Роль медсестры в реабилитации детей с дцп

В случае госпитализации или размещения в санаторно-куррортные учреждения пациент становится участником сестринского процесса.

В случае невозможности осуществления лечебных и диагностических процедур ввиду тяжести состояния пациента может быть произведена его госпитализация, так же госпитализация может быть произведена по заболеванию не связанному с основным диагнозом.

Исходя из специфики нарушений, можно выделить ряд проблем пациента с диагнозом ДЦП:

1. Дефицит самостоятельного ухода — данная проблема зависит от: степени выраженности заболевания, наличия или отсутствия задержки психического развития особенностей семейного окружения, способствовали или нет развитию самостоятельного обслуживания, опека гиперопека отсутствие опеки. В случае поступления пациента в ЛПУ или санаторно курортное учреждения решение данной проблемы будет находится в пределах компетенции и обязанностей среднего медицинского персонала;

2. Риск травматизации — как правило движения пациентов с диагнозом ДЦП нескоординированны риск получения травмы значителен. Ограничение движения пациента не желательно более эффективно оказывать помощь и обучать правильным движениям насколько это возможно;

3. Снижение двигательной активности - применительно к ДЦП происходит на интуитивном уровне неравномерный тонус мышц приводит к тому что пациент занимает вынужденные положения тела в покое и движении или сводит движения к минимуму

5. Отдых и труд - как правило проблемы с состоянием здоровья налагают ограничения как на возможность трудоустройство так и выбор досуга. Следует отметить что по мере реализации реабилитационных мероприятий социально ролевой диапазон может быть расширен значительно;

Как на период нахождения в ЛПУ так и в период наблюдения по месту жительства пациенту могут назначаться лекарственные препараты и диагностические процедуры в задачи среднего персонала входит:

· Выполнение назначений врача(выдача препаратов, проведение инъекций, асистирование при провидении диагностических процедур);

· Разъяснение правил приема препаратов пациенту и его родственникам;

· Разъяснение подготовки к диагностическим процедурам включая место и время их проведения(При необходимости сопровождение пациента);

· Обучение методам ЛФК - как правило выполняется инструкторами по ЛФК;

· Обеспечение лечебно-охранительного режима и безопасной среды;

· Восполнение дефицита самоухода;

· Поддержание мотивации пациента к улучшению своего здоровья;

· Проведение бесед о здоровом образе жизни и вредных привычках;

В целом обязанности среднего медицинского персонала в ЛПУ применительно к пациентам с диагнозом ДЦП существенных отличий от пациентов с другими неврологическими нарушениями не несет.

Вывод

Детский церебральный паралич объединяет группу двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

В настоящее время не существует четко определенной этиологической причины данного заболевания, но выделяют ряд предполагаемых причин:

· нарушение развития головного мозга

· хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза

· гипоксически-ишемические поражения головного мозга

· внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)

· несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых

· травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде

· инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде

· токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)

· врачебная ошибка при родах;

ДЦП приводит к ряду нарушений в работе опорно-двигательного аппарата:

· Нарушения мышечного тонуса(спастичность либо дистония)

· Наличие насильственных движений

· Нарушения равновесия и координации движений

· Нарушение ощущений движений

Ведущую роль в реабилитации ДЦП играют лечебная физкультура массаж и ортопедия. При значительных болях могут применятся спазмолитики мирелаксанты и ноотропы. В случае если изменения тонуса мышечных групп могут привести к необратимым изменениям в суставах может быть применено хирургическое вмешательство.

Ввиду сложности решаемых задач от среднего медицинского персонала требуется достаточно высокий уровень компетенции в вопросах организации реабилитационного процесса

Детский церебральный паралич как заболевание дает целый ряд проблем пациента требующих комплексного часто индивидуального подхода. Так как в настоящее время этиология настоящего заболевания определена недостаточно четко как правило проводится патологическое и симптоматическое лечение. Наиболее доступно с точки зрения лечения воздействие на опорно двигательный аппарат с учетом этого методы реабилитации в порядке значимости могут иметь следующее распределение:

1. Лечебная физкультура - после обучения не требует дополнительных затрат и при верно построенном процессе обучения не требует сложного оборудования. В качестве недостатков можно указать следующее: требует значительной мотивации от пациента и его окружения;

