Стресс у детей с дцп

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



Поведенческие проблемы и детский церебральный паралич

Поведенческие проблемы и детские церебральный паралич

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что такое поведенческие проблемы?

Виды проблемного поведения

Есть четыре основных категории проблемного поведения, каждая из которых может проявляться как в легкой, таки в тяжелой форме.

  • Самоповреждение — когда человек бьется головой, царапает себя и окружающих, толкается, давит себе на глазные яблоки, скрипит зубами, ест не пищевые продукты.
  • Агрессивное поведение — физическая агрессия, направленная на окружающих, порча имущества, вербальная агрессия, крики и т.д.
  • Стереотипное поведение — повторяющиеся действия, в том числе с предметами, повторяющаяся речь, раскачивание из стороны в сторону
  • Не-персонифицированные действия — порча имущества, гиперактивное поведения, кражи, неподобающее сексуальное поведение, истерики, отсутствие чувства опасности, склонность к побегам и бродяжничество, раздражительность

Какая связь между церебральным параличом и проблемным поведением?

Значительная часть людей с ДЦП также испытывает трудности с обучением. Это может означать что они не всегда до конца осознают, что происходит вокруг. Проблемное поведение чаще всего возникает у представителей именно этой группы, особенно если человек не обладает навыками коммуникации.

Тем не менее, в той или иной степени проблемное поведение может возникнуть у любого человека, независимо от уровня интеллектуального развития.

Факторы риска
Есть три важных фактора, влияющих на развитие проблемного поведения при ДЦП:

  • Насколько сильно повреждена нервная система
  • Насколько сильно нарушен интеллект
  • Есть ли эпилепсия ( особенно если приступы не купированы)

Дополнительные факторы риска

  • Возраст ( пик проблемного поведения обычно приходится на период от 15-34 и постепенно снижается после 35)
  • Пол ( у мужчин проблема возникает чаще чем у женщин)
  • Множественные нарушения
  • Проблемы с коммуникацией

Причины проблемного поведения

Проблемное поведение может быть вызвано в том числе биологическими/медицинскими причинами. Самоповреждающее поведение свойственно некоторым генетическим заболеваниям. Удары головой могут помогать человеку поддерживать нужную степень стимуляции или возбуждения.

Сложное поведение и психическое нездоровье — не одно и то же. Проблема может быть вызвана в том числе и ментальными нарушениями, которые в прочем будет непросто диагностировать, особенно если у человека есть проблемы с коммуникацией.

Проблемное поведение может быть в том числе обученным — если оно приводит к последствиям, которые полезны или приятны для человека, то скорее всего это поведение будет повторяться.

Проблемное поведение может быть попыткой коммуникации. Причиной может быть чувство голода, жажды или дискомфорта. Если в вашем случае это действительно так, будет правильно попытаться обучить человека более приемлемым способам коммуникации.

Проблемное поведение может быть вызвано плохим обращением, стрессом, обидой, тревогой, чувством боли или дискомфорта. Отказ от сотрудничества, сопряженный с истерикой ( например во время приема пищи) может быть единственным способом, при помощи которого человек, который из-за физических ограничений оказался полностью зависим от окружающих, может выразить свои эмоции.

Проблемное поведение может возникать в ответ на события в окружающей среде, куда можно отнести как избыточную, так и недостаточную стимуляцию, или просто плохие условия существования ( например не комфортная температура, чрезмерно высокий уровень шума), противоречия в действиях тех, кто осуществляет уход ( разница в умениях и навыках, осведомленности, подходах).

Проблемное поведение может скрывать настоящий уровень способностей человека, из-за чего практически невозможно понять каков же он на самом деле.

Поведение может быть вызвано как окружающей средой, так и действиями и подходом тех, кто осуществляет уход за человеком.
Другие факты о проблемном поведении
Чаще всего нежелательное поведение несет следующую функцию:

  • самостимуляция
  • привлечение внимания
  • избегание

У большинства людей с тяжелыми нарушениями развития такое поведение не является преднамеренным и не связано с желанием расстроить тех, кто за ними ухаживает.

