего вмешательства начинают до 3х лет. В большинстве случаев, ранняя реабилитация - это комплекс мер, направленных на двигательное и когнитивное развитие, социальное взаимодействие и установление поведенческих норм.

Некоторые рекомендации от ААП:

  • Занимаясь диагностическими тестами, одновременно направляйте пациентов на оценку раннего двигательного развития.
  • Необходимо отслеживать состояние ребенка на контрольных точках в 9, 18, 30 и 48 месяцев.

Кроме того, в отчете указаны шкалы для оценки результатов осмотра.

"Оценка начинается с полного физического обследования, с особым вниманием необходимо отнестись к проверке зрения и слуха," говорится в докладе. "Дети с задержками двигательного развития, часто имеют нарушения этих функций."

Оценка развития должна включать в себя рассмотрение нескольких факторов. Например, исследования черепных нервов. Все эти оценки дадут важные подсказки о состоянии и возможностях ребенка.

Еще один признак ДЦП – изменение тонуса мышц. Это первое, на что должны обращать внимание врачи. Причину таких изменений можно диагностировать при помощи МРТ головного мозга.

Если присутствует спастичность, дистония или неконтролируемые движения, это является признаками двигательных нарушений и реабилитация должна начинаться незамедлительно.

Конечно, при диагностике должны учитываться все факторы, в том числе осложнения во время беременности и родов, и антропометрических данных ребенка, говорится в докладе.

Время самый важный фактор раннего вмешательства

Ранние детские годы, независимо от того, есть ли у ребенка нарушения двигательного развития или нет, самые важные в жизни.

У ребенка разрабатываются языковые и коммуникативные навыки. Это время, когда у детей возникают родственные связи с членами семьи. Дети быстро растут и развиваются, начинают ходить в детский сад и школу, учатся общаться с людьми вне дома.

Именно по этим причинам ранняя реабилитация так важна. Двигательное развитие младенца дает основу для дальнейшего развития, на основе полученных навыков. У детей с ДЦП есть проблемы с получением нормальной двигательной базы.

Еще одним преимуществом ранней реабилитации является влияние родителей на двигательное развитие ребенка. Родители активно занимаются с ребенком, поскольку лучше всех знают его двигательные возможности.

"Для врачей очень важно вовремя прислушаться к рассказам родителей о состоянии и возможностях ребенка," говорится в докладе. "Некоторые проблемы родители озвучивают сами, о некоторых можно узнать благодаря опросу."

Необходимо как можно быстрее найти центр реабилитации, для подбора программы раннего вмешательства.

"Первоначальная ответственность за диагностику у ребенка задержки двигательного развития лежит на участковом педиатре," говорится в докладе. "С помощью алгоритма, описанного здесь, можно начинать процесс диагностики ДЦП."

Если задержки развития несущественные, то детям могут помочь реабилитационные мероприятия доступные в поликлинике.

Родители детей с ДЦП очень переживают за будущее физическое развитие своего ребенка, поэтому часто сами начинают задумываться о ранней реабилитации, даже если диагноз еще не подтвержден. Это намного лучше, чем ожидать, пока диагноз подтвердится, тратя бесценное время.

Рекомендации ААП были положительно встречены родителями, которые чувствуют необходимость активно заботиться о здоровье своего ребенка.

В конце концов, все усилия, вложенные в реабилитацию, оказываются не напрасными. Детям с двигательными нарушениями необходимо как можно больше развиваться, чтобы преодолеть неврологические проявления болезни.Цель раннего вмешательства –создать базу для дальнейшего физического развития ребенка.


ДЦП, список контрольных вопросов для диагностики


12 шагов для диагностики ДЦП


Исследования, тесты и оценки


В ожидании диагноза ДЦП


Окончательный диагноз


План ухода за ребенком с ДЦП

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.