Реабилитация детей с дцп салингом

Может ли мама быть реабилитологом своего ребенка, не имея специального образования? Возможна ли эффективная реабилитация ДЦП в домашних условиях?
Мой ответ — МОЖЕТ! Было бы желание.
К сожалению, чаще всего у измотанных физическим и эмоциональным перенапряжением, домашними хлопотами и уходом за ребенком мам, не остается сил на самомотивацию к каким-либо действиям. К тому же не хватает знаний, как правильно проводить занятия, чтобы не навредить своей самодеятельностью. Поэтому многие родители возлагают надежду только на врачей. И напрасно.

Во-первых: потому что процесс реабилитации должен стать образом жизни вашего ребенка. И сопровождать его не только многие годы, а по-хорошему всю жизнь. Реабилитация в специализированных центрах занятие не из дешевых. Хорошо если бюджет семьи позволяет пользоваться услугами центров постоянно, а если нет?

Где получить знания

Прежде всего, внимательно наблюдайте за действиями специалистов, которые работают с вашим ребенком, запоминайте, спрашивайте если что-то не понятно. Любой из них охотно ответит на ваши вопросы.

Проштудируйте работы Ксении Александровны Семеной. Написаны они довольно давно, но актуальности своей не потеряли. Материал изложен в доступной форме и хорошо проиллюстрирован.

  • Детские церебральные параличи ( 1968 )
  • Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей ( 1972 , соавтор)
  • Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах ( 1976 )
  • Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича ( 1999 ) и другие.

Оснастите свой дом всевозможными тренажерами и устройствами для развивающих занятий с ребенком, даже в ущерб интерьеру. Поделюсь некоторыми примерами домашней реабилитации.

Система Салинг

Способствует вертикализации. В отличии от статичных вертикализаторов, здесь ребенок абсолютно свободен. Любые упражнения, разработка движений, шаги, прыжки — все доступно. Находиться в этом тренажере для ребенка в удовольствие т.к. не только тренироваться, но и играть удобно.

Чтоб не измучилось дитя, учи его всему шутя.

Тренажер для обучения ходьбе

Тренажер для обучения ходьбе.

Велосипед для ребенка с ДЦП

Велосипед даёт ребенку не только свободу передвижения, но и является частью активного ЛФК, занимается которым стремиться сам ребенок.
В процессе езды на специализированном ортопедическом велосипеде, у ребенка разрабатываются ножки, наращиваются мышцы, укрепляется спина, тренируется координация движения, восстанавливается объем движений в суставах, уменьшается боязнь самостоятельного передвижения, происходит подавление патологических синергий, вырабатываются шаговые движения.

Песочный столик

Песочный столик способствует развитию мелкой моторики и творческому развитию ребенка.

Дорогие родители, вы можете поделиться своим опытом домашней реабилитации. Расскажите о том как вы пришли к этому опыту. Возможно ваше участие, поможет многим семьям избавиться от отчаяния, обрести стремление к изменению своего сознания и желание самим оказывать помощь своим детям.

Система Салинг является металлической конструкцией, которая включает в себя системы шкивов, грузов, тросов и поясов для укрепления и растяжения мышц. Это достигается за счет резиновых натяжителей и грузов.

Если ослабленные мышцы не в состоянии выполнять движение, тогда путем полного закрепления конечностей (руки или ноги) и исключая вес тела, ребенок с помощью инструктора способен начать движение. Система работает не только для улучшения мышечной силы, но она также позволяет распределить нагрузку на желаемую группу мышц. Что это значит? Это значит, что всякий раз, когда ребенка с неврологическим расстройством просят выполнить определенные движения, из-за тонуса мышц и отсутствия координации, силы и равновесия, он может попытаться выполнить эту функцию с помощью натяжителей, удерживающих тело в определенном положении. При работе в системе у ребенка вырабатывается определенный правильный автоматизм движений. Это является главной причиной, почему мы применяем его при ДЦП, а также других неврологических заболеваний при поражении ЦНС и ПНС.Через систему натяжителей и поясов инструктор обеспечивает динамичную вертикальную или горизонтальную подвески ребенка и удержание его в пространстве.

