Сенсорная интеграция для детей с дцп

Форма спастическая диплегия. Методика направлена на коррекцию синдрома Литтля при помощи сенсорной интеграции. Сенсорная коррекция детского церебрального паралича.


Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – это одна из самых результативных методик коррекции двадцать первого века. Когда речь заходит о психофизических нарушениях, нельзя уделять внимание лишь одной коррекции когнитивных функций. Сенсорная интеграция – это физическое воздействие на физиологические особенности при определённом заболевании, с последующим влиянием на когнитивные функции с целью развития физического, психического здоровья, облегчения различной симптоматики, реабилитации и гармонизации психоэмоционального состояния. Таким образом, можно определить, что сенсорное воздействие - это связующие между психическим и физическим. Основой сенсорной интеграции являются различные тренажеры, на базе современных технологий. Они могут быть базой для классической коррекции и могут использоваться как независимый метод реабилитации. Сенсорная коррекция происходит исключительно с учетом особенностей ребенка, его потребностей и желаний – добровольно и непринужденно.

Сенсорная коррекция детского церебрального паралича

ДЦП имеет ряд форм с разной степенью поражения ЦНС и нарушением физических функций организма. При этом, безусловно, страдает восприятие. Из-за искажений в восприятии, сенсорная интерпретация замедляется и неверно анализируется в коре головного мозга. Потому особенно важно проводить сенсорную коррекцию для детей с этим недугом. Тем не менее, нельзя применять одинаковые тренажеры для коррекции разных форм, пускай и одного заболевания. Каждая форма имеет свою характеристику, исходя из которой необходимо назначать ряд сенсорных упражнений. Спастическая диплегия или синдром Литтля - самая распространённая форма ДЦП по всему миру. Стоит заметить, что это не самая тяжелая форма, и она поддается коррекции. Дети с синдромом Литтля могут развить в себе навыки самообслуживания, у некоторых встречается сохраненный интеллект или неглубокие нарушения, которые можно преодолеть при помощи регулярных занятий. Сенсорная коррекция дает возможность одновременно воздействовать и на физические и на психические нарушения и развивать их в равной мере.

С особенностями методики вы можете ознакомиться далее:

Сенсорная коррекция детского церебрального паралича - ДЦП. Форма спастическая диплегия.

  • Особенности восприятия у детей с синдромом Литтля.
  • Критерии комплектации сенсорной комнаты для детей с ДЦП.
  • Методические рекомендации по применению оборудования в контексте сенсорной коррекции.
  • Дополнение 1. Таблица соответствий влияния стимульного материала на когнитивные функции.

Особенности восприятия у детей с синдромом Литтля

Детский церебральный паралич – это, в первую очередь, синдромокомлекс. Именно из-за широкого спектра симптоматики, коррекцию необходимо назначать в зависимости от личностных особенностей и особенностей заболевания. Особенности восприятия у детей с синдромом Литтля имеет следующую характеристику:

  • Нарушение пространственного восприятия, при спасической диплегии происходит ориентация по вертикали.
  • В следствии двигательного дефекта, затрудняется перцептивная активность.
  • У ребенка отсутствуют рефлексы поворота головы и глаз к свету. Предмет глазами не фиксирует. Отсутствует сосредоточение взгляда на блестящих и ярких предметах.
  • Нарушения фонематического слуха затрудняют обучение письму и чтению. Отставание в формировании словаря и семантические нарушения.
  • Не соотносит форму реальных предметов с заданной геометрической формой.
  • Узнаёт 4-5 цветов спектра. Понятия протяжённости (шире - уже, длиннее - короче) не сформированы. Начинает дифференцировать угольные и округлые фигуры. Отмечается грубый астереогноз.
  • Восприятие ситуационное и недифференцированное.
  • Не подражает речи окружающих, реакция на обращение неяркая.
  • Возможны нарушения зрения и слуха – в зависимости от глубины поражения.

