Самосознание подростков с дцп

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом . В исследовании приняли участие семьи, воспитывающие детей с детским церебральным параличом с сохранным интеллектом и интеллектуальной недостаточностью. Проведен анализ факторов восприятия семейных отношений подростком и влияния этих факторов на особенности самосознания личности. Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное с установками на порицание, также для родителей характерен директивный стиль воспитания. Обращает на себя внимание обнаружение отрицательных значимых коэффициентов по данным показателям. Проведенное исследование показало, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка. Наши данные свидетельствуют о том, что отец демонстрирует высокий уровень непоследовательности своего поведения и воспитательных воздействий по отношению к сыну, девочки склонны оценивать поведение отца как автономное, эмоционально-холодное. Образ родительской позиции матери у девочек и мальчиков различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Девочки с сохранным интеллектом по сравнению с девочками с интеллектуальной недостаточностью выше оценивают уровень позитивного интереса, принятия со стороны матери.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

PECULIARITIES OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY AT DIFFERENT PERCEPTION OF THEIR FAMILY ENVIRONMENT

The paper dwells on parenting relations in families having a child with cerebral palsy . The study involved families raising children with cerebral palsy with either intact intellect or intellectual disabilities. We studied the factors of perceiving their family relations by adolescents and the influence of these factors on the individual features of self-awareness. The adolescents perceive the attitude of their parents to themselves as hostile and tending to reproach; it is also typical for the parents to have an instructive parenting style. Noteworthy is the discovery of negative significant coefficients for these indicators. The study showed that parental role depends on the sex of the child. Our data suggest that the fathers demonstrate a high level of inconsistency in terms of their behaviour and educational measures towards their sons, while the girls tend to perceive the behavior of their fathers as autonomous and emotionally cold. The mother’s attitude is identified by the girls and boys differently by the level of positive interest and hostility. The girls with intact intellect rate the level of positive interest and acceptance by their mothers higher that the girls with intellectual disabilities.

ТИМОФЕЕВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической реабилитации Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры. Автор 43 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ПРИ РАЗЛИЧНОМ ВОСПРИЯТИИ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. В исследовании приняли участие семьи, воспитывающие детей с детским церебральным параличом с сохранным интеллектом и интеллектуальной недостаточностью. Проведен анализ факторов восприятия семейных отношений подростком и влияния этих факторов на особенности самосознания личности. Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное с установками на порицание, также для родителей характерен директивный стиль воспитания. Обращает на себя внимание обнаружение отрицательных значимых коэффициентов по данным показателям. Проведенное исследование показало, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка. Наши данные свидетельствуют о том, что отец демонстрирует высокий уровень непоследовательности своего поведения и воспитательных воздействий по отношению к сыну, девочки склонны оценивать поведение отца как автономное, эмоционально-холодное. Образ родительской позиции матери у девочек и мальчиков различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Девочки с сохранным интеллектом по сравнению с девочками с интеллектуальной недостаточностью выше оценивают уровень позитивного интереса, принятия со стороны матери.

Одной из важнейших проблем современной психологической науки становится изучение личности, находящейся во взаимодействии с трудными жизненными ситуациями. Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к числу достаточно распространенных заболеваний,

приводящих к различной степени выраженности детской инвалидности. Как показывают исследования, в последние годы тенденции к снижению заболеваемости не отмечается. Вместе с тем во всех странах мира ДЦП занимает одно из ведущих мест в структуре

ности взаимоотношений с другими людьми [3, с. 124].

Как всякое сложное системное явление, личность формируется под воздействием большого числа факторов, среди которых социальная среда является если не главным, то одним из основных. Л.С. Выготский говорил о социальной среде не только и не столько как о факторе, а скорее как об источнике развития личности ребенка.

Важным фактором, предрасполагающим ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

Е.А. Капцова в своих исследованиях проводила анализ особенностей воспитания. Согласно представлениям подростков, в условиях

семейного благополучия стиль родительского отношения представляет собой совокупность проявлений теплого, положительного отношения к ребенку и умеренной, необходимой ему директивности. Непоследовательность воспитательных приемов, характеризующаяся несовпадением отцовских и материнских требований или противоречивостью требований каждого из родителей, оказывает негативное влияние на развитие самосознания подростка. Чрезмерная директивность родителей так же, как и отсутствие контроля, воспринимается подростком как фактор семейного неблагополучия [4, с. 31].