2. Массаж - данный метод имеет высокую эффективность и в случае значительного ограничения подвижности является заменой ЛФК. Недостаток требуется массажист что не всегда возможно по финансовым или иным причинам;

3. Физиотерапия - эффективный метод особенно в тех случаях, когда необходимо воздействие на связочно-мышечный аппарат, выпавший из процесса движения в силу парализации атрофии или иных причин. Недостаток требуется аппаратное обеспечение;

4. Фармакологическое лечение - как правило, носит вспомогательный характер, однако при судорожных проявлениях на какое-то время выходит на передний план;

5. Хирургическое лечение - при значительных поражениях органов и систем показано;

Так как ЛФК не требует специфического обеспечения и требует минимальных финансовых затрат со стороны пациента то данный метод в реабилитации пациентов с ДЦП будет наиболее значимым.

Сестринский процесс применительно к диагнозу ДЦП состоит из двух важных компонентов:

· Собственно осуществление сестринского ухода, включающее зависимые взаимозависимые и независимые вмешательства.

· Контроль двигательной активности пациента. Так как важной проблемой при диагнозе ДЦП является формирование патологического двигательного стереотипа важно чтобы сестринский персонал напоминал пациенту о необходимости выполнять движения должным образом.









Реабилитация детей с детским церебральным параличом

Дети страдающие ДЦП - это самая распространенная группа больных детей в современном мире.

ДЦП - это группа не прогрессирующих синдромов с повреждением головного мозга на ранних стадиях его развитья, в момент родовой деятельности вследствие прохождения по родовым путям или сразу же после рождения из-за асфиксии.

Это заболевание приносит массу трудностей, испытаний и проблем ребенку и его семье.

Больной ребенок - это всегда горе для его родителей. Из такой семьи часто уходят отцы и матерям приходится зачастую забыть о себе и кинуть все силы на воспитание своего больного, иногда не единственного ребенка в семье. Это очень трудная задача, ведь даже полной семье не просто собрать средства для качественной реабилитации и лечения своего ребенка и вывести его на более комфортный для него уровень жизни, для того чтобы он не чувствовал себя неполноценным, не таким как все, мог учиться и развиваться как все обычные дети в обычных детских садах и школах, высших учебных заведениях.

Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в российской федерации.

Реабилитация инвалидов и детей-инвалидов у нас регламентирована законом.

ГОСТ на медицинскую реабилитацию инвалидов Р52877-2007 распространяется на услуги по медицинской реабилитации инвалидов, предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг. [1]

Реабилитация (абилитация)

Реабилитация-- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитацию можно начать сразу после устранения угрозы жизни.

Пациентам начинают делать массаж для развития в мозге нейронных связей, которые надо довести у ребенка до автоматизма. Г.Сель считал, что развитие у таких детей происходит через стресс, через его три стадии (тревоги, резистентности и истощения). В дальнейшем были выделены еще несколько промежуточных стадий стресса. Специфическим для этих стадий является включение оперативных механизмов управления, многократная смена преобладания либо эрготропных, либо трофических реакций, высокая функциональная активность тканей, признаки рассогласования структурно – функциональной организации или процессы замены кратковременной адаптации на долговременную. [6]

Важно помнить, что дети страдающие ДЦП представляют собой особую категорию тяжелой хронической патологии, испытывающей состояние хронического стресса.

Основными принципами реабилитации являются: раннее начало, комплексность, индивидуальность, этапность, преемственность, непрерывность, мультидисциплинарный подход, сочетание общего и социального действия, контроль за адекватностью нагрузок, активное участие больного ребенка.

Виды реабилитации:

Физиотерапевтическое лечение: тепловые процедуры, лекарственный электрофорез, магнито- и магнитовибротерапия, компрессионный массаж, электростимуляция пораженных мышц, токи Дарсонваля, лечебное плавание, жемчужные ванны, гидромассаж.

Кинезотерапия: лечебная гимнастика (групповая, индивидуальная, пассивная, активная), дыхательная гимнастика, малоподвижные/подвижные игры, БОС.

Использование технических средств и тренажеров: шведская стенка, ортопедический мяч, подвесные ложементы для облегчения движений, ходунки, брусья, специальные тренажеры.

Различные виды лечебного массажа.