Упражнения в системе выполняются для улучшения функциональных навыков приседания, ползания, стояния и ползания на коленях, стояния на ногах, ходьбы, удержания баланса, улучшения координации движений, сенсомоторной интеграции.

Программа включает в себя растягивание и укрепление мышц, которые проводятся с использованием различных уникальных методов. Натяжители используются для оказания помощи инструктору в позиционировании ребенка в пространстве, и обеспечивают свободные руки как инструктору так и ребенку, для выполнения упражнений для мелкой и крупной моторики.

Основной целью занятий является улучшение и изменение проприоцепции (суставов, связок, мышц), уменьшение патологических рефлексов, восстановление координации движений. Каковы преимущества интенсивной терапии для вашего ребенка? Формируются новые двигательные навыки, обеспечивается внешняя стабилизация, нормализуется тонус мышц, уменьшаются контрактуры и поддерживаются слабые мышц, выравнивается координация, обеспечивается динамическая коррекция движений исправляется походка.

Система помогает выполнить произвольные движения в вертикальном положении, увеличивает силу и выносливость, развивает вестибулярный аппарат и улучшает баланс, улучшает координацию, уменьшает неконтролируемые движения, улучшает пространственную ориентацию, способствует развитию мелкой и крупной моторики, повышает плотность костной ткани, происходит укрепление мышц и улучшение их функций, повышается двигательная активность, появляются новые навыки.

Показания к применению

Детский церебральный паралич

Задержки в развитии

Травматическое повреждение мозга

Спастичность (повышенный тонус мышц)

Гипотония (снижение мышечного тонуса)

Система Салинг это устройство для тренировки двигательных возможностей у детей с нервно-мышечной патологией. Удобная для использования конструкция системы позволяет детям с нарушением опорно-двигательного аппарата находиться в вертикальном положении неограниченное время. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, закрепленные в системе, могут заниматься одновременно и на других тренажерах или гимнастических снарядах ( на беговой дорожке, шведской стенке, степе, на велотренажере) Система позволяет детям, имеющим тяжелые двигательные нарушения, перемещаться в пространстве во всех направлениях ( вперед, назад, в сторону, вверх, вниз), сохраняя вертикальное положение и при этом иметь возможность вращения вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, страхуя от падения и одновременно, регулировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат. При изменении количества эластичных элементов можно существенно уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат, от минимальной до полного веса. Дозирование нагрузки на опорно-двигательный аппарат ( т.е. снятие 10-30-50-70-90 % от собственного веса), создает благоприятные условия для процесса реабилитации двигательных функций, а также для направленного развития физических качеств и образования новых двигательных стереотипов.

По вашей заявке возможно изготовление специализированной системы Салинг с учетом потребностей и особенностей ребенка


  • Медицинская помощь
  • Контекст
  • Монологи
    26. 02. 2018

Детям с ДЦП приходится проходить несколько мучительных курсов реабилитации в течение года, но в промежутках между ними все навыки теряются, и их приходится отрабатывать снова. Мария Савельева рассказывает об альтернативе — годовом сопровождении таких детей, которое позволяет им постоянно практиковать навыки — как спортсменам и музыкантам

С ДЦП все серединка на половинку. От этого недуга не умирают, и в то же время он не лечится. Утверждать, что без посторонней помощи человек с ДЦП умрет — ложь (если, конечно, речь не идет о самых тяжелых степенях заболевания). Сказать, что при вовремя оказанной помощи он вылечится — ложь не меньшая. Это заболевание — не из тех, что происходят с одним человеком на миллион. Не каждый второй, конечно, но каждый пятисотый ребенок, рожденный в России, слышит диагноз — ДЦП.

На реабилитацию таких детей трудно собирать средства, об этой теме сложно писать. Если, например, ребенок с орфанным, то есть редким заболеванием не получит необходимого лекарства, будет скандал в СМИ — и слава богу, хотя бы такими методами можно добиться получения нужных препаратов. Но если в аналогичной ситуации что-то недополучит ребенок с ДЦП, никакого шума не будет. Что произойдет, если он не пройдет очередной курс реабилитации? Не научится есть ложкой или подниматься по ступенькам?

