Ребенок с дцп татарстан

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметзянова А.И., Чураева У.Л.

В статье представлены основные аспекты работы служб ранней помощи и раннего вмешательства для детей, страдающих детским церебральным параличом в Республике Татарстан .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметзянова А.И., Чураева У.Л.

Ахметзянова А.И. , Чураева У.Л.

Заместитель директора Института психологии и образования по научной деятельности, кандидат психологических наук, доцент; 2 студент, кафедра специальной психологии и

Казанский (Приволжский) федеральный университет

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В статье представлены основные аспекты работы служб ранней помощи и раннего вмешательства для детей, страдающих детским церебральным параличом в Республике Татарстан.

Ключевые слова: ранняя помощь, раннее детское вмешательство, детский церебральный паралич, Республика Татарстан.

Keywords: Ealy Aid, Early Childhood Intervention, cerebral palsy, Republic of Tatarstan.

Перемены, происходящие в Российском обществе, в образовательной политике государства, гуманизация обучения и воспитания, направленные на гармоничное развитие личности, ее социализацию и индивидуализацию, определяют изменения в специальном образовании, одной из целей которого является создание условий для раннего выявления, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии детей младенческого и раннего возраста.

Исследователями доказана уникальность младенческого и раннего возраста для эффективной коррекции и предупреждения вторичных отклонений развития (М.Г.Блюмина, А.А.Катаева, Э.И.Леонгард, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Рау и др.).

Л.И.Фильчикова, Г.В.Чиркина, Н.Д.Шматко и др.) [4,9].

В их исследованиях показано, что адекватно организованная ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев и лет жизни позволяют не только корригировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Этой проблемой также успешно занимаются в различных регионах России и СНГ.

Программы раннего вмешательства появились в США и странах Западной Европы в 50-60 годах ХХ века. Причина появления и развития подобных программ в понимании того, насколько важны ранние годы жизни ребенка для его дальнейшей жизни. Именно в первые годы жизни формируется личность ребенка, его представление об окружающем мире, закладываются особенности его отношения к людям. Известно также, насколько важными являются первые годы жизни для формирования мозга и развития сенсорных систем человека.

Программы раннего вмешательства и сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услуга предоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции, Норвегии [3,107].

Ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможности своевременной социализации, включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже в дошкольном возрасте, включает мероприятия, направленные на выявление психических и/или физических нарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям [6,5].

Оним из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы и заболеваний вообще, является детский церебральный паралич (ДЦП), проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Успехи медицины в области акушерства, неонатологии, детской неврологии привели к значительному снижению смертности новорожденных и, одновременно, к повышению частоты неврологических нарушений у детей, среди которых ДЦП занимает первое место. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития (Л.О.Бадалян, В.Н.Козявкин, А.Б.Пальчик, К.А.Семенова, Е.Г.Сологубов).

Тяжесть этих нарушений определяет прогноз в отношении социальной адаптации детей с церебральным параличом. Актуальность развития системы специального образования детей с ДЦП обусловлена не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы [1, 15].

На основе одной медицинской реабилитации ребенок приспосабливается к условиям жизни на биологическом уровне. В отношении детей, больных ДЦП, должна проводиться комплексная система ранней реабилитации, отработанная в мировой практике и получившая признание. Если будет проведена ранняя диагностика (не позднее 4-6 месячного возраста ребенка) и раннее начало систематического медико-педагогического воздействия, практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3 летнему возрасту. В случае отсутствия своевременной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений более вероятно. (Л. О. Бадалян; Е. М. Мастюкова; К. А. Семенова)[4,9].

Участвовать в реализации ранней реабилитации детей с ДЦП должны не только специальные педагоги, но и сами дети, их родители, специалисты-психологи, логопеды, дефектологи, врачи. Отношения детей, педагогов, психологов и медиков должны строиться на основе доброжелательности, сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему возможности свободно развиваться в соответствии с его возможностями и интересами. Для реабилитации детей с ДЦП необходимы положительные элементы, перспективы, цели, мотивы. На первое место выдвигаются возможности и достоинства этих детей, которые ставят их в один ряд со всеми другими членами общества [2, 23].

Это все возможно реализовать только благодаря службам ранней помощи.

