Справка с диагнозом дцп для чего

6 минут Татьяна Григорьева 494


  • За справками на коляске
  • Инвалидность и льготы
  • Получение образования
  • Современный подход
  • Видео по теме

Хоть основной целью программы является обеспечение маломобильным гражданам страны беспрепятственного доступа к необходимым объектам и услугам, о трудностях получения социальных льгот забывать не стоит. Довольно часто можно услышать от родителей детей, страдающих ДЦП (детским церебральным параличом), сколько мучений приходится испытать, пока пройдут всех специалистов.

Какое количество усилий потребуется, чтобы собрать и привести в клинику больного ребенка, отстоять все очереди с ним, а потом в кабинете наблюдать и волноваться, как его состояние будет оцениваться врачами. И хорошо, если ребенок может самостоятельно передвигаться и его не нужно носить по всем этажам.

За справками на коляске

К сожалению, вероятно, лишь в Москве существует больница, где все оборудовано с учетом проведения МСЭ для детей-инвалидов. Здесь расположены кабинеты необходимых специалистов, а также предназначенное для выполнения медицинской экспертизы помещение.

Поэтому маме с больным малышом удается пройти эту непростую процедуру относительно безболезненно. И моментально возникает недоумение, почему до сих пор это не стало нормой во всех городах страны? Что необходимо для организации подобного учреждения на базе районной больницы или поликлиники?

Однако родителям детей с ДЦП из года в год приходится сталкиваться с мучительной реальностью, когда наступает время проходить МСЭ. Ведь предварительно им нужно посетить педиатра, невролога, ортопеда, хирурга, окулиста, лора, причем записаться на прием к каждому нужно заранее.

Положение значительно усложняется, когда специалисты находятся в разных поликлиниках, из-за чего всех обойти в один день просто нереально. Если ребенок не может ходить самостоятельно, то мама его приносит на руках к кабинетам и просит пациентов, ожидающих своего приема, пропустить ее без очереди.

Безусловно, она имеет полное право пройти первой, но далеко не все люди способны понять ее ситуацию и спокойно отреагировать. Нередко и без того несчастной женщине доводится выслушивать потоки негатива и грубостей, что добавляет в ее жизнь еще больше отрицательных эмоций.

После того как врачи осмотрят больного ребенка и напишут свое заключение, нужно пойти к заведующей детской поликлиникой, которая должна сделать запись на основе полученных результатов. Затем потребуется отстоять еще длинную очередь из инвалидов района в поликлинике для взрослых, чтобы пройти сверку собранных документов.

Сюда мама может прийти и без ребенка, но если малыша-инвалида не с кем оставить, то для нее это станет следующим затруднением. Потом пакет подписанных бумаг потребуется отнести в пункт приема документов для МСЭ, что станет очередным препятствием для родителей.

Инвалидность и льготы

С одной стороны, оформление инвалидности – очень важное действие для семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, потому что это возможность получать пенсию и определенные льготы. Но с другой, – незначительное социальное пособие, которое выплачивается детям с подобным заболеванием, не позволяет покрыть даже малой части затрат, особенно учитывая то, что один из родителей, как правило, не может позволить себе работать.

Со льготами тоже не все гладко. Если раньше семья могла приобрести требующиеся технические или реабилитационные средства (коляски, корсеты, костыли, ортезы, туторы), а затем государство компенсировало эти траты, то с 2011 года данный закон прекратил действие.

В результате родителям остается либо брать то, что предлагается государством на бесплатной основе, закупленное по тендеру, то есть дешевое и некачественное, либо приобретать качественное, но дорогое и за свои средства.

Компенсация в данном случае будет лишь частичной, приблизительно около трети от потраченной суммы.

Оформленная инвалидность позволяет бесплатно лечиться в санаториях и реабилитационных центрах, но и здесь родственников подстерегает очередное разочарование из-за разногласий между законами и реальностью.

Получение образования

Наступает время такому ребенку идти в школу, и родители в очередной раз оказываются в ситуации, когда права инвалида требуется отстаивать путем многих конфликтов. Настоящим кошмаром для семей с ребенком-инвалидом становится ПМПК или психолого-медико-педагогическая комиссия.

Согласно принятого закона, ее решение носит исключительно рекомендательный характер, и только от него зависит вид выбираемой программы обучения. К примеру, малыши с нарушениями опорно-двигательной системы обучаются по программе 6-го вида, 7-й вид – коррекционная и 8-й – вспомогательная, по которой занимаются дети с умственной отсталостью.