Р Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как автономия и позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [7, с. 132].

Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей, имеющих детей с ДЦП, было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1 : 1,8 (семьи с девочками - 142, семьи с мальчиками - 164). Средний возраст детей составил 11 лет, возраст родителей -от 27 до 45 лет. Семейный статус: полные семьи - 220, неполные - 86. Другим значимым показателем данной выборки выступило нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта - 50 чел., среди девочек - 40.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica for Windows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal были заданы несколько факторов. Для восприятия семейной среды подростками с ДЦП в нашем исследовании были значимы следующие факторы:

отношениях к дочери. Поэтому мальчики и девочки с сохранным интеллектом считают поведение родителя противоположного пола и родителей как целостности по отношению к себе недружественным. Можно было бы предполагать, что подростки с ДЦП рассматривают взаимоотношения с родителями как директивные и враждебные, но в нашем исследовании были выявлены отрицательные значимые коэффициенты по данным показателям. Отмечается непоследовательность в воспитании со стороны отца (г = 0,693) и в то же время автономность (г = 0,477), что проявляется в формальном отношении к воспитанию сына.

По нашему мнению, в неполных семьях (г = -0,653), воспитывающих девочек с ДЦП с сохранным интеллектом, отношение к матери со стороны дочери положительное (г = 0,458); показатели положительного отношения к отцу значительно выше (г = 0,629), что может свидетельствовать об огромном желании иметь рядом отца. В современных исследованиях отцовства установлено, что отцовство сильно зависит от супружеских отношений и в контексте семьи на взаимоотношение отца и ребенка существенное влияние оказывает фактор отношений матери и отца. Данный фактор состоит из: во-первых, ожиданий матери по отношению к отцу в ситуации больного ребенка; во-вторых, специфики взаимоотношений матери с отцом ребенка (брачный статус, конфликты, развод и прочее); в-третьих, особенностей развития ребенка. Для исследуемых семей основополагающим компонентом данного фактора выступает брак. Обращает на себя внимание тот факт, что в семьях, где дети имеют нарушение интеллекта, больше страдают девочки. Это объяснимо с позиции классического психоанализа, когда отец в конкретный период онтогенеза не принимает в девочке женщину, не оказывает ей знаков внимания и др.

Но в то же время в нашем исследовании мы выявили, что в семьях, имеющих девочку с нарушением интеллекта, наблюдается враждебность со стороны матери (г = 0,805), что, по нашему мнению, проявляется в определенной

дистанции к членам семьи, в непоследовательности тактики воспитания (г = 0,591). Наибольший вес по шкалам мы отмечаем в диаде отец/дочь: враждебность (г = 0,889), автономность (г = 0,924), что может свидетельствовать о неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери (эмоционально-холодном), об отгороженности от проблем семьи.

Считается, что в семьях, где есть больной ребенок, матери чрезмерно вовлечены в воспитание и лечение ребенка, в то время как отцы уходят от данной ситуации эмоционально или физически. Появление в семье больного ребенка часто приводит к семейным конфликтам, проецируемым на ребенка с ограничениями жизнедеятельности. С одной стороны, главным компонентом эмоционального процесса в такой семье выступает супружеский конфликт, суть которого - в сложностях приспособления мужа и жены как целостной системы к ситуации появления и нахождения в семье больного ребенка, проявляющегося в постоянных обвинениях друг друга. С другой, в подобных семьях развивается иной конфликт, смыслом которого является попытка одной из сторон изменить отношение второй стороны к данной ситуации. Один из супругов начинает подстраиваться под требования другого для поддержания благоприятных семейных отношений, что приводит к доминированию одного из супругов. Тот, кто пытался сохранить семью, в конечном итоге становится неспособным принимать самостоятельные решения, что и приводит к более

глубокому эмоциональному и/или физическому отстранению от ситуации. Оставшийся в семье супруг часто неосознанно проецирует неудачу в семейной жизни на больного ребенка.

