Распорядок дня с ребенком дцп


Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации двигательного режима детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
organizaciya_dvigatelnogo_rezhima_detey_s_dcp.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация двигательного режима детей с ДЦП (методические рекомендации).

Очень важным при работе с детьми, имеющими ДЦП, является соблюдение общего двигательного режима.

Отсутствие или недостаток двигательной активности приводит к негативным изменениям в детском организме, которые выражаются в следующих проявлениях:

  1. образование изменений в суставах и позвоночнике при нарушенном мышечном тонусе, создают предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета;
  2. ослабление или выпадение функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются силовые возможности ребенка;
  3. нарушение координации с ограничением амплитуды движения; ухудшение кровообращения приводит к уменьшению кровоснабжения органов, недостатку снабжения тканей кислородом и в результате – к понижению метаболической активности;
  4. нарушение функциональной деятельности центральной нервной системы, выражающейся в проявлении апатии, забывчивости, невозможности сосредоточиться, в расстройстве сна.

Не имея возможности самостоятельно удовлетворить естественные потребности в движении, ребенок с годами становится все более и более пассивным, бездеятельным. Это отрицательно отражается не только на общем физическом развитии ребенка, но и на развитии его психической деятельности и формировании личности в целом.

Даже при сохранных потенциальных возможностях для развития интеллекта его психическое развитие будет дисгармоничным: с трудом будут формироваться предметно-действенные формы мышления. Все это делает ребенка более несамостоятельным, зависимым от окружающих.

Однако организация двигательной активности детей с нарушением двигательных функций в результате поражения центральной нервной системы представляет определенные трудности. Это связано, прежде всего, с отсутствием или ограничением способности к волевому управлению процессом движения, формирования произвольных движений.

Большое значение имеет двигательный режим в течение дня, который подбирается для ребенка индивидуально.

С ребенком необходимо проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры, дыхательные и артикуляционные упражнения.

Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-15 минут), двигательную разминку после сна: гимнастика пробуждения (8-15 минут) можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

Подвижные игры (до 60 минут в день), игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния детей, утомленности, особенностей поведения.

Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут)- это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и т.д.

Время, отведенное на организацию той или иной двигательной деятельности, может быть незначительно увеличено. Это объясняется тем, что двигательная активность детей может быть снижена.

Но, обеспечивая детей с ДЦП возможно большим количеством движений, нужно заботится и о качестве их выполнения. Дети, имеющие один и тот же уровень развития моторики, например, самостоятельно передвигающиеся, имеют различные индивидуальные затруднения при ходьбе, при манипуляции с предметами. Взрослый как бы становится участником движения, он отводит руку ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает мяч, при этом удерживает его в правильном положении, выпрямляет спину и т. д.

При этом все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, необходимо осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта. Так как ребенок с ДЦП во время бодрствования не должен более 15-20 минут оставаться в одной и той же позе, то для каждого ребенка индивидуально подбираем наиболее адекватные формы для занятий, кормления, одевания, игры. Эти позы меняем по мере развития двигательных возможностей ребенка.

Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку в выполнении движений. Одновременно с практической помощью взрослый четко проговаривает последовательность выполнения движений. В ряде случаев используем совместное проговаривание инструкций по последовательному выполнению движения детьми и взрослыми. Одновременное проговаривание (комментирующая инструкция и самоинструкция) облегчают выполнение движений, улучшают их ощущения.

В процессе занятий, игр, упражнений у детей с ДЦП формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, развивается воля, смелость, чувство товарищества, взаимопомощь, формируется интерес к движениям, появляется стремление к преодолению трудностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезиянеблагоприятно сказывается на умственной работосп.

1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос.

В данной работе говорится о том, как с пользой провести летний отдых за городом, на берегу реки или моря, где можно позагорать, вволю покупаться и поиграть на берегу с водой и песком вместе с де.

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще .

ull;ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность пр.

24 Апреля 2020, 15:02

Большое значение имеет двигательный режим в течение дня, который подбирается для ребенка индивидуально.

