Шипицына л м мамайчук и и детский церебральный паралич

Санкт-Петербург Издательство "Дидактика Плюс"

Москва Институт общегуманитарных исследований

Печатается по решению Ученого Совета

Института специальной педагогики и психологии

Международного университета семьи и ребенка

имени Рауля Валленберга

Рецензенты: д-р мед. наук, проф. Д. Н.Исаев

(Институт специальной педагогики и психологии), д-р психол. наук, проф. Л. А. Головей. (Санкт-Петербургский Государственный университет)

Ш 63 Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с. ISBN 5-89239-029-2

В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального па­ралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболе­вания. Особый акцент сделан на особенностях психического состоя­ния, в том числе высших психических функций в зависимости от фор­мы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотиваци-онной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным парали­чом. Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, кор­рекции,, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

Монография представляет интерес для практических психологов, психиатров, педагогов, дефектологов, а также студентов высших и средних педагогических и медицинских учебных заведений.

и психологии МУСиР им. Р. Валленберга, 2001

ISBN 5-89239-029-2 оформление обложки, 2001

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В систе­ме образования создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.

По данным Госкомитета РФ на конец 1999 г. на учете в России со­стояло 597,2 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, что почти в 7 раз больше, чем в 1985 г. (90,6 тыс.). Каждый 10-й ребенок-инвалид явля­ется инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппа­рата. В структуре заболеваемости детей от 0 до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990 г. 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995г. — 547 тыс., а в 1999 г. — 720 тыс. слу­чаев (14).

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это поли­морфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц. Среди них условно можно выделить три группы (61,86):

1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:

— головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы);

— проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);

— спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.

3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).

В настоящее время необходимость совершенствования организа­ций психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опор­но-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно

значительно увеличивается число больных детей с детским церебраль­ным параличом (ДЦП).

Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигатель­ного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной сис­темы.

Проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата анализ пока­зал, что среди этих детей (86):

— 6% — практически полностью способны к самообслуживанию;

— 50% — к неполному самообслуживанию;

— 30% — к частичному самообслуживанию;

— 14% — полностью не способны к самообслуживанию.

В плане сохранности интеллекта получены следующие результаты:

— у 60% — имеют сохранный интеллект;

- у 30% — частичные отклонения в развитии интеллекта; -

- у 10% -— грубые нарушения интеллекта.

У большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппара­та причиной патологии является детский церебральный парадиз. Эти дети нуждаются в специальном подходе к обучению.

В целом по России лишь часть детей имеет возможность посещать' учреждения, в которых оказывается вся необходимая психолого-педа­гогическая и медико-социальная помощь. Это связано не только с недо­статочным количеством учреждений данного типа в стране, но и отсут­ствием подготовленных специалистов (61, 62, 86).

При существующей структуре специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений, традиционно ориентированных преиму­щественно на работу с детьми в группах или классах, часть детей оста­ется без гарантированной педагогической помощи. Это, прежде всего, дети с ДЦП в сочетании с выраженными нарушениями психического развития, эмоционально-личностными отклонениями, эпилептичес­кими припадками и т. п., то есть такие дети, которые постоянно нужда­ются в психолого-педагогическом сопровождении.

Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что существуют трудно­сти передвижения детей^инвалидов, и бывает так, что родители прос­то не в состояний водить или возить своего ребенка в учреждение. Но даже тогда, когда наше государство осознает, что свой транспорт во всех учреждениях такого типа также необходим, как и другое обору­дование (кстати, специальное, начиная с мебели), всегда будут дети, нуждающиеся во всесторонней психолого-педагогической помощи на дому.

Недостаточна существующая система и для детей с легкими нару­шениями опорно-двигательного аппарата, обусловленными или соче-танными с неврологической патологией. Практика показывает, что эти дети могут успешно обучаться в массовой школе, но в периоде началь­ного обучения им требуется щадящий режим, поддерживающая тера­пия, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. В на­стоящее время такие дети чаще всего просто направляются в массовые школы, где в период адаптации у них появляются разнообразные не­вротические реакций, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Таким образом, в системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается целый ряд проблем, препят­ствующих их социальной адаптации и интеграции в современное об­щество:

- недостаток дифференцированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- почти полное отсутствие подготовки и повышения квалифика­ции специалистов для работы с детьми, имеющими различные нару­шения опорно-двигательного аппарата;

— необходимость совершенствования методов лечебной, психоло­гической и коррекционно-педагогической работы с этими детьми на научной основе;

— трудности жизнеустройства, реализации предоставляемых госу­дарством льгот (жилищных, материальных, по вопросам образования и трудоустройства), медицинской, психологической и др. видов помощи;

-низкая обеспеченность средствами передвижения, протезного снабжения, профессионального обучения трудового устройства, раз­вития возможного надомного труда.