Некоторые люди демонстрируют только одну форму нежелательного поведения, тогда как другие показывают целые кластеры поведенческих реакций сразу — например агрессия, истерика и деструктивное поведение могут возникать одновременно.
Исследования показывают, что проблемное поведение можно ослабить, если обучить человека базовым навыкам вербальной или не вербальной коммуникации, что позволит ему сообщать о своих потребностях в более подходящей форме.

Одной из причин, вызывающих сниженное настроение, может быть избыток кофеина, так что рассмотрите в том числе возможность снизить употребление кофеина.

Депрессия и церебральный паралич

Иногда изменение настроения у человека с ДЦП связано с развитием депрессии. В то время как у мужчин чаще возникает асоциальное поведение, женщины в два раза чаще чем мужчины страдают от депрессий. Если проблема в этом, в некоторых случаях может быть полезно пересмотреть образ жизни человека, но скорее всего потребуется также консультация психотерапевта и возможно прием антидепрессантов.

Работа с нежелательным поведением при ДЦП
Первая из возможных причин, которую нужно рассмотреть всесторонне — проблемы со здоровьем. Соответствующие специалисты могут провести процедуру экспериментального функционального анализа, которая позволит проанализировать все аспекты, влияющие на поведение человека: способности и умения, состояние окружающей среды, топографию самого поведения. Таким образом, анализу подвергается не только само поведение, но и все, что так или иначе оказывает на него влияние.

Важно предъявлять к человеку разумные требования, основанные на тщательной оценке когнитивных способностей (интеллектуального уровня), физического состояния, личностных особенностях, способности справляться с трудностями и предыдущем поведении.

Как оценить и проанализировать нежелательное поведение
1. Определить природу проблемного поведения:

  • Это действительно проблема?
  • Это поведение возникало раньше?
  • Это новое поведение?

2. Соберите факты:

  • Информация о поведении, которой вы располагаете, внушает доверие?
  • Близкие оценивают проблемное поведение как-то иначе?
  • Проблемное поведение возникает когда человек находится только с определенными лицами?

3. Опигите поведение

  • Как возникает, как часто возникает, как долго длится
  • Есть ли какая-то система, например возможно поведение возникает в определенное время суток?
  • При каких обстоятельствах возникает поведение?

4. Определите результат, к которому приводит поведение:

  • Избегание требований или неприятной ситуации
  • Награда в виде внимания, еды или напитка?
  • Взаимодействие с окружающими?
  • Самостимуляция?

5. Изучите историю проблемы:

  • Есть ли в истории аналогичные случаи проявления нежелательного поведения?
  • Какое вмешательство осуществлялось ранее?
  • Было ли вмешательство успешным?
  • Были ли в прошлом неизвестные факторы, оказывающие влияние на появление поведения?
  • При каких обстоятельствах оно появлялось?

6. Изучите медицинскую карту

  • Было ли диагностировано какое-то новое заболевание/нарушение?
  • Были ли за последнее время назначены или сняты какие-то препараты?
  • Возросла ли частота/возникли ли за последнее время эпилептические припадки?
  • Медикаменты применялись в соответствии с указаниями врача?
  • Дозировка и наименование назначенных препаратов не менялось?

7. Изучите изменения в окружающей среде/антецеденты:

  • Менялся ли за последнее время человек, который осуществляет уход?
  • Были ли изменения в привычном графике повседневных дел?
  • Изменился ли уровень активности?
  • Сменилось ли социальное окружение/компания сверстников?
  • Изменилась ли частота визитов домашних ( видимо речь идет о пребывании в местах ухода — интернатах, домах совместного проживания или больницах — прим.переводчика)
  • Возможно кто-то из близких заболел и/ или попал в больницу?
  • Возможно человек испытывает недостаток сенсорных ощущений?
  • Возможно он испытывает переизбыток сенсорных ощущений?
  • Возможно человек просто устал?
  • Возможно человек переживает тяжелую утрату?
  • Он может чувствовать боль или дискомфорт?
  • Как к человеку относятся те, кто за ним ухаживает?
  • Менялся ли уровень шума?
  • Не слишком ли много вокруг людей?