С ребенком необходимо проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры, дыхательные и артикуляционные упражнения. Утреннюю гимнастику продолжительностью 8-15 минут, двигательную разминку после сна: гимнастика пробуждения (8-15 минут) можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

Подвижные игры (до 60 минут в день), игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния детей, утомленности, особенностей поведения. Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут)- это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и т.д. Двигательная активность детей может быть снижена. Но, обеспечивая детей с ДЦП возможно большим количеством движений, нужно заботиться и о качестве их выполнения. Дети, имеющие один и тот же уровень развития моторики, например, самостоятельно передвигающиеся, имеют различные индивидуальные затруднения при ходьбе, при манипуляции с предметами.

Взрослый, как бы, становится участником движения, он отводит руку ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает мяч, при этом удерживает его в правильном положении, выпрямляет спину и т. д. Все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, необходимо осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта. Так как ребенок с ДЦП во время бодрствования не должен более 15-20 минут оставаться в одной и той же позе, то для каждого ребенка индивидуально подбираем наиболее адекватные формы для занятий, кормления, одевания, игры. Эти позы меняем по мере развития двигательных возможностей ребенка. Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку в выполнении движений. Одновременно с практической помощью взрослый четко проговаривает последовательность выполнения движений. В ряде случаев используем совместное проговаривание инструкций по последовательному выполнению движения детьми и взрослыми. Одновременное проговаривание облегчают выполнение движений, улучшают их ощущения.

В процессе занятий, игр, упражнений у детей с ДЦП формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, развивается воля, смелость, чувство товарищества, взаимопомощь, формируется интерес к движениям, появляется стремление к преодолению трудностей. Какие именно упражнения, подвижные игры нужны Вашему ребенку, можно всегда получить в ходе консультаций у специалистов нашего центра.

У детей с ДЦП должен быть "двигательный" режим дня. Правильное позиционирование ребенка в течение дня, дает ему возможность заниматься обычными повседневными делами с учетом регулярных изменений в положения тела

Дети, которым трудно передвигаться самостоятельно или которые не могут сидеть, стоять, ходить, подвержены риску развития осложнений со стороны органов и систем организма.

Осложнения могут привести к болям, к структурным изменениям в суставах (контрактурам, вывихам и подвывихам), к дыхательным и пищеварительным проблемам.

Для того что бы избежать вторичных осложнений при ДЦП необходимо правильно распределить двигательные активности и позиционирование ребенка в течение дня . Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно лишь повторить еще несколько раз данное движение. Принимать ребенка таким, какой он есть, и верить в его способности.

Данные рекомендации разработаны в рамках комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания на территории Волгоградской области

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры и т. д. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы он не сидел в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приводит к формированию стойкой неправильной позы, способствует укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик.

При подборе вспомогательного средства передвижения надо учитывать следующее:

* оно должно расширять возможности ребенка самостоятельно и безопасно исследовать окружающее, приобретать навыки гигиены и самообслуживания;

* оно должно способствовать увеличению независимости ребенка. Известно, что ребенка с церебральным параличом значительно больше, чем здорового, носят на руках. При этом чрезвычайно важно поддерживать его правильно и уменьшать свою помощь при любой возможности. Это позволит ребенку постепенно научиться управлять своим телом, сохранять и восстанавливать равновесие, наблюдать свое окружение и взаимодействовать с окружающим миром. Следует иметь в виду, что способы ношения будут изменяться в зависимости от формы детского церебрального паралича и возраста ребенка.

Ребенка дома можно носить следующим образом: мама держит его спиной к себе, ноги малыша согнуты и развернуты наружу. Мама фиксирует его плечи своими предплечьями, не давая малышу их опустить. Удерживая его бедра согнутыми, она прижимает его таз к себе, и туловище малыша смещается вперед. Такой способ стимулирует ребенка поднимать голову и выпрямлять спину. Можно держать ребенка на своем бедре, согнув его ноги в тазобедренных суставах.

Важное значение имеет развитие присаживания. При этом могут возникать большие трудности в связи с преобладанием тонуса разгибателей, поэтому следует сначала повернуть его на бок, положить свою ладонь ему на грудь, одновременно направляя его голову и плечи вперед. После этого согнуть и развести бедра станет гораздо легче.

