Развитие самостоятельности у детей с дцп

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это
больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения
    произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще
всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее
время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

  • физическая
    и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме
того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение
– это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной
    нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают
домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в
интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых
детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наумов Александр Анатольевич

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наумов Александр Анатольевич

Developing Independence of Senior Preschool Children with Cerebral Paralysis in Physical Recreation Activities

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛ ЬНОСТИ В ФИЗКУЛ ЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛ ЬНОЙ ДЕЯТЕЛ ЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛ ЬНИКОВ С Л ЕГКИМИ И СРЕДНИМИ ДВИГАТЕЛ ЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛ ЬНОМ ПАРАЛ ИЧЕ

Аннотация. Статья посвящена закономерностям развития самостоятельности у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), а также возможностям педагогической коррекции процесса формирования этого качества в физкультурнооздоровительной деятельности.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения о самостоятельности как волевом качестве, деятельностный подход, положения о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в развитии ребенка с ДЦП.

Ключевъе слова: самостоятельность, субъектность, физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольника, детский церебральный паралич, развитие двигательных умений у дошкольников с ДЦП.

Abstract. The present study looks at the development patterns of children’s selfreliance in case of cerebral paralysis, as well as the correction possibilities of physical education and recreation activities. The methodological basis involves the theoretical principle of independence as the endurance and stamina development, the activity approach, the notion of unity and integrity of biological and social factors in upbringing a child with cerebral paralysis. The research methods include the analysis and synthesis

Index terms: independence, personal qualities, physical recreation activities of a preschool child, children’s cerebral paralysis, motive abilities development of preschool children with cerebral paralysis.

Самостоятельность рассматривается многими исследователями как интегративное свойство личности, предполагающее внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи. А. Н. Леонтьев понимает под самостоятельностью обобщенное отношение личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности и ее результату, направленный на независимость, автономию. Таким образом, самостоятельность - это свойство зрелой личности.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на втором-третьем годах жизни, когда ребенок может относительно свободно передвигаться в небольшом пространстве и в какой-то мере сам удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться осуществления своих желаний внутри семьи и других социальных групп, например внутри игровой группы, т. е. приобщаться к социальным отношениям. Многие исследователи отмечают, что в условиях оптимального воспитания и обучения к концу старшего дошкольного возраста дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: игре (Н. Я. Михайленко), труде (М. В. Крухлет, Р. С. Бу-

ре), познании (А. М. Матюшкин, 3. А. Михайлова, Н. Н. Поддъяков), общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Артемова).

Физкультурно-оздоровительную деятельность психологи определяют как проявление двигательной активности человека, социальный процесс, выражающийся в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствующих укреплению здоровья, овладению физической культурой, формированию ценностей, повышающих эффективность трудовой и иной социальной активности человека [8]. По мнению В. К. Бальсевича, Н. А. Пономарева, В. И. Столярова, физкультурно-оздоровительная деятельность связана с объединением социального с биологическим и духовным. Ее направленность и содержание предназначены для совершенствования физической природы людей. Однако в процессе освоения рассматриваемого вида активности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств [4].

Самостоятельность в физкультурно-оздоровительной деятельности понимается нами как сознательная направленность на оздоровление организма, совершенствование его двигательных возможностей, индивидуальный выбор вида занятий спортом, физической культурой, особенно в периоды досуга. Как утверждал П. Ф. Лесгафт, в процессе физического воспитания у учащихся нужно вырабатывать сознательный подход к выполнению каждого задания, овладению общими способами двигательных действий, применению их в условиях обычной жизни [10].

Однако в дошкольном возрасте речь идет лишь о формировании компонентов самостоятельности: целепринятия, целеполагания, ориентировочной основы деятельности и т. д. Под самостоятельностью старшего дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности подразумевается его сознательная направленность на выполнение физических упражнений, нацеленность на его результат, сосредоточенность на поставленной задаче и умение ориентироваться в задании, самостоятельно справляться с возникающими проблемными ситуациями и получать позитивные эмоции от участия в подвижных и спортивных играх [12].

Интересующий нас аспект достаточно полно изучен относительно нормально развивающихся дошкольников. Однако практически отсутствуют исследования, посвященные самостоятельности дошкольников с сохранным интеллектом, которые имеют отклонения в развитии, вызванные детским церебральным параличом (ДЦП) с минимальными двигательными нарушениями. Эти дети на первый взгляд не отличаются от здоровых, имеющиеся у них двигательные нарушения фактически не заметны. Объем активных движений, как правило, сохранен, но всегда от-

мечается неловкость и замедленность темпа движения рук, относительно легкое ограничение объема активных движений ног, незначительные нарушения тонуса и трофики мышц. У таких детей сформированы практически все двигательные умения и навыки самообслуживания, они передвигаются самостоятельно, однако их походка остается несколько дефектной.