Родители по закону имеют право выбрать для ребенка форму обучения (школьное, семейное или надомное), а также школу, однако практически повсеместно им в этом отказывают. Аргументируется чаще всего отказ решением ПМПК, то есть если в нем указано, что требуется программа 8-го вида, то в учебное заведение 6-го вида маленького инвалида не возьмет.

В мае 2011 года Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи еще президентом РФ, посетил психоневрологическую больницу №18, где встретился с врачами и родителями пациентов. Президент поинтересовался, сколько всего в России детей, страдающих детским церебральным параличом, и был очень удивлен, когда сопровождавшие его медицинские чиновники не смогли ответить на простой вопрос. Неужели в стране так плохо с медицинской статистикой?


Нужно срочно посчитать всех больных ДЦП и создать федеральную базу данных пациентов с этим заболеванием, потребовал президент. И уже на следующий день Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику заболеваемости детским церебральным параличом в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитываются 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.

Однако приведенные цифры вызывают сомнение. В 2001 году частотность появления детей с ДЦП составляла по разным данным от 5 до 6 на 1000 новорожденных. Если эта тенденция сохранилась (а скорее всего, за это время доля детей, рожденных с ДЦП, увеличилась), то больных с этим диагнозом в России на порядок больше, чем то количество, которое приводит Минздрав. Для сравнения, в США, где заболеваемость детским церебральным параличом составляет 2,4 на 1000 новорожденных, диагноз ДЦП получают ежегодно около 10000 маленьких детей и 1200–1500 дошкольников. В свете таких данных 71429 детей в России представляется сильно заниженным показателем. Может быть, чиновники воспользовались базой данных Пенсионного Фонда и посчитали лишь тех детей, у которых уже оформлена инвалидность? Региональная общественная организация инвалидов (г. Москва) считает, что, исходя из частотности рождения детей с признаками ДЦП, можно предположить: в России количество детей, страдающих этим заболеванием, на порядок больше.

ДЦП: медицинская справка

Детский церебральный паралич — это группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития. Основная причина заболевания – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания (гипоксия, асфиксия) или травмы (ушибы, кровоизлияния и т.д.) в дородовый или послеродовый период.

Такие повреждения могут происходить в результате травм матери во время беременности и родов, нарушения кровообращения головного мозга у плода, различных инфекционных, генетических, эндокринных, сердечно-сосудистых заболеваний матери, угрозы прерывания беременности, осложнений в течении беременности, групповой или резусфакторной несовместимости крови матери и плода, тугого обвития плода пуповиной, преждевременной отслойки плаценты и ряда других факторов.

Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно в грудном возрасте. В том случае, если при беременности и родах имели место факторы риска, педиатр, как правило, пристально наблюдает ребенка на предмет возможных симптомов заболевания и предупреждает родителей о том, какие особенности нужно отмечать, чтобы как можно раньше установить диагноз и начать реабилитацию.

Родители должны быть знакомы с основными нормами развития двигательных и игровых навыков, речевого развития и в случае, если ребенок заметно отстает, сообщить об этом врачу. Насторожить родителей и специалистов должны такие особенности поведения малыша, как застывание в какой-то позе, выполнение непроизвольных движений, отсутствие контакта с матерью.

Педиатры не всегда спешат с постановкой диагноза ДЦП: детский мозг очень пластичен и имеет огромные компенсаторные возможности, которые могут полностью нивелировать последствия повреждения мозга, поэтому больных ДЦП гораздо меньше, чем детей, рождение которых сопровождалось факторами риска. Если ребенок в возрасте более года не сидит, не ходит, не говорит, а также имеет различные психические отклонения, и специалисты подтверждают устойчивость неврологической симптоматики, выставляется диагноз ДЦП

    Основными симптомами ДЦП являются:

  • нарушения двигательной активности: спастичность (скованность мышц),
  • атетоз (гиперкинез, медленная тоническая судорога мышц конечностей, лица, туловища),
  • ригидность (резкое повышение тонуса мышц и их сопротивляемости деформированию),
  • атаксия (нарушение координации движений), тремор конечностей.

    Диагнозу могут сопутствовать нарушения со стороны органов зрения, слуха, изменение восприятия, ориентировки в пространстве, нарушение развития речи, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

    На что жалуетесь?