Поза маленьких детей с повышенным тонусом сгибателей такова: подбородок наклонен вперед, плечи повернуты внутрь, руки согнуты и могут быть сжаты в кулаки, бедра и голени повернуты внутрь и частично разогнуты.

Дома можно носить ребенка на боку -- он лежит на боку, а взрослый прижимает его к себе. В этом положении мать удерживает спину малыша прямой и не дает ему опустить руки вниз и согнуть их. Одновременно взрослый держит его ноги разогнутыми и повернутыми наружу.

Если у ребенка низкий мышечный тонус, то прежде всего необходимо стабилизировать тазовый и, при необходимости, плечевой пояс, это позволит малышу приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед. Выпрямить спину. Такая поза поможет ребенку общаться со взрослым и взаимодействовать со своим окружением.

Когда вы держите ребенка на руках, он не должен быть пассивным. Чтобы ребенок мог активно участвовать в этом процессе, надо помочь ему сдерживать непроизвольные движения и преодолеть нарушенный мышечный тонус.

Пока ребенок не научился сидеть прямо или с наклоном туловища вперед и с опорой на руки, его можно сажать в обычное детское сиденье.

Если напряжение подколенных мышц не дает ребенку сидеть и он заваливается на спину, в этом случае поможет наклонная подушка, которая поддерживает согнутыми в тазобедренных суставах ног. Благодаря этому туловище наклоняется вперед, в то время как спина не согнута, а выпрямлена, потому что обеспечена хорошая опора для бедер.

Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеет место недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования -- ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие, затрудняет проведение коррекционно восстановительных мероприятий.

Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет большое значение для слаженного функционирования всех органов и систем.

Родителям следует знать, что в первые два месяца жизни ребенок с церебральным параличом должен спать не менее 20 часов в сутки; в возрасте от 2 до 5месяцев сон должен занимать 17 -- 18 часов в сутки; 5 -- 7месяцев 15--16 часов; в 7 -- 10месяцев -- 14 -- 15 часов; от 10месяцев до 3 -- 4лет 12 -- 14 часов в сутки.

Следует помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особенно при тяжелых формах заболевания, осложненных общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решение вопроса о продолжительности сна следует принимать вместе с врачом.


Для всех родителей единственно важным является здоровье их ребенка. Но иногда случается так, что родители, услышав после рождения ребенка диагноз ДЦП, остаются один на один с этой болезнью и не знают, чем же можно помочь малышу, что сделать, чтобы он мог развиваться. Диагноз ДЦП у детей требует от родителей терпения и умения. Современная медицина наряду со многими лечебными мерами рекомендует родителям организовать ребенку адекватный ортопедический режим.

Для соблюдения в домашних условиях этот режим не сложен, однако требует регулярного и непрерывного выполнения в течение нескольких лет, а в некоторых случаях подобные мероприятия придётся выполнять до окончания периода интенсивного роста ребенка. Для большей эффективности соблюдение ортопедического режима рекомендуется с раннего возраста, иногда сразу после рождения или в первом полугодии жизни.

Даже если сразу после рождения не был установлен ортопедический режим, с конца первого полугодия выкладывайте малыша на животик, это будет побуждать его поднимать головку вначале, а впоследствии опираясь на ручки, поднимать плечевой пояс. Если эти рекомендации выполнять регулярно, у ребенка сформируются разгибательные реакции. Соблюдение данного режима не зависит от формы ДЦП, развитие двигательных навыков полезно для любых форм заболевания.

После того, как малыш научится сидеть, продолжайте выкладывания на живот на пару минут в начале занятий, увеличивая постепенно время пребывания на животе до 10 минут в младшем возрасте, в дошкольном возрасте время увеличить до 15 мин, в школьном – до получаса.

В положении на животе малыш должен находиться в активной позе все время, то есть его позвоночник должен быть прямым и разогнутым, при этом кроха, опираясь на ручки, должен смотреть вперед, стопы его должны быть опущены вниз за край стола, на котором он лежит. Такое положение тела ребенка очень важно для профилактики, а в некоторых случаях устранения признаков неврологических контрактур (неподвижности) в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому задача родителей, заинтересовать ребенка игрушками или любыми другими способами, чтобы малыш мог находиться с поднятым плечевым поясом в течение необходимого времени.

