Технологии социальной работы с детьми с дцп


О технологии работы социального педагога с семьёй ребёнка ДЦП, включение в реабилитационную работу, повышение уровня педагогической грамотности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП 35 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
Нормализация воспитания ребёнка с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое выполнение.
Социально-педагогический подход ориентирован на целостное формирование личности, наиболее полное использование индивидуальных возможностей ребенка в процессе его целенаправленного комплексного развития и создание условий, стимулирующих его активную жизненную позицию. Данный подход предполагает включение в процесс возможно более полной комплексной компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка с ДЦП его окружения (родителей, сверстников и общества в целом), развитие компенсаторных возможностей его организма, а также создание в обществе условий для наиболее полной и эффективной адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в развитии.
Технология работы с родителями представляет собой систему деятельности, направленную на социально-педагогическую подготовку родителей, включение их в реабилитационную работу с ребенком и повышение уровня их педагогической грамотности. В ее основе лежит специально разработанная система работы с родителями, позволяющая обеспечить целесообразный уход и социально-педагогическую реабилитацию ребенка с ДЦП в домашних условиях. Процесс социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП, нацелен на создание благоприятной среды для целостного развития личности ребенка.
Работа по обучению родителей в условиях реабилитационного центра носит комплексный и поэтапный характер. Каждый этап имеет свои цели, задачи, направления теоретической и практической деятельности и ориентирован на формирование и развитие у родителей навыков ухода за ребенком и основ социально-педагогической работы с ним, а также на включение родителей в активную работу с ребенком, приобретение родителями системы социально-педагогических знаний и умений. Родитель обучается уходу за ребенком и методике реабилитационной работы с ним. Практику педагогической работы он получает на занятиях и дома, закрепляя полученные знания.
Основными путями социально-педагогической подготовки родителей к реабилитационной деятельности являются:

• реабилитация членов семьи, в которой появился ребенок с ДЦП, разъяснение родителям перспектив развития ребенка и возможностей преодоления патологии , проводятся консультативные беседы, показ возможных ближайших и перспективных целей реабилитации, Конечная цель консультативной работы- с помощью специально-организованного процесса общения активизировать семью, повысить ее реабилитационную культуру, отрегулировать отношение к ребенку. Главным здесь выступает уровень доверия между педагогом и родителем, осмысление ими своей роли в реабилитационном процессе.

• обеспечение взаимосвязи возникающей потребности в определении перспективных целей и сроков их достижения у родителей и реальных возможностей реабилитации ребенка; предупреждение иллюзорности и разочарования в процессе реабилитационной работы с ребенком;

• обучение родителей методике реабилитационной работы с ребенком;

• разработка индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком и определение в ней места и роли родителей;

• помощь родителям в формировании социально-реабилитационного распорядка дня, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком;

• социально-реабилитационная работа с ребенком специалиста с постепенным включением в процесс деятельности родителей. Данный этап подразумевает совместную работу с родителями на занятиях- школа семьи, занятия проводятся с использованием таких методов как игротерапия, монтессори-педагогика, арт-терапия, водно-песочная терапия, сказкотерапия;

На эффективность процесса подготовки родителей к реабилитационной работе с ребенком оказывает влияние ряд факторов:

• организация групп родителей в зависимости от удаленности места жительства от реабилитационного центра;

• наличие позитивного контакта между родителями и ребенком;

• использование в процессе реабилитации всего потенциала семьи (морального, физического, психического, экономического);

• регулярность работы родителей с ребенком в домашних условиях;

• учет при составлении программы реабилитации индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

• непрерывность процесса социально-педагогической реабилитации;

• настрой родителей на положительные результаты.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Жаналина Лаула ЕркеновнаНаписать 1537 28.11.2017

Номер материала: ДБ-909057

  • Социальному педагогу
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    28.11.2017 324
    28.11.2017 462
    28.11.2017 310
    28.11.2017 331
    28.11.2017 621
    28.11.2017 2630
    28.11.2017 1419
    28.11.2017 249

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременнос­тью, взаимосвязанностыо, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воз­действия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая пози­ция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и ло­гопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебраль­ного паралича включаются: медикаментозные средства, различ­ные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо­ты предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигатель­ных, речевых и психических нарушений в динамике продолжаю­щегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздей­ствия, опирающегося на сохранные функции.

