Склеромерный массаж при дцп

Специалист должен знать рефлекторные зоны надкостницы (склеромеры). Зная сегмент, иннервирующий мышцу, висцеральный орган, легко определить зону нужного склеромера. Важно также выявить латентные болевые точки, в которых происходит наиболее интенсивная концентрация отражённого возбуждения.

Склеромерный надкостничный массаж осуществляется третьим или вторым пальцем руки, часто используют большой палец. Можно применять также специальные массажные палочки.

Первоначальная интенсивность воздействия определяется усилием, необходимым для получения осязательной картины поверхности надкостницы, а затем интенсивность может несколько увеличиваться.

В тех местах, где надкостница находится непосредственно под кожей и подкожной клетчаткой (например, над ключицей), интенсивность невелика.

При резком нажатии (особенно в области болевых точек), напротив, возникает ещё более выраженный спазм мускулатуры, и склеромерный массаж затрудняется.

Техника массажа по Фоглеру и Крауссу предполагает неотрывное воздействие на зону или точку в течение 1-5 минут. Палец устанавливается под углом 45 градусов к поверхности. В случае усиления болей при массаже, палец устанавливается дальше от точки (на 1-2 мм). Точки обрабатываются от дистальныхотделов к проксимальным, по 4-5 зон (точек) на каждой процедуре, 5-8 процедур на курс.

Массаж болевых точек проводят прерывисто короткими порциями по 5-10 секунд с лёгким, мягким поглаживанием поверхности кожи над зоной массажа.

Вместе с тем массаж должен охватывать не только болевые точки, но целиком всю склеромерную зону, соответствующую поражённым органам, и спастичным мышцам. При этом массаж надкостницы осуществляют вращательными и продольно-спиралевидными движениями.

Затем массируют более дистальные точки, делая 1,5-2 минутные перерывы между обрабатываемыми участками по 5-6 зон.

В зависимости от заболевания склеромерный массаж может проводиться ежедневно, например при ДЦП, до 3-4 процедур в день, в течение 3-4 недель.

Или проводят по 2-3 процедуры в неделю, 5-6 процедур на курс - при заболеваниях сердца.

Периостальный массаж можно комбинировать с другими видами массажа или физиопроцедурами.

XVI. Колон-массаж.

1. Анатомо-физиологическое обоснование

Вегетативную нервную систему можно рассматривать как часть двигательной (эфферентной) системы. Только вместо скелетных мышц она воздействует на гладкую мускулатуру сосудов, внутренних органов, железы и сердечную мышцу.

К вегетативной нервной системе обычно относили симпатический и парасимпатический отделы. Результаты фундаментальных исследований клинических физиологов в конце XXвека показали необходимость выделения ещё одного самостоятельного образования - энтеральной системы (как отдел вегетативной нервной системы).

Энтеральная нервная системав стенках желудочно-кишечного тракта содержит более 100 млн. нейронов. Она подразделяется намиентеральные(мышечно-кишечные)сплетения– между продольным и кольцевым мышечными слоями кишечника, иподслизистые сплетения– под слизистой оболочкой кишечника.

Нейроны миентерального сплетениярегулируют моторику желудка и кишечника, а нейроныподслизистого сплетенияучаствуют в гомеостазе, а именно – в поддержании жидкого состояния внутренней среды.

Миентеральное сплетение содержит возбуждающие и тормозные мотонейроны, интернейроны и первичные афферентные нейроны.

Первичные афферентные нейроны обеспечивают иннервацию механорецепторов в стенке желудочно-кишечного тракта, образующих афферентное звено рефлекторной дуги энтерального сплетения. В этом рефлексе участвуют местные возбуждающие и тормозные интернейроны, а выходные сигналы направляются от мотонейронов к гладким мышечным клеткам. Возбуждающие мотонейроны высвобождают в качестве нейромедиаторов ацетилхолин и субстанцию Р, а тормозные – динорфин и вазоактивный интестинальный полипептид.

Нейронная сеть энтерального сплетения настолько развита, что может управлять моторикой препарата кишки, полностью изолированного от организма. Тем не менее, для нормальной работы необходимы иннервация от преганглионарных нейронов и регулирующее влияние ЦНС.

Деятельность энтеральной нервной системы модулируется симпатической системой. Симпатические постганглионарные норадренергические нейроны угнетают моторику кишечника. Нейроны, содержащие норадреналин и нейропептид Yрегулируют кровоток. Нейроны, содержащие норадреналин и соматостатин управляют секреторной активностью желёз кишечника. Обратную связь осуществляют центрифугальные (центробежные) нейроны кишечной стенки, проецирующиеся от миентерального сплетения к симпатическим ганглиям.

Подслизистое сплетение регулирует транспорт ионов и воды через эпителий кишечника, а также секреторную функцию желёз. Оно связано с миентеральным сплетением, благодаря чему координируется деятельность этих двух компонентов энтеральной нервной системы.

1– илеоцекальный угол – место перехода тонкого кишечника в толстый;

2 – печёночный угол – место перехода восходящей кишки в поперечно-ободочную кишку;

3 – селезёночный угол – место перехода поперечно-ободочной кишки в нисходящую кишку;

4 – место перехода нисходящего отдела толстого кишечника в сигмовидную кишку;

5 – место перехода сигмовидной кишки в прямую кишку.

В результате воздействия на точки меняется тонус гладкой мускулатуры соответствующего отдела толстого кишечника. Соответственно меняется не только моторная функция толстого кишечника, но и функция слизистой оболочки.

Также меняется функция всех висцеральных органов. Нормализуется функция лёгочной, сердечно-сосудистой и эндокринной системы.

Показанияк данному массажу, в связи с этим достаточно широки: атонический и спастический колит, гиперацидный и гипоацидный гастрит, холецистит (за исключением калькулёзного), висцероптоз, ишемическая болезнь сердца (ИБС), стенокардия, бронхиальная астма.

Процедуру колон-массажа начинают с опроса, осмотра, пальпации брюшной стенки и толстого кишечника. Массаж проводят после опорожнения толстого кишечника и мочевого пузыря, не ранее чем через 1,5-2 часа после еды.

При определении патологических очагов в брюшной полости, ограничивают, или исключают воздействие на ближайшие к ним точки. Продолжительность процедуры колон-массажа не должна превышать 15 минут. Повторять процедуру, в зависимости от реактивности пациента можно через 48-72 часа.

Обычно достаточно 3-4 процедур колон-массажа на курс, но в каждом случае подход индивидуальный.

Колон-массаж достаточно сложная для исполнения процедура. Требуются длительные тренировки под руководством специалиста (самостоятельно освоить манипуляции очень сложно). Техника колон-массажа очень схожа с висцеральной техникой остеопатов – и поэтому требует совершенной тактильной чувствительности пальцев рук массажиста.


Детский церебральный паралич – это не единственная болезнь, а целая их группа. В результате перинатального повреждения многие мышцы оказываются спазмированными, ребенок не может научиться нормально сидеть и ходить. У части детей вследствие поражения корковых структур страдает интеллект.

Общие сведения о детском церебральном параличе можно прочитать здесь.
А в статье "Лечение ДЦП" представлен обзор современных методов лечения этой патологии.

Вскоре после постановки диагноза, но только при достижении нормальных цифр внутричерепного давления и отсутствия судорог, должна быть начат курс физической терапии. Без этого лечение ДЦП будет неэффективным. Врачами реабилитологом и неврологом подбирается такой цикл упражнений, которые будут:

  • предотвращать ослабление мышц, которые не работают из-за болезни;
  • профилактировать повреждение неработающих мышц;
  • снизить напряжение мышц, чтобы не допустить контрактуры (фиксации их в ненормальном положении).

Тренировка должна проводиться ежедневно, нагрузка увеличивается постепенно, под контролем реабилитолога. Комплекс упражнений подбирается врачом, и состоит из:


  1. лечения положением, с фиксацией конечности в шинах, лонгетах, с помощью мешочков с песком;
  2. растягивания мышц: раскачивание конечности в каждом суставе, с постепенным наращиванием амплитуды;
  3. тренировки расслабления мышц: удержание рук и ног (поочередно) до уменьшения непроизвольных движений или ослабления гипертонуса;
  4. ходьбы;
  5. упражнений с участием мышц-агонистов и антагонистов: вращение, сгибание-разгибание во всех суставах, параллельно с массажем мышц;
  6. подъема с помощью инструктора по наклонной плоскости, чтобы не только тренировать мышцы ног и пресса, но и развивать равновесие;
  7. упражнений на выносливость.

При спастической диплегии применяются упражнения с непрерывным движением; при астатической форме упражнения должны быть кратковременными, с передышками между ними. При атонической форме особое внимание уделяют упражнениям с поддерживанием равновесия.

На видео - упражнения для разработки суставов:

Наибольшего эффекта от упражнений можно получить, если сочетать их с массажем

Массаж

При ДЦП применяются такие виды массажа:

На видео - массаж при спастическом тетрапарезе:


Методике проведения занятий обучают родителей больного ребенка, чтобы они могли заниматься с ним ежедневно, по 20-30 минут не менее года.

По данной методике ребенка фиксируют в позе рефлекса, далее руками воздействуют на зону поражения (ее выявляют с учетом двигательных нарушений и откликов на воздействие).

Этот вид терапии не совмещается с электрофизиопроцедурами. Во время Войта-терапии мониторируются частота пульса и дыхания, величина кровяного давления.

Видео-рассказ о Войта-терапии:

Это специфический вид лечения, сочетающий в себе элементы массажа и лечебной физкультуры.

Она применяется для борьбы со спастичностью мышц, обучения ребенка реакциям удержания равновесия, подавления аномально координированных двигательных и позных стереотипов. Это упражнения, которые выполняются с повторами по 3-5 раз, когда конечности придают положение, противоположное тому, которое она сама хочет занять, используя при этом ортезы и шины. Выполняют их или 3 раза в день (при выраженной спастичности), или 3 раза в неделю. Бобат-занятия запрещают воздействовать на любые мышцы-сгибатели, ладони и свод стопы, чтобы не усилить спастику.

Упражнения включают растяжки, разработку суставов, активные движения ребенка. Вначале тренировка проходит на мячах, когда ребенку нужно делать растяжку, покачивания, его обучают навыкам сидения. Позже переходят к занятиям на роллах, а заканчивают – на матах (там производятся наклоны, приседания, ребенку помогают научиться ползать).

Читайте о популярных реабилитационных центрах для детей с церебральным параличом.

Обзор санаториев для лечения таких пациентов в этой статье.

Реабилитационные мероприятия необходимо проводить постоянно, делая акцент на том, что приносит максимальный эффект. Только в этом случае можно рассчитывать на устойчивые результаты.

ПЕРИОСТАЛЬНЫЙ (СКЛЕРОМЕРНЫЙ) МАССАЖ. ТЕХНИКА СКЛЕРОМЕРНОГО МАССАЖА

Ещё одной разновидностью медицинского массажа является периостальный или склеромерный массаж.

Надкостница является тонкой фиброзной (соединительнотканной) оболочкой костей, она тесно связана с сухожилиями мышц. И в самой надкостнице, и в сухожилиях расположено большое количество разнообразных рецепторов – датчиков чувствительности.

По тонким нервным волокнам от нейронов спинного мозга и расположенных вдоль него нервных узлов поступает информация по регуляции трофики надкостницы, кости, суставов, сухожилий и связок. Эти же волокна доставляют информацию о состоянии других отделов тела, относящихся к данному сегменту.

Прикосновение или давление пальцем, т.е. механическое раздражение этих зон надкостницы, сопровождается не только болью. По мнению И.А.Скворцова, при надавливании пальцем здесь постепенно накапливаются активные вещества — антагонисты субстанции Р.Это аналоги морфия, особые вещества-опиаты -эндорфины, которые блокируют болевую чувствительность и, следовательно, резко уменьшают поток болевых импульсов к спинному мозгу, косвенно снижая патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность.

Периостальный (надкостничный или склеромерный) массаж впервые был предложен в 1929г. немецкими учёными Паулем Фоглером и Гербертом Крауссом. В своих исследованиях они выявили, что нарушение трофических процессов во внутренних органах вызывает изменение трофики тканей связанных с ними сегментов и, прежде всего костей.

При пальпации надкостницы Фоглер и Краусс выявляли рефлекторные изменения в виде уплотнений, утолщений надкостницы, изменений структуры костной ткани на рёбрах, гребнях подвздошных костей таза, крестце, лопатках, ключице, грудине и т.д. На основании этого они предложили воздействовать специальными приёмами непосредственно на изменённые участки надкостницы.

В настоящее время круг показаний к периостальному массажу достаточно широк: заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания, заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата, нервные и нейромышечные заболевания.

ТЕХНИКА СКЛЕРОМЕРНОГО МАССАЖА

Специалист должен знать рефлекторные зоны надкостницы (склеромеры). Зная сегмент, иннервирующий мышцу, висцеральный орган, легко определить зону нужного склеромера. Важно также выявить латентные болевые точки, в которых происходит наиболее интенсивная концентрация отражённого возбуждения.

Склеромерный надкостничный массаж осуществляется третьим или вторым пальцем руки, часто используют большой палец. Можно применять также специальные массажные палочки.

Первоначальная интенсивность воздействия определяется усилием, необходимым для получения осязательной картины поверхности надкостницы, а затем интенсивность может несколько увеличиваться.

В тех местах, где надкостница находится непосредственно под кожей и подкожной клетчаткой (например, над ключицей), интенсивность невелика.

При резком нажатии (особенно в области болевых точек), напротив, возникает ещё более выраженный спазм мускулатуры, и склеромерный массаж затрудняется.

Техника массажа по Фоглеру и Крауссу предполагает неотрывное воздействие на зону или точку в течение 1-5 минут. Палец устанавливается под углом 45 градусов к поверхности. В случае усиления болей при массаже, палец устанавливается дальше от точки (на 1-2 мм). Точки обрабатываются от дистальныхотделов к проксимальным, по 4-5 зон (точек) на каждой процедуре, 5-8 процедур на курс.

Массаж болевых точек проводят прерывисто короткими порциями по 5-10 секунд с лёгким, мягким поглаживанием поверхности кожи над зоной массажа.

Вместе с тем массаж должен охватывать не только болевые точки, но целиком всю склеромерную зону, соответствующую поражённым органам, и спастичным мышцам. При этом массаж надкостницы осуществляют вращательными и продольно-спиралевидными движениями.

Затем массируют более дистальные точки, делая 1,5-2 минутные перерывы между обрабатываемыми участками по 5-6 зон.

В зависимости от заболевания склеромерный массаж может проводиться ежедневно, например при ДЦП, до 3-4 процедур в день, в течение 3-4 недель.

Или проводят по 2-3 процедуры в неделю, 5-6 процедур на курс — при заболеваниях сердца.

Периостальный массаж можно комбинировать с другими видами массажа или физиопроцедурами.

Вмедицинскую, коррекцию ДЦП включается широкий спектр методов лечения: медикаментозная терапия, физиотерапия, ис­пользование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто- и нейрохирургическое лечение и другие методы.

Мы не будем останавливаться на медикаментозном и хирурги­ческом видах лечения, они подробно изложены в соответствующих медицинских руководствах. Кратко рассмотрим методы коррек­ции, применяемые не только в клиниках, но и в специальных обра­зовательных учреждениях.

Лечебная физкультура и массаж

Возможности лечебной физкультуры при лечении детей с ДЦП широко используются в восстановительном лечении ДЦП. При­меняется два вида массажа при ДЦП: вибрационный и склеромерный (25).

Вибрационный массажобеспечивает избирательное воздей­ствие на мышцы, оказывая рефлекторное влияние на функцио­нальное состояние нервной системы, и тем, способствуя восста­новлению нарушенных реципрокных взаимоотношений мышц антагонистов путем снижения тонуса спастических мышц. Воздей­ствие осуществляется с помощью точечного вибратора, нагретого предварительно до 40 градусов Цельсия, амплитуда колебаний 0,5-1 мм в режиме. После воздействия вибрационного массажа реко­мендуется проведение лечебной гимнастики направленной на раз­работку суставов. Вибрационный массаж показан при всех спасти­ческих формах ДЦП со средне-тяжелым и тяжелым типом течения.

Склеромерный массаж(25) основан на том, что сегмент спин­ного мозга является относительно самостоятельным и автоном­ным отделом нервной системы, который обеспечивает двига­тельную и чувствительную иннервацию определенной части тела: конкретного участка кожи, мышц, надкостницы, кровеносных со­судов и внутренних органов. Спастичность мышц при ДЦП обус­ловлена патологическим повышением активности в сегменте спинного мозга так называемых тонических двигательных нейро­нов, от которых к мышцам поступает избыточная импульсация, повышающая мышечный тонус. В свою очередь от мышц к спин­ному мозгу поступает обратная информация, которая при ДЦП еще более усиливает перевозбуждение тонических нейронов.

Но одновременно информация от спастических мышц отра­женно влияет на те зоны тела, которые также иннервируются тем

же сегментом, главным образом, — на сегментарную область надкостницы. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостниц может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность.

В последнее время обсуждается возможность использования нейро-моторной коррекции стато-кинетичсских нарушений при ДЦП мануальной терапии. Патогенетической основой нейро-моторной коррекции с помощью мануальной терапии является применение корригирующих методик, воздействующих на афферентацию, и создание на этой основе физиологической стато-кинетической системы. Функционирование последней направлена на оптимальный результат. В процессе лечения афферентный поток становится более Целенаправленным. Метод мануальной терапии предложен для комплексного лечения ДЦП. Этот метод обладает выраженным миорелактирующим эффектом (25, 30).

Основной показатель положительной динамики — значительная релаксация мышц синергистов. В целом оптимизация клинической симптоматики характеризуется следующими показателями: 1) уменьшение контрагирования суставов с увеличением объема движения, 2) позитивная динамика в проявлениях адукторного симптомокомплекса: снижение эквинирования стога 3) улучшение кинематической ходьбы, 4) увеличение угла супинации предплечий и экстензии кистей, 5) регресс гиперкинезов ате- тоидного характера, хорео-атетоидного и билатерального: частичная редукция в проявлениях позы фехтовальщика, 6) в систем речедвигательного анализатора отмечается уменьшение проявления оральной синкезии и гиперсаливации, что положительно сказывается на произнесении слов.

Метод функционального биоуправления

Результаты ряда исследований показали высокую клиническую эффективность применения нового метода восстановительное терапии при двигательных нарушениях — метода функциональной по биоуправления (ФБУ) или биологической обратной связи (БОС) (30,81).

Суть метода заключается в перестройке механизмов движения под воздействием восходящих потоков двигательной афферентации, возникающей при — направленной целевой тренировке активности активных мышц или группы мышц, сигнализирующих поуспешности и правильности выполнения движений в заданной объеме.

Показана возможность значительной оптимизации эффектив­ности применения ФБУ и БОС при использовании нетрадицион­ной фармакологической коррекции двигательных расстройств у больных со спастическими формами ДЦП (30, 91).

Метод комплексной стимуляции

Новый комплексный метод лечения ДЦП, разработанный И.А. Скворцовым и Т. Н. Осипенко (59), в настоящее время успеш­но применяется в Научно-терапевтическом Центре профилактики и лечения детской неврологической инвалидности в Москве. Метод акцентирован на топологическом принципе воздействия на пораженные структуры головного и спинного мозга. Создана эффективная система комплексной стимуляции развития статико-моторных, перцептивных и интеллектуально-речевых функций в соответствии с нормативным возрастным профилем развития ре­бенка.

Метод кондуктивной педагогики(Conductive education) разра­ботан профессором Peto в 1945-1967 гг. и нашел широкое примене­ние в Институте Пето по исследованию й лечению двигательных расстройств (Будапешт) (2, 97,108). Кондуктивная педагогика (КП) представляет собой метод воздействия на больного, осуществляе­мого специальным обученным в Институте, кондуктором. Основ­ное внимание в методе уделено медико-педагогической коррекции. Последняя направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Метод базируется на концепции, соглас­но которой мозг развивается в конкретных условиях. В связи с этим кондуктор стремится, обучая ребенка, руководить удовлетворени­ем биологических и социальных потребностей организма, т.е. руко­водить адаптацией к окружающей среде. Полагают, что для удовлет­ворения повседневных потребностей вначале возникает подсозна­тельное построение двигательного стереотипа. Затем организован­ный двигательный акт переходит в сферу подсознания, как средство достижения цели, становясь, в конце концов, автоматическим. Кондуктор на основании мотивации выбирает задачу, при которой легче достичь эффективных результатов обучения.

В процессе осуществления КП проводятся групповые занятия, в группу входят 6—7 человек. Занятия всегда проводит один чело­век-кондуктор, владеющий основными знаниями по широкому кругу проблем, таких, как медицина, педагогика, психологические методы воздействия, лечебная гимнастика, речевая терапия и др. (2, 97, 108).

По данным авторов методики и их последователей в Институте Пето, эффективность метода высока. Положительный эффект колеблется от 90% до 100%. Наименьший эффект наблюдается при спастической диплегии. Важным показателем активности лечения является процент детей, переходящих после курса лечения в обыч­ную школу и обычные дошкольные учреждения. Показано, что в среднем 70% детей поступают в обычные детские учреждения, при этом среди детей 3—5 лет этот процент составляет 80—85, а среди детей 14 лет и старше — 50—65%.

Мировые Центры по изучению ДЦП применяют комплекс раз­личных мер профилактики, диагностики коррекции и реабилита­ции детей с ДЦП. Всемирно известны Центры:

— Центр изучения спастики (Сидней, Австралия);

— Центр по изучению церебрального паралича (Сидней, Авст­ралия);

— Центральная подростковая клиника Ньюкомена (Лондон, Англия);

— Институт по изучению методики кондуктивной педагогики (Бирмингем, Англия);

Клиника по лечению церебрального паралича (Северная Каро­лина, США);

— Национальный Институт здоровья детей и развития человека (США);

— Американская национальная академия по исследованию це­ребрального паралича и развития ребенка (Луисвилл, Кентукки, США);

— Центр ментальной ретардации и отклонений в развитии (Штат Нью-Йорк, США);

— Институт Пето по изучению двигательной дисфункции (Бу­дапешт, Венгрия).

Следует отметить, что центры реабилитаций больных с ДЦП организованы практически во всех странах, что подтверждает действительно глобальный характер этой проблемы.

Использование технических вспомогательных средств

Социальная интеграция предполагает участие лиц с Ограни­ченными возможностями жизнедеятельности в повседневной жиз­ни общества. Для лиц с нарушением опорно-двигательных функ­ций важное значение для участия в различных аспектах жизни представляет применение разных вспомогательных средств и Но­вых технологий. В мире насчитывается более 5000 вспомогатель­ных средств для больных церебральным параличом, которые мож­но классифицировать следующим образом:

— средства передвижений: кресло-каталка (с ручным или элек­трическим приводом); кресло-каталка-кровать; трехколесный ве­лосипед (с мотором или без него); автомобиле, приспособленный доя инвалида (управление, подъемник для посадки) и др;

-приспособления для жилья и мебель: приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник); для туалета (стульчак, ручки и перила, подъемник доя ванны);

— приготовление и прием пищи: кухонные приборы, вспомогательные средства для приготовления еды, подачи блюд, мытья по­суды, специальные столовые приборы и посуда, приспособления для совершения покупок;

— личная гигиена: приспособления, помогающие мыться, чис­тить зубы, ходить в туалет;

— общение (средства, помогающие разговаривать, писать, чи­тать, говорить по телефону); приборы коммуникации (компьютер­ные или нет), устройства доя чтения, телефон с увеличенными кнопками, который не нужно держать руками;

— компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;

— одежда (в том числе защитная);

— уход и терапия: подъемники, велотренажеры, коврики;

— спорт, хобби, игры: спортивные кресло-каталка, электронные игры;

— управление приборами и предметами: переключатели, спе­циальные ручки и перила.

Перечисление имеющихся в продаже вспомогательных средстве и новых технологий не решают часто проблему улучшения жизней деятельности и социальной интеграции лиц с ограниченными дви­гательными возможностями, хотя и делают таких людей более не­зависимыми. Человек может жить в доме, наполненном устрой­ствами и приспособлениями, иметь электронное кресло-каталку;; компьютер для работы дома, но означает ли это интеграцию?

Если сам человек не заинтересован или у него недостаточно воли стать частью общества и использовать для этого имеющиеся вспомогательные устройства, если общество с его структурой и мо­ралью не дает такой возможности, изоляция берет верх над интег­рацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

вот такая методичка, так понимаю — очень редкая, нме ее просто со дна моря раздобыли.

издание — 1993 год

есть в виде электронной книжки, в формате ДеЖаВю, 7,5 MB

шрифт , конечно мелкий, однако вполне читаемый

но схемы все видно хорошо

описание доступное. четко по шагам.

причем в тексте конкретно проговаривается спокойная возможность овладеть данной методикой любому родителю.
ее можно распечатывать, да все что угодно!

готова выслать на мейл, говорите кому и куда

Не стесняйтесь напомнить о себе, а вдруг пропустила кого. 001:

может быть можно где то разместить этот файл, чтобы его можно было скачивать помимо меня?
( это к модераторам вопрос??)

потому что не секрет, какая беда у нас с массажистами.
причем — повсеместная беда.
хотя и дипломированны, и со стажем , и даже в спецреацентрах трудиться ухитряются..

да и дорога изматывает. когда оно из дня в день.


Такое заболевание, как ДЦП, поражает центральную нервную систему. Формируется болезнь во внутриутробном периоде. Также может происходить поражение ЦНС малыша в процессе родов. Клинические проявления ДЦП видны уже в первый месяц или год после рождения.

Лечение заболевания проводят комплексным методом. Одной из методик является массаж. Проводится процедура квалифицированным специалистом. Благодаря систематическому выполнению массажных упражнений можно остановить прогрессию патологии и предотвратить осложнения.

Что это за болезнь

ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.

Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.


Эффективность процедуры

При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.

Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.

Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.

Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.


За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.

Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.

Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.

Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:

  1. Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
  2. Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
  3. Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
  4. Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
  5. Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.

Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.

Общие рекомендации

Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.

В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.

Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.

Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.


Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.

О техниках и особенностях проведения

Массаж при ДЦП может проводиться несколькими методиками, особенности выполнения которых будут отличаться. Каждая их техник поможет достичь расслабления мышечного аппарата, а также добиться восстановления определенных функций головного мозга.

Для расслабления мышц проводят нисходящий массаж, в процессе которого в кожный покров втирают анестезиновое средство. Это может быть масло подсолнуха или персика, ланолин, анестезин.


Классический лечебный массаж помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.

Изначально доктор массирует шею и воротниковый отдел, после переходит на предплечье, спину, ягодицы, боковые поверхности туловища. Тщательно массируют мышцы под лопатками, и которые к ней прикрепляются. В заключение переходят на живот, ноги и руки (кисти и стопы).

В острую и раннюю стадию протекания заболевания используют такие приемы, как поглаживание, растирание (особенно это касается массажа для рук ребенку с ДЦП). Если присутствует спастическая диплегия, проводят массаж с акцентом на мышцы-разгибатели.

Примерный курс классического массажа для больного ДЦП – 12-15 сеансов.

При детском церебральном параличе требуется проведение массажа, улучшающего дыхательную функцию. Это необходимо по причине нарушения деятельности мышц, которые участвуют в осуществлении дыхания. Необходимо регулировать тонус таких мышц, как диафрагмальная, большая грудная, межреберная, малая грудная.

Массаж, улучшающий дыхание, проводится путем:

  • поглаживаний и легких разминаний грудного отдела, таких мышц живота, как косые и прямая;
  • точечного массажа, выполняемого по реберным дугам и областям, в которых прикрепляется к ним диафрагма;
  • интенсивного разминания, выжимания, щипания трапециевидной мышцы;
  • сегментарного разминания позвонков нижнего шейного и верхнего грудного отдела, грудины;
  • точечного массажа, в процессе которого обрабатывают симптоматические точки, действующие на функцию дыхания.

Массаж для детей с ДЦП на дому проводят для нормализации роста трубчатых костей. Используют такие техники, как растирание, вибрация, сотрясение, пунктуация, выполняемые в областях, где локализуются трубчатые кости.


С помощью такой методики можно вызвать рефлекторное раздражение областей с нервами и сосудами, которые отвечают за трофику и ускоряют рост костных элементов. Тщательно обрабатывают пяточные кости при заболевании у детей и взрослых. Данный отдел – рефлекторная зона, которая оказывает специфическое воздействие на весь костный аппарат.

Проводят поколачивание рук, в частности – ладоней, что эффективно воздействует на мышечный аппарат верхних конечностей. Массаж плоских костей проводится с помощью постукивания по выступам.

При детском церебральном параличе необходимо воздействовать на спинной мозг посредством сегментарного массажа. В ходе процедуры обрабатывают определенные участки кожного покрова, сухожилия, связки, мышцы. Лечебный эффект распространяется на нервные структуры головного мозга. Массаж способствует улучшению кровообращения и трофики тканей в спинном мозге.

Массажные движения начинают от нижнего отдела спины (крестец) и оканчивают шейным отделом позвоночного столба. Далее переходят на лопатки, ягодицы, межреберные промежутки. Используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Чтобы нормализовать мышечный тонус, проводят массирование поясничного и крестцового отделов. Устранить спастичность в конечностях поможет массирование шейного и грудного отделов позвоночного столба.

По схеме Манакова массаж проводится путем энергичного вибрационного надавливания двумя или четырьмя пальцами. При этом пальцы не скользят по кожному покрову, а с легкостью проходят вглубь мягких тканей. Это позволяет устранить спайки, болезненные новообразования в виде уплотнений.

Данная методика – отличное средство для профилактики фиброза и спаек в области мышц, в нервах и сосудах, сухожилиях. Массаж способствует улучшению кровообращения трофики тканей.

Массажные движения начинают от центра, продвигаясь на периферию.

Точечный массаж при ДЦП проводят в течение нескольких минут, воздействуя все это время на одну определенную точку. Это может быть надавливание на нее, глубокое прерывистое растирание, разминание по часовой стрелке. Процедура помогает расслабить мышцы, уменьшить патологическую активность клинических проявлений заболевания.


В китайской медицине называют около 700 точек, воздействуя на которые, можно достичь лечебного эффекта.

Для каждого больного в индивидуальном порядке подбирают положение туловища, в котором будет проводиться массаж. Это позволяет избежать патологического тонического рефлекса. Человека могут уложить на спину, положив валик под шею и, согнув ноги в коленных суставах.

В процессе массажа прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Задействуют поглаживание лба, бровей, носа, подбородка, губ. Также используют растирание, пощипывание, постукивание, растяжение.

Показания и противопоказания к процедуре

  • повышенный тонус мышечного аппарата;
  • снижение уровня роста мышц;
  • нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
  • плохое общее самочувствие;
  • проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
  • развитие мышечной кривошеи;
  • нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
  • дисплазия тазобедренных суставов.

Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:

  • аллергия в острой форме;
  • грибковое заболевание кожного покрова;
  • нарушенная целостность эпидермиса;
  • развитие острой респираторной болезни.

Точечный массаж не проводят при:

  • сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
  • наличии острой сердечной недостаточности;
  • нарушенной целостности кожного покрова.

Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.

Иные методы терапии

Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.

Основными задачами терапии паралича выступают:

  • стимуляция больного к самообслуживанию;
  • профилактика развития патологий позвоночника;
  • восстановление речевой функции и нормального психоэмоционального состояния.

Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);


В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.

Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.

В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.

Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.

Профилактика и прогноз

Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.

Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.

В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.