Реабилитация при дцп и спастической диплегии

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рогов Артем Валерьевич

Детская инвалидность является не только медицинской, но и социальной проблемой и касается всех членов семьи ребенка-инвалида и государства в целом. В статье приведены материалы медико-социальной реабилитации больных детским церебральным параличом (ДЦП) в форме спастической диплегии. Доказана эффективность применения созданных тренажёров в комплексном лечении 35-ти детей с ограниченными возможностями. Показана необходимость дальнейшей разработки методов лечения и реабилитации больных ДЦП.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогов Артем Валерьевич

PHYSICAL REHABILITATION OF PATIENTS WITH CHILDREN’S CEREBRAL PARALYSIS WITH SPASTIC DIPLEGIA

Children’s disability is not only medical, but also social problem and concerns all members of the family of the disabled child and the state as a whole. Materials of medico-social rehabilitation of patients with children’s cerebral paralysis (CCP) in the form of spastic diplegia are presented in the article. Efficiency of use of the created exercise machines in complex treatment of 35 physically challengedchildren is proved. Need of further development of treatment methods and rehabilitation of patients with CCP is shown.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 616.831 -009.11-053.2+616.832]-085

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ

Детская инвалидность является не только медицинской, но и социальной проблемой и касается всех членов семьи ребенка-инвалида и государства в целом. В статье приведены материалы медико-социальной реабилитации больных детским церебральным параличом (ДЦП) в форме спастической диплегии. Доказана эффективность применения созданных тренажёров в комплексном лечении 35-ти детей с ограниченными возможностями. Показана необходимость дальнейшей разработки методов лечения и реабилитации больных ДЦП.

Ключевые слова: детская инвалидность, детский церебральный паралич, физическая реабилитация, тренажёры.

Актуальность. По оценкам специалистов, к 2015 году доля здоровых новорожденных может сократиться до 15-20 % от общего числа детей. Функциональные отклонения выявляются у 33-50 % новорожденных, из них у 70 % детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата [1, 4]. Среди инвалидов с детства 85 % приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю [11].

В структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 3070 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей [2, 10]. Одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов двигательной активности для больных ДЦП [3]. Рекомендуемые в специальной литературе комплексы лечебной физкультуры (ЛФК) для больных ДЦП выполняются в основном в положении лёжа или сидя [8]. Они подбираются, главным образом, без учёта выраженности ограничений, резервных возможностей, психоэмоционального настроя детей, что значительно увеличивает сроки реабилитации. Отсутствие способности поддерживать вертикальную позу больных ДЦП лимитирует формирование естественных

статокинетических рефлексов и развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития [8, 12]. Применение лечебных костюмов не всегда эффективно вследствие эмоционально-волевых нарушений, которые регистрируются практически у каждого второго ребёнка с ДЦП [9, 10].

Сложности в применении костюмов и тренажёров требуют разработки более простых и экономичных методов реабилитации, которые наряду с дорогостоящем оборудованием облегчат работу реабилитологу и позволят ребёнку заниматься на стандартных тренажёрах. Выработка статокинетических рефлексов на стандартных тренажёрах у больных ДЦП затруднительна вследствие несоответствия физических возможностей (ребёнок не удерживает свой вес).

Цель работы: разработать комплекс средств и методов реабилитации больных ДЦП, позволяющий ребёнку заниматься на стандартных тренажёрах в условиях вертикальной позы.

Объект исследования: процесс реабилитации больных с ДЦП с применением

тренажёрных устройств. В соответствии с целью настоящей работы для оценки качества жизни и оптимизации терапии больных ДЦП со спастической диплегией было обследовано 70 детей в возрасте с 3 до 18 лет в Реабилитационном центре (РЦ) г. Северска. Было выделено две группы: основная и группа сравнения по 35 детей в каждой. Они были сопоставимы по клиническим проявлениям, болезни и тяжести процесса.

