Реклинаторы при дцп что это

Ортопедические изделия занимают значительное место в реабилитации детей с ДЦП. Ортезы и тутора, воротники и головодержатели, корсеты и реклинароты – попробуем разобраться в этом многообразии.

Ортопедические изделия представляют собой аппараты и приспособления, основной целью которых является восстановление утраченной функции конечностей. Эти технические средства предназначены для лечения больных с деформациями опорно-двигательного аппарата, а также других систем и органов человека, поэтому спектр их задач весьма широк. В первую очередь, это:

  • облегчение качества жизни человека с дефектами движения, помощь в обретении активного образа жизни и ощущении радости движения;
  • улучшение походки и повышение ее эффективности;
  • компенсация отсутствующей функции опороспособности и ходьбы при дефиците мышечной силы и неправильной координации движений;
  • реабилитация верхних и нижних конечностей и восстановление их основных функций, как в полном объеме, так и в аспекте замедления прогрессирования заболевания, предупреждения развития патологических процессов;
  • восстановление бытовых функций, его способности человека к самообслуживанию и выполнению несложной работы.

Ортопедические изделия в реабилитации ДЦП

Ошибочная двигательная активность с последующим развитием порочных установок – характерный признак детского церебрального паралича, который в дальнейшем приводит к контрактурам и деформациям крупных суставов. Именно поэтому ортезирование является одним из важнейших условий для успешной реабилитации подобных пациентов.

Благодаря поэтапному и грамотному подбору технических аппаратов можно сформировать устойчивую позу и правильный стереотип движения. К таким устройствам относятся опоры для сидения и ползания, воротники и головодержатели, вертикализаторы, корсеты, тутора, ортезы, реклинаторы.

Ортопедические изделия для верхних и нижних конечностей (виды, типы)

Лечебные изделия для верхних и нижних конечностей в зависимости от своей основной направленности и роли классифицируются по следующим видам и типам:

  • поддерживающие и корригирующие – туторы, корсеты, аппараты, бандажи. Они предназначены стабилизировать сустав или конечность, смягчить спастический паралич или частичное разрушение сустава. Туторы также могут быть разгружающими и функционально-корригирующими.
  • беззамковые аппараты и фиксирующие корсеты, их главная задача – помочь в выполнении опорной функции и сохранить правильное положение органа;
  • изделия, заменяющие утраченную часть тела – протезы:
    • верхних конечностей: функциональные, косметические, с рабочими насадками;
    • нижних конечностей: функционально-косметические, рабочие.

В отдельную категорию устройств, которые может предложить современный ортопедический салон входят костыли и трости, ходунки, реклинаторы, головодержатели, ортопедическая обувь и приспособления для нее.

Классификация технических средств для позвоночника

Ортопедические средства для позвоночника классифицируются в зависимости от области применения:

  • для шейного отдела – при обострениях остеохондроза, артрозе суставов, слабости шейных мышц, реабилитации шейных позвонков после травм;
  • грудопоясничного – при коррекции осанки, в качестве профилактического и лечебного способа при сколиозе, несложных компрессионных переломах и пр.;
  • пояснично-крестцового – это преимущественно пояса и корсеты (полужесткие и жесткие), которые используются при нарушениях мышечного тонуса, остеохондрозах, радикулитных обострениях, послеоперационных периодах.

В зависимости от типа и жесткости конструкции существуют следующие виды устройств: пояса, бандажи, шины, жесткие и полужесткие корсеты, мягкие или полужесткие корректоры осанки.

Шейные и грудопоясничные ортезы могут быть мягкими, полужесткими и жесткими. Выпускаются в разных цветовых гаммах, что делает изделия менее заметными со стороны. Пояса изготавливаются из эластичных тканей с добавлением шерсти, обеспечивая фиксацию и одновременно оказывая согревающее действие. Корсеты располагают жесткими вставками и регулятором подгонки по фигуре. Иногда могут иметь подтяжки и подбираются индивидуально, строго по размеру.

Тутора, шины, ортезы – чем отличаются

Чтобы разобраться в сходствах и отличиях, необходимо вникнуть в терминологию. Ортезы представляют собой внешние ортопедические приспособления, которые корригируют, стабилизируют и компенсируют различные нарушения ОПА, обеспечивая защиту и разгрузку суставов. Тутор же – не что иное, как ортопедический аппарат для иммобилизации суставов.

