Старшие школьники с дцп


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06

Статья просмотрена: 1988 раз

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом . Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

Психологические особенности обучающихся с детским церебральным параличом, способствующие школьной дезадаптации Сема А. В.

Сема Анастасия Викторовна /Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные для современной педагогики и психологии проблемы обучения детей с детским церебральным параличом. Раскрываются проблемы развития мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in article are considered urgent for modern pedagogic and psychology of a problem of training of children with cerebral palsy. Problems of development of small motility and any attention at students with cerebral palsy reveal.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дезадаптация, мелкая моторика, произвольное внимание.

Keywords: cerebral palsy, disadaptation, small motility, any attention.

С момента введения ФГОС УО дети с детским церебральным параличом (далее -ДЦП) имеют право обучаться в классе с обучающимися без проблем в развитии. Большинство из учителей отмечают, что обучающиеся с ДЦП невнимательны, неаккуратны, у них отсутствует мотивация к обучению, рассеяны. Некоторые учителя считают, что обучающиеся с ДЦП просто ленивы и не хотят учиться - поэтому и так плохо усваивают учебную программу. Но, прежде чем ругать детей, необходимо разобраться в чем причина их проблем в обучении.

С 1950 годов детей с ДЦП старались обучать отдельно в специализированных учреждениях. С развитием психологической практики в образовании произошли кардинальные изменения в системе обучения детей с ДЦП. Их начали разделять по группам не только по медицинским показаниям, но и по их интеллектуальному и психологическому развитию. Дети с ДЦП с сохранением интеллекта и способные передвигаться самостоятельно теперь могут обучаться в общеобразовательных учреждениях. При обучении детей с ДЦП необходимо учитывать их психологические особенности и при психологическом диагностировании особенностей развития детей

с ДЦП необходимо помнить, что ДЦП может быть вызвано травмами и патологиями различных частей мозга и нервной системы ребенка. Поэтому у каждого ребенка будут проявляться свои особенности в развитии и поведении. Каждый из таких детей индивидуален, но все-таки есть часть направлений, которые чаще всего требую коррекции и развития у детей с ДЦП [2].

У большинства детей с ДЦП выявлена характерная задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом в психологии понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности обучающегося. Это объясняется более замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Что часто отражается в виде повышенной чувствительности и эмоциональной возбудимости, высокой чувствительностью к повседневным раздражителям окружающих их, неустойчивость настроения. Бывает достаточно выражено отсутствие чувства времени, будущего. Для детей с ДЦП важно то, что происходит сейчас, в эту минуту. Им трудно планировать деятельность на достаточно продолжительное время, с трудом ориентируются во времени. Также достаточно часто проявляются проблемы в развитие самооценки. Одной из выраженных проблем являются страхи, развивающиеся вследствие недоброжелательного или негативного отношения окружающих к ребенку. Наблюдаются высокая эмоциональная возбудимость с положительными реакциями на окружающих, но при этом с низкой критикой (Бадалян Л. О., 1989).

При характерном замедленном темпе психического развития, часто отмечают диспропорциональный, неравномерный характер формирования отдельных психических функций [4].

Дети с ДЦП быстро утомляются в незнакомой обстановке и в процессе монотонной деятельности. Быстрая утомляемость может выражаться в виде двигательной расторможенности, эмоционально неустойчивых реакциях агрессивном поведение, отрицательной реакцией на просьбы взрослого. Данные проявления утомляемости могут стать причиной школьной дезадаптации. Эти реакции могут стать привычной чертой характера для ребенка при непосильных интеллектуальных и физических нагрузках, а так же при непрофессиональном воспитании [5]. Даная утомляемость достаточно часто сопровождается повышенной чувствительностью на обычные повседневные раздражители (яркий свет, громкие звуки. ) может усиливаться при воспитании по стилю гиперопеки.

Чрезмерная гиперопека и неправильное поведение окружающих формирует у детей с ДЦП такие черты личности как: высокая внушаемость, нехватка уверенности в себе и своих силах, отсутствие самостоятельности, низком уровне развития бытовых и практических навыков. При этом часто у ребенка достаточно высокий интеллект, но он не умеет проявлять его и отстаивать свою точку зрения. При таком типе развития личности дети с ДЦП предпочитают перекладывать ответственность на других [3].

