Развитие мелкой моторики у дошкольников с дцп курсовая

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики старших дошкольников

1.1 Закономерности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП

2.2 Проявления нарушений мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Выдержка из текста

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета РФ каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы. У детей с ДЦП наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии. Поэтому игровая деятельность представляет широкую возможность для работы в этом направлении.

Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной ………….

Список использованной литературы

1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. — М., 1997. — 86 с.

2. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2011. — 231 с.

3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. — М.: Просвещение, 2014. — 196 с.

5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. — 120 с.

6. Бернштейн И.А. О построении движения. — М.: Просвещение, 2005. — 213 с.

7. Бортфельд А., Рогачева Е.Н. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. — Л.: Медицина, 1986. — 172 с.

8. Босых В.Г., Павловская Н.Т. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция // Коррекционная педагогика. — 2014. — № 1(3).

9. Босых В.Г., Павловская Н.Т. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической диплегии // Специальная психология. — 2005. — № 1(3).

10. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / Под ред. М.Н. Гончаровой. — М.: Просвещение, 2013. — 246 с.

11. Бронников В.А. Детский церебральный паралич: справочное издание / В.А. Бронников, А. В. Одинцова, Н.А. Абрамова, А. А. Наумов, О. К. Малышева; под ред А. Зебзеевой. — Пермь: Здравствуй, 2010.- 256 с.

12. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Педагогика, 1985. — 128 с.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, Попурри, 1997. — 93 с.

14. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, П.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, А.А. Катаева, Г.И. Обухова и др./ Под ред. Л.П. Посковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

15. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М.: Педагогика, 1993. — 320 с.

16. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев,. 1987. — 222 с.

17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. — СПб., 2014. – 132 с.

18. Кулеш Н.С, Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. — 2014.- № 2l(3).

20. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М., 2011. — 216 с.

21. Левченко, И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — М.: Педагогика, 1991. — 321 с.

22. Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2011. — 220с.

24. Мамайчук И.Н., Манухина З.П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи. Труды НИИ им. Г.Н.Турнера. — Л., 1974. – С.79-82.

25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1991. — 198 с.

26. Мастюкова Е.М.Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст; Под ред.А.Г.Московкиной. — М.: Классик Стиль, 2013. — 320с.

27. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю, Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. — М.: Полиграфсервис, 2013. — 160 с.

28. Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах / Е.И. Рогачева, М.С. Лаврова. — М.: Просвещение, 2013. — 94 с. : ил.

30. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом. — СПб.: Детство — пресс, 2011. — 118 с.

31. Семенова К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. — М., 1978. — 42 с.

33. Серганова Т.Н. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. — СПб.: Изд-во ТАС, 1995. — 192 с.

34. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1981. — № 4. -С.82-86.

36. Текорюс В.В. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах: Метод. рек. — М., 1987. — 19 с.

38. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М.: 1990. — 201 с.

39. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 368с.

40. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. — 232 с.

Развитие мелкой моторики рук

у дошкольников с детским церебральным параличом

Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула

Методика проведения коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики:

- Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

- Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

Организация работы:

- Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.

- Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.

- Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.

- Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки).

- Ребёнку всегда предлагается инструкция.

- Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок).

- Обязательно поощряйте детей.

Средства развития мелкой моторики:

- Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

- Тренажёры для развития мелкой моторики.

- Упражнения с мячиками, шариками.

- Игры с пластилином, тестом, глиной.

- Игры с конструктором, мозаикой.

- Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

- Игры со счётными палочками, спичками.

- Игры с песком и водой.

- Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

- Игры с резинками, лентами.

- Игры с прищепками.

Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

- Самомассаж тыльной стороны.

- Самомассаж пальцев рук.

Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений:

"Сидит белка. "

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

- то же левой рукой;

- то же двумя руками;

- указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

- те же движения производить пальцами левой руки;

- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

- прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

- одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

- кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

- положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

- Нанизывание бус, бисероплетение;

- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

- Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Пальчиковые упражнения и игры.

Заводные машинки.

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Чей пропеллер крутится быстрее?

Летели дракончики.

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Летела корова.

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Воробей в гнезде.

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.

Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.

Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.

Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.

Кошка выпускает коготки.

Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.









ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Совершенствование мелкой моторики ребенка оказывает влияние на его общее развитие. Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга повышает работоспособность и внимание ребенка, стимулирует его интеллектуальную деятельность. [6] Благодаря полученным навыкам ребенку будут доступны различные виды деятельности: рисование, лепка, письмо, выполнение бытовых действий.