Дальнейшие действия в ответ на нежелательное поведение
Стратегии вмешательства должны основываться на следующих принципах:

  • Убедитесь что в случае если вы имеете дело с нарушениями коммуникации, человек имеет возможность и способ сообщить о своих нуждах
  • Убедитесь что требования, которые вы предъявляете к человеку, основаны на тщательном изучении его когнитивных способностей, личности, характере и предыдущем поведении.
  • Если это необходимо, снизьте ожидания как от самого человека, так и от персонала, который за ним ухаживает.
  • Определите какие триггеры в окружающей среде или особенности поведения окружающих вызывают проблемное поведение.
  • Определите возможные проблемы и предоставьте дополнительную поддержку, где это необходимо.
  • Разработайте способы, при помощи которых человек сможет справиться с проблемами.
  • Научите его сообщать о своих нуждах другим способом.
  • Помогите человеку осознать свое чувство тревоги и справиться с ним.
  • Обучите тех, кто осуществляет уход, необходимым навыкам, чтобы предотвратить будущие проблемы.
  • Организуйте обмен опытом и мнениями между специалистами.
  • Расширьте спектр заданий и материалов которые будут значимы и интересны вашему подопечному.
  • Обеспечьте должный уровень поддержки.
  • Убедитесь что все, кто имеет дело с вашим подопечным, действуют последовательно и в одном ключе.

Выводы:

Как правило у людей с ДЦП наблюдаются легкие и умеренные поведенческие проблемы. Есть основания считать что сохраняя подобающий уровень активности, предоставляя должный уход, поддержку и придерживаясь постоянства в вопросах обучения новым навыкам, проблема нежелательного поведения может быть решена без использования дополнительных медикаментов. Важно ставить реалистичные цели перед человеком, чтобы максимально повысить его качество жизни и снизить воздействие нежелательных форм поведения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Валерьевна

Статья посвящена проблеме влияния тревожности на становление личности с двигательными ограничениями . Особый акцент сделан на специфику психического развития личности с церебральным параличом, что определяет актуальность данного исследования. Целью данного исследования является выявление уровня тревожности в группе детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет. В статье рассмотрены причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом, обусловленные социальными и биологическими факторами. В статье также отмечается, что изучение тревожности очень важно для последующего создания коррекционно-развивающих программ, способствующих снижению тревожности .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Валерьевна

УДК 159.922.7:616.8-009.11 ББК 88.83 М 42

Е.В. Медведева ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния тревожности на становление личности с двигательными ограничениями. Особый акцент сделан на специфику психического развития личности с церебральным параличом, что определяет актуальность данного исследования. Целью данного исследования является выявление уровня тревожности в группе детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет. В статье рассмотрены причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом, обусловленные социальными и биологическими факторами. В статье также отмечается, что изучение тревожности очень важно для последующего создания коррекционно-развивающих программ, способствующих снижению тревожности.

Ключевые слова: психология личности, личность с двигательными ограничениями, тревожность, детский церебральный паралич, старший дошкольный возраст.

E.V. Medvedeva FEATURES OF DISPLAYS AND THE REASONS OF THE ORIGIN OF UNEASINESS IN CHILDREN WITH THE CEREBRAL PARALYSIS

Abstract. The paper is devoted to a problem of influence of uneasiness on formation of the person with impellent restrictions. The special accent is made on specificity of mental development of the person with a cerebral paralysis that defines an urgency of the given research. An objective of this research is revealing level of uneasiness in group of children with a cerebral paralysis at the age of 6-7 years. The author considers the reasons of occurrence of uneasiness in children with the cerebral paralysis, caused by social and biological factors. Also it is noticed that studying uneasiness is very important for the subsequent creation of the correction-developing programs promoting decrease of uneasiness.

Keywords: psychology of the person, the person with impellent restrictions, uneasiness, a children's cerebral paralysis, the senior preschool age.

Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. В стране возросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста семей, имеющих ребенка с заболеванием детский церебральный паралич (ДЦП), которые наиболее подвержены развитию тревожности, становясь центром родительских забот и тревог.

У детей с ДЦП отмечается высокий уровень тревожности как характерологический признак и главный индикатор нарушений в личностной сфере [1].