Полученные результаты. Результат лечебно-восстановительных мероприятий у детей с ДЦП зависел от выраженности ограничений, возраста, адаптации к проводимым процедурам. Нами разработан алгоритм реабилитации больных ДЦП в форме спастической диплегии. Комплексная терапия, включающая применения авторских способов реабилитации [6], теплолечения, тренажёров 8, массажа (рис. 1), позволила существенно улучшить состояние пациентов с ДЦП. У больных ДЦП основной группы по категории самообслуживания более чем у 2/3 устанавливалась 2-я и 3-я степени ограничения. Только у 9,0 % детей была 1-я степень ограничения. По категории передвижения ведущей (более половины детей) была 3-я степень ограничения, чуть меньше 1/3 — 2-я, у остальных — 1-я.

Реа-билиталня оольныд ДЦП со спастической диплсгнсй X

Тренажёр Рогога-Бласова т Гренажф Рогова Тренажёр Власова

Рис. 1. Схема реабилитации больных ДЦП в форме спастической диплегии

Значительные изменения регистрировались в категории обучения (рис. 2). Лишь у 11,0 % детей имела место 1-я степень ограничения, более чем у половины — 3-я степень ограничения, около 1/3 — 2-я. Игровая деятельность также была нарушена у всех

наблюдавшихся детей: 1-я степень ограничения у каждого пятого ребенка, 2-я и 3-я степени одинаково часто у остальных детей. В категориях общения и контроля над своим поведением менее чем у половины детей определялось 2-я степень ограничения, 1-я и 3-я степени регистрировались одинаково часто.

В группе сравнения (рис. 3) по категории самообслуживания только 1/9 часть детей имела 1-ю степень ограничения, у остальных одинаково часто устанавливалась 2-я и 3-я степени ограничения. Примерно такое же соотношение наблюдалось для категории передвижение. В категории обучение 2/3 пациентов имели 2-ю степень ограничения. Аналогичные показатели были для категории общение. Игровая деятельность также была нарушена у всех наблюдавшихся детей: 1-я степень ограничения у каждого четвертого ребенка, 2-я почти у половины детей, а 3-я степень ограничения у остальных детей. В категории ориентации одинаково часто регистрировались 2-я и 3-я степени ограничения жизнедеятельности (более трети детей), в 2 раза реже каждой из них — 1-я степень ограничения. В категории контроль за своим поведением примерно у половины детей определялась 2-я степень ограничения, у остальных — одинаково часто 1-я и 3-я степени.

Включение разработанных нами тренажёров, которые представляли собой эластичные опоры, дало возможность вертикализировать положение ребёнка при реабилитационных занятиях, что существенно расширило применяемые средства и степень положительного воздействия на детей с ДЦП. Это позволило использовать кардиотренажёры (беговая дорожка, велотренажёр) неходячему ребёнку и развивать силовые качества. Мы проводили занятия с ребёнком из любого положения (лёжа на спине, сидя в инвалидной коляске, стоя с мягкой опорой). Этим обеспечивался принцип всестороннего нагрузочного воздействия на организм ребёнка на приоритетное развитие требуемых двигательных функций. Отсутствие жестких частей в опорных элементах значительно расширяло диапазон возможных упражнений ЛФК у больных ДЦП в форме спастической диплегии.

Рис. 2. Состояние жизнедеятельности и социальной недостаточности по степеням ограничения у больных ДЦП в форме спастической диплегии основной группы

Рис. 3. Состояние жизнедеятельности и социальной недостаточности по степеням ограничения у больных ДЦП в форме спастической диплегии группы сравнения

Максимальная динамика уменьшения 3-й степени ограничения в основной группе установлена для категории общения (в 10 раз), игровой деятельности (в 3,5 раза), ориентации (в 2,8 раза), передвижение (в 2,3 раза). В меньшей степени положительная динамика регистрировалась в категории самообслуживания (в 1,3 раза).