Технически он состоит из гильз, которые соединены шинами без шарниров. Иными словами, тутор является разновидностью ортеза и его главное отличие состоит в том, что в конструкции тутора нет шарниров. Фиксация обеспечивается шнуровкой или другой застежкой, а усиливают техническую мощь шины из металла.

Шейные воротники и головодержатели, реклинаторы

Шейные воротники и головодержатели применяются как средство мягкой или полужесткой фиксации для облегчения симптоматики заболеваний хребта и в качестве реабилитационного инструмента. Основными задачами является восстановление естественного состояния позвонков и оптимизация кровообращения.

Поддерживающий корректор осанки предотвращает искривление и деформацию оси позвоночника и в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяется на следующие виды:

  • реклинатор, основной задачей которого является правильное направление вертикальной оси туловища;
  • профилактический и лечебный корсет;
  • пояс для осанки.

Подводя итоги, следует отметить, что успех применения ортопедических изделий зависит от многих факторов – медицинского, профессионального исполнения и конечно же технически правильного выбора.

Детский церебральный паралич с легкой степенью спастичности

Детский церебральный паралич с легкой степенью спастичности

Легкая степень течения заболевания в целом не приводит к выраженным двигательным нарушениям, ребенок уверенно ходит, стоит (превалирует эквино-плосковальгусная стопа), но при появлении провоцирующего фактора в период интенсивного роста (6-7 и 11-13 лет) может нарастать укорочение мышц при интенсивном росте костных структур. Ортопедическая обувь хорошо корригирует вальгусный компонент, но не всегда удерживает эквинусную установку стопы.

Первая группа (легкая степень тяжести течения заболевания). Риск развития контрактур не значителен, но в периоды интенсивного роста резко повышается. Ребенок при ходьбе периодически или постоянно не опирается пяткой о пол, но по просьбе взрослого может опереться самостоятельно. Стопа, выводится в срединное положение с сопротивлением. При тыльном сгибании стопы по задней поверхности пятки, в подколенной ямке прощупывается напряженный тяж сухожилий. Чем меньше натяжение сухожилий, тем больше возможностей у Вас и Вашего ребенка. Заведите домашний ростомер, ежемесячно замеряйте рост ребенка, раз в три месяца отмечайте возраст ребенка на ростомере, при удлинении промежутков занимайтесь с ребенком интенсивнее, это избавит Вас от лишних, незапланированных посещений врача и оперативных вмешательств на ребенке.

  1. Лежа на спине. При согнутом коленном суставе, проводить тыльное сгибание стопы, удерживая вальгус пятки и среднего отдела. Упражнение повторить не менее 50- 100 раз.
  2. Лежа на спине. При удержании стопы, в положении тыльного сгибания не менее 90о (для облегчения можно одеть голеностопную гильзу и хорошо зафиксировать косой взъем стопы креплением тутора), разгибайте коленный сустав не менее 50- 100 раз.
  3. Лежа на спине. При согнутом коленном суставе, проводить тыльное сгибание стопы, удерживая вальгус пятки и среднего отдела. Упражнение повторить не менее 50- 100 раз.
  4. В согнутом положении коленного и тазобедренного суставов, разводите ноги в "положение лягушки". Упражнение повторить не менее 50- 100 раз.
  5. Лежа на спине. При удержании стопы, в положении тыльного сгибания не менее 90о (для облегчения можно одеть голеностопную гильзу и хорошо зафиксировать косой взъем стопы креплением тутора), разгибайте коленный сустав не менее 50- 100 раз.
  6. Удерживая стопу в согнутом положении, колени в разогнутом (для облегчения можно одеть гильзу бедра тутора), разводить конечности до пружинного сопротивления. Упражнение "ножницы" проводить, не отрывая конечности от поверхности пола, не менее 50-100 раз.

