Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дцп

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detey_s_dtsp.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП

в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений.

В коммуникативной деятельности дошкольников с ДЦП обнаруживаюся стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, несовершенствование фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связанная речь. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются помощью.

Целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с ДЦП, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило нас в необходимости разработки специальной педагогический условий, направленных на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта.

Специальными педагогическими условиями, определившими эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми при наличии у них церебральных двигательных нарушений явились:

- учет особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;

- включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;

- оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;

- развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения.

Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у дошкольников с ДЦП мы считаем комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности.

Одним важным условием формирования общения в процессе совместной детской деятельности является знание детьми способов осуществления самой деятельности.

Здесь мы столкнулись с определенным рядом трудностей, так как у дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы навыки самой деятельности, в частности игровой. В связи с этим приходилось воздействовать не только на общение в процессе осуществления деятельности, но и на формирование самой деятельности.

В основу коррекции игровой деятельности дошкольников с ДЦП была положена методика комплексного руководства игрой (обогащение жизненного опыта детей; проведение совместных игр педагога с детьми и др.). Следовательно, формирование основных компонентов игровой деятельности способствует возникновению ситуации естественной речевой коммуникации.

Дидактические игры сопровождали весь процесс обучающего эксперимента, позволяя закреплять определенные варианты поведения детей в различных ситуациях общения, формируя умение выражать отношение к собеседнику с помощью вербальных и невербальных средств, передавать свое эмоциональное состояние и т.д.

В рамках формирования навыков общения дошкольников с ДЦП в ходе их совместной продуктивной деятельности перед нами были поставлены следующие задачи:

- сформировать у детей данной категории заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела;

- сформировать у них ориентировку на общий результат и осознание своей значимости для его достижения;

- научить их активно воспринимать предложения инициатора: высказывать и отстаивать свое мнение, выражать отношение к соответствующему предложению, демонстрируя согласие или отказ, мотивировать свою точку зрения.

Аналогичные возможности в плане формирования навыков общения со сверстниками несет совместная трудовая деятельность, поскольку она тоже является продуктивной, и, кроме того, хозяйственный труд, труд по самообслуживанию, труд в природе, ручной труд имеют достаточно выраженную общественную направленность и значимость.

Следовательно, применение комплексного подхода обеспечивают эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом. Необходимым подчеркнуть, что комплексное развитие коммуникативной деятельности дошкольников данного контингента открывает дальнейшие перспективы совершенствования ныне действующих программ дошкольных учреждений с учетом обязательного введения коммуникативно ориентированного метода в практику их обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело".

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности".

Материал к ММО «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности».

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Одной из.

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стат.

педагогические науки

  • Орешкина Елена Михайловна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • КОММУНИКАЦИЯ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
  • КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА
  • МЕТОД ПИКТОГРАММ

Похожие материалы

  • Некоторые принципы проектирования эталонов оценочных средств на уровне подготовки кадров высшей квалификации
  • Коммуникативная компетентность педагога в процессе педагогической деятельности
  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
  • Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.




























Игры и приемы, направленные на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного образования.

Аннотация: Статья посвящена проблеме общения старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования. Определены особенности коммуникативной функции детей с двигательными нарушениями. Представлены методы, направленные на формирование коммуникативных умений детей с ДЦП.

Ключевые слова: общение, инклюзия, детский церебральный паралич, коммуникативная деятельность.

Общение играет важную роль в жизни общества. Общение – это взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Этому процессу люди взаимодействуют между собой, обмениваясь определенной информацией, знаниями и своими эмоциями. Общение, как неотъемлемая часть взаимодействия, включено во все сферы деятельности человека: бытовую, трудовую, духовную, социальную, познавательную. Без этого процесса личность не может полноценно развиваться.

Уже на ранних этапах развития ребенка важной задачей обучения и воспитания для педагогов является развитие навыков, связанных с умением создавать и поддерживать контакты. Особенно ценным это становится в старшем дошкольном возрасте, когда дети посредством общения начинают оценивать себя и окружающих. В этот период межличностные отношения развиваются наиболее интенсивно.

Детям с ДЦП, испытывающим трудности в общении, особенно необходима помощь в развитии их коммуникативных навыков, в установлении контактов со сверстниками

В настоящее время все активнее реализуется современный образовательный подход – инклюзия. Инклюзия – это полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в социум. Благодаря данному подходу все дети могут участвовать в жизни общества, обладая равными правами и возможностями. Каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, становится ценной частью общества и является уникальным индивидом.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Дети с ДЦП – это дети, имеющие хронические непрогрессирующие симптомокомплексы двигательных нарушений, возникающих в перинатальном периоде. Главной проблемой ребенка с двигательными нарушениями является бедность контактов со сверстниками, ограниченность общения.