Существенного увеличения числа детей с 1-й степенью не наблюдалось только для трех категорий ограничения жизнедеятельности: передвижения, общения, игровой

деятельности. Значительно увеличилось количество детей с 1-й степенью ограничения для категорий самообслуживания, ориентации (в 4,7 и 2,1 раза соответственно), в 1,5 раза для категорий обучения, (рис. 2). В группе сравнения уменьшение 3-й степени ограничения установлено для категорий общения (в 4,7 раза), контроля за своим поведением (в 4,5 раза). В меньшей степени положительная динамика отмечалась для категорий самообслуживания, ориентации, передвижения (в 1,45; 1,4; 1,33 раза соответственно). Существенного увеличения детей с 1-й степенью ограничения не наблюдалось только для

трех категорий ограничения жизнедеятельности — обучения, игровой деятельности, передвижения.

В группе сравнения увеличилось число детей с 1-й степенью ограничения для категории самообслуживания, ориентации (в 4,7 и в 1,6 раза соответственно). Несколько меньше для категорий общения и контроля за своим поведением (в 1,8 и 1,3 раза соответственно).

Таким образом, созданные и усовершенствованные тренажёры расширяют возможности для занятий ЛФК у детей с ограниченными возможностями. Применение созданных тренажёров существенно улучшило качество жизни больных ДЦП в форме спастической диплегии.

1. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения — стратегия социальной педиатрии / А. А. Баранов, Т. В. Яковлева, В. Ю. Альбицкий [и др.] // Вопр. соврем. педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С. 6-8.

2. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — М. : МЕДПРЕСС-Информ, 2002. — 608 с.

3. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 2634.

4. Лучанинова В. Н. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом / В. Н. Лучанинова, С. В. Осмоловский, Т. И. Бурмистрова // Фундам. Исследования. — 2011. — № 9. — С. 431-434.

5. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности

6. Пат. 106546106546 Российская Федерация МПК: А 63 В. Тренажёр Рогова-Власова / Рогов А. В., Власов А. Ю. — № 2010130710/22 ; опубл. 20.07.11.

7. Пат. 89402 Российская Федерация, МПК А 63 В 23/035. Тренажёр Рогова /

Рогов А. В., Власов А. Ю. — № 22009130204/22 ; заявл. 05.08.2009 ;

опубл. 10.12.2009.27, Бюл. № 34.

8. Пат. 89967 Российская Федерация, МПК А 63 B 23/025. Тренажёр Власова /

Рогов А. В., Власов А. Ю. — № 2009130205/22 ; заявл. 05.08.2009 ;

опубл. 27.12.2009.27, Бюл. № 36.

9. Рогов А. В. Способ реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / А. В. Рогов // Дет. и подростковая реабилитация. — М., 2008. — № 2 (11). — С. 47-49.

10. Рогов А. В. Комплексная коррекция ограничений жизнедеятельности ребенка 13 лет с детским церебральным параличом / А. В. Рогов // Педиатрия. — 2010. — Т. 89, № 4. — С. 146-147.

11. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К. А. Семенова. — М. : Закон и порядок, 2007.

PHYSICAL REHABILITATION OF PATIENTS WITH CHILDREN’S CEREBRAL PARALYSIS WITH SPASTIC DIPLEGIA

(Seversk, Tomsk region)

Children’s disability is not only medical, but also social problem and concerns all members of the family of the disabled child and the state as a whole. Materials of medico-social rehabilitation of patients with children’s cerebral paralysis (CCP) in the form of spastic diplegia are presented in the article. Efficiency of use of the created exercise machines in complex treatment of 35 physically challengedchildren is proved. Need of further development of treatment methods and rehabilitation of patients with CCP is shown.

Keywords: children’s disability, children’s cerebral paralysis, physical rehabilitation, exercise machines.

