Свежий воздух для ребенка с дцп

Дети, страдающие ДЦП, очень чувствительны к изменению внешних метеорологических условий, поэтому климатотерапию назначают очень осторожно и только после акклиматизации на курорте, т. е. приспособления организма к новым климатическим условиям.

Период акклиматизации необходим ребенку и для приспособления его к новым окружающим его условиям жизни, к новому режиму дня, питания и др. Этот период называют еще климатической адаптацией (Е. Вайнер, 1967).

Общей закономерностью процесса акклиматизации является фазность изменения реактивности организма. В. Ф. Овчарова (1964) выделяет 3 фазы:

1-я связана с новой обстановкой и характеризуется заторможенностью ЦНС и снижением работоспособности;

2-я — характеризуется преобладанием процессов возбуждения, усилением функции дыхания и кровообращения;

3-я — фаза выравнивания — характеризуется такой перестройкой функционального состояния организма, при которой наблюдается повышение общей устойчивости организма. Именно 3-я фаза характеризуется оздоравливающим влиянием климатических процедур (Н. М. Воронин, 1969).

У больных ДЦП нередко переезд в новые условия (санаторий), изменение климата вызывает неблагоприятный реакции, нарушающие обычную функцию организма. Именно поэтому начальный период пребывания больного в санатории требует пристального внимания и изучения состояния здоровья ребенка, его реакции.

Обычно период акклиматизации длится 3—5 дней.

Наш опыт работы и данные литературы (Л. Ю. Василенко и соавт., 1979) показали, что у детей с ДЦП наблюдаются сезонные изменения акклиматизационных реакций. В жаркое время года они труднее и дольше приспосабливаются к новым условиям. Период акклиматизации длительнее у ослабленных детей. Чем меньше ребенок, тем дольше он приспосабливается к новым условиям.

Климатические условия курортов, расположенных в разных климато-географических зонах, оказывают различное влияние на организм ребенка, но все они при правильном применении способствуют наиболее эффективному лечению. Неправильное использование природных богатств курорта, их передозировка, особенно в первые дни пребывания в санатории, может оказать отрицательное влияние.

Один из разделов медицинской климатологии, т. е. науки, изучающей особенности климата и погоды с точки зрения их влияния на организм, использует метеорологические факторы для профилактики и лечения больных, определяет их дозировку и правила приема.

Климатотерапия может проводиться в виде аэротерапии (лечения воздухом), гелиотерапии (лечение солнцем) и водных процедур.

Аэротерапия — основа климатолечения. Это использование воздействия открытого свежего воздуха для лечения и закаливания организма. Формы аэротерапии разнообразны: 1) длительное пребывание (включая сон) на открытых верандах; 2) нахождение в хорошо проветриваемом помещении (сон при открытых окнах); 3) пребывание на берегу водоема (море, лиман), воздух которого насыщен солями, озоном, фитонцидами водорослей; 4) максимальное пребывание ребенка на воздухе (прогулки и малоподвижные игры); 5) воздушные ванны — дозированное действие свежего воздуха на больного.

Положительное физиологическое действие аэротерапии на больных ДЦП объясняется повышенным снабжением организма кислородом, а также влиянием различных факторов внешней среды (температуры, влажности, давления и скорости движения воздуха, электрическое состояние атмосферы и пр.).

Вдыхание чистого воздуха способствует появлению более глубоких дыхательных движений, улучшению вентиляции альвеол легких. Повышение насыщения крови кислородом приводит к увеличению поступления его во все ткани, включая ЦНС (В. Г. Бокша, 1968). Наши данные показали, что при этом замедляется скорость тока артериальной крови, что является одним из показателей улучшения функции сердечно-сосудистой системы.

При аэротерапии наблюдают 2 фазы действия: 1-я —в результате длительного раздражения воздухом кожных рецепторов открытых частей тела и нервных окончаний слизистых оболочек верхних дыхательных путей происходит эффект охлаждения, под влиянием которого стимулируется обменный процесс. При длительном охлаждении (передозировка) наступает 2-я фаза холодового воздействия, противоположная 1-й, при которой наблюдается угнетение всех жизненных функций. При использовании аэротерапии вторая фаза холодового воздействия недопустима.