Процесс общения рассматривается в разных значениях. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн в своих работах отмечали, что общение – это обмен мыслями, чувствами, эмоциями [3]. М.И. Лисина рассматривала общение как особую коммуникативную деятельность, направленную на формирование взаимоотношений [5].

Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению. Коммуникация является одной из разновидностей человеческой деятельности.

Для психического развития дошкольников с ДЦП важен процесс взаимодействия со сверстниками. Полноценное общение детей с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками дает им возможность познавать окружающий мир, формирует элементы социальной активности, а также создает базу для установления контактов в школе, во взрослой жизни.

У старших дошкольников с ДЦП функция общения развивается неравномерно. Двигательные и артикуляционные нарушения отрицательно сказываются на процессе общения. Детям тяжело выразить эмоциональное состояние. С ранних лет у дошкольников с ДЦП наблюдается отсутствие желания к установлению контактов.

При общении с нормативно развивающимися сверстниками дети с ДЦП часто безынициативны, а если речевой контакт возник, то он является кратковременным и неполноценным. Дети с ДЦП не могут начать диалог, поддержать его, часто уходят от ответа. Старшие дошкольники с двигательными нарушениями в процессе диалога не стараются вникнуть в смысл сказанных фраз собеседника, что ведет к непониманию со стороны. Они подвержены импульсивности, ярости, упрямости, нередко проявляют агрессию. Это также негативно сказывается на установлении контакта со сверстниками.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра [2]. В игре ребенок развивается и взаимодействует с миром. Благодаря игровой деятельности происходит развитие всех психических функций, формируются нравственные качества личности. В процессе игры увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй. В игре детям легче научиться выражать свои эмоции и чувства.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП предполагает следующие формы:

На занятиях по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП можно провести сюжетно-ролевую игру, которая не только станет эффективным методом активизации речевой деятельности, но и поможет детям наладить контакт со взрослыми и с нормативно развивающимися сверстниками.

Данный список игр позволит педагогу создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у дошкольников с ДЦП вступать в контакт со сверстниками.

Игра – драматизация, как одна из видов игровой деятельности, выполняет несколько важных задач: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную, а также создаёт условия для творческого развития дошкольников. Игра - драматизация - вид детских игр, основанный на литературном материале.

Сказки, песенки, потешки содержат в себе образцы правильной речи, знакомят детей с красочностью родного языка. В процессе игр – драматизаций дошкольники знакомятся с главными героями произведений, оценивают поступки положительных и отрицательных персонажей [4].

При проведении данного вида игр возможны следующие формы: пересказ литературного произведения, инсценировка сказок (показ главного героя, а также его эмоций, жестов и мимики), беседа.

Драматизировать - значит представить, разыграть литературное произведение, сохраняя последовательность событий. Игра драматизация - это самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от сюжетно-ролевой игры тем, что создаётся по готовому сюжету. Данный вид игры гораздо труднее для старших дошкольников с ДЦП, так как дети изображают не то, что видят в жизни, а уже представляют образы героев произведения, их поведение.

Также не стоит забывать о таком виде упражнений, как п одвижные игры . Целью данных игр является: укрепление здоровья, повышение физической активности, формирование коммуникативных умений .

У дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы двигательные навыки. В связи с этим им сложно себя обслуживать, выполнять простые движения (ходить, бегать, взять ложку или чашку в руку). Поэтому является необходимым проводить игры, формирующие двигательные навыки.

Подвижные игры обязательно должны сочетаться с речевым сопровождением.

В таблице 1 представлены игры, направленные на развитие физической активности и формирование коммуникации.

Таблица 1

Игры, направленные на развитие физической активности и формирование коммуникации

Методы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного образования.

Аннотация. Статья посвящена проблеме общения старших дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования. Определены особенности коммуникативной функции детей с двигательными нарушениями. Представлены методы, направленные на формирование коммуникативных умений детей с ДЦП.

Ключевые слова: общение, инклюзия, детский церебральный паралич, коммуникативная деятельность.

Общение играет важную роль в жизни общества. Общение – это взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Этому процессу люди взаимодействуют между собой, обмениваясь определенной информацией, знаниями и своими эмоциями. Общение, как неотъемлемая часть взаимодействия, включено во все сферы деятельности человека: бытовую, трудовую, духовную, социальную, познавательную. Без этого процесса личность не может полноценно развиваться[5].

Уже на ранних этапах развития ребенка важной задачей обучения и воспитания для педагогов является развитие навыков, связанных с умением создавать и поддерживать контакты. Особенно ценным это становится в старшем дошкольном возрасте, когда дети посредством общения начинают оценивать себя и окружающих. В этот период межличностные отношения развиваются наиболее интенсивно.