Rogov Artem Valeryevich — pediatrician of the highest category at RSGA «Recovery Center for Children and Teenagers physically challenged CATE Seversk, office phone: 8 (3823) 99-5940, e-mail: arzt.tomsk.ru

List of the Literature:

1. Reduction of preventable health losses among the children’s population — strategy of social pediatrics / A. A. Baranov, T. V. Yakovleva, V. Y. Albitsky [etc.] // Questions of modern pediatrics. — 2008 . — V. 7, № 4. — P. 6-8.

2. Badalyan L. O. Children’s neurology / L. O. Badalyan. — M: MEDPRESS-Inform, 2002. — 608 P.

3. Gross N. A. Physical exercises Application with regard to functional condition of children with abnormalities of musculoskeletal system functions / N. A. Gross // Therapeutic exercise for preschool children and younger school students. — 2005. — № 2. — P. 26-34.

4. Luchaninova V. N. Efficiency of rehabilitation of disabled children suffering from children’s cerebral paralysis / V. N. Luchaninova, S. V. Osmolovsky, T. I. Burmistrova // Fundamental Researches. — 2011 . — № 9. — P. 431-434.

6. Pat. 106546106546 Russian Federation IPC: A 63 V. Exercise equipment of Rogov-Vlasov / Rogov A. V., Vlasov A. Y. — № 2010130710/22; publ. 20.07.11.

7. Pat. 89402 Russian Federation, IPC A 63 V. 23/035. Exercise equipment of Rogov-Vlasov / Rogov A. V., Vlasov A. Y. — № 22009130204/22; appl. 05.08.2009; publ. 10.12.2009.27 bulletin № 34.

8. Pat. 89967 Russian Federation, IPC A 63 V. 23/025. Exercise equipment of Rogov-Vlasov / Rogov A. V., Vlasov A. Y. — № 2009130205/22; appl. 05.08.2009; publ. 27.12.2009.27 bulletin № 36.

9. Rogov A. V. The way of children rehabilitation at abnormalities of musculoskeletal system / A. V. Rogov// Children and teenage rehabilitation. — M, 2008. — № 2 (11). — P. 47-49.

10. Rogov A. V. Complex correction of life-sustaining activity restrictions for 13-year-old

child with children’s cerebral paralysis / A. V. Rogov // Pediatrics. — 2010. — V. 89, № 4. — P. 146-147. Рогов А. В. Комплексная коррекция ограничений

жизнедеятельности ребенка 13 лет с детским церебральным параличом / А. В. Рогов // Педиатрия. — 2010. — Т. 89, № 4. — С. 146-147.

11. Semenova K. A. Recovery treatment of children with perinatal defeat of nervous system and children’s cerebral paralysis / K. A. Semenova. — M: Law and order, 2007.


Детский церебральный паралич – врожденное неврологическое заболевание. Наиболее распространенная форма ДЦП – спастическая диплегия, которая составляет более 75% из общего числа пациентов с церебральным параличом.

  1. Диплегия — что это такое
  2. Причины
  3. Классификация
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Консервативная терапия
  8. Физиотерапия
  9. Лечебная физкультура
  10. Прогноз
  11. Осложнения
  12. Что нужно запомнить?

Диплегия — что это такое


Детский церебральный паралич – одна из наиболее распространенных патологий нервной системы у детей.

Спастическая форма ДЦП возникает из-за повреждения прецентральной извилины головного мозга, обеспечивающей двигательную функцию.

Из-за этого нарушается функционирование нервной системы, мышц, суставов, головного мозга и других органов и систем.

Также нарушается проведение нервных импульсов к конечностям, что приводит к двигательным расстройствам.

Повреждение нервной системы может быть следствием родовой травмы, либо возникнуть еще внутриутробно во время беременности.

Зачастую, диагноз устанавливается в течение первых 6 месяцев жизни младенца. Отмечается отставание в физическом развитии: дети долго не могут держать головку, сесть, не ползают. Из-за нарушения иннервации нижних конечностей многие дети не ходят до 3-4 лет, после чего нормальное хождение практически невозможно. Это связано с несимметричным поражением мышц и тетрапарезом.