В нашем исследовании было выявлено, что подобное отношение к больному ребенку демонстрирует как мать, так и отец. Несмотря на то, что по отношению к мамам дети с ДЦП при проведении клинического интервью не высказывают негативного отношения, в нашем исследовании установлено, что сами мамы достаточно часто демонстрируют эмоциональную отстраненность по отношению к своему больному ребенку. Это проявляется как через привлечение к воспитательному процессу нянь, бабушек и др., так и через психологический отказ от ребенка.

Таким образом, материнское отношение к ребенку отличается, с одной стороны, гиперконтролем, суть которого в поддержании инфантильности ребенка, с другой стороны - эмоциональной депривацией, что сказывается на соматическом и психическом состоянии больного ребенка. Можно предположить, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья как система, так и больной ребенок.

Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потреб-ностно-мотивационную систему маленького человека, позитивный взгляд на мир и на самого себя. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении. Наиболее вредным оказывается непредсказуемость родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность, в то время как чувствительные, эмоционально понимающие и сопереживающие детям родители, адекватно и своевременно реагирующие на все потребности ребенка, формируют в нем уверенность в том, что он может контролировать свои действия, себя, других и достигать своих целей. Если же в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, а тем более, если это больной ребенок, у него может возникнуть чувство опасности, непредсказуемости среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Отношение к больному ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе психосоциальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1986. 422 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 368 с.

4. Капцова Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2. С. 27-45.

5. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. науч. тр. М., 1991. С. 21-24.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2003. 639 с.

7. Ryan R.M., Frederick C. On Ene^, Pereonality, and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of WellBeing // J. Pere. 1997. Vol. 65(3). Р. 529-565.

1. Bums R.B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston. 1982 (Russ. ed.: Bems R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. Moscow, 1986. 422 p.).

2. Vasseiman L.I. Psikhologicheskaya metodika “Podrostki o roditelyakh” i ee prakticheskoe primenenie [Psychological Technique “Teenagere About Then Parents” and Its Practical Application]. Moscow, 1995. 56 p.

3. Vygotskiy L.S. Sobr. soch.: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii [Collected Wo&s: In 6 Vols. Vol. 6. Fundamentals of Therapeutic Pedagogy]. Moscow, 1983. 368 p.

4. Kaptsova E.A. Osobennosti otdel’nykh komponentov samosoznaniya podrastkov v individual’no-spetsificheskikh usloviyakh vospriyatiya semeynoy situatsii [Peculiarities of Certain Components of Consciousness in Adolescents Unde! Specific Individual Conditions of Perceiving the Family Situation]. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya, 2002, no. 2, pp. 27-45.

5. Levchenko I.Yu. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya bol’nykh DTsP v detskom i podrostkovom vozraste [Peculiarities of Mental Development in Patients with Cerebral Palsy in Childhood and Adolescence]. Mediko-sotsial’naya reabilitatsiya bol’nykh i invalidov vsledstvie detskogo tserebral’nogo paralicha: sb. nauch. tr. [Medical and Social Rehabilitation of Patients and Disabled as a Result of Cerebral Palsy: Collected Papere]. Moscow, 1991, pp. 21-24.

6. Stolyarenko L.D. Osnovypsikhologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov-on-Don, 2003. 639 p.

7. Ryan R.M., Frederick C. On Ene^, Personality, and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of WellBeing. J. Pers, 1997, vol. 65 (3), pp. 529-565.

Timofeeva Irina Vladimirovna

Yekaterinburg Branch, The Urals State Univeraty of Physical Culture (Yekaterinburg, Russia)

PECULIARITIES OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY AT DIFFERENT PERCEPTION OF THEIR FAMILY ENVIRONMENT

The paper dwells on parenting relations in families having a child with cerebral palsy. The study involved families raising children with cerebral palsy with either intact intellect or intellectual disabilities. We studied the factors of perceiving their family relations by adolescents and the influence of these factors on the individual features of self-awareness. The adolescents perceive the attitude of their parents to themselves as hostile and tending to reproach; it is also typical for the parents to have an instructive parenting style. Noteworthy is the discovery of negative significant coefficients for these indicators. The study showed that parental role depends on the sex of the child. Our data suggest that the fathers demonstrate a high level of inconsistency in terms of their behaviour and educational measures towards their sons, while the girls tend to perceive the behavior of their fathers as autonomous and emotionally cold. The mother’s attitude is identified by the girls and boys differently by the level of positive interest and hostility. The girls with intact intellect rate the level of positive interest and acceptance by their mothers higher that the girls with intellectual disabilities.