Решение этих проблем частично осуществляется в организа­ции комплексных психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) и реабилитационных центров для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата. Для осуществления работы этих центров крайне необходимым является совершенствование ранней диагности­ки детей с двигательной патологией. С этой целью следует уже в ро­дильных домах проводить специалистами — ортопедом, невропатоло­гом, психологом — консультации детей с энцефалопатией и рожден­ных после неблагоприятных родов и осложненной беременности,

а также постоянное наблюдение вышеуказанной группы, а при необхо­димости их лечение в течение 1-го года жизни, с вовлечением в работу специального психолога-педагога и логопеда. Не менее важным явля­ется организация системы ясли — сад, позволяющая охватить всех детей с двигательной патологией, независимо от степени поражения и состояния интеллекта. Данные учреждения должны оказывать необ­ходимую помощь и обладать дифференцированными и индивидуаль­ными программами для воспитания детей с различным поражением опорно-двигательного аппарата, интеллекта и речи (63, 85).

Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых лю­дей, превращение их в активных членов этого общества.

Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отече­ственный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с дви­гательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физи­ческого дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кри­зы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и пове­денческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. При этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенчес­ких, нервно-психических, патохарактерологических расстройств.

Настоящая монография освещает психологические особенности нарушений двигательной деятельности, высших психических функ­ций, эмоционально-личностной сферы детей и подростков с патологи­ей опорно-двигательного аппарата, преимущественно с детским церебральным параличом (ДЦП). Освещаются вопросы психодиаг­ностики, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы в процессе обучения и подготовки детей и подростков с ДЦП во взрос­лую жизнь.

Авторы полагают, что книга будет полезна не только специальным психологам, педагогам, логопедам, медицинским работникам, но и студентам педагогических и медицинских факультетов вузов, а также родителям детей-инвалидов.

Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004.

Раздел 1. Клиническая характеристика группы детей с нарушениями функций ОДА.

Вопросы для контроля

1. Перечислите цели и задачи изучаемого курса.

2. Назовите основные виды патологии опорно-двигательного аппарата у детей.

3. Опишите особенности влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Вопросы для контроля

2. Раскройте причины возникновения детского церебрального паралича.

3. Дайте общую характеристику нарушений при ДЦП.

Тема 3. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Классификация форм ДЦП.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.

Нарушения мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. При ДЦП отмечаются различные нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

Часто у детей с церебральным параличом наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы. Для ДЦП является характерным нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности наиболее часто наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП (формы ДЦП будут рассмотрены ниже).

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимального повышения мышечного тонуса). Ригидность — напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Это происходит при тяжелом поражении экстрапирамидной (подкорковой) системы. Нарушение мышечного тонуса по типу ригидности отмечается при двойной гемиплегии.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. Объем пассивных движений значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. При этом отмечается нарушение статики, несоразмерность движений, походка с покачиванием и потерей равновесия; ребенок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. Гипотония особенно выражена при атонически-астатической форме ДЦП и у детей с гиперкинетической формой ДЦП на первом году жизни.

При нарушении регуляции мышечного тонуса со стороны подкорковых структур возникает дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает. В результате этого движение может оказаться невозможным. Дистония наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

При смешанных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Например, у больного со спастической диплегией со временем могут появиться насильственные движения — гиперкинезы — в руках и артикуляционном аппарате. Это свидетельствует о сложном механизме нарушений мышечного тонуса, которые зависят от многих факторов.

Большое значение в нарушении мышечного тонуса у детей с церебральным параличом имеет неравномерность созревания различных мозговых структур. Нарушения мышечного тонуса могут широко варьировать от грубых до практически приближающихся к норме.