Наиболее часто встречается спастическая диплегия нижних конечностей – руки при этой патологии страдают менее выражено. При этом выявляется повышенный тонус мышц-сгибателей стоп и отводящих мышц бедра с полностью либо частично сохраненными сухожильными рефлексами.

Часто нарушается речевое развитие. В некоторых случаях ухудшается слух. Повреждение зрительного нерва приводит к ухудшению зрения, косоглазию, слепоте.

Диплегию первым изучил английский врач-акушер Литтль. Он первый описал, что это такое, и какие основные причины ее возникновения. Поэтому диплегию часто называют болезнью Литтля либо синдромом Литтля.

Такой вариант ДЦП самый распространенный и составляет более 75% от общего числа больных. Дети нуждаются в постоянном уходе и медицинском наблюдении. Из-за этого диплегия является не только медицинской проблемой, но и социальной.

Причины

Прецентральная извилина дает начало пирамидным путям, которые отвечают за двигательную функцию нервной системы. Для нормальной работы структуры необходимо достаточное количество кислорода. Это возможно только при условии хорошего кровообращения и поступления необходимого количества кислорода. При повреждении извилины нарушается передача импульса от двигательных ядер к конечностям. В 40% патологический процесс сопровождается повреждением черепно-мозговых нервов.

Основными причинами диплегии являются:

  • Недоношенность – преждевременные роды чаще всего приводит к диплегии. Это связано с недоразвитостью нервной системы;
  • Внутриутробная гипоксия: курение во время беременности, работа на опасном производстве, анемия у матери и другие повышают риск рождения больного младенца;
  • Асфиксия новорожденного – после родов отсутствует самостоятельное дыхание. Это происходит при перенесенной внутриутробной инфекции, попадания околоплодных вод в дыхательные пути, патологии плода;
  • Родовая травма – может возникнуть из-за осложненных родов, узкого таза у матери, слабой родовой деятельности, при рождении крупного плода. Применение вспомогательных инструментов может привести к родовой травме новорожденного.

Важно! У беременных с патологиями и вредными привычками повышен риск рождения младенца с ДЦП. Они нуждаются в постоянном медицинском наблюдении для снижения риска.

Классификация

В зависимости от повреждений и клинической картины, диплегию классифицируют по степени тяжести. Выделяют три степени болезни Литтля:

  • Легкая – ребенок до 6 месяцев растет и развивается нормально. После обнаруживается спастический парез ног. В дальнейшем ребенок может самостоятельно ходить без применения вспомогательных средств;
  • Средняя – часто сопровождается умеренным поражением психики. Ребенок передвигается только с костылями из-за спастики. Возможна нормальная адаптация в социуме;
  • Тяжелая – выявляется в первые дни жизни. Более выражено страдают нижние конечности, в которых отмечается выраженный тетрапарез. В большинстве случаев адаптировать ребенка в обществе не удается.

Симптомы

Из-за физиологических особенностей детей раннего возраста часто симптомы спастической диплегии выявляют не ранее, чем через 6 месяцев после рождения. Это связано с тем, что в норме у детей до 4 месяцев может сохраняться гипертонус мускулатуры, который нужен для нормального состояния плода в утробе матери. Это не позволят обнаружить спастический церебральный паралич, так как их проявления одинаковы.

Основной симптом диплегии – сохранение мышечного гипертонуса у детей старше полугода. Это может свидетельствовать о диплегической форме ДЦП, проявляющейся спастическим тетрапарезом и вялым параличом.

Для людей с диплегией характерна типичная походка: колени трутся друг об друга, ноги приведены и разогнуты, ходят на носочках. Руки практически не страдают и нормально функционируют.