В психологии тревожность рассматривается как отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности. Известно, что уровень тревожности существенно зависит от обстоятельств, однако каждый человек имеет свой личностный уровень тревожности. У детей с ДЦП высокий уровень тревожности обусловлен рядом патогенных факторов: церебрально-органическая недостаточность, частая госпитализация, переживания по поводу физической недостаточности.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей с церебральным параличом. По мнению Е.А. Сергиенко, дошкольный возраст (6-7 лет) является критическим в понимании собственного внутреннего мира [3].

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности и опыт консультирования, позволяют представить причины развития тревожности у детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет:

- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

- к ребенку предъявляют завышенные требования;

- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;

- негибкая, догматичная система воспитания;

- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захвалением, и реальными возможностями детей.

Своевременное исследование тревожности детей с ДЦП может привести к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей с церебральным параличом.

Целью исследования является изучение особенностей проявлений и причин возникновения тревожности у детей с ДЦП.

Исследование особенностей проявлений тревожности проводилось на базе Центра восстановительной медицины и реабилитации г. Краснодара для детей с церебральным параличом, выборка составила 50 детей 6-7 лет. Нормально развивающиеся дети в количестве 50 человек, посещающие МДОУ №8 г. Краснодара, были включены в исследование для сопоставления результатов.

Для исследования тревожности была использована методика Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [2].

В процессе использования Детского теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, Ф.Амен) были получены следующие результаты, характеризующие особенности проявления тревожности по отношению к наиболее типичным психотравмирующим ситуациям в детском возрасте.

В группе детей с нормальным развитием не отмечены показатели низкого и высокого уровней тревожности. Большая часть испытуемых (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности (индекс тревожности - ИТ от 20% до 50%), позволяющий дошкольникам в норме успешно адаптироваться в различных психотравмирующих ситуациях. У 17% испытуемых детей в норме отмечался повышенный уровень тревожности (ИТ от 50% до 70%), проявляющийся в раздражительности и эмоциональным напряжением в конфликтных ситуациях со сверстниками. Результаты отображены в диаграмме 1.

В группе детей с ДЦП показатели значительно отличались от показателей детей в нормальным развитием. Низкий уровень тревожности (ИТ ниже 20%) был отмечен у 4% детей с церебральным параличом. Показатели среднего уровня тревожности наблюдались у 12% дошкольников с двигательными нарушениями. Основную группу (84%) составили дети, обладающие высоким уровнем тревожности (ИТ выше 70%). Результаты отображены в диаграмме 2.

Следовательно, полученные данные показывают, что большинство нормально развивающихся детей в возрасте 6-7 лет (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности, в то время как только у 12% детей с церебральным параличом обнаруживаются средние показатели тревожности. Достоверность результатов проверена с помощью критерия Фишера и составляет 0,01 (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У дошкольников с низким уровнем тревожности наблюдается недостаточная тревожность, которая затрудняет адаптацию детей в психотравмирующих ситуациях. Дошкольники с двигательными ограничениями отличались расторможенным поведением, повышенным эмоциональным фоном настроения и снижением критичности. В ситуации обследования они легко вступали в контакт с экспериментатором, не боялись незнакомых людей. При выполнении тестовых заданий дети демонстрировали недостаточное понимание опасности, изображенной на картинке. У детей в норме показатели недостаточной тревожности выявлены не были.

В группе дошкольников с двигательными ограничениями адаптивная тревожность проявлялась в тех случаях (12%), когда дети имели сохранный интеллект, легкие двигательные и речевые расстройства. Адекватный уровень тревожности позволяет этим детям эффективно адаптироваться в социуме.

Повышенный уровень тревожности проявляется у старших дошкольников более разнообразно. Этот уровень тревожности характеризует преобладание негативного эмоционального опыта в какой-либо одной сфере социального взаимодействия (при общении со сверстниками или с родителями). Особенности проявления повышенного уровня тревожности в разных группах детей состоят в следующем.

Интересно, что негативный эмоциональный опыт дошкольников с двигательными ограничениями был связан преимущественно с ситуациями взаимодействия с родителями.

Анализируя и систематизируя полученные в результате исследования данные, можно выделить несколько причин возникновения повышенной тревожности:

1. Повышенная тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает у детей с церебральным параличом в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Повышенная тревожность вызывается чувством вины и характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.