Устранить легкую неподвижность тазобедренных суставов поможет такой способ: выложив малыша на живот, и когда он примет активную позу, положите ему на область таза мешочек с песком, вес мешочка оговорите с врачом, он зависит от возраста ребенка. Если контрактуры отмечаются в коленных суставах - под колени подкладывайте небольшие подушечки. Эти мероприятия способствуют развитию сгибательной и разгибательной способности суставов.

Часто дети, у которых параличи обусловлены повышенным тонусом мышц, спят в позе эмбриона – лежа на боку и поджав к животу ножки, при этом руки плотно прижаты к груди. Эта поза еще больше усугубляет контрактуры, поэтому чтобы не допускать такого положения тела ребенка во время сна ложите его спать на спину, на ровную твердую поверхность. Чтобы малыш не перевернулся на бок, наденьте на него специальный лиф с лямками, которые фиксируются на боковых стенках кровати, удерживая ребенка на спине. Ножки малыша должны быть ровными, разведены в стороны. Чтобы зафиксировать их в таком положении используют ортопедические туторы и распорки Виленского.

Приучать малыша спать в такой позе необходимо постепенно. Для этого начните с того, что укладывайте его в таком положении на дневной сон. После того как малыш привыкнет к такому положению тела во время сна, можно перейти к применению данных приспособлений во время ночного сна. Обычно процесс привыкания проходит быстро, и дети спокойно спят в таком положении всю ночь. Для детей, у которых паралич гиперкинетической или атонической форм, не следует вводит подобную позу во время сна, такие дети должны спать в удобной им позе.

Родители должны помнить, что как только ребенок начнет сидеть, его нельзя подолгу оставлять в сидячем положении со спущенными ногами и наклоненной вперед головой. Это положение тела может развить стойкие сгибательные контрактуры в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах, что в свою очередь приведет к нарушению разгибательной функции суставов.

Бывают случаи, когда мышцы ребенка напряжены, это вызывает скованность движений, для снятия напряжения высаживайте малыша на 10-15 минут с разведенными бедрами (по-турецки), выполняйте подобную процедуру несколько раз в день.

Не торопите события, не учите стоять, а тем более ходить ребенка, пока он не научится уверенно держать голову и держать длительно правильную осанку. Особенно это относится к детям, у которых образовались контрактуры. Ведь когда такого малыша пытаются учить ходить, опора у него идет лишь на передний отдел стопы, а не полностью на всю ее поверхность, поэтому в таком неустойчивом положении очень трудно удерживать равновесие и научиться ходить. Главное не спешить, а перед тем, как учить ребенка ходить, нужно устранить суставные контрактуры. Ведь если это не будет сделано вовремя, могут развиться вторичные деформации стоп, а это еще больше может затруднить малышу ходьбу.

Лечебная гимнастика, грязелечение, этапные гипсовые и парафиновые повязки – эти меры по устранению контрактур предусматривает реабилитация детей с ДЦП, операции ДЦП проводят в случае стойких деформаций. Проведение оперативного лечения обычно показано в возрасте старше семи лет, но оно не всегда дает желаемый результат. Поэтому, важно соблюдать правильный ортопедический режим, проводить целенаправленную двигательную терапию, чтобы добиться улучшения состояния малыша, приспособить его не только к жизни, но и к труду.

У детей, страдающих ДЦП, можно предотвратить развитие многих тяжелых двигательных расстройств, если наряду с другими лечебными мерами своевременно организовать правильный ортопедический режим.
Он не сложен, и, как показывает опыт, его легко осуществить в домашних условиях. Только очень важно соблюдать его настойчиво, непрерывно (и днем, и ночью), на протяжении нескольких лет, а иногда и до окончания роста больного. И, конечно, очень важно организовать его как можно раньше.