Детям с ДЦП, испытывающим трудности в общении, особенно необходима помощь в развитии их коммуникативных навыков, в установлении контактов со сверстниками

В настоящее время все активнее реализуется современный образовательный подход – инклюзия. Инклюзия – это полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в социум. Благодаря данному подходу все дети могут участвовать в жизни общества, обладая равными правами и возможностями. Каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, становится ценной частью общества и является уникальным индивидом.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Дети с ДЦП – это дети, имеющие хронические непрогрессирующие симптомокомплексы двигательных нарушений, возникающих в перинатальном периоде. Главной проблемой ребенка с двигательными нарушениями является бедность контактов со сверстниками, ограниченность общения.

Процесс общения рассматривается в разных значениях. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн в своих работах отмечали, что общение – это обмен мыслями, чувствами, эмоциями [3]. По А.Д. Урсул общение выступает как социальная форма информационной связи [9]. М.И. Лисина рассматривала общение как особую коммуникативную деятельность, направленную на формирование взаимоотношений [7].

Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению. Коммуникация является одной из разновидностей человеческой деятельности [1].

Для психического развития дошкольников с ДЦП важен процесс взаимодействия со сверстниками. Полноценное общение детей с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками дает им возможность познавать окружающий мир, формирует элементы социальной активности, а также создает базу для установления контактов в школе, во взрослой жизни.

У старших дошкольников с ДЦП функция общения развивается неравномерно. Двигательные и артикуляционные нарушения отрицательно сказываются на процессе общения. Детям тяжело выразить эмоциональное состояние. С ранних лет у дошкольников с ДЦП наблюдается отсутствие желания к установлению контактов. И в старшем дошкольном возрасте дети ведут себя пассивно при взаимодействии с другими людьми. Только при побуждении к общению и поддержке со стороны взрослого старшие дошкольники с ДЦП могут начать диалог.

В процессе общения дети с двигательными нарушениями почти не используют словесное опосредование событий. Им предпочтительны жесты и резкая мимика. Реплики таких детей монотонны, маловыразительны. В своей речи старшие дошкольники с ДЦП используют односложные речевые высказывания, логика которых может не соответствовать теме диалога.

При общении с нормативно развивающимися сверстниками дети с ДЦП часто безынициативны, а если речевой контакт возник, то он является кратковременным и неполноценным. Дети с ДЦП не могут начать диалог, поддержать его, часто уходят от ответа. Старшие дошкольники с двигательными нарушениями в процессе диалога не стараются вникнуть в смысл сказанных фраз собеседника, что ведет к непониманию со стороны. Они подвержены импульсивности, ярости, упрямости, нередко проявляют агрессию. Это также негативно сказывается на установлении контакта со сверстниками. Одним из основных барьеров, препятствующих полноценное общение, у старших дошкольников с ДЦП является бедность словарного запаса, присутствие аграмматизмов, нарушение звукопроизношения. Часто они не могут сформулировать высказывание, подобрать нужные слова, чтобы описать ситуацию или свое действие. Эти причины осложняют процесс коммуникации с нормативно развивающимися сверстниками [2]. Поэтому необходимо проводить работу, направленную на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок развивается и взаимодействует с миром. Благодаря игровой деятельности происходит развитие всех психических функций, формируются нравственные качества личности. В процессе игры увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй. В игре детям легче научиться выражать свои эмоции и чувства [4]. Через игровую деятельность дошкольники усваивают навыки правильного поведения в обществе, а также успешно и полноценно происходит формирование коммуникативной функции: дети усваивают способы вербального и невербального общения, развивается речевая активность ребенка, появляются мотивы к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП предполагает следующие формы:

На занятиях по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП можно провести сюжетно-ролевую игру, которая не только станет эффективным методом активизации речевой деятельности, но и поможет детям наладить контакт со взрослыми и с нормативно развивающимися сверстниками.

Данный список игр позволит педагогу создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у дошкольников с ДЦП вступать в контакт со сверстниками.

Игра – драматизация, как одна из видов игровой деятельности, выполняет несколько важных задач: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную, а также создаёт условия для творческого развития дошкольников . Игра - драматизация - вид детских игр , основанный на литературном материале.

Сказки, песенки, потешки содержат в себе образцы правильной речи, знакомят детей с красочностью родного языка. В процессе игр – драматизаций дошкольники знакомятся с главными героями произведений, оценивают поступки положительных и отрицательных персонажей.

При проведении данного вида игр возможны следующие формы: пересказ литературного произведения, инсценировка сказок (показ главного героя, а также его эмоций, жестов и мимики), беседа.

Драматизировать - значит представить, разыграть литературное произведение, сохраняя последовательность событий. Игра драматизация - это самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от сюжетно-ролевой игры тем, что создаётся по готовому сюжету. Данный вид игры гораздо труднее для старших дошкольников с ДЦП, так как дети изображают не то, что видят в жизни, а уже представляют образы героев произведения, их поведение.