3. Повышенная тревожность возникает при авторитарном стиле общения взрослого с ребенком в семье и в предъявлении завышенных требований.

4. Повышенная тревожность из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности.

5. Повышенная тревожность возникает в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации, и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей).

Итак, в результате исследования были выявлены особенности проявлений тревожности, выражающиеся в раздражительности, беспокойстве, пугливости, нерешительности и эмоциональной напряженности в ситуациях взаимодействия со сверстниками и родителями. При этом причинами возникновения повышенной

тревожности является не только физическое неблагополучие, вынужденная изоляция и частые госпитализации, но и некорректные стили воспитания по отношению к больному ребенку в семье.

Своевременное внедрение систем коррекционного воспитания и обучения, программ психологической поддержки семьи, формирующие у больного ребенка чувства своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

1. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМиД, 2000. 160 с.

3. Сергиенко Е.А. Истоки познания: онтогенетический аспект // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 43-54.

Помимо деформаций личности, возникающих в процессе формирования систе­мы отношений на фоне резидуально-органического поражения центральной нервной системы, особых условий микросоциума, наиболее частыми личностными расстрой­ствами, отмечающимися у детей с церебральными параличами, являются невроти­ческие расстройства. К сожалению, среди специалистов существует мнение, что дети с грубыми органическими нарушениями не болеют неврозами, так как более выра­женная симптоматика перекрывает более легкую. Такой подход, называемый моно­нозологическим, не соответствует клиническим реалиям. В связи с этим в последнее время появляется все больше исследований, посвященных смешанным формам пси­хических расстройств, в том числе сочетанию неврозов и резидуально-органических поражений головного мозга (Алешкевич Е. В., 1995; Пивень Б. Н., 2003).

Кратковременные преходящие невротические расстройства называют невро­тическими реакциями. Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация нерациональна. Если невротические реакции становятся привыч­ным способом реагирования, начинают определять поведение ребенка, тогда уже можно говорить о возникновении у него невротического состояния, то есть соб­ственно невроза.

Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: причины, начало, определенную динамику, исход. У больных с церебральными параличами неврозы нередко приобретают хроническое течение и длятся годами. В этих случаях становление личности больного идет в крайне неблагоприятных условиях, происходит невротическое развитие личности. Родителям, специалис-там-абилитологам важно не допускать этого.

Сложность диагностики невротических расстройств состоит в том, что симп­томатика может быть одинаковой или почти одинаковой при разных формах, а ле­чение при этом требуется разное. Вот почему при лечении неврозов особое значе­ние приобретает не симптоматический (борьба с симптомом), а этиологический (выявление и устранение причины) подход.

К сожалению, при появлении невротической симптоматики родители боль­ных с церебральным параличом, а нередко и специалисты-абилитологи, работа­ющие с ними, о причине расстройства не задумываются. Все усилия сосредотачи­ваются на купировании именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, обгрызания ногтей, онанизма и тому подобных). Мероприятия, направлен­ные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удает­ся справиться с симптомом, то, как правило, через некоторое время он возвраща­ется вновь в прежней или измененной форме.

Подавляющее большинство психотерапевтов выделяют всего три формы не­врозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Все три формы встречаются у детей с церебральными параличами.

Невротические расстройства по астеническому типу

Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу. Ребенок, круг общения которого в связи с заболевани­ем церебральным параличом был резко ограничен, не способный обслуживать себя полностью, живущий в окружении любящих, помогающих, принимающих, хотя и тревожных, близких людей, готовится идти в школу. Он слышит постоян-

ные разговоры об этом, с ним проводят беседы, призывая вести себя примерно, слушаться учителя, не конфликтовать с детьми. После подобной подготовки ре­бенок в школе старается все время контролировать себя, соответствовать высо­ким требованиям. Здесь он нередко впервые остается один, без мамы, бабушки, папы, сам вынужден принимать решения, обращаться за помощью. Он впервые может столкнуться с тем, что за с трудом выполненное задание получает низкую оценку, что у него отнимут игрушку, даже стукнут. Если ему не повезло, то жест­кие, нечуткие незнакомые авторитарные взрослые, окружающие его, не только не помогают его адаптации в новых условиях, но и замедляют ее. От постоянного сверхконтроля нервная система перенапрягается. К вечеру ребенок очень устает. Он становится плаксив, капризен, жалуется на головную боль, у него могут по­явиться мигательные тики. Вечером он долго не может заснуть, а когда наконец засыпает тяжелым сном, его мучают кошмарные сновидения, а позывов к моче­испусканию он не чувствует. Просыпаясь мокрым, он испытывает настоящий стресс. Утром его трудно разбудить, у него болит голова, настроение плохое, вни­мание неустойчиво.