Под влиянием аэротерапии совершенствуются механизмы терморегуляции, повышается устойчивость организма к охлаждению и другим факторам внешней среды.

Дозированное воздействие свежего воздуха назначают в виде воздушных ванн. Ребенка раздевают совсем или частично. Проводят воздушные ванны на берегу в тени, под тентом, в климатопавильонах, в дендрариях, на верандах; в холодное время года — в хорошо проветриваемых комнатах. Места отпуска воздушных ванн должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей.

Круглосуточная аэротерапия в теплое время года считается щадящим методом климатолечения и показана всем больным. Она должна быть непрерывной, чтобы выработать и поддерживать динамический стереотип охлаждения.

Прогулки на свежем воздухе, подвижные и малоподвижные игры на воздухе тоже являются компонентами щадящей аэротерапии.

В зависимости от солнечной радиации, физико-географических условий периодически (суточно и сезонно) изменяется температура воздуха. На человека влияет взаимодействие ряда факторов. Так, например, ветер в жаркое, время года воспринимается приятно, так как усиливает кожное испарение, а в холодное время повышает теплоотдачу организма и приводит иногда к переохлаждению. Если небольшой ветер оказывает тонизирующее влияние, то сильный ветер затрудняет дыхание, раздражает нервную систему. При проведении аэротерапии необходимо учитывать все метеофакторы, воздействующие на человека. При правильной дозировке воздушных ванн достигают высокой степени закаливания организма. Наши наблюдения показали, что дети, получающие регулярно воздушные ванны, меньше болеют интеркуррентными заболеваниями, лучше переносят санаторное лечение. Уменьшается разница кожной температуры на открытых и закрытых участках тела, что свидетельствует о совершенстве терморегуляторного механизма ребенка.

Больным ДЦП рекомендуют начинать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 22—24 °С при полном безветрии. Через несколько дней температура воздуха может быть и ниже (19—21 °С), а скорость ветра — до 3 м/с. Ослабленным детям с тяжёлыми проявлениями заболевания, при наличии расстройств терморегуляции первые воздушные ванны проводят при частично обнаженном теле. Продолжительность первых 2—3 воздушных ванн должна быть не более 20—30 мин. При хорошей переносимости длительность их постепенно увеличивают на 15—25 мин и доводят до 1—1,5—2 ч.

При приеме общих воздушных ванн следует менять положение тела. Вся поверхность кожи (живот, спина, боковые части туловища) должны подвергаться равномерному воздействию воздуха.

Лучшее время для приема воздушных ванн — утренние часы, когда воздух более чист.

Воздушные ванны хорошо сочетать с различными гимнастическими упражнениями и спортивными играми на воздухе. При приеме ванн в прохладное время необходимо применение физических упражнений, которые увеличивают выработку тепла организмом. Количество упражнений, число их повторений, темп выполнения зависят от температуры воздуха, скорости ветра, закаленности больного. Воздушные ванны должны вызывать прилив бодрости, хорошего самочувствия, силы, здоровья, устранять усталость, улучшать сон и аппетит.

Воздушные ванны нельзя принимать при остро протекающих и сопровождающихся лихорадкой заболеваниях, гнойных и воспалительных процессах. Гелиотерапия — это использование солнечных ванн с лечебной и профилактической целью. Она является мощным средством профилактики и лечения ряда заболеваний. Физиологическое действие солнечных лучей объясняется воздействием на человека ультрафиолетовых (УФ) и инфракрасных (ИК) лучей. ИК-лучи поглощаются тканями на глубину от 4 мм до 4 см и оказывают в основном тепловое воздействие. УФ-лучи не проникают глубже 0,1 мм, но механизм их воздействия более сложен и приводит к химическим изменениям в тканях.

Т. В. Карачевцева (1967) доказала эффективность применения УФ-лучей в профилактике и лечении заболеваний у детей. Повышается сопротивляемость организма, невосприимчивость к различным инфекциям и простудным заболеваниям, стимулируется рост соединительной ткани, нормализуется обмен веществ и др.

Реакция организма на гелиотерапию является результатом сочетанного действия ИК- и УФ-лучей. При проведении гелиотерапии необходимо помнить, что действие солнечных лучей проявляется только через несколько часов.