Но трагедия вовсе не в том, что детям с ДЦП не помогают. Напротив, центров реабилитации, в том числе и платных, много — количество курсов, их интенсивность и выбор медицинских центров напрямую связаны с активностью и финансовыми возможностями родителей. Проблема шире — вся нынешняя система помощи детям с ДЦП в России построена заведомо неправильно.

Кто виноват

Сейчас реабилитация предусматривает несколько курсов в год, каждый длится около 20 дней. То есть от 40 до 80 дней в году ребенок занимается очень интенсивно, порой на пределе сил, а все остальное время никакой работы, как правило, не происходит. За оставшиеся дни (а это от 280 до 320 дней за год) наработанные навыки теряются, и во время следующего курса все начинается с чистого листа.

Мама наверняка весьма хороша во многих вопросах, но о помощи людям с ДЦП ее познания, как правило, весьма фрагментарны. Конечно, она не врач и не обязана иметь соответствующих компетенций — но именно мама становится главным реабилитологом для ребенка, причем не от хорошей жизни — других кандидатов на эту роль просто нет. Парадокс: казалось бы, ребенка с церебральным параличом постоянно окружают десятки специалистов — инструкторы ЛФК, физические терапевты, психологи, логопеды, неврологи. Но врача, который вел бы его постоянно, из года в год — нет. Ребенок ездит из одного реабилитационного центра в другой, каждый раз попадая в руки новой команды специалистов. А эти специалисты чаще всего не интересуются, чем ребенок занимался во время прошлой реабилитации, не ориентируются на его успехи, а сразу начинают все сначала. А ведь врачи так же, как любые другие люди, ценят свои ресурсы и ждут, что силы и профессионализм, вложенные в ребенка, дадут видимый результат. Но получается по-другому — в течение месяца врачи занимаются с ребенком, он научается, например, ходить с ходунками или самостоятельно застегивать куртку. А через год возвращается в таком состоянии, будто с ним не занимался никто и никогда.

Что делать … и где взять на это деньги

Единственный выход из этой ситуации — организовать годовое сопровождение детей с ДЦП. В рамках такой программы ребенка постоянно будут наблюдать одни и те же специалисты, они будут выстраивать для него индивидуальную программу, выезжать на дом, чтобы помочь семье создать для ребенка наиболее комфортную среду для достижения новых результатов. Родителей на любом из этапов работы нельзя бросать одних — оставшись с таким ребенком один на один (особенно если речь идет о тяжелой форме ДЦП), мамы иногда натурально сходят с ума. Иногда — буквально, вплоть до тяжелых психиатрических диагнозов.

К сожалению, пока в этом направлении не начали работать ни государственные, ни частные реабилитационные центры. Хотя из любого правила, к счастью, есть исключения. Пока что их два. В Тюмени все сдвинулось с места по инициативе детского невролога Веры Змановской: благодаря ей здесь появилась программа, включающая в себя маршрут длительной помощи каждому ребенку — постоянное наблюдение неврологов, обучение родителей и даже мобильное приложение, которое рассчитывает индивидуальный план врачебных действий.

Программа есть, а вот деньги на нее еще нужно собрать. Планы у центра большие. Руководитель центра Ксения Коваленок обещает: как только появятся результаты пилотного проекта, в который попали 10 человек, их представят властям. Ее сотрудники мечтают, чтобы программа стала системной для всех детей с ДЦП. Ведь средств на годовое сопровождение у государства будет затрачиваться не больше, чем сейчас уходит на курсовую реабилитацию — которая часто оказывается совершенно неэффективной.

Коваленок часто повторяет: реабилитация — это не отдельный курс, ради которого ребенка выдергивают из его привычной среды, а включение ее как постоянного процесса в его обычную жизнь. Если не закреплять дома навыки, которые вырабатываются в центрах, то от редких интенсивов не будет толку.

Мучительное детство

В Москве, например, многие дети проходят реабилитационные курсы раз в три месяца. Это очень часто. И травматично — дети не общаются с друзьями и не ужинают с семьей, процесс социализации останавливается, при этом они начинают бояться незнакомых людей, которые раз за разом проводят с ними мучительные манипуляции. Самое обидное, что положительный результат мучений стремится к нулю, а то и к отрицательным значениям.