Адресное ортопедохирургическое лечение: лечение положением (укладки и растяжки), использование ортезных изделий (статических, динамических и функциональных), лечебное протезирование, этапное гипсование, оперативное лечение.

Различные виды рефлексотерапии, мануальная терапия, логотерапия, коррекционная педагогика, трудотерапия, музыкотерапия, занятия с психологом, методы сенсорной коррекции.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов.

Острый период. Этот этап длится 7-14 дней.

Ранний восстановительный период (до двухмесячного возраста).

Поздний восстановительный период (возраст ребенка – от 1 до 2 лет).

Период остаточных явлений. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется 2 года, и длится в раннем детстве и юношестве.

Сестринская деятельность при ДЦП

При организации сестринского процесса по уходу за больным ребенком сестринская деятельность направлена на решение проблем пациента (биологических, психологических и социальных) и его семьи (психологических и информационных).Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Сестринская деятельность включает в себя:

Психологическую поддержку больного ребенка и его окружения;

Объяснение родителям важных аспектов современного лечения;

Информирование родителей о необходимости реабилитации;

Помощь в социальной адаптации ребенка;

Рекомендации по методике воспитания детей больных ДЦП;

Рекомендации о правильном подборе одежды для ребенка с ДЦП;

Дать рекомендации по технике кормления ребенка с ДЦП;

Обучить родителей приемам массажа;

Показать элементы кинезотерапия;

Массаж и кинезотерапия.

Профессиональный массаж и ЛФК при ДЦП останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.
Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП. [8]
Особенности массажа при ДЦП.

Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного. Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии. При чувствительной коже у больного следует начинать с сегментарного массажа. Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры. Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата. Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся: вибрация, растирание, поглаживание, разминание.
Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры. Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.
Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем, снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности. После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.
Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как: снижение чрезмерного мышечного тонуса, рост мускулатуры, улучшение кровотока и лимфотока, ускорение обмена веществ.

К противопоказаниям массажа относятся: острые формы аллергии, грибковые заболевания кожи, нарушения целостности кожного покрова, острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся: болезни инфекционной природы, острая сердечная недостаточность, повреждения кожного покрова.

Как делать массаж при ДЦП

У данной процедуры существует множество разновидностей:

Рассмотрим подробнее классический лечебный массаж.

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому ее выполнение возможно только квалифицированным специалистом. Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами. Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления. Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при ДЦП.

После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами. Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней. Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах, и чтобы сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон. Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть. Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Вибрационные процедуры. К вибрационным массажным движениям относятся: прием рубления, прием поколачивания, прием похлопывания. Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность. Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам. Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечных волокон.

Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика. У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.

Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность. К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести: улучшение кровотока, нормализацию функций внутренних органов, рост и укрепление мускулатуры, ускорение обменных процессов, повышение иммунитета. Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища. Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост. Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг. [8]

Лечебная физкультура (кинезотерапия)

ЛФК - научно практическая дисциплина, использующая средства физической культуры и спорта с лечебной и профилактической целями для восстановления здоровья и трудоспособности.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование одной из основных и эволюционно развитых биологических функций организма – движение. Физические упражнения являются характерным и специфическим средством ЛФК стимулирующим жизнедеятельность организма. В силу активного влияния упражнений на организм его можно отнести к методу патогенетической и восстановительной терапии, широко применяемому в комплексном лечении детей с ДЦП. Основным принципом применения средств ЛФК являются регулярность, дозирование, индивидуальность. Важной составляющей эффективности комплексов ЛФК является принцип регулярности физических упражнений, предполагающие ежедневные или дробные тренировки. Регулярные занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению мышечного динамического стереотипа, что является одним из аспектов мотивации для детей.

В ЛФК при заболевании ДЦП широко используют физические упражнения с элементами игры.

Под физическими упражнениями понимают специально подобранные и принимаемые для воспитательных и лечебных задач движения ребенка.

Систематические занятия ЛФК благоприятно сказываются на развитии многих систем организма у ребенка (костно-мышечной, сердечно – сосудистой системы).