Уже с конца первого полугодия жизни независимо от формы церебрального паралича начните выкладывать ребенка на живот и побуждать активно поднимать голову (а в дальнейшем и плечевой пояс) и разгибать позвоночник, опираясь на руки. Это будет способствовать выработке разгибательных реакций.
Когда же ребенок начнет сидеть, выкладывайте его на живот по нескольку раз в день (не меньше трех), сначала на 1—2 минуты, затем, постепенно увеличивая продолжительность такого упражнения до 5—10 минут, в дошкольном возрасте до 15 минут, а в школьном— до 20—30 минут.
Ребенок должен все это время оставаться в активной позе: с выпрямленным, разогнутым позвоночником, опираясь на локти и предплечья и глядя вперед. Стопы при этом должны быть спущены за край плоскости, на которой лежит ребенок. Такое положение способствует предупреждению и даже устранению легких контрактур в тазобедренных и коленных суставах. Оно очень важно, и, чтобы удержать в такой позе маленького ребенка, старайтесь заинтересовать его игрушками, звуковым эффектом, а более старшего— и телевизионной передачей.

Устранению легких контрактур в тазобедренных суставах может помочь и такой простой способ: на таз ребенка, когда он лежит в активной позе, положите мешочек с песком или широкий пояс с кармашками на концах, в которых находится груз, например тоже мешочки с песком. Вес груза посоветует' врач в зависимости от возраста ребенка. Если возникли контрактуры в коленных суставах, подкладывайте под коленные чашечки мягкие подушечки. Все это будет способствовать растяжению контрактур.
Обычно больные, особенно те, у которых возникли спастические (обусловленные повышенным тонусом мышц) параличи, стремятся спать в той же позе, в какой они были в утробе матери: на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами, прижатыми к груди руками, наклоненной вперед головой.
Чтобы избежать этого, начиная с первых месяцев жизни укладывайте спать на ровной постели. Ребенок должен лежать на спине. Чтобы он не поворачивался на бок, надевайте на него мягкий лиф, лямки которого прикрепляйте к боковым сторонам и головному концу кровати. Ноги ребенка должны быть выпрямлены, бедра разведены, стопы установлены под прямым углом к голени. Это требуется для предупреждения контрактур в голеностопных суставах. Для фиксации стоп в таком положении можно использовать специальные, изготовляемые на ортопедическом заводе нитролаковые или пластмассовые туторы. А для разведения ног — распорки Виленского.


Приучать ребенка спать в таком положении надо постепенно. Первое время укладывайте его так на дневной сон. И только через несколько дней или даже недель— и на ночь. Обычно дети быстро привыкают к такому положению и легко переносят его на протяжении всей ночи.
Но если у ребенка гиперкинетическая форма паралича с насильственными непроизвольными движениями или атоническая форма, для которой характерна слабость мышц, развитие контрактур ему не угрожает, и потому он может спать в той позе, какая ему удобна.
Нередко бывает так: когда ребенок уже научился сидеть, его усаживают в креслице или на кровать, и он часами сидит со спущенными ногами, отвисающими стопами, наклоненной вперед головой. Не допускайте этого! Если ребенок изо дня в день будет подолгу сидеть в такой позе, со временем у него образуется так называемая круглая спина и произойдут стойкие сгибательные контрактуры в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Активное разгибание суставов в полном объеме станет невозможным.
Если у ребенка мышцы напряжены, движения скованы, его следует по нескольку раз в день сажать на 5—15 минут по-турецки, то есть с разведенными бедрами,— это важно для профилактики приводящих контрактур бедер. Пока ребенок не начнет хорошо держать голову и принимать правильную осанку, не торопитесь учить его стоять и ходить. Тем более нельзя этого делать, если образовались контрактуры. Когда такого ребенка пытаются ставить на ноги, он опирается не на всю стопу, а лишь на передний ее отдел, ноги у него полусогнуты, голова и туловище наклонены вперед. В такой неустойчивой позе он с трудом удерживается в вертикальном положении или совсем не может самостоятельно стоять и ходить.
Прежде чем начать учить ребенка стоять и ходить, контрактуры необходимо устранить. Если этого не сделать своевременно, могут возникнуть вторичные деформации, и прежде всего в стопах, а это еще больше затруднит стояние и ходьбу.
Для устранения контрактур применяют лечебную гимнастику, грязелечение, парафинолечение и этапные гипсовые повязки. А в тех случаях, когда контрактуры, деформации и связанные с ними неправильные позы оказываются очень стойкими, в возрасте 7—10 лет производятся операции. Однако и оперативное лечение в запущенных случаях не всегда дает желаемый эффект. Строгое и настойчивое выполнение ортопедического режима, проведение целенаправленной двигательной терапии и применение других методов лечения, как показывает опыт, дают возможность значительно улучшить состояние ребенка, приспособить его к активной жизни и труду.