В последние годы в России расширилась сеть учреждений, в которых оказывается ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с двигательной патологией и их родителям: психолого-педагогические реабилитационные центры, службы ранней помощи, Лекотеки, консультативно-диагностические пункты, группы кратковременного пребывания, поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты). В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К

сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С. -Петербурге и крупных городах [5,38].

Научно-практический центр детской психоневрологии является ведущим

учреждением, где оказывается реабилитация детей с церебральным параличом в полной мере. На базе центра функционирует психолого-педагогическая служба, специалисты которой (логопеды, дефектологи, медицинские психологи, воспитатели, инструктора по трудотерапии) работают в тесном контакте с врачами. Структуру работы психологопедагогической службы определяет распределение детей на отделения в соответствии с их возрастом и профилем патологии (ортопедическое, нейрохирургическое,

психоневрологическое). В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абилитация младенцев" [6,6].

В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Такую помощь уже получают, например, дети с нарушенным слухом.

Организация системы ранней комплексной помощи для детей с нарушениями слуха является своеобразным примером эффективного раннего вмешательства в развитие детей с прочими отклонениями в развитии, как сенсорными, так и психическими и опорнодвигательными [3,47].

Таким образом, на сегодняшний день пройден важный этап становления ранней помощи детям с ДЦП и в некоторых регионах страны (Самарская область, Калининградская область, Республика Марий-Эл, Красноярский край, Новгородская область). Проведен анализ и отбор учреждений, в которых наиболее целесообразно открывать службы ранней помощи, сформированы штаты сотрудников, определены нормативно-правовые аспекты деятельности, проведено обучение специалистов, службы оснащены современными технологиями коррекционной помощи. Результаты мониторинга проведенного в 2007-2008 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования, свидетельствуют о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи детям с ДЦП в этих регионах и подтверждают выводы о значимости оказания ранней помощи детям с ДЦП, которые были сделаны мною ранее.

Что касается нашей республики. Одним из стратегических направлений социальноэкономического развития Республики Татарстан до 2020 года является снижение негативных тенденций в жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Традиционно реабилитационные мероприятия реализуются по схеме: основной курс реабилитации на базе лечебно-профилактических учреждений - реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями-социально-реабилитационные отделения,

функционирующие при комплексных центрах социального обслуживания населения в муниципальных образованиях республики.

В Республике Татарстан дети-инвалиды составляют 1,9% детского населения. Если учесть, что кроме детей, имеющих статус ребенка-инвалида, еще до 7-8% детей имеют нарушения, выражающиеся неспособностью к учебе, поведенческими расстройствами и другими отклонениями в развитии, то не менее 10% детей в республике нуждаются в комплексной социально-медицинской реабилитации и требуют формирования мероприятий по профилактике инвалидизирующих состояний [7,35].

Успешная реализация индивидуальных программ помощи и реабилитации может быть обеспечена только при работе междисциплинарной команды специалистов, объединяющих специальные знания медиков, социальных работников и педагогов. Именно команды, работающей на благо ребенка. В нашей республике это специалисты разных ведомств, каждое из которых действительно много и эффективно работает в направлении реабилитации детей с ОВЗ.

С 2009 года при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в республике были реализованы «Программа активного

В рамках реализации программ были созданы Служба раннего вмешательства и Служба домашнего визитирования. Анализ итогов работы по реализации этих проектов продемонстрировал, что поставленные задачи эффективного решаются с помощью новых подходов и методов работы. Так значительно вырос процент раннего выявления патологии и, соответственно более раннее начало реабилитационных мероприятий, что значительно повысило их эффективность. У детей целевой группы и членов их семей значительно улучшилось качество жизни. К решению проблем семей, где проживает ребенок с ОВЗ, стали все больше привлекаться члены местного сообщества и чиновники. Родители, участвующие в программах, начали осознавать необходимость двух составляющих реабилитационного процесса - медицинской и социальной - в равных долях, стали активно использовать навыки домашнего тренера, навыки реабилитации и абилитации в домашних условиях. Специалисты, прошедшие обучение с успехом используют полученные навыки, знания и опыт в рамках основной деятельности, меняют свой подход к пониманию социальной и медицинской реабилитации, ориентируют родителей на решение вопросов нормализации жизни детей [3, 29].