Важным моментом приложения средств ЛФК являются состояния, когда имеет место вовлечения в патологический процесс других органов, нарушение роста и развития детского организма. Одним из проявлений такого рода нарушений является утрата некоторых навыков у детей раннего возраста или их ослабление и извращение у детей старшего возраста. В таких случаях ЛФК является единственным средством комплексной реабилитации, позволяющим добиться быстрой и полной нормализации двигательной сферы ребенка. Уравновешивание и выравнивание патологических процессов в организме происходит путем включения ряда защитно-приспособительных реакций, направленных на восстановление или замещение индуцированных болезнью повреждений. Компенсация формируется за счет сознательной перестройки функций поврежденного органа специально подобранными упражнениями или подпороговой стимуляцией частично выключенных анализаторов.

Наиболее известными формами ЛФК являются утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, лечебная дозированная ходьба, самостоятельные занятия физическими упражнениями, массовые формы оздоровительной физической физкультуры.

Лечебная гимнастика - основная форма проведения занятий ЛФК для восстановления функций поврежденного органа и организма в целом, проводится с учетом допустимой физической нагрузки и методических рекомендаций. Лечебная гимнастика - комплекс упражнений применяемый при хронических заболеваниях, связанных с потерей мышечной силы и объема движения в суставах. Нарастание физической нагрузки должно происходить постепенно.

Упражнения подбирают по принципу от простого к более сложному. Лечебная гимнастика при неврологических заболеваниях должна проводиться в условиях отсутствия болевого синдрома или на границе болевых ощущений.

Очень важно помнить, что эффект ЛФК наступает не сразу, а после систематических регулярных занятий.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. Развитие зрительно-моторной координации. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Другие методы кинезиотерапии: войт терапия, рефлекторная локомоция, иппотерапия, эрготерапия, методика Бобат, гидротерапия, садовая терапия, дельфинотерапия.

Итак: ДЦП продолжает оставаться состоянием, обуславливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.

Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня их социализации.

Трудно преувеличить роль медицинской сестры в лечении и реабилитации детей с ДЦП, т.к. она:

обучает семью пациента общению с больным ребенком, помогает организовать обследования, консультации специалистов;

следит за правильным выполнением рекомендаций врача и

за своевременными изменениями в плане реабилитации.

Список литературы

Р.М. Баевкий Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе 1984

В.А Елифанов Лечебная физическая культура и массаж. 2008

М.А. Ермушкин Основы реабилитации 2011

Р.И. Лупанов методическое пособие по детской неврологии 2009

Д.Ю. Пинчук Детский церебральный спастический паралич 2014

М.А. Ханн Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии 2018

Н.Б. Шабалина и др. Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий 1988


В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в России неуклонно растет. По данным официальной статистики Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска и Уполномоченного по правам ребенка Челябинской области на территории области на начало 2013 года проживали 11538 детей-инвалидов, что составляет 1,75 % от всего детского населения Челябинской области. За последние 5 лет отмечается рост показателя инвалидности детского населения с 168,6 в 2008 г. до 175,5 в 2012 г., прирост составил 4,1 %.

Высокий уровень инвалидности среди детского населения диктует создание и развитие службы эффективной, комплексной реабилитации действующей на принципах интегративного, межведомственного подхода. Одним из ведущих учреждений в г. Челябинске, осуществляющих комплексную реабилитацию детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата, является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 181. Центр рассчитан на 65 мест для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте с 2 до 8 лет. Реабилитационный процесс в учреждении имеет циклическую структуру и включает в себя медицинскую, психологическую реабилитацию, дефектологическую и педагогическую коррекцию, а также взаимодействие с семьей ребенка.

В современных системах здравоохранения многих стран общепринятым при оказании сестринской помощи является использование технологии сестринского процесса. Сестринский процесс представляет собой научно обоснованный циклический алгоритм действий медсестры, состоящий из пяти этапов [2]. Принципы организации реабилитационного процесса у детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата нашли отражение в пяти этапах сестринского процесса. Так, принцип необходимости физикального, психологического и социального обследования (assessing phase) при поступлении ребенка в Центр соответствует первому этапу сестринского процесса. Принцип выявления основных проблем ребенка и его семьи с определением долгосрочных и краткосрочных целей согласно реабилитационному потенциалу ребенка соответствует второму этапу (постановка сестринского диагноза – diagnosing phase). Принцип обязательного планирования реабилитационных мероприятий идентичен третьему этапу сестринского процесса (planning phase). Принцип комплексного воздействия и принцип активного участия ребенка и его семьи соответствуют основным принципам организации работы мультидисциплинарной бригады (четвертый этап – реализация плана – implementing phase). Промежуточная и конечная оценка результатов (пятый этап evaluating phase) по мере достижения поставленных целей является необходимым этапом как сестринского, так и реабилитационного процессов [5].

