Социальная работа с инвалидами с дцп


Социальная работа с инвалидами направлена на медицинское лечение, приобщение лиц с инвалидностью к общественным благам и адаптацию в социуме. Это сфера деятельности специализированных учреждений и соцработников, оказывающих услуги незащищенным членам общества, в том числе инвалидам.

Понятие

Социальной работой называют деятельность, направленную на преодоление личностных трудностей отдельных людей или групп и помогающая их адаптации в социуме. Она объединяет в себе комплекс по защите населения, управлению и политики в отношении незащищенных членов общества.

К ним относятся социально незащищенные члены общества: инвалиды, пенсионеры, лица, страдающие психическими болезнями, наркоманией, алкоголизмом, заключенные, безработные, мигранты и т. д. Все они нуждаются в защите и помощи общества, так как считаются самыми уязвимыми его членами.

  • Как учебную дисциплину;
  • Как науку;
  • Как профессиональную деятельность.

В основе деятельности соцработников лежат принципы, заложенные научной и учебной дисциплинами, поэтому трудиться в этой области могут люди, получившие профессиональное образование.

Особенности, нормативная база

Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями — деятельность, направленная на адаптацию и решение жизненных проблем подобной категории граждан. Она призвана компенсировать отклонения инвалидов в физическом, умственном или психическом отношении и приблизить их к положению полноценного члена общества.

Социальная работа проводится с различными группами инвалидов, ее формы и методы зависят от степени тяжести инвалидности и других входящих факторов.


  • Инвалиды здоровья 1, 2 и 3 групп;
  • Инвалиды войны;
  • Дети-инвалиды.

Для подтверждения инвалидности гражданин должен пройти медико-социальную экспертизу, устанавливающую диагноз и группу инвалидности. Затем сведения о гражданине вносятся в Федеральный реестр инвалидов, что позволяет ему претендовать на получение набора соцпомощи.

  • Равный доступ к социальным услугам вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
  • Адресность, то есть помощь нуждающимся членам общества;
  • Приближенность исполнителя услуг к инвалиду, его обеспеченность в материальном, кадровом и информационном плане;
  • Стремление к сохранению инвалида в привычной среде;
  • Добровольность — услуги не оказываются против воли человека;
  • Конфиденциальность — работники соцслужб не вправе разглашать служебную и личную информацию о клиентах.
  • Предоставление государственных гарантий — государство обеспечивает качество и своевременность услуг;
  • Ответственность органов (государственных и муниципальных), организаций и должностных лиц в области соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями;
  • Ориентация на личные потребности нуждающихся (разработка личных планов и программ, стремление к достижению конкретных целей);
  • Предоставление приоритета адаптации в обществе;
  • Преемственность обслуживания.
  1. Стационарное обслуживание — услуги оказываются круглосуточно в организациях соцобслуживания (госпиталях, пансионатах, санаториях, интернатах и т. д.);
  2. Полустационарное обслуживание — услуги оказываются в отдельное время суток;
  3. Обслуживание на дому — услуги предоставляются по месту жительства инвалида и призваны максимально длительный срок сохранять человека в привычной ему среде (семье);
  4. Срочное обслуживание оказывается в виде экстренной помощи остро нуждающимся членам общества. Услуги оказываются в виде обеспечения нуждающегося предметами быта, организации питания, поставки продуктовых наборов, разовой медицинской помощи;
  5. Консультативное обслуживание ставит целью адаптацию человека в социуме. Ориентируется на психологическую поддержку и активизацию индивидуальных мотивировок человека для решения личностных проблем. Форма включает в себя участие в обучении, профессиональной переориентации и трудоустройстве.


Виды социальной работы

Работа сочетает:

  • Организацию ухода за инвалидом;
  • Проведение оздоровительных мероприятий;
  • Контроль за соблюдением гигиенических норм.

Каждая форма организации работы с инвалидами может сочетать несколько видов услуг. Например, при размещении в лечебном стационаре нуждающемуся оказываются социально-медицинские (лечение, оздоровление, реабилитация) и социально-бытовые услуги (организация проживания, питания, досуга).

  • Социально-психологические услуги;
  • Коммуникативные функции;
  • Обучение новым навыкам;
  • Привлечение к посильному труду;
  • Правовые услуги.

Проведение социальной работы с инвалидами

Социальная работа как деятельность ставит двойную цель: удовлетворение потребностей нуждающегося (инвалида) и поддержание стабильности в социуме. В идеале должен находиться разумный компромисс между обеими задачами.


  • Государственные учреждения (федеральные и региональные);
  • Муниципальные организации.
  1. Организации для стационарного обслуживания инвалидов: пансионаты, дома-интернаты, специализированные санатории, реабилитационные центры;
  2. Заведения полустационарного и надомного типа: амбулаторные центры, отделения дневного пребывания, территориальные центры обслуживания населения, отделения соцпомощи на дому, службы срочной помощи;
  3. Организации, обслуживающие транспортные потребности: спецтакси, аренда транспортных средств;
  4. Организации, обеспечивающие инвалидов предметами первой необходимости (сети спецмагазинов и пунктов проката);
  5. Организации по бытовому обслуживанию лиц с инвалидностью (ремонт обуви, парикмахерские, прачечные, библиотеки и т. д.);
  6. Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями: спецшколы, спецклассы в общеобразовательных школах;
  7. Предприятия и организации, нанимающие лиц с ограниченными возможностями — от специальных подразделений службы занятости до отдельных организаций со спецотделами.


Для получения помощи нуждающийся обращается в орган соцзащиты или МФЦ с заявлением на оказание услуг. Заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней комиссией, выносящей вердикт о согласии или отказе. Затем в срок до 10 дней МСЭ составляет индивидуальную программу для обратившегося и список рекомендованных исполнителей.

Далее инвалид вправе обратиться в одно из конкретных учреждений и заключить соглашение на предоставление социальных услуг. Срок заключения — не дольше 1 дня с момента обращения.


  • За счет государства или муниципалитета;
  • Благотворительных взносов;
  • Средств исполнителя от сопутствующей предпринимательской деятельности;
  • Частично или полностью за счет нуждающегося лица.

Список конкретных услуг, порядок предоставления и сроки оказания определяются договором, заключаемым между инвалидом (или его опекуном) и руководством исполнителя услуг. Кроме того, список услуг зависит от индивидуальной программы реабилитации, составляемой МСЭ при содействии исполнителя услуг. Споры, касающиеся качества, порядка оказания услуг, иных положений договора разрешаются в судебном порядке.

Исключением из правил является срочная работа, когда услуги предоставляются неотложно из-за бедственного положения нуждающегося. В такой ситуации заключение договора не требуется.

Адресную работу с лицом с ограниченными возможностями проводит соцработник государственного или муниципального учреждения. Поэтому от его ответственности, профессиональных и моральных качеств зависит успешность проведенной социальной работы, а следовательно — качество жизни инвалида.


Как жить когда в семье появляется особый ребенок? Чаще всего родители остаются один на один с этой проблемой. Ребенок оказывается вне социума, вне медицины, вне образования, по одной простой причине - у государства нет четко выстроенной линии реабилитации и социальной адаптации особых детей. Родители, зачастую находясь в состоянии блуждающих в темноте и действуя по принципу проб и ошибок, не имеют поддержки и правильной направляющей в их не простой миссии.

Они в буквальном смысле теряют драгоценное время, тратя огромное количество сил и средств на сомнительные методы лечения и реабилитации, лишь только потому, что у них нет возможности получать квалифицированную помощь и поддержку от государственных служб, в обязанности которых входит помощь таким семьям, обучение родителей и, что немаловажно, их психологическая поддержка, дабы сэкономить силы семьи для достижения заветной цели - улучшение состояния ребенка.

В свою очередь родители, являясь законными представителями своих детей и выступая в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, становятся основным связующим звеном между интересами ребенка и государством. Уровень цивилизованности государства во всем мире определяется отношением этого общества к старикам, детям и людям с ограниченными возможностями здоровья. Это не просто громкие слова, а слова матери ребенка-инвалида, руководителя общественной организации, занимающейся поддержкой родителей детей-инвалидов, которая ежедневно сталкивается сама и получает информацию от других об истинной ситуации дел.

В этом докладе* мы, конечно, не рассмотрим проблемы соблюдения прав родителей детей-инвалидов, и самих детей, страдающих ДЦП, так как охватить в целом состояние дел в сфере соблюдения прав, оказания медицинской помощи и социальной реабилитации детей-инвалидов в одном докладе невозможно. Кроме того, мы не будем останавливаться на причинах неуклонного роста числа детей инвалидов, поскольку эта проблема заслуживает отдельного внимания, так как носит многоуровневый и комплексный характер.

Конкретные причины на наш взгляд заключаются в неудовлетворительном состоянии дел в городе Краснодаре с реализацией законных прав и интересов детей-инвалидов, страдающих ДЦП:

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных нами пунктах. На наш взгляд в городе Краснодаре ненадлежащем образом исполняется действующее российское законодательство государственными органами и должностными лицами:

Мы столкнулись со следующими фактами несовершенства законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей-инвалидов в России, которые, безусловно, не возможно решить в масштабах страны, но возможно решить для конкретных детей-инвалидов, жителей города Краснодара.

Возникает вопрос, что будет с пенсией матери ребенка-инвалида, если она не сможет выйти на работу из-за ребенка, нуждающегося в уходе. Ведь сейчас:

  • не компенсируются финансовые затраты на неоднократный проезд к месту лечения детей-инвалидов. Пенсия на ребенка-инвалида, страдающего ДЦП составляет 81% от официального прожиточного минимума, хотя такие дети дополнительно нуждаются в лекарствах, особом питании, развивающих игрушках и т.д.
  • нотариальные и юридические услуги для детей-инвалидов стали платными.

В обществе и государстве недостаточное понимание и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан. Термин ДЦП, в наше время, не обозначает какого-то определенного заболевания, а только объединяет детей, имеющих не прогрессирующие нарушения произвольных движений (спастичность, атаксия, гиперкинезы). Объединение детей с такими нарушениями в одну группу с названием ДЦП помогает концентрации сил и возможностей по лечению и формированию двигательных навыков для максимально возможной реабилитации. Но такое обобщение затрудняет поиск мер профилактики, ранней диагностики и лечения в самом начале (в остром периоде) заболевания ребёнка.

Не смотря на то, что аббревиатура ДЦП звучит как приговор, однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Потому что при правильной реабилитации, можно достигнуть определенного успеха. Успех в результатах зависит от правильно спланированной комплексной и ежедневной работы. Такой системы в городе не существует, поэтому большинство родителей обращаются к частным инструкторам ЛФК, массажистам, логопедам, психологам, коррекционным педагогам. Это требует колоссальных затрат как физических (в силу того, что чаще всего эти специалисты друг от друга территориально удалены) так и материальных, в результате чего многие дети не получают крайне необходимого реабилитационного сопровождения.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей. Однако государство недостаточно активно стимулирует развитие благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов.

Инвалидность – это проблема не одного человека и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Реализация федеральных программ должна создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, общественной и хозяйственной инфраструктуры.

Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентация, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве.

К основополагающим документам мирового сообщества относятся: Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Конвенция о правах ребенка (1989 г., особенно ст. 23–27), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г.

Согласно этой Декларации, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.

Инвалиды имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга (Зита и Гита – сиамские близнецы).

С 1983 по 1992 год проводилось Международное десятилетие инвалидов Организацией Объединенных Наций. По решению ООН, 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как: Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации и др.

В зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе.

Вторая группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).

Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии.

Установлены сроки переосвидетельствования инвалидов: для инвалидов первой группы – один раз в два года, для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:

– соблюдение прав человека и гражданина;

– предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

– обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

– преемственность всех видов социального обслуживания;

– ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

– приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

– ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

– уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

– выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

– информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

– согласие на социальное обслуживание;

– отказ от социального обслуживания;

– конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

– защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остронуждающимся в социальной поддержке;

5) социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данная форма ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. В качестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Другое учреждение данного типа – психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются люди с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта.

Центры социального обслуживания являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

Отделение социальной помощи на дому создается для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделение дневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; служба срочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остронуждающихся в этом.

Особое внимание в законодательстве уделяется помощи детям-инвалидам. Разработана система льгот и дотаций семьям, имеющим детей-инвалидов, созданы специальные учреждения для таких детей, в частности дом-интернат для детей с физическими недостатками, предназначение которого – предоставить постоянное проживание детям, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также осуществлять их социально-трудовую адаптацию с одновременным обучением по программе общеобразовательной школы. Эти же задачи выполняют дома-интернаты для умственно отсталых детей.

Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Психологическая форма реабилитации – это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию.

Социально-экономическая реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека.

Большую роль играет трудовая терапия при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

Бытовая реабилитация – это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.). Это позволяет обрести навыки самостоятельного образа жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Метод взаимодействия с клиентом предполагает:

– апелляцию к личности клиента;

– его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;

– разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

– единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;

– определенную последовательность – переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы взаимно переплетаются на различных этапах адаптации больного к новым условиям жизнеобеспечения.

Таким образом, социальный работник обязан учитывать, что реабилитация – это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение – в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо) терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства в интересах клиента может быть рассмотрена: как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Одной из приоритетных задач в политике государства остается поддержка нетрудоспособных граждан. Общество пришло к пониманию использования определенных технологий социальной работы с инвалидами.


Проблемы и особенности социальной работы

  • защищенность;
  • равноправие;
  • социальные льготы (ст. 3 Закона).

Важно. Правом на социальные услуги пользуются люди старшего поколения и инвалиды вне зависимости от пола, расы, национальности, языка (ст. 4 Закона).

Наиболее сложным препятствием остается бытовая несостоятельность: нет возможности сходить за лекарствами, убраться в доме, купить продукты. Дефицит моральной и психологической поддержки со стороны общества вызывает тревогу и дисбаланс. Избавиться от необоснованных страхов помогает научный подход.

Методы социальной работы

В основе всего отмечается кадровая подготовка и индивидуальные мероприятия ради возвращения человека в бытовую и общественную среду, в профессиональное сообщество.


Главное значение имеет выбор способов восстановления:

  • медицинское;
  • психологическое;
  • педагогическое.

Наравне с реабилитацией применяется технология социальной адаптации. Она помогает приспособиться к новому состоянию через технические средства реабилитации.

Существуют программы, интегрирующие инвалида в общество и восстанавливающие самостоятельные навыки.

Кратко говоря, любая форма общественной инициативы строится на восстановительных программах, которые опираются на функциональную диагностику.

Особенности взаимодействия с детьми-инвалидами заключаются в обязательном участии родителей. Существуют специальные технологии:

  • диагностика;
  • реабилитация;
  • адаптация.

Большим скачком в создании комфортной жизни инвалидов становится применение интеграции. Этот процесс втягивает человека в информационный мир, помогает восстановить круг общения в социуме. Существуют разнообразные подходы, помогающие обучаться и получать знания на расстоянии.


Такое решение проблемы подходит людям , которым трудно передвигаться или выезжать из дома.

Дистанционные инновации также предполагают реабилитацию через состязательные процессы, спорт, творчество.

Важную роль в медико-социальной работе с инвалидами играет личный интерес и участие пациента. Специалист создает принципы для комфортной среды нетрудоспособных граждан. Включаются медицинские услуги, помогающие заранее обнаружить необратимую патологию.

Другие услуги направлены на обеспечение дополнительными средствами реабилитации, оборудованием.

Важно. Реабилитационные мероприятия помогают расширить границы замкнутого образа жизни, сформировать полезные привычки, обучить общественной свободе. Они дают информацию о нормативно-правовой базе.

Структурная система по восстановлению способностей к независимой жизнедеятельности в общественном, семейном и бытовом плане – сфера социальной реабилитации. Она выделяет две области: бытовую и средовую.

Задача консультирования сводится к полезным советам, обсуждению жизненных тем. Необходимо получить исчерпывающую информацию ради выявления скрытых резервов инвалида, помощи в интеллектуальном развитии.

Процесс распределяется на два уровня. Первый из них – содержательный. Клиент просит помочь в тяжелом жизненном вопросе. Работник изучает, помогает понять ситуацию и находит различные способы решения проблемы.


Второй уровень — психологический. На данном этапе между специалистом и инвалидом образуется доверительная связь, которая настраивает на выход из жизненных перипетий.

Сфера специализированного консультирования выделяет два вида:

Консультирование является одним из главных принципов в реабилитации инвалидов, так как сопровождается индивидуальным подходом и созданием уникальной лечебной платформы.


Заключение

Уровень развития государства непосредственно связан с местом и ролью инвалидов в социуме и отношением к ним других членов общества. Исходя из этого, основным принципом социальной работы становится разрушение границ инвалидности и формирование комфортной жизнедеятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.