Глубину поражения определяют, ориентируясь на степень тяжести. Существует три вида степени тяжести: первой степени – легкая форма, могут самостоятельно продвигаться, вторая степень – требуют посторонней помощи, могут передвигаться при помощи специального оборудования. Третья степень наиболее тяжелая, основной характеристикой выступает то, что дети не способны передвигаться. Особенности восприятия выражаются в зависимости от глубины поражения, при легкой форме некоторые и вовсе могут отсутствовать. Кроме того, необходимо продиагностировать степень тактильной чувствительности ребенка, проследив его реакцию на стимулы различной силы и типологии. Также важно дифференцировать нарушения в работе анализаторов и нарушения интеллекта, то есть, обработки информации.

Критерии комплектации сенсорной комнаты для детей с ДЦП

  • НАБОР БЛЕСТЯЩЕЙ ГИГАНТСКОЙ МОЗАИКИ- Детали мозаики являются стимульным материалом, имеют различные цвета и формы, благодаря чему происходит усвоение сенсорных эталонов, по типу цветовой гаммы и формы. Благодаря внушительным размерам мозаику легко перемещать, при этом происходит развитие когнитивных функций и понимания детализации общей картины. Занятия с мозаикой стимулируют зрительно-моторную координацию, пространственное и зрительное восприятие, внимание, воображение. Формирует сначала умение работать по образцу. Мозаика способствует развитию коммуникативной сферы и игровой деятельности ребенка. При помощи мозаики легко можно изучать геометрические фигуры и проводить образовательные уроки. Происходит тактильная и зрительная стимуляция. Метод позитивно влияет на развитие речи ребенка, также развиваются навыки моторного планирования путем стимуляции проприоцептивной системы. Использовать мозаику можно играючи, а также во время лечебной физкультуры, используя ее как основу и стимульный материал для упражнений. Таким образом становится возможно удержать внимание ребенка на более длительный период.

  • ШАГАЕМ ВМЕСТЕ, 2 - Данный комплект состоит из 4 элементов. Используется для ребенка в сопровождении взрослого. Благодаря такой структуре тренажера занятия лечебной физкультурой проходят гораздо увлекательнее для детей. Стоит отметить и то, что взрослый полностью контролирует и координирует ребёнка, что способствует улучшению качества выпоенных упражнений. Когда ребенок может перемещаться сам этот тренажёр можно использовать в паре между детьми, но при этом очень важно, чтобы у детей совпадали уровни физической подготовки и особенности заболевания. Подобный тренажер можно использовать и в домашних условиях, тогда ведущим будет выступать родитель. Кроме решения очевидных задач по физическому развитию ребенка на физкультурных занятиях, данный набор предназначен не только для досуговых развлечений, но и для формирования толерантной среды и согласованных действий в группе, что способствует социализации ребенка. Таким образом происходит тактильная стимуляция, укрепление определенных групп мышц, развитие понимания схемы собственного тела, улучшение координации движений в пространстве, формируется понимание механизма движений и общее развитие физических навыков.

  • СЕНСОРНЫЕ КАЧЕЛИ ДИСК - Тренажер для вестибулярной и тактильной стимуляции с успокаивающим эффектом. Развивает навыки балансирования. Рекомендуется как базовый тренажер для физической и психологической реабилитации. Персональное место игр и уединения. В нем можно покрутиться, почитать, порисовать или заняться обучением. Качели-диск - используется для детей, которым еще сложно удерживать равновесие, стоя на ногах, или как альтернатива упражнениям с балансирами. Раскачивание на диске позволяет освободить руки для взаимодействия с другими предметами, такие занятия способствуют развитию: реакций равновесия, моторного планирования, зрительно-моторной и билатеральной координации; тренируются мышцы и правильная осанка. Помогает гармоничному сенсорному развитию, формированию целостного ощущения тела, восприятия собственных движений, помогает преодолевать барьер телесного контакта с другими людьми, развивает вестибулярный аппарат, а также избавляет от тревожности. Тренажер выполнен в пастельных тонах и подходит для гиперчувствительных детей. Тренажер имеет надежное крепление, подходит как для малышей, так и для взрослых. Находится не очень высоко, так что бы ребёнку было комфортно самостоятельно ним пользоваться.