Большинство вещей, которые нам нужны или попросту приятны, мы делаем каждый день — например, пьем кофе, если любим его. Курсами мы пьем только таблетки — и заканчиваем, когда вылечиваемся. А ДЦП не лечится, с ним живут — и потому реабилитация детям с таким диагнозом нужна не курсом, а каждый день, как упражнения спортсменам и практика музыкантам. У спортсменов есть тренеры и спортзалы, у музыкантов — инструменты и педагоги. У детей с церебральным параличом — постоянное сопровождение и реабилитация. Согласитесь, это поважнее кофе.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

  • Новое
  • Поднажмем


  • Образование
  • Хронические и неизлечимые заболевания
Высшая школа онкологии



  • Хронические и неизлечимые заболевания
Дом Фрупполо: детская паллиативная служба


  • Люди с инвалидностью
Социальная помощь семьям с детьми с множественными нарушениями развития


  • Люди с инвалидностью
Хоспис для молодых взрослых


  • Экология
Раздельный сбор во дворах Петербурга



  • Дети-сироты
Няни для детей-сирот в больницах Новосибирска и Башкирии



  • Дети
Обучение общению детей, не способных говорить






Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • О фонде
  • Контакты
  • Отчеты
  • Для НКО
  • Персональные данные
  • Пожертвовать
  • Стать волонтером
  • Частые вопросы
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.


ЗАНЯТИЯ АФК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛФК И МАССАЖА ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ДЕТСКОГО ВРАЧА, НЕВРОЛОГА Д.В. САНДАКОВА.
Данная методика разработана детским врачом – неврологом Сандаковым Д.В. На основе 20 – ти летней практики оказания помощи детям с поражением ЦНС, основополагающей литературы (Б. и К. Бобат, Л.О. Бадалян, К. А. Семенова, А.Ю. Ратнер и др.), был разработан методологический и практический подход к оказанию помощи детям с ДЦП.

Методика содержит в себе работу в укладочных положениях, на гимнастическом мяче, проведение проприоцепторного, точечного массажа, растяжек.

Цели ,которые необходимо достигать при занятии с ребенком с ДЦП - снижение влияния на ребенка патологических рефлексов и гипертонусов:

- обеспечение максимального возможного свободного объема движений во всех суставах ;
- формирование установочных выпрямительных рефлексов с головы на туловище и вспомогательных рефлексов;
- формирование двигательного стереотипа на базе установочных рефлексов;
- нормализация работы вестибулярного аппарата;
- создание мышечного корсета.

Некоторые из перечисленных пунктов объединяются, но для более удобного их понимания разбиты на отдельные блоки.

Основной целью работы специалиста считается формирование установочных рефлексов, особенно выпрямительных с головы на туловище; при появлении этих рефлексов угасают рефлексы патологические, снижается гипертонус, появляется возможность научить ребенка физиологическим движениям.

Отработанная методика проведения массажа, гимнастики и ЛФК, позволяет в относительно короткие сроки, заметно помочь ребенку, страдающему ДЦП. Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий зависит от глубины и объема поражения ЦНС.




В процессе лечения многократно усиливается сила и функция стимулируемых мышц, что позволяет быстрее нормализовать статические и двигательные нарушения, а также выработать правильный рисунок ходьбы.

В ходе лечения отмечается купирование корешковых болевых синдромов, восстановление объёма движений в позвоночнике и конечностях, резко увеличиваются основные характеристики шага (длина, темп, скорость), увеличивается опорная и толчковая функция нижних конечностей, взрастает электрическая активность мышц, улучшаются тазовые функции.
Метод высокоэффективен для больных ДЦП и вялыми парезами различной этиологии, в лечении сколиозов различной степени тяжести, остеохондроза и при грыжах межпозвонковых дисков ( консервативное и послеоперационное ведение), сочетается с ортопедической коррекцией.
Ремиссия болевых синдромов составляет от 2 до 5 лет.


Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.