В рамках Программы Служба раннего вмешательства в учреждениях МЗ РТ организует патронаж дородовый, после рождения ребенка (в возрасте 0-2года) проводит комплексную диагностику, реабилитацию и сопровождение детей на базе комплекса: родильный дом, поликлиника, реабилитационный центр в соответствии с технологией раннего вмешательства. Работает команда специалистов в Кабинетах раннего вмешательства учреждений МЗ РТ - курсовая реабилитация.

На следующем этапе (2 года- 3 года 11 мес.) ведется совместное сопровождение ребенка и членов его семьи специалистами Служб раннего вмешательства (курсовое) и домашнего визитирования (домашние визиты специалистов учреждений МТЗиСЗ РТ с использованием адаптированной шведской технологии CBR (community based rehabilitation-обучение в обществе для людей с умственными и физическими нарушениями). И работает мобильная служба.

При наличии функциональных нарушений по достижению 4 лет, Служба раннего вмешательства оказывает консультационные услуги, Служба домашнего визитирования

(СДВ) учреждений МТЗиСЗ РТ продолжает сопровождение (социальный патронаж) семьи. К патронажу семей, воспитывающих детей с ОВЗ привлекаются добровольные помощники, для выполнения функций персональных помощников родителей.

На этом этапе родителям, воспитывающим детей с ОВЗ предлагается посещение Отделения дневного пребывания (ОДП). ОДП организованы в центрах социального обслуживания населения. Специалисты ОДП формируют группы (5-7 чел), каждая группа работает по отдельному плану и графику, в соответствии с потребностями детей. Параллельно с ОДП работает Родительский клуб. Т.о. в то время, когда ребенок находится на занятиях в ОДП, родитель может работать, заниматься личными делами, посещать занятия Родительского клуба, посещать консультативно- обучающий кабинет. Эффективность работы ОДП определяется повышением функциональных навыков и способностей ребенка с ОВЗ, уровня развития и социализации и готовностью к получению образования (коррекционного, инклюзивного, общего) в дошкольных и школьных учреждениях.

В ожидаемых результатах реализации Программы особенно ценным является факт формирования системы межведомственного взаимодействия помощи детям с нарушениями в развитии и здоровье и членам их семей. Совместная работа здравоохранения и социального обслуживания позволит реализовать непрерывность процесса реабилитации, преемственность в сопровождении детей, что, в свою очередь должно ликвидировать пробелы в системе реабилитации, разобщенность медицинской и социальной систем реабилитации, создать общее поле деятельности, направленное на главную цель - повышение уровня функциональных возможностей детей-инвалидов, снижение уровня детской инвалидности, повышение уровня адаптации и интеграции детей с нарушениями здоровья в общество.

1. Akhmetzyanova, A.I. Correction of Sensorimotor Functions of Pre-Lingual Children with Cerebral Palsy in the Context of Lekoteka // World Applied Sciences Journal 29 (6): 743-746, 2014.

3. Ахметзянова А.И., Твардовская А.А. Организация и содержание коррекционной работы в Лекотеке.-Москва: Школьная пресса, 2013.-208 с.

4. Малофеев H.H. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики /H.H. Малофеев //Дефектология 2003- №4 - С. 7-11.

5. Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями /О.Г. Приходько //Дефектология — 2003 — № 4. — С. 36-39.

6. Самарина Л.В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, -2005, - №6, С.3-6.

7. Сухова А. А. Комплексный анализ инвалидности вследствие детского церебрального паралича у детей и особенности их реабилитации в Республике Татарстан: автореферат диссертации канд. мед. наук / А.А. Сухова -М.,2011-26с.

Детский церебральный паралич – что это такое

ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.

Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.

  • Спастическая диплегия. Самая распространенная форма, встречает в 40-80% от общего числа случаев. Болезнь развивается из-за поражения двигательных центров, в результате чего возникают парезы (больше выражены в нижних конечностях).
  • Гемипаретическая форма ДЦП. Формируется из-за поражения двигательных центров только одного полушария. Проявляется парезом ноги или руки со стороны, противоположной распространению патологического процесса.
  • Гиперкинеичсекая форма (25% случаев). Обусловлена повреждением подкорковых структур. Среди ее признаков – непроизвольные движения (гиперкинезы), которые усиливаются, если ребенок устал или нервничает.
  • Атонически-астатическая форма (10%). Возникает при нарушениях в области мозжечка. Характеризуется нарушением координации, статики, а также мышечной атонией.
  • Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП у детей. Является следствием полного поражения обеих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности. Больные не могут сидеть, стоять и даже самостоятельно держать голову.