Больные ДЦП очень чувствительны к солнечным лучам, поэтому гелиотерапию проводят очень осторожно и строго дозированно. В первые дни пребывания ребенка в санатории ее не рекомендуют использовать. Начинать (а иногда проводить и весь курс лечения) следует с местных солнечных ванн, т. е. подвергать действию солнечных лучей только отдельные участки тела.

Наилучшим способом отпуска гелиотерапии является калориметрический способ. Начинают с 10 кал, ежедневно увеличивают на 5 кал, доводя до 40 кал.

При отсутствии калориметра солнцелечение дозируется минутами. Начинать надо с 2 мин на каждую сторону тела, прибавляя ежедневно 1—2 мин, но не более 20—30 мин общего обучения. К полудню интенсивность солнечной радиации нарастает.

Для получения лечебного эффекта гелиотерапию следует применять регулярно, строго дозированно, постепенно увеличивая время солнечного облучения.

Солнечные, как и воздушные, ванны следует принимать не ранее 30—40 мин после легкого завтрака и через 1—1,5 ч после обеда. Солнцелечение принимают лежа на кушетке или песке с подстилкой, голова приподнята и защищена щитком от прямых лучей солнца.

Лучшее время для приема солнечных ванн с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 (май — сентябрь). Во время солнцелечения необходимо пользоваться цветными (дымчатыми) очками. Нужно всегда помнить, что передозировка солнечных облучений очень опасна: может быть солнечный удар, ожоги, а у детей с ДЦП — судороги, гипертензивный синдром. Во время солнечной ванны человек не чувствует сразу отрицательного влияния солнечных лучей. При передозировке через несколько часов после облучения появляются головокружение, тошнота, рвота, головная боль, шум в ушах, озноб и др. Покраснение и болезненность кожи (выраженная эритема) являются первыми признаками передозировки. В этих случаях солнцелечение необходимо немедленно прекратить.

Местные солнечные ванны назначают с целью уменьшения общей лучевой нагрузки и максимального воздействия на определенные участки кожи, рефлекторные зоны, а также для подготовки организма к приему общих солнечных ванн.

При общих ваннах все тело облучается прямыми, рассеянными и отраженными солнечными лучами. Голова ребенка всегда должна быть защищена от воздействия солнечных лучей.

Солнечные ванны рассеянной радиации еще более щадящие и рассчитаны на воздействие только рассеянной радиации, идущей от небосвода. Полностью исключается облучение прямыми лучами. Достигается это с помощью тени деревьев или стены дома.

Нужно помнить, что лечение больного ДЦП должно быть комплексным. Так, на курорте назначают препараты и центрального, и периферического холинолитического действия, которые создают благоприятный фон для проведения занятий по лечебной физкультуре.

Обязательным является проведение консервативных, а при необходимости и оперативных ортопедических методов лечения (Е. П. Меженина, 1970; И. И. Мирзоева, 1974; А. Ф. Каптелин, 1976; И. Г. Герцен, 1979; И. И. Талько, 1980).

Немаловажное значение имеет правильное сочетание ЛФК с физиотерапевтическими процедурами (Е. П. Меженина, 1966, А. С. Мифтахова, 1977). Целесообразно назначение перед лечебной гимнастикой курса импульсного тока по Семеновой (1968), а при коррекции речевых нарушений рекомендуется применение модулированных синусоидальных токов низкой частоты по методике Штеренгерца и Анашкина (1974). В ряде случаев назначается амплипульстерапия, магнитотерапия, лечение токами высокой частоты, миотон (Д. Д. Таривердиев, 1983).

Все лечебные мероприятия должны быть направлены на оптимальное осуществление реабилитации больного ребенка.

А. А. Корж (1978) подчеркивает, что реабилитация представляет собой целый комплекс различных мероприятий (медицинских, профессиональных, педагогических и др.), направленных на восстановление нарушенной функции и быстрейшее возвращение больного к активной общественной деятельности. Поэтому все мероприятия по реабилитации, проводимые методистом ЛФК, бальнеологом, должны сочетаться с методами воспитания и обучения ребенка.

Нельзя ограничиться лечением на курорте. Его необходимо проводить во внекурортных условиях. Только дли-, тельное, систематическое, регулярное этапное лечение обеспечит высокую эффективность и успех реабилитационных мероприятий.