При психологическом диагностирование и выборе методик необходимо учитывать уровень развития мелкой моторики обучающихся с ДЦП. Чаще всего мелкая моторика плохо сформирована и при заполнении анкет, тестов и выполнение методик ребенок может испытывать дискомфорт из-за того что ему сложно выполнить задание, написать в строчку или клеточку. В дальнейшем этот ребенок может отказаться выполнять задания требующие навыков развитой моторики, а то и полностью отказаться от общения с психологом. Одним из выходов из данной ситуации может быть увеличение шрифта в тестах, заданиях. Распечатывание более крупных диагностических карт. Отказ от методик, которые вызывают повышенную трудность в выполнение заданий из-за особенностей развития двигательных функций у ребенка с ДЦП.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что к каждому обучающемуся с ДЦП необходим индивидуальный подход. Если обучающийся не справляется с

заданиями и программой обучения, в первую очередь необходимо консультирование с психологом по поводу психологических особенностей обучающегося. С разрешения родителей преподаватель (воспитатель) может направить обучающегося на психологическое диагностирование особенностей развития и психологического состояния ребенка. При необходимости с обучающимся проводятся психологические занятия, консультации, встречи направленные на развитие необходимых навыков у обучающегося и решение его психологических проблем.

Преподавателю даются ряд рекомендаций и методик по обучению и воспитанию ребенка с ДЦП направленных на развитие необходимых навыков, способов поведения и учебных компетентностей, которые позволят обучающимся более успешно справляться с учебной программой. Если для успешного усвоения программы обучающимся с ДЦП необходимы определенные условия, которые не может создать учитель, то целесообразнее всего будет закрепить за обучающимся тьютора.

1. Little W. J. Course of Lectures on the Deformities of the Human Frame. // Lancet, 1843.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Тимонова О. В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1997.

4. Калижнюк Э. С., Раменская О. Л., Кожевникова В. Ю. О структуре интеллектуального дефекта у детей с церебральными параличами, родившихся недоношенными // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. № 8. С. 421-424.

5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

6. Семёнова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

Проблемы мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом

Сема Анастасия Викторовна / Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом. Обследование обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in the article problems in development of small motility and attention in students with cerebral palsy. Inspection of students with cerebral palsy.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучающиеся, методики, мелкая моторика, внимание.

Keywords: cerebral palsy, students, techniques, small motility, attention.

В современном мире преподаватели в школе сталкиваются с проблемами обучения детей с детским церебральным параличом. Обучение таких детей требует особого


Фото: из личного архива

У нас не отличают детей с легким церебральным параличом и с тяжелыми нарушениями. Например, дети, у которых ДЦП в нетяжелой форме, которые могут осваивать все навыки, которые осваивают обычные люди, — бег, прыжки и так далее.

Такой ребенок в большинстве случаев везде в России идет в обычную школу, потому что они своими ногами ходят, бегают, прыгают. Тем не менее в 90% случаев их не берут на физкультуру, и все 40 минут урока они сидят на лавке. Почему? Потому что у всех в голове — у директора, завуча, учителя — стереотип, что раз ребенок плохо бегает, некрасиво бегает, значит, ему бегать нельзя. Он больной, ему нужна специальная группа по физкультуре, пусть он ходит на лечебную физкультуру. Заметьте, если обычный ребенок не умеет, например, лазить по канату — его журят, ругают, могут двойку поставить, но никому и в голову не придет, что он не должен ходить на физкультуру.

Это ужасное представление, что для специальных людей нужны какие-то исключительно специальные вещи. Корни этого мифа тоже понятны и на самом деле не ужасны, а даже правильны: например, если у человека есть ограничения в активности и какие-то проблемные области, то ему должны предложить какие-то технологии, подходы, способы поддержки для того, чтобы человек мог функционировать на максимально высоком уровне. У нас же это все бюрократизировано, из-за чего происходят совершенно идиотские ситуации.

Представьте себе маленький город в области. В нашей системе образования придумано восемь типов образовательных учреждений: отдельно для детей с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушениями движения, для умственно отсталых, для детей с задержкой физического развития… По закону эти образовательные программы реализуются в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Разве в каком-нибудь маленьком районном центре наберется детей на целую школу для детей с нарушениями слуха? Конечно, нет.