В зависимости от степени повреждений у детей выявляются следующие симптомы и проявления:

  • Легкая стадия – до 6 месяцев ребенок растет и развивается нормально. Сохраняющийся повышенный тонус ног и рук является основной жалобой, с которой родители обращаются к врачу. Младенец не контролирует свои движения, руки и ноги слегка согнуты, разогнуть их сложно из-за тонуса. Ребенок поздно садится и ползет. Ходить начинает к 3-4 годам. Несмотря на трудности при ходьбе возможно самостоятельное хождение без специального оборудования;
  • Средняя – диплегия более выражена, что позволяет обнаружить ее раньше. Новорожденный плохо набирает вес, отстает в физическом развитии, плохо ест и беспокойно спит;
  • Тяжелая – ноги и руки младенца сильно сжаты и при пассивном разгибании их разогнуть не удается. Часто выявляется ЗРР. У многих выявляется нарушения интеллекта.

У взрослых основные симптомы спастического ДЦП – гипертонус и тетрапарез. Многие из них могут ходить только с костылями либо тростью. Реже они передвигаются на инвалидной коляске.

Мышечная дисфункция может осложняться контрактурами и проблемами с суставами и позвоночником. Пациенту не удается полностью разогнуть суставы, в особенности нижних конечностей: голеностопные, колени, реже тазобедренные.

При поражении черепно-мозговых нервов могут быть проблемы с другими органами и системами. Так при повреждении глазного нерва с раннего возраста начинает ухудшаться зрение, возникает косоглазие. Родители обращают внимание, что ребенок длительное время не может распознавать предметы, долго не запоминает окружающих его людей. Это свидетельствует о плохом зрении. Также возможно поражение слухового нерва, из-за чего ухудшается слух. Лицевой парез возникает при повреждении лицевого либо тройничного нерва. В таком случае нарушается мимика: амимия, гипомимия, асимметричность лица, сглаживается носогубная складка, язык отклоняется в сторону.

У 25% больных нарушается умственное развитие, приводя к олигофрении. Это проявляется нарушением психического состояния. Они тяжело усваивают и запоминают новую информацию, им тяжело играть в коллективные игры, которые требуют выполнения правил. У большинства выявляется ЗРР и ЗПР.

Диагностика

Диагностированием спастической диплегии занимается детский невропатолог. Он учитывает результаты лабораторно-инструментальных исследований, заключения узких специалистов, анамнез беременности и родов, клиническую картину.

  • Неврологический осмотр – специалист проверяет сухожильные рефлексы для подтверждения гипертонуса. Особое внимание уделяют коленному и ахиловому рефлексу. С помощью специального оборудования выявляет нарушения кожной чувствительности;
  • Электроэнцефалограмма – проводится для изучения биоэлектрической активности ГМ. Необходима для дифференциации спастической диплении с эпилепсией;
  • Электронейромиография – позволяет выявить либо опровергнуть другие нервно-мышечные заболевания;
  • МРТ – самый точный метод диагностики головного мозга, позволяющий выявить любые нарушения в его структуре с точным определением локализации.

Справка. До закрытия родничка доступный и информативный способ обследования ГМ – это нейросонография. Абсолютно безопасный метод, который проводится в течение нескольких минут, позволяет выявить структурные изменения, новообразования и другие заболевания ЦНС.

Дополнительно требуется консультирование у офтальмолога, который определяет снижение остроты зрения и обследует глазное дно с помощью офтальмоскопии.

ЛОР проводит аудиометрию для выявления снижения слуха.

Психическое обследование проводит невролог в раннем возрасте, и психолог у детей дошкольного и школьного возраста. Их задачей является выявления ЗРР и ЗПР, определения степени умственной отсталости.

Многие симптомы болезни Литтля, в том числе и спастический парапарез, часто могут выявляться при других типах ДЦП, генетических мутациях, наследственных и дегенеративных состояниях нервной системы, дисметаболических нарушениях. Так как лечение таких состояний существенно отличается между собой, важным является точно определить диагноз.