В РФ технология сестринского процесса не внедрена в практическое здравоохранение и используется обычно лишь в качестве модели организации медицинской помощи.

Целью исследования была апробация технологии сестринского процесса и обучения родителей, выявление ее эффективности при комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе Центра развития ребенка – детского сада № 181 г. Челябинска. В процессе реабилитации на I этапе сестринского процесса медицинская сестра формирует информационную базу данных о пациенте и его семье в Протоколе сестринского обследования, где определяются различные уровни потребностей ребенка. При этом она должна оценить следующие параметры:

  • состояние основных функциональных систем организма;
  • эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адаптации к стрессам;
  • способность к самоуходу;
  • сведения об окружающей среде в плане положительных и отрицательных влияний (факторы риска)
  • социологические данные.

Проведя анализ состояния пациента, на II этапе медицинская сестра выясняет проблемы ребенка, связанные с заболеванием, и формирует сестринский диагноз. Сестринский диагноз – это настоящее и потенциальное состояние здоровья пациента, выявленное в результате сестринского обследования и требующее сестринских вмешательств. Между врачебным и сестринским диагнозами существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, нозологий, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов или его родственников на проблемы, связанные со здоровьем, охватывает все сферы жизнедеятельности пациента, в связи с чем сестринские диагнозы подразделяются на физиологические, психологические, духовные, социальные. Перечень сестринских диагнозов, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер NANDA (1986), насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, страх, беспокойство, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, нарушение координации, тугоподвижность суставов, пониженная физическая активность, недостаток знаний и другие [7]. Сестринский диагноз может содержать несколько формулировок и меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Сестринский диагноз является основой для III этапа сестринского процесса – планирования. В Протоколе сестринского вмешательства формируются цели и мероприятия, указываются примерные сроки и итоговая оценка мероприятий.

Целью IV этапа является выполнение действий в соответствии с планом. На V этапе медицинская сестра оценивает свои действия. В Протоколе сестринского вмешательства фиксирует результаты своих наблюдений за пациентом. Здесь она делает запись об изменениях состояния ребенка, чему обучила маму, как мама выполняет рекомендации врача, массажиста, логопеда.

При осмотре – ребенок ходит самостоятельно, неуверенно, хромает на правую ногу, правая рука в вынужденном положении. Выраженная сгибательно–пронаторная контрактура правого локтевого сустава и сгибательная контрактура правого коленного сустава. Объем активных движений верхней и нижней конечности соответствует 25 % нормального объема. Мышечный тонус высокий. Мальчик в контакт не вступает, двигательно расторможен, эмоционально лабилен, боязлив. Речи нет, отдельные звуки, хотя, со слов мамы, дома произносит некоторые слова. Себя практически не обслуживает. Интеллектуальные предпосылки низкие. Из сопутствующих заболеваний атопический дерматит, который ярко выражен на данный момент. Мама отмечает у ребенка плохой сон из-за кожного зуда.

II этап. У ребенка нарушены потребности в движении, во сне, в общении, в безопасности. Проблемы (сестринский диагноз): нарушение двигательной активности, кожный зуд, высокий риск инфицирования кожи, дефицит гигиенических навыков, страх, тревожность, связанные с переменой обстановки, отсутствием матери, дефицит знаний матери о заболевании и лечении, низкий уровень комплаентности.

Приоритетные проблемы – кожный зуд, дефицит знаний матери о диете при дерматите, низкая комплаентность, обусловленная дефицитом знаний о ДЦП и принципах оказания помощи.

Потенциальные – высокий риск инфицирования кожи, нарастание страха, тревоги, увеличение контрактур, ухудшение состояния ребенка вследствие низкой комплаентности матери.

Рассмотрим план сестринского вмешательства (III этап) при решении приоритетной проблемы ребенка (табл. 1).

План сестринского вмешательства при решении приоритетной проблемы ребенка

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.