Театральная деятельность детей с дцп

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанная чарующим светом, наполненном звуками и запахами; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими, невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

А если ничего этого не было и вы никогда не бродили по шелковистым травам, не видели разноцветья лугов, не слышали трели соловья, потому что детство было отгорожено от природы дефицитом жизненного пространства, строгим распорядком дня, безразличным отношением к ней взрослых?[4, с.3]

В последние несколько лет в специальной педагогике стали подниматься вопросы воспитания и обучения детей с ДЦП, особенно с тяжелыми проявлениями этого заболевания. Появились научные и методические работы, в которых рассматриваются современные технологии обучения и воспитания детей с ДЦП. Однако на сегодняшний день не существуют программ дошкольного воспитания и обучения детей с ДЦП, что затрудняет организацию дошкольного образования данной категории детей. Одним из направлений работы с дошкольниками является знакомство с природой. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и обучении как детей с нормальным развитием, так и с различными отклонениями в развитии.

Дошкольники изучают природу, происходящие в ней изменения. На основе приобретенных знаний у них формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношений к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у дошкольников лучших черт характера, таких как трудолюбие, уважение к труду взрослых; формирует познавательный интерес к окружающему миру.

Для ребенка с церебральным параличом “исследование” мира в первые годы жизни крайне ограничено, определенная бедность впечатлений сохраняется вследствие двигательного дефекта, интеллектуальных и речевых нарушений. Развитие и коррекция имеющихся представлений о природе у детей с ДЦП, учет индивидуальных особенностей дошкольника с отклонениями в развитии при формировании представлений о природе – залог успешности обучения и воспитания ребенка, наиболее полной социальной интеграции в общество, достижения максимального возможного уровня образованности. Проблемами обучения и воспитания детей с ДЦП занимаются Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Смирнова И.А., Титова О.В. и другие исследователи.

Результаты изучения особенностей природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП, проведенного на базе дошкольного отделения ЦПМСС “Раменки”, [3] показали, что для дошкольников данной категории характерна недифференцированность представлений о живой и неживой природе; сложности словесного описания признаков и действий объектов и предметов окружающего мира; превышение уровня пассивного природоведческого словаря над активным; несистематизированность представлений о природе, которые представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов.

Это обуславливается сложной структурой дефекта детей с ДЦП, включающей в себя в первую очередь нарушение двигательной сферы детей, дисгармоничное развитие психических функций, выраженные астенические проявления, сниженный запас знаний об окружающем мире, особенности речевой и эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, встает вопрос о необходимости разработки приемов коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП с учетом уровня их речевого, познавательного, эмоционально-волевого и двигательного развития на основе интегрированного подхода. Нами предлагается в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с церебральным параличом использовать элементы театрализованных игр (проведение театрализованных досугов), так как “…влияние театрализованного образца на мотивационную сферу детей велико, поскольку взрослый не просто демонстрирует его пассивно-созерцающему ребёнку, а организует драматизацию, в ходе которой он ориентирует детей на достижение результатов, полезных для окружающих, на гуманное отношение к людям и животным. Моделируя различные ситуации, педагог обучает детей операционально-технической стороне деятельности, формирует базовые психологические структуры… С помощью театрализованных игр мы расширяем содержательный компонент деятельности, то есть, не только знакомим детей с деятельностью человека, но и рассматриваем его во взаимодействии с окружающим миром природы…” [1, с.24]

Учитывая выявленные особенности, мы разработали серию театрализованных досугов для формирования представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП, направленных на решение следующих задач:

  • обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы;
  • формирование полноценных представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы;
  • расширение природоведческого словаря детей с ДЦП;
  • развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие творческих способностей;
  • развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей;
  • формирование экологической культуры детей с ДЦП;
  • воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания, сопереживания);
  • воспитание эстетических чувств (ощущения красоты окружающего мира и желания преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности).

Мы предлагаем конспект театрализованного досуга для детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.

Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста c ДЦП.

Тема: Путешествие Гномика в осенний лес (Как дикие животные готовятся к зиме).

Цель: Обобщить представления детей о том, как некоторые дикие животные (заяц, белка, еж, полевая мышь) приготовились к зиме.

Задачи: Обогащение словарного запаса, установка взаимосвязи между наступающим временем года, сезонными изменениями в природе и подготовкой некоторых диких животных к зиме; воспитание умения работать в коллективе, воспитание интереса к занятиям по ознакомлению с окружающим миром; совершенствование связной речи (грамматически правильное оформление речевого высказывания).

Материалы и оборудование: Театральная ширма , набор мягких игрушек (гном, еж, белка, гуси, заяц, полевая мышь); мобильный демонстрационный материал: дупло белки с орешками и грибами, норка, в которой изображён спящий на листьях ёж, норка мышей с колосьями злаков), ткань для моделирования, корзинка, вазы, природные материалы (шишки, орехи, листья и т.п.), шумовые инструменты, загадки, “волшебная книга” по теме занятия, кроссворд.