Синкинезии.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений. При ДЦП синкинезии возникают вследствие чрезмерной иррадиации возбуждения, что исключает возможность необходимого контроля со стороны центральной нервной системы. Выделяют имитационные и координаторные синкинезии. Имитационные синкинезии чаще всего проявляются при гемипарезах, когда ребенок выполняет движения здоровой рукой вместо попытки действовать пораженной; или при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки. Координационные синкинезии возникают тогда, когда больной не может выполнять отдельное движение изолированно, а только как часть более сложного двигательного акта. Например, он не может разогнуть согнутые пальцы рук, но при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.

У детей с церебральным параличом отмечаются также оральные синкинезии, которые проявляются в том, что при попытках к активным движениям или при их выполнении происходит непроизвольное открывание рта.

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности двигательных нарушений при различных формах ДЦП.

2. Опишите формы ДЦП.

Вопросы для контроля

1. Назовите основные задачи, методы и особенности психолого-педагогического изучения детей разного возраста при детском церебральном

2. Какие особенности имеет составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с церебральным параличом?

Вопросы для контроля

2. Охарактеризуйте исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом.

2. Какие параметры необходимо учитывать при анализе результатов выполнения заданий детьми раннего возраста с ДЦП?

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности интеллектуальных нарушений при различных формах ДЦП.

2. Раскройте специфические особенности структуры нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Вопросы для контроля

1. Опишите этапы доречевого периода ребенка с ДЦП.

2. Охарактеризуйте особенности речевых нарушений при различных формах ДЦП.

3. Перечислите авторов, занимающихся специальными исследованиями по изучению речевых нарушений при ДЦП.

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности эмоционально-волевых нарушений при различных формах ДЦП.

2. У всех ли детей с ДЦП отмечаются нарушения поведения?

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности личностного развития при различных формах ДЦП.

2. Укажите причины, влияющие на развитие личности ребенка с ДЦП.

3. Раскройте психопатологические варианты личности при ДЦП.

Вопросы для контроля

1. Опишите особенности развития игровой деятельности у ребенка с ДЦП.

2. Раскройте особенности развития продуктивных видов деятельности у ребенка с ДЦП.

Вопросы для контроля

1. С какой целью создается диагностический класс для детей с ДЦП?

2. Какие задачи реализуются в диагностическом классе?

3. Раскройте основные параметры психолого-педагогической диагностики состояния готовности к школьному обучению ребенка с ДЦП.

Вопросы для контроля

1. На какие группы делятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в зависимости от овладения учебным материалом?

2. Раскройте психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение функций ОДА.

3. Какие формы обучения существуют для обучения и воспитания детей с тяжелыми формами ДЦП?

Тема 2. Содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА.

Организация психологического сопровождения детей с ДЦП в учебно-воспитательном процессе, позволяет связать, через единство целей и задач, традиционно разрозненных ее участников — родителей, педагогов и самих детей.

Особое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития. В тех же случаях, когда множественные первичные нарушения с годами обрастают вторичными и третичными, образуя вкупе с ними, индивидуально неповторимое системное нарушение развития (а именно так происходит при ДЦП), психологическое сопровождение оказывается ведущим фактором, обеспечивающим не только компенсацию дефектов и коррекцию развития, но и личностный рост.

Традиционный путь — непосредственное использование учителем психологических рекомендаций зачастую неэффективен, поэтому необходимо внедрение в школу специальной психолого-педагогической медико-социальной (ППМС) службы сопровождения.

Служба ППМС сопровождения осуществляет поэтапную организацию постоянной работы в следующих направлениях:

1. Психолого-медико-педагогическое просвещение.

2. Психолого-медико-педагогическое консультирование.

3. Психолого-медико-педагогическая диагностическая работа.

4. Коррекционно-развивающая работа.

5. Психопрофилактика и психогигиена.

Психолого-медико-педагогическое просвещение проводится в форме лекционно-семинарских спецкурсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично — в режиме активного социально-психологического обучения (деловые игры, групповые дискуссии и т.).

Психолого-медико-педагогическое консультирование как индивидуальное, так и групповое проводится для администрации школы, учителей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется по проблемам обучения, развития, межличностных отношений, самоопределения и пр. Групповое консультирование учащихся проводят по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и др.

Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой цикл, включающий в себя клиническую беседу, экспресс-диагностику, разработку и передачу пациенту психолого-медико-педагогических рекомендаций, а при необходимости — проведение сеансов психотерапии.

Групповое психологическое консультирование рассчитано на обсуждение (под руководством психолога) проблем, общих для всех участников, с совместным поиском оптимальных путей их решения.

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика индивидуального развития осуществляется на основе углубленного исследования ребенка с ДЦП. В результате такой диагностики решаются задачи:

— Контроля динамики психического и физического развития.

— Установление оптимального направления развития.

— Создание необходимых условий развития.

— Коррекция психического и физического развития ребенка.

Содержание диагностической работы предусматривает:

— сбор дополнительной информации о ребенке,

— конструирование диагностических процедур,

— проведение диагностических процедур,

— установление психолого-медико-педагогического диагноза,

— разработка индивидуальной программы развития,

— составление индивидуального плана коррекционной работы,

— организация коррекционной работы и текущего контроля.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе углубленной диагностики в динамике развития.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

— Контроль личностного роста.

— Сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста.

Реализуются индивидуальные программы развития ребенка, его обучения и воспитания с организацией промежуточного контроля и коррекции различных аспектов программы в зависимост1 от успехов ребенка и его трудностей.

Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей с ДЦП.

Задачами этой работы являются:

— Контроль среды развития ребенка.

— Формирование развивающей среды.

— Предупреждение возможных осложнений в критические периоды развития.

Содержание психопрофилактической работы предусматривает:

— текущую диагностику и коррекцию психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса,

— текущий контроль и коррекцию межличностных отношений,

— помощь в создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в семье и школе.

Для ППМС-сопровождения необходимо соблюдение следующих условий:

— координация деятельности в рамках единого психолого-медико-педагогического комплекса;

— возможно более раннее (не позднее 3-летнего возраста) начало индивидуальной работы с ребенком с ДЦП и его семьей.

Вопросы для контроля

1. Какое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития детей с ДЦП?

2. Раскройте направления организации работы службы ППМС.

3. Охарактеризуйте содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями ОДА.

Дополнительная литература

1. Шипицина Л.М., И. И. Мамайчук. Детский церебральный паралич. – М, 2001.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М, 1989

3. Бадалян Л.О. Невропаталогия. – М., 1987.

4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М, 1993.

5. Камежнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Метод рекомендации. – М., 1982.

6. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М., СПб., 1998.

7. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой и социально-трудовой реабилитации. – М, 1989.

8. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М, 1998.

9. Мамайчук И.И., Бахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Дефектология. – 1984. - №6.

10. Мамайчук И.И. Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1990. - №3.

11. Мастюкова Е.М. и др. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1990. - №3.

12. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1982. - №4.

13. Мастюкова Е.М. Лечебная идеология. – М., 1997.

14. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. Астанов. – М., 1995.

15. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

16. Мастюкова Е.М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников. / Дефектология. – 1982. - №2.

17. Масюкова Е.М. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М, 1985.

18. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.

19. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей, с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

20. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989.

21. Семенова К.А., Масюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1989.

22. Симонова Н.В. Динамика игровой деятельности у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1999. - №5.

23. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом. Проект. – М., 1986.

24. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1980. - №6.

25. Симонова Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному языку (при ДУП) / Дефектология. – 1986. - №6.

26. Симонова Н.В. Характеристика словарного заноса у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1985. - №3.

27. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляционных расстройств у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1995. - №5.

28. Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. – М., 2000.

29. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М. 1999.

30. Тутогорская Г.В. Основные аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом. / Дефектология. – 1987. - №1.

31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Ширкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

32. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1998.

Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы


Автор книги — доктор мед. наук проф. К. А. Семенова, возглавляющая Всесоюзный центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности. Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами. Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса.


Освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы.

Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация).

Для невропатологов, педиатров, психиатров, врачей ЛФК, логопедов.


Козявкин В.И. Шестопалова Л.Ф. Подкорытов B.C. Детские церебральные параличи

Медико-психологические проблемы. Львов 1999 год – 143 стр.

В монографии изложены основные закономерности нарушений психической сферы у детей, страдающих ДЦП. Описаны психопатологические синдромы, наблюдаемые при заболевании. Дана подробная медико-психологическая характеристика нарушений личности, интеллекта, речи и других психических функций. Освещаются социально психологические проблемы семьи, имеющей больного ребенка. Излагаются основные принципы разработанной В.И. Козявкиным системы интенсивной нейрофизиологической системы реабилитации больных ДЦП, а также рассматривается эффективность ее применения в аспекте влияния на психическое здоровье детей и их социально психологическую адаптацию.

Монография предназначена для широкого круга специалистов: неврологов, психиатров, психотерапевтов, специалистов в области реабилитационной медицины, медицинских и детских психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, а также для студентов вузов и аспирантов соответствующих специальностей.


Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с. ISBN 5-89239-029-2

В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального паралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболевания. Особый акцент сделан на особенностях психического состояния, в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотивационной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным параличом. Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

Монография представляет интерес для практических психологов, психиатров, педагогов, дефектологов, а также студентов высших и средних педагогических и медицинских учебных заведений.


В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. Книга может быть также полезна студентам педвузов и практическим работникам.


Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. Москва 1972 – 329 с.

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания. Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания. Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка. Основное место в работе отведено вопросам реабилитации. Исходя из рефлекторной теории развития двигательных, речевых и психических функций, авторы предлагают онтогенетически последовательное, поэтапное формирование этих функций у ребенка с церебральным параличом. Подчеркивается значение нормализации патологической рефлекторной активности для формирования двигательной, речевой и психической сферы у детей с церебральными параличами; уделяется большое внимание нормализации патологической афферентной импульсации для развития движения, речи психики. Излагаются конкретные приемы лечебной физкультуры при различных формах и в различных стадиях заболевания. Подробно освещены особенности нейроортопедических мероприятий у этих детей. Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами. Книга рассчитана на широкий круг практических и научных работников — невропатологов, педиатров, психиатров, ортопедов, акушеров, врачей и методистов лечебной физкультуры, логопедов, педагогов, интересующихся проблемой детских церебральных параличей.


Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. 1971 г.– 247 стр.


Семенова К.А. Детские церебральные параличи. Медицина 1968 – 260 с.


Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом.— К.: Здоров’я, 1986.— 168 с.— ил., 0,46 л. ил.— (Б-ка практ. врача).

В книге описаны современные методы лечения детей, больных церебральным спастическим параличом, медикаментозная терапия, массаж и лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, способствующие уменьшению инвалидизации. Приведена методика лечебного плавания для больных первых двух лет жизни.

Для педиатров, невропатологов, физиотерапевтов, ортопедов, врачей ЛФК.


В монографии изложен накопленный за ряд лет материал по проблеме детского церебрального паралича. В работе представлены вопросы этиологии, подробно изложена клиническая характеристика больных детским церебральным параличом с определением уровня поражения двигательной, речевой, психической недостаточности в зависимости от клинических форм детского церебрального паралича. Определена и представляется кратность нарушения психической и речевой недостаточности при различных формах детского церебрального паралича. Рассматривается нервно-психическое развитие больных детей по сравнению со здоровыми. Дается оценка результатов лечения этих больных в различных учреждениях и освещаются данные зависимости эффективности лечения от времени установления диагноза заболевания, тяжести заболевания, срока начатого лечения, полноценности лечебных мероприятий, степени нарушения нервно-психического развития. В комплексе медицинской реабилитации этих детей изложен материал о воспитании, обучении и уходе. Подробно излагаются принципы подхода к медицинской реабилитации и социальной адаптации. Даны рекомендации по дифференцированному выявлению этих больных в условиях поликлиники и диспансера. Рассматриваются вопросы классификации детского церебрального паралича. Разработана и предлагается для практического здраво­охранения схема организации помощи этим детям. Приводятся новые данные о распространенности детского церебрального паралича по клиническим формам заболевания, полу, возрасту. В монографии представлены также отдельные рекомендации чисто практического характера по организации помощи этим детям в различных учреждениях и ведомствах. Монография рассчитана на невропатологов, педиатров, организаторов здравоохранения, научных работников.


Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; — М.: Союз педиатров России, 2012. — 60 с. ISBN 978-5-904753-20-7

Предназначено для научных работников и практических специалистов неврологических, психоневрологических и психиатрических больниц и отделений, поликлиник, консультативно-диагностических центров; врачей- неврологов, психиатров, логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, а также студентов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей ФУВ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.