В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагно­стика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию доречевого развития и нарушения ориенти­ровочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми нередко начи­нается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздей­ствие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ран­ней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой фун­кциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.

Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в зна­чительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.

Основными направлениями коррекционио-педагогической работы в доречевой период являются:

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефек­тов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атак­сии, тонических нарушений управления типа ригидности). Разви­тие подвижности органов артикуляции.

Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активнос­ти (недифференцированной голосовой активности, гуления, ле­пета и лепетных слов).

Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуля­ция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жи^ни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3 месяцев).

Развитие сенсорных, процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, уве­личение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмич­ности дыхания и движений ребенка).

Формирование движений руки и действий с предметами (нор­мализация положения кисти и пальцев рук^ необходимых дня фор­мирования зритеДьно-моторной координации; развитие хвататель­ной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспеци­фических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность.

Формирование наглядно-дейсттенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

Формирование речевого и предметно-действенного общения с (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова).

Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового,
кинестетического восприятия).

Тренировка всех форм узнаваний
предметов.

Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы
в дошкольном возрасте являются:

Развитие игровой деятельности

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

Развитие и коррекция наруше­ний лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Формирование математических представлений. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению пись­мом.

Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции.Ее основная цель — раз­витие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивос­ти речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Задачи логопедической работы: а) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. (В более тяжелых случаях — уменьшение сте­пени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спас­тического пареза, гиперкинезов, атаксии; б) развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, уп­равляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; в) нормализация просодической стороны речи; г) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Коррекция нарушений звукопроизношения; д) развитие функций кистей и пальцев рук; е) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алали-ческой патологией речи, или при задержке речевого развития).

Традиционно используются следующие методы логопедического воздействия: 1) дифференцированный логопедический массаж. В за­висимости от состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии) с целью активизации мышечного тонуса; 2) точечный массаж*, 3) зондовый и пальцевой массаж языка; 4) пассивная артикуляционная гимнастика (логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции); 5) актив­ная артикуляционная гимнастика; 6) дыхательные и голосовые упражнения.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан
большой арсенал современных технических средств реабилитации,
основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости
от окружающих. Технические средства реабилитации существенно
облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп:

1. Средства передвижения — различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специаль­ная емкость для хранения термосов с пищей.

2. Средства, облегчающие передвижение — ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.

3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с наруше­нием функций верхних конечностей: специальные предметы оби­хода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми; приборами — телевизором, приемником, магнитофоном).

4. Двигательные тренажеры.

6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различ­ной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и ис­пользовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различных модальностей (музыки, цвета, запахов) может оказы­вать различное воздействие на психическое и эмоциональное со­стояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляю­щее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В усло­виях сенсорной комнаты используется массированный поток ин­формации на каждый анализатор. Таким образом восприятие ста­новится более активным. Такая активная стимуляция всех анализа­торных систем приводит не только к повышению активности вос­приятия, но и к ускорению образования межанализаторных свя­зей. В отличие от традиционных методов педагогической коррек­ции, для которых характерно небольшое количество и однообра­зие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложе­но разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, со­здавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальны­ми, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия про­водятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

1) релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного то­нуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц); б) сня­тие психического и эмоционального напряжения;

7. Мягкие игровые комнаты.

Применение различных технических средств реабилитации у де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции. Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техни­ческое средство, необходимо оценить степень нарушения функции.; с тем, чтобы предложить именно то средство, которое дало бы воз­можность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой — позволило использовать возможность восстановления нарушенной функции. Реабилитационное оборудование для детей выпускается главным образом зарубежными фирмами, однако в пос­ледние годы разрабатывается и изготавливается широкий ассорти­мент отечественных детских технических средств реабилитации.

Технологии социальной работы с детьми инвалидами

Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы детской инвалидности

1.1. Понятие детской инвалидности и ее виды, понятие реабилитации 6

1.2. Правовые основы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 20

1.3. Зарубежные концепции социальной работы с детьми-инвалидами 27

Глава 2. Технологии социальной работы с детьми больными детским

2.1. Понятие и характеристика детей с диагнозом ДЦП 42

2.2. Организация и программа социальной работы с дошкольниками

2.3. Описание методов и результатов проведения программы

В настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций — дифтерии, полиомиелита, туберкулеза и др. и, как результат вышеуказанных явлений — повышение общего числа детей-инвалидов.

По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности составляет в мире 1-2% от детской популяции и, согласно прогнозам, численность данного контингента детей будет увеличиваться и в дальнейшем.

Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 000 детей с врожденными и наследственными заболеваниями, из них более половины, как показывает практика, признаются в дальнейшем инвалидами.

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

В связи с вышеизложенным, серьезное беспокойство врачей, ученых вызывают вопросы разработки и применения технологий социальной работы с детьми-инвалидами. Все это и обусловливает социальную значимость изучаемой проблемы.

Вопросами изучения применения технологий социальной работы в работы с детьми – инвалидами занимались многие исследователи ().

Анализ накопившегося опыта показывает, что к настоящему времени разработано множество технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Описание и анализ опыта применения этих технологий и составляет научную значимость данного исследования.

Практическая значимость предопределена тем, что проведенная нами аналитическая работа поможет социальным работникам, воспитателя, психологам, педагогам специальных учреждений в работе с детьми-инвалидами.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.

На сегодняшний день проблеме изучения и применения различных технологий социальной работы при реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями уделяется в научной социальной и психолого-педагогической литературе достаточно внимания. Это, прежде всего, обусловлено тем, что проблема детей-инвалидов в настоящее время приобретает первостепенное значение. В тоже время, существует необходимость, определения наиболее эффективных методов и методик работы с детьми различных групп инвалидности.

Цель дипломной работы — изучение опыта применения технологий социальной работы с детьми инвалидами.

Объект исследования – дети-инвалиды, больные детский церебральный паралич (ДЦП).

. практику применения технологий социально-педагогической работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации [9, с. 702]. Теоретическими исследованиями работы социального педагога с детьми .

Предмет исследования – реабилитация детей с диагнозом ДЦП в социально-психологическом и педагогическом аспектах.

Гипотеза исследования – включение в технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями интегрированных подходов поможет им лучше адаптироваться к требованиям окружающей среды.

2. Изучение правовых основ медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.

3. Анализ зарубежного и отечественного опыта применения технологий социальной работы с детьми-инвалидами.

4. Понятие и характеристика детей больных детским церебральным параличом.

5. Описание и анализ применения технологий социальной работы с детьми больными ДЦП.

Основными методами исследования явились:

1. Изучение документации. Нами были изучены следующие материалы: личные дела на каждого ребенка, медицинские карты, журнал наблюдений с характеристикой каждого ребенка, результаты обследований дошкольников с ДЦП.

— с учителями, родителями детей, направленная на получение дополнительных данных по каждому из детей;

— с дошкольниками с ДЦП на установление с ними контакта и выявления психофизиологических особенностей детей.

3. Наблюдение. Для получения информации о программе коррекции мы наблюдали за дошкольниками в процессе игровой, учебной, реабилитационной деятельности.

4. Сравнительный метод. При помощи данного метода, мы сравнивали данные исследований до и после проведения программы коррекции.

Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:

2. Во второй практической главе нами были рассмотрены технологии социальной работы на примере работы с дошкольниками больными ДЦП. В данной главе нами были рассмотрены понятие и основные характеристики детского церебрального паралича, подробно описаны организация и программа социальной работы, проанализированы результаты применения программы в течение последних 5 лет.

Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы детской инвалидности

1.1. Понятие детской инвалидности и ее виды, понятие реабилитации

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности…………

Настоящее исследование было посвящено актуальной и все еще широко исследуемой в наше время проблеме применения технологий социальной работы с детьми инвалидами.

Теоретическая и практическая части нашей работы позволяет нам сделать ряд выводов.

В качестве основных понятий исследования нами были выделены следующие:

1. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В настоящее время инвалидов разделяют на три группы по трудоспособности: I группа (нетрудоспособные), II группа (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), III группа (трудоспособные в щадящих условиях труда).

2. Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

. . Социальная работа с инвалидами. – М.: Просвещение, 1996. 29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей //Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями .

3. Абилитация — это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека.

4. Реабилитацией – это восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменении условий жизнедеятельности.

5. Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Многие понятия, касающиеся детской инвалидности, выработаны системой международного и российского права. В российском законодательстве подробно описываются те системы льгот и поддержки, которые должны оказываться инвалидам в государстве. Правда, как показывает практика, эти законы не всегда выполняются. Транспорт, архитектурные строения, улицы оставаясь без специальных приспособлений не могут позволить, например, больным – колясочникам, свободно передвигаться по городу, учиться, посещать театры и музеи. И таких примеров можно привести достаточно много.