Лечение

Болезнь Литтла, как и другие формы ДЦП – это неизлечимое заболевание. Этиологической терапии, которая полностью устранила бы дефект, не существует. Основной задачей врачей и родителей является улучшение общего состояния ребенка, предотвращение осложнений и адаптация его в социуме. Для этого применяют различные методы: консервативная терапия, физиолечение, лечебная гимнастика. Наиболее эффективно комбинирование разных методов.

Медикаменты улучшают трофику нервной ткани, обеспечивают достаточное кровообращение, расслабляют спазмированные мышцы. Для этого применяют следующие препараты:

  • Нейрометаболиты – питают головной мозг полезными компонентами, насыщают кислородом, улучшая его работоспособность;
  • Миорелаксанты – снимают мышечный спазм;
  • Сосудистые медикаметы – расширяют сосуды, улучшая кровообращение и трофику тканей;
  • Ноотропы – показаны для улучшения когнитивных способностей. Улучшают работоспособность мозга;
  • Ботулотоксин – необходим для профилактики контрактур.

Важно! Только врач после тщательного обследования может назначить медикаментозное лечение. Применение лекарств без назначения врача может привести к ухудшению здоровья.

Применение физиотерапевтических процедур существенно снижает проявления диплегии. Для достижения максимального результата рекомендуется регулярно проходить лечение в специализированных учреждениях. Зачастую назначают следующие процедуры:

  • Массаж – помогает расслабить и укрепить мускулатуру, улучшает кровообращение, предотвращает контрактуры. Также он благоприятно сказывается на психике;
  • Электротерапия – особенно показана в 1-2 года пациента. Уменьшает прохождение патологических импульсов от головного мозга к мышце. Расслабляет мышечный спазм;
  • Грязелечение – предотвращает контрактуры, снижает артралгии и суставные осложнения, уменьшает мышечный спазм;
  • Ультразвуковаятерапия – устраняет контрактуры;
  • Магнитотерапия – расслабляет и успокаивает мускулатуру.

В день допустимо прохождение двух физиопроцедур.

Рекомендуется как можно раньше начать занятия ЛФК. Специальные упражнения помогают предотвратить развитие контрактур, укрепляют мышцы, помогают сохранить подвижность суставов. Грамотно подобранный комплекс упражнений позволит сохранить активность ребенка, поможет ему раньше научиться самостоятельно ходить. При более легком течение диплегии физкультура позволяет адаптироваться в социуме и стать более самостоятельным.

Лучше всего на организм действует плаванье. Упражнения в воде не нагружают суставы, благоприятно воздействуют на нервную систему, активируя работу ЦНС, при этом действуя успокаивающее на психику.

При задержке развития речи показаны занятия с логопедом. Нарушения психики корректируют с психологом либо психиатром.

Важно обеспечить больного необходимым оборудованием для свободного и безопасного передвижения. Для этого используют различные приспособления для ходьбы: костыли, трости, ходунки. В тяжелых случаях передвижение человека возможно только в инвалидной коляске.

В зависимости от состояния пациента следует обеспечить его комфортом и безопасностью в домашних условиях. Из-за спастики мышц при данной форме ДЦП повышен риск падений и травмирований. Чтобы это исключить родным следует обеспечить жилое помещение вспомогательными приспособлениями: перилами, ручками в ванной комнате, силиконовыми ковриками против скольжения, и прочее.

При задержке психического развития пациенты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе. Важно, чтобы все опасные предметы были недоступны для них.

В некоторых случаях родные не могут обеспечить полноценный уход ребенку. Тогда возможно прохождение лечения в специализированных учреждениях: интернатах, санаториях.

Прогноз

Прогноз на выздоровление не благоприятный. Болезнь Литтля — это неизлечимый диагноз, лечение которого еще не изобретено. При условии выполнения всех рекомендаций врача больные могут прожить до старческого возраста. Из-за стойких дефектов они не могут вести полноценный образ жизни, нуждаются в помощи и уходе. При выборе профессии также учитываются особенности здоровья. В тяжелых случаях человек не может работать и нуждается в круглосуточном уходе. При легком течении и нормальном психическом состоянии возможно ведение полноценного образа жизни, при условии регулярного прохождения профилактического лечения.