С не меньшим упорством дети с церебральным параличом изнуряют себя на занятиях по лечебной физкультуре. Методист, заметив это, должен очень строго дозировать нагрузку и время занятий.

Невротические расстройства по истерическому типу

Попав в детский сад или в школу, ребенок сталкивается с людьми, которыми манипулировать сложнее, чем домашними. Они совсем не готовы восхищаться им и выполнять все его капризы. Работать, преодолевать даже вполне посильные трудности такие дети не умеют и не хотят. Задания они выполняют, как правило, хуже сверстников, имеющих аналогичные расстройства той же степени тяжести. Самолюбие их при этом очень страдает. Понятно, что в школу ходить им не хо­чется. У таких детей может развиться выгодная им, но пугающая родителей сим­птоматика, позволяющая избегать неприятных ситуаций.

Ни в коем случае не следует путать симуляцию и истерическую симптоматику. Истерик — не симулянт! Симптоматика развивается у него без включения созна­ния. Он ничего не придумывает, а действительно страдает. Перечислять истери­ческую симптоматику бесполезно, ее разнообразие поражает. Это могут быть су­дорожные приступы, слепота, глухота, тики, заикание, всевозможные боли, тош­нота и рвота, недержание мочи и кала. Перечень можно продолжать без конца. Отличить их от подобных симптомов неистерической природы, которыми так богата полиморфная клиническая картина детского церебрального паралича, бывает очень сложно. Объединяет эти разнообразные симптомы лишь то, что они выгодны больному и помогают решать некие проблемы, не делать того, чего не хочется, получить то, к чему он стремится.

Невротические навязчивые расстройства

Невротические навязчивые расстройства связаны, прежде всего, с повышенной тревожностью детей. Уровень тревоги у больных с церебральными параличами, как правило, высок, но возрастает еще больше в ситуациях, предвидеть исход которых сложно. Часто такой невроз развивается у детей, воспитание которых носит проти­воречивый характер. За один и тот же поступок ребенок может получить наказание или поощрение, в зависимости от настроения взрослого. При этом он не может понять, что одобряют, а что нет, значимые взрослые. Часто подобное поведение родителей отмечается при скрытом, бессознательном непринятии ребенка.

Постоянная непредсказуемость ситуации — вот частая причина повышенной тревоги. Попытки предугадать, что ожидает, заставляет верить в приметы, приду-

Повышенная тревога у детей часто бывает в семьях, имеющих тайну. Напри­мер, родители находятся в процессе развода, но скрывают это от ребенка, поддер­живая между собой вполне корректные отношения, или ребенку не говорят о се­рьезности болезни кого-нибудь из близких. В любом случае ребенок чувствует гнетущую атмосферу в семье, как правило, понимает, что ему чего-то не говорят, тревожится за будущее благополучие семьи и собственное.

Повышенный уровень тревоги у детей с церебральными параличами растет с возрастом, по мере приближения необходимости пытаться найти возможность обучения какому-нибудь ремеслу, по мере осознания проблематичности создать когда-нибудь свою семью. То есть его пугают неясные перспективы.

Навязчивости могут проявляться в эмоциональной сфере (навязчивые стра­хи), в сфере мышления (навязчивые идеи) и в сфере движений (навязчивые риту­алы). Возможны различные сочетания проявлений навязчивостей в разных сфе­рах. Объединяет все навязчивости критическое отношение больного к ним, не­понимание их психологического смысла, тщетные попытки справиться с ними. Понимая необоснованность страхов, глупость навязчивых мыслей, нелепость ритуалов, больной борется с ними, но чем интенсивнее борьба, тем сильнее тре­вога, тем более выражены их проявления. Чтобы справиться с тревогой, ребенок часто на бессознательном уровне формирует ритуалы, смысла которых не пони­мает сам и не может объяснить взрослым. Специалист-абилитолог должен уметь понимать их символический смысл.