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

















  • Русский
  • English (UK)
  • Українська
  • Suomi
  • 中文(简体)
  • Deutsch
  • العربية
  • Türkçe
  • Français (France)
  • Español
  • Português (Brasil)

✨ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА НА УЛИЦЕ

Польза от лечебной физкультуры при ДЦП неоспорима.

🔹 Особое внимание следует уделить занятиям на свежем воздухе.

Ведь во время таких занятий вы помимо самой реабилитации получаете:
- организм ребенка закаливается
- повышается общая выносливость
- улучшается эмоциональный фон

📍 Ходунки АРДОС помогут вам в решении данной задачи.

✅ Ребенок чувствует себя более уверенно: ведь за спиной находится родной человек, который поможет в любой момент. В то же время ребенок приобретает большую самостоятельность благодаря тому, что его руки свободны.

✅ Ну а спина мамы - отдельная тема. Благодаря ремням нагрузка на тело распределяется равномерно, спина разгружается, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье, ну и конечно на эмоциональном настрое мамы.

✔ Если у Вас есть вопросы по подбору комплектации, по размерам и стоимости, напишите нам или позвоните 8 (800) 600-90-99, наши специалисты Вам с радостью помогут.

Одной из главных задач дошкольного воспитания является охрана и укрепление здоровья детей с ДЦП. Учитывая контингент нашей группы и особенности здоровья детей, мы составили проект, направленный на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей и профилактику заболеваний. Для составления проекта мы проанализировали программу, существующий режим в детском саду, средства, используемые в физкультурно – оздоровительной работе, психолого – педагогическую диагностику состояния детей, посещающих образовательное учреждение, результаты медицинского обследования. В своей работе мы ставили целью создать условия для поддержания полноценного физического и психического здоровья детей, развития двигательных функций, координации движений, двигательных умений и навыков, укрепления опорно – двигательного аппарата, формированию привычки к здоровому образу жизни и т. п.

Задачи проекта:

1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ДЦП.

2. Формировать у дошкольников знания и интерес к себе, своему телу, функциям организма.

3. Познакомить детей со способами укрепления, сохранения здоровья, с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой.

4. Содействовать увеличению двигательной активности, появления интереса к физкультуре, подвижным играм.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, формировать знания о правилах поведения в различных ситуациях.

6. Содействовать появлению у детей стремления заботиться о создании эмоционального благополучия у окружающих людей.

Данные задачи решались в процессе специально –организованной деятельности:

• Физкультурных занятий в зале и на свежем воздухе, с использованием нетрадиционных форм;

• Занятий в бассейне;

• Во время познавательных, музыкальных и других видов занятий

• Ежедневной утренней разминки в чередовании комплексов (с использованием разнообразных предметов) игровых и музыкальных;

• Подвижных и малоподвижных, дидактических и других видов игр в группе и на свежем воздухе;

• Индивидуальной работы по развитию движений;

• Ежедневная разминка после сна с использованием корригирующих упражнений для глаз, ушей и стоп ног, упражнений направленных на коррекцию двигательных функций, плоскостопия, осанки; дыхательные упражнения;

• Логоритмической гимнастики и психогимнастики;

• Упражнений на релаксацию;

• Ежедневные закаливания (босохождения, обширное умывания холодной водой, полоскания рта после приема пищи, сон без маек)

• Индивидуальной работы с детьми;

• Самостоятельной двигательной активности;

• Ежедневная ходьба по профилактическим дорожкам;

• Консультаций, практикумов, различных мероприятий для родителей.

Выставка пособий по мелкой моторики.

Оформление фото газеты с представлением личного опыта работы по оздоровлению детей в семье.

Рассматривание картинок (светофор, пешеходный переход).

Тема: Защитники отечества.Мероприятия: Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов.

Практическая часть (моют руки).

День здоровья с участием родителей.

Тема: Школа.Мероприятия: Клуб знатоков для детей и родителей (подведение итогов)

Здоровый образ жизни Уважаемые коллеги, рада новой встрече с Вами! Продолжая работу по приобщению детей к здоровому образу жизни, хочу предложить Вам информацию.


Здоровый образ жизни детей — забота всех и каждого Видео Здоровый образ жизни - забота всех и каждого. С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.