В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.

Почему рождаются дети с ДЦП – причины

Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.

При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.

  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис);
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • токсикоз;
  • нефропатия;
  • угроза прерывания беременности;
  • резус конфликт матери и плода;
  • перенесенные женщиной в период беременности физические травмы;
  • соматические заболевания беременной (гипотиреоз, сахарный диабет, приобретенные / врожденные пороки сердца, гипертония).

  • стремительных родах;
  • тазовом предлежании плода;
  • узком тазу матери;
  • крупном плоде;
  • затяжных родах;
  • интенсивной родовой деятельности;
  • продолжительном безводном периоде, предшествующем родам;
  • дискоординированной родовой деятельности.

В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.

  • гемолитической болезни ребенка (происходит токсическое поражение головного мозга по причине иммунологического конфликта матери и плода, несовместимости групп крови);
  • асфиксии (может быть обусловлена патологиями, имевшими место во время беременности, пороками развития легких, аспирацией околоплодных вод).

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется разными симптомами. Клиническая картина всегда зависит от глубины и локализации поражения структур мозга.

  • застывание в одной позе;
  • непроизвольные движения (например, частое кивание головой);
  • асимметрия тела (одна ручка может быть сильно напряжена, а вторая неподвижна и расслаблена);
  • разная длина/толщина конечностей;
  • судороги;
  • беспокойный сон;
  • вялое сосание груди.

Примерно в 3 месяца симптомы ДЦП становятся более выраженными.

  • задержка в формировании двигательных навыков;
  • неумение держать голову, переворачиваться;
  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • неспособность осознанно двигать конечностями;
  • неумение удерживать игрушки.

Если ребенка с ДЦП поставить на ножки, он сразу встает на цыпочки, а не на полную стопу.

Недостаточная иннервация речевого аппарата при болезни ДЦП обуславливает нарушения произносительной стороны речи. Парезы при параличе могут быть только с одной стороны или охватывать все конечности. Если наблюдается слабость мышц гортани и глотки, у пациента возникают проблемы с глотанием. Со временем диагностируется отставание паретичных конечностей в физическом развитии - они становятся тоньше и короче здоровых. Формируются типичные для детского церебрального паралича скелетные деформации (искривление грудной клетки, сколиоз).

В некоторых случаях детский церебральный паралич протекает с ограничением пассивных движений в суставах паретичных конечностей, что еще больше усугубляет имеющиеся двигательные нарушения. Деформации скелета и расстройства моторики при заболевании приводят к появлению хронических болей в шее, плечах, ступнях и спине.

  • функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта;
  • косоглазие;
  • непроизвольные двигательные атаки (кивки и повороты головы, гримасы на лице, подергивания, вычурные движения и позы);
  • недержание мочи;
  • расстройства дыхательной функции;
  • эпилепсия (у 20-40% больных);
  • проблемы со зрением (60% пациентов);
  • полная глухота или тугоухость;
  • эндокринные патологии (у половины детей диагностируются ожирение, задержка роста, гипотиреоз и пр.).

Детский церебральный паралич нередко сопровождается олигофренией (степени могут быть разными), расстройствами восприятия, задержкой психического развития, нарушением способности к обучению. У 35% больных детей уровень интеллекта нормальный, у 33% отмечаются незначительные отклонения в умственном развитии.

Диагностика детского церебрального паралича

На сегодняшний день не существует специальных диагностических критериев ДЦП, но некоторые симптомы сразу обращают на себя внимание врача.

  • низкий бал по шкале Апгар (выставляется сразу после рождения ребенка);
  • нарушение тонуса мышц;
  • ненормальная двигательная активность;
  • отставание ребенка в психофизическом развитии;
  • отсутствие контакта с близкими родственниками, матерью.

При выявлении данных признаков ребенка направляют на консультацию к детскому неврологу.

  • электромиография;
  • электроэнцефалография;
  • исследование вызванных потенциалов;
  • электронейрография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Данные процедуры позволяют дифференцировать детский церебральный паралич от наследственных неврологических патологий, проявляющихся на первом году жизни, - синдрома Луи-Бара, врожденной миопатии, атаксии Фредрейха и других.