Примечание* последовательность упражнений менять не рекомендуется, амплитуду движений следует увеличивать постепенно. Появлении боли категорически не допустимо. Упражнения делать медленно, мягко, спокойно, плавно. Если чем-то заняты, торопитесь, пропустите сеанс, Ваша торопливость может спровоцировать усиление спастичности, что приведет к обратной реакции со стороны ребенка. Одним из важных факторов, является постоянность в выполнении всех манипуляций, у ребенка формируется "ритуал", при окрашивании которого сказкой, песенкой и т.д., дискомфорт от возможных болевых ощущений сглаживается и появляется необходимость в выполнении мероприятий. Превалирование повышения тонуса икроножной мышце акцент делать на упражнения 1,2; приводящих мышц бедра - 6, 4, 5; внутренних сгибателей голени- 3,5

Тутора - использовать на дневной и ночной сон, для положения лежа, сидя. Рекомендуемое время нахождения в туторе - от 5 - 6 до 16 часов. ! При появлении тянущих болей в области коленного сустава и по задней поверхности голени и пятки снять верхнюю гильзу (бедро) и дать отдохнуть (несколько раз выполнить упражнения № 1, 2); одеть верхнюю гильзу вновь.

Подготовка к ходьбе.

  1. Перекатывание с носка на пятку в положении стоя сначала с ручной опорой, затем без. Упражнения выполнять без наклона туловища вперед или назад.
  2. Пробовать стоять на пятках, топать ногами, выполнять походку "пингвина"- носки разведены, на прямых ногах, переваливаясь из стороны в сторону совершать маленькие шажки. Ребенок лучше будет понимать если все упражнения Вы будете выполнять вместе с ним. Не забывайте о зеркальном восприятии и подражании ребенка.
  3. Совершать длительные, медленные пешие прогулки.

  • 1-й день: 30 мин + 30 мин + 30 мин (1,5 часа) - обучение ходьбе с опорой на пятку, перекат. При двустороннем поражении нижних конечностей начинать обучение обязательно с дополнительной опорой на ходунки, костыли и т.д. Если в первые дни ребенок переносит ортезированную конечность над полом через сторону, совершая круговое движение - осваивайте навык переката (см. упр. 1).
  • 2-й день: 30 мин + 1 + 1 час
  • 3-й день: 1 + 1 + 1
  • 4-й день: 1 + 1 + 2
  • 5-й день: 1 + 2 + 2
  • 6-й день: 2 + 2 + 2
  • 7-й день: 2 + 2 + 3
  • - далее на все время бодрствования.

На всех этапах для удержания туловища рекомендуется эластичный корсет, при формировании сколиоза ношение корсета по типу Шенно.

Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает в настоящее время одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности. В основе этого заболевания лежит органическое повреждение нервной системы плода. Одним из основных проявлений ДЦП, приводящим к стойкой инвалидизации больных, является нарушение локомоторной функции. Эти нарушения носят характер патологических стереотипов позы и ходьбы и формируются на основе сохраняющих свою патологическую активность тонических рефлексов (Семёнова К.А. 1999).

В настоящее время существует значительное число методов восстановительного лечения больных ДЦП. Одним из наиболее эффективных является метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК), разработанный на основе устройства “Пингвин”, предназначенного для послеполетной реабилитации космонавтов. Основной идеей метода является корректировка патологических установок туловища и конечностей больного, в результате чего возникает мощный проприоцептивный афферентный поток, несущий в себе информацию о нормализованном положении тела в пространстве. Ранее широко применяемое в практике устройство “Адели-92” показало достаточно высокую эффективность (Сологубов Е.Г. 1997). В настоящее время разработано новое устройство – “Гравистат” (К.А. Семенова, 1999). Одним из узлов в устройстве “Гравистат” является реклинатор, представляющий собой опорно-постановочный бандаж для плечевого пояса и верхней части туловища.

Целью нашей работы являлась исследование влияния реклинирующего устройства на баланс вертикальной позы у здоровых детей и у детей, больных церебральным параличом с помощью метода стабилометрии.

Материалы и методы

Нами обследовано 14 больных ДЦП в возрасте от 7 до 17 лет (средний возраст - 13,3 лет). По формам ДЦП эти больные распределялись следующим образом: спастическая диплегия - 9 человек; гиперкинетическая форма - 1; гемипаретическая форма - 4, в том числе, правосторонний гемипарез - 1 и левосторонний гемипарез – 3.

По тяжести клинических проявлений детского церебрального паралича все больные относились к III уровню патологии двигательного развития (К.А. Семенова, 1979).