Осложнения

Осложнения в первую очередь касаются опорно-двигательного аппарата. Чаще всего образовываются контрактуры, возникают деструктивные заболевания суставов: артрозы. Гипертонус мышц часто приводит к атрофии мускулатуры. При сильной хромоте повышен риск падений, которые могут стать причиной тяжелых травм.

Уникальный метод лечения детей со спастической диплегией. Возможно ли полное восстановление больного по методике доктора Никонова.


Встречаемость спастической диплегии или болезни Литтла – 40%! Данная форма ДЦП является одной из самых благоприятных в плане социальной адаптации. У детей с данным заболеванием наблюдается двустороннее поражение конечностей. Обратите внимание, что в большей степени страдают ноги, чем руки. При этом происходит ранее формирование деформаций суставов, позвоночника и контрактур. При спастической диплегии мышечный тонус в приводящих мышцах разгибателях бедра сильно повышен. Ноги больного ребенка приведены друг к другу, в некоторых случаях ноги могут быть перекрещены.

К нарушениям психического и речевого развития относят псевдобульбарный синдром и патологические изменения черепных нервов. В результате данные проблемы могут привести к атрофии зрительных нервов, что отразиться на зрении. У больных со спастической диплегией могут быть нарушения слуха и даже косоглазие. Стоит выделить и возможные задержки в речевом развитии. Речь у больных детей смазанная. Концентрация внимания больных снижена, ребенок сильно быстро истощается. При спастической диплегии память снижена. Обратите внимание, что при данном диагнозе могут встречаться судороги, но это происходит достаточно редко. Что касаемо интеллекта, то у таких детей может быть незначительное его снижение.

Возможно ли восстановить ребенка со спастической диплегией?

Вопрос о полном восстановлении детей с данной формой ДЦП крайне актуален из-за высокой встречаемости заболевания. Мы решили изучить данный вопрос более детальней и не брать во внимание классические методы лечения детского церебрального паралича. Проанализировав другие альтернативные методы лечения в сети, мы нашли нечто уникальное, что может вас заинтересовать. Обратите внимание, что данный материал не несет рекламный характер!

На YouTube мы нашли видеоматериалы, где были описаны случаи полного восстановления детей со спастической диплегией по методу доктора Никонова. Нам удалось выяснить, что миолог (врач, изучающий мышцы) на протяжении 30 лет разрабатывал свою методику восстановления. Эмендический массаж – это тот уникальный способ, о котором дальше пойдет речь.

Что представляет собой метод Никонова

Доктор утверждает, что спастическая диплегия относится к заболеваниям мышц, что полностью противоречит классическому пониманию о данном диагнозе. Николай Никонов рассказывает на своем официальном сайте, что он имел возможность посмотреть в электронный микроскоп, для того, чтобы найти ответ, как нужно воздействовать на мышцы больного. Также доктор берет во внимание исследования Савельева С.В., заведующего лабораторией мозга Российской академии наук.

Николай Борисович рассказывает, что процесс восстановления больного ребенка требует времени и ежедневной работы. Эмендический массаж необходимо делать больному ребенку два раза в день. Именно поэтому доктор обучает родителей детей своей методике.

Вывод о лечении спастической диплегии

Методика восстановления детей с данной формой ДЦП не входит в состав классических методов лечения. Но если брать во внимание видео, где показаны результаты работы доктора Никонова, можно предположить, что его методы дают неоспоримый результат.

Дополнительно мы проанализировали обсуждения на тематических форумах, связанных с лечением ДЦП. В целом, отзывы неоднозначные. Отмечается тот факт, что люди, просмотревшие видеоматериалы, расположенные на канале доктора, в большей степени доверяют ему.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.