Ритуалы могут быть связаны с агрессией, направленной на себя (аутоагресси-ей). К ним относятся: обгрызание ногтей, покручивание и выдергивание волос, обдирание заусениц, расцарапывание и расчесывание кожи, покусывания губ, лег­кие и не очень удары, наносимые себе, и тому подобные действия. Таким образом ребенок как бы заранее наказывает себя. Он бессознательно надеется, что после этого символического наказания себя судьба (природа, случай, Бог, Провидение) будет более милостива к нему. Все закончится благополучно: задачка на контрольной решится, хулиганы не пристанут, мама не заметит разбитой чашки и т. п.

Другие ритуалы можно связать с попытками больных противостоять тревоге, демонстрируя свою силу. Дети бессознательно пытаются отпугнуть опасность, побороть ее. К таким ритуалам относятся навязчивые сплевывания, отмахива­ния, подергивания головой, постукивания по предметам и т. п.

Следующую группу ритуалов объединяют попытки больного вытеснить тре­вогу, вызывая у себя приятные эмоции. К ним относятся навязчивые облизыва­ние губ, сосание языка, ковыряние в носу, поглаживание себя, иногда эрогенных зон, и другие действия.

Ритуалы могут представлять собой действия, когда-то позволившие больному справиться с трудной ситуацией, приведшие его к успеху. Тогда их отличает боль­шое разнообразие и, как правило, алогичность. Например, если больной спо­ткнулся и это совпало у него с какой-то удачей (получил хорошую оценку), то, попав в ситуацию, исход которой неочевиден, он бессознательно повторит это движение, немного снизив при этом уровень тревоги. Так именно ритуалы неред­ко помогают больным справиться с навязчивыми идеями или страхами.

Навязчивые страхи больных с церебральным параличом очень разнообразны. А. И. Захаров (1996) считает, что некоторые из них (страх темноты, страх одино­чества, страх замкнутого пространства) могут быть связаны с тревогой, испытан­ной ребенком еще в период неблагоприятного внутриутробного развития и в про­цессе осложненных родов. Многие навязчивые страхи детей с церебральными параличами связаны с несовершенством их двигательных функций, с беспомощ­ностью.

Навязчивые идеи также разнообразны. Они могут быть достаточно безобидны (навязчивая попытка вспомнить чье-то имя, навязчивая мелодия), а могут вызы­вать очень сильные переживания, отрицательные эмоции. У детей, и особенно подростков, часто бывают так называемые хульные мысли, как правило, сексу­ального содержания (навязчивое желание ругаться матом, представлять своих родителей во время полового акта и т. п.). Так как говорить о своих переживаниях подобного рода ребенок не склонен, выявить их очень трудно. Однако если по­мнить о возможности их появления и задать больному, с которым находишься в доверительных отношениях, наводящий вопрос, он с облегчением поделится со специалистом своей бедой. Уже от этого ему станет легче.

Специалистам, общающимся с больным с церебральным параличом, следует осо­бое внимание обращать не на отрицательные черты его личности, а на положитель­ные, так как их подчеркивание, а не борьба с недостатками позволит эффективнее мотивировать ребенка на выполнение заданий, предусмотренных абилитационной программой.

В процессе занятий ЛФК, проведения сеансов массажа и прочего любой специа­лист, работающий с больным церебральным параличом ребенком, должен помнить о психологических задачах коррекции, сформулированных А. Ай1ег'ом(1931), специали­стом по психологии комплекса неполноценности и его компенсации. Он полагал, что основой основ развития ребенка является его стремление компенсировать свои сла­бости и что именно из этого чувства возникают таланты и способности. Это верно как для здоровых детей, так и для инвалидов. Основными задачами психологической коррекции A. Adler считал:

снижение чувства неполноценности;

развитие социальных интересов;

• коррекцию жизненных целей;

• создание перспективы жизненных перемен.

Решение этих задач позволит предупредить невротические расстройства и справиться с ними, если они все же возникнут.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.