С целью изучения статики здорового ребенка была обследована контрольная группа здоровых детей в количестве 30 человек - учащихся 2-10х классов средней школы №554 г. Москвы. Средний возраст детей, составивших контрольную группу - 11,8 лет, средний рост – 152,6 см, средний вес – 37,9 кг. Предварительно контрольная группа была обследована клинически с целью исключения врожденной или приобретенной патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, критериями отбора являлись отсутствие у детей хронических соматических заболеваний и нарушений зрения.

Всем испытуемым было проведено стабилометрическое исследование без реклинирующего устройства (фоновые данные) и стабилометрическое исследование в реклинаторе (проводилось спустя 15 минут после надевания ребенку реклинатора).

Стабилометрическое исследование проводилось в соответствии с рекомендациями Международного Постурологического общества (Kapteyn T.S., et al. 1983) и включало в себя стабилометрический тест Ромберга.

Аппаратно-программное обеспечение – стабилографический анализатор “СТАТОКИНЕЗИМЕТР” производства ОКБ “Ритм” (г. Таганрог).

Анализировались следующие параметры: среднеквадратичные отклонения во фронтальной и сагиттальной плоскостях “x” и “y”, длина статокинезиограммы - L, площадь статокинезиограммы - S, скорость перемещений ЦД - V.

Статистическая обработка данных включала в себя стандартные методы - критерии Стьюдента и Фишера.

Результаты и обсуждение

Результаты стабилометрического исследования контрольной группы приведены ниже (Таблица 1 и Таблица 2).

Таблица 1. Средние значения стабилометрических параметров контрольной группы - без реклинатора. Значения с индексом 1 - открытые глаза, с индексом 2 - закрытые. “Среднее” - среднеарифметическое значение, СКО - среднеквадратическое отклонение, m - ошибка определения среднего значения.

Параметр x 1 ,мм x 2 ,мм y 1 ,мм y 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Среднее 2.41 3.35 2.81 4.09 226.1 375.2 273.3 635.8 7.523 12.6
СКО 1.2 1.67 1.37 2.25 72.81 153.7 200.4 498.6 2.423 5.052
m 0.22 0.3 0.25 0.4 13.08 27.6 35.99 89.56 0.435 0.907

Таблица 2. Средние значения стабилометрических параметров контрольной группы – в реклинаторе. Обозначения те же.

Параметр x 1 ,мм x 2 ,мм y 1 ,мм y 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Среднее 2,54 3,37 2,8 4,13 228,4 360,6 275,5 576,3 7,598 12
СКО 1,19 1,51 1,31 1,58 80,36 125,8 209,8 359,3 2,673 4,186
m 0,22 0,28 0,24 0,29 14,67 22,97 38,3 65,59 0,488 0,764

Результаты, приведённые выше, показывают, что средние значения параметров для каждого эксперимента не имеют существенных различий (р Таблица 3. Значения коээфициента вариации и показателя точности для исследуемых параметров в выборке контрольной группы.

Параметр x 1 ,мм Qx 2 ,мм Qy 1 ,мм Qy 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Коэфф. Вар. 49.9 50 48.9 55.1 32.21 40.95 73.31 78.43 32.21 40.1
Показ. Точности 8.97 8.98 8.77 9.89 5.785 7.355 13.17 14.09 5.786 7.203

Данные контрольной группы демонстрируют отсутствие результатов, выходящих за пределы генеральной совокупности. Это позволяет утверждать, что контрольная группа однородна по своему составу, и обследование было проведено корректно. Однако показатели коэффициента вариации и точности превышают допустимые пределы. Среднее значение коэффициента вариации составляет 45-50%, показателя точности – 8-9%. Вероятная причина - недостаточная точность измерения применённого регистрирующего прибора.

Сравнение полученных в контрольной группе результатов с нормативами, разработанными Французской постурологической школой (Normes 85) показало, что имеются разнонаправленные отличия. Мы могли подвергнуть сравнению только три параметра: длину, площадь статокинезиограммы и среднюю скорость перемещения ЦД. Последнее связано с тем, что основные параметры “X” и “Y” – координаты ЦД в системе координат пациента не измеряются используемой в эксперименте платформой. В то же время французская школа не приводит параметров средне-квадратического отклонения ЦД, которые рассчитываются в комплексе ОКБ “Ритм”. Сравнительная таблица приведена ниже (Таблица 4).