МРТ головного мозга и нейросонография направлены на выявление:

  • сопутствующих ДЦП органических изменений (атрофия зрительного нерва, очаги кровоизлияний, ишемия);
  • пороков развития головного мозга (врожденная гидроцефалия, микроцефалия).

Во время обследования маленького пациента может потребоваться помощь детского офтальмолога, эпилептолога, детского отоларинголога, психиатра, логопеда, детского ортопеда. Если нужно отличить детский церебральный паралич от различных обменных и наследственных нарушений, используются:

  • биохимические анализы;
  • генетические исследования.

Лечение ДЦП

Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, нужно сказать, что все зависит от формы болезни и выраженности ее симптомов. В не самых сложных случаях, если приложить максимум усилий, родители могут научить ребенка полностью себя обслуживать и вести обычный образ жизни. Однако нередки ситуации, когда пациенты с диагнозом ДЦП практически не покидают собственного дома (специального лечебного учреждения) и полностью зависят от своих родных или обслуживающего медперсонала.

Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют развить у больного интеллектуальные, моторные и речевые навыки. Доказано, что наиболее активное развитие познавательных процессов и головного мозга, приобретение базовых и интеллектуальных умений происходит в возрасте до восьми лет. Поэтому с момента постановки диагноза и до восьми лет нужно особенно интенсивно заниматься реабилитацией.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная восстановительная программа.

  • расстройства интеллекта;
  • эпилепсии;
  • нарушений зрения, слуха;
  • индивидуальных проблем.

Сложнее всего заниматься с детьми, у которых ДЦП сочетается с нарушениями интеллекта и познавательной деятельности (в том числе из-за глухоты или слепоты). При их реабилитации используются специальные методики, которые помогают врачу контактировать с ребенком. При лечении ДЦП с симптомами эпилепсии обычно проводится стимулирующая терапия, которая вызывает различные осложнения.

Массаж и ЛФК составляют основу реабилитационного лечения при ДЦП. Очень важно, чтобы они проводились каждый день. Поэтому родителям детей с церебральным параличом рекомендуется овладеть навыками проведения лечебной физкультуры и массажа. Тогда ни смогут самостоятельно заниматься с ребенком в периоды между запланированными курсами профессиональной реабилитации.

Для максимально эффективных занятий ЛФК и проведения сеансов механотерапии используются специальные аппараты и приспособления, имеющиеся в реабилитационных центрах. Среди последних разработок, помогающих улучшить состояние здоровья детей, - костюмы, которые уменьшают спастику мышц и обеспечивают выработку правильного двигательного стереотипа, а также пневмокомбинизоны, которые надежно фиксируют суставы и растягивают мышцы. Названные реабилитационные средства помогают задействовать большое количество компенсаторных механизмов нервной системы, что позволяет ребенку освоить новые, недоступные для него ранее, движения.

Относятся к реабилитационным мероприятиям и технические средства – вставки в обувь, ортодезы, ходунки, костыли, инвалидные коляски. Они компенсируют имеющиеся у пациента двигательные нарушения, деформации скелета и укорочения конечностей. Важно, чтобы ребенок был обучен использованию данных средств.

Больные с дизартрией в обязательном порядке занимаются с логопедом-дефектологом для устранения нарушений речи.

Лечение ДЦП с помощью лекарственных препаратов

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича направлено на устранение неприятных симптомов или их купирование.

  • Если ДЦП протекает параллельно с эпилепсией, используются антиконвульсанты (препараты противосудорожного действия).
  • Если повышен мышечный тонус, назначаются антиспастические средства.
  • Если наблюдается хронический болевой синдром, применяются спазмолитики и обезболивающие лекарства.

  • метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин);
  • антидепрессанты;
  • прозерин;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • сосудистые препараты.

Хирургическое лечение детского церебрального паралича проводится при спастических формах заболевания, реже – при спастико-атактической и спастико-гиперкинетической. Чаще подвергаются операционному воздействию нижние, а не верхние конечности.