    Из сообщения Минздрава складывается впечатление, что для реабилитации детей с церебральным параличом у нас есть все необходимое, при этом жалобы родителей многочисленны и многообразны, от неудовлетворительной диагностики до отсутствия доступной среды для тех, кто сильно ограничен в передвижениях. Надо сказать, что спектр проблем, связанных с ДЦП, столь широк, что в короткой статье поднять все вопросы и дать на них ответы просто невозможно, поэтому давайте попробуем представить себе ситуацию в общих чертах.

    Начнем с диагностики. На сайте одного из многочисленных благотворительных фондов, помогающих больным детишкам, мама девочки, больной параплегией (параличом, развившимся в результате травмы спинного мозга), горько сетует на то, что ее дочке по ошибке поставили диагноз детский церебральный паралич, назначили неправильное лечение, которое привело к ухудшению ее состояния. Сам по себе случай ужасный, но насколько типична такая ошибка в диагностике?

    Дело в том, что повреждения у каждого из пациентов носят свой, индивидуальный характер и диагноз как таковой не является автоматическим показанием к применению той или иной терапии. При ДЦП — и это весьма характерная и печальная особенность именно этого диагноза — одно и то же лечение может оказаться спасительным для одного пациента и очень вредным для другого.

    Нередко приходится слышать от родителей о неблагоприятных последствиях применения вертикализатора, вспомогательного устройства, позволяющее больному принимать вертикальное положение. Грамотный специалист, как утверждает Андрей Горлов, способен поставить пациента на ноги и без вертикализатора, хотя в некоторых случаях он и бывает полезен, так как дает возможность родителям продолжить лечебные занятия с ребенком в домашних условиях. В то же время, есть множество случаев, когда вертикализатор противопоказан, поэтому его использование должно быть очень избирательным, чтобы не навредить пациенту.

    Все эффективные методики реабилитации пациентов с детским церебральным параличом —это, скорее, образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура. Их не проведешь курсами, поэтому кому-то из родителей, чаще всего матери, приходится посвятить себя полностью реабилитации ребенка. И конечно, здесь требуется и методическая, и финансовая поддержка государственных структур, которая на сегодняшний день явно не адекватна задачам, стоящим перед семьями детей с ДЦП.

    Очень остро стоит вопрос социализации детей с церебральным параличом. Но это — тема отдельной статьи, которую мы планируем опубликовать в скором времени.


    • Что такое церебральный паралич
    • Почему дети рождаются с ДЦП
    • Формы болезни
    • Признаки ДЦП у детей до 1 года
    • Диагностика
    • Реабилитация
    • Сколько живут дети с ДЦП
    • Видео по теме

    Что такое церебральный паралич

    Согласно статистическим данным, из тысячи новорожденных 2 ребенка рождаются с ДЦП, причем большинство заболевших – мальчики. В России данный показатель несколько выше, и заболевание диагностируют у 3–6 малышей. Почти половина из них появляются на свет в результате преждевременных родов.

    Болезнь ДЦП является одной из наиболее значимых проблем современной педиатрии, если речь идет о хронических патологиях. С каждым годом количество детей с таким диагнозом растет. Основными причинами специалисты называют ухудшение экологии и бурное развитие неонатологии. Пациентами неонатологов становятся младенцы с синдромом дыхательных расстройств (СДР), имеющие малый вес и различные пороки развития.

    Существует несколько видов ДЦП, которые отличаются между собой степенью повреждения ЦНС и особенностями симптоматики. Доминирующим признаком является расстройство мышечного тонуса, что влечет за собой нарушение координации движений, частые падения, задержку интеллектуального и физического развития.

    Детям и взрослым с диагнозом ДЦП показана пожизненная реабилитация. При необходимости назначается физиотерапевтическое и медикаментозное лечение, а также оперативное вмешательство.

    Почему дети рождаются с ДЦП

    Детский церебральный паралич обусловлен неправильным развитием либо повреждением мозга в период его активного роста. Это может происходить во время беременности, родов или сразу после рождения малыша. В отдельных случаях болезнь манифестирует несколько позже.

    Точную причину появления ДЦП определить не всегда возможно, но главным патогенетическим звеном всегда почти всегда является гипоксия – кислородное голодание мозга. Особенно восприимчивы к дефициту кислорода участки мозга, отвечающие за поддержание равновесия, рефлекторные и осознанные движения. Результатом их повреждения становится нарушение тонуса мышц, парезы, параличи и гиперкинезы – непроизвольные движения из-за ошибочных команд головного мозга.