Таблица 4. Сравнение средних значений длины, площади статокинезиограммы и скорости ЦД. Значение данных по длине статокинезиограммы нормировано по времени к текущему исследованию.

Параметр L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Контрольная группа 226.1 375.2 273.3 635.8 7.5 12.6
Normes 85 618 732 325 468 16.7 17.6

Если длина статокинезиограммы значительно меньше нормативов (Normes 85), то полученные нами средние показатели площади статокинезиограммы отличаются не столь существенно. Однако, если результат для положения с открытыми глазами меньше сравниваемого, то для положения с закрытыми глазами превышает его. Необходимо отметить, что отношение между результатом в положении открытых и закрытых глаз, полученным нами и таковым отношением для зарубежных данных значительно отличается. Для наших данных этот показатель существенно выше. Обследование, проведённое с соблюдением стандарта по продолжительности исследования (Normes 85), обнаружило ещё более существенные отличия по длине и площади статокинезиограммы. Показатели скорости при этом изменились незначительно. Таким образом, при условии корректной методики исследования такие отличия, возможно, относятся к техническим особенностям применяемого прибора.

Другим важным результатом является подтверждение исходной гипотезы о том, что у здорового ребёнка реклинатор не оказывает влияния на общий баланс тела. Статистический анализ данных, полученных при обследовании контрольной группы, показал, что коэффициенты Стьюдента в данном случае колеблются от 0,05 до 0,6, коэффициенты Фишера – от 0,5 до 1,2. Эти значения свидетельствуют об отсутствии статистически достоверной зависимости между двумя выборками (результаты проб в реклинаторе и без него).

Многообразие клинических проявлений ДЦП не позволило получить в группе пациентов статистически однородный материал. Результаты исследования показали существенное варьирование стабилометрических параметров, не позволяющее применить стандартный статистический анализ. Вследствие этого нами был проведен индивидуальный сравнительный анализ показателей, полученных у каждого из обследованных больных ДЦП, с нормативными данными контрольной группы.

Нами выделено два основных типа фоновой стабильности в основной стойке. Это нормостабильность и гипостабильность. В случае нормостабильности стабилометрические параметры имеют значения в пределах нормы. При гипостабильности наблюдается существенное увеличение значений параметров. В этом случае сохранение равновесия в основной стойке страдает (Таблица 5).

Таблица 5. Оценка результата стабилометрического исследования пациентов без реклинатора по сравнению с контрольной группой.

Стабильность Открыты Закрыты
Нормостабильность 10 6
Гипостабильность 6 10

Приведённый выше результат показывает, что значительная часть обследованных больных имеет показатели стабильности в пределах нормы. При проведении теста Ромберга в положении с закрытыми глазами четыре пациента из десяти, демонстрировавшие нормостабильность в положении с открытыми глазами, показали результаты, свидетельствующие о недостаточно эффективном балансе. Возможно, это следствие патологии проприорецептивной системы, которая играет ведущую роль в поддержании баланса тела при выключении зрительного анализатора.

Влияние реклинатора на стабильность в основной стойке у больных ДЦП характеризуется тремя эффектами: положительным, отрицательным и индифферентным. Имеются незначительные количественные отличия каждого эффекта для положения с открытыми и закрытыми глазами (Таблица 6).

Таблица 6. Влияние реклинатора на устойчивость больных

Эффект Открытые глаза Закрытые глаза
Положительный 7 6
Отрицательный 5 7
Индифферентный 4 3

Обнаруженные эффекты показывают неоднозначность влияния реклинатора на статику больных ДЦП и требуют дальнейшего изучения на большем фактическом материале.

Выводы

  1. Обследование контрольной группы позволило получить нормативные стабилометрические параметры для детей в возрасте 8-15 лет.
  2. Сравнение данных контрольной группы с аналогичными зарубежных авторов показало отличия технического характера.
  3. Применение реклинатора в контрольной группе обнаружило отсутствие влияния данного устройства на показатели основной стойки.
  4. В группе пациентов с ДЦП обнаружены два вида стабильности в основной стойке (без реклинатора) – нормостабильность и гипостабильность.
  5. Применение реклинатора в группе детей с ДЦП характеризуется тремя эффектами: положительным, отрицательным и индифферентным.