Да, многим детям нужна специальная поддержка, может быть, даже в специальных местах, но есть дети, которым нужна просто среда, и эта среда их разовьет гораздо больше, чем коррекционная школа. Вот пример среди моих пациентов: парень, учась в обычной школе, выучил английский и испанский до продвинутого уровня и сейчас учится на факультете международных отношений в Санкт-Петербургском государственном университете, куда, кстати, сам ездит.

В рамках традиционных представлений в нашем обществе ребенок с ДЦП воспринимается как интеллектуально недоразвитый — особенно неговорящий ребенок или ребенок со странными движениями. У меня был пациент, Ваня Бакаидов, у него дискинетический церебральный паралич, и он не может говорить понятно: его понимают только близкие или хорошо знакомые с ним люди, но он действительно очень умный, такой юный гений. Сам делает программы, которые помогают в коммуникации неговорящим людям, сам перемещается по городу на трайке — трехколесном лежачем велосипеде. И вот он пошел в Сбербанк получать карту, а его мама ждала его возле банка с велосипедом.

Когда он туда пришел со своим коммуникатором разговаривать по поводу получения карточки, его спросили: а где ваш опекун? Он говорит: у меня нет опекуна, я дееспособный. Ему говорят: а кто вас сопровождает, с кем мы можем поговорить по поводу вашей карточки? У кого ваш паспорт? И они совершенно не могли взять в толк, что человек со слюнотечением, который весь дергается, может быть дееспособным. При том что Ваня нормально коммуницирует с людьми, встречался на первом Всемирном гуманитарном саммите ООН с ее генеральным секретарем Пан Ги Муном.

Им этого не понять, потому что никогда в жизни у этих людей не было опыта игры, взаимодействия с людьми с ДЦП. Потому что людей с ДЦП всегда где-то лечили, для них всегда где-то были специальные места.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.


На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • О фонде
  • Контакты
  • Отчеты
  • Для НКО
  • Персональные данные
  • Пожертвовать
  • Стать волонтером
  • Частые вопросы
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ДЦП

Выполнила: воспитатель высшей квалификационной

категории Рыскулова З.И.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками с ДЦП всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. В связи с изменяющимися социально-экономическими условиями очень сложно ориентироваться на рынке труда. Недостаточно перспективных предложений по трудоустройству не только для лиц с ОВЗ, но даже вполне здоровому населению.

Обучающиеся с ДЦП испытывают серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения в силу причин как объективного (связанных с наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека), так и субъективного характера [24,36].Так, среди причин, обусловливающих неадекватность профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь указывается на неадекватность их представлений о соответствии [10] собственных возможностей состоянию здоровья (более 35% случаев); требований профессии имеющимся собственным возможностям (более 70%).

Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

В нашем школе - интернате № 13 VI вида подготовка детей с ДЦП к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовым воспитанием, в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Несмотря на то, что многие выпускники школы-интерната заканчивают профтехучилища, разные колледжи и ВУЗ-ы, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей;

- нежеланием большинства работодателей трудоустроить лиц с ОВЗ.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профессиональному консультированию и исходя из практики можно предложить следующую схему решения задачи выбора для детей с ДЦП:

1) соориентироваться в мире современных профессий;

2)определить перечень профессий и специальностей, имеющих противопоказания к состоянию здоровья;

3) определить свои склонности и интересы;

4) выяснить потребность в интересующей профессии и перспективах ее развития в районе, где молодой человек живет и собирается работать;

5) определить путь и способы получения желаемой профессии.

6) соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов. При этом необходимо не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его психологически к осознанному выбору. Задача педагога - раскрыть и развить потенциал школьника, заставить его думать самостоятельно, формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению.

Основными методами исследования являлось:

2. Опросник ДДО Е.А. Климова (предназначен для определения интересов и склонностей человека).

3. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора", (э то упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии).

Анализ полученных данных по результатам анкетирования показал, что большинство (4 из 6) опрашиваемых обучающихся еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, мало знают о выбранной профессии и о том, где ее можно получить. Все опрошенные дети, включая и тех, кто не выбрал профессию, критерием причины выбора профессии указывают на возможность творчества, самостоятельности и высокой оплаты труда. Также мы видим, что все дети хотят получить помощь специалиста в выборе профессии и считают, что решающее влияние на выбор профессии может оказать собственное мнение.