Благодаря проведению пальчиковой гимнастики и специальных упражнений по развитию мелкой моторики не только повышается тонус коры головного мозга, развивается чувство ритма и координации движений, но и стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика. Как отмечают Г.В. Беззубцева и Т.В. Андриевская, огромное количество клеток, ответственных за управление рукой и пальцами, находится в двигательной области коры головного мозга, которая граничит с речевой областью. [1] Это обуславливает взаимосвязь между развитием активной речи ребенка и развитием функций обеих рук.

Важным является рассмотрение данной проблемы в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. У всех детей, которые имеют своеобразия в развитии, наблюдается достаточно низкий уровень сформированности навыков мелкой моторики. Это обуславливает необходимость изучения особенностей психофизического развития детей, имеющих двигательные нарушения.

И.Ю. Левченко и О.Г.Приходько отмечают, что нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) наблюдаются у 5-7% детей. Наблюдается разнообразие врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата. Однако, очевидным остается то, что ведущим у таких детей является двигательный дефект. Большинство детей с НОДА страдают детским церебральным параличом (89%).[2]

ДЦП – это понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает в результате повреждения или нарушения развития головного мозга. Особенность детского паралича в том, что нервная система повреждается на тех участках, которые отвечают за двигательную активность. На сегодняшний день специалистами установлено, что на возникновение ДЦП у ребенка может повлиять множество факторов. Принято выделять пренатальные (действующие на плод в период беременности), перинатальные (во время родов) и постнатальные (оказывающие влияние на ребенка в раннем детстве) факторы. Выявлено, что наибольшее влияние на возникновение детского церебрального паралича оказывает сочетание поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родовой деятельности.

Двигательные нарушения у детей, страдающих ДЦП, имеют различную степень выраженности. У данной категории нарушается и задерживается формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Наблюдается и затруднение формирования манипулятивной деятельности. Только 50 % детей доступны движения рук. Часто они осложняются различными синкинезиями (содружественными движениями).

В рамках данной статьи, нас интересуют, прежде всего, особенности тонких движений и координации. У детей нарушена координация тонких, дифференцированных движений. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. В связи с этим многие дети (78%) не умеют в последствие держать карандаш, лепить из пластилина, конструировать. Стоит упомянуть и о навыках самообслуживания. Детям с данным заболеванием они практически недоступны из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций. Исследования выявили, что около 80% дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями не владеют навыками личной гигиены и самообслуживания.[3]

Нэнси Р. Финни указывает на то, что развитие навыков мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом не просто затормаживается, но и может остановиться на ранних этапах.[4]

Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность нашей проблемы. Исходя из этого, необходимым является развитие тонких движений пальцев рук у детей с двигательными нарушениями, в частности с ДЦП, всеми возможными способами.

Многие педагоги и психологи отмечают, что важным моментом в стимуляции двигательной активности является участие ребенка в актах самообслуживания. Иными словами, дети самостоятельно моют за собой посуду, убирают со стола, подметают и т.д. Осознание ребенком своего вклада в общее дело, полезности его деятельности, может эффективно повлиять на стимуляцию развития движений.

И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и А.А. Гусейнова отмечают важность контроля за мышечным тонусом ребенка. Это обосновано тем, что повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении сложных движений, а пониженный – создает трудности для выполнения движения с нужной соразмерностью и силой.

Для нормализации мышечного тонуса эффективными будут упражнения и приемы, ориентированные на развитие тактильных ощущений и мышечно-суставного чувства. Например, можно использовать материалы различной фактуры и плотности для того, чтобы ребенок умел различать дополнительные тактильные раздражители.

Контрастные ванны для рук, работа с глиной или тестом также можно отнести к приемам нормализации тонуса мышц. Первый метод улучшает кровоснабжение (воздействие горячей и холодной воды на руки ребенка попеременно), способствует снятию мышечного тонуса. Второй – нормализует мышечный тонус и способствует развитию ручной деятельности.

Для улучшения кровообращения и стимуляции рецепторов на кончиках пальцев многие врачи и педагоги советуют использовать в работе с детьми массаж рук и самомассаж. Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Такой метод может быть использован только в том случае, если ребенок уже способен осознать и выполнить то, что от него требует родитель или педагог. В остальных случаях взрослый сам проводит массаж пальчиков ребенка с целью стимуляции развития мелкой моторики, расслабления и улучшения кровообращения.

Развитию мелкой моторики детей с ДЦП способствует использование разнообразных пальчиковых игр и игр с материалами и предметами. Можно предлагать ребенку игры с бумагой, конструктором, пластилином, бытовыми предметами (пуговицы, крупа), лентами и тканями, резинками и бусинками.

Пальчиковая гимнастика, как и остальные приемы, влияет на развитие ребенка многогранно и может принести большую пользу и эффект от работы. Применение пальчиковой гимнастики, активизирует и повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность и способствует развитию навыков мелкой моторики.

Таким образом, одним из важнейших направлений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ДЦП является развитие мелкой моторики, что является важным условием повышения эффективности коррекционно – реабилитационной работы в целом.

Список литературы:

Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008

Ткаченко Т.А., Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко ; [ил. Е. Нитылкиной]. – М. : Эксмо, 2010. – 80с.

Развитие общей и мелкой моторики у ребёнка с ДЦП

учитель-дефектолог

ГКОУ КШ № 8 г. Арзамас

Нижегородской области

Зайцева Ольга Николаевна

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы.

При этом заболевании имеет место раннее поражение головного мозга. Особенно страдают подкорково-стволовые мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Наиболее тяжелую картину представляет собой сложный дефект, представленный двигательной патологией, сопутствующими патологиями развития, речевой, перцептивной, коммуникативных сфер в разной степени выраженности и интеллектуальным недоразвитием.

Коррекционная работа всегда начинается с развития сенсорной сферы. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, нарушения тактильной чувствительности. Вследствие этого предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. Неумение анализировать, сравнивать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности.

Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей с ДЦП

Этот вид упражнений широко распространенный в дефектологической и логопедической практике.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

собирание пирамидок, матрешек, мозаики.

нанизывание колец на тесьму;

работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

работа со спичками и счетными палочками;

работа с бумагой;

лепка (глины, пластилин, тесто);

шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

игры с песком, водой;

наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками;

рисование в воздухе;

рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

Важное место в работе учителя по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

3.Подготовка к письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

правильная посадка при письме.

ориентировка на странице тетради и строке.

правильное движение руки по строке.

обведение лекал, шаблонов.

письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен школы или реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

«Развитие мелкой и артикуляционной моторики

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

Ребенок с церебральным параличом

Когда некоторые дети с церебральным параличом захватывают предмет рукой, они часто слишком сильно сгибают руки, поворачивают их внутрь в плечевых суставах и выводят плечи вперед (протракция плеч); они так крепко вцепляются в погремушку, что ее невозможно забрать. В таком случае, прежде чем вложить погремушку малышу в руку, выпрямите руку, поверните наружу в плечевом суставе так, чтобы внутренняя поверхность предплечья и ладонь были направлены вверх, попробуйте еще взять погремушку с более толстой ручкой.

Упражнения на развитие хватательной функции руки

1 Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5 - 1 минуты.

2 Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и не резко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4 - 5 раз.

3 После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.

4 Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10 - 20 секунд.

6 Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2 - 3 раза ежедневно. Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения.

Ход занятий следующий.

Побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть ее, ощупать, взять в рот, манипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т. е. учитель-логопед выполняет их рукой ребенка.

Отрабатываются следующие действия:

- произвольно отпустить игрушку при помещении ее в коробку;

- вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;

- покатать машину, мяч;

- открыть - закрыть коробку, крышку;

- снять - надеть колечки пирамидки;

- положить один на другой 2 - 3 кубика, а затем - снять;

- выполнить подражательные действия (ладушки, до свидания и др.);

- собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;

- брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;

- брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев

Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Учитель-логопед захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.

1 При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем учитель-логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2 - 3 раза).

2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4 - 6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно- моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.

Рамки и вкладыши

Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.

Фигурки на магнитах

Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Кубы – сортёры

Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.

Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Доски Сегена

Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Средства развития мелкой моторики

1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Упражнения с мячиками, шариками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковые игры.

6. Игры с пластилином, тестом, глиной.

7. Рисование, раскрашивание.

9. Игры с бумагой.

10. Игры с конструктором, мозаикой.

11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

12. Игры с крупами.

14. Игры со счётными палочками, спичками.

15. Игры с песком и водой.

16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

17. Игры с резинками, лентами.

20. Пальчиковый театр.

21. Игры с прищепками.

22. Ниткография (ниткопись)

Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

1. Самомассаж тыльной стороны.

2. Самомассаж ладони.

3. Самомассаж пальцев рук.

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой

- Рисование краской, гуашью, сангиной, углём, свечой.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа с линейками и лекалами (обводить) .

- Работа в книжках – раскрасках.

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- различные изображения (рисование) на песке,

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,

- раскрашивание воды (опыты с водой,

- поделки с применением песка.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- Перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попере¬менно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот мальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Вовочка.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разво¬дя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали, Поехали - поехали,

С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

Желтой, большой, Круглым и большим,

Вот какой! Вот каким! (показ руками)

(Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Цель: формировать представление о схеме тела.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его совмещенными с ребенком движениями:

Взрослый читает сокращенный вариант потешки:

Умой мое личико,

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.

Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)

Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Топ - топ - топ! (топает ножками)

Помните!

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.