КОМПЛЕКСНОЕ ОРТЕЗИРОВАНИЕ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Характерными признаками ДЦП являются нарушение двигательной активности с последующим развитием порочных установок, а в дальнейшем контрактур и деформаций крупных суставов конечностей и позвоночника, поэтому своевременное и адекватное ортезирование является важным, если не определяющим условием для успешной реабилитации больных ДЦП.

При назначении реабилитационных мероприятий, следует иметь в виду, что в своем развитии больной ребенок должен последовательно пройти все этапы присущие ребенку здоровому, а именно: сидеть (с опорой на руки и без нее), вставать и садиться, стоять с опорой и только после этого ходить: сначала с опорой, а потом и без нее.

Недопустимо пропускать какой - либо из этих этапов, а также проводить реабилитационные мероприятия без ортопедического сопровождения. Это приводит к нарастанию ортопедических деформаций, у больного формируется устойчивая порочная поза и стереотип движения, что способствует развитию сопутствующих ортопедических патологий.

При этом ортезирование на всех этапах развития пациента не только предохраняет его от формирования или прогрессирования порочных установок и обеспечивает сохранность крупных суставов, но и способствует более быстрому и качественному прохождению текущего этапа.
Следует отметить, что верхние конечности, которым при реабилитации как правило, уделяют мало внимания, так же играют важную роль в жизнеобеспечении пациента, т. к. выполняют опорную и балансирующую функции. Поэтому ортезирование верхних конечностей не менее важно, чем ортезироване нижних и позвоночника.

При назначении ортопедических изделий следует иметь в виду, что показанное ортопедическое изделие должно выполнять поставленную задачу. В частности аппарат для разведения бедер S.W.A.S.H. не может быть использован для ходьбы, т.к. данная конструкция не позволяет делать это правильно и без вреда для тазобедренных суставов. Также для ходьбы не следует использовать аппараты на нижнюю конечность с замковыми шарнирами в тазобедренных и коленных суставах одновременно. Применение различных нагрузочных устройств без ортезирования крупных суставов так же недопустимо, т.к. при этом происходит мышечного каркаса с порочными установками суставов, что в дальнейшем усугубляет ортопедические патологии.

Ортопедические изделия применяемые
при реабилитации больных ДЦП.

1. Тутор на голеностопный сустав ТНО-33.
Фиксирует голеностопный сустав во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Предохраняет от развития эквинусных деформаций.

2. Тутор на голеностопный сустав функциональный ТНО-33-4.
Фиксирует голеностопный сустав во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Позволяет корригировать (пронация или супинация) дистальный отдел стопы (мысок).

3. Фиксатор голеностопного сустава ТНО-33-3.
Фиксирует голеностопный сустав во фронтальной плоскости, с сохранением движения в сагиттальной. Предохраняет от развития варусной или вальгусной деформаций голеностопного сустава.

4. Тутор на коленный сустав ТН4-16.
Фиксирует коленный сустав во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Предохраняет от развития сгибательных деформаций коленного сустава.

5. Аппарат на коленный сустав АН4-11.
Фиксирует коленный сустав во фронтальной плоскости, с сохранением полного объема движения в сагиттальной. Предохраняет от развития варусной или вальгусной деформаций коленного сустава и развития переразгибания (рекурвации).

6. Аппарат на коленный сустав с тягами АН4-11С.
Фиксирует коленный сустав во фронтальной плоскости, с сохранением полного объема движения в сагиттальной. Предохраняет от развития варусной или вальгусной деформаций коленного сустава и развития сгибательной установки.

7. Модульный аппарат на тазобедренный сустав АН6-08М.
Осуществляет разведение и супинацию бедер, удержание (совместно с реклинатором КР1-25) туловища от флексии (сгибания вперед) в положении “сидя”. При ходьбе позволяет создавать физиологически правильное движение в тазобедренном суставе.

8. Модульный аппарат на нижние конечности АН8-51.
По медицинским показаниям может изготавливаться с замковыми и беззамковыми шарнирами. Используются для вертикализации пациентов, а также для формирования физиологически правильного рисунка ходьбы.

9. Тутор на лучезапястный сустав с отведением большого пальца ТРО-15П.
Формирует физиологически выгодное положение лучезапястного сустава и большого пальца кисти.

10. Тутор на локтевой сустав с корректором кисти ТР4-07-1.
Формирует физиологически выгодное положение локтевого и лучезапястного суставов.