  • Улучшение сенсомоторной афферентации.
  • Повышение статики и функциональной активности путем изменения положения суставов (вывихи, подвывихи, контрактуры).
  • Косметическая коррекция.
  • Профилактика возникновения вторичных осложнений ДЦП.
  • Облегчение ухода за больными с тяжелой формой заболевания.

Показания к операции могут быть:

  • вывих тазобедренного сустава;
  • угроза вывиха тазобедренного сустава.

  • коррекция фиксированных деформаций и контрактур, не поддающихся длительному консервативному лечению.

Суть операции состоит в выборочном иссечении гиперактивных нервов, находящихся у основания позвоночного столба. В результате снижается количество импульсов, которые достигают мышцы через нервы. Ризотомия позволяет снизить выраженность болевых ощущений в одной или сразу в обеих конечностях.

  • онемение рук/ног;
  • потеря чувствительности;
  • дискомфорт в той области, где были иссечены нервы.

Ортопедическая хирургия используется при жесткости мышц в настолько тяжелой форме, что пациент вообще не может передвигаться из-за боли. Метод позволяет улучшить вид походки, сделать ее максимально приближенной к вертикальной.

Во время вмешательства врач удаляет сухожилия и мышцы, которые укорочены непропорционально. Сложность вызывает тот факт, что выявить именно те мышцы, которые нарушают походку, удается не всегда, ведь за движения человека отвечают более тридцати крупных мышц.

Поэтому до проведения лечения выполняется комплексный анализ, в котором задействуются специальные камеры. Они регистрируют активность больного. Установленные на тело силовые пластины определяют, где и когда ноги касаются земли, а записывающая техника регистрирует мышечную активность. Полученные с помощью такого анализа данные дают возможность грамотно идентифицировать проблемы с мышцами и понять, какие именно из них нужно удалить во время операции.

Операция предусматривает введение электродов, осуществляющих селективную стимуляцию нервов, которые расположены у самого основания спинного мозга. Это позволяет подавить либо уменьшить их нервную деятельность. Метод используется только в том случае, если другие хирургические и консервативные методики не обеспечили положительной динамики в плане снижения выраженности болевых ощущений и расслабления мышц.

ЛФК и массаж при детском церебральном параличе рекомендуется сочетать с физиотерапевтическими методами.

  • электрическая стимуляция мышц и нервов;
  • оксигенобаротерапия;
  • грязелечение;
  • лекарственный электрофорез;
  • водолечение;
  • тепловые процедуры.

Также могут использоваться кислородные, хвойные, йодобромные, радоновые и скипидарные ванны. Теплая вода снижает выраженность гиперкинезов и мышечный тонус, за счет чего самочувствие больного на время улучшается.

Новым способом лечения ДЦП является анималотерапия, которая предусматривает контакт ребенка с животными.

  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия (контакт с лошадями).

Опасность ДЦП

Прогноз при детском церебральном параличе зависит от формы болезни, беспрерывности, интенсивности и своевременности проводимой реабилитации. В отдельных случаях патология приводит к глубокой инвалидности. Однако нередки ситуации, когда ребенок при помощи родителей и врачей практически полностью компенсирует имеющиеся у него нарушения и в будущем ведет обычный образ жизни, работает, создает семью.

Профилактика ДЦП

Профилактика детского церебрального паралича в пренатальном периоде (во время беременности) предусматривает исключение внутриутробного страдания плода и грамотную организацию родов.

  • контролю веса ребенка (при рождении крупного плода высок риск получения родовых травм);
  • профилактике резус-конфликта;
  • выявлению и грамотному лечению хронических и острых заболеваний;
  • приему витаминов;
  • рациональному питанию;
  • прогулкам на свежем воздухе;
  • предупреждению преждевременных родов;
  • соблюдению показаний к кесареву сечению.

  • выкладывание новорожденного на животик;
  • отказ от тугого пеленания;
  • правильную организацию сна младенца (матрас должен быть жестким, подушку класть в детскую кроватку не нужно).

  • не укладывать ребенка спать на спине (предпочтительнее на боку или на животе);
  • приучить ребенка спать на животе;
  • три-четыре раза в день подкладывать под поясницу ребенка на пять минут небольшой валик (позволяет сформировать правильный изгиб позвоночника);
  • ежедневно делать массаж всего тела;
  • учить ребенка плавать в ванне;
  • каждый день гулять с новорожденным на свежем воздухе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.