Методические рекомендации по применению оборудования в контексте сенсорной коррекции

Начиная коррекцию важно помнить, что все формы ДЦП характеризируются повышенной утомляемостью в силу ряда сопровождающих синдромов. Не стоит перегружать ребенка, нагрузка должна быть постепенной, от малого к большему и, что особенно важно, нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Дети с ДЦП эмоционально чувствительны, потому их легко обидеть, помните, что важный фактор успешной коррекции – непринужденная обстановка и добровольное желание ребенка заниматься. Особенно важно делать перерывы, или хотя бы небольшие паузы во время занятия.

Важно устроить занятие таким образом, чтобы активировать работу всех анализаторов – двигательного, слухового, зрительного, кинестетического. Важно развивать моторику, а также следить за тем, чтобы дети повторяли все необходимые движения и информацию. Нужно развивать представление о движении и стремиться к приобретению двигательных навыков. Уделяйте особое внимание развитию сенсорных эталонов. Не забывайте хвалить за успехи и настраивать на позитивный результат. Стимулируйте речевую активность ребенка проговаривая все его действия, также этому способствует звукоподражание. Не забывает о зрительных стимулах. Учитывайте характер ребенка и все его личностные особенности.

Дополнение 1. Таблица соответствий влияния стимульного материала на когнитивные функции.


Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, истерики).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Применение сенсорной интеграции

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.

Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками. Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р. Использование сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.


Сенсорная стимуляция и интеграция при аутизме – это один из многочисленных методов, эффективность его еще недостаточно изучена при применении в лечении расстройств аутистического спектра. Сенсорная интеграция для аутистов должна проводится лишь после того, как выявлены основные причины заболевания или эффект будет сведен на нет. Задачей метода сенсорной интеграции является снижение гипервозбудимости и релаксация.

Дисфункция сенсорной интеграции у детей с ДЦП заключается в недозрелости всех сенсорных систем и неспособности эффективно использовать ощущения адекватно реагировать на входящие сенсорные сигналы, поэтому специалистам приходится решать когнитивные, поведенческие и нейрофизиологические проблемы. Эффективным решением является сенсорная интегративная терапия с применением оборудования, позволяющего получить максимальные сенсорные реакции:

  • гамаки;
  • подвешенные валики;
  • наклонные доски;
  • тоннели;
  • бассейн с шариками.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Сенсорная интеграция – обучение

Курсы по сенсорной интеграции проводятся от Австрийской ассоциации и Южно-калифорнийского университета в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение состоит из 3-х модулей, продолжительностью 144 часа. Курсы рекомендованы для логопедов, дефектологов, нейропсихологов и психотерапевтов. Продолжительность обучения 144 часа, и при успешном окончании выдается сертификат о повышении квалификации.

Девочки, спасибо за отзывы, вдохновилась еще на заключительный пост. В продолжении темы. (+ немного о речи)

Если у малыша только лепет, несколько слов, либо совсем отсутствует речь, в первую очередь, что вы можете предпринять дома — это:

1.Развитие сенсорного опыта.

Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаково важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Я о них рассказывала в предыдущей статье. Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Она питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.

Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения.

Виды сенсорных игр:

— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

-Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

-Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.

-Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

В приложение несколько фото для образца, что вы можете сделать дома.


Можно смастерить вот такую коробочку из старого свитера (точнее, его рукава)





Мастерицы могут сшить вот такой мешок, в который можно прятать разные предметы, трогать и называть, потом доставать и оценивать результат.



Отличное приспособление для ткани разной фактуры — пяльца (колечки для вышивки)






Все просто из подручных средств…


2.Стимуляция речевой активности:

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

*Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.


*Длинную мармеладку нужно зажать губами и тянуть рукой. Надо стараться удержать мармеладку губами!


*Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

*Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.


*А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.


*Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.


*Облизывай чупа-чупс сбоку, сверху, снизу.


Девочки, на фото уже взрослые детки, малышей сложно фотографировать. И необходимо было показать точность выполнения. А так эти упражнения для малышей.
Не забываем про дыхание:

Живая речь.

Использование фольклора.

Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный

эмоциональный заряд, стимулирует формирование аффективного воображения и речи. Это и народные игры, потешки, сказки. Содержащийся в них фольклорный материал способствует

Мелодичность нашего языка начинается со слов из двух слогов и ударением на 1 слог. (типа: мама, баба, папа, каша, маша, бусы, шуба, дыня, кеды, вата и т.д.) С таких слов и следует начинать (методика Т.Н. Новиковой — Ианцовой), посмотрите на ее сайте. Я прилагаю музыку для пения таких слов, они как раз укладываются в нее. Но начинать надо просто со звуков и слогов (ААААА, потом МАМАМАМА и т.д.)

Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание.

Оно осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д.

И прилагаю еще несколько фото по сенсорной интеграции:






Самостоятельно можно изготовить утяжеленный пояс:




И в заключении несколько простых рецептов для сенсорных игр:

ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ- СУПЕР РЕЦЕПТ!

Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика!

Рецепт очень простой: берете соду и добавляете в нее пену для бритья. Все смешиваете и в результате химической реакции получается самодельный снег, с которым интересно играть. Кроме того, такое занятие полезно для развития тактильной чувствительности у детей.

Расход ингредиентов приблизительно такой: пачка соды на балончик крема для бритья. Постепенно примешивайте соду к пене и перед Вами эти два обычных ингредиента будут превращаться в фантастический снег. По ощущениям он воздушный, мягкий, шелковистый и пахнет свежестью, а самое главное — холодный на ощупь. При желании можно добавить немного блесток, ведь снег искрится на солнце.




Пальчиковые краски, Которые можно облизывать

2-2,5 стакана воды

5 столовых ложек соли

2 столовые ложки растительного масла

пищевые красители или фруктово-ягодно-овощные соки

баночки, например, из-под детского питания

Смешать муку с солью.

Постепенно влить воду, перемешивать миксером, чтобы не было комков, добавляя воду, следите за консистенцией.

Добавляем растительное масло.

Разливаем тесто в баночки, добавляем красители.

Кстати, рисовать гораздо интереснее, если помимо пальцев и кисточек, использовать: разные губки и мочалки, бигуди-липучки, половинки овощей и фруктов, одноразовые вилки и пр.

Снежно-лунный песок

Крахмал+растительное масло. В пропорции примерно 6:1. Можно взять как детское масло для кожи, так и обычное растительное для еды. Можно добавить хвойное эфирное масло.

Сода +пена для бритья. Одна пачка на 1 флакон пены. Получится влажный холодный искусственный снег.

Мука+масло. 2 стакана на 1/4 масла. Все тоже самое что с крахмалом. Масса отлично лепится, а также ее можно пробовать на вкус.

В каждую из смесей можно добавить эфирное масло, конфетти в виде снежинок, блестки или красители.

Вариант — лавандовый песок: 8 стаканов муки, 1 стакан растительного масла, эфирное масло лаванды, сухая темперная краска или измельченный сиреневый мел.

Кинетический песок:

4 стакана просеянного песка

2 стакана крахмала

Если засох, перетереть, снова добавить воды.

Безопасные краски для ванной

200 гр геля для душа

100 гр кукурузного крахмала

100 мл теплой воды

емкости для красок

1) Смешать крахмал с небольшим количеством воды, размешать, добавить остальную воду, размешать

2) Добавить гель для душа, размешать, без пены.

3) Довести до кипения смесь на маленьком огне, должна загустеть.

4) Разливаем по емкостям, добавляем краситель

Тянучка

200 гр. свежего белого ПВА

200 мл. жидкого крахмала (продается в отделах бытовой химии)

несколько капель пищевого красителя, блестки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.