В практической части данной работы нами были рассмотрены особенности применения интегративного подхода в работе с дошкольниками с ДЦП.

. стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22. 11. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации . профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации детей с ОВЗ занимались такие .

Основу программы составляют занятия с детьми изодеятельностью, которые позволяют ребенку с ДЦП освоить необходимые мелко моторные навыки необходимые в школе. В широком смысле деятельность по программе подразумевает проведение различных игровых, музыкальных, творческих занятий, которые оказывают влияние на все стороны личности дошкольника с ДЦП.

Реализации программы предполагает проведение занятий как дома, так и в Центре.

В качестве основных методов исследования нами были использованы: изучение документации, беседа с педагогами, родителями и дошкольниками, наблюдение, методики изучения мелко моторных актов, а также сравнительный метод, который позволил сравнить результаты действия программы по различным параметрам.

Основными оценочными параметрами нами были выбраны следующие: 1. Психомоторное развитие и развитие общих двигательных навыков. 2. Эмоциональная сфера. 3. Коммуникативная сфера 4. Адаптированность поведения 5. Готовность ребенка к школе.

В качестве экспериментальных данных нами за последние 5 лет были взяты личные материалы 75 дошкольников в возрасте 6-7 лет с различными формами проявления ДЦП (за каждый год по 15 дел).

Проведенный нами анализ результатов показал, что в целом наша гипотеза о том, что включение в технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями интегрированных подходов поможет им лучше адаптироваться к требованиям окружающей среды, нашла свое подтверждение.

Работая с дошкольниками с ДЦП по программе, специалистам удалось не только повысить у детей уровень мелкой моторики, но и развить у них коммуникативные качества, эмоциональную сферу, повысить уровень адаптации в новых условиях. У многих дошкольников повысился уровень готовности к школе, дети стали более открытыми, эмоционально богатыми, творческими личностями.

Мы не можем говорить, что действие программы оказалось для всех детей одинаково эффективным. Дошкольники с глубокими, тяжелыми нарушениями в целом плохо поддавались коррекционному воздействию программы. Однако даже эти дети с большим удовольствием участвовали в мероприятиях и игровых, творческих занятиях.

. центр дистанционного обучения. 2.5. Инклюзивное образование Школа работает по программе инклюзивного образования. Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено — не более 10% на всю . самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении .

Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что для успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями любые применяемые технологии социальной работы должны строиться на основе интегративного подхода, который подразумевает включение ребенка через какую-либо программу, в жизнь всего сообщества, где есть место и нормальным детям, и ему, где он равный среди равных, где среда, окружающая его – доступна и где он может вместе со всеми играть, общаться, учиться и развиваться как личность.

1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации. — М., 2007.

2. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

3. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. — М.,2004.

4. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности// Социологический сборник. Вып. 7. — М.: Социум, 2000. С. 51.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.,1994.

6. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль,1993.

7. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. — М., 1995.

9. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. — М., 1995.

10. Декларация о правах инвалидов. Генеральная ассамблея ООН, 1975.

11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни-ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995.

12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.

13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.,1993.

14. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.

15. Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000.

16. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/Под ред. С.И. Реутова. — Пермь, 2004.

17. Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в развитии. — М.,2002.

18. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. — М., 1997.

19. Клюева Н.В., Касаткина Н.В, Учим детей общению. — Ярославль, 2005.

20. Коноваленно В.В., Коноваленко С.В, Артикуляционная и пальчико-вая гимнастика. Комплекс упражнений. — М.,2006.

21. Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. — М.,2005.

22. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

23. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — Ставрополь.,2003.

25. Оккупациональная терапия в Великобритании. — М., 1999.

26. Основы социальной работы/ под ред. П.Д. Павленок – М., 2003.

28. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. — М., 2000.

29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М.,1997.

30. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – СПб., 2002.

31. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).

— В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,2001.

32. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. — СПб., 1995.

33. Синицына Е. Умные занятия. — М.,1993.

34. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1997. С. 327.

35. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.,1994.

36. Социальная работа: теория и практика Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2001

37. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.

38. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. — М., 1996.

39. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М. – Тула, 2003.

40. Технологии социальной работы.//Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001.

41. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — СПб., 1999.

42. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата. — М., 2004.

43. Холостова Е. И. Оккупациональная терапия как на вое направление реабилитологии // Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.

44. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2006.

45. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – СПб., 2006.

46. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.