Keywords: child with cerebral palsy, cerebral palsy, parental attitude, technique “Teenagers About Their Parents".

Контактная информация: адрес: 620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, д. 85;

Хлыстова Елена Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Штуркин Константин Алексеевич

Студент 4 курса факультета специальной психологии

Уральский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье раскрываются особенности самосознания детей подросткового возраста с ДЦП. Представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы. Описаны факторы, влияющие на формирование самосознания при ДЦП и отдельные его характеристики у детей подросткового возраста с данным вариантом аномального развития.

Ключевые слова: дети подросткового возраста с детским церебральным параличом, самосознание, факторы развития самосознания.

На современном этапе развития общества в условиях разрушения и неопределенности многих социальных норм и идеалов проблема формирования самосознания становятся предметом пристального анализа многих специалистов [1,2,3]. Представления субъекта о себе самом, лежит в основе модели его взаимодействия с социумом и, в конечном итоге, определяет успех социализации. По этому, изучение специфики самосознания на различных этапах становления личности, анализ его структурно – динамических компонентов актуально как в контексте как нормативного, так и дизонтогенетического развития.

Детский церебральный паралич (ДЦП), относящийся к дефицитному типу дизонтогенеза, определяется специалистами как одна из самых тяжелых аномалий развития, предполагающая сочетанные нарушения психики, нередко приводящие к инвалидности. Сегодня распространенность ДЦП составляет 3 — 9 случаев на 100 детей и имеет тенденцию к увеличению.Представление о структуре дефекта при ДЦП позволяет дифференцировать три фактора, которые в большей степени влияют на формирование самосознания [1, 5, 6]. Первый фактор – особенности работы нервной системы. Динамические характеристики и проявление органического синдрома накладывают свой отпечаток на эмоциональные и поведенческие реакции, которые с развитием личности могут проецироваться на психодинамические компоненты. Второй фактор – уровень двигательного дефекта, который влияет на формирование представлений о внешности, но и определяет такой компонент как осознание собственной автономности. Чем глубже двигательный дефект, тем в большей степени зависимость от других становится неотъемлемой частью сознания. Третий фактор – социальные условия. Особенности семейного воспитания, специфика обучения способствуют закреплению социальных ролей как субличностей [1, 4].

Качественный анализ полученных данных позволяет предположить наличие тенденции к недостаточной сформированной самосознания у испытуемых. При этом практически у всех обследуемых преобладает прагматичный и противоречивый взгляд на мир. В ответах основной акцент ставиться на будущие достижения, в том числе и в профессиональной жизни. Однако собственные двигательные ограничения респонденты не рассматривают как серьезные препятствия для достижения цели. Трое из пяти склонны проецировать свои личностные качества на других людей. Для четверых характерны наивные представления о будущей жизни, что можно интерпретировать как проявление личностного инфантилизма. В целом исследование показало, что самосознание детей подросткового возраста с ДЦП соответствует возрастным нормам. Общей тенденцией оказалось противоречивость между представлениями о себе в будущем в радужных красках и понимание трудностей, характерных для взрослой жизни. Представленность двигательного дефекта в самосознании испытуемых не обнаружена. Проблема требует дальнейшего изучения, которое может быть реализовано через расширение констатирующего эксперимента, организации и проведения формирующей его части.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06

Статья просмотрена: 1988 раз

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. Внутренняя картина здоровья, по существу - составная часть самосознания. Оно же под влиянием интеро - и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным фоном. Представление о своём соматическом состоянии, сопровождаясь определёнными переживаниями, отражается в различных формах отношения человека к своему здоровью. В одних случаях - это пренебрежение, в других - повышенное внимание, в-третьих - адекватное к нему отношение.[15]

Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что любая физическая неполноценность оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка, изменяя социальную ситуацию развития, нарушая структуру интериндивидуальных социальных связей, искажая интериндивидуальную структуру психических свойств и качеств больного. У ребёнка с двигательными нарушениями эти изменения связаны со сменой микросредовой обстановки:

- частым пребыванием в условиях госпитализации,

- отрывом от семьи,

- изменением референтной группы (cмена коллектива здоровых ровесников на общение с больными детьми).[15]

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается отсутствие уверенности в себе, повышенная внушаемость, несамостоятельность, наивность в суждениях, слабая ориентировка в бытовых и практических вопросах. У таких детей легко формируется иждивенческая установка, неспособность и нежелание к самостоятельной деятельности, а так же робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы, повышенная чувствительность, обидчивость, замкнутость. Анализ самооценки подростков, больных ДЦП выявил, что девочки с ДЦП оценивают себя значительно ниже, чем мальчики с ДЦП. [28]

Осознавать свой дефект ребёнок начинает в 7-8 лет. По отношению ребёнка к своему нарушению выделяют три группы детей с ДЦП:

1. С адекватным отношением. Эти дети трезво оценивают свои возможности, имеют готовность к преодолению трудностей, с удовольствием посещают занятия ЛФК, логопедические занятия, физиотерапевтические процедуры, ориентированы на проф. подготовку.

2. С подавленным настроением, с потерей веры в улучшение состояния

3. Индифферентное отношение к своему дефекту.

Более 50% детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют резко отрицательное отношение к своему будущему: оно представляется им тяжёлым и несчастливым. Лишь 17 % детей уверены в собственных силах, имеют желание преодолевать трудности. У 11% таких детей отмечается эгоцентризм, неадекватное отношение к своим возможностям, а в 2% случаев дети надеются на чудо. [22]

Особенность детского церебрального паралича состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояние больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и т.д. В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.[28]

Как отмечают многие исследователи, успешность социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем. Чаще это является следствием негативного воздействия на них микросоциального окружения и психогенной травматизации в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Как отмечается в психологической литературе, решающее значение в социальной адаптации и интеграции детей с ДЦП имеют индивидуальные особенности их развития, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельность. В литературе так же указывается, что гибкость, как личностная характеристика, является одним из факторов, который предопределяет возможность успешного разрешения человеком широкого спектра жизненных проблем и эффективной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. [7]

Недостаточное развитие рефлексии, склонности к самопознанию детей, страдающих ДЦП можно объяснить особой социальной ситуацией развития данной группы детей, в частности, социальной изоляцией, узким кругом общения, ограничением возможностей в получении образования, профессии, достижении социально значимых результатов.[13]

Самосознание включает в себя три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия. Заболевание создаёт особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. [11]

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у подростков негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития. Так, для детей и подростков с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребёнку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолевать трудности, в других - реакцию протеста, негативизм, упрямство.

В ранней юности подростки с ДЦП осознают свою уникальность, непохожесть на других, что ведёт к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничных отношений с родителями и сверстниками. Изоляция от общества препятствует формированию активной жизненной позиции, устойчивой положительной самооценки, базового чувства доверия к миру, в связи с чем все люди воспринимаются как недоброжелательное окружение. У детей и подростков, страдающих ДЦП, не формируются достаточная мотивация и навыки общения, направленность внимания на реакции окружающих в отношении собственного внешнего облика и поведения.[13]

Дети и подростки с ДЦП выбирают для себя в основном те виды деятельности, которые могут осуществляться без присутствия других детей, предпочитают ситуации, в которых предоставлены сами себе, мало вовлечены в совместную деятельность с другими людьми, не интересуются их мнением. [20]

Таким образом, особенностями личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются недостаточное развитие рефлексии, склонности к самопознанию и саморазвитию, что обусловлено социальной изоляцией данной категории детей.

В проблеме познания индивидуальности подростков, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, особый интерес приобретает вопрос об особенностях познания собственной индивидуальности. Изучение данного вопроса представляется достаточно значимым, поскольку может рассматриваться в качестве одного из направлений коррекционной работы с детьми, позволяет прогнозировать особенности взаимоотношений данной группы подростков с другими людьми.

личность коррекционный самопознание подросток

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.