11. Аппарат на кисть АРО-09.
Формирует физиологически выгодное положение лучезапястного сустава и большого пальца кисти. Позволяет независимо нагружать пальцы кисти руки.

13. Реклинатор КР1-25.
Реклинирует плечевой пояс, частично разгружает средний отдел позвоночника, способствует формированию правильной осанки.

14. Корректор осанки с головодержателем КР1-25Г.
Реклинирует плечевой пояс, частично разгружает средний отдел позвоночника, способствует формированию правильной осанки, фиксирует голову в физиологически правильном положении.

15. Корсет грудо-поясничный КРО-141.
Фиксирует поясничный и нижний грудной отделы позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Позволяет осуществлять реклинацию и ротацию плечевого пояса.

16. Динамическое корригирующее устройство КР1-27.
Не нагружая позвоночника, осуществляет его динамическую коррекцию в сагиттальной плоскости, с сохранением возможности движения, а также динамическую коррекцию верхних и нижних конечностей (супинация, пронация) с созданием осевой нагрузки на них.

17. Динамическое корригирующее устройство на верхнюю конечность КР1-27В.
Осуществляет динамическую коррекцию верхней конечности (пронацию или супинацию), создавая при этом регулируемую осевую нагрузку.

18. Динамическое корригирующее устройство на нижнюю конечность КР1-27Н.
Осуществляет динамическую коррекцию нижней конечности (пронацию или супинацию), создавая при этом регулируемую осевую нагрузку.

Варианты комплексного ортезирования больных ДЦП.

Учитывая, что больные ДЦП должны ортезироваться 24 часа в сутки, предложены варианты “ночного” и “дневного” ортезирования.

1. Нижние конечности:
• тутор на голеностопный сустав жесткий ТНО-33;
• тутор на голеностопный сустав жесткий ТНО-33 + тутор на коленный сустав ТН4-16 + (как вариант, динамическое корригирующее устройство на нижнюю конечность КР1-27Н).
2. Верхние конечности:
• тутор на лучезапястный сустав с отведением большого пальца ТРО-15П;
• тутор на локтевой сустав с корректором кисти ТР4-07-1.

1. Учимся сидеть:
• аппарат на тазобедренный сустав АН6-08М + корректор осанки с головодержателем КР1-25Г (или реклинатор КР1-25) + (при необходимости: тутор на голеностопный сустав жесткий ТНО-33 и фиксатор лучезапястного сустава с отведением большого пальца ТРО-15П).

2. Учимся вставать:
• вертикализатор динамический корригирующий ПОИ-13 + тутор на голеностопный сустав функциональный ТНО-33-4 (как варианты: хорошая ортопедическая обувь, либо фиксатор голеностопного сустава ТНО-33-3 + любая обувь).

3. Учимся стоять с опорой:
• аппарат на нижние конечности АН8-51 (без стоп, с замковыми шарнирами в суставах) + тутор на голеностопный сустав функциональный ТНО-33-4 (как варианты: хорошая ортопедическая обувь, либо фиксатор голеностопного сустава ТНО-33-3 + любая обувь).

4. Учимся ходить с опорой, а затем и без опоры:
• аппарат на нижние конечности АН8-51 (без стоп, без замков в тазобедренном шарнире) + тутор на голеностопный сустав функциональный ТНО-33-4 (как варианты: хорошая ортопедическая обувь, либо фиксатор голеностопного сустава ТНО-33-3 + любая обувь).

5.Комплексное ортезирование с использованием динамического корригирующего устройства КР1-27.
Использование динамического корригирующего устройства КР1-27 возможно только после прохождения предыдущих этапов и одновременно с ортезированием голеностопного (тутор на голеностопный сустав функциональный ТНО-33-4, как варианты, хорошая ортопедическая обувь или фиксатор голеностопного сустава ТНО-33-3 +любая обувь) и коленного (аппарат на коленный сустав АН4-11 или АН4-11С) суставов.
Динамическое корригирующее устройство КР1-27 следует применять при занятиях лечебной физкультурой. Возможность и порядок использования устройства в повседневной жизни определяется врачом в зависимости от состояния пациента.
Учитывая важное значение верхних конечностей, в реабилитационном процессе следует использовать аппарат на кисть АРО-09.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.