Литература: стихи И. Пивоваровой, загадки по теме досуга.

Педагог предлагает детям рассмотреть театральную ширму, определить какое время года представлено на ней, указать, какие признаки позволили им сделать эти выводы.

– Дверь в природу отворим, с лесом мы поговорим.

а). Вдруг из-за театральной ширмы “появляются” пролетающие гуси, слышится шум падающего предмета. Появляется сказочный персонаж (Гном).

Гном: – Ой, что это? (обращает внимание Гномик на театральную ширму) Кто это? (Детям).

Педагог привлекает внимание детей к появившемуся персонажу, дети узнают гнома.

– Как же ты Гномик здесь оказался?

– Я летел с гусями в тёплые края и читал книгу, но вот зачитался и упал. Ой, а что это случилось с лесом? Почему листья на земле? (Ответы детей). Почему мне так зябко (поёживается)? (Ответы детей). Ребята, а почему так тихо в лесу? Никого не видно, никого не слышно. (Ответы детей). Долго ли это продлится? (Ответы детей).

– Гномик, посмотри книга в лесу…

– Так это же моя книга, она и поможет нам найти моих друзей в лесу.

б). Путешествие Гномика. Гномик путешествует по лесу (театральная ширма), рассматривая всё (прямая речь в стихах), что встречает на своём пути: траву, деревья, птиц, животных. После каждого стихотворения, дети рассказывают Гномику, как изменилась природа поздней осенью, как птицы (перелётные) и некоторые дикие животные приспособились к зиме. Игрушки-персонажи не видны на театральной ширме, они появляются только после того, как о них прочитают стихотворение. Детям показываются на мобильном демонстрационном материале, как приготовились некоторые дикие животные к зиме. Чтение стихов от лица персонажей-животных происходит в свойственной данному персонажу манере. Персонажи (дикие животные) дают Гномику “подарки”: еж – листья, белка – орешки и т.д. Гномик складывает “подарки” в кузовок.

А). – Скажи-ка, что ты шепчешь, увядшая трава?

– Шепчу тебе я тихие, морозные слова. (Игра на шумовом инструменте. Педагог привлекает внимание детей к “шелесту травы”).

Б). – Вы зачем засвиристели, сойки, славки, коростели?

– Рипи-типи-типи-пиц! Репетиция у птиц. (Какая репетиция у птиц? Куда они собираются улетать? Почему они улетают?)

– Ветер, ветер, где бывал?
– Птичьим гамом торговал.
Облака подбрасывал,
С листьями приплясывал.
Днём улёгся на траве,
А проснулся на заре. (Игра с шёлковым платком – дети дуют на платок – “ветер”).

– Где живешь ты белка?
– В домике высоком;
Заходи-ка в гости,
Дам орехов горсти. (Белка “рассказывает” о том, как она готовится к зиме, беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот, проснулся заяц серый,
Удивился: в чём же дело?
Был я сер, а стал я бел.
Кто меня переодел? (Заяц по мере прочтения стихотворения меняется с серого на белого).

Под осиной на пригорке
Старый Еж устроил норку.
Он тащил лесной тропинкой,
То листочек, то травинку. (Беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

– Эй, мышонок – быстроножка,
Потолкуй со мной немножко.
А мышонок на бегу:
– Извини, я не могу. Пи-Пи – несу зерно,
В норке нужно мне оно. (Беседа с детьми проводится на основе работы с мобильным демонстрационным материалом).

в). – Сколько интересного мы увидели в лесу. Как много подарков в моём кузовке. Вспомните, кто подарил мне орешки (листья, колосок)? Зачем зимой они нужны будут животным? (Ответы детей). В моём кузовке есть подарки и для вас, ребята. Это осенние листья (Гномик “раздаёт” детям листья), рассмотрите их. Какие они? (Ответы детей). Давайте поиграем с ними.

Листочки в руках у детей. Гномик показывает упражнение – дети его выполняют.

– Вот листочек высоко (Дети поднимают руку с листочком вверх),

– Вот листочек низко (Опускают руку вниз).

– Вот листочек далеко (Прячут руку с листочком за спину).

– Вот листочек близко (Вытягивают руку с листочком перед собой).

– Листочком мы помашем, помашем,

– А потом листочек спрячем (прячут его спину).

– Где же он? Вот он! (Подбрасывают его вверх).

– Листья желтые летят. Получился Листопад.

– Листопад, листопад. Листья под ноги летят. (Дети перебирают ногами листья, шелестят ими).

– Вам понравилась игра? По-моему моя “волшебная книга” приготовила для вас какой-то подарок…(Открывается кроссворд, в листах “волшебной книги” дети находят загадки). Это загадки! Давайте их отгадаем, а ответы вы можете записать в клеточки кроссворда.

5. Закрепление пройденного материала.

а). Загадки из “Волшебной книги”. Разгадывание кроссворда. Загадки из “Волшебной книги”, дети обосновывают свои ответы при отгадывании загадок.

Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это… (белка).
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
Что же это за малышка?
Отвечайте: (мышка).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).

б). Изготовление детьми аппликации в технике мобиле (кузовок с подарками от животных: орешек от белки, колосок от мышки, лист от ежа)(кузовок с подарками от животных: нике мобиле. . .

6. Итог досуга. Рассказ-обобщение для Гномика. Дети по цепочке рассказывают о том, как некоторые дикие животные подготовились к зиме (проводится дифференциация животных, впадающих в спячку (еж) и делающих запасы на зиму (белка, мыши), дети могут привести свои примеры подготовки диких животных к зиме). После рассказа детей Гномик “улетает” на юг с гусями, подарками от животных в кузовке и “волшебной книгой”, обещая вернуться с подарками из тёплых краёв весной.

– Вот и закончилось наше путешествие в волшебный лес. Вам понравилось наше путешествие? Как животные приготовились к зиме? Все, что вы сегодня узнали, поможет вам лучше понять нашу родную природу.

На наш взгляд, предложенная нами форма проведения досуга расширяет арсенал материалов педагогов-дефектологов, которые можно использовать в коррекционно-педагогической работе при развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ДЦП.

Литература:

  • Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками… Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2007.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  • Титова О.В., Карева В.Н. К вопросу изучения природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика– № 6-2007.
  • Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно–метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.–М., 2003.
  • “Добро пожаловать в экологию”. Демонстрационные картины и динамические модели.– СПб.: “Детство-Пресс”, 2007.
  • Светлана Дыханова
    Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности

    Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных коррекционных учреждениях.

    В последние несколько лет в специальной педагогике стали подниматься вопросы воспитания и обучения детей с ДЦП, особенно с тяжелыми проявлениями этого заболевания. Появились научные и методические работы, в которых рассматриваются современные технологии обучения и воспитания детей с ДЦП. Однако на сегодняшний день не существуют программ дошкольного воспитания и обучения детей с ДЦП, что затрудняет организацию дошкольного образования данной категории детей.

    Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными, речевыми и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент.

    Двигательные и речевые нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

    Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения.

    Указанные особенности развития детей вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. В связи с этим становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь.

    Своевременная коррекционная помощь детям с тяжелой двигательной патологией - одно из важнейших направлений современной политики в области специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Опыт работы и длительные наблюдения позволили нам сделать выводы о том, что именно театрализованная деятельность является мощным источником всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей с нарушением в развитии к жизни и труду.

    Игра, как ведущий вид деятельности детей, а театр один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Через средства театрализованной деятельности ребенок развивает воображение, фантазию, внимание, память, развивает речь. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Участие в театрализованных представлениях побуждает ребенка активно подыгрывать, имитировать движения и интонации персонажей. Театрализованные упражнения и игры, помогают снять напряжённость, приводят у детей с нарушениями движений к улучшению двигательной сферы, развитию произвольности в движениях.

    Цель занятий по театрализованной деятельности для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

    Театрвоздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

    Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу ребенка. Драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

    Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

    Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

    Проведенная нами работа по внедрению в процесс речедвигательных навыков особого ребенка средств театрализованной игры,оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и развиваются самостоятельные двигательные возможности.

    Формы работы с детьми

    Коррекционные занятия педагога.

    Этюды пластические и мимические.

    Традиционная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.

    Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.

    Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией

    Знакомство детей с разными видами театров надо начинать в младшей группе, встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

    Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

    Работа с детьми с тяжелой двигательной патологией средствами театрализованной деятельностью показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом (движение мелкой моторики и крупной).

    Специально организованная среда для занятий, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

    Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка,то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

    При любой работе с движением основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

    Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

    Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме театрализованной игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

    Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда,она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.

    Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше.В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

    Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им. Помогая ребёнку, театрализованная деятельность помогает и его семье, которая остро нуждается во внимании со стороны здорового общества.

    Таким образом, театрализованная игра с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.



    4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-128с.

    5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : АРКТИ, 2002. – 208 с. : ил.

    Выберите книгу со скидкой:


    ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

    350 руб. 242.00 руб.


    Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 222.00 руб.


    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

    350 руб. 963.00 руб.


    Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

    350 руб. 169.00 руб.


    Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

    350 руб. 169.00 руб.


    Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

    350 руб. 169.00 руб.


    Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

    350 руб. 169.00 руб.


    Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

    350 руб. 163.00 руб.


    ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

    350 руб. 205.00 руб.


    ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 171.00 руб.


    Рисуем по клеточкам и точкам

    350 руб. 248.00 руб.


    ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 163.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы
    • Тельманова Наталья АнатольевнаНаписать 1090 16.10.2017

    Номер материала: ДБ-762403

    • Дошкольное образование
    • Дошкольники
    • Статьи

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

      16.10.2017 547
      16.10.2017 219
      16.10.2017 448
      16.10.2017 1358
      16.10.2017 373
      16.10.2017 140
      16.10.2017 215
      16.10.2017 265

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.