Игра – драматизация создает условия для развития мимики, движений, интонации, что является особенно важным для дошкольников с двигательными нарушениями. Присутствие в сказках положительных и отрицательных персонажей побуждает детей видеть добро и зло, сопереживать героям.

Книги способствуют развитию речи , дают образцы русского литературного языка. Из произведений дошкольники узнают новые слова , выражений, их речь становится эмоционально насыщенной.

Инсценировки реплик героев обогащают словарь детей , и что, несомненно, важно, формируется диалогическая речь.

Также не стоит забывать о таком виде упражнений, как п одвижные игры . Целью данных игр является: укрепление здоровья, повышение физической активности, формирование коммуникативных умений .

У дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы двигательные навыки. В связи с этим им сложно себя обслуживать, выполнять простые движения (ходить, бегать, взять ложку или чашку в руку). Поэтому является необходимым проводить игры, формирующие двигательные навыки.

Подвижные игры обязательно должны сочетаться с речевым сопровождением.

В таблице 1 представлены игры, направленные на развитие физической активности и формирование коммуникации.

Игры, направленные на развитие физической активности и формирование коммуникации

развитие точности движений, закрепление двигательных умений, формирование коммуникативных умений

Начинают играть по команде водящего

Как только водящий дал команду"Выходи.", последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой справа).

Задача пары - встать впереди колонны и вновь взяться за руки. Водящий пытается помешать этому, и если ему удается з поймать одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны.

Игрок, оставшийся без пары, идет водить.

развитие быстроты движений, умение ориентироваться в пространстве, активизация речевой деятельности

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:

Заиграй во рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

повышение физической активности, формирование

развитие внимания, быстроты реакции и точности движений, активизация речевой деятельности

Участники игры заранее оговаривают : какое из чисел - какое действие обозначает. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Как говорилось выше, старшие дошкольники с ДЦП имеют системное недоразвитие речевой деятельности, недостаточный словарный запас, их речь полна аграмматизмов. Возможны случаи, когда наряду с двигательными нарушениями у детей присутствуют нарушения интеллекта, либо отсутствует полная голосовая активность.

Эти недостатки негативно сказываются на взаимодействии дошкольников с окружающими, особенно с нормативно развивающимися сверстниками. Они остаются непонятыми другими детьми, из-за чего нередко появляется агрессия и злость.

Одним из методов формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ДЦП являются невербальные средства коммуникации.

К невербальным средствам общения относятся: жесты, мимика, взгляд, поза, походка.

В случае, когда дети с двигательными нарушениями имеют серьезные недостатки речевой деятельности и интеллекта, возможно осуществлять общение через систему символов, то есть пиктограмм.

Пиктограмма – знак, отображающий предметы, явления в схематическом виде.

Систему пиктограмм можно разделить на несколько тем: человек, эмоции, явления природы, семья, игрушки, мир животных, мир растений, дом, детский сад, школа, времена года.

Каждая серия состоит из символов, обозначающих предметы, действия с предметами, признаками предметов.

Важно, что с пиктограммами необходимо познакомить всех обучающихся, чтобы не только педагог общался с детьми с ДЦП, но и их сверстники.

В таблице 2 представлены этапы обучения старших дошкольников с ДЦП работе с пиктограммами.

Этапы обучения старших дошкольников с ДЦП работе с пиктограммами.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу; - составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; -подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки.

Таким образом, использование пиктограмм:

- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

- помогает уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

- развивает психические функции.

Проблема нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, приобретает все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только процесс общения со взрослым, но и общение со сверстниками.

Коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению ребенка с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников. Особенность формирования коммуникативных навыков у детей с ДЦП заключается в том, что данный процесс протекает постепенно, с прикреплением дополнительных средств, которые активизируют речевую деятельность.

Дополнительным методами, являющимися эффективными в работе над формированием коммуникативных навыков, являются игры и система Пиктограмм.

Данные методы помогут старшим дошкольникам с ДЦП устанавливать контакты со сверстниками, овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешной социализации и адаптации в обществе.

Ссылки на источники:

1. Ананьев Б. Г., Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – Москва: Изд-во Директ-медиа, 2008. – 134 с.

2. Волков Б. С., Психология общения в детском возрасте: учебное пособие - СПб: Питер. – 2008. – 272 с.

3. Выготский Л.С., Мышление и речь. – Москва: Изд-во Лабиринт. – 1999. – 112 с.

4. Карабанова О. А., Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – Москва: Просвещение. – 2010. – 96 с.

5. Косолапов Н.А., Очерки теории и анализа международных отношений. – Москва: Просвещение. – 2002. – 104 с.

6. Краснощёкова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2008. – 251с.

7. Лисина М.И., Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

8. Михайленко Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС. – 2009. – 96 с .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.