Источник: журнал "Здоровье" Н.С.Седин, кандидат медицинских наук

Большое количество детей с ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Тем не менее во многом это будет зависеть от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были предприняты в раннем возрасте. Так как мозг ребёнка обладает поразительными компенсаторными возможностями, лечение и развитие надо начинать с детства.

Как правило, у ребенка в первые годы жизни недостаточно сформированы ритмы сна и бодрствования, и его необходимо постепенно приучать к определенному распорядку дня. Если ребёнок будет знать свой распорядок дня, он станет более спокойным и дисциплинированным.
Как же грамотно составить расписание и режим дня?

  • Подъём, отбой и приём пищи в одно и то же время;
  • Обязательное выполнение гимнастики и водных процедур;
  • Ежедневное пребывание на свежем воздухе;
  • Учебные занятия в первой половине дня приблизительно в одно время.

Для этого надо изучить нормы сна ребёнка и допустимые промежутки между приемами пищи. В течение дошкольного детства продолжительность ночного сна меняется незначительно, а длительность дневного сна с возрастом постепенно уменьшается. Но стоит не забывать, что при тяжелых формах ДЦП дети физически ослаблены и общая продолжительность сна может увеличиваться.

Детей необходимо приучать укладываться спать не позже девяти часов вечера. Время дневного сна определяется индивидуально в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка.


Если малыша с ДЦП родители сами по часам укладывают спать, кормят, моют и т.д., то у ребёнка среднего и старшего дошкольного возраста уже возникают свои желания и потребности в организации своего дня. Возникает большая проблема в общении между ребёнком и взрослым, и в этом случае можно использовать карточки системы PECS, которые помогут приучить ребенка к последовательному выполнению тех или иных действий.



Важно обратить внимание на то, чтобы режимные моменты - например, умывание, обед с супом, сон - были расположены непосредственно перед любимыми занятиями ребенка (просмотр мультфильмов, прогулка и т.д.). Таким образом, ребенок будет готов к тому, что перед прогулкой ему нужно обязательно выполнить какое-либо задание и не будет нервничать, и устраивать истерики.

Важно, чтобы визуальная поддержка (расписание) всегда находилось в доступности для ребенка. Так, алгоритм водных процедур можно повесть в ванной над раковиной, алгоритм одевания – в коридоре. Рисунки, отображающие последовательность событий, можно крепить горизонтально или вертикально на ленте липучке или при помощи магнитов в специально отведенном месте. Ребенок должен отлепить карточку (сам или с помощью взрослого) и положить ее в специальную корзинку, после этого он может приступить к выполнению задания.

Предлагаем вам простой шаблон расписания на день, в котором можно отметить не только время и планируемые действия, но и уже выполненные.


Шаблон для расписания на неделю поможет вам распланировать важные ежедневные дела на целую неделю.


Для начала вместе с карточками можно использовать предметное расписание, т.е. достаточно перед очередным заданием просто давать ребенку определенный предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и также должен символизировать определенное событие.


Например:
• Обед — ложка.
• Занятие — кусочек паззла.
• Поход в магазин — пакет для продуктов.

На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку. Научите ребенка брать эти предметы по порядку и выполнять соответствующие задания.

Длина расписания, то есть количество используемых карточек должно зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать их по необходимости.

Приучить ребёнка с ДЦП к режиму дня дело трудоёмкое, но очень полезное:

  • ребёнок приучается к дисциплине и режиму;
  • он учится планировать свой день;
  • ведёт к стабилизации здоровья, физическому и психологическому благополучию;
  • четкое расписание помогает избежать переутомление ребёнка;
  • обеспечивает работоспособность;
  • способствует формированию личностных качеств ребёнка;
  • прививает полезные и необходимые навыки.

Таким образом, неукоснительное выполнение режима дня является залогом правильного и успешного обучения и воспитания ребёнка.

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
    2. Мак Кланнахан Л.И., Крантц П. Расписание для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. - М .: СигналЪ , 2003.
    3. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. трудов. М., 1991.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.