При анализе результатов д ифференциально-диагностического опросника (ДДО) мы видим, что все дети набрали от 3 до 6 баллов. А при результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени. Двое детей относятся к типу профессий человек-природа, у двоих интересы и склонности направлены к типу человек-художественный образ. И к типу профессий человек-техника и человек-человек относятся по одному воспитаннику.

Полученные нами данные в ходе констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения коррекционной работы. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование профессионального самоопределения у старшеклассников с ДЦП.

выяснить уровень знаний воспитанников о профессиях

помочь открыть старшеклассникам многообразие мира профессии

развивать умение работать самостоятельно и в группе

развивать умение планировать и оценивать свою деятельность

познакомить с классификацией профессий

обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению

помочь сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути;

выявление интересов, склонностей и способностей детей

развитие профессиональных интересов детей с ДЦП;

формирование профессионального самоопределения подростков с ДЦП;

повышение профессиональной грамотности у подростков, изучение классификатора профессий;

формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выбранной сфере деятельности;

Ожидаемые результаты:

У учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:

о видах профессий;

о медицинских и профессиональных требованиях;

об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

о состоянии рынка труда;

уметь соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

умение составлять профессиограмму.

Программа предусматривает формы и методы работы, которые дают возможность старшеклассникам максимально проявлять свою активность в решении поставленных задач.

На занятиях используются различные методы работы :

Профессиональная диагностика; ролевые игры; упражнения на развитие тех или иных качеств; элементы арт-терапии и музыкальной терапии; составление профессиограмм; тренинги.

Занятия включают в себя индивидуальные, групповые и коллективные задания. Коллективные задания способствуют творческому общению, сплачивают детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими и вовремя исправлены.

Программа рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель) и включает 12 занятий, по одному занятию в неделю. Все занятия объединены общим сюжетом. Профессиональная ориентация в обучении и воспитании школьников реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса и должна помочь подросткам выбрать себе профессию с учетом как потребностей общества, региона, так и своих интересов и способностей.

Со старшеклассниками с ДЦП проводится цикл занятий по профориентации, включающих в себя:

1. Профессиональную диагностику. На данном этапе проводятся групповые занятия, в ходе которых учащимся предлагаются различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Учащимся предлагаются следующие диагностические методики и тесты:

а) тест Д. Голланда по определению типа личности. Данный тест позволяет определить, к какому из 6 типов личности относится респондент: к реалистичному, к интеллектуальному, к социальному, к конвенциональному, предприимчивому или к артистическому типу. Респонденту предлагаются 42 пары профессий, в каждой из которых он должен выбрать наиболее предпочтительную. Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента;

г) определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.

2. Профессиональное просвещение. Данный этап включает в себя следующие составляющие:

а) профессиональная информация – учащимся предлагается информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; изучаем новые профессии, а также перечень профессий, имеющих противопоказания к их здоровью, информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Кроме того на данном этапе проводятся встречи с представителями различных профессий.

б) профессиональная агитация – проводится в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр:

3. Тренинговые занятия. Целью данного этапа является более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. Для реализации этой цели используется игровой метод. Проводятся такие методики, как:

4. Профессиональные консультации. Консультации проводятся индивидуально. В ходе консультирования учащимся оказывается помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Также предоставляется информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. Особое внимание уделяется вопросу причины выбора профессии.

В ходе консультации используются все вышеперечисленные методы. Прежде всего, проводится беседа с учащимся по интересующим его вопросам, учащемуся предоставляется вся необходимая информация. При необходимости проводится повторное тестирование. При консультировании используется и игровой метод.

Темы занятий: (для старшего звена ,9–10-е классы):

Познай самого себя (тестирование).

Экскурсии на производство.

Данная программа может быть использована воспитателями, классными руководителями коррекционных школ при работе с подростками с ДЦП для развития профессионального самоопределения детей.

Список литературы:

1. Климов Е.А.: Психология профессионального самоопределения.- М.: Академия, 2010

2. Пряжникова Е.Ю.: Профориентация. М.: Академия, 2010

4. Профессиональное и трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. // Материалы Всероссийской научно - практической конференции 27-29 ноября 2012 года. – Владимир: Собор,2012. – 152 с. 2.

5. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 384 с

6. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М. 2002. С 21

7. И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, О.Г.ПРИХОДЬКО Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.,2001г.

9. Стратегия государственной молодежной политики РФ до 2016 года от 18.12.2006 г.

10.Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09 1996г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.