Как отмечают многие исследователи данной патологии (Э. С. Ка-лижнюк, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук), у детей этой группы страдают такие компоненты, как мотивация, целепринятие, целеудержание, ориентировочная основа деятельности. В связи с этим у них могут наблюдаться следующие нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Все это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [9].

Изучение клинико-психолого-педагогической картины и катамнеза многих пациентов позволяют сделать вывод, что даже у имеющих минимальные названные патологии детей значительно нарушена социальная интеграция, и проблема этого кроется в отсутствии у них самостоятельности. Те же выводы обоснованы в наших публикациях относительно педагогических условий профориентационной работы с подростками, страдающими спастическими формами церебрального паралича легкой и средней степени тяжести [4].

Мы провели исследование проявления самостоятельности в деятельности у детей, страдающих церебральным параличом с легкими нарушениями двигательной сферы.

На основе тестов, предложенных НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера, мы разработали тестовые задания на определение двигательных умений детей рассматриваемой категории. Они предусматривали тестирование моторики рук, умений изменять положение тела, удерживать

определенное положение тела, метать мячи различного диаметра, прыгать и преодолевать препятствия при помощи прыжков, ходить и бегать.

Исследование самостоятельности проводилось по методике выявления самостоятельности в индивидуальной деятельности И. Т. Димитрова [5], включающей следующие разделы: активность в деятельности, ее организованность, эмоциональные проявления в деятельности и практическое взаимодействие со взрослым, т. е. самостоятельность. Ко всем тестам нами была разработана оценочная шкала.

У 7 обследуемых (9,46%) не обнаружилось нарушений самостоятельности - они адекватно, как присуще здоровым детям, выполняли упражнения. Ребята имели хорошее речевое развитие, с пониманием и удовольствием откликались на предложенные задания, самостоятельно справлялись с проблемными ситуациями, однако из-за имеющихся двигательных нарушений испытывали некоторые трудности. В частности, для большинства из них были затруднительны выполнения упражнений ногами, например сгибание ног в положении лежа, удержание ног в положении лежа и т. д.

У 26 детей (35,1%) был зафиксирован хороший уровень развития речевой сферы и достаточный - двигательной. В ходе оценки физического развития были выявлены незначительные трудности при выполнении упражнений, в которых задействованы ноги (прыжки на правой и левой ногах, перепрыгивание через предметы). Некоторые из них (19 чел; 25,7%), в основном страдающие гемиплегией, плохо справлялись с упражнениями, выполняемыми с помощью рук (различными видами метания).

Занимаясь привычной ежедневной деятельностью, дети этой подгруппы чувствовали себя уверенно, выполняли задания четко и скоординированно, однако недостаточно хорошо применяли освоенные навыки самообслуживания в новых условиях. Деятельность этих испытуемых сопровождалась положительными эмоциональными проявлениями; в частности, они охотно принимались за предложенные занятия, действовали быстро и эмоционально, хотя в случае затруднений отвлекались, задавали вопросы взрослым по поводу поставленной задачи. Мы констатировали слабую развитость у детей таких компонентов самостоятельности, как организованность деятельности и самостоятельность выполнения действий. Они часто обращались взглядом к взрослому для получения поддержки, более двух раз просили его о помощи, действовали методом проб и ошибок и были менее успешны при отсутствии предварительной ориентировочной основы.

Восемь детей (10,81%) не всегда контролировали свои действия, пытались отказываться от них, но не из упрямства, а из боязни не справиться

Еще одну подгруппу составили 18 чел. с двигательными нарушениями средней степени тяжести (24,3%). Эти дети характеризовались серьезными затруднениями в сфере социально-бытовых навыков - их выполнение осуществлялось или совместно со взрослыми, или при значительной помощи с их стороны. Особенно затруднительными оказались надевание и застегивание одежды. Большинство детей передвигались в пределах квартиры ползком, трое использовали вспомогательные средства передвижения (ходунки). Вместе с тем практически все эти испытуемые отличались хорошим речевым развитием: понимали контекстную речь, в разгово-

ре пользовались фразами, произнося их вполне понятно. В области физического развития им особенно хорошо удавались манипуляции руками (постройка башни, сбор пирамидки). Самыми сложными для них оказались упражнения на передвижение: устойчивость на четвереньках, прыжки, сгибание ног в положении лежа на спине. Большинство из них (12 чел.; 16,2%) плохо справлялись с различными видами метания. Они действовали методом проб и ошибок, постоянно отвлекались, часто обращались взглядом к взрослому для подтверждения правильности своих действий, были излишне суетливы, иногда обнаруживали безразличие или отрицательное отношение к заданию, готовность прервать его выполнение. Более уверенно проявили себя дети, передвигающиеся при помощи вспомогательных средств.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

Большинство детей с церебральным параличом имеют значительную, по сравнению со здоровыми сверстниками, задержку развития самостоятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности и нуждаются в формировании названного качества.

Одним из важных факторов решения этой задачи относительно детей с минимальными двигательными нарушениями является развитие речи. Дети со средними двигательными нарушениями помимо этого нуждаются в компенсации этих нарушений.

Согласно исследованиям П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева и др., наиболее успешно самостоятельность развивается путем обучения в активной действенной форме, при ведущей роли сознания. Поэтому в системе физического воспитания дошкольников, в том числе страдающих церебральным параличом, должен присутствовать компонент развития самостоятельности. Еще П. Ф. Лесгафт писал о том, что ребенок получает большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил для себя какое-то явление и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других [10].

С. Л. Рубинштейн, а вслед за ним К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский, Л. И. Анцыферова, А. К. Осницкий и др. рассматривают самостоятельность как необходимый компонент формирования субъектности личности. В частности, по А. К. Осницкому, содержание субъектности позволяет представить человека не как бесстрастного деятеля-исполнителя, а как пристрастного сценариста или даже режиссера своих действий, которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя.

Ряд ученых (А. К. Осницкий, О. А. Конопкин, В. И. Слободчиков) отмечают, что формирование субъектности должно быть основано на развитии следующих областей:

Концептуальными основаниями программы являются онтогенетический, личностный, деятельностный и субъектный подходы к физическому и трудовому воспитанию детей с двигательной патологией.

Содержание программы включает вариативные формы организации физического и трудового воспитания детей с ДЦП, имеющих двигательные нарушения разной степени тяжести.

В программе впервые представлены два направления - развитие ребенка с ДЦП как субъекта физкультурно-оздоровительной и социальнобытовой деятельности и сопровождение этого процесса взрослым (инструктором по физической культуре, учителем-дефектологом, воспитателем, родителем).

Основной идей программы является включение ребенка с рассматриваемой патологией в физкультурно-оздоровительную деятельность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут, предусматривающий особенности физических упражнений, передвижения и самообслуживания. Все задания предполагают задействование патологических тонических рефлексов и применение различных вспомогательных технических средств, например кресла-коляски. Программа ориентирована на то, чтобы разученные физические упражнения доставляли ребенку удовольствие, побуждая его к занятиям физкультурой, и способствовали вырабатыванию различных навыков, в том числе самообслуживания. Способы решения этой задачи описаны в разделе, посвященном социальнотрудовой адаптации. Кроме того, необходимым компонентом занятий, а также мероприятий для родителей является формирование представлений об особенностях жизни как здоровых людей, так и людей с ограниченными возможностями здоровья.

• обязательное участие всех детей, независимо от степени двигательных нарушений, в групповых занятиях и самостоятельное выполнение ими посильных упражнений;

• применение в образовательном процессе индивидуальных листков обучения, в которых специалисты отмечают особенности выполнения каждым конкретным ребенком вариантов упражнений и навыков самостоятельной деятельности;

• развитие речевой сферы в процессе занятий, где дети проговаривают, комментируют и планируют выполняемые действия;

• четкое разделение функциональных обязанностей специалистов;

• обучение родителей навыкам работы с ребенком и развитие у них представлений о его дальнейшей полноценной жизнедеятельности;

• внедрение технологий инклюзивного обучения на занятиях (предполагающее присутствие воспитателя в роли помощника инструктора по физической культуре), которое обусловлено разнообразием двигательных патологий детей и необходимостью индивидуального подхода к каждой из них.

Программа включает следующие основные направления:

3. Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначены оптимальные направления использования тренажера: повышение мотивации деятельности на логопедических занятиях, коррекция ведущего - фонетического - нарушения в структуре речевого дефекта при дизартрии, коррекция особенностей высших психических процессов у детей рассматриваемой категории.

Доказано повышение эффективности процесса коррекции нарушений речи при дизартрии в случае использования логопедического тренажера

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.