    Церебральный паралич у новорожденных детей связан, как правило, с несколькими повреждающими факторами. Более 75% из них – это проблемы перинатального периода, который длится с 22 недели беременности до 7-го дня жизни ребенка.

    К причинам возникновения ДЦП, воздействующими на плод в период внутриутробного развития, относятся следующие:

    • инфекционно-вирусные патологии – краснуха, сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
    • резус-конфликт;
    • угроза выкидыша;
    • системные болезни матери – сахарный диабет, недостаточная функция щитовидной железы (гипотиреоз), стойкое повышение давления, порок сердца;
    • травмы, полученные во время беременности;
    • преждевременная отслойка или патологические изменения плаценты;
    • поздний токсикоз, нефропатия.

    Факторами риска, способными привести к развитию ДЦП, являются преждевременные, затяжные либо стремительные роды, тазовое предлежание плода, узкий таз у женщины, слабая или, напротив, избыточно сильная родовая деятельность, продолжительный безводный период. Повреждение мозговых структур может также случиться при механической травме, нанесенной малышу в ходе родоразрешения.

    В послеродовом периоде церебральный паралич может возникать из-за асфиксии или гемолитической болезни новорожденных, причем второй вариант наиболее вероятен. Гемолитическая болезнь, вызываемая несовместимостью крови матери и плода, иногда приводит к токсическому поражению головного мозга.

    Нарушение дыхательной функции (асфиксия) бывает следствием имеющихся заболеваний матери или ребенка, неблагоприятного течения беременности.


    Формы болезни

    В настоящее время используется классификация МКБ-10 (международная классификация болезней десятого пересмотра), согласно которой ДЦП подразделяется на такие виды:

    • спастическая диплегия;
    • спастическая тетраплегия;
    • гемиплегия;
    • гиперкинетическая форма;
    • атонически-астатическая (атактическая) форма.

    Данные формы могут сочетаться между собой и проявляться симптомами, характерными для нескольких видов заболевания. Наиболее часто встречается комбинация спастической диплегии и гиперкинетической формы ДЦП, а также диплегии и гемиплегии.

    Самой распространенной является спастическая диплегия (40% случаев), несколько реже диагностируется гемиплегия (32%). Примерно 15% пациентов страдают атактической формой, 10% – гиперкинетической, и лишь у 2% детей определяется спастическая тетраплегия.

    Спастическая диплегия представляет собой наиболее легкую форму ДЦП и характеризуется преимущественным поражением мышц нижних конечностей. Мышечный тонус рук и лица нарушен в меньшей степени.

    При спастической тетраплегии поражаются оба полушария головного мозга, что приводит к выраженной ригидности мышц. Дети с такой формой ДЦП не в состоянии сидеть, стоять или удерживать голову самостоятельно. Спастическая тетраплегия, которую также называют двойной гемиплегией, отличается наиболее тяжелыми проявлениями.

    Гемиплегия сопровождается односторонним гемиапарезом: движения мышц одной половины тела ограничиваются на стороне, противоположной поврежденному полушарию мозга. В большей степени поражается рука. Из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей руки и разгибателей ноги больной принимает характерную позу: одно плечо приведено к туловищу, рука согнута в локте, кисть развернута к животу и также согнута; при этом нога остается выпрямленной, а носок стопы - натянутым.

    Гиперкинетическая форма – это чаще всего следствие гемолитической болезни новорожденных, сопровождавшейся ядерной желтухой. В отличие от физиологической желтухи, которая считается нормой, при ядерной желтухе поражаются ядра коры головного мозга. Причина – в слишком высокой концентрации билирубина, оказывающего токсическое воздействие на мозг малыша.

    При гиперкинетической форме ДЦП наблюдаются внезапно возникающие неконтролируемые движения в одной либо нескольких мышечных группах. При этом тонус мышц может быть как повышенным, так и пониженным. Интеллектуальные способности, как правило, сохраняются, дети учатся в обычных школах и зачастую получают высшее образование.

    Атонически астатическая форма развивается при повреждении мозжечковой зоны мозга, ответственной за координацию движений, поддержание равновесия и регуляцию мышечного тонуса. Это значит, что тонус мышц будет снижен, а сухожильные рефлексы – повышены. Кроме того, данная форма проявляется различными нарушениями речи, что объясняется слабостью мышц соответствующих органов – голосовых связок, гортани, горла и т. д.

    Признаки ДЦП у детей до 1 года

    Клиническая картина и характер течения заболевания зависят от места и глубины повреждения мозга. Иногда первые признаки заметны уже в первые дни или даже часы после рождения малыша. Однако чаще всего они появляются спустя месяц и более, когда родители или врачи начинают замечать отклонения со стороны нервной системы.

    Распознать ДЦП у грудничка можно по следующим симптомам:

    • ребенок, которому исполнился месяц, не моргает в ответ на громкий звук;
    • не может сфокусировать взгляд, глаза явно косят;
    • конечности движутся хаотично;
    • четырехмесячный малыш не поворачивает голову на резкий звук, не тянется за новой игрушкой и не может удержать ее в руках;
    • семимесячный ребенок еще не научился сидеть самостоятельно;
    • если попытаться поставить ребенка на ноги, он встает не на всю стопу, а только на носочки.

    Очень часто ранним признаком ДЦП у грудного младенца является задержка формирования двигательных навыков. Такие дети долго не держат голову, позже сверстников начинают ползать, переворачиваться с боку на бок и ходить.

    Мышцы больного ребенка выглядят чересчур расслабленными или, напротив, напряженными. В обоих случаях это приводит к тому, что тело и конечности принимают неестественное, нефизиологичное положение. При этом примитивные сухожильные рефлексы (например, хватательный и сосательный), как правило, сохраняются дольше.

    Особенности развития, отличающегося от нормального, можно заметить у годовалого малыша. Если в этом возрасте ребенок еще не ходит сам, пользуется преимущественно одной рукой, не произносит отдельных слов, то есть все основания для посещения невролога или педиатра.

    В дальнейшем появляются и другие, поздние симптомы:

    • деформации костей и контрактуры суставов. Конечность на пораженной стороне укорачивается, что при отсутствии лечения приводит к искривлению позвоночника и деформации тазовых костей. Из-за неравномерного давления близлежащих мышц в суставах развивается тугоподвижность, и снижается объем движений;
    • нарушение глотательной функции обусловлено дискоординацией движений языка и глотки, а также расстройством сократительной способности глоточно-пищеводного сфинктера. В результате возникают проблемы с сосанием, приемом пищи, воды и слюноотделением. Поэтому у ребенка с ДЦП нередко наблюдается непроизвольное слюнотечение;
    • задержка в речевом развитии проявляется неспособностью четко произносить слова из-за неправильного взаимодействия мышц, которые участвуют в данном процессе;
    • нарушение слуха выражается в отсутствии восприятия звуков, из-за чего ребенок долго не может научиться говорить;
    • нарушение прикуса, склонность зубов к кариесу, увеличение зубных корней на фоне приема противоэпилептических препаратов. У детей с ДЦП очень сложно поддерживать гигиену полости рта, поэтому кариес часто прогрессирует. Одна из причин проблем с зубами – сниженная функция жевания и недостаточная подвижность языка, приводящие к регулярной задержке остатков пищи во рту;
    • умственная отсталость свойственна далеко не всем детям, однако именно этот параметр определяет степень инвалидности человека и его качество жизни;
    • непроизвольное мочеиспускание и дефекация возможны при патологическом тонусе гладкой мускулатуры мочевого пузыря и прямой кишки.

    Диагностика

    Специфических диагностических тестов ДЦП нет, поэтому диагноз ставят на основании клинических признаков, выявляемых в ходе неврологического осмотра ребенка. В качестве дополнительных методов используют электроэнцефалографию, миографию и нейрографию. Дифференцировать патологию от других врожденных пороков помогает также исследование вызванных потенциалов и транскраниальная магнитная стимуляция.

    Для определения степени повреждения мозга назначается МРТ и нейросонография. В некоторых случаях в диагностике принимают участие узкие специалисты – окулист, отоларинголог, ортопед, логопед и психиатр. При необходимости проводятся генетические тесты и лабораторные анализы.

    Реабилитация

    Наиболее действенными методами лечения ДЦП являются массаж, гимнастика и лекарства, нормализующие мышечный тонус. Положительно влияет на состояние больных применение физиотерапевтических методик – в частности, метода Войта и бобат-терапии. При отсутствии судорог может назначаться электрофорез или миостимуляция. Для улучшения координации, речи и дикции, снижения тонуса мышц врачи рекомендуют электрорефлексотерапию.

    Чтобы добиться максимального эффекта, лечение следует начинать как можно раньше, когда мозг ребенка активно растет и развивается. В раннем возрасте, до 8 лет, головной мозг обладает большим потенциалом и гибкостью, за счет чего функция поврежденных структур может переходить на здоровые участки.

    Благодаря непрерывному и комплексному проведению реабилитационных мероприятий можно существенно уменьшить имеющийся неврологический дефицит и снизить риск возникновения контрактур и скелетных деформаций, а также помочь ребенку получить навыки самообслуживания.

    Относительно новой методикой является применение пневмокостюмов, которые фиксируют суставы и обеспечивают растяжение мышц. Такие устройства работают по типу разгрузочных комбинезонов, используемых космонавтами после длительного пребывания в космосе.

    Ортопедические пневмокостюмы – это облегающие комбинезоны с пневмокамерами, расположенными вдоль туловища, рук и ног. С помощью специального насоса в камеры подается воздух, и создается давление на мышцы-антагонисты. Вследствие направленного обжатия мышц усиливаются нервные рецепторы, и активизируется деятельность ЦНС.

    Мощный поток импульсов идет в область мозга, ответственную за движения, обеспечивая тем самым благоприятные условия для формирования правильного двигательного стереотипа и подержания физиологичной позы.

    Результатом ношения пневмокостюмов Атлант, Ева или Фаэтон является закрепление двигательных навыков, восстановление речевой функции и устранение аномальных рефлексов.

    Сколько живут дети с ДЦП

    Продолжительность жизни при данном диагнозе во многом зависит от формы патологии и эффективности лечения, а также от индивидуальных возможностей. Еще недавно, в середине 20-го века больные ДЦП не доживали даже до совершеннолетия. Сегодня ситуация кардинально изменилась благодаря появлению новых методов, практикуемых в специализированных медицинских центрах.

    При грамотно составленном плане реабилитации, включающем систематические занятия ЛФК и массажные сеансы, пациент проживет как минимум до 40 лет. Это своего рода рубеж, при приближении к которому снижается жизненный потенциал: тело быстрее изнашивается из-за деформации скелета и внутренних органов.

    Многие пациенты, которые регулярно проходят курсы реабилитации, доживают до глубокой старости. Прогноз может ухудшаться при тяжелых формах ДЦП, сопровождающихся частыми эпилептическими припадками или полной неспособностью к самообслуживанию.


    Согласно статистики ВОЗ, наблюдается ежегодное увеличение детской инвалидности не менее чем на десять процентов и одной из главных причин означены заболевания нервной системы у детей, приводящие к инвалидности, а дети с диагнозом ДЦП, составляют более двадцати процентов от всей структуры неврологической увечности.

    Одним из наиболее тяжелых результатов перинатального (околородовый) поражения нервной системы младенца, считается детский церебральный паралич – когда отмечается повреждение головного мозга, приобретенного в период вынашивания, родов и в первый месяц жизни младенца.

    дети с диагнозом ДЦП

    Проявление означенного заболевания выражено в двигательных нарушениях, расстройстве психики и речи, неадекватном восприятии окружающего мира. Прогрессия в отношении проявлений болезни, не отмечается, но и коррекции, означенные паталогии поддаются лишь частично. Несмотря на достижения современной медицины, детский церебральный паралич по-прежнему остается сложным, с трудом поддающимся терапии, заболеванием.


    Еще в середине девятнадцатого века стали известны проявления ДЦП, после изучения и описания болезни известным британским хирургом Джоном Литтлом, Довольно длительное время заболевание называлось болезнью Литтла, но нынешнему названию заболевания медицина обязана доктору Зигмунду Фрейду, давшему проявлениям болезни довольно точные характеристики.


    К числу признаков ДЦП относится и отсутствие склонности симптомов к прогрессированию. Что говорит об отсутствии новых поражений мозга с течением времени, а имеющиеся дефекты двигательной функции, частично корректируются. Но опять-таки – лишь при наличии нормального ухода и отношения к ребенку, а при отсутствии таковых возможно появление и более тяжелых осложнений — дети с диагнозом ДЦП.

    От того, какой участок головного мозга подвержен поражению, зависит природа мышечной патологии, или имеющееся совокупность. Мышечным нарушениям при оном церебральном параличе свойственно проявляться напряжением мышечной ткани, или же ее спастических сокращений, разнообразными движениями бессознательного характера, а также нарушениями походки и ограничением движений. Помимо означенного, болезнь может быть выражена нарушениями речи, зрения и слуха, а также эпилептическими припадками и нарушением интеллектуального и психического развития. Кроме того, ярко выражены патологические изменения относительно ощущений и восприятий.

    Означенный порок в развитии может возникнуть по причине возникшего нарушения в развитии отделов мозга из-за кислородного голодания в периоды развития плода и во время родов (гипоксия), наличия внутриутробных инфекций, к примеру герпеса. Наличие резус-несовместимости материнской крови с кровью плода, возникновение гемолитической болезни у плода, родовые травмы, вирусные инфекции в послеродовом периоде, резкое токсическое поражение головного мозга из-за наличия в помещении ядовитых веществ, нарушение тактики родовспоможения тоже могут стать причиной развития означенного заболевания.

    Детишкам с диагнозом ДЦП, с трудом дается выполнение всех сложных координированных движений. То, что любые движения таких деток крайне замедленны, способствует развитию у них слабого мышления, у этих малышей неадекватное восприятие окружающих предметов и пейзажа. Подобное способствует тому, что дети с трудом учатся писать, выполнять даже самые простые математические действия, им сложно делать любые выводы, и еще адекватно мыслить. Даже при условии нормального интеллектуального развития, течение болезни станет помехой для регулярных занятий, а значит и усвоит ребенок гораздо меньший объем нужной информации, чем его сверстники — дети с диагнозом ДЦП.


    Поэтому задержка психического развития отмечена у семидесяти процентов детей с означенным диагнозом. Эмоциональное здоровье детей с ДЦП тоже претерпевает патологические изменения – эти детишки излишне ранимы, слишком впечатлительны, панически привязаны или к родителям, или к своему опекуну. Основными причинами всего выше сказанного, специалисты считают следующее – невозможность участия ребенка с ДЦП в подвижных играх сверстников из-за недостаточной мышечной силы, ребенок ограничен в общении с одногодками по причине речевых нарушений.

    По причине оного заболевания у ребенка наблюдаются проблемы не только с физическим и психоэмоциональным здоровьем, но и нарушения речи и в общем развития личности. У всех детей психоэмоциональные нарушения проявляются по-разному – у кое-кого излишней возбудимостью, суетливостью и раздражительностью с резкой сменой настроения, а кое-кто из детишек становится откровенно агрессивным. Иные дети напротив слишком застенчивы, боязливы, безынициативны до пассивности и с огромным трудом контачат со сверстниками. Формирование характера наряду с психическим здоровьем малыша с ДЦП, во многом зависит от родителей ребенка. В случае проявления излишнего внимания в отношении ребенка, или чрезмерной опеки, жалости со стороны родителей, следует ожидать лишь того, что малыш замкнется в себе и не станет развиваться как личность.


    Что касается физического развития ребенка с означенным диагнозом, это неадекватное восприятие малышом своего тела с его кое-какими частями в пространстве. Исправлением данного дефекта может заняться лишь специалист наряду с родителями, воздействуя на тело ребенка посредством массажа, а также лечебной гимнастики, однако подход строго индивидуальный. От того, насколько поврежден мозг ребенка, зависит речевое развитие, но основными проблемами детей с ДЦП остаются недостаток общения со сверстниками и дефицит познания окружающего мира, что весьма затрудняет пополнение словарного запаса. Дефицит восприятия становится веской причиной неадекватной оценки предметов, или действий, поэтому малыш склонен к созданию неверных образов. К счастью, существуют специальные развивающие игры для таких деток, создающие верные представления о предметах, любом действии и явлении в мире вокруг ребенка. Игры предназначены для участия в них и родителей малыша.

    Родители детей с диагнозом ДЦП обязаны следовать некоторым правилам – как можно меньше акцентироваться на особенностях поведения ребенка, всячески поощряя любую активность, стимулировать желание к обучению всего нового для малыша и не выражать недовольство от вмешательства специалиста.


    Ведь от адекватных рекомендаций специалиста и точного их выполнения, доброжелательного отношения к ребенку, зависит решение данной проблемы, хотя бы частичное. Преодоление означенного заболевание зависит от упорства родителей, желания их к поддержке ребенка, веры в успех – лишь это может организовать ребенку нормальную полноценную жизнь